Николай мясковский — nikolai myaskovsky

Оглавление

Средние годы

В 1920-1930-е годы Мясковский был ведущим композитором СССР, занимавшимся развитием в основном традиционных, сонатных форм. Он не писал опер, хотя в 1918 году планировал одну по роману Достоевского « Идиот» с либретто Пьера Сувчинского ; но в итоге он написал в общей сложности 27 симфоний (плюс три симфониетты, два концерта и произведения в других оркестровых жанрах), 13 струнных квартетов, 9 сонат для фортепиано, а также множество миниатюр и вокальных произведений. Благодаря его преданности этим формам и тому факту, что он всегда поддерживал высокий уровень мастерства, его иногда называли «музыкальной совестью Москвы». О его неизменной приверженности музыкальному модернизму свидетельствует тот факт, что наряду с Александром Мосоловым , Гавриилом Поповым и Николаем Рославцом Мясковский был одним из руководителей Ассоциации современной музыки . Хотя он оставался в тесном контакте с Прокофьевым в течение последних лет изгнания из СССР, он никогда не последовал за ним туда.

Реакция Мясковского на события 1917–1921 годов вдохновила его Симфонию № 6 (1921–1923, перераб. 1947 — это версия, которая почти всегда играется или записывается), его единственная хоровая симфония и самая длинная из его 27 симфоний. краткое стихотворение (на русском языке, хотя партитура позволяет альтернативно латынь — см. ниже страницу Американского симфонического оркестра о происхождении стихотворения — душа смотрит на тело, которое она покинула). В финале содержится довольно много цитат — тема Dies Irae , а также французские революционные мелодии.

1921–1933 годы, первые годы его преподавания в Московской консерватории, были годами, когда он больше всего экспериментировал, создав такие произведения, как Десятая и Тринадцатая симфонии, четвертая соната для фортепиано и его первый струнный квартет. Возможно, лучшим примером этой экспериментальной фазы является Тринадцатая симфония, единственная из его произведений, премьера которой состоялась в Соединенных Штатах.

В 20-30-е годы симфонии Мясковского довольно часто звучали в Западной Европе и США. Его работы были выпущены Universal Edition , одним из самых престижных издательств Европы. В 1935 году CBS провела опрос своей радиоаудитории, задавая вопрос: «Кто, по вашему мнению, из современных композиторов останется среди великих мировых композиторов через 100 лет?» поместил Мясковского в первую десятку вместе с Прокофьевым, Рахманиновым , Шостаковичем , Рихардом Штраусом , Стравинским , Сибелиусом , Равелем , де Фальей и Фрицем Крейслером .

Следующие несколько лет после 1933 года в основном характеризуются очевидным прекращением его экспериментального направления, хотя и без общего снижения мастерства. В Violin Concerto дата этих лет, первая из двух или трех концертов, в зависимости от того один подсчетов, вторых для виолончели , а третий , если один отсчитывает Lyric Концертино , Op. 32 как концертное произведение.

Еще одно произведение периода до 1940 года — симфония № 21 фа-диез минор, соч. 51, компактное и в основном лирическое произведение, очень отличное по гармоническому языку от Тринадцатого.

Несмотря на свои личные чувства к сталинскому режиму, Мясковский изо всех сил старался не вступать в открытую конфронтацию с советским государством. Хотя некоторые из его работ относятся к современным темам, они не относятся к программным или пропагандистским образом. Симфония № 12 было вдохновлена поэмой о коллективизации сельского хозяйства, а № 16 был вызван крахом огромного авиалайнера Максим Горького и был известен под Советами как авиация симфония . Эта симфония, набросанная сразу после катастрофы и премьера которой состоялась в Москве 24 октября 1936 года, включает в себя медленное движение большого траурного марша, а финал построен на собственной песне Мясковского для ВВС красных «Летят самолеты». Увертюра « Приветствие» была посвящена Сталину в день его шестидесятилетия.

