Оглавление
САМОДЕЛКИН ДРУГ
Уважаемые посетители сайта «SAMODELKINDRUG» в представленной вашему вниманию статье речь пойдет о технологии создания работающей и действующей модели Советского танка производившегося в 20-30 х годах прошлого века «МС-1» (Т-18) Конструкторы в точности воссоздали модель танка с оригинала находящегося в Московском Музее Бронетанковых Войск «Кубинка» Хотелось бы начать с самой Истории создания данного танка, и так, танк «МС-1» является первым собственным танком собранным в Советском Союзе на Как вы знаете из Истории Страна в 20-30 х годах только начинала понемногу оправляться от разрухи после Императорской и Гражданской войны, было очень трудно, но наши Деды и Прадеды с Великим Мужеством! Все выстояли и отстроили новую Страну и инфраструктуру, но впереди ждали еще более тяжелые испытания в горниле Самой Страшной Войны.
Так же Красная Армия нуждалась в модернизации и оснащении новой техникой и танками. Своих разработок на то время не было, по выше указанной причине. Но выход из положения был найден следующим образом, в ходе ведения Гражданской войны Красной Армией был захвачен у Белогвардейцев танк «FT-17» Французкого производства, выпускался данный танк на Перед Инженерами была поставлена задача, в короткие сроки сделать прототип по образу трофейного танка, с чем они благополучно справились и запустили «Русский Рено» в серию, выпущено было 959 штук. Принимал участие танк в конфликте на КВЖД, и в первые дни Великой Отечественной Войны. Технология создания модели танка МС-1 И так теперь рассмотрим как же удалось конструкторам-реконструкторам воссоздать данный танк и что для этого им понадобилось. При изготовлении модели использовались только современные материалы, потому как оригинальных деталей нет и возможности их найти равны нулю, единственный образец сохранившийся до наших дней находится в Танковом Музее Москвы «Кубинка» Мастера снимали размеры и мерки непосредственно с оригинала, по разрешению хранителей Музея.
Материалы
1) ПНД (полиэтилен низкого давления) 2) сталь 1мм 4 мм 8 мм 3) двигатель «HONDA» 21 л/с 4) гидроусилители 5) уголок 6) труба 7) амортизатор «ОКА»
Инструменты
1) сварочный аппарат 2) болгарка 3) станок с ЧПУ 4) токарный станок 5) дрель 6) сверлильный станок 7) набор гаечных ключей
Шаг 1 Создание гусениц.
Сначала мастера начинают изготавливать гусеницы из ПНД (полиэтилен низкого давления) Детали для траков изготавливаются на станке с ЧПУ. Собираются в единое целое.
Шаг 2. Создание фанерного корпуса.
В начале был изготовлен макет корпуса танка, а так же ходовая, гусеницы, катки, ведущая звездочка. Шаг 3 Изготовление ходовой части боевой машины.
Подвеска танка это самое главное в его конструкции, потому как без надежной подвески и качественных гусеничных движителей, это просто бесполезная груда металла, не способная на маневр. Направляющий опорный каток, он же играет роль натяжителя гусеницы. Катки были взяты от грузовых тележек. Рессоры взаимствованы от автомобиля «ОКА» А так же установлены верхние опорные катки. Из толстой стали была сварена ведущая звездочка. Устанавливается двигатель и гидравлика.Закрепляется сидение механика-водителя. Производится пробные испытания ходовой части. В ходе испытаний был выявлен недостаток в малой мощьности двигателя, пришлось заменить на более сильныйКорпус танка и башня выполнены из ПНД (полиэтилен низкого давления) На станке ЧПУ были сделаны имитаторы заклепок, из того же ПНД Крышка люка изготовлена из многослойного МДФ.Так же не мало деталей было отлито из алюминия. После проведения этой сложной и не легкой работы, мастера произвели покраску боевой машины и провели еще несколько испытаний. Так же конструкторы сняли не один видеоролик посвященный танку, даже создали канал на Ютубе на который вы можете перейти и насладится всей полнотой конструкторских разработок. Все видео про «МС-1» В нашем материале так же представлены видеоролики про танк. Приятного просмотра.
