Казахские ханы

Избрание хана

Весть о предстоящих выборах хана (хан сайлау) заранее объявлялась жасауылами всем родам казахов. По этому случаю, женщины и дети надевали свои лучшие наряды. Мужчины приезжали на маслихат во всеоружии. Без него они не имели права голоса и могли быть притеснены более молодыми и сильными воинами.

Собрание открывала молитва ходжи, затем, слово предоставлялось уважаемому аксакалу. Перед народом выступали кандидаты в ханы. Они произносили речь о своих заслугах, и праве на ханский титул. Затем произносили речь их сторонники. Каждый мог выступить перед народом. Народ выражал волю возгласами одобрения или неприятия.

После того как определялся хан, выступали его сторонники, произносилась хвалебная речь, где наряду с заслугами говорили и о его недостатках.

На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» (хан Көтеру). На верхушке холма застилали белую кошму. Два уважаемых человека сажали хана на неё лицом в сторону Мекки. Затем, четверо из числа наиболее уважаемых султанов, биев, баев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой. Хан объявлялся официально избранным. За этим, следовало поздравления хана и повторное его поднятие над головой уже соратниками, претендентами и аксакалами.

С хана снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, их уносили с собой как реликвию. Взамен его одевали в новые сшитые специально для него белые халат и колпак. Скот избранного хана делили между собой все присутствовавшие на избрании, для того, чтобы поделиться с теми кто не смог присутствовать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыт). Он символизировал, что хан не имеет своего имущества*. Его богатство — богатство его подданных.

Если хан не оправдывал надежд и угнетал своих подданных, решением маслихата его низлагали. У хана отбирали всё имущество. Он не имел права сопротивляться, если хан или султан сопротивлялся и при этом пострадали люди, он обязан был выплатить выкуп. А если пострадали толенгуты хана, выкуп не платили. Этот обычай назывался — «грабеж хана» (хан Талау). Хан талау применялся и к баям. Первый и единственный хан к которому он применялся — Тахир-хан.

7. Правители Киши (Младшего) жуза

Абулхаир хан

  1. Абулхаир хан, сын Айтак-султана, хан Киши жуза 1718—1748

7.1. Правители Младшего жуза от России

  1. Абулхаир хан, сын Айтак-султана, хан Киши жуза 1731—1748
  2. Нуралы-хан, сын Абулхаир-хана, хан Киши жуза 1748—1786
  3. Жармухамбет-хан, сын Абулхаир-хана, хан Киши жуза 1786—1791
  4. Ералы-хан, сын Нуралы-хана, хан Киши жуза 1791—1794
  5. Есим-хан, сын Нуралы-хана, хан Киши жуза 1796—1797
  6. Айшуак-хан, сын Абулхаир-хана, хан Киши жуза 1797—1806
  7. Жанторе-хан, сын Айшуак-хана, хан Киши жуза 1806—1810
  8. Шергазы-хан, сын Айшуак-хана, хан Киши жуза 1812—1824

7.2. Правители Младшего жуза, выбранные народом

  1. Абулхаир хан, сын Айтак-султана, хан Киши жуза 1718—1731
  2. Барак-хан, сын Кайып-хана, хан Киши жуза 1731—1748
  3. Батыр-хан, сын Кайып-хана, хан Киши жуза 1748—1785
  4. Есим-хан, сын Самеке-хан, хан Киши жуза 1790—1791
  5. Абилгази-хан, внук Батыр-хана, хан Киши жуза 1791—1806
  6. Каратай-хан, сын Нуралы-хана, хан Киши жуза 1806—1816
  7. Арынгазы-хан, внук Батыр-хана, хан Киши жуза 1816—1821

Тяготы сиротской жизни

Абылай был рожден в 1711 году у правителя Среднего жуза Коркем-Уали, потомка великого Чингиз-хана. При рождении мальчик получил имя Абилмансур, но позднее он возьмет имя деда – Абылай — который прославился воинскими доблестями и приобрел прозвище Кровопийца.