Произведения артистов

,
Moscow Philharmonic Orchestra
Давид Ойстрах,
Moscow Philharmonic Orchestra,
State Symphony Orchestra of USSR

Sviatoslav Richter Archives — Vol.09 — 1974 Recital

Truls Mork,
Симфонический оркестр Бирмингема

Truls Mork — Prokofiev Sinfonie concertante, Miaskovsky Cello Concerto

Truls Mork,
Симфонический оркестр Бирмингема

Truls Mork — Cello Concertos — CD 03 — Prokofiev, Myaskovsky

Ilya Grubert,
Russian Philharmonic Orchestra
Stepan Arman,
I Musici de Montreal
Truls Mork,
Симфонический оркестр Бирмингема
Julian Lloyd Webber,
London Symphony Orchestra

Mstislav Rostropovich — The Complete EMI Recordings (CD 9 of 26): Prokofiev, Myaskovsky, Rachmaninov

Начало уральской композиторской школы

Первым выпускником Уральской консерватории по классу композиции стал Борис Гибалин. Окончив консерваторию с отличием, он, по совету Р. Глиэра, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Николая Мясковского. К 100-летию со дня рождения Учителя Гибалин написал симфоническую поэму «Посвящение», исполненную в Свердловске 8 апреля 1981 года под управлением Андрея Чистякова.

Так же, как и Мясковский, Гибалин посвятил себя преподавательской деятельности. В числе выпускников Бориса Дмитриевича – известный уральский композитор Сергей Сиротин, а среди консерваторских педагогов – основоположник уральской композиторской школы Виктор Трамбицкий, у которого позже учились Владислав Казенин и Вадим Биберган.

1 / 9

2 / 9

3 / 9

4 / 9

5 / 9

6 / 9

7 / 9

8 / 9

9 / 9

❮ ❯

Новое искусство «Уральских самоцветов»

В 1960-е годы Свердловская филармония инициировала создание Свердловского областного музыкального фестиваля «Уральские самоцветы», где исполнялись премьеры сочинений советских композиторов: «Сны революции» Владимира Рубина, «Казнь Степана Разина» Дмитрия Шостаковича, «Весенняя кантата» Георгия Свиридова, и проходили авторские концерты композиторов Владимира Юровского и Андрея Эшпая. С 1964 по 1973 годы в Свердловске прошло шесть таких фестивалей.

В наши дни традицию «Уральских самоцветов» продолжает Международный музыкальный фестиваль «Евразия», в программе которого много новой музыки и обязательно звучит произведение, созданное по заказу Уральского академического филармонического оркестра. С 2006 года Свердловская филармония проводит Открытый конкурс композиторов на создание симфонической музыки для детей «Петя и Волк», итоги которого, традиционно, оглашаются на Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

4 / 5

❮ ❯

Фортепианная музыка

Перед своей официальной фортепианной сонатой № 1 Мясковский написал четыре или пять неопубликованных фортепианных сонат. Одна из них была оформлена как увертюра для небольшого оркестра, а еще две были переработаны в 1944 году и стали официальными сонатами № 5 и 6. Примерно с 1907 по 1919 год Мясковский написал десятки коротких фортепианных пьес в качестве этюдов или предварительных набросков: он предварительно собрали их в восемь (неопубликованных) альбомов и называли их вместе как Flofion или от уменьшительного Flofionchiki , явно выдуманное слово, означающее что-то вроде «Frolics» или «Whimsies». Некоторые из них были переработаны в опубликованные фортепианные сборники Opp. 25, 29, 31, 78 и оркестровая сюита соч. 65, в то время как другие обеспечивали движения — например, медленную часть Сонаты для фортепиано № 4 — или тематический материал для более поздних камерных и оркестровых произведений.

  • Соната № 1 ре минор, соч. 6 (1907)
  • Соната № 2 фа минор, соч. 13 (1912)
  • Соната № 3 до минор, соч. 19 (1920; вторая, сильно измененная версия 1939 г.)
  • Соната № 4 до минор, соч. 27 (1924 г., изм. 1945 г.)
  • Причуды ( Причуди ), 6 этюдов, соч. 25 (1917–19, изм. 1923 г.)
  • ‘ «Реминисценции ( Воспоминания ), 6 частей, ор. 29 (1907-8; изм. 1927)
  • Пожелтевшие листья ( Пожелтевшие страны ), 6 пьес, Op. 31 (1907–19, изм. 1928)
  • Три сочинения, соч. 43 год
    • № 1 10 элементарных пьес для фортепиано (1938)
    • № 2 Четыре легкие пьесы в полифонической обстановке (1907, переработка 1938)
    • No. 3 Простые вариации ре мажор (Лирическая сюита для фортепиано) (1908, переработка 1937)
  • Сонатина ми минор, соч. 57 (1941)
  • Песня и рапсодия (позже названные Прелюдия и Рондо-соната ), соч. 58 (1942)
  • Соната № 5 си мажор, соч. 64, No. 1 (редакция 1944 г. ранней сонаты 1907 г.)
  • Соната № 6 ля мажор, соч. 64, No. 2 (редакция ранней сонаты 1944 г.)
  • Стилизации , девять пьес в формах старинных танцев, соч. 73 (1946)
  • Из прошлого , шесть импровизаций для фортепиано, соч. 74 (1947, окончательная версия фортепианных пьес от 1906/07)
  • Полифонические этюды , соч. 78 (1947)
  • Соната № 7 до мажор, соч. 82 (1948)
  • Соната № 8 ре минор, соч. 83 (1949)
  • Соната № 9 фа мажор, соч. 84 (1949)

