Соловецкие острова — митрополит филипп

Оглавление

Молитвы

Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену

Первопристольницы Российстии, / истинии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, Православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.

Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу

Первопрестольников преемниче, столпе Православия, / истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою. / Темже яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.

Тропарь на перенесение мощей

Радостный возсия день светлаго торжества: / днесь церковная расширяются недра, / приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, / струю благодатей неисчерпаемую, / источника чудесем обильна, / чудотворивыя и священныя мощи твоя, / святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога / о воспевающих тя / и кланяющихся священным мощем твоим.

Соловецкий монастырь

Под именем Филипп Федор Колычев стал жить в Соловецком монастыре благочестиво и праведно. Наставник, старец Иона, видя примерность инока, сказал однажды, что именно этот человек станет настоятелем Соловецкого монастыря. Несколько лет Филипп жил в отшельничестве, в лесу.

Алексий уже состарился и с разрешения братии призвал Филиппа, чтобы передать ему наставничество. В 39-летнем возрасте Филиппа избрали игуменом Соловецкого монастыря.

Хорошие хозяйственные и организаторские способности помогли Филиппу усовершенствовать жизнь монастыря и всего Соловецкого края:

  • приняли новый устав;
  • построено два новых богатых храма;
  • духовная жизнь обители процветала;
  • в Соловки стали стекаться паломники, так как монастырь стал известен благочестием и красотой на всю Россию;
  • среди учеников оказались многие выдающиеся люди, в том числе Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.

За несколько верст от обители была пустошь, куда иногда уходил Филипп, чтобы молиться. Это место считается святым и названо Филипповой пустынью.

Филипп 2 сделал много благих дел, так как обладал талантами не только в строительстве и ведении хозяйства. Им был написан «Устав о монастырском платье», где разъяснялось, какую обувь, одежду и в каком количестве должны иметь монахи. Также он был отличным оратором, в своих речах часто пользовался цитатами из византийских книг, в частности из «Поучений Агапита».

Память

После кончины Филиппа на его теле найдены были тяжелые железные цепи — вериги. Никто, даже митрополичий духовник и келейник, не знали, что Филипп смиряет свою плоть столь суровым способом. Напрасно великий князь допытывался, кто делал ему вериги: от одного кузнеца, крещенного из татар, узнал только, что митрополит велел ему приковать к цепи одно звено. Но и за это разглашение тайны, виновный понес наказание: ему казалось во сне, что сам святитель, обличив его нескромность, бил его веригами. Встав от сна, наказанный чувствовал боль во всем теле, от которой избавился не ранее месяца, по молитве к оскорбленному им святителю .

27 августа было обнаружено, что тело митрополита Филиппа почти не подверглось тлению.

«И открыша гроб, видеша его лежаща всего цела в теле, яко же и пресвященныи митрополит Иона, и ризы его ни мало не истлеша, а уже по преставлении его 6 лет и 5 месяц без 8 дней, и видевше сие прославиша Бога, прославляющаго угодник своих…»

Для окончательного подтверждения святости Филиппа недоставало лишь чудесных исцелений возле его гроба, но никаких чудес зафиксировано не было. Вопрос о его канонизации был закрыт. Гробница митрополита Филиппа в Успенском соборе со временем была потеряна .

На год его имя было включено в состав Собора Московских святых в лике святителя, с днями памяти в 5 апреля и 27 мая . В Минее-май, ч. 3, изд. Московской Патриархии, с. 225 и 535 память под 27 числом сформулирована так: «Cвятителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (обретение и перенесение мощей, 1472), и с ними святителя Филиппа Перваго (†1474), митрополитов всея Руси», однако в публикуемых молитвословиях (тропаре и кондаках) имя Филиппа не фигурирует .

Почитание

По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии благоверному царю Феодору Иоанновичу в году, 11 августа того года мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с года в день его мученической кончины — 23 декабря.

В году Соловецкий игумен Илия получил грамоты от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В году, 3 июля, по царскому указу состоялось перенесение мощей угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь для этого прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом Новгородским Никоном, будущим патриархом, который привёз грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. С года празднование памяти святого было перенесено на 9 января.

В году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии .

Критика житийной традиции

Известно, что соловецкое «Житие Митрополита Филиппа», лежащее в основе распространенных ныне версий жития святителя, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р. Г. Скрынников указывает, что:
«».
«Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье».

Детство и юность

О детских годах в биографии святителя известно мало. При рождении 11 февраля 1507-го он был назван Федором Степановичем Колычевым. Родители мальчика принадлежали к старинному боярскому роду.

