Стимпанк-пиратки, банда горничных и королевы аниме-опенингов: 15 женских метал-групп из японии

Оглавление

Exist Trace

Группа существует с 2003 года, а начинали ее музыканты с грязного готического ню-метала с элементами мелодического дэта — с романтическими припевами и сырым гроулом. У тех Exist Trace даже с ранними Dir En Grey что-то общее есть. Этот период в истории группы продолжался примерно до 2010 года — и он, стоит сказать, был самым ярким, хоть сегодня те песни и кажутся приветом из 2007-го. Дальше Exist Trace начали делать звук легче, постепенно перемещая его в сторону мелодичного хард-рока. Музыка Exist Trace стала профессиональнее, но потеряла в индивидуальности — обычная история. Однако на свежайшем EP The Only Garden банда к своему теперь уже устоявшемуся хэви-звуку добавила немного джаза и модерн-метала, снова став интересной, но уже с новой стороны!

Fate Gear

Fate Gear — еще один осколок Destrose, основанный в 2015 году гитаристкой Миной. Дольше нее в Destrose никто не играл — она состояла в группе восемь лет. В качестве визуальной стилистики новая банда выбрала стимпанк — девушки называют себя воздушными пиратами, прямо как Abney Park. В плане музыки они продолжили дело предыдущей группы Мины и даже больше — уже на их дебютнике присутствовали перезаписанные песни Destrose. Впрочем, их полностью новые треки не хуже — это по-западному звучащий пауэр, иногда уходящий в металкор с экстрим-вокалом. С 2019 года у группы временно нет постоянной вокалистки, так что они устраивают коллабы с приглашенными певицами. 

Phantasma

Еще одна супергруппа, сформированная вокалистом Serenity Георгом Найхаузером. Сам он утверждает, что долгое время хотел выпустить концептуальный альбом с сильным нарративом. Но задумки Георга почему-то не вписывались в рамки его банды. Поэтому он и решился на формирование новой сайд-формации. В составе Phantasma он скооперировался с композитором-мультиинструменталистом Оливером Филиппсом из Everon и вокалисткой Delain Шарлоттой Вессерс. Это, само собой, не считая кучи приглашенных гостей. 

В итоге группа в 2015 году выпустила The Deviant Hearts — качественный, современный и доступный симфоник-метал-альбом. Один из лучших жанровых дисков за все время. Сюжет пластинки основан на одноименном романе, написанном Шарлоттой. Звучит же альбом как компиляция всего самого лучшего, что есть в симфоник-метале. Эпично, мощно, богато, но без перекосов в оперу и чересчур олдовый пауэр, как это часто бывает. В некотором роде The Deviant Hearts можно даже попсовым назвать — он наполнен цепкими мелодиями, которые сложно выкинуть из головы. И с симфонической секцией это нисколько не диссонирует. 

Exit Eden

Exit Eden — это интернациональная супергруппа, состоящая из четырех вокалисток. Основала банду Аманда Сомервилль, а уж она-то на метал-сцене имя себе давно сделала. У нее и поп-роковые сольники есть, но больше всего она известна сотрудничеством с Kamelot, Epica и другими большими симфоник-метал-бандами.

Exit Eden пока что выпустили всего один альбом — Rhapsodies in Black 2017 года. Состоит он из симфоник-метал-каверов на известные поп-песни, Рианны, Backstreet Boys, Леди Гаги и даже Depeche Mode. И это по-настоящему крутые каверы, которые помогали записывать лучшие музыканты симфоник-жанра, включая участников уже сто раз упомянутых Kamelot и Epica. Группа после релиза альбома не разбежалась, так что на продолжение мы вполне можем рассчитывать.