Основатель московской композиторской школы

Николая Мясковского по праву называют «основателем московской композиторской школы». Более 30 лет он преподавал в Московской консерватории, выпустив свыше 80 учеников. Многих композиторов ХХ века можно считать его музыкальными «детьми» или «внуками». «Творите неустанно!» — призывал их Мясковский.

Какими бы разными не были его воспитанники, все они отличались фанатичным трудолюбием, которое преодолевало всё. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из его учеников нашёл свой стиль, жанр, интонацию и свой путь к слушателю.

В Свердловской филармонии также звучали сочинения выпускников «класса Мясковского»: Варвары Гайгеровой, Арама Хачатуряна, Бориса Шехтера, Владимира Юровского,  Бориса Чайковского, Дмитрия Кабалевского, Сергея Разоренова, Андрея Эшпая, Карена Хачатуряна, Германа Галынина, Николая Пейко, Бориса Гибалина  …

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

❮ ❯

Другие оркестровые произведения

  • Silence ( Molchaniye ), симфоническая поэма после Эдгара Аллана По , Op. 9 (1910)
  • Увертюра для симфонического оркестра, соч. 9 бис (оркестровка 1909 года фортепианной сонаты соль мажор 1907 года; ред. 1948)
  • Симфониетта № 1 ля мажор для малого оркестра, соч. 10 (1911)
  • Аластор , симфоническая поэма Шелли , соч. 14 (1913)
  • Диверсии ( Razvlyichenie ), Op. 32 (1929 г.):

    • № 1. Серенада для небольшого оркестра.
    • № 2. Симфониетта № 2 си минор для струнного оркестра.
    • No. 3. Лирическое концертино для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струнного оркестра.
  • Концерт для скрипки ре минор, соч. 44 (1938)
  • 2 пьесы для струнного оркестра, соч. 46 бис, переложение из Симфонии No 19 (1939)
  • Приветствие Увертюра до мажор, соч. 48 (1939)
  • 2 марша для духового оркестра, соч. 53 (1941)
  • Драматическая увертюра для духового оркестра, соч. 60 (1942)
  • Ссылки ( Звеня ) — Сюита для оркестра, соч. 65 (1945) Аранжировки ранних фортепианных пьес
  • Концерт для виолончели до минор , соч. 66 (1944)
  • Симфониетта № 3 ля минор для струнного оркестра, соч. 68 (1946)
  • Славянская рапсодия ре минор, соч. 71 (1946)
  • Патетическая увертюра до минор, соч. 76 (1947)
  • Дивертисмент для небольшого оркестра, соч. 80 (1948)

Песни

  • Размышления , семь стихотворений Евгения Баратынского для голоса и фортепиано, соч. 1 (1907)
  • С ранних лет 12 романсов для голоса и фортепиано на слова Константина Бальмонта , соч. 2 (1903–1906, переработано и объединено в цикл: 1945)
  • На границе , 18 романсов на слова Зинаиды Гиппиус для среднего и глубокого голоса с фортепиано, соч. 4 (1904–1908)
  • Песни на стихи Зинаиды Гиппиус (Три пьесы для голоса и фортепиано), соч. 5 (1905–1908)
  • Мадригал , сюита (на пять стихотворений Бальмонта) для голоса и фортепиано, соч. 7 (1908-09; переработано 1925)
  • Три этюда к словам Вячеслава Иванова , соч. 8 (1908) 1. Храмовая долина, 2. Пан и Психея, 3. Буря.
  • Предчувствия , 6 этюдов для голоса и фортепиано на слова Зинаиды Гиппиус, соч. 16 (1913-14)
  • Шесть стихотворений Александра Блока , для голоса и фортепиано, соч. 20 (1921 г.), Посвящение: «MG Hube»
  • В «Днях приюта» , три этюда на слова Федора Тютчева для голоса и фортепиано (1922), соч. 21, Посвящение: «Госпоже Ю.В. Копоносовой-Дершановской»
  • Увядший венок , музыка к восьми стихотворениям Антона Дельвига для голоса и фортепиано, соч. 22 (1925)
  • Двенадцать романсов на слова Михаила Лермонтова , для голоса и фортепиано, соч. 40 (1935-36)
  • Три эскиза к словам Степана Щипачева и Лейба Квитко , для голоса и фортепиано, соч. 45. Посвящение: «А.И. Окаемову».
  • Песни на стихи Степана Щипачева , 10 романсов для среднего голоса и фортепиано, соч. 52 (1940)
  • Лирический выпуск , шесть романсов для высокого голоса и фортепиано на слова Миры Мендельсон и Роберта Бернса , соч. 72 (1946), Посвящение: «Мире Мендельсон»

