Национализация

Оглавление

Изменение права собственности

После учреждения новых правовых норм, соответствующих новому общественному строю, права собственности, купленные во время революции на основе “основной законности”, всегда корректировались согласно правовой основе новой системы для обеспечения ее стабильности. Как правило, эти изменения всегда ограничивали характер по практическим причинам, касаясь обычно только самых одиозных случаев. Классическим примером данных обоснований является период буржуазных революций в Англии и Франции, когда был переход от традиционных отношений до собственности — “естественное состояние”, специфичное для феодальной системы, которую Гоббс характеризовал как “отсутствие собственности, отсутствие владения, отсутствие точного дифференцирования между мой и Ваши” 783, к гражданскому, буржуазному, частному праву собственности, врожденной от капиталистических отношений. Во время этого периода вместе с изменением связей с общественностью было также изменение статуса собственности и ее “революционное перераспределение” для преимущества новых владельцев. Изменение статуса собственности выполнило одновременно роль одного из главных механизмов “перераспределения”.

Мы коротко рассмотрели определение термина национализация, национализация банков, произведение национализации, мобилизация, изменение права собственности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Выполнение

Экспроприация

Экспроприация представляет собой конфискацию без финансовой компенсации. Исторически это самая старая практика, часто применяемая в отношении побежденных в конце войны.

Он может быть представлен как санкция либо судебная ( дело Тамплиеров, дело ЮКОСа совсем недавно), либо внесудебная (национализация Renault, в то время как смерть Луи Рено несколькими месяцами ранее прекратила судебное разбирательство против него за сотрудничество с оккупантом). Ленинские режимы практиковали национализацию в форме конфискации.

Декларация прав человека и гражданина 1789 года запрещено экспроприации без «справедливой и предварительной компенсации» .

Выкуп и компенсация

Национализация может быть предметом компенсации экспроприированным частным лицам. В эту категорию входят национализации при правительстве Пьера Моруа в начале 1980- х годов . Финансовая компенсация, как правило, является частичной, хотя бы потому, что перспектива национализации могла снизить стоимость компании на финансовом рынке.

Выкуп акций

Наконец, государство может решить действовать более гладко, просто купив акции компании. Это простая финансовая операция по обратному выкупу акций. Затем государство становится государством-акционером .

Похожие термины:

  • переход банков в собственность государства.

  • переход в собственность государства частных страховых организаций.

  • Переход частной собственности в руки государства. Так, например, в Великобритании в 1949 г. лейбористское правительство национализировало черную металлургию и ряд других отраслей. В 1953 г. при правит

  • ликвидация частной собственности на землю (поверхность, недра, воды, леса) и переход ее в собственность государства. При капитализме буржуазия не проводит национализации земли, поскольку она сама

  • передача предприятий, отраслей производства, находящихся во владении отдельных капиталистов или их объединении, в собственность буржуазного государства (см. Государственная капиталистическая с

  • переход в гос. собственность отд. пром. предприятий и целых отраслей произ-ва. Н. п. осуществлялась в тех или иных масштабах почти во всех капиталистич. странах. Национализация частных предприятий п

  • переход промышленных предприятий, принадлежавших ранее частным собственникам, в собственность социалистического государства. В условиях социалистической революции национализация промышленно

  • переход частной капиталистич. собственности на средства произ-ва в общественную. Представляет собой одну из гл. закономерностей социалистич. революции, теоретически обоснованную в трудах К. Марк

  • переход в гос. собственность средств транспорта, находящихся в собственности у отд. капиталистов или частных компаний. Характер, методы и цели Н. т. определяются обществ.-политич. строем гос-ва, в к-

  • является составной частью революц. экономич. мероприятий победившего пролетариата, направленных на ликвидацию частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва. В СССР она была осуществлен

  • переход средств производства, находящихся в частнокапиталистической собственности, в собственность буржуазного государства. Капиталистическая национализация не меняет характера капиталистич

  • переход предприятий, отраслей нар. х-ва, земли, банков, транспорта, внеш. и внутр. торговли и т. п. из собственности иностр. капитала и нац. буржуазии в руки гос-ва. Получила большое развитие в процессе

  • весь спектр действий правительства от экспроприации до принудительного выкупа имущества, направленный на обращение частной собственности в государственную или просто ограничение доступа инвес

  • имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и

Предыстория

Первая мировая война показала, что российская экономика не готова к ведению длительных военных операций. Запасов техники и вооружения хватило лишь на первые 4 месяца войны. Однако правительство, опасаясь усиления буржуазии, не привлекало частную промышленность к выполнению госзаказов военного ведомства. Лишь через год после начала войны власти решились на широкую мобилизацию крупных частных заводов.

