Оглавление
История создания памятника в Петербурге
Монумент был заказан императором Николаем 2 и членами его царской семьи. Для выполнения этой работы выбрали итальянского скульптора П. П. Трубецкого. Начиная с 1897 года и в течение последующих 9 лет, он проживал в России. Саму модель скульптуры Трубецкой выполнил в Петербурге. Для этой цели был выстроен павильон из железа и стекла. Он располагался на Старо-Невском проспекте. Всего скульптор создал 14 моделей: 2 по размеру самого памятника, 4 в натуральную величину и 8 небольших.
Бронзовая статуя также отливалась итальянцем-литейщиком Э. Сперати. Памятник Александру 3 состоял из двух частей. Первая из них – фигура императора — была изготовлена в литейной мастерской К. А. Робекки. Второй частью скульптуры являлся конь, которого вылили на Обуховском заводе.
Над постаментом трудился архитектор Ф. О. Шехтель, который высек его из красного валаамского гранита. Он был больше 3 м в высоту. На нем была высечена надпись «Императору Александру III — державному основателю Сибирского пути».
Надо сказать, что с самого начала работой Трубецкого был очень недоволен Великий князь Владимир Александрович. Он заявил, что этот памятник является карикатурой на его брата. Но в защиту скульптора выступила вдова императора, которая увидела явное портретное сходство со своим покойным мужем. Именно она поспособствовала тому, чтобы монумент был завершен. Наконец 23 мая 1909 года памятник Александру 3 в Петербурге был открыт в торжественной обстановке.
Уничтожение
К сожалению, вся эта красота оказалась недолговечной. После окончательной победы Октябрьской революции, в 1920 году, в день празднования Первомая, памятник Александру 3 в Иркутске был сброшен, за исключением самого пьедестала. После этого фигуру императора отвезли во двор здания, где находился Восточно-Сибирский музей. Впоследствии она была переплавлена.
До 1964 года пьедестал пустовал, пока на него не водрузили бетонный обелиск, сделанный по проекту известного архитектора В. П. Шматкова. А до этого, в разное время, на нем предлагали поставить статуи рабочего, Ленина и Шелихова, но до дела руки так и не дошли. В 60-х года прошлого века, согласно плану реконструкции города, часть Александровского сада была уничтожена.
Монумент в нумизматике и фалеристике
Серебряный рубль 1898 года в честь открытия памятника Александру II в Москве, 2007 год
- В ознаменование открытия мемориала Николай II подписал указ, согласно которому право на ношение медалей, учреждённых в связи с проведением крестьянской реформы, становилось наследственным — старшие прямые потомки награждённых, исключительно по мужской линии, получили право носить эти медали как собственные. В случае, если прямых наследников не было, медаль должна была оставаться на хранении у иных потомков этих лиц. Таким образом дополнялся порядок ношения следующих медалей: «За труды по освобождению крестьян», «За труды по устройству удельных крестьян», «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения».
- В память об открытии памятника были также отчеканены специальная настольная медаль, жетон и рублёвая монета тиражом 5000 экземпляров.
Первый монумент
Он был заложен по случаю окончания строительства Транссибирской магистрали. Памятник Александру 3 поставили на середине отрезка этого грандиозного рельсового пути, в Иркутске, на берегу Ангары, как раз напротив улицы Большой (сейчас Карла Маркса).
Этому событию предшествовал Всероссийский конкурс, а также получение разрешения на сбор средств для его создания по всей стране, так как для такого величественного монумента денег в казне не оказалось. Конкурс выиграл академик Р. Р. Бах. К тому времени он уже был известен своим памятником А. С. Пушкину, установленному в Царском селе и монументом М. И. Глинке в Москве.
Главным образом проект Баха выбрали из-за того, что его идея была проста и недорога. Он задумал поставить не просто памятник Александру 3, а в целом великому историческому событию, коим и являлось строительство Транссиба. В целом проект был одобрен сразу же и не требовал каких-либо последующих доработок. Единственное, что пришлось изменить, так это размер фигуры императора. Она была увеличена примерно на полтора метра.