Мари Фредрикссон


Мари Фредрикссон. Одна из последних фотографий певицы…

Эта женщина не нуждается в представлении. Мари Фредрикссон давно стала легендой поп-рок группы Roxette, основанной ею совместно с Пером Гессле во второй половине 80-х годов… Фредрикссон обладала невероятной харизмой и сильным вокалом, который просто не может не поразить… В её мощном исполнении прославились такие вневременные хиты, как «Listen to Your Heart», «Dangerous», «It Must Have Been Love», «Joyride» и многие, многие другие…

Сегодня Мари Фредрикссон остаётся одной из самых легендарных исполнительниц за всю историю… И сложно представить, сколько современных артистов попали под её влияние…

Kittie

Культовая группа и один из андерграунд-столпов ню-метала конца девяностых. Kittie собрались в канадском Лондоне (оттуда же родом, например, The Birthday Massacre, о которых я тоже рассказывал) в 1996 году и на протяжении всей своей истории поддерживали полностью женский состав. Первые два альбома группы — Spit и Oracle — это тяжелейший ню-метал в духе самых хардкорных песен Korn. Дальше группу понесло в сторону трэша и дэт-метала — и стоит сказать, что в этих жанрах Kittie тоже чувствовали себя отлично.

Вокалисткой группы с 1996 года неизменно оставалась Морган Ландер, умеющая выдавать дичайший блэкерский скрим и тонкий чистый вокал с придыханием. Хотя на поздних альбомах она еще и отличный джазово-эстрадный голос показывала. Группа приостановила деятельность в 2017 году в связи со смертью басистки Триш Доан. Морган Ландер сейчас поет в мелодик-металкор-группе Karkaos (которая и раньше опиралась на сильный женский голос), а барабанщица Мерседес Ландер вокалит в хорошей сладж-банде The White Swan. 

Brats

Не будь Scandal, не появилась бы и ее более хардкорная версия — банда Brats. Ведь соосновательница группы Рэй Куромия решила заняться музыкой как раз после посещения концерта Scandal в 2010 году. Собственно, уже в 2011 году она вместе со своей сестрой Аей сколотила группу — девочкам тогда было 10 и 12 лет соответственно. Первую славу они получили, попав на саундтрек в аниме «Быть героем», несмотря на то, что их джей-рок был и остается более гаражным и сырым. Кстати, даже если вы никогда не слышали о Brats, вы все равно наверняка слышал Рэй. С 2015 по 2017 год она пела в составе завирусившейся группы Ladybaby — с гроулящим реслером в мейдо-форме. И нужно отметить, что в составе Brats Рэй показывает куда более впечатляющий и глубокий вокал.

Истоки и эволюция

Корни симфоник-метала уходят в группы раннего дэт-метала и готик-метала , которые в некоторой степени использовали симфонические элементы в своей музыке, в частности, пионеры швейцарского экстрим-метала Celtic Frost в своем альбоме 1987 года Into the Pandemonium , чей выпуск 1985 года To Mega Therion вдохновил именование пионеров симфонического металла Therion.

Одной из самых ранних симфоник-металлических песен была «Dies Irae» американской трэш-метал- группы Believer . Появившись в их альбоме 1990 года Sanity Obscure , он предвосхитил оперный подход, используемый группами Therion и Nightwish . Согласно Джеффу Вагнеру в его книге « Среднее отклонение» , эта песня стала переломным моментом в творчестве металла, и, за исключением Mekong Delta , ни одна другая экстремальная металлическая группа в то время не объединила этот жанр с классической музыкой так гладко.

Therion «s Лори Льюис и Кристофер Йонссон в сопровождении симфонического оркестра и хора во время живой классической шоу на оперном фестивале в Мишкольц , Венгрия, 2007.

Группа Therion оказала влияние на формирование жанра благодаря использованию живого оркестра и классических композиционных приемов; постепенно эти элементы стали более важной частью музыки Therion, чем их дэт-металлические корни. Еще одним ключевым ранним влиянием стал альбом финской прогрессив-метал- группы Waltari Yeah! Ага! Умереть! Умереть! Death Metal Symphony в Deep C

В середине 1996 года Rage выпустили Lingua Mortis , первое сотрудничество группы с Пражским симфоническим оркестром .