ОТ АВТОРА

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02. 03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация исследовательской, а также художественной литературы (в том числе современной) по разным темам курса, многие из которых рассматриваются впервые. В конце каждой работы автор предлагает примерные образцы вопросов по заявленной теме с текстовым материалом, которым могут воспользоваться отвечающие, а также обширное нотное приложение.

Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.

Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого – подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности композитора, а также разбор значительного количества авторских сочинений. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, видео-файлы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы, что может послужить хорошим подспорьем для студентов-музыкантов в изучении произведений названного автора; а также в процессе написания рефератов, курсовых и творческих работ. Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков с созданием мультимедийной презентации.

Цикл методических разработок, посвящённый творчеству Н. Я. Мясковского:

1. «Некоторые черты творческого стиля Н. Я. Мясковского» – представлена в контексте соответствующей эпохи и направлена на рассмотрение аспектов эволюции стиля композитора в плане традиций и новаторства. Библиография включает новейшие исследования по творчеству композитора, а также материалы юбилейной конференции.

2. «Н. Я. Мясковский. Инструментальное творчество. Фортепианные сонаты, циклы» – автор ставит задачу выявить наиболее показательные стилистические черты инструментального творчества и отметить роль жанра фортепианной сонаты и фортепианной миниатюры. В работе представлен анализ девяти фортепианных сонат, обзор некоторых фортепианных циклов, сформулированы основные стилистические признаки сонатного творчества.

3. «Н. Я. Мясковский. Произведения для струнных инструментов. Сонаты, концерты, квартеты» – в работе прослеживаются основные стилевые аспекты камерно-инструментального творчества Мясковского на примере анализа сонат, созданных для различных инструментов. Также автором отмечена особая роль жанров камерной музыки в художественном наследии композитора.

4. «Н. Я. Мясковский. Вокальное творчество» – представлен анализ отдельных вокальных произведений композитора в контексте традиций и новаторства. Вокальное творчество Мясковского рассматривается в общей стилевой палитре рубежа XIX – XX веков и связи композитора с русскими символистами. Также даны некоторые комментарии к текстам.

5. «Н. Я. Мясковский. Симфоническое творчество» – в работе представлен анализ симфонических сочинений композитора, созданных в разные периоды творчества – симфоний №5, №6, №21, №27. Также дана подробная оценка всего симфонического творчества Мясковского, синтезирующего две важнейшие традиции русского симфонизма

Особое внимание придается идеологической позиции автора, а также сформулирована идея, что эволюция симфонизма Мясковского явилась предтечей конфликтно-медитативного направления этого жанра во второй половине XX века

Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова».

Автор выражает благодарность Волкову А. В., Мускатиньеву П. В. и Сбитневой М. Н. за помощь в подготовке материала рукописи.

БИОГРАФИЯ

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский (1881—1950) — русский советский композитор, музыкальный критик.

Доктор искусствоведения (1940). Профессор Московской консерватории (1921). Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).

Родился 8 (20) апреля 1881 года в Новогеоргиевске (ныне Модлин в Польше) в семье военного.

Поступил в Военно-инженерное училище, параллельно частным образом обучался музыке — у Р. М. Глиэра в Москве, И. И. Крыжановского в Петербурге, а затем, уже будучи военным инженером, — в Петербургской консерватории, где среди его однокурсников были С. С. Прокофьев и Б. В. Асафьев. Окончив консерваторию в 1911 году, Мясковский начинает сотрудничать в московском журнале «Музыка», пишет первые крупные сочинения.