Причина и следствие
Накануне, 4 июня, у Владимира Путина помимо выступления на пленарном заседании состоялось сразу несколько важных встреч на полях ПМЭФ. В них президент принимал участие дистанционно. В этот день глава РФ традиционно пообщался и с руководителями международных информагентств.
«Они всегда завершают, во всяком случае для меня, день работы на Петербургском форуме: уже как бы на десерт, на сладкое, самое интересное начинается на наших встречах с вами», — сказал Владимир Путин.
Одной из тем, которая затрагивалась во время мероприятия, стала предстоящая встреча главы РФ с его американским коллегой Джо Байденом. Владимир Путин отметил, что не ждет каких-то прорывов по итогам переговоров 16 июня в Женеве. Тем не менее он выразил надежду, что встреча будет конструктивной, поскольку у Москвы и Вашингтона есть общие интересы, и назвал Джо Байдена опытным мировым политиком.
«Если мы берем региональные кризисы, например на Ближнем Востоке, к чему ведет нерешенность этого кризиса? К росту терроризма. Это в высшей степени опасно для всех. Для Америки, для России, для Европы, для других регионов мира. Неурегулированность этих вопросов — причина, а терроризм — прямое следствие того, что там происходит», — пояснил президент.
По мнению Владимира Путина, для нормализации отношений между двумя странами необходимо, чтобы США научились уважать интересы России.
— Сейчас Америка не уважает никого и уважать не собирается, — отметил в беседе с «Известиями» профессор факультета права ВШЭ, американист Александр Домрин. — Когда Америка проявляет свою исключительность, эксклюзивность, самодостаточность — это касается всех стран за пределами Соединенных Штатов.
«Человек-скала»1
Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума, 4 июня 2021 года
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Эксперт согласен, что Москве прежде всего надо проводить прагматичную политику и работать над усилением страны. Это касается не только военного потенциала, но прежде всего экономики. Это, в свою очередь, будет вынуждать США относиться к РФ как к равноправному партнеру.
Обсуждалась и ситуация вокруг Курильских островов. Владимир Путин подчеркнул, что новая поправка к Конституции РФ о запрете на отчуждение территорий не означает, что переговоры по мирному договору с Токио должны быть приостановлены. Президент также добавил, что ни СССР, ни Россия никогда не соглашались на передачу Японии четырех южных Курильских островов.
«Да, у нас внесены изменения в Конституцию. Безусловно, мы должны это учитывать, но я не считаю, что мы должны приостанавливать разговор по мирному договору», — заявил президент.
Президент уверен, что ядерная проблема на Корейском полуострове не должна решаться с помощью введения новых санкций в отношении КНДР. По его словам, нужно создать условия, которые гарантировали бы безопасность Северной Кореи. При этом Владимир Путин напомнил, что Москва «категорически против распространения по планете оружия массового уничтожения».
Пи итогам встречи также стало известно, что товарооборот между Россией и Китаем к 2024 году может достичь $200 млрд. В 2020-м Москве и Пекину удалось удержать этот показатель на уровне $100 млрд, несмотря на начало пандемии COVID-19.
Мнения общественности
Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз». Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.
После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре.
Газета «Новое время» писала: «1000 человек у монумента — и все стоят с той безмолвной и презрительно удивленной улыбкой. Какая же это лошадь? Сзади словно боров какой-то. О фигуре самого императора — из уважения не говорят».
В «Петербургской газете» делился впечатлениями Владимир Маковский: «…больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно».
Другие газеты сообщали технические подробности: «…на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей.
Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей».
Представители императорской Академии художеств сетовали: «Господа, я очень любил Александра III и не могу смотреть на эту грубую вещь, проезжая мимо, я порчу нервы» … «Господа, господа, это карикатура на сапоги, на лошадь, на шапку, сплошная карикатура. Это не лошадь, а зверь какой-то…».
Живописец Чистяков: «Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная
топором. Ну, а фигура царя на что похожа?».
Репин: «Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь.
Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше
потомство с гениальным произведением искусства».
Появились эпиграммы посвященные памятнику:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
— В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX — начале ХХ века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
— Эпиграмма А. Рославлева (В. Васильев «Русская эпиграмма». — М.: Художественная литература, 1990)
В послереволюционный период памятник также подвергался критике.
Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:
«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья»
Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло.
После открытия памятника газета «Золотое руно» писала: «Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный
монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду
всероссийского тупика и его исторические причины. …Хрипящий зверь
сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и
устремившим фантастический взор в роковую даль, водружен на простой до
дерзости пьедестал. Лепка совершенная в своей дикости впервые
открыла истинное дарование П. Трубецкого. В статуе на площади в
Петербурге был смысл столь глубокий и столь действенный, которого в
никакой другой скульптуре наших площадей не было…».
В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о
демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого
«Пугало» ценным, как в художественном, так и в историческом отношении.
Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов.
После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут
придти к единому мнению относительно памятника императору Александру
III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как
о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое,
безусловно, имеет право на существование.
Выдающийся деятель и патриот
По словам российского лидера, Александр III отстаивал мир для России не уступками, а твердостью. Глава государства назвал императора выдающимся деятелем и патриотом, который всегда глубоко чувствовал личную ответственность за судьбу страны, делал все для развития и укрепления державы. «Современники называли его царем-миротворцем, но, как отмечал Сергей Юльевич Витте, он дал России 13 лет мира не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Александр III отстаивал интересы прямо и открыто, и такая политика обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире», — подчеркнул Путин.
Президент также отметил, что при Александр III бурно развивался индустриальный потенциал страны, было принято прогрессивное для того времени трудовое законодательство, создавались новые отрасли промышленности, началось строительство Транссибирской магистрали. Кроме того, при этом императоре в России началось качественное перевооружение армии, были реализованы масштабные кораблестроительные проекты
«При этом он считал, что сильное, самостоятельное, суверенное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и традиции, что великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям», — продолжил Путин. Он вспомнил и о подъеме русского искусства, пришедшееся на данную эпоху
Президент РФ подчеркнул, что, открывая памятник Александру III, «мы воздаем должное его делам, свершениям и заслугам, выражаем свое уважение неразрывной истории нашей страны, к людям всех званий и сословий, которые честно служили Отечеству». «Уверен, что нынешние и будущие поколения, как и наши великие предки, сделают все для благополучия и процветания Отечества», — заключил Путин.
Как добраться (доехать)?
Монумент обнаружится, когда вы доберетесь до остановки «Ливадия» и пойдете на юг. На машине от центра Ялты сюда самостоятельно доехать вы сможете так:
Туристу на заметку
- Адрес: пер. Батурина, Ливадия, Ялта, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.469504, 34.144187.
Именно памятью о самодержцах и великих князьях России встречает нас Ялта. Памятник Александру III в Ливадии – очередное тому подтверждение. К слову, фото этого образца монументальной скульптуры вы найдете у нас. Отзывы недавно побывавших тут россиян говорят, что фигура Александра Александровича «украшена стелой с барельефами, некоторые из которых не имеют никакого отношения к этому царю». К примеру, изображенный на ней Федор Достоевский умер за несколько лет до восшествия увековеченного в Крыму императора. В заключение предлагаем видео-обозрение этой новоиспеченной достопримечательности, приятного просмотра!
Что сделано, то сделано.
3.1. Без поводьев, без аксессуаров.
Трубецкой бросил окончательную модель, оставив ее без поводьев, мундштука и других аксессуаров, хотя когда-то ему делали замечание, что все это часть монумента (см. последний абзац п.2.4). Все это пришлось делать Сперати при сборке статуи, потом пришлось повторно оплачивать работы.
3.2. Витте о памятнике.
04.03.1908 министр финансов, руководитель Комиссии граф Витте осмотрел бронзовую статую, отливку статуи нашел удовлетворительной.
В то же время Витте нашел саму статую в художественном отношении крайне грубо исполненной.