Правительству, несмотря на быстрые темпы развития отраслей оборонной промышленности, не удалось создать слаженное военное хозяйство. Металлургический и топливный кризис, расстройство работы транспортной системы вызвали большие перебои в работе машиностроительных и военных заводов.

К 1917 году экономика Российской империи и промышленный комплекс оказались на грани катастрофы. Временное правительство, пришедшее к власти в марте 1917 года, так и не смогло повлиять на ситуацию. Оно не сумело провести необходимые экономические реформы и организовать работу предприятий. В результате большевики, захватив власть в октябре 1917 года, «унаследовали» разрушенную экономику страны.

Примеры

Другой пример — экспроприация банка Granahorrar, принадлежащего Хулио Карризоса Мутису в Колумбии в 1998 году в рамках экономического плана, выполненного колумбийским правительством по смягчению последствий финансового кризиса. В конце 90-х Центральный банк попытался сократить ликвидность, вызванную финансовым кризисом, и Гранахоррар, который в то время был одним из самых рейтинговых финансовых учреждений, пострадал от проблем с ликвидностью, вызванных решениями правительства. В результате банк был экспроприирован без компенсации и продан 31 октября 2005 г. испанскому банку BBVA .

В Венесуэле план масштабной экспроприации, начатый в 2007 году, позволил экспроприировать тысячи компаний (из всех стратегических секторов) и землю (аргументируя это тем, что те, которые были непродуктивными, должны использоваться для обеспечения «продовольственной безопасности и суверенитета»). Экспроприация и национализация были одной из характеристик правительства экс-президента Венесуэлы Уго Чавеса и президента Николаса Мадуро . Результатом стали негативные последствия в секторе экономики.

Чили

В 1972 году чилийское правительство получило контроль над основным иностранным сектором чилийской горнодобывающей промышленности. Процесс, обычно описываемый как Chilenización del cobre , начался при правительстве Карлоса Ибаньеса дель Кампо и завершился при правительстве президента Сальвадора Альенде , завершившего национализацию.

Колумбия

Granahorrar Bank был банком, базирующимся в Колумбии (1972–1998). Когда он был открыт, он был частью бизнес-конгломерата Grupo Grancolombiano. Конгломерату также принадлежал Banco de Colombia ( Bancolombia ), крупнейший банк Колумбии. В 1982 году конгломерат пережил период кризиса. Следовательно, колумбийское правительство национализировало банк Granahorrar и фактически захватило банк силой у его частных владельцев.

Германия

После Первой мировой войны железные дороги были национализированы . Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn принадлежит Федеративной Республике. В 2008 году было решено «пустить в обращение» часть бизнеса, что означало прекращение 100% доли, принадлежавшей Федеративной Республике Германии, с планом, согласно которому 25% общей доли будет продано частному сектору. Однако с началом финансового кризиса 2007–2008 годов это было отменено.

Мексика

Один из примеров экспроприации произошел между Соединенными Штатами и Мексикой в 1938 году, когда президент Мексики Ласаро Карденас подписал распоряжение об экспроприации почти всех иностранных нефтяных компаний, работающих в Мексике. Первоначально это имело серьезные негативные последствия для экономики Мексики, когда их экспорт нефти был бойкотирован крупными нефтяными компаниями, что резко снизило экспорт, но позже экономические выгоды от этого шага стали очевидны, когда новая национальная нефтяная компания PEMEX стала внес важный вклад в « Мексиканское чудо» , и вскоре за этим последовала национализация нефти в большей части Латинской Америки и развивающихся стран.