Мать учила сына быть по-христиански благочестивым. Ребенок познавал грамоту по Священному Писанию, а также умел обращаться с оружием, ездить верхом. Но с ранних лет отрок испытывал тягу не к воинским навыкам, а к молитвам и чтению книг.

До 30 лет Федор Степанович служил при дворе князя Василия III. В 1537-м люди из рода молодого человека выступили в поддержку Андрея Старицкого, который поднял в Новгороде бунт против Елены Глинской, матери будущего царя Ивана Грозного. На Колычевых начались гонения, многие были казнены. Чтобы избежать смерти, Федор тайно покинул столицу.

Что послужило толчком к отказу от мирской жизни?

И вот настало время, когда Федор был призван самим Богом к служению церкви. В малолетство Иоанна IV регентшей была мать царя, Елена Глинская (1508–1538), молодая и неопытная правительница. Бояре то и дело затевали смуты и раздоры. Фаворит Елены князь Телепнев-Оболенский в 1536 году рассорился с дядей царя, князем А. И. Старицким. Старицкий затеял восстание, к которому примкнули несколько представителей семьи Колычевых. После провала Андрей Иванович попал в тюрьму, где в течение года скончался, а всех последователей жестоко казнили.

Горе родных людей сильно подействовало на впечатлительного молодого человека. Он пожалел, что так долго служит при дворе, и принял решение уйти в монахи. Соловецкий остров – вот то место, куда тайно решил отправиться Федор, чтобы пройти обряд пострижения. Безутешные родители организовали розыск в Москве и окрестностях, но так и не узнали, куда пропал сын, поэтому признали его умершим.  А он благополучно прибыл на остров и после благословения игумена Алексия стал готовиться к пострижению. Постриг совершился, когда Колычеву исполнилось 30 лет.

Почитание

В 1591 году, через много лет после гибели Филиппа II, его мощи были захоронены в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. В то же время появляется первое житие священнослужителя, а днем почитания как святого называется 9 января. Весной 1646-го царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф направили игумену обители письмо с приказом переместить мощи бывшего митрополита Московского и всея Руси в раку в должном облачении.

Икона Филиппа II работы Симона Ушакова, 1653 год

В 1650-м Иван Колычев пожертвовал для монастыря покров на раку родственника. С той же целью сюда был прислан покров, созданный в мастерской Евдокии Стрешневой. Через 2 года царь велел перевезти мощи святого в Москву. За реликвиями в обитель прибыл патриарх Никон. По просьбе местных служителей он оставил на Соловках часть мощей, остальные прибыли с ним в столицу.

На протяжении пути посланники Алексея Михайловича останавливались с ракой в храмах и при большом скоплении верующих проводили молебны. В Москве по случаю возвращения Никона с драгоценным «грузом» был устроен крестный ход. В июле 1952 года раку разместили в Успенском соборе. Над гробницей разместили икону с деисусом.

Использованные материалы

  • Борисов Н. С., Иван III, М., 2000.
  • Горский А. В., Филиппъ І, митрополитъ Московскiй и всея Россiи:

  • Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, т. 1:

  • Лурье Я. С., «Филипп I, митрополит Московский,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Ленинград: Наука, 1987-1989:

  • «Филипп I, российский митрополит,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

   указывает его Суздальским епископом с года. Однако все прочие источники указывают лишь дату первого упоминания в году.

  Карташев указывает, что эти слова содержаться в письме великого князя к архиепископу Новгородскому Ионе. Однако статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона приписывает это выражение митрополиту Филиппу. См. Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, т. 1, , «Филипп I, российский митрополит,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,

  Борисов Н. С., Иван III, М., 2000.

  В составе Летописей Софийской II и Львовской.

  Горский А. В., Филиппъ І, митрополитъ Московскiй и всея Россiи,

   и .

Митрополит Московский и всея Руси

В Москве о Соловецком пустыннике вспомнил любивший его в отроческие годы царь Иоанн Васильевич. Он надеялся, что найдет в Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Филипп долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Православной Церкви, но все же царю удалось уговорить соловецкого игумена возложить на себя сан митрополита. 25 июля 1566 года в Успенском соборе в присутствии царя и царской фамилии, всего двора и народа торжественно совершено было рукоположение Филиппа в митро­полита Московского и всея Руси.

Успенский собор Кремля

Однако духовной близости митрополит Филипп с Иоанном IV не чувствовал. Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину. Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты.

Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг., привела к решению Филиппа противостать Иоанну Грозному. В июле 1567 года были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к глав­нейшим нашим боярам с приглашением отъехать в Литву. Начались страшнейшие казни. Не только бояре, обвиненные в измене, погибали в страшных муках, но пострадали даже многие граждане. Пользуясь неограниченным доверием царя, вооруженные опричники под видом искоренения крамолы неистовствовали в Москве. Убивали всех ненавистных им лиц и отбирали их имущество.

Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник О. Кузьмин

Митрополит Филипп, видя непрекращающиеся бесчинства опричников, решил, наконец, обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие. Но прежде чем сделать это, он постарался привлечь к этому высокому делу пастырей Церкви, молчаливо покорявшихся всем приказаниям грозного царя. Призывая их к самоотвержению, он говорил им:

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я. П. Турлыгин

На горячий призыв митрополита откликнулся только Казанский архиепископ Герман, он встал на сторону Филиппа, поддерживая и сочувствуя ему. Другие же пастыри не только испугались, но даже пытались помешать и навредить предстоятелю Церкви. Не случайно, видимо, и спустя 80 лет большинство бояр и архипастырей также затворили уста во время безумной церковной реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. И в наши года мы видим, как многие призванные к государственной и духовной власти взирают равнодушно на беззакония и народные страдания.

Учеба

Школы в те времена были при церкви и учились там по церковным книгам. Когда мальчик немного вырос, он стал посещать церковную школу. Учиться он любил, был прилежным и послушным учеником.

Федор избегал шумных игр и не веселился с другими детьми, ему нравилось читать. Особенно этого чудесного ребенка привлекали книги Священного Писания, Жития святых, откуда он учился быть праведным.

Мирские занятия тоже не остались без внимания. Федор учился управлять хозяйством в родительском доме и в скором времени приобрел хороший опыт, что проявилось уже в позднее время, когда он образцово вел хозяйство в Соловках.

Все сыновья знатных бояр в то время определялись для высокой службы при царе в воинском или придворном чине. Но Федор этого не хотел, так как умом и сердцем тянулся к Божьему служению.  Как и прежде, он целомудренно и скромно жил, избегал веселья в обществе сверстников, но охотно беседовал с пожилыми людьми. Юноша не по летам был степенным, благоразумным в любом деле, чем чрезвычайно радовал своих родителей.

Труды

Митрополит Филипп был автором ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, сходного с посланием митрополита Феодосия на ту же тему, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах — годов, двух посланий в Новгород года против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони. В послании во Псков митрополит давал согласие на построение в городе шестого собора, в послании Троицкому игумену просил о прощении некоего старца Памвы.

  • Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля (Акты истор., I, № 280).
  • Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита (Акты историч., I, № 181 и Павлов, Памятники древнерусского канонич. права, № 102).
  • Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев (Акты историч., I, № 282).
  • Грамота к слуге (Акты историч., I, № 79).
  • Грамота в Новгород (1467 г.) с поучением о неприкосновенности церковных земель (Акты историч., I, № 82 и Павлов, № 101).
  • Грамота в Псков (1471 г.) с разрешением построить шестой собор (Акты историч., № 283 и Павлов, № 103).
  • Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца (Акты историч., I, № 278 и Павлов, № 104).
  • РИБ, СПб., 1880, т. 6, № 101—104.
  • АИ, т. 1, № 278, 280—283.
  • Дружинин В. Г., Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века, СПб., 1909, 114—117 (отд. отт.: ЛЗАК. Вып. 21).

Литература

  • ПСРЛ, СПб., 1889, т. 16, стб. 215—224.
  • Голубинский Е., История церкви, 1900, т. 2, ч. 1, Первая паг., 532—548.
  • Боголюбский М., прот. Московская иерархия («Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1894, сентябрь, с. 461-463).
  • Иванов. Описание Московского архива министерства юстиции. М., 1848, с. 210.
  • М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, с. 55 и след.
  • Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц.», с. 274, пр. 8.
  • Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 78.
  • Самбикин Д. Месяцеслов, 1898, вып. VIII, апрель, с. 21-23.
  • Сергия Месяцеслов, т. II, с. 574.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
  • Булгаков, с. 1396, 1405.
  • Барсуков Н., с. 563.
  • Ратшин, с. 96.
  • Голубинский Е., с. 369.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 113-114.
  • Никон. летопись, VI, с. 2-3, 24, 37, 52.
  • П. С. Р. Л., т. IV, с. 232-233; т. V, с. 35; т. VI, с. 45, т. VIII, с. 151, 163, 169-170, 177.
  • Собрание госуд. грамот и договоров, I, № 85, 92-95, 97-98.
  • Церковные вопросы в России и русское дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
  • Святая Русь, № 520.
  • М. Нкр., т. III, с. 259.
  • БЭС, т. II, с. 223.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 764-765.
  • РБС, т. XXI, с. 122-124.
  • Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти, Пг., 1916, 186—189: ПСРЛ. Л., 1925, т. 4, ч. 1, 445-449.
  • Щапов Я. Н., Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Псковской народной республики, М., 1976, т. 2, прил., № 52 (к № 88), 145-147.
  • Хорошкевич А. Л., Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в., М., 1980, 181-184.
  • Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В., «Описание сборников XV в. книгописца Ефросина,» ТОДРЛ, Л., 1980, т. 35, 143-144, 165.