История сохранила не так много сведений о ранних годах жизни и семье Абылая-хана. Известно, что свои детские и большей частью юношеские годы он провел в изгнании. Потеряв отца в междоусобной борьбе, тринадцатилетний сын правителя, согласно хроникам, бежал в сопровождении преданного слуги родителей в город Туркестан. Там он принимает еще один неожиданный удар судьбы, влиятельные родственники отвернулись от него. Чтобы прокормить себя, скрывая свое истинное происхождение, подросток нанимается к состоятельным кочевникам.

Бедно одетый и худощавый мальчик сполна познал горечь отверженности: люди прозвали его Сабалаком, что значит «нищий». Тем не менее никакие отрепья не могли скрыть его врожденный аристократизм и волевой характер. По воспоминаниям современников, будущий хан Казахского ханства всегда держался с неподражаемым достоинством и предпочитал одиночество и тихие места.

Кенесары и пророчество Ванги

Кенесары Касымов — внук Абылай хана, чингизид — родился в 1802 году. Прославленный государственный деятель и последний правитель Казахского ханства. Уже в юности он снискал уважение окружающих, проявляя свои лидерские качества. В начале XIX века, во времена активной колонизации Казахстана Российской империей, в народе росло недовольство проводимой политикой. Кенесары, будучи представителем казахской знати и, казалось бы, имея возможность припеваючи прожить жизнь, не мог смотреть безучастно на стенания народа.

Сначала под его началом была небольшая стихийная масса людей, но к 1841 году численность войска достигла 20 тысяч. Кенесары проводил военное обучение, ввёл ношение формы и знаков отличия, разделил воинов по сотням и тысячам. Кроме того, продолжая дело своего деда Абылая, Кенесары ввёл систему сбора налога, суд биев по шариату, создал военный совет. В 1841 году он был избран ханом и поставил себе цель вернуть казахскому государству прежнее величие.

В национально-освободительном восстании 1837-1846 годов все силы были брошены против колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Но, несмотря на все старания, отстоять ханство не удалось. Кенесары Касымов, сильный лидер и талантливый полководец, патриот до мозга костей, всю жизнь посвятивший служению отчизне, был повержен и казнён.

Поиски останков хана Кенесары, убитого в 1847 году, ведутся до сих пор. Считается, что тело последнего казахского хана вскоре после гибели было погребено на территории современного Кыргызстана, а отсечённая голова доставлена в Омск в качестве трофея. По одной из версий, до 1930-х годов череп Кенесары не покидал пределы города, но что случилось с ним позже – тайна, покрытая мраком.

Долгое время исследователи полагали, что голова Кенесары могла быть отправлена в Кунсткамеру, однако в музее не раз заявляли, что у них черепа Кенесары нет. Более того, не имеется никаких документов, свидетельствующих о нахождении ранее в Кунсткамере каких-либо предметов, относящихся к Кенесары Касымову, сообщили официальные представители музея ещё в 2004 году. Но казахстанцы не теряют надежды.

Ведь ко всему прочему имеется пророчество знаменитой Ванги о будущем нашей страны, согласно которому республику ждёт процветание, надо только «вернуть голову одного буйного правителя, который в древности сражался за страну». Почему-то считается, что сделано оно именно о Кенесары, но ведь и Кейки батыр пал смертью храбрых.

Казахстанский археолог Руслан Шербаев и вовсе назвал мифом существование черепа Кенесары Касымова: «Киргизы, казахи, каракалпаки, воевавшие с джунгарами, никогда бы не стали отрезать голову хану. В то время вообще не было такой традиции. Так что голова Кенесары хана – один большой миф. Казахские роды сами присоединились к Российской империи, и создавать резонанс, отрезая ханскую голову, российским властям было политически невыгодно. Так что если голову найдут, это будет точно не Кенесары. К ханам было особое отношение. Простой человек не мог убить хана, это мог сделать только хан, по традициям того времени. Когда нашли захоронение Джучи, то у него был переломлен хребет. Ханам нельзя было кровь выпускать – они должны были умереть так, чтобы не было крови».