Вместе с требованиями денег Трубецкого ему передали обращение А.Н.Бенуа, в котором тот находил необходимым переделать статую заново. На что С.Ю.Витте, возвратив это заявление, написал: «… конечно ничего не остается как оставить без последствий».
3.3. Статую установили.
Почти готовый памятник держали за забором, скрытым от глаз петербуржцев семь месяцев. Памятник открыли 23.05.1909.
Через два дня после открытия приехал Трубецкой и сделал свое фото на фоне памятника.
3.4. По иронии судьбы
в 1918 убрали битюка те самые большевики, которые по идее должны были бы в назидание потомкам оставить данный памятник на всеобщее обозрение. В настоящее время нужен старик Хоттабыч, который дернул бы себя за волосок и уменьшил бы битюка и всадника эдак раз в десять. Получился бы памятник импрессионизму, возможно, даже не из худших. Тогда и вопросов не было бы. Еще хорошо бы вернуть в казну эдак тысяч 250 царских рублей.
Также по этой теме:
Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 6
Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 11
Почему П.М.Третьяков не приобретал скульптуру
Последние три года жизни К.П.Брюллова
Николай I и изобразительные искусства. Часть 4
Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни Бартолини
Она не выдержала
В середине мая в деревню Самолва в десяти километрах от эстонской границы неожиданно приехала тяжелая строительная техника. 17 мая Владимир Путин своим распоряжением выделил Российскому военно-историческому обществу 112 млн рублей на сооружение здесь, на берегу Чудского озера, мемориального комплекса «Александр Невский с дружиной». Еще 38 млн рублей досталось «Российским студенческим отрядам» на благоустройство прилегающей территории.
В советское время на месте будущей стройки был аэродром, с которого летали рейсы до Пскова и Тарту. В июне корреспонденты «Медиазоны» застали там другую картину — пустырь, чей-то огород, гора земли и будка охранника, который запрещает снимать.
«Весь памятник будет выглядеть как щит такой русский, каплеобразный. Острие меча будет сюда, к стоянке, направлено, а в рукояти меча будет закладной камень стоять. В центре этого щита будет насыпан курган, диаметр по основанию 60 метров, высотой шесть метров, по верху диаметр 20 метров. На нем будет стоять монумент высотой 15 метров», — воодушевленно описывал еще не построенный монумент глава Самолвовской волости Ярослав Морозов.
«Его будет видно до эстонского острова девять километров по прямой. С той стороны материковая Эстония, до нее 12 километров. Они его оттуда тоже будут видеть, потому что особенно ночью он будет подсвечиваться красиво», — рассказывал Морозов. В ухе у него торчала белая гарнитура, посреди разговора глава прерывался, чтобы ответить на звонки местных жителей, и в первые минуты сложно было понять, с кем он говорит — с корреспондентами «Медиазоны» или своими невидимыми собеседниками.
«На кладбище среди могил засохла березина громадная, — возмущался Морозов после очередного звонка. — Люди говорят, ты ее убери, а кладбища нету у меня юридически, нет! Территория моей волости, но кладбище юридически не оформлено! Для этого нужно провести кадастровый учет кладбища, это денег стоит. У меня вообще четыре кладбища… Там, где хоронят людей. Везде одинаковая ситуация. Все говорят, помоги нам. А как помочь? Самому свалить? Тем более на могилы… Это надо краном цеплять, отпиливать, выносить с территории».
Летом Морозову пришлось разрешить куда более серьезный кризис. Строители монумента не учли, что последние 30 километров дороги до Самолвы не заасфальтированы. За пару недель затяжные дожди и сорокатонные грузовики сделали единственную грунтовку до деревни непроходимой.
Машины застревали в грязи, однажды в кювет завалился строительный кран. «В последний день учебного года автобус школьный сел вот. Я просто поехал и детей собирать, чтобы домой довезти. Машины мусорные не могли прийти. С «Мехуборкой», с региональным оператором, мы решили — поставили контейнеры. Здесь и в деревне Ремда, чтобы людям было куда мусор выкидывать», — вспоминал Морозов.