Nightwish , Rhapsody of Fire и Within Temptation выпустили свой первый альбом в 1997 году. Звучание Within Temptation обычно определялось как готик-метал, будучи в целом проще, чем пауэр-метал Nightwish, но обе группы часто разделяли два часто встречающихся элемента симфонического металла — мощный женский вокал Тарьи. Турунен и Шарон ден Адель соответственно, а также интенсивное использование классической игры на клавишных. Haggard , которая начинала как прогрессивная дэт-металлическая группа, в первые годы выпустила несколько демо и EP в стиле простого дэт-метала, но в 1997 году сделала шаг вперед. Они решили изменить свой стиль и превратить его в смесь классической музыки с настоящими классическими и средневековыми инструментами, такими как скрипка , альт , виолончель , флейта , гобой , кларнет , рупор , клавишные и дэт-метал , выпустив свою первую студию симфонического металла. альбом.

Многие новые симфонические группы появились или привлекли к себе широкое внимание в начале-середине 2000-х, в том числе Rain Fell Within, After Forever , Epica , Delain , Leaves ‘Eyes , Xandria и Edenbridge , все с женским вокалом и характерными клавишными. Пауэр-метал с его относительно оптимистичными фэнтезийными темами и стилизованным звучанием клавишных инструментов, как правило, оказывал большое влияние на эти группы.. Термин «симфонический металл» иногда применялся к отдельным песням или альбомам групп, которые принадлежат в основном к основному несимфоническому стилю своего поджанра

Однако стоит отметить, что этот термин иногда используется для описания стилистических элементов, которые все чаще присутствуют во все большем числе поджанров металлической музыки.

Термин «симфонический металл» иногда применялся к отдельным песням или альбомам групп, которые принадлежат в основном к основному несимфоническому стилю своего поджанра. Однако стоит отметить, что этот термин иногда используется для описания стилистических элементов, которые все чаще присутствуют во все большем числе поджанров металлической музыки.

Bordge

У москвичей Bordge есть всего два недостатка — их старых альбомов нет на стриминговых площадках, а новые не выходили с 2015 года. В остальном группа прекрасна. Уже хотя бы тем, что ее звук невозможно описать. Сладж? Стонер? Хэви? Прогрессив? Пост-метал? Гранж? Да, все это и много чего еще — в тегах, применимых к их музыке, можно заблудиться. Куда важнее, что за ними стоит — дикая, неудержимая энергия, обман ожиданий, ритмические, мелодические и прочие сюрпризы на каждой минуте, особенно если говорить о последнем альбоме. Его нужно слушать в первую очередь. Невероятное композиционное богатство, но в то же время холодный, потусторонний минимализм. Музыканты банды сейчас работают над новым диском и тут им не позавидуешь — планка задрана пугающе высоко. 

Страница Bordge в VK

Сам симфоник-метал начал формироваться еще в девяностых.

Основоположником жанра считается шведская банда Therion, выпустившая в 1996 году альбом Theli. Базовая оркестровка, хор, мистическая тематика — все основные признаки жанра там уже были. В этом же году, кстати, образовалась группа Nightwish, так что самая известная банда жанра «была там», когда все только начиналось. В дальнейшем в симфоник-метале плотно прижились женские голоса — особенно высокие, подражающие оперному пению. А если фоном еще и мужской гроул звучит, то еще круче. Дуэт женского оперного голоса и гроула даже получил шуточное название «красавица и чудовище». При этом тематика песен такая же пафосная, как и их звук: фэнтези, исторические драмы, мистицизм, религиозные сюжеты. На сцене, само собой, гиммиковые костюмы, хотя не все так заморачиваются.

Жанр активно набирал популярность с конца девяностых, достиг пика в середине нулевых, но и сейчас остается в форме. Это неудивительно — рамки понятные, звучит вроде и тяжело, но также и красиво. Правда, набор имен в симфоник-метале (если уж говорить о тех, кто на слуху всегда), не особо меняется уже много лет: Nightwish, Epica, Within Temptation, Kamelot, Sirenia, Delain… Поэтому их в подборке не будет. В этот раз я расскажу о пяти более новых, не столь известных симфоник-метал-группах, которые люблю сам. 