На закате дней

Последние годы жизни Абылай-хана проходили в военных походах. В близлежащих областях Ташкента и Туркестана он захватил несколько присырдарьинских больших поселений. В 1781 году, после триумфального возвращения из очередной битвы, состояние его здоровья дало о себе знать. Абылай скончался осенью на берегу реки Арысь в южном Казахстане. Его прах с высокими почестями доставили в Туркестан, где захоронили при мечети Ходжи Ахмеда Ясауи. Трон верховного хана перешел к его старшему сыну Уали.

Надо отметить, что дальновидность Абылая прослеживалась во всем. Предупреждая возможные распри среди собственных наследников, он разделил владения между ними вскоре после своего восхождения на трон. Сохранились сведения, что число наследников от двенадцати жен насчитывало семьдесят человек, тридцать сыновей и сорок дочерей.

Рабство

К середине 18 века Российская империя расширилась до Сибири , и русские поселения начали появляться вдоль рек Волги и Яика . Казахстанско-российские отношения в приграничных регионах были напряженными, что часто приводило к взаимным набегам русских казаков на казахские земли и казахов на русские поселения.

Торговля рабами Казахского ханства на русских поселениях

В XVIII веке набеги казахов на территорию России в Оренбурге были обычным явлением; казахи схватили многих русских и продали их в рабство на центральноазиатском рынке. В поволжских немцах были жертвами казахских набегов; они были этническими немцами, жившими вдоль реки Волга в районе юго-востока европейской части России вокруг Саратова .

В 1717 году 3000 русских рабов, мужчин, женщин и детей, были проданы в Хиве казахами и киргизами.

В 1722 году они воровали скот, грабили из русских деревень и людей, попавших в плен, и продавали на невольничьих рынках Средней Азии (в 1722 году в Бухаре находилось более 5000 русских пленных). В середине 17 века 500 русских ежегодно продавались в Хиву казахами.

В 1730 году частые набеги казахов на русские земли были постоянным раздражителем и привели к порабощению многих царских подданных, которые были проданы в казахскую степь.

В 1736 году, подстрекаемые Кириловым, казахи Малой и Средней Орды совершили набеги на башкирские земли, убив или взяв в плен множество башкир в Сибирском и Ногайском уездах.

В 1743 году сенат издал приказ в ответ на отказ защищаться от нападения казахов на русское поселение, в результате которого 14 русских были убиты, 24 ранены. Кроме того, 96 казаков попали в плен казахами.

В 1755 году Неплюев попытался заручиться поддержкой казахов, прекратив репрессивные набеги и пообещав, что казахи могут оставить башкирских женщин и детей жить среди них (давняя точка спора между Неплюевым и ханом Нурали из Младшего жуза). Тысячи башкир будут убиты или взяты в плен казахами в ходе восстания, будь то в попытке продемонстрировать лояльность царскому государству или в результате чисто оппортунистического маневра.

В период с 1764 по 1803 год, по данным Оренбургской комиссии, двадцать русских караванов подверглись нападению и разграблению. Казахские рейдеры атаковали даже большие караваны, которые сопровождались многочисленной охраной.

Весной 1774 года русские потребовали от хана вернуть 256 русских, захваченных недавним набегом казахов.

Летом 1774 года, когда русские войска в районе Казани подавляли восстание под предводительством казачьего предводителя Пугачева , казахи совершили более 240 набегов и захватили множество русских и стада вдоль границы Оренбурга .

В 1799 году самый крупный русский караван, который был разграблен, потерял товар на сумму 295 000 рублей.

К 1830 году российское правительство подсчитало, что ежегодно в Хиве похищали и продавали в рабство двести русских.

Работорговля в Российской империи на казахском поселении

В 1737 году российская императрица Анна Иоанновна издала приказ, узаконивший работорговлю в Сибири .

По некоторым артефактам, цена казахского мужчины составляла десять рублей , а казахской женщины — шесть рублей .

Было много сообщений о набегах русских казаков, которые захватили казахские семьи, которые затем были доставлены в Петропавловск и Омск , где они были проданы богатым русским землевладельцам в крепостное право .

К концу 18 века земли казахского Младшего жуза (или Младшей Орды) были включены в состав Российской империи, и набеги казахов на русские колонии постепенно уменьшились и прекратились.