На этом завершаем статью, надеемся материал вам понравился. Спасибо за просмотр!
Источник
Tweet
2 Поделились
В первом бою
Лёгкие танки Т-18 поступили в Красную Армию уже в 1928 году, доукомплектовывая стрелковые подразделения армий различных военных округов. Боевым крещением новой машине стал конфликт на КВЖД. В ноябре 1929 года началась Мишаньфусская наступательная операция, где нашу пехоту поддерживали сразу десять танков Т-18. Бою предшествовал изнурительный марш, боекомплектом танки нормально обеспечить не удалось, даже карт местности у бойцов не было.
Тем не менее позиции китайцев были атакованы, и ни один танк Т-18 потерян не был, хотя наступательное движение в целом удачи красной Армии не принесло. Но для танка эти бои стали отличной проверкой, где вскрылись не только достоинства, но и недостатки этой машины. Главными пороками лёгкого танка Т-18 были названы низкая скорость передвижения и очень незначительная огневая мощь. Но в общей сложности и танки, и танкисты зарекомендавали себя хорошо, и конфликт на КВЖД представил тому доказательства.
Самолет Як-18Т — видео
В качестве прототипа решено было использовать хорошо зарекомендовавший себя самолет Як-18ПМ. Основные агрегаты для него предполагалось взять с Як-18ПМ, построив только новый фюзеляж и разместив в консолях крыла топливные баки. В результате был изготовлен совершенно новый цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок с четырехместной кабиной и дверями автомобильного типа. Центроплан крыла выполнен заодно с фюзеляжем, под ним разместили большой посадочный щиток. Конструкция крыла осталась такой же, как на Як-18ПМ. В кабине было установлено спаренное штурвальное управление и новое пилотажно-навигационное оборудование. Первоначально на самолет был установлен двигатель М-14П мощностью в 300 л.с., а затем в процессе серийного выпуска его заменили на М-14П мощностью в 360 л.с. В 1967 г. ОКБ А.С. Яковлева впервые показало свои самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже. Самолет Як-18Т оказался в списке «приглашенных» вместе с Як-18ПМ и Як-40. Самолет, не сделавший ни одного полета, сборку которого закончили только накануне отлета во Францию. Покраску самолета пришлось делать ночью. К утру белоснежный Як-18Т без единого опознавательного знака погрузили в Ан-22 и отправили на салон.
Танк МС-1 (Т-18) — одна из первых машин советского танкостроения
1. Особенности конструкции
2. Основные ТТХ танка МС-1
3. Технические характеристики образца 1930 года
4. Боевое применение
Машина МС-1 (Т-18 — название прототипа) стала первенцем советского танкостроения. Танк разрабатывался в 1925-1927 годах на базе трофейной французской машины Renault FT-17, захваченной в ходе советско-польской войны 1920 года. Проектные работы велись инженерами Н.И. Хрулёвым и П.И. Салтановым совместно со специалистами Ижорского завода и рабочими московского завода АМО. Технической площадкой для разработки и реализации проекта стал , где и началось впоследствии серийное производство танков МС-1. Всего за период с 1927 по 1931 год было выпущено 959 машин четырьмя производственными сериями.
Название машины МС-1 — это сокращенная аббревиатура «малый танк сопровождения — первый».
Особенности конструкции
Танк МС-1 имел классическую для гусеничных бронированных машин схему — бронированный клепаный корпус, оснащенный вращающейся шестигранной башней. Броневая защита противопульная. Толщина стальных катаных листов на последней модификации танка 1931 года составляла 16 мм. Экипаж танка состоял из двух человек — водителя-механика и командира, выполняющего функции заряжающего и наводчика. Размеры боевой машины были следующими: длина 3500 мм, ширина 1800 мм. При этом масса танка в снаряженном состоянии составляла 5,9 тонн.