Начало монашеского пути. Соловецкая обитель

С тех пор Феодор непрестанно обращается к Богу с молитвой, прося себе помощи и духовного водительства. Сменив наряд царедворца на одежды простолюдина, Феодор тайно оставляет Москву, взяв с собой только хлеб.  Между тем его родители, не зная, куда скрылся их любимый сын, искали его по всей Москве и окрестным городам и селам. И после напрасных поисков преда­лись безутешной печали, считая его умершим. Но Феодор был тогда уже далеко. Он плыл по морю к святой обители Со­ло­вецкой.

Соловецкий монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского

Оказавшись на месте, он получил благословение от игумена Алексия и принял возложенные на него послушания. Вскоре Феодор был пострижен и наречен в монашестве Филиппом.

Прошло девять лет иноческой жизни Филиппа. Алексий в силу своей старости и недугов захотел передать должность настоятеля Филиппу, его решение поддержала братия. Вскоре Филипп был рукоположен во пресвитера. Через полтора года упокоился настоятель обители игумен Алексий. Похоронив старца, братия обители по общему совету, как прежде, стала умо­лять Филиппа принять над ними старейшинство. И тот, сознавая себя законным настоятелем обители, с благословения архиепископа Феодосия снова принял игуменство. Вновь поставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров преподобным Саватием, обрел каменный крест, который когда-то стоял перед келией преподобного. Были найдены Псалтырь, принадлежавший преподобному Зосиме, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.

Обитель духовно начала возрождаться. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Игумен Филипп построил на Соловках два храма: трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и храм Преображения Господня. Игумен сам помогал класть стены Преображенского храма. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин, Яренгские чудотворцы, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов Филипп часто удалялся в пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В период его игуменства им был составлен «Устав о монастырском платье» («по скольку кто из братии должен иметь в келий одежды и обуви»). О литературном и ораторском таланте Филиппа свидетельствуют приводимые в его житии обличительные речи против Ивана Грозного. По мнению исследователей, они основаны на подлинных речах Филиппа, в которых он для придания им ярких образов использовал цитаты из популярного на Руси «Поучения Агапита» (византийский памятник, известный в русском переводе с XIV века).

Прославление и почитание митрополита Филиппа

Иноки Соловецкой обители спустя двадцать лет стали просить у царя Феодора Иоанновича (11 мая 1557 — 7 января 1598 гг.) тело митрополита Филиппа. Царь Феодор исполнил просьбу соловецких иноков. Тверской епископ Захария (ум. 1602 г.) не мог ослушаться царского повеления и приказал настоятелю Отроча монастыря пока­зать то место, где был погребен святитель.

Икона святителя Филиппа Московского (с житием). Конец ХVII века. Московский государственный музей-заповедник «Коломенское»Соловецкие святые: Зосима, Савватий, Герман и Филипп

Нетленное тело святителя Филиппа было погребено под папертью Преображенского собора, при церкви препо­добных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. С молитвой к святому Филиппу прибегали не только иноки, но и миряне, окре­стные жители, и получали исцеление от своих недугов.

Впервые церковная служба святителю была напечатала в Минее в 1636 году при патриархе Иосафе I (1634-1640 г. г.). Однако, по мнению исследователей, составлена она была раньше. Местом составления службы считают Соловецкий монастырь, а возможным автором — игумена Иакова (1581-1597 гг.), ученика митрополита Филиппа.

Святитель Филипп, Московский митрополит, чудотворец. Икона работы Симона Ушакова, 1653 год

Тропарь, глас 8.