23 мая 1808 года губернатор Петр Капцевич подписал приказ об освобождении всех рабов и крепостных казахов обоего пола, достигших 25-летнего возраста.

Отмена рабства

Российская администрация освободила рабов казахов в 1859 году. Однако отдельные похищения русских или украинцев казахами для невольничьих рынков Средней Азии продолжались до царского завоевания Хивы и Бухары в 1860-х годах. На основных рынках в Бухаре, Самарканде, Каракуле, Карши и Чарджу рабы состояли в основном из иранцев и русских, а также некоторых калмыков; их привезли туркмены, казахи и киргизы. Печально известный рынок рабов для захваченных в плен русских и персидских рабов был сосредоточен в Хивинском ханстве с 17 по 19 века. Только в первой половине XIX века около миллиона персов, а также неизвестное количество русских были порабощены и переселены в среднеазиатские ханства. Когда русские войска взяли Хиву в 1873 году, там было 29 300 персидских рабов, захваченных туркменскими налетчиками. Согласно Йозефу Вольфу (Отчет за 1843–1845 гг.), Население Бухарского ханства составляло 1 200 000 человек, из которых 200 000 были персидскими рабами.

Дофамин всему виной

Чингисхана изучают не только историки, но и химики, генетики, биологи. Эта дисциплина называется социобиологическая наука. Фундаментальные исследования в этой области осуществлены профессором Юрием Новоженовым из Екатеринбурга в его многочисленных трудах. Он же и меня привлёк к этой теме.

А характер, который в основном воспитывается социокультурной средой и меняется с возрастом, формируется из четырёх независимых черт: автономия, способность к сотрудничеству, то есть кооперативность, эмоциональная стабильность и чувство превосходства.

Фото из свободных источников
Характер и темперамент Чингисхана — следствие повышенного

дофамина

Изучив исторические свидетельства о жизнедеятельности и поведении Чингисхана, мы пришли к выводу, что все основные черты темперамента и характера, перечисленные выше, присущи такой незаурядной личности, как этот создатель Великой Юго-Восточной империи Евразии. Вполне возможно, он обладал геном «любителей нового», который чуть длиннее, чем у обычных людей. Такие люди имеют ярко выраженный исследовательский характер, который заставляет их снова и снова испытывать тягу к экстремальным ситуациям, получению сильных эмоций, недостижимых в обычной жизни.

Этот ген кодирует белок — рецептор Д4. Он принимает сигнал от нейромедиатора, дофамина, который выделяется из нервных окончаний, когда человек испытывает удовольствие, возбуждение и находится в состоянии агрессивности либо сексуальной активности. Открытие дофамина и изучение его действия — одна из замечательных страниц в истории науки.

Борьба за утверждение своего секс-статуса сопровождала Чингисхана с детства. Его отец, Есугей-багатур, что означает «богатырь“, был потомком Хабул-хана. Человек храбрый и решительный, он был не ханом, он был воином и главой рода Борджигинов, обитавших в районе к северу от современной российско- монгольской границы, там, где сейчас расположен город Нерчинск.

Основной единицей любого монгольского племени был патрилинейный род или «обох». Роды, происходившие от общего предка, считались родственными и назывались «ясун», то есть «кость». Браки между их представителями запрещались. Внутри самого обоха не все обязательно были родственниками, к нему могли  причисляться рабы или слуги, захваченные в плен во время войны или при других обстоятельствах. Эти работники назывались «отоле богол“ или «джалаху“. Различные роды входили в состав племени, которое называлось «ирген“, а племена образовывали союз племён или «улус“. Целые роды или племена вместе с вождями и пастбищами могли коллективно подчиняться другим родам или племенам. В таком случае они назывались «унагин богол“. Рядовые члены рода подчинялись своим собственным вождям и вождям главного племени, но вожди подчинённого рода могли заключить брак с родом вождей главного племени.