9 июня директор местного музея Ледового побоища Александр Потресов объявил, что «принял непростое в юбилейный год святого благоверного князя Александра Невского решение прекратить на неопределенный срок прием и обслуживание посетителей» в связи с «тяжелым аварийным состоянием единственной дороги, соединяющей трассу Псков — Гдов с деревней Самолва».
Потресов рассказывал «Медиазоне», что водители автобусов и раньше отказывались ездить по этой дороге, а с началом стройки «это просто опасно». Сам директор до Самолвы на полноприводной машине «пробрался с трудом»; вылетая из-под колес МАЗов, говорил он, камни на грунтовке «стреляют, как из пращи». «У нас были заявки, начиная с февраля люди записывались на лето. Сейчас мы вынуждены всем отказывать», — жаловался музейщик.
Он вспоминал: когда губернатор Псковской области Михаил Ведерников в апреле приезжал в Самолву обсудить строительство мемориала, его предупреждали — дорога не выдержит интенсивного строительства. Ведерников пообещал, что сразу после возведения монумента дорогу починят. «Я не знаю, кто просчитался и кто, допустим, какой начальник там принял решение, что дорога выдержит, а она не выдержала…» — задумчиво добавлял Морозов.
Новость о закрытии музея появилась в большинстве областных и федеральных изданий. В Самолву тут же приехали чиновники из Пскова и пообещали решить проблему. Потресов подчеркивал, что власть «достаточно оперативно отреагировала» на жалобы, о губернаторе у музейщика сложилось «хорошее впечатление». По грунтовке пустили несколько грейдеров и катков, которые непрерывно ровняли колеи и «гребенку». Дожди прекратились, и в середине июня корреспонденты «Медиазоны» на полноприводном внедорожнике сумели сквозь пыль доехать до Самолвы.
Все-таки это святое
Раньше в Самолве был рыбзавод, колхоз имени Александра Невского, небольшой аэродром, пристань для теплоходов и больница. Все это постепенно пришло в упадок и закрылось. В 1990-е украли и продали на металлолом аварийную линию электропередач, поэтому в непогоду волость иногда остается без света. По данным переписи, в 2010 году в Самолве были прописаны 210 человек; Потресов подсчитал, что сейчас здесь живут 167 человек. В школе учатся 10 детей. Летом население увеличивается в два раза — приезжают внуки и дачники.
«Волость вымирает потихоньку, — вздыхает Морозов, сидя в здании волостной администрации под картонным гербом России. — Молодежь уезжает, новых никто не приезжает. Приезжают только дачники, которые побудут сезон и уедут. Работы у населения никакой нет. То есть у нас кроме райпо магазина, частного магазина, почты — школа, детский сад, все. Никаких производственных предприятий, ничего нет». По оценке волостного главы, 30 километров асфальта до деревни обойдутся примерно в два миллиарда рублей. «У области, естественно, таких денег нет», — заключает он. В бюджет самой Самолвы, по его заверениям, строительство монумента не принесло ни рубля.
Но Морозов надеется, что с открытием мемориала все изменится. Вместе с памятником в деревне планировалось построить стоянку на 200 машин, вертолетную площадку, общественные туалеты и другие элементы инфраструктуры. «Все зависит от того, поедет ли сюда турист. Может, хоть что-нибудь сдвинется с места. Те же кафе, может, гостиницы», — рассуждает он, оставляя деловой тон и мечтательно оживляясь.
«Есть мысли всякие по развитию туристической деятельности здесь… Я вот предложил водным путем из Пскова через Талабские острова сюда возить туристов. Пусть пока лето, пока погода. Отбоя не будет! — уверен Морозов. — Тем более, раньше тут пристань была у нас, ходили суда на подводных крыльях в Эстонию». «Бизнес хороший», но, признает волостной глава, заняться им пока никто не хочет.
