Оглавление
Популярность за пределами России (СССР)
Мелодия вальса снискала большую популярность за пределами России (СССР) — особенно в версии Маньчжурский бит (Manchurian beat).
США
Американская инструментальная рок-группа The Ventures — инструментальное исполнение Manchurian beat.
«Онегин» — британско-американский фильм 1999 года режиссёра Марты Файнс. На именинах Татьяны гости танцуют под вальс «На сопках Манчжурии», что является анахронизмом.
Финляндия
Первые граммофонные записи песни были сделаны в начале 1920-х годах, но более широкую известность в Финляндии вальс приобрёл к середине 1930-х годов после его исполнения аккордеонистом Вильо Вестериненом. Популярность вальса возросла после его исполнения в 1945 году финским певцом Аймо Вильхо Андерссоном. В последующем вальс исполняли такие музыканты и группы, как:
- Вейкко Ахвенайнен,
- финская инструментальная поп-группа The Sounds, основанная в 1963 году (не путать со шведской одноимённой инди-рок группой, основанной в 1999 году); исполненная ею в 1963 году версия вальса Mandshurian Beat (Mantsurian kukkulat) является первой финской композицией, превысившей миллионный объём продаж за пределами страны, в данном случае — в Японии,
- финская инструментальная группа Agents — инструментальная версия вальса Mandschurian beat, 1998 год,
- певица Лайла Киннунен записала песню на обоих — русском и финском — языках под названием Mandshurian kummut; русскоязычная версия песни вошла в Финляндии в верхние строчки рейтингов, что является редким для страны случаем.
Польша
Вальс звучит в финальном эпизоде знаменитого польского сериала «Ночи и дни» в сцене, представляющей русских офицеров, сидящих на террасе в кафе.
Мелодия вальса является центральной музыкальной темой в фильме «О чём не говорят» и звучит в моменты зарождения, развития и крушения любви главных героев.
Израиль
В конце третьей серии второго сезона сериала «Штисель», рассказывающего о жизни ультраортодоксальных евреев в иерусалимском районе Геула, одна из героинь в кругу близких родственников исполняет мелодию вальса на аккордеоне.
Операция по вытеснению
Общее руководство операцией у озера Хасан перешло к комкору Григорию Штерну. К 4 августа советские войска были сосредоточены для нанесения контрудара.
В боевые действия с советской стороны были вовлечены 15 тысяч военнослужащих и пограничников, 285 танков, 250 самолётов, 237 артиллерийских орудий.
Советские командиры на берегу озера Хасан во время вторжения японских войск. Фото: РИА Новости
Данные о численности японской группировки противоречивы, разные источники оценивают её в 10–20 тысяч военнослужащих. На их вооружении находились свыше 200 орудий, 70 самолётов, 3 бронепоезда, а также средства ПВО и противотанковые ружья.
6 августа 1938 года после артподготовки и массированной бомбардировки японских позиций советские части перешли в наступление. 32-я стрелковая дивизия и танковый батальон 2-й механизированной бригады наступали с севера на сопку Безымянную, а 40-я стрелковая дивизия, усиленная разведывательным батальоном и танками, наступала с юго-востока на сопку Заозёрную.
8 августа подразделения 40-й дивизии овладели Заозёрной, несмотря на отчаянное сопротивление японцев. На следующий день части 32-й стрелковой дивизии взяли сопку Безымянная. Противник был отброшен с территории СССР, государственную границу подразделения РККА не переходили.
В кинематографе и книгах
Песня звучит:
- В фильме «Пропавшая экспедиция» в 1-й серии на 16-й минуте (реж. Вениамин Дорман, 1975 год).
- В фильме «Приказ: перейти границу».
- В фильме «Урга — территория любви» Никиты Михалкова музыканты играли вальс по нотам, наколотым на спине у героя Владимира Гостюхина.