Фото из свободных источников
Чингисхан имел несколько жён и несметное количество наложниц

В ходе завоевательных походов, естественно, Чингисхану в качестве трофея его соратники и сподвижники приводили в дар женщин аристократического происхождения, а точнее жён и дочерей правителей. Для сохранения своей и жизни своих детей, эти женщины делили ложе с великим полководцем. При этом они получали определённый статус, а вместе с ним — и гарантию на безбедное существование, а их дети переходили на службу в личную охрану полководца.

Фото из свободных источников
Дети Чингисхана входили в его личную охрану

Гены Чингисхана бесконтрольно дрейфовали и дрейфуют на всём евразийском пространстве. И отсюда учёные генографы сегодня обнаруживают в различных этносах гипотетический ген Чингисхана. Ни стали исключением и земли Дешт-и-Кипчака.

4. Ханы Казахского ханства

  1. Керей-хан, сын Пулад-султана, хан 1465—1474
  2. Жанибек-хан, сын Барак-хана, хан 1474—1480
  3. Бурындук-хан, сын Керей-хана, хан 1480—1511
  4. Касым-хан р.1445, сын Жанибек-хана, хан 1511—1522
  5. Мамаш-хан, сын Касым-хана, хан 1522—1523
  6. Тахир-хан, сын Адик-султана, хан 1523—1533
  7. Тогым-хан, сын Адик-султана, хан 1533—1538
    1. Буйдаш-хан, сын Адик-султана, правитель Жетысу, хан 1533—1560
    2. Ахмет хан, правитель верхнего течения Сырдарьи, хан 1533—1535
  8. Хак-Назар-хан, сын Касым-хана, хан 1538—1580
  9. Шигай-хан, сын Жадик-султана, Казахский хан 1580—1582, хан Ходжента 1581—1582
  10. Тауекель-хан, сын Шигай-хана, хан Африкента 1582, Казахский хан 1582—1598
  11. Есим-хан, сын Шигай-хана, хан 1598—1628
  12. Жанибек-хан, сын Есим-хана, хан 1628—1643
  13. Салкам Жангир-хан, сын Есим-хана, хан 1643—1652
  14. Батыр хан, сын Салкам Жангир-хана, хан 1652—1680
  15. Тауке-хан, сын Салкам Жангир-хана, хан 1680—1715
  16. Кайып-хан, сын Салкам Жангир-хана, хан 1715—1718
  17. Болат-хан, сын Тауке-хана, хан 1718—1729
  18. Абилмамбет-хан, сын Болат-хана, хан 1739—1771, хан Орта жуза 1734—1771
  19. Абылай хан р.1711, сын Коркем Уали-султана, хан Орта жуза и Казахского ханства1771—1781
  20. Кене-хан (Кенесары Касымов), сын Касым-султана, хан Орта жуза и Казахского ханства1841—1847

Экспонат Кунсткамеры №3383

Кейки батыр, полное имя которого Нурмагамбет Кокембайулы, принадлежал Среднему жузу, роду кыпшак. Родился в 1871 году. Великий воин ратовал за объединение и независимость казахского народа, был участником восстания 1916 года и сподвижником хана Абдулгафара. Великолепным стрелком и охотником Кейки слыл ещё с малых лет. Ходят легенды, что из древнего фитильного ружья он попадал в цель на расстоянии 700 шагов. Неудивительно, что в бою он неизменно показывал себя как доблестный воин, которому сложно найти равных.

Фото с сайта rferl.org
Памятник Кейки батыру

Лучшим другом Кейки стал не кто иной, как Амангельды Иманов, с которым они сблизились ещё в детстве, учась в медресе. Друзья разошлись во взглядах только после Октябрьской революции, которую Кейки, в отличие от Иманова, не признал. В конечном итоге Амангельды был арестован алашординцами, а Кейки батыр вынужден уйти в Улытау и Кызылкумы. На тот момент Кейки батыру исполнилось почти 50.

22 апреля 1923 года дом, в котором скрывался батыр, выдали предатели. Красноармейцы окружили здание. До последнего батыр отстреливался, но численность противников перевесила. Кейки батыр был убит и обезглавлен. Его голову в качестве трофея, а может, как доказательство смерти великого воина, солдаты увезли с собой. Останки оставили лежать рядом с телами убитых жены и брата. Согласно одной из версий, местные жители, напуганные зверствами большевиков, бежали в степь. Были ли похоронены тела Кейки батыра и членов его семьи, где и кем, никто не знает. На долгое время имя героя предали забвению.