Шарон ден Адель


Шарон ден Адель

Когда речь заходит о самых сильных женских голосах в истории, любой список кажется невозможным без включения в него очаровательной Шарон ден Адель… Шарон ден Адель — широко известная вокалистка симфоник-метал-группы Within Temptation, а также сольного проекта My Indigo! Стоит отметить, что на её счету множество прекрасных песен, однако её навыки автора — это уже другая история. Ден Адель уверенно вошла в музыкальный бизнес в возрасте 14 лет: она была вокалисткой многих групп, среди которых — блюз-роковая Kashiro! Этой женщине стоит отдать должное, так как она обладает очень сильным и запоминающимся голосом… Можете убедиться сами:

Примечательно, но будущий партнёр и муж певицы — гитарист Роберт Вестерхольт — при первой их встрече раскритиковал выступление Шарон… Однако именно он впоследствии и познакомил девушку с творчеством Paradise Lost, группы, оказавшей на ден Адель колоссальное влияние…

Show-Ya

Раз уж мы говорим о женских метал-группах, нельзя забывать и классиков этого направления. Группа Show-Ya основана еще в 1981 году — с учетом семилетнего перерыва, она на сцене уже более тридцати лет. Банда основана вокалисткой Кейко Терадой и клавишницей Мики Накамурой — обе играют в Show-Ya до сих пор. Страсть японских металистов и металисток к симфонике не обошла стороной и эту банду, но куда больше в их музыке глэма, театрального рока в духе Quenn и хард-рока в стиле Deep Purple. А в клавишных партиях иногда можно и отголоски психоделики услышать. И хотя Show-Ya поют преимущественно на японском, их песни редко похожи на опенинги к аниме. Это плотно сбитый, по-хорошему старомодный рок, в который интересно вслушиваться. Да и каверы на западный метал у них хороши.

Walls of Jericho

Walls of Jericho играют по-настоящему тяжелый, агрессивный металкор, максимально близкий к изначальному определению жанра — смесь метала и хардкор-панка. Причем хардкор в их музыке явно перевешивает, хотя и грубоватой мелодичности она не лишена. 

Группа основана в Детройте и с перерывами рубит на сцене с 1998 года. На вокале с самого основания — крайне эффектная женщина Кэндес Каксалэйн, не просто рок-дива, а настоящая валькирия. Она выдает сатанинский, по-хорошему пугающий экстрим-вокал — от глубокого гроула до сырых, надрывных эмо-выкриков. Идеальный хардкор-вокал. Да и сама она выглядит как собирательный образ хардкор-вокалиста — покрытая татуировками, накачанная рыжая бестия, из которой буквально рвется энергия и агрессия. При этом в жизни Кэндес — приятная, скромная женщина, жена и мать. Говорю же — метал для всех!

Группы, играющие самые экстремальные формы метала с женским вокалом — сегодня уже не редкость и это круто. Walls of Jericho, на мой вкус — просто самый яркий и дикий пример, но есть и другие. Тут можно вспомнить и Once Human, основанную бывшим гитаристом Machine Head с певицей Лорен Харт; и молодую немецкую группу Null Positiv с приятно-грубым пением Элли Берлин; и прогрессивных Periphery-подобных пост-хардкорщиков Red Handed Denial; и русскую группу Core of Dying Earth, и много кого еще.

Jupiter

У симфоник-метала ожидаемо все очень хорошо в Японии. Использование богатых оркестровок — частое явление в японском направлении вижуал-кэй. Но Jupiter среди японских симфоник-банд точно одна из самых эпичных. Такие пафосные оркестровые секции и риффы, пожалуй, не в каждой песне Nightwish найдешь.

При этом именно рок-часть группы иногда отдает типичным «японским металом», который буквально просится на опенинг к какому-нибудь аниме. А иногда звучит, как утерянная запись Blind Guardian. У Jupiter такое может случаться в рамках буквально одной песни. Сочетание интересное. Но чего у группы точно нет, так это оперного пафоса в вокале. Банда использует обычное эстрадное пение. 

Scandal

Одна из самых известных в Японии женских групп, основанная в Осаке в 2006 году. Чаще всего их стиль описывают просто как типичный слащавый джей-рок (во многом благодаря вокалистке Харуне, которая до сих пор звучит как школьница), но в их арсенале есть и поп-панк-треки, и припопсованный, но качающий модерн-метал. В первую очередь они известны благодаря опенингам к аниме — их песни открывали сериал «Блич» и «Стальной алхимик», попадали в полнометражку по «Покемонам» 2014 года и много куда еще. Да и на западе Scandal хорошо известны — контракты с лейблами они подписывают с 2008 года и с того же времени активно турят по всему миру. 