В 1982 году президент Хосе Лопес Портильо начал национализацию банковской системы Мексики в ответ на долговой кризис. При президентстве Карлоса Салинаса де Гортари (1988–1994) национализированные банки были очень быстро приватизированы между 1991 и 1992 годами в пользу мексиканских семейных групп.

Венесуэла

С 2007 года правительство Уго Чавеса начало национализацию различных компаний. Он стартовал 1 мая 2007 года с крупнейшими нефтяными компаниями мира. 3 апреля 2008 года Чавес приказал 9 апреля национализировать цементную промышленность и национализацию венесуэльского сталелитейного завода, а также других отраслей, таких как заводы по переработке и упаковке цемента и риса.

Причины национализации

Часть вкладов в банках были от иностранных лиц. Их вывод мог подорвать российскую банковскую систему. Именно поэтому большевики в январе 1918 года объявили о конфискации всех вкладов больше пяти тысяч рублей.

Что касается национализации самих банков, то по мнению историка и политолога С. Кара-Мурза это было «больше вопросом политики, чем экономики». Дело в том, что большинство финансовых операций в промышленности и в целом в экономике было через частные банки, совладельцами в которых были иностранцы. Таким образом представители стран Антанты могли влиять на политические решения в России.

Национализация нефтяной сферы нужна была большевикам также потому, что в ней преобладал американский и английский капитал. Кроме того, за счёт продажи угля и нефти, большевики планировали в будущем восстанавливать экономику. Что касается оружейной промышленности, то она и так была исключительно в государственной собственности.

Таким образом, национализируя промышленность, большевики планировали достичь следующих целей:

  1. Экономические. Установить контроль над ресурсами и капиталом.
  2. Внутриполитические. Как говорил Троцкий, «руководители заводов являются оплотом, ячейкой контрреволюции». После национализации предприятиями должны были управлять избранные советы и государственные наркоматы.
  3. Внешнеполитические. Страны Антанты через владельцев заводов, банкиров и прочих инвесторов оказывали давление на экономику и помогали белому движению.
  4. Идеологические. Большевики объявили военный коммунизм, как этап по пути к светлому коммунистическому раю. Для этого они хотели ликвидировать частную собственность и товарно-денежные отношения.

Национализация промышленности давала большевикам доступ к ресурсам для победы в гражданской войне, но создавала несколько серьезных проблем. Во-первых, конфликт со странами Антанты, откуда было большинство инвесторов и собственников. Во-вторых, большим количеством предприятий нужно было управлять, а для этого нужны компетентные кадры, а не просто революционеры.

Что произошло?

Федерация независимых профсоюзов России обратилась к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложениями по поддержке рынка труда. Одно из главных предложений звучит следующим образом:

Федерация независимых профсоюзов открыто призывает Правительство готовиться к массовой национализации предприятий. Само собой, Правительство не имеет право делать это просто из-за того, что кто-то опасается за рынок труда — так национализация не работает. Или работает, но не в современном обществе.

Заводы могут стать государственными.

Что такое национализация

Национализация — это передача чего-либо частного государству. Самый яркий пример национализации — 20-е годы в СССР. Большевики национализировали банки, заводы, имущество землевладельцев. После этого государство само занималось развитием каждой отдельной отрасли и не допускало ведение частного бизнеса.

Кризис ударит по заводам.

Что такое приватизация

В конце 80-х и 90-х россияне своими глазами наблюдали за приватизацией. Это обратный процесс — государственная собственность переходит в частные руки. Практически весь крупный российский бизнес был сформирован ещё тогда. С тех пор прошло много времени, нельзя сказать, что приватизация оказалась выгодной для всех — во многих маленьких городах закрылись градообразующие предприятия, которые были дотационными во времена СССР.

Сам по себе вопрос “Кому должна принадлежать собственность или капитал, как таковой?” ещё долгое время будет открытым. Это основополагающий вопрос для любой политической формации. Однако нынешние времена кажутся совершенно неподходящими для национализации.

Как российское правительство управляет капиталом

Если бы российское правительство (особенно в регионах) являлось синонимом фразы “качественное управление”, то национализация в трудные времена не была бы страшной — от этого проиграли бы только предприниматели. Но ситуация обстоит иначе.

