Оглавление
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
- Прима (prima — первая)
- Секунда (secunda — вторая)
- Терция (tertia — третья)
- Кварта (quarta — четвертая)
- Квинта (quinta — пятая)
- Секста (sexta — шестая)
- Септима (septima — седьмая)
- Октава (octava — восьмая)
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней
В нотах интервалы выглядят так:
Использование и названия октав
Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:
Октавы принято считать от ноты До
Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До
Взгляните на изображение:
Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.
Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.
Песенки для тренировок
Теоретическая часть закончилась и теперь можно сыграть песни на синтезаторе для начинающих. Ниже приведен список простеньких мелодий, которые хорошо подойдут для обучения.
Ну вот пришла лягушка
С этой песни по цифрам на синтезаторе начинают все дети. Куплет играется всего на 4 клавишах первой октавы. Мелодия простая, но зато она учит чувству ритма и помогает научиться быстро перемещать пальцами.
Мелодия из Гравити фолз
Конечно, кроме классики по нотам-цифрами для синтезатора можно играть и современные песни. Например, вступительная мелодия из мультика «Gravity Falls».
Здесь подключены аккорды, записанные в столбик. Они как-бы соединяются в один звук, поэтому их зажимают быстро и последовательно.
Играется мелодия аж на 4 октавах: малой, первой, второй и контроктаве, поэтому на тренировку понадобится больше времени. К тому же, здесь нужно быстро нажимать по клавишам.
С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)
Красивая и простая песенка, которой можно поздравить с Днем Рождения друзей или родственников. Не сложнее кузнечика, но здесь уже включены сразу 2 октавы: первая и вторая.
В лесу родилась ёлочка
Традиционная новогодняя песенка, которую можно исполнить на утреннике. В усвоении она чуть сложнее «Кузнечика», зато — циклична. Последующие куплеты играются точно также, как и первый.
Используется 2 октавы: первая и малая. Она научит малыша быстро играть двумя руками.
Песня из мультфильма «Фиксики»
Красивая детская песня из «Фиксиков» легко играется на синтезаторе. Хоть она и кажется сложной, используется всего 3 октавы: первая, вторая и малая.
Облака, белогривые лошадки
Песенка из старого советского мультика «Трям-здравствуйте» до сих пор преподается в большинстве музыкальных школ. Она простенькая, но для развития способностей подходит отлично. Хоть мелодия и простая, одна партия включает от 10 нот. Ребенок научится дольше играть без перерывов. А вот гармония легкая: всего 3 октавы.
Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)
Еще одна советская классика, которая подойдет для «продвинутых» пианистов. Песенка богатая на ноты и партии быстро сменяют друг друга. К тому же она длинная, что хорошо развивают сенсорную и механическую память.
А вот октав всего 2: первая и вторая. С ее изучением не возникнет проблем, если ребенок осилил «Облака, белогривые лошадки».
Пусть всегда будет солнце!
Настоящий гимн человеческому счастью, который часто поют на утренниках и детских праздниках. Песенка была написана так, чтобы ее смело могли играть дети, хоть нот здесь и много.
Играется на первой, второй и третьей октаве. Хоть она и кажется сложной, здесь куплет и припев повторяются несколько раз, поэтому достаточно выучить небольшой отрывок.
«Маленькая страна» (Николаев)
Милая песенка за авторством Игоря Николаева. Почти вся мелодия играется на контроктаве с небольшим включением третьей.
Так как интервалы между нотами короткие, придется быстро перемещать пальцы по клавишам. А учитывая, что контроктава предназначена для левой руки – это хорошая тренировка.
«Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»
Под эту песню засыпали миллионы детей в СССР. Она медленная, размеренная и очень простая в усвоении. Целиком играется на контроктаве.
Ноты для синтезатора по цифрам представлены ниже.
«Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку
Одна из самых грустных и красивых советских мелодий. Композитором Шаинским были задуманы красивые переходы на полутонах из третьей октавы, когда основная часть играется на контроктаве.
«Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»
Очень простая в усвоении песенка, практически полностью играющаяся на контроктаве. Дети с ее помощью могут развить хорошее чувство ритма, так как в припев построен на повторяющихся нотах.
«Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами
И напоследок, настоящая классика советской эстрады – «Лесной олень» Крылатова. Мелодия с резкими, неравномерными интервалами и плавными переходами из третьей октавы.
Обозначение нотам и октавам
В исторически сложившейся музыкальной нотации существует несколько методов обозначения октав:
- Научное обозначение.
- Слоговое обозначение Гельмгольца.
- Буквенное обозначение Гельмгольца — самое распространенное.
Обозначение нот по системе Гельмгольца:
- До — C.
- Ре — D.
- Ми — E.
- Фа — F.
- Соль — G.
- Ля — A.
- Си — H.
Обозначение октав:
- Субконтроктава — обозначается заглавной латинской буквой, в нижнем правом углу которой пишется цифра 2: А2.
- Контроктава — заглавная буква, обозначающая ноту, и справа от нее цифра 1: F1.
- Большая октава — только заглавная буква: D.
- Малая октава — латинская прописная буква: g.
- Первая октава — строчная буква и вверху, с правой стороны цифра 1: f1.
- Вторая октава — e2.
- Третья октава — h3.
- Четвертая октава — g4.
- Пятая октава — f5.
Расположение нот на нотном стане
Музыкальные инструменты имеют разный диапазон звучания: флейта-пикколо звучит вплоть до 5 октавы, а на тубе можно извлечь звуки контроктавы. Пианино имеет 88 клавиш и способно выдавать звуки как субконтроктавы, так и звуки 5 октавы. Нотный стан обладает лишь пятью линейками, как же отразить на нем все эти звуки? Посмотрите на изображение ниже.
Как видите, здесь использован только скрипичный ключ. Из-за этого появляется много дополнительных линеек, которые только мешают быстро читать ноты. В связи с этим появилась необходимость использовать другой ключ – басовый. В басовом ключеноты располагаются на тех же линейках, но обозначают другие звуки. Ниже вы можете увидеть соответствие нот в скрипичном и басовом ключах:
Низкие звуки удобнее записывать в басовом ключе, а не использовать множество дополнительных линеек. Чтобы научиться бегло читать ноты в этом ключе, необходимо немного потренироваться. Нота До первой октавы, записывается на дополнительной линейке. В скрипичном ключе она располагается под нотным станом, а в басовом – над ним.
А теперь, взгляните на соответствие нот и клавиш на инструменте:
Как определить количество клавиш по фотографии, не пересчитывая каждую?
Если посмотреть на иллюстрации выше, то становится понятно, что правый край клавиатуры, состоящий из 85-и клавиш, отличается от клавиатуры из 88-и
Определить количество клавиш можно по белым или по черным клавишам, как Вам будет удобнее.
По белым клавишам
Если с правого края после черной только одна белая клавиша, у пианино 85 клавиш.
Если белых клавиш две и последняя из них не имеет выреза, значит клавиш 88.
По черным клавишам
Черные клавиши разделены по группам. В каждой группе их 2 и 3 на протяжении всей клавиатуры.
Если в последней группе 2 черные, значит количество клавиш 85
Если 3 соответственно — 88
Музыкальные Ключи — Теория музыки
Редактор, корректор: Полина Полянская
Ключ
Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.
Скрипичный Ключ
Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:
Рисунок 1. Скрипичный ключ
Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком
Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.
Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль— ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:
Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе
На рисунке 2 мы разместили ноты от до (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) до си (на центральной линии). Последний символ — пауза.
Басовый Ключ
Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:
Рисунок 3. Басовый ключ
Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа— соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа:
Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе
Альтовый ключ
Этот ключ указывает расположение ноты До первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):
Рисунок 5. Альтовый ключ
Примеры
Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.
Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:
Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе
А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа:
Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе
В Альтовом ключе До эта же мелодия выглядит вот так:
Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе
В случае записи мелодии в ключе Соль, ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключе Фа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.