В 1995 году стало официально подтверждено, что череп Кейки батыра находится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. Тогда МИД РФ сообщил казахстанской стороне, что «передача черепа Кейки Кокембайулы может быть рассмотрена Россией в случае, если просьба поступит от близких родственников (потомков), намеревающихся предать останки захоронению». Почти сразу такая просьба была отправлена, однако можно видеть, что результата нет и поныне. Одна из причин: у родственников в своё время не нашлось средств на доставку черепа и его захоронение.

В архивах музея череп батыра значится за номером 3383. В сопроводительных документах записано следующее: «3383. Череп знаменитого бандита казаха – Кейки, уроженца Кайдаульской волости, Тургайского уезда, казнённого в советский период. От Д. Д. Букинича в дар в 1926 году». Другая запись гласит: «Инв. №3383. 45 лет. Череп знаменитого киргизского бандита Кейки Тургайского уезда, Кайдаульской волости, свирепствовавшего в степи в 22 и 23 годах. Наводил ужас своими зверствами на местное население и на переселенцев, двигавшихся из Актюбинска в Атбасар. Был очень набожен и всегда в молитвах раскаивался в преступлениях. Его бандиты участвовали в отрядах красных и в отрядах белых. Участвовал в осаде киргизами города Тургая в 1916 году. Почитается киргизами за свою храбрость и считается «батыром», несмотря на свой невзрачный вид (низкого роста, худощавый). Был неоднократно арестован, но всякий раз бежал. При поимке голову отрубили китменём и доставили в город Тургай, где она была вывешена на площади. Д. Букинич».

Кунсткамера сегодня согласна вернуть череп Кейки батыра, если соответствующее указание даст президент России.

Прославленный батыр

Еще будучи безусым юношей, Абилмансур-Сабалак (Абылай-хан) начинает принимать участие в освободительной борьбе против джунгарских завоевателей. В пятнадцатилетнем возрасте, откликнувшись на клич Богенбай-батыра, он начинает биться на полях сражения как простой воин, проявляя лучшие качества защитника Отечества. Известность и слава пришли к нему спустя пять лет во время Аныракайской битвы, близ возвышенностей Улытау. Перед началом общего сражения в традиционном поединке батыров Абилмансур-Сабалак обезглавил предводителя джунгар Шарыша, племянника хунтайши Галдан-Цэрэна. Вслед за этим завязался общий бой, в ходе которого ойраты, потерпев сокрушительное поражение, стали сдавать позиции. В процессе битвы Абилмансур устремлялся на врага не иначе как с кличем «Абылай!», взывая о помощи к духу деда, после чего за ним закрепилось имя Абылай-батыр.

Вскоре после легендарного сражения выяснилось, что Абылай – это потерянный сын правителя Коркем-Уали, и утерянное признание вновь вернулось к внуку Кровопийцы. Однако он, не оставляя поля сражения, продолжает совершать подвиги и проявлять необыкновенную храбрость и находчивость.

Образование казахского ханства

Фото из свободных источников
Карта казахского ханства

Со времён золотоордынской «великой смуты» свыше ста лет в регионе длилась политическая нестабильность, практически непрерывно сопровождавшаяся войнами. Конфликтность ситуации подпитывалась и укоренившимися традициями династийного противоборства чингизидов. Вооружённое противостояние нескольких ветвей чингизидов – тукатимуридов, шайбанидов – за обладание властью в Дешт-и-Кыпчаке в общей сложности продолжалось 75 лет, с 1428 по 1503 годы. На заключительной фазе противоборства в престолонаследие вышли потомки Орда-Эджена.

Из книги «Казахские ханы и их потомки», автор Гизат Табулдин
Генеалогия дома Орда-Эджен

Бесспорно, для возникновения первого казахского государства – Казахского ханства – сложились определённые исторические обстоятельства. Они показывают, что падение государства Шибанида Абу-л-Хайр-хана в Восточном Дешт-и-Кипчаке и образование там Казахского ханства произошли по обычной для рассматриваемой эпохи схеме, согласно которой в средние века государства возникали и распадались вместе с той или другой династией.