«Потом мне Татьяна Наместникова предлагала идею такую, тоже мы ее озвучиваем, но, понятно, что у нас-то денег нет в волости на такие вещи — пешеходную тропу сделать экологическую вдоль берега озера вот сюда от Самолвы к храму в Кобылье Городище. Расстояние где-то чуть меньше километра. Люди бы с удовольствием ходили пешком, а не по этой дороге катались. Приехали сюда в одно место, сходили погуляли, посмотрели памятник, сходили к храму, собрались, уехали», — фантазирует он.
Не все жители Самолвы разделяют надежды волостного главы — по его же словам, люди жалуются на шум от стройки, пыль, испорченную дорогу. Морозов в ответ упрекает их в эгоизме.
«Я, наоборот, значит людям объясняю, когда начинают возмущаться… Я говорю, понимаете, что это строится не для жителей деревни Самолва, а строится для всей России, поэтому, кто этого не понимает — того жалко. Все-таки это святое — Александр Невский. То есть из-за мнения одного человека давайте все забудем?! — возмущается он. — Президентом подписан указ о праздновании 800-летия еще в 2014-м году… То есть в масштабах страны это все принято. Вот поэтому, когда говорят, ой, с нами не посоветовался никто… Ну а как можно? Президент будет советоваться с каждым, кто тут проживает, что неудобство тут два месяца?».
Описание московского памятника
Монумент был выполнен из бронзы и изображал императора, восседавшего на троне. Здесь он был во всех царских регалиях, включая державу и скипетр в руках, а также корону на голове, с наброшенной на плечи порфирой, т. е. мантией монарха, которая спускалась на пьедестал из красного гранита. Цокольную часть постамента украсили четырьмя двуглавыми коронованными орлами с распростертыми крыльями, отлитыми из бронзы. Над ними работал скульптор А. Л. Обер.
Надо сказать, что памятник Александру 3 значительно обогатил общий ансамбль храма Христа Спасителя. Рядом со статуей императора была устроена гранитная балюстрада, а также великолепная лестница, ведущая к самой воде.
К большому сожалению, этот красивейший монумент простоял всего лишь 6 лет. Он был разрушен летом 1918 года, когда советское руководство перебралось в Москву. Но все же сохранилось несколько его фото. Памятник Александру 3 в Москве был, пожалуй, самым величественным. Постамент, оставшийся после его разрушения, простоял вплоть до 1931 года, когда снесли и сам храм Христа Спасителя.
Столп, на котором стоит дух нации
В июне 2014 года Владимир Путин подписал указ о праздновании 800-летия Александра Невского. В документе говорилось, что памятная дата учреждается «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Министерства и негосударственные организации тут же включились в конкуренцию за участие в торжествах, до которых оставалось еще семь лет.
В марте 2021 года министерство образования и науки отчиталось об утверждении плана, включавшего «152 мероприятия на федеральном и региональном уровнях». Зампред правительства Дмитрий Чернышенко рассказывал «Российской газете», что «образ святого князя-защитника Руси, как один из главных символов ратного подвига и духовного единства русского народа, будет широко вовлечен в визуальное и информационное сопровождение Парада Победы 9 Мая». Кроме лекций, выставок и праздников в городах России и Беларуси планировались массовые крестные ходы с мощами Александра.
В мае глава Российского военно-исторического общества, помощник президента и экс-министр культуры Владимир Мединский выступал с лекцией на просветительском марафоне «Новое знание». «Невский — это столп, на котором стоит дух нации, русская идеология, русская культура и русская национальная идея <…> Нам не нужны «супермены», «капитаны Америки», «бэтмены». У нас есть свои герои, такие, как написанный художником Кориным почти иконописный образ Александра Невского, и которые обеспечили создание той России, в которой мы живем сегодня», — зачитал Мединский. «Молодежная аудитория встретила эти слова аплодисментами», — говорилось в пресс-релизе РВИО.
Апофеозом кампании станет 12 сентября — день перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Петербург. К этому празднику приурочено и открытие мемориала в Самолве.