Основные ТТХ танка МС-1
Советская бронированная машина имела следующие тактико-технические характеристики:
мощность карбюраторного двигателя 35 л/с;
максимальная скорость передвижения танка МС-1 — 16-17 км/ч;
запас хода у бронированной машины составлял 120 км по дороге с твердым покрытием; танк мог преодолевать ров глубиной 1,85 м и стенку высотой 0,5 м.
Вооружение первого советского танка МС-1 было пушечно-пулеметным. Во вращающейся башне устанавливалась 37-мм орудие системы Гочкиса. На поздних версиях в башне рядом с орудием устанавливали 7,62 мм пулемет ДТ-29.
Технические характеристики образца 1930 года
Годы производства: 1927-1931 гг.
Всего изготовлено: 959 шт.
Боевое применение: военный конфликт на КВЖД.
Экипаж — 2 человека.
Боевая масса — 5,9 т.
Размеры: длина — 3,5 м, ширина — 1,8 м, высота — 2,2 м, клиренс— 315 мм.
Вооружение: 37-мм пушка (заряжание унитарное, боекомплект— 104 снаряда); 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2020 патронов).
Основные типы боеприпасов: бронебойный, осколочный снаряды, картечь.
Толщина брони: лоб корпуса — 16 мм, борт— 16 мм, башня — 16 мм.
Двигатель карбюраторный, мощность — 35 л.с.
Максимальная скорость — 16,4 км/ч.
Запас хода по шоссе — 120 км.
Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,5 м, ров, 1,85 м.
Боевое применение
Боевое крещение первенец советского танкостроения получил в ходе советско- китайского вооруженного конфликта на КВЖД в 1929 году. Снятые с вооружения РККА танки МС-1 в 1938-1939 годах использовались в качестве стационарных огневых точек в составе укрепрайонов на западной границе и на Дальнем Востоке. В первые дни Великой Отечественной войны некоторое количество устаревших машин приняли участие в приграничных сражениях.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/t-18/
Тактико-технические характеристики МС-1
Прежде чем перейти к изучению тактико-технических характеристик МС-1, пара небольших замечаний.
Во-первых, бои в World of Tanks на танках I и II уровней проходят не на всех картах, которые есть в игре, а на очень ограниченном их количестве. Так, танки I уровня попадают только на четыре карты: Малиновку, Провинцию, Рудники, и на Химмельсдорф. При этом на Малиновке и Провинции намного проще реализовать преимущество мощной снайперской пушки, чем, например, автоматической скорострельной пушки ближнего боя.
Во-вторых, танки I уровня имеют пониженный уровень боёв. В World of Tanks вы не будете встречать противников выше второго уровня, если, конечно, не создадите нубовзвод с игроком на танке более высокого уровня.
Вооружившись этим знаниям можно возвращаться к тактико-техническим характеристикам МС-1 и сравнивать его с одноклассниками.
Начнём с главного, то есть с пушки. На МС-1 ставится 45 мм пушка со средней бронепробиваемостью 51 мм и уроном 47 единиц прочности. Это самая мощная пушка среди всех танков I уровня, которая уверенно пробивает даже песочного Мауса, французский лёгкий танк H35.
Так, у британского среднего танка Medium I, пушка имеет меньшую бронепробиваемость (45 мм) и меньшую скорострельность, но зато больший урон, целых 70 единиц. Французский FT-17 имеет меньшую бронепробиваемость (46 мм), меньший урон – всего 27 единиц, но большую скорострельность. Остальные танки вооружены либо автоматическими орудиями, которые лучше всего показывают себя в ближнем бою, либо имеют совсем уж неконкурентоспособные пушки. В целом, с учётом доступных для проведения боёв карт, орудие МС-1 следует признать лучшим на своём уровне.
Если говорить о динамических характеристиках танка, то при максимальной паспортной скорости в 32 км/ч и удельной мощности 10,8 л.с./тонну, МС-1 уступает только американскому лёгкому танку T1 (развивающему скорость до 41 км/ч при удельной мощности 14,5 л.с./тонну).