И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.
Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье «Ключи. Обзор».
Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.
Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи»
Итоги. Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль, Басовый Фа и Альтовый До.
Чем еще уникален Димаш?
Казахстанский певец открыл в себе талант предпринимателя. Недавно он запустил производство именного шоколада и элитного чая. Эти продукты активно покупают в Казахстане, Европе, США и странах Латинской Америки.
Также музыкант активно сотрудничает с именитыми продюсерами и актерами. Например, недавно он исполнил песню “Авангард”, которая станет саундтреком к одноименному фильму легендарного Джеки Чана. Трек мгновенно попал не вершину хит-парада Fresh Asia.
Больше новостей об уникальных людях и интересных события Казахстана можно найти на сайте, отслеживающем все актуальные новости.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Как брать аккорд?
Как только вы выучите, какие ноты входят в аккорд, можно приступать к их воспроизведению. Аккорд проигрывается одновременным нажатием всех нот или каждой по очереди. Со временем вы найдете свои способы извлечения звука, а на данном этапе важна правильная постановка пальцев, так называемая аппликатура. Положение пальцев и рук при игре аккордов в некотором роде отличается от порядка проигрывания мелодии
Вот несколько советов, на которые стоит, прежде всего, обратить внимание:
- пальцы держите с естественным изгибом и высокими;
- используйте вес руки при нажатии на клавиши, а не силу пальцев;
- играйте кончиками пальцев, ногти должны быть коротко подстрижены;
- старайтесь держать руки и плечи свободно в естественном положении;
- наиболее распространенная аппликатура трезвучий: мизинец, средний и большой палец (левая рука) и большой, средний и мизинец (правая рука); Например, для аккорда ре-бемоль мажор расстановка пальцев будет совсем другой: большой палец на ре-бемоль, средний на ноту фа и мизинец на ля-бемоль для правой руки и в обратном порядке для левой.
И помните, каждый аккорд нужно играть в медленном темпе и по несколько раз. Играйте твердыми, слегка «изогнутыми» пальцами и всегда держите руки и плечи свободными. Вы сможете играть аккорды более свободно, если научитесь использовать вес руки, не напрягая кисть и не применяя силу пальцев. Изучение фортепианной аппликатуры и развитие техники являются главными принципами в обучении игры на любом музыкальном инструменте.
Какие аккорды бывают?
Аккорды по классификации подразделяются на следующие категории: по характеру звучания или интервалу (мажорные и минорные трезвучия), по основному тону (основным является тот, в котором тоника совпадает с нижней нотой), по положению в тональности (неустойчивые и устойчивые) и в музыкальной системе (хроматические и диатонические). По числу тонов аккорды делятся на трезвучие, септаккорд, нонаккорд, ундецимаккорд, терцдецимаккорд.
С тем, что такое трезвучие мы уже познакомились, напомним лишь, что звуки трезвучия расположены в большой и малой терции и в соответствии с их комбинацией существует четыре вида: мажорные, минорные, увеличенное (2 большие терции) и уменьшенное (2 малые терции).
Септаккорд имеет четыре звука, расположенных также по терциям. Свое название он получил из-за семи ступенчатого интервала и различается по видам: большой мажорный, например до-ми-соль-си, малый мажорный (до-ми-соль-си-бемоль), большой и малый минорный, уменьшенный, малый уменьшенный и большой увеличенный (до-ми-соль-диез-си).
Аккорд, содержащий 5 звуков, называется нонаккорд. Если расположить его по терциям, то он будет содержать 4 терции, 3 квинты, 2 септимы и 1 нону, 2 септаккорда и 3 трезвучия. Существует два вида нонаккорда: большие нонаккорды (с большой ноной) и малые нонаккорды.
Следующий аккорд под названием ундецимаккорд имеет шесть звуков. Крайние ноты в этом аккорде имеют интервал ундецима, другими словами, терция, добавленная к нонаккорду.