Jinjer

Jinjer — это вдохновляющая банда из Горловки, относительно маленького городка в Донецкой области. Основана группа в 2009 году, и за десять лет из локального украинского коллектива превратилась в настоящего монстра современной метал-сцены. Они объездили весь мир с концертами, провели успешный американский тур с моими любимыми транскорщиками The Browning и подписались на Napalm Records. 

Музыка Jinjer — это смесь грува и прогрессивного метала с очень бодрыми ритмами и ударной секцией. Поет в группе Татьяна Шмайлюк и ее справедливо можно назвать одной из самых сильных вокалисток на современной метал-сцене. Ей одинаково хорошо дается и глубокий чистый вокал со сложными «восточными» переливами, и плотный экстрим в среднем и низком диапазоне — в духе Рэнди Блайта из Lamb of God.

Tricot

Tricot — это группа из Киото, уже десять лет играющая музыку, которую сложно с чем-то сравнить. Сладкий голос вокалистки Икуми Накадзимы в их песнях смешивается с мат-роковыми риффами, ломаными ритмами и шумами. Впрочем, местами их гитарные и басовые линии напоминают Red Hot Chili Peppers, которыми участницы группы — по их собственному признанию — сильно вдохновляются. Песни Tricot сложны структурно, но слушаются они легко, потому что написаны без намеренной потуги сделать «умную» музыку — она такой получается само собой. Группа хороша настолько, что я делаю для нее небольшое исключение. Барабанщик в Tricot — мужик. Но его место непостоянно — сменилось уже три ударника, и костяк — все же три девушки.

Embrace of Disharmony

Разумеется, у симфоник-метала есть и более мрачные формы. Лучший пример как раз Embrace of Disharmony. Эта итальянская группа, существующая еще с 2006 года, однако дебютник они выпустили только в 2012-м. В своей музыке музыканты смешивают классическую симфонику с блэком и дэт-металом, получая в итоге абсолютный сатанизм. Из-за упора на оркестровку звучит он более зловеще, чем у иных тру-блэкметалистов. В метал-основе при этом прогрессив, так что интересные мелодии и необычные ходы тут можно услышать и в рок-секции.

Итальянцы вообще сильны в экстремальном симфоник-метале, у них есть еще как минимум одна выдающаяся банда, играющая в похожем злобно-сатанинском стиле — Fleshgod Apocalypse.

iwrestledabearonce

iwrestledabearonce — банда из Луизианы, самая бешеная и прогрессивная в подборке. Группа с 2007 по 2016 год играла очень авангардный и очень тяжелый метал. Пост-хардкор на максималках, с уклоном в джаз, диссонирующие риффы, ломаный маткор и даже хаотичный грайндкор. 

Такой звук, само собой, требует самого безудержного и громкого экстрима — с ним легко справлялись две вокалистки: сначала в группе пела Криста Кэмерон, а потом Кортни ЛаПлант. Лично мне больше нравятся песни, записанные с Кортни — она не просто гроулила и кричала, но и до утробного гутторала доходила. И это при ее приятно диссонирующей с музыкой внешней хрупкостью. Если такая дикость вам по душе, то следом повышайте градус и обязательно послушайте японскую сладж-дум-блэк-краст-банду Gallhammer. 

Bridear

Bridear собрались в Фукуоке в 2011 году и с тех пор идеально соединяют в своей музыке два направления. С одной стороны, это пробивной мелодик-металкор в духе ранних песен Trivium и As I Lay Dying — эмоционально, с цепкими риффами, блэкерскими бластбитами и дикими скримами. С другой —  цветочные припевы, которые просятся в опенинг какого-нибудь аниме. Хороший контраст, особенно когда такой припев переходит на бридж и соляк в стиле Bullet for my Valentine. Впрочем, у Bridear стоит отметить еще и отлично вписанную в метал транс-электронику, но Японцы в этом вообще хороши — Crossfaith и Babymetal доказывают это уже не один год.