Как и абсолютное большинство танков I уровня МС-1 имеет обзор 280 метров. По этому параметру он уступает только немецкому танку L-Traktor, имеющему в топе целых 310 метров обзора.
Последний параметр, на котором хотелось бы заострить внимание, это прочность танка. У стокового МС-1 всего 90 единиц прочности, по этому показателю ему никак не сравниться с рекордсменом 1 уровня британским танком Medium I, у которого целых 130 единиц
Хотя тот же китайский лёгкий танк NC-1 со своими 100 единицами прочности недалеко ушёл от MC-1.
Описание конструкции танка МС-1
Компоновка танка МС-1 была классической, с передним расположением отделения управления («передок»), боевым отделением в центре корпуса и моторно-трансмиссионным отделением («машинное отделение») в кормовой части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек располагавшихся: командир танка – в башне, механик-водитель – в носовой части корпуса по продольной оси танка.
Корпус танка представлял собой клёпанную конструкцию из броневых листов толщиной 8-16 миллиметров, собираемых на каркасе. В бортах носовой части корпуса устанавливались кронштейны под ось направляющих колёс, служившие для натяжения гусениц с помощью анкеров, смонтированных на бортах корпуса. В верхней части на бортах корпуса крепились надгусеничные ниши (призматические карманы), в которых размещались топливные баки. Мотор-но-трансмиссионное отделение закрывал сзади фигурный кормовой броневой лист. Сверху на крыше МТО устанавливался колпак со щелевидным отверстием. В кормовой части корпуса крепился удлинитель.
Башня танка – клёпанная, каркасной конструкции. Она опиралась на подбашенный лист через шаровую опору и поворачивалась посредством спинного упора, к которому подвешивался ремень – сиденье командира танка. На крыше башни монтировалась наблюдательная башенка («вышка»), прикрытая сверху колпаком, служившим крышкой люка командира танка.
По пери-метру в основании колпака были устроены вентиляционные отверстия, закрываемые кольцевой заслонкой. В стенках башенки были прорезаны смотровые щели. В правом борту башни имелось вентиляционное отверстие, прикрытое сдвижной заслонкой каплевидной формы. На танках выпуска до 1930 года башня имела правильную шестигранную форму с наклонными стенками. С 1930 года башня получила кормовую нишу, предназначенную для установки радиостанции. Ниша закрывалась с тыльной стороны откидной крышкой. Бортовая заслонка вентиляционного окна стала прямоугольной формы и откидывалась на петлях вверх.
Читать: Револьвер «Наган»
Вооружение танка со-стояло из 37-мм пушки 2К («Гочкис тип 3» или «Гочкис-ПС») и одного 2-ствольного 6,5-мм танкового пулемета системы Федорова-Иванова обр. 1925 г. в шаровой установке Шпагина. С 1930 года на танк устанавливался 7,62-мм танковый пулемёт Дегтярёва – ДТ. Пушка устанавливалась в левом лобовом листе башни, пулемёт – в правом лобовом листе башни. Пулемёт мог переноситься для стрельбы в сторону кормы, для чего использовалась амбразура в левом кормовом листе стенки башни. На танках первых серий для прицеливания применялся диоптрический прицел. С 1930 года танк оснастили оптическим прицелом «ФД-3».
В силовом блоке танка, установленном поперёк моторно-трансмиссионного отделения, применялись четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель Т-18 воздушного охлаждения мощностью 35 л.с., главный фрикцион и механическая коробка передач, сблокированные в од-ном картере. На танках выпуска до 1930 года коробка передач обеспечивала три передачи вперёд и одну назад. После модернизации танка мощность двигателя возросла до 40 л.с. и был расширен диапазон трансмиссии до четырёх вперёд и одной назад.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из семи сдвоенных опорных катков с резиновой ошиновкой, шесть из которых сблокированных в три тележки подвески, четырёх поддерживающих роликов, одного направляющего колеса переднего расположения и одного ведущего колеса заднего расположения. Подвеска танка состояла из свечных пружин. Гусеница танка состояла из 51 трака.