- В телефильме «Место встречи изменить нельзя», в 1-й серии, когда оперативники ждут бандита на Чистопрудном бульваре.
- В фильме «Кавказский пленник» Сергея Бодрова.
- В телесериале «Диверсант».
- В телесериале Сергея Урсуляка «Исаев».
- В телесериале Рышарда Бера «Кукла» (анахронизм: действие телесериала разворачивается в 1870-х годах).
- Мелодия вальса использована в сценах бала в семействе Лариных в честь именин Ольги в фильме «Онегин» Марты Файнс (анахронизм, являющийся специально задуманным художественным приёмом авторов: действие фильма происходит в 1820-е годы).
- Мелодия использована в сериале «Вечный зов», в 1-й серии, в сцене возвращения солдат с русско-японской войны.
- Звучит в полной версии со словами во второй серии сериала «Пётр Лещенко. Всё, что было».
- В фильме «Служебный роман» Эльдара Рязанова герой Андрея Мягкова напевает пародийные куплеты на мотив довоенного варианта вальса: «Тихо вокруг, только не спит барсук …».
- В сериале «Тяжёлый песок».
- В фильме «Брестская крепость».
- В фильме Сатыбалды Нарымбетова «Мустафа Шокай»: главный герой на балу в особняке Еникеевых в Ташкенте знакомится со своей будущей супругой Марией Гориной и приглашает её на вальс.
- В телефильме «Винтовая лестница» в исполнении героини Инны Чуриковой — Ольги Михайловны Горчаковой.
- В фильме Алексея Балабанова «Трофимъ» (исполняет Сергей Чиграков), сцена в трактире.
- В фильме Виктора Сергеева «Странные мужчины Семёновой Екатерины».
- Упоминается в книге Валентины Осеевой «Динка прощается с детством».
- Используется в качестве музыкальных вставок в песне Александра Галича «На сопках Манчжурии (памяти Зощенко)».
- В фильме «Крест любви» (фин.)русск. использована мелодия песни.
- В фильме «Сын полка», исполняется на гармони во второй серии.
- В фильме «Миссия в Кабуле» использована мелодия песни.
- «На сопках Маньчжурии» — вышедший в 1952 году двухтомный роман советского писателя Павла Далецкого, посвящённый событиям русско-японской войны 1905 года.
- В фильме «Все мы моряки», Перу-Доминикана, 2018, песня звучит акапелла в исполнении Светланы Козицкой.
- В 18-й серии мультсериала «Ну погоди» использована мелодия песни (сцена танца Волка и охранника Бегемота в торговом центре «Берёзка в Лужниках»).
Текст
Из-за широкого распространения некоторые куплеты видоизменялись при устной передаче, так что можно встретить несколько другие его варианты.
Вариант 1906 годаСтепана Петрова (Скитальца)(первый) | Дореволюционныйвариантисполнения | ВариантАлексея Машистова(послереволюционный) | Довоенныйвариантвальса |
---|---|---|---|
Страшно вокруг, |
Вовек не забыть нам |
Ночь подошла, |
Тихо вокруг. |
«Музыканты, настал наш час!»
Создание вальса, ставшего знаменитым, вызвал к жизни подвиг русских воинов, павших в войне с Японией в 1904-1905 годах. 30 июня 1904 года развёрнутый в Златоусте Мокшанский резервный пехотный полк отправился на фронт. Командовал им полковник Павел Петрович Побыванец, участник русско-турецкой войны, за личное мужество и отличие в боях в Закавказье награждённый боевыми орденами и золотым оружием.
Фото из архива
Полковник Павел Петрович Побыванец.
Полк успешно участвовал в боях. 14 августа занял позиции на левом фланге русской армии под Ляояном на Далинском перевале и самоотверженно его оборонял во время ляоянских боёв. 26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении на Бенсиху.