Если интервал крайних звуков составляет терцдециму и количество нот 7, то такой аккорд будет называться терцдецимаккорд.
На первый взгляд все так сложно, столько непонятных терминов и, кажется, что невозможно освоить аппликатуру аккордов, но не нужно отчаиваться — новички начинают играть первые два вида и их достаточно для игры многих песен и произвдений, далее уже по желанию осваиваются и другие.
Таблица аккордов для пианино
Конечно, научиться играть на клавишном инструменте или на любом другом – это сложный навык, но если вы поставите перед собой цель и будете следовать правильному систематическому подходу, отбросив поиски легких и быстрых методов, у вас все получится. И помните, чем больше вы занимаетесь, тем быстрее овладеете техникой игры на пианино. Не сдавайтесь и обязательно играйте с удовольствием!
Также может быть интересно:
Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбрать цифровое пианино
Также возможно вам будет интересно почитать:
- о Casio
- о Roland
Длительности нот
Теперь поговорим о том, как считать ноты.
Как мы сказали, ноты – это символы, которые отражают высоту звука и его протяженность по времени. Эта протяженность называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Взгляните на картинку и прочитайте названия нот:
Целая – самая продолжительная нота. Остальные длительности происходят за счет ее деления.
Детям часто объясняют эту арифметику с помощью яблока:
Целая — выглядит как прозрачный овал. Для примера представим, что эта нота должна звучать 4 секунды.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Она выглядит как прозрачный овал, но со штилем – так называется палочка. Если целая нота звучит 4 секунды, то половинка (так называют ее музыканты) будет звучать 2 секунды.
Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой. Именно потому она и называется четвертью, что представляет собой одну четвертую часть целой ноты. Такая длительность будет звучать всего 1 секунду. Выглядит четверть как закрашенный овал со штилем.
Восьмая – представляет 1/8 от длительности целой ноты. Чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время целой ноты, их потребуется целых восемь. Если звучание целой составляет 4 секунды, восьмушка будет звучать в 8 раз короче — всего полсекунды. Внешне восьмушка очень привлекательна – у нее есть штиль и хвостик, который называется флажком. Как и четверть восьмушка закрашена.
Шестнадцатая – звучит в 2 раза короче восьмой, в четыре раза короче четверти и т.д. Чтобы заполнить продолжительность целой ноты, таких нот понадобится 16. Выглядит она так же, как восьмушка, но у шестнадцатой 2 флажка.
Тридцать вторая – звучит в 32 раза быстрее целой. Выглядит как шестнадцатая, но с тремя флажками.
Шестьдесят четвертая – рассчитывается по аналогии с остальными длительностями, имеет 4 флажка.
Надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться. Так будут выглядеть восьмые и шестнадцатые сгруппированные по 2, 3 и 4 соответственно:
Линия, которая объединяет ноты в одну группу называется ребром. Группировка 32-х и 64-х выполняется по тому же принципу; количество ребер будет соответствовать числу флажков тех нот, которые вы объединяете.
Первая октава на фортепьяно
Центральной на фортепьяно заслужено считается первая октава. Сами названия октав на фортепиано отражают ее статус «первой». На самом деле, как вы понимаете, первая октава по счету занимает пятое место. Композиторы в своих произведениях чаще всего используют первую октаву, ведь высота ее нот наиболее естественна: они не слишком высокие и не слишком низкие.
Ноты первой октавы
Октава состоит из семи «белых» клавиш (названия расположены в порядке возрастания):
- «до»,
- «ре»,
- «ми»,
- «фа»,
- «соль»,
- «ля»,
- «си».
Нота «до» первой октавы располагается на нижней дополнительной линейке скрипичного ключа. «Ре» находится под первой линейкой, «ми» – на первой линейке и т. д. «Белые» ноты могут располагаться на линейках или между линейками – и никак иначе. Не бойтесь того, что вы можете все это не запомнить. Просто начните играть на фортепьяно – и быстро научитесь различать ноты между собой.