Читать: Лёгкий колёсно-гусеничный танк КТ-26
Серийное производство
1 февраля 1928 года был выдан первый заказ на производство 108 серийных Т-18 в течение 1928—1929 годов. Первые 30 из них, строившиеся на средства Осоавиахима, необходимо было поставить уже до осени 1928 года и с этой задачей завод успешно справился. С апреля 1929 года к производству танка был подключён Мотовилихинский машиностроительный завод, являвшийся дублёром по выпуску Т-18, но освоение производства на нём шло медленнее, тем более, что в поставках двигателя, трансмиссии, гусениц и брони он зависел от . План по выпуску танка на 1929 год выполнен не был, но поскольку новый танк тем не менее постепенно осваивался в производстве, в 1929—1930 годах план выпуска был увеличен уже до 300 единиц. По другим данным, по программе «Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА», разработанной под руководством начальника штаба РККА, план выпуск Т-18 на 1929—1930 годы составил 325 единиц.
Тем временем устаревший 6,5-мм спаренный пулемёт системы Фёдорова был заменён в танке одиночным новым 7,62-мм ДТ-29, с 1930 года ставшим стандартным советским танковым пулемётом. Такой модернизированный танк получил обозначение МС-1 (Т-18) обр. 1929 г.
и отличался от ранней модификации также увеличением боекомплекта к пушке с 96 до 104 выстрелов и незначительными изменениями в конструкции лобовой части корпуса.
К 1929 году Т-18 уже не отвечал возросшим требованиям РККА к танкам и должен был быть заменён новым Т-19, однако разработка и развёртывание производства последнего требовали времени. Поэтому на прошедшем —18 июля заседании РВС, на котором была принята новая система бронетанкового вооружения, делавшая Т-18 устаревшим, одновременно было решено до появления замены ему сохранять Т-18 на вооружении, вместе с принятием мер по увеличению его скорости до 25 км/ч. Как результат, Т-18 подвергся существенной модернизации. Вооружение Т-18 планировалось усилить путём установки длинноствольной — «большой мощности», по терминологии того времени — 37-мм пушки, а для уравновешивания башни, потяжелевшей бы после этого в лобовой части, она была снабжена развитой кормовой нишей, которую планировалось также использовать для установки радиостанции. Но в реальности ни новая пушка, ни танковая радиостанция на Т-18 так и не попали. Изменениям подверглась и силовая установка, мощность двигателя была увеличена с 35 до 40 л. с., а в трансмиссию были введены четырёхступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион. Ряд других, менее значительных, изменений были введены и в других узлах машины. Такой модернизированный танк был принят на вооружение под обозначением МС-1 (Т-18) обр. 1930 г.
Производство Т-18 продолжалось до конца 1931 года, когда его сменил в производстве новый танк сопровождения пехоты — Т-26. Часть машин, выпущенных в 1931 году, была принята военной приёмкой только в начале 1932 года, поэтому в некоторых источниках говорится, что производство Т-18 было закончено только в этом году. Всего же за четыре года выпуска, в четырёх производственных сериях, было изготовлено 960 серийных танков Т-18 всех модификаций; в некоторых источниках также встречается цифра в 962 танка, но в неё входят два прототипа: Т-16 и эталонный Т-18. Производство Т-18
Производитель | 1927 | 1928 | 1929 | 1930 | 1931 | Всего |
З-д Большевик/№ 174 (Ленинград) | 1 | 23 | 85 | 395 | 430 | 934 |
ММЗ/№ 172 (Пермь/Молотов) | 12 | 15 | 27 | |||
Всего | 1 | 23 | 85 | 407 | 445 | 961 |
Сохранившиеся экземпляры
МС-1 в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в г. Кубинка Московской обл.