Первопрестольником приемниче, столп православия, истине поборниче, новыи исповедниче, святителю Филиппе, положивыи душу за Христово евангелие. Тем же яко имыи дерзновение к Нему, моли за страну нашу, за град же и люди, почитающих достойно святую память твою.

Кондак, глас 3.

Православию наставника, и истине согласника. Златоустаго ревнителя, русскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим. В пищи словес своих разумно чада своя питая. Языком убо хваление поя, устнама же пение вещая, яко таинник Божия благодати.

Библиотека Русской верыКанон святителю Филиппу →

Читать онлайн

В 1646 году, 29 апреля, были присланы из Москвы к соловецкому игумену Илии грамоты от царя Алексия Михайловича и Иосифа, Патриарха Московского, в которых было повелено мощи святи­теля Филиппа положить в новую раку, облачить их в новое одеяние и из-под паперти перенести в Пре­об­раженский собор.

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно принесены в Москву (по повелению еще тогда православного царя Алексея Михайловича). Их встречали Крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе Московского Кремля около иконостаса, где и покоятся ныне.

Рака с мощами святителя ФилиппаПамятник митрополиту Московскому и всея Руси Святителю Филиппу перед собором Игоря Черниговского, Переделкино, Москва

Противостояние

Море крови людской, пролившееся на Русь в 1567–1568 гг. по вине опричников и царской подозрительности, не оставило Филиппа безучастным. Он решил начать открытое противостояние и требовал, чтобы царь остановил бесчинства. Сначала святитель держал речь перед священнослужителями, где призывал их к самоотверженности, чтобы они не молчали и помогли образумить царя: «ваше молчание душу цареву в грех вводит». Но отклика он не увидел. Только один архиепископ Герман Казанский оказал поддержку Филиппу 2. Остальные же, испугавшись, стали действовать во вред митрополиту.

Помня уговор с царем, первосвященник сначала не стал открыто выступать против опричников и в своих посланиях Ивану Грозному писал о смирении и вразумлении. Но царю эти письма надоели. О митрополите он говорил «Филька», как будто Филипп был ничего не понимающим простачком, а послания называл филькиной грамотой. С тех пор это выражение сохранилось в значении отписка, канцелярская бумажка, безграмотная работа.

Церковный суд над митрополитом Филиппом

Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь митрополита-исповедника была решена. Но Иоанн Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Это было 4 ноября.

Арест митрополита Филиппа. Художник Сергей Шелковый

В назначенный час прибыли сам государь и невинно обвиняемый перво­святитель; облаченный в святительские одежды, предстал он на суд. Началось чтение доносов, но обвинителей налицо не было, ибо царь побоялся дать свя­тому очную ставку с клеветниками. По прочтении доносов остановились, чтобы выслушать обвиняемо­го. Филипп, считая излишним оправдываться, ибо знал, что его участь уже заранее решена, обратился к царю с такими сло­вам:

Сказав эти слова, святой Филипп снял с себя знаки своего достоинства и хотел удалиться, но царь остановил его, сказав, что ему должно еще ожидать соборного определения, а не быть своим судьей. Принудил его взять обратно одежду святителя и еще служить обедню 8 ноября. Это был праздник Архангела Михаила. Митрополит Филипп в полном святи­тель­ском облачении служил Литургию в Успенском соборе, как  вдруг с шумом растворились двери церковные и в собор вошел царский любимец Алексей Басманов с толпой воинов и опричников. Басманов приказал прочитать вслух перед всем народом царский указ и приговор собора о низложении митрополита, причем оглашены были и все клеветы на него. По окончании чтения пришедшие с яростью кинулись на святителя и стали срывать с него священные одежды. Митрополит Филипп не сму­тился духом и старался успокоить свой клир. Накинув на плечи Филиппа оборванную и грязную рясу простого инока, опричники вытащили его из храма, били метлами по голове, посадили на дров­ни и, осыпая бранью и побоями, повезли в Богоявленский монастырь. Пред вратами обители святой Филипп в последний раз обратился к окружающей его пастве с утешительными словами:

Тогда же прозвучали пророческие слова митрополита о судьбе Русской Церкви:

Это пророчество окончательно исполнилось через несколько десятилетий. во время реформ патриарха Никона, когда большинство архипастырей повели себя как «наемники», отпали от правой веры и в Церкви наступил период вдовства. Приняв последнее благословение от святителя, народ в смущении разошелся по своим домам, а Филипп был заключен в обитель. «Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь». Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.