Особенно мокшанцы отличились в боях под Мукденом, прославившись навеки. Здесь более 10 дней они вели тяжелейшие кровопролитные бои с японцами. Русские воины отбивали яростные атаки противника, сами контратаковали, удерживая позиции у железной дороги, не давая окружить русскую армию.
Впереди оркестра шёл капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Капельмейстер встал и снова идёт во главе оркестра. Оркестранты своим мастерством и мужеством вдохновляли солдат, они добровольно бросались в самое пекло сражения, оказывали помощь раненым. Под пробитыми пулями и осколками знаменами стремительной штыковой атакой мокшанцы отбросили противника и вышли из окружения. Вышли ценой больших потерь.
Фото из архива
Автор вальса Илья Алексеевич Шатров.
Погиб командир полка. Из личного состава осталось 700 человек, из оркестра живыми вышли только 7 музыкантов. Тогда как в полку числилось 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 31 унтер-офицер, 3.463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант. Знаменитый полководец Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развёрнутыми знамёнами и громогласною музыкою взял я Измаил». Доблестью и героизмом мокшанцы подтвердили утверждение полководца.
Последний бой лейтенанта Махалина
Боевые действия начались 29 июля 1938 года с атаки японцев на сопку Безымянная, которую оборонял наряд пограничников в составе 11 человек во главе с начальником заставы «Пакшикори» лейтенантом Алексеем Махалиным.
На рассвете японский отряд численностью до 150 человек, пользуясь туманной погодой, перешёл государственную границу и, разделившись на две части, с двух направлений атаковал позиции пограничников.
Красноармейцы в дозоре у озера Хасан. Фото: РИА Новости
Лейтенант Махалин, доложив в штаб об атаке японцев, принял решение удерживать позиции. Правильно организованная оборона позволила пограничникам отразить первый натиск агрессоров.
Бой был ожесточённым, не раз он переходил в рукопашные схватки. На помощь подоспела тревожная группа с заставы. Но сил, чтобы удержать сопку, было недостаточно.
В этом первом бою погибли пять пограничников, включая лейтенанта Махалина. Японцы, потеряв около 40 человек убитыми, закрепились на вершине.
Однако подошедшая на помощь рота 119-го стрелкового полка, усиленная танковым взводом, развернулась в боевой порядок и к вечеру 29 июля вернула себе контроль над Безымянной.
30 июля японцы предприняли новую атаку на Безымянную и Заозёрную, введя в бой артиллерию. Однако благодаря тому, что в район были переброшены новые подразделения Красной армии, позиции удалось удержать.
Командир Красной армии наблюдает за боем у озера Хасан. Фото: РИА Новости
История
Ранняя версия песни в исполнении М. И. Вавича, 1912
После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам.
В мае 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст. Летом Илья Шатров создал первую версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Шатров посвятил вальс своим погибшим друзьям. С 18 сентября 1906 года Мокшанский полк был передислоцирован в Самару. Здесь Шатров познакомился и подружился с педагогом, композитором и нотоиздателем Оскаром Филипповичем Кнаубом, который оказал начинающему композитору серьёзную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. Летом 1907 года ноты вальса Ильи Шатрова «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» продавались в магазине дешёвых изданий Оскара Кнауба.
В Самаре же в Струковском саду 24 апреля 1908 года и состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Поначалу публика довольно прохладно встретила этот вальс, однако впоследствии популярность вальса стала расти, а с 1910 года тиражи граммофонных пластинок с записью вальса стали превосходить тиражи других модных вальсов. Только за первые 3 года после написания этот вальс переиздавался 82 раза.
Самая популярная дореволюционная версия песни в исполнении А. М. Брагина, 1911
Первый вариант текста к вальсу, лёгший в основу последующих вариаций, написал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец).
В конце Второй мировой войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и на концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Красной Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.