После снятия с вооружения ни один танк МС-1 в музеи не передавался. Все известные сохранившиеся экземпляры (МС-1 обр. 1930 г.) восстановлены из заброшенных машин, установленных в своё время в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах на Дальнем Востоке. Так, осенью 1983 г. два найденных корпуса МС-1 привезли на Уссурийский танкоремонтный завод Краснознаменного Дальневосточного округа и там способом макетирования их восстановили. Надо сказать, что все восстановленные МС-1 из-за допущенных при реставрации неточностей или сознательных упрощений имеют существенные расхождения от оригиналов в плане ходовой части и вооружения. В настоящее время МС-1 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке (Московская обл.), Центральных музеях Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны в Москве, в музее военной техники “Боевая слава Урала” (г. Верхняя Пышма Свердловской обл.), но больше всего, 7 экземпляров, их сохранилось в качестве памятников и музейных экспонатов на Дальнем Востоке (у штаба Восточного военного округа и в военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске, у штаба армии в Уссурийске, в музее Тихоокеанского флота и в музее исторической техники во Владивостоке, в Хасанском районе Приморского края на месте боёв).
История создания
Первым произведённым в СССР стал Танк М («Красное Сормово», «Рено-Русский»), за основу был взят французский «Рено FT-17», несколько экземпляров которого было захвачено Красной армией в 1919 году. Для начала серийного производства во Франции была закуплена лицензия и оборудование.
Трофейный танк «Рено» FT-17 был предоставлен , которому было поручено наладить его серийное производство с выпуском первой партии из 15 единиц к концу 1920 года. Но машина эта более походила на груду металла, как вспоминает потомственный рабочий и строитель танка Иван Ильич Волков, на ней отсутствовал мотор, трансмиссия и многие другие элементы. Конструкторам завода предстояло решить важнейшую задачу: восстановить в чертежах все узлы боевой машины. Группа инженеров, возглавляемая Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым, энергично взялась за дело, на помощь к сормовичам приехали петроградские конструкторы с Ижорского завода, а также принимали участие рабочие .
Несмотря на многочисленные трудности, завод сумел собрать первый собственный танк к августу 1920 года, а вскоре изготовить и остальные 14 заказанных машин. Однако из-за экономических и политических затруднений того периода дальнейшее производство танка не велось. Позже создали Т-16 и Т-17. Цифровой индекс этих танков взят с Рено FT-17.
Т-16 во дворе , весна 1927 года Танк МС-1 (Т-18) ОДВА, 1929 год.
Практически к вопросу производства танков вернулись в 1926 году, когда была принята трёхлетняя программа танкостроения. Она предусматривала в качестве плана-минимума организацию одного танкового батальона и учебной роты, оснащённых пехотными танками, а также одного батальона и роты, оснащённых танкетками. По расчётам это требовало производства 112 машин каждого из типов. В сентябре было проведено совещание командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ), посвящённое вопросам танкостроения и выбору танка для предстоящего массового производства. FT-17 был сочтён излишне тяжёлым, малоподвижным и слабо вооружённым. А стоимость одного «Танка М» («Рено-Русского») составляла 36 тыс. рублей, что не соответствовало требованиям трёхлетней программы, предусматривавшей суммарные затраты в 5 млн рублей для своей реализации при стоимости одного пехотного танка на уровне 18 тыс. рублей.
Работы по созданию более совершенного танка в СССР к тому времени уже велись. В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны ТТТ к танку сопровождения пехоты, утверждённые в конце того же года. В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч. При этом с 1924 года для перенятия зарубежного опыта в течение двух лет шло изучение трофейных иностранных танков, из которых наиболее благоприятное впечатление произвёл итальянский «Фиат 3000», являвшийся усовершенствованным вариантом FT-17. Один повреждённый экземпляр этого танка, очевидно, захваченный в ходе Советско-польской войны, был передан бюро в начале 1925 года. В соответствии с требованиями комиссии Танковым бюро был разработан проект танка, получившего обозначение Т-16
. Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, ТТТ были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки и пулемёта.