Во второй половине 80-х появилась возможность создавать кооперативы. Директора заводов в то время получили власть над товаром, который производился сверх нормы, а манипуляции с отчётами открывали им возможность пользоваться подконтрольными предприятиями как частным бизнесом.

Политическая поддержка

Национализация была одним из основных механизмов постепенного перехода к социализму, за которые выступали социалисты- реформисты и социал-демократы . В этом контексте цели национализации заключались в лишении собственности крупных капиталистов, перенаправлении прибылей промышленности в государственный кошелек и установлении той или иной формы самоуправления рабочих в качестве предвестника создания социалистической экономической системы.

В Соединенном Королевстве после Второй мировой войны национализация получила поддержку Лейбористской партии и некоторых социал-демократических партий по всей Западной Европе. Хотя иногда это делается как часть стратегии построения социализма, чаще национализация также предпринималась и использовалась для защиты и развития отраслей, которые считались жизненно важными для конкурентоспособности страны (например, аэрокосмической и судостроительной), или для защиты рабочих мест в определенных отраслях.

Ренационализация происходит, когда государственные активы приватизируются, а затем снова национализируются, часто когда у власти находится другая политическая партия или фракция . Процесс ренационализации можно также назвать «обратной приватизацией». Национализация использовалась для обозначения либо прямой государственной собственности и управления предприятием, либо приобретения государством большой контрольной доли публично зарегистрированной корпорации .

Согласно исследованию Пааши Махдави, лидеры, рассматривающие национализацию, сталкиваются с дилеммой: «национализировать и получить немедленную выгоду, рискуя будущим процветанием, или поддерживать частные операции, передавая тем самым непредвиденные доходы, но обеспечивая долгосрочные финансовые потоки». Он утверждает, что лидеры «национализируют добывающие ресурсы, чтобы продлить срок своей власти», используя «этот увеличенный капитал для обеспечения политической поддержки».

Выплаты

Да, они полагаются собственникам. Все выплаты, как того и следовало ожидать, будут производиться за счёт федерального бюджета, при этом, прописаны три основных варианта определения размера выплат.

Первый вариант — оценка. В даном варианте оценку стоимости имущества производит тот, кто инициирует национализацию, допустим, депутаты. В стоимость войдут и убытки, которые может понести собственник, в т.ч., упущенная выгода, ограничиваемая лишь фантазией собственника.

Второй вариант — переговоры с собственником. Если хозяин предприятия согласен на сумму, предложенную государственным органом, подписывается соглашение и, вуаля — предприятие отходит государству, а собственник получает денежки из федерального бюджета. Получается этакая продажа предприятия государству, цена которого будет установлена соглашением.

Ну и третий порядок — судебный. Когда оценку производит уже суд, опять же, на основании мнений экспертов, т.е., тех же оценщиков. Суд, как водится, строг, но справедлив, а также обжалуем.

Нужна ли национализация прямо сейчас?

Национализация прямо сейчас не даст ничего иного, чем новое поколение “красных директоров”. Только в 80-х ими становились люди, которые имели большой опыт управления предприятиями, а сейчас таких людей просто нет.

Неизвестно, что будет с фабриками.

Национализация в нынешней ситуации поможет обогатиться только тем, кто вовремя запрыгнул в региональное управление. Поверить в то, что Правительство сможет успешно содержать заводы по стране, практически невозможно. Многие считают, что политика президента Путина приведёт Россию к реконструкции СССР.

Учитывая экономическое положение страны, получится воссоздать двадцатые (со строгой национализацией, постоянной пропагандой ненависти к бизнесменам и раскулачиванием землевладельцев) либо восьмидесятые (с “красными директорами”, коррупцией на местах и торговлей, чем угодно, мимо налогов).

Профсоюзы — фикция

В нынешней ситуации профсоюзы играют ровно ту же роль, что и Валентина Терешкова — Правительство не может само объявить некоторые решения, им требуется показать инициативу снизу. Президент не может сам предложить продлить его сроки правления, правительство не может объявить национализацию — требуется инициатива от инстанцией пониже. Эти инстанции с удовольствием выполняют то, что от них требуется.