На этом месте внимательный читатель должен спросить: а как же обозначаются «черные» клавиши, ведь мы до сих пор говорили только о «белых»? На самом деле для них используются специальные символы – «диезы» и «бемоли».
Диезы и бемоли
Начнем с примера. Чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается под нотой «си» (левее на клавиатуре), нужно на нотном стане слева от ноты «си» нарисовать значок бемоля — b. Называется эта черная клавиша соответствующе: си-бемоль.
Аналогично, чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается над нотой «до» (правее на клавиатуре), нужно на нотном стане добавить слева от ноты «до» значок диеза — #.
Существует знак, который позволяет отменять действие диезов и бемолей на нотном стане – бекар. А есть еще дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают ноты сразу на целый тон!
Важно знать, что некоторые обозначения на нотном стане могут определять одну и ту же клавишу. Например, соль-диез совпадает с ля-бемоль
А ре-диез – с ми-бемоль. С подобным дублированием вы успеете познакомиться позже, когда начнете разучивать сложные произведения.
В целом одна октава содержит 12 клавиш – семь белых и пять черных. Можно сказать, что октава делится на 12 частей. Расстояние между частями называется «полутоном». Так что диез – это повышение на полутон, а бемоль – понижение на полутон. Подумайте и ответьте на вопрос: что такое си-диез и до-бемоль?
Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).
Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.
Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:
- Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
- Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
- Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
- Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
- Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
- Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.
Обозначение
Октава шага
Октавы идентифицируются с помощью различных систем именования. Среди наиболее распространенных — научная система , система нот Гельмгольца , органная труба, MIDI и MIDI-ноты. В научной нотации высоты звука конкретная октава обозначается числовым индексом после названия ноты. В этой нотации средняя C — это C 4 из-за позиции ноты как четвертой клавиши C на стандартной 88-клавишной фортепианной клавиатуре, в то время как C на октаву выше — C 5 .
88-клавишное фортепиано с пронумерованными октавами и выделенными буквами (голубой) и A440 (желтый)
-
Научный С −1 C C 1 C 2 C 3 C 4 С 5 С 6 С 7 С 8 С 9 Гельмгольца C ,,, C ,, C, C c c ‘ c » c » ‘ c » » c » » ‘ c » » » Орган 64 футов 32 футов 16 футов 8 футов 4 футов 2 фута 1 фут 3 линия 4 линия 5 линия 6 линия Имя Dbl Contra Sub Contra Contra Большой Небольшой 1 линия 2 линия 3 линия 4 линия 5 линия 6 линия MIDI −5 −4 −3 −2 −1 1 2 3 4 5 MIDI-нота 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120
Оттава альта и басса
Пример тех же трех нот, выраженных тремя способами: (1) регулярно, (2) в скобках 8 ва и (3) в скобках 15 ма
Аналогичный пример с 8 ВБ и 15 МБ
Обозначения 8 или 8 ва иногда видели в ноты , что означает «играть в эту октаву выше , чем написано» ( все «Ottava :„на октаву“или все» 8 ва ). 8 а или 8 ва обозначают оттава , итальянское слово, обозначающее октаву (или «восьмая»); октава выше может быть указана как оттава альта или оттава сопра ). Иногда 8 ва используется, чтобы сказать музыканту сыграть отрывок на октаву ниже (когда помещается под, а не над нотоносцем), хотя также используется аналогичное обозначение 8 vb ( оттава басса или оттава сотто ). Точно так же 15 ма ( quindicesima ) означает «играть на две октавы выше написанного», а 15 mb ( quindicesima bassa ) означает «играть на две октавы ниже написанного».
Сокращения col 8 , coll ‘8 и c. 8 va обозначают coll’ottava , что означает «с октавой», то есть играть ноты в отрывке вместе с нотами в нотных октавах. Любое из этих направлений может быть отменено словом loco , но часто пунктирная линия или скобка указывают степень затронутой музыки.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Все понятно349Совсем запутался91
Откуда появились символы других ключей
В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.
Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».
Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II
За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.