Тверской Успенский Отроч монастырь

Происхождение будущего святителя

Святитель Московский и всея Руси Филипп (Колычев) происходил из знатного и древнего боярского рода Ко­лычевых, известного уже в XIII веке. Отец Филиппа, боярин Стефан Иоаннович, был сановником при дворе великого князя Василия Иоанновича (1505-1533 гг.) и пользовался его расположением и любовью. Однако, несмотря на свой сан, он отличался редкими душев­ными качествами: праведностью, мужеством и милосердием. И супруга его Варвара, впоследст­вии принявшая иноческий сан с именем Вар­сонофии, была женщиной благочести­вой. 11 февраля 1507 года у них родился первенец, которого они назвали Феодо­ром, это и был  будущий митрополит Московский и всея Руси Филипп. Родители Феодора приложили силы к тому, чтобы дать своему сыну самое хорошее воспитание.

Феодору, как сыну знатного боярина, предстояла высокая служебная деятель­ность. Ему нужно было служить в рядах воинских и должностях придворных. Но такие занятия не были по душе Феодору, его сердце и ум стремились к богомыслию, а все его старания были направлены к тому, чтобы исполнить заповеди Господни.

Филипп Московский

Филипп Московский (в крещении
Феодор), митрополит (1507-23.12.1569), родился в Москве,
происходил из знатного боярского рода Колычевых.
Отец Феодора готовил сына к государственной
службе. Вел. кн.
Василий III приблизил ко двору
молодого боярина. С Феодором сдружился будущий
царь Иоанн Грозный. Когда Феодору
исполнилось тридцать лет, он принял решение
оставить светский мир и удалился в Соловецкий
монастырь,
где постригся в иноки с именем
Филипп. В 1546 св. Филипп был поставлен игуменом
Соловецкой обители. Он много заботился о
процветании монастыря. Во время его игуменства
были воздвигнуты трапезный храм Успения Божией
Матери и собор Преображения Господня. Св. Филипп
и сам много трудился вместе с монахами как
простой рабочий, укладывая стены
Преображенского собора. 25 июня 1566 — по настоянию
царя Иоанна Грозного — свт. Филипп был посвящен в
Московского и всея Руси митрополита. Это были
тяжелые годы затянувшейся Ливонской войны, годы
опричнины. Святитель не боялся говорить царю
правду и обличать за жестокость. Поначалу Иоанн
прислушивался к советам свт. Филиппа, но позже, не
перенеся обличений, приказал взять митрополита
под стражу. Свт. Филипп был схвачен по время
богослужения в Успенском соборе. Преданный суду,
он был приговорен к пожизненному заключению.
Целый год святитель провел в заточении в
тверском Отрочь Успенском монастыре. Здесь
же он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
Предвидя свою кончину, свт. Филипп за три дня до
этого приготовился к ней причащением Святых
Тайн. Мощи свт. Филиппа, доставленные в
Соловецкий монастырь, в 1652 были перенесены в
Москву.

Память свт. Филиппу отмечается 9/22
января, 3/16 июля и 5/18 октября.

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 — 1569, Тверь) — церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д. В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися»), но зато получал право «советования» с государем, включавшее и возможность «печалования» за опальных. Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее в ноябре 1568 послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах» и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Рус. православной церковью.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Филипп II в культуре

Образ святителя московского неоднократно упоминался в культуре. Так, в текст романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» включается песня, повествующая об убийстве Филиппа Малютой Скуратовым. Книга Юрия Нагибина «Поездка на острова» знакомит читателей с последними годами жизни Федора Степановича в статусе игумена монастыря, прежде чем он стал митрополитом.

Личность Колычева нашла отражение и в кинематографе. Образ митрополита появляется в фильме 1944 года «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна. О противостоянии священнослужителя и русского правителя рассказывает картина Павла Лунгина «Царь». Появляется образ святого и в живописи. Например, на картинах Николая Неврева, Александра Литовченко.

Почитание митрополита Филиппа

Через 20 лет в правление царя Федора иноки Соловецкого монастыря попросили выдать им тело мученика Филиппа. Раскопав могилу, люди пришли в изумление: мощи и одежду святого человека не затронул тлен, а воздух вокруг стал благоухать. Монахи забрали тело своего бывшего игумена и похоронили его под папертью собора Преображения в Соловецкой обители.

Царь Алексей Михайлович в 1652 году повелел перенести мощи Святого Филиппа в Москву. А в Мещанской слободе, где крестный ход встретил гроб, построили храм Святого Филиппа. Сейчас мощи находятся в Успенском соборе Московского Кремля.

https://www.youtube.com/watch?v=M0jGbpan_oY