Чтобы ускорить работу, для изготовления опытного образца танка был выделен , имевший в то время лучшие производственные мощности. К марту 1927 года был закончен прототип Т-16. При общем сходстве с FT-17 новый танк за счёт лучшей компоновки имел значительно меньшую длину корпуса и как следствие — меньшую массу и лучшую подвижность; значительно меньшей, по сравнению с «Рено-Русским», оказалась и его стоимость. Вместе с тем испытания Т-16 выявили у него множество недостатков, в основном в силовой установке и ходовой части. Второй прототип, при постройке которого были учтены эти замечания, был закончен к маю того же года и получил обозначение Т-18. —17 июня танк был подвергнут государственным испытаниям, которые в целом прошёл успешно, и по итогам которых он был 6 июля принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.»(МС-1) илиТ-18 .
Броня
Броня крепка не была, она хорошо защищала от пуль (средний винтовочный калибр) и от мелких осколков, поскольку и разрабатывалась защита танка по принципу противопульному. Форму брони танки сопровождения в то время имели примерно одинаковую: острую ступенчатую, безо всяких закруглений. Бронированный корпус состоял из листовой стали шестнадцати миллиметров толщиной, все листы были склёпаны и между собой, и с каркасом.
На корме бронелисты крепились на каркас просто болтами, поэтому их легко можно было снять, если нужно. Дно танка и его крыша были укреплены вдвое слабее — там использовались листовая сталь менее восьми миллиметров толщиной. Башня имела форму почти правильного шестиугольника. С 1930 года предусматривалась ниша на корме — для радиостанции. Формирующие башню листы брони составляли шестнадцать миллиметров, но крыша к авиаударам приспособлена не была — на неё шла сталь не более четырёх миллиметров. Лобовая часть башни имела амбразуры, чтобы установить вооружение. Шариковая опора позволяла башне поворачиваться, но делать это можно было только вручную, чем и занимался командир танка.
Боевое применение
В 28-м «восемнадцатые» начали поступать в войска и учебные части, постепенно заменяя иностранных «динозавров» — через несколько месяцев они стали основной машиной танкового парка СССР. Вскоре «коробочки» получили боевое крещение в ходе конфликта на КВЖД, когда девять машин были задействованы для прорыва обороны китайцев.
Несмотря на отсутствие у командного состава навыков использования танков, они смогли продемонстрировать свою эффективность, обеспечив успех наступления. В техническом отношении Т-18 также показали себя достаточно хорошо – ни один из них не был уничтожен противником, некоторые лишь потеряли гусеницы из-за близких разрывов гранат.
С другой стороны у операторов были претензии к надёжности некоторых агрегатов и огневой мощи машин – снаряды 37-миллиметрового Гочкиса давали ничтожный фугасный эффект.
Танк Т-18 в музей Отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области
К началу ВМВ эти танки давно устарели и снимались с вооружения, те же, что оставались в строю использовались как стационарные огневые точки или, если были на ходу, то как подвижные, неся охрану у мостов или других важных объектов на Западной или Восточной границе.
Как результат, большая часть остававшихся на вооружении Т-18 была потеряна в первые же часы войны, хотя должен заметить, что и позднее они эпизодически использовались войсками Западного фронта, «дожив» под Москвой до февраля 42-го.
Те же, что служили на Дальнем Востоке, были окончательно списаны и заброшены в первой половине 50-х; лишь тридцать пять лет спустя местные диггеры извлекли из грунта несколько бронекорпусов, которые после восстановления заняли почётное место в музеях и на постаментах монументов воинской славы.
Великая Отечественная
Крайне изношенные и откровенно устаревшие танки Т-18 встретили Великую Отечественную войну. Малая часть их поступила на вооружение в танковые части, остальные были отданы укрепрайонам. Панцерваффе сурово поступали в приграничных боях с почти беззащитными советскими танками. В первые же месяцы войны практически все Т-18 были сожжены.
Последние упоминания о применении их в бою датируются декабрём 1941 года, когда они обороняли Москву: Сто пятидесятая танковая бригада располагала девятью машинами Т-18. Старые добрые лёгкие танки до конца пятидесятых служили как стационарные огневые точки и в качестве фортификационных сооружений на Дальнем Востоке. Иногда применялись только их башни.