24 апреля 2013 года в Струковском парке Самары по инициативе местных депутатов концертом муниципального духового оркестра отметили 105-летие первого исполнения здесь вальса «На сопках Маньчжурии», объявив о начале проекта ежегодного фестиваля духовых оркестров в Струковском саду, приуроченного к дню рождения вальса. Дирижировал самарским муниципальным оркестром Марк Коган, пел Георгий Цветков. Слова песни были объявлены как текст Степана Скитальца (первый вариант), в действительности Георгий Цветков исполнял вариант № 3 текста (Машистова).
В сентябре 2020 года в Самаре были подведены итоги конкурса на эскиз скульптуры, посвящённой первому исполнению вальса. Композицию планируют установить вдоль прогулочной зоны в Струковском саду летом 2021 года и предусмотреть за ней площадку для духового оркестра.
Пограничный пост
К границе с обеих сторон постепенно стягивались войска, а Особая Краснознамённая Дальневосточная армия РККА была преобразована в Дальневосточный фронт РККА.
8 июля 1938 года командование 59-го Посьетского пограничного отряда приняло решение установить пост пограничников на сопке Заозёрная. Через несколько дней аналогичный пост появился и на Безымянной.
Пограничники вырыли окопы, установили проволочное заграждение, основательно закрепившись на позициях. Эти посты сыграют немалую роль в будущих событиях.
15 июля 1938 года временный поверенный в делах Японии в СССР Харухико Ниси потребовал вывода советских пограничников с высот в районе озера Хасан. 20 июля японский посол в Москве Мамору Сигэмицу повторил наркому иностранных дел Максиму Литвинову притязания на высоты.
Советская сторона ответила отказом.
24 июля 1938 года Военный совет Дальневосточного фронта отдал приказ привести в боевую готовность 118-й, 119-й стрелковые полки и 121-й кавалерийский полк 40-й стрелковой дивизии РККА.
Впереди был Халхин-Гол
Бои на озере Хасан, по сути, завершились вничью. Советские войска успешно отразили вторжение, однако при этом понесли ощутимые потери. В подготовке военнослужащих были выявлены недостатки, плохо было отработано взаимодействие пехоты, бронетанковых подразделений и авиации, обнаружились проблемы с оказанием своевременной медицинской помощи раненым.
Эти проблемы были отмечены и советскими, и японскими специалистами.
«Ничейный» исход боёв на озере Хасан заставил японское командование предпринять новую масштабную разведку боем на реке Халхин-Гол, которая закончится сокрушительным поражением Японии. После этого планы большой войны с СССР будут отложены в долгий ящик.
Решением Международного военного трибунала для Дальнего Востока, проходившего в 1946–1948 годах, 13 высокопоставленных лиц Японской империи были признаны виновными в развязывании вооружённого конфликта у озера Хасан в 1938 году.
Обложка: Бойцы поздравляют друг друга с победой у знамени, водружённого в окрестностях озера Хасан. РИА Новости
Капельмейстер Великой Отечественной
Но жизнь автора вальса «На сопках Маньчжурии» навсегда была связана с оркестровой музыкой. После революции вступил в Красную Армию, стал капельмейстером красной кавалерийской бригады. Потом служил в Павлодаре, а с 1935 по 1938 годы был руководителем оркестра Тамбовского кавалерийского училища. Великая Отечественная война вновь призвала пожилого музыканта в армию. Он служил капельмейстером дивизии. Его боевой путь отмечен государственными наградами.
После войны Шатров продолжил заниматься музыкой: руководил в Закавказье оркестром Кировабадского гарнизона, а позже заведовал музыкальной частью Тамбовского суворовского училища. Умер Илья Алексеевич в Тамбове 2 мая 1952 года.
Односторонняя маркированная почтовая карточка 130 лет со дня рождения композитора Ильи Алексеевича Шатрова
В заключение я хочу привести слова из самого первого варианта песни:
Спите герои русской земли,Отчизны родной сыны.Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну,Поверьте, мы за вас отомстимИ справим кровавую тризну.
Обложка: pinterest.com