Легитимная национализация

Итак, предположим, что вследствие тех или иных процессов (чтобы отдельным людям было спокойней — например, выборов), к власти в стране пришли некие «мы» или просто хорошие люди, которые считают, что необходимо провести национализацию, как минимум, стратегически важных для страны предприятий, а также вернуть народу его законную собственность на недра.

Если они выступали с такими заявлениями, им сразу пытаются пририсовать образ, в рамках которого они являются недалёкого ума злодеями, которые будто собираются сами, лично у кого-то другого всё отнять,  поскольку, якобы, лично им просто нравится отбирать.

Однако, дело обстоит совершенно иначе. Даже если у партии, или просто группы «хороших лиц» есть мнение, что национализация — это необходимо, её нельзя проводить до того, как большинство населения согласится с мнением этой партии или группы лиц. Что, конечно, не мешает рассказывать гражданам, зачем это нужно, и какая от этого будет польза непосредственно для самих граждан. Как никак, а юридическое право на реализацию тех или иных идей, принадлежит всем гражданам, и это правило должно выражаться посредством демократических институтов.

Первейшая задача, которая встанет перед этими людьми — это обеспечить легитимность происходящих процессов. Почему подавляющее большинство населения так люто ненавидит младореформаторов, которые проводили приватизацию в 90-ых? Не только потому, что власть разбазаривала общенародную собственность, но, в том числе, и потому, что никто не давал своего согласия на это разбазаривание. У людей не спрашивали хотят они проведения приватизации или нет, её просто начали проводить и всё. Более того, на мнение народа, который высказался за сохранение СССР, вообще наплевали с высокой колокольни, а конституцию приняли даже не на референдуме, а на никому не известной, с юридической точки зрения, процедуре «всенародного голосования», более того, утвердили её при условии, что ЗА эту конституцию отдала свои голоса только треть избирателей.

Действующую российскую власть совершенно не интересует мнение граждан своей страны по тем или иным вопросам, ей пофиг, что люди думают о продолжении приватизации, о десоветизации, монетизации, коммерциализации и так далее, они считают, что, раз их выбрали, они теперь вправе творить, что угодно, хотя это совершенно не так. Это вполне прекрасно обосновывается тем, что в рамках общества с классовым антагонизмом, власть всегда будет действовать в интересах своего класса.

Однако, если не углубляться в марксизм, то власть должна действовать в интересах народа и быть проводником его воли, она должна реально советоваться с народом по подобного рода сверхважным вопросам. Соответственно, первоначальной задачей будет проведение референдума по вопросу о пересмотре итогов приватизации и национализации

Важно обозначить это как два отдельных вопроса, так как:

1-ый вопрос это — Что мы будем делать с людьми, которые незаконным образом присвоили себе всенародную собственность и извлекали из неё личную прибыль?
2-ой вопрос это — Будем ли мы возвращать народу украденную у него собственность, а также будем ли мы национализировать другие стратегически важные элементы экономики?

И в дальнейшем «хорошие люди» должны действовать исключительно в соответствии с решением, принятым на референдуме. Если народ скажет «вешать» — значит, будем украшать фонарные столбы. Если скажет «сажать» — чемодан, лыжи, Магадан. Если скажет, что всех олигархов надо посадить на яхту к Абрамовичу, лишить гражданства и выслать из страны, значит, надо поступить именно так и никак иначе. Потому что это воля народа, а мы всего лишь его слуги.

То же самое и с вопросом о национализации. Если подавляющее большинство наших граждан выскажется против проведения национализации, то против воли народа не попрёшь. Но мы ведь рассматриваем вопрос, как эту национализацию проводить, так что посчитаем, что народ проголосовал за «отобрать и поделить» и перейдём к следующему пункту.

Закон о национализации угольной промышленности 1946 года

Закон о национализации угольной промышленности 1946 года получил королевское одобрение 12 июля 1946 года. Его длинное название — «Закон об установлении государственной собственности и контроля над угледобывающей промышленностью и некоторыми смежными видами деятельности; и для целей, связанных с этим ».

Положения

Положения закона состоят из 65 разделов в девяти частях плюс четыре приложения.