Жошы, старший сын Чингисхана, воевал и захватывал другие страны под непосредственным руководством самого Чингисхана. Умер он в июне 1227 года, а в августе, похоронив сына, скончался и сам Чингисхан. По народному преданию, Жошы-хан погиб на охоте. Раненый им хромой кулан отгрыз ему правую руку.

Фото из свободных источников
Жошы-хан

В 1946 году археологическая экспедиция Казахской академии наук под руководством академика Маргулана вскрыла мавзолей Жошы, который  находится на берегу реки Кенгир в 45 км к югу от Жезказгана и обнаружила останки человека без правой руки. Достоверность легенды подтвердилась

Но, что самое важное, в могиле Жошы-хана учёные обнаружили родовые тамги всех ныне живущих казахских родов и каракалпаков. Находка казахских родовых знаков, хоть и косвенно, но подтверждает мысль о том, что в XIII веке казахский народ уже сформировался в отдельную нацию и жил на этой территории

Следует также заметить, что воинская традиция склонять знамёна перед гробом выдающегося военачальника уходит далеко в прошлое, в XIII век, а может и ещё дальше. Только, как в данном случае, вместо современных знамён ранее применяли другой знак – родовые тамги.

Фото с сайта kireev.kz/ulytau
Мавзолей Жошы-хана расположен в

предгорьях Улытау

По историческим источникам, у Жошы-хана от разных жён и наложниц было 40 сыновей. Одной из его жён была дочь покорённого им хорезмшаха Мухаммада — Хан Султан.

«После смерти Жошы-хана из всех его сыновей второй – Бату (Батый) был признан войсками на западе наследником отца, и этот выбор был утверждён самим Чингисханом. И весь народ изъявил покорность ему».

Фото с сайта tartar-sarmat.blogpost.ru
Бату-хан

Итак, в центре генеалогизированной системы исторического знания находится личность, которая отождествляет собой историческую эпоху и события.

Далее идут Чингизиды, потомки Чингисхана, наделённые властью над народом.  По своим человеческим качествам они были весьма различны меж собой: дальновидные стратеги, хитрые и талантливые полководцы, грозные и самодержавные правители, решительные  и трудолюбивые властители, расчётливые государи, заботливые отцы, богатыри-воины, готовые к самопожертвованию ради сохранения своего отечества. Они были смелыми и отважными в бою, жестокими и беспощадными к своим противникам и врагам, как победители  — щедры и великодушны. Нельзя не отметить, что это были любвеобильные мужи, талантливые поэты и летописцы, верные друзья и коварные союзники, деспоты и религиозные фанатики, до невероятности скупые, ленивые и безвольные соглашатели чужой воли, отчаянные карьеристы, убившие своих отцов ради достижения заветного трона. Среди них даже были душевнобольные.          

Вторжение цинских войск

В мае 1756 года после тотального уничтожения Джунгарии китайская армия вторглась на земли Казахстана. Одним из первых организаторов сопротивления врагу стал султан Абылай. Его наспех собравшемуся ополчению тяжело было противостоять оснащенным артиллерией цинским войскам. Сложившаяся напряженная ситуация побудила начать переговоры. Абылай и его соотечественники пытались избежать кровавых столкновений и путем дипломатии вернуть потерянные земли, ранее завоеванные ойратами. Цинское правительство также не было заинтересовано в военных действиях в Казахстане, поскольку у них в это время стали нарастать проблемы в других регионах. Помимо этого, специфика степной зоны не обещала им быстрой победы.

В 1757 году, пытаясь сохранить территориальную целостность, Абылай посещает Пекин, чтобы в качестве вассального князя официально принять подданство китайского императора. А чуть позднее он отправляет в Петербург своего родственника, закрепляя российский протекторат. Таким образом, положение Казахского ханства оказавшегося в тисках двух империй, было непростым. Но Абылаю удается, проявляя искуснейшую дипломатию, успешно лавировать и разрешать сложные вопросы мирным путем.