Halestorm

Группа Halestorm собралась в Ред Лайон, Пенсильвания еще в 1997 году, но одноименный дебютник музыканты выпустили только в 2009 году. До этого был целый ворох мини-релизов (поначалу вообще в жанре христианского рока) и поиск уникального звука. С релизом дебютника банда стала заметной, а в узких кругах обрела культовый статус. Музыка Halestorm — это идеальный пример современного хэви-метал. По тяжести она не уступает классическому металу и даже металкору, но при этом пропитана мятежным духом старого рок-н-ролла и наполнена по-хорошему попсовыми мелодиями. 

Поет и играет на гитаре в банде Лиззи Хейл, хорошо известная среди фанатов рок-музыки благодаря эффектной внешности и своему пронзающему голосу. Хейл выдает эталонный рок-вокал — мощный, напряженный как струна, с драйвовым, но не ломающим мелодию перегрузом. Сравниться с ней в околопопсовом хардкоре (да, я считаю, что такое бывает) может только вокалистка In This Moment Мария Бринк, особенно если брать артовые клипы группы. Лиззи, к слову, присоединилась к Марии для исполнения кавера на We Will Rock You на последнем альбоме In This Moment.

Если же перечисленных в статье групп будет мало, то еще больше экстремального женского вокала можно услышать в нашем плейлисте.

Начать стоит с того, что не все группы, которые принято называть симфоник-металом на самом деле его представляют.

Если закапываться чуть глубже, то «настоящие» симфоник-группы в своей музыке должны постоянно использовать хотя бы одну классическую оркестровую секцию — кроме ударных, только на них выехать нельзя. Смычковые струнные инструменты, духовые — медные и деревянные. И один только хор тут тоже не прокатывает, его-то как раз может и не быть. Все это не обязательно вживую, конечно. Содержать целый мини-оркестр не каждая группа себе может позволить — синтезатор или просто сэмплы это нормально.

То есть если банда изредка включает в свою музыку скрипку — не стоит ее сразу записывать в симфоник-жанр. А то эдак можно и «Металлику» симфоник-металом назвать. Еще в жанр часто закидывают пауэр-метал-банды с органом (а с ними и готику с блэком), который в классическую оркестровку не входит. Ну и этнические инструменты не обязательно делают банду симфонической — они бывают в оркестрах, но для них в метале существует фолк-жанр.

Песня с грядущего альбома Nightwish. Для Nuclear Blast они — явно одна из ведущих групп.

«Ауткаст»

Не раз наблюдал, как люди вспоминают некогда культовых героев 2007-го и задаются вопросами вроде: «Блин, а как там щас дела у Amatory». На самом деле, у них все круто. Группа не только продолжает делать современный и актуальный тяжеляк, но и отпочковала от себя отличную банду «Ауткаст». 

В составе «Ауткаста» трое бывших участников Amatory, среди которых и один из самых узнаваемых участников коллектива — вокалист Игорь Капранов. «Ауткаст» играет очень качественный, вылизанный почти до идеала поп-металкор — это концентрированные Architects, Bury Tomorrow и Bullet for my Valentine. По-хорошему эпичная и умеренно жесткая музыка. Да еще и с элементами моего любимого транскора! Банде всего год, но у нее уже есть мощный дебютник — деньги на него успешно собрали через краудфандинг, что тоже показательно. А уж какой у них кавер на The Prodigy!

Страница «Ауткаст» в VK

The Korea

«Корею» сложно назвать новой или малоизвестной группой — ей уже почти 20 лет. Однако из первого состава в The Korea остался только гитарист Александр Кузнецов, а все остальные участники сменились в 2015 году. Так что в некотором роде группа все же новая. Не упомянуть их я не мог — ведь это все еще одна из лучших прогрессив-джент-банд в России (рядом я бы поставил разве что Shokran). Что «Корее» добавляет очков — их последний релиз вышел и в инструментальной версии. Отличный вариант, если русские рифмы ухо режут или хочется послушать просто «дж-дж-дж» без скрима. С удовольствием ставлю инструментальную версию диска Calypso Act II на фон. 

Страница The Korea в VK