С началом Первой мировой войны Мясковский отправляется на фронт в качестве офицера сапёрных войск. В 1917 году он получает назначение в Военно-Морской штаб в Петрограде, а в 1918 году переезжает в Москву, откуда больше не выезжал до конца жизни. После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с 1921, Мясковский — профессор класса композиции Московской консерватории. В 1923 году Мясковский пишет свою 6-ю симфонию, монументально-трагическое произведение, навеянное воспоминаниями об отце, убитом в гражданскую войну. Симфония имела оглушительный успех. Мясковский даже удостоился сравнения с П. И. Чайковским. Об этом произведении говорили как о первой симфонии, достойной названия 6-й, после гениальной 6-й симфонии Чайковского.

Мясковский — автор 27 симфоний, скрипичного и виолончельного концертов, большого количества камерно-инструментальных и вокальных сочинений. За время преподавания в Московской консерватории воспитал многих выдающихся музыкантов, среди которых Д. Б. Кабалевский, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин, А. И. Хачатурян и многие другие.

Н. Я. Мясковский умер 8 августа 1950 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Дирижёр Е. Ф. Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех его симфонических произведений, называл Мясковского прямым наследником русских классиков 19 века. Также он с горечью отмечал, что творчество этого композитора на сегодняшний день почти забыто.

Имя Мясковского носил работавший на протяжении 38 лет Уральский струнный квартет. В 2006 году в честь Мясковского назван Белый зал Московской консерватории. 

Мясковский и ученики

«Николай Яковлевич учил нас музыке, учил культуре композиторского труда и попутно связывал все это со многими явлениями в классическом и современном искусстве», – вспоминал Арам Хачатурян. Его племянник, Карен Хачатурян, тоже учившийся у Николая Мясковского, сохранил воспоминания о последних днях Учителя:

«Окна в комнате были закрыты, был полумрак, и, войдя с улицы, я не сразу заметил Николая Яковлевича. “Карен, — произнес Николай Яковлевич, — я здесь”. Я подошел к нему и взял его за руку. Рука была тонкая, как спичка. Я невольно отдернул свою руку, а Николай Яковлевич сказал:

— Что? Испугались?
— Николай Яковлевич, — сказал я, — Вы очень похудели.
— Всё, дорогой, всё, — ответил Мясковский».

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

❮ ❯

Искусство нового времени

«Помимо произведений русской и западноевропейской классики в репертуаре оркестра, с самого начала его концертной деятельности, была широко представлена советская музыка, – читаем в филармонической хронике 1960-х годов. – Новые симфонии Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Хачатуряна, Трамбицкого и других советских авторов неизменно находили чутких истолкователей в лице артистов молодого свердловского оркестра

Это внимание к новым произведениям советских авторов помогало установлению тесных личных контактов с композиторами СССР»

Свердловские премьеры произведений советских композиторов нередко звучали в авторском исполнении или же доверялись музыкантам – её чутким интерпретаторам: Эмилю Гилельсу, Давиду Ойстраху, Льву Оборину, Юлиану Ситковецкому, Михаилу Фихтенгольцу, Мстиславу Ростроповичу, Святославу Кнушевицкому, Анатолию Ведерникову, Якову Флиэру, Лазарю Берману, Наталье Шаховской…

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

❮ ❯

Масштабная премьера

В 1961 году в Свердловске под управлением Марка Павермана прозвучала «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. Впервые в РСФСР она была исполнена «расширенным составом», собрав более 500 музыкантов на одной сцене: Свердловский симфонический оркестр под руководством Марка Павермана, Республиканскую русскую хоровую капеллу, объединённый хор коллективов Свердловска, состоящий из хоров Государственного университета, Уральской консерватории, Уральского политехнического института и городского молодёжного хора. На премьере оратории присутствовал сам автор.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

❮ ❯

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Алексей Иконников, Мясковский: его жизнь и творчество . Перевод с русского. Нью-Йорк: Философская библиотека, 1946. Перепечатано Greenwood Press, 1969, ISBN  0-8371-2158-2 .
  • Харлоу Робинсон, Сергей Прокофьев: Биография , ISBN  1-55553-517-8 (новое издание в мягкой обложке) — упоминается в основном тексте.
  • Дэвид Фаннинг, буклет к Мясковскому: Симфония № 6 , Deutsche Grammophon 289 471 655–2.
  • Малкольм Макдональд, вкладыши к Мясковскому: Симфония № 6 , Warner 2564 63431-2.
  • Филип Тейлор, аннотации к Мясковскому: Симфония No 27, Концерт для виолончели , Chandos 10025.
  • Эндрю Хут, вкладыши к Чайковскому и Мясковскому: Концерты для скрипки , Philips 289 473 343–2.
  • Грегор Тасси, Мясковский и его записи , Classical Record Quarterly, лето 2012.
  • Грегор Тасси, Мясковский, Musical Opinion, октябрь 2012 г.
  • Грегор Тасси, Николай Мясковский: совесть русской музыки , Scarecrow Press / Rowman & Littlefield, лето 2014. ISBN  1-4422-3132-7 .
  • Гулинская, Зоя К. (1981, 1985). Николай Яковлевич Мясковский (русский, перевод (Дитер Леманн; Эрнст Кун) на немецкий язык). Москва: Изд-во Музыка / Берлин: Verlag Neue Musik. OCLC    ; OCLC   .