Еще в ноябре 2020 года губернатор Ведерников показал в инстаграме макет будущего памятника — всадник с хоругвью над головой попирает груду рыцарских доспехов, его окружают дружинники со знаменами на непропорционально длинных древках. «Очень красивая и талантливая экспозиция. Идея нашего владыки Тихона», — написал Ведерников, отметив, что «памятник будет установлен в следующем году в водах Чудского озера».
Уже после того, как губернатор представил макет публике — в феврале 2021-го — РВИО «по инициативе митрополита Псковского и Порховского Тихона» объявило прием заявок на лучший архитектурный проект мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной». «Мы всех приглашаем к участию, конкурс будет открытый», — передавала пресс-служба слова исполнительного директора общества Виталия Мартынюка.
В конце февраля РВИО сообщало, что конкурс открыт до 25 марта. Подавать заявки предлагалось на сайте «Памятное место». Сейчас этот сайт отключен, последняя его копия в веб-архиве сохранена 3 марта.
Какой именно проект мемориала в Самолве выиграл конкурс, долгое время не сообщалось. В начале июля пресс-секретарь РВИО Евгения Евграфова не могла ответить корреспондентке «Медиазоны» на вопрос о победителе. «Вся информация представлена на официальном сайте . Потрудитесь, пожалуйста, туда зайти и посмотреть», — сказала Евграфова. Тогда корреспондентка «Медиазоны» прочитала все новости на сайте РВИО до февраля, но не обнаружила имени победителя. При этом на сайте молодежных студенческих отрядов «Трудкрут.рф» новость о начале работ по благоустройству Самолвы еще в начале июня была проиллюстрирована рисунком того же проекта, который выложил в своем инстаргаме Ведерников.
Наконец, в середине июля РВИО раскрыло имя автора композиции — оказалось, что это скульптор Виталий Шанов. Среди его работ википедия упоминает барельефы для храма Воскресения Христова на Лубянке, статуи «святых православных воинов» в «комплексе «Прасковеевка»» под Геленджиком и барельефы для главного храма Вооруженных сил. Пресс-показ полноразмерной центральной фигуры мемориала (в глине) был назначен в подмосковных Химках 21 июля, когда стройка в Самолве шла уже полным ходом; при этом об итогах конкурса на сайте РВИО так и не сообщалось.
Что собой представляет памятник Александру III?
В Крыму памятник Александру III – 4-метровая в высоту композиция, состоящая из самой фигуры царя (сидящей), стелы, на которой тот сидит (иллюстрирующей достижения России в эпоху его правления), а также двуглавого орла. На стеле мы видим изобретенные в 1881-1894 гг. винтовку Мосина, самолет Можайского, открытия Менделеева и Пржевальского, несколько заводов и первый участок Транссибирской магистрали.
Автор показал самодержца-миротворца (контрреформами во внутренней и внешней политике тот пытался вернуть мир России) солидным мужчиной в военном мундире при орденах, уверенно опирающимся на саблю и смотрящим куда-то вдаль. Это очередной знак уважения указанному правителю за мужество в непростой ситуации (другие скульптуры в честь него имеются в Иркутске и Санкт-Петербурге). Такой же памятник должен был когда-то появиться и в Москве, но на его месте неожиданно возникла фигура Александра Второго: Ельцин, как и указанный правитель, любил выпить, а поэтому сделал свой выбор вместо предложения парламента и большинства москвичей.
Сразу бросается в глаза, что сын Александр III был сильным, широкоплечим человеком. Мощь его была доказана во время ЖД-катастрофы у станции Борки – это нынешняя украинская Харьковщина. Спасая родственников и близких, он 30 минут удерживал крышу рухнувшего вагона. Итогом нереального напряжения стала прогрессирующая болезнь, в результате которой он, по утверждению врачей, и умер.
Те, кто прогуливаются по ландшафтному парку Ливадийского дворца, могут также осмотреть его архитектуру – части названного ансамбля, построенные в стиле ампир. На территории дворцового заповедника Ялты также имеются здания конюшен, фонтан, скамейки вдоль ухоженных аллей, Воздвиженская церковь, отель и фешенебельный санаторий.