  • Национальный совет угля
    Разделы 1–4: Создание Национального совета по углю, его функции, конституция, полномочия министра и создание советов потребителей.
  • Передача активов Правлению
    Разделы 5–9: Передача активов; интересы в области патентов и промышленных образцов; права и обязанности; использование определенного имущества; определение вопросов перевода,
  • Компенсация за передачу имущества
    Разделы 10–16: Компенсация за перевод и основание для оценки; распределение переданных процентов; Центральная и районная оценочные комиссии; компенсация; оплата затрат; сроки,
  • Компенсация при увольнении и возмещение капитальных затрат
    Разделы 17 и 18: Выходное пособие; возмещение капитальных затрат
  • Удовлетворение и распоряжение компенсацией
    Разделы 19–25: Дата компенсации; получатели компенсации; способ удовлетворения; промежуточный доход; получение компенсации; ограничения на распоряжение товарными запасами; защита; долговые обязательства и акционеры компаний,
  • Финансовые положения
    Разделы 26–35: Авансы министра; полномочия по заимствованию; выплаты министру; резервный фонд; сверхдоходы; бухгалтерский учет и аудит; выпуск акций; общие положения о запасах; Консолидированный фонд; платежи и авансы Правлению; учет поступлений,
  • Экономия и положения, связанные с национализацией
    Разделы 36–45: Предоставление пенсионных прав; передача имущества; функции Угольной комиссии; упразднение коалиционного консультативного комитета; Комиссия по благосостоянию горняков; исследования в области безопасности и здоровья; свертывание схем реализации угля; Донкастерский дренажный район,
  • Разные положения о Правлении
    Разделы 46–54: Условия найма; налогообложение; переход ответственности за проседание; ответственность правления; компенсационные обязательства рабочих; документы правления; планы выработок; переданные документы; годовой отчет,
  • Общее
    Разделы 55–65: Оплата определенных расходов; раскрытие информации; штрафы; преследования и правонарушения; уведомления; арбитраж; нормативно-правовые акты; приложение для устного перевода в Шотландию; краткое название, объем и отмена.
  • Первое расписание
    Активы, передаваемые в правление
  • Второй график
    Передача в совет прав и обязанностей по договорам
  • Третий график
    Положения о схемах продажи в соответствии с частью I Закона об угольных шахтах 1930 года и о Комитете по дренажу шахт Южного Йоркшира
  • Четвертый график
    Постановления отменены

Компенсация

Поскольку национализированные отрасли промышленности принадлежат государству, правительство несет ответственность за погашение любых долгов . Национализированные отрасли обычно не заимствуют на внутреннем рынке, кроме краткосрочных заимствований. Если они приносят прибыль, прибыль часто используется для финансирования других государственных услуг, таких как социальные программы и правительственные исследования, которые могут помочь снизить налоговое бремя.

Традиционная позиция Запада в отношении компенсации была выражена госсекретарем США Корделлом Халлом во время мексиканской национализации нефтяной промышленности в 1938 году, заявив, что компенсация должна быть «быстрой, эффективной и адекватной». Согласно этой точке зрения, национализирующее государство обязано по международному праву выплатить обездоленной стороне полную стоимость отобранного имущества.

Противоположную позицию занимают в основном развивающиеся страны , утверждая, что вопрос о компенсации должен быть полностью оставлен на усмотрение суверенного государства в соответствии с доктриной Кальво .

Социалистические государства придерживались мнения, что компенсация не требуется, исходя из того, что частная собственность на общественные активы является незаконной, эксплуататорской или препятствием для дальнейшего экономического развития.

В 1962 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 1803 «Постоянный суверенитет над национальными ресурсами», в которой говорится, что в случае национализации владельцу «должна быть выплачена соответствующая компенсация в соответствии с международным правом». При этом ООН отвергла традиционную доктринальную точку зрения Кальво и точку зрения коммунистов

Термин «соответствующая компенсация» представляет собой компромисс между традиционными взглядами, принимающими во внимание потребность развивающихся стран в проведении реформ, даже без возможности выплатить полную компенсацию, и заботой Запада о защите частной собственности.

В Соединенных Штатах Пятая поправка требует справедливой компенсации, если частная собственность изъята для общественного пользования.