Ранние годы

Мясковский родился в Новогиеоргевске , недалеко от Варшавы , Конгресс Польши , Российская Империя , в семье инженера-офицера русской армии. После смерти матери семью воспитывала сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская, певица в Санкт-Петербургской опере. Семья переехала в Санкт-Петербург в подростковом возрасте.

Хотя он изучал игру на фортепиано и скрипке, ему не хотелось заниматься музыкальной карьерой, и он пошел в армию. Однако исполнение « Патетической симфонии» Чайковского под управлением Артура Никиша в 1896 году вдохновило его на то, чтобы стать композитором. В 1902 году он, как и отец, получил образование инженера. Будучи молодым младшим офицером саперного батальона в Москве , он брал несколько частных уроков у Рейнхольда Глера, а когда его отправили в Санкт-Петербург, он учился у Ивана Крижановского в качестве подготовки к поступлению в Санкт-Петербургскую консерваторию , куда он поступил в 1906 году и стал консерватором. ученица Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова .

Поздно поступивший, Мясковский был самым старшим учеником в своем классе, но вскоре сдружился с младшим, Сергеем Прокофьевым , и они остались друзьями на протяжении всей жизни старшего. В консерватории разделили неприязнь к своему профессору Анатолию Лядову , что, поскольку Лядов не любил музыку Эдварда Грига , привело к тому, что Мясковский выбрал тему Грига для вариаций, которыми он завершил свой струнный квартет № 3 .

Ранние работы

Прокофьев и Мясковский вместе работали в консерватории, по крайней мере, над одним произведением — утерянной симфонией, части которой позже были извлечены, чтобы обеспечить материал для медленной части фортепианной сонаты № 4 Прокофьева . Позднее они оба написали произведения, используя материалы этого периода — в случае Прокофьева Третья и Четвертая фортепианные сонаты; в других произведениях Мясковского, таких как его Десятый струнный квартет и то, что сейчас называется Пятой и Шестой сонатами для фортепиано, — все редакции произведений, написанных им в то время.

Ранние влияния на формирующийся личный стиль Мясковского оказали Чайковский, сильно отозванный в первой из его сохранившихся симфоний (до минор, соч. 3, 1908/1921), которая была его выпускным произведением Консерватории, и Александра Скрябина , влияние которого больше распространяется на фор в Первой сонате для фортепиано ре минор Мясковского , соч. 6 (1907–10), которую Гленн Гулд назвал «возможно, одним из самых замечательных произведений своего времени», и его Симфония № 3 ля минор, соч. 15 1914 года, бурная и мрачная работа в двух больших частях.

Мясковский получил высшее образование в 1911 году, а затем преподавал в Санкт-Петербурге, где также сделал дополнительную карьеру проницательного музыкального критика. (Он был одним из самых умных и поддерживающих в России защитников музыки Игоря Стравинского , хотя история о том, что Стравинский посвятил «Весну священную» Мясковскому, не соответствует действительности.)

Призванный во время Первой мировой войны , он был ранен и получил контузию на австрийском фронте, затем работал на военно-морских укреплениях в Таллинне . В этот период он написал два диаметрально противоположных произведения: свою симфонию № 4 (соч. 17, ми минор) и симфонию № 5 (соч. 18, ре мажор). Следующие несколько лет стали свидетелями насильственной смерти своего отца, бывшего царского генерала, убитого солдатами Красной Армии в ожидании поезда зимой 1918-1919 годов, и смертью его тети, к которой он был тесно привязан. , зимой 1919–20 гг. Его зять, муж его сестры Валентины Яковлевны, покончил жизнь самоубийством перед войной из-за финансовых затруднений. Сам Мясковский служил в Красной Армии с 1917 по 1921 год; в последнем году он был назначен в преподавательский состав Московской консерватории и член Союза композиторов. После этого он жил в Москве, в одной квартире со своей овдовевшей сестрой Валентиной и ее дочерью. (У него также была замужняя сестра Вера.)