Марксизм

Оглавление

Недосказанность термина «пролетарской революции»

Вопреки устоявшемуся и популяризованному в СССР мнению о том, что социалистические революции — «пролетарские» и их делает пролетариат, и теория, и практика социалистической революции разрабатывались и проводились в жизнь вовсе не пролетариями. Создатели марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс не были рабочими. Это подтверждал и Владимир Ленин:

Не были пролетариями и основатели РСДРП. На I съезде партии, который её основал, «часть делегатов выступила против наименования партии рабочей. Мотивировалось это тем, что фактически в социал-демократические организации входит пока немного рабочих. Мнения разделились. Большинством пяти голосов «против» съезд утвердил название «Российская Социал-Демократическая Партия». Слово «рабочая» было включено в него уже после съезда, при составлении Манифеста, с согласия двух членов ЦК».

В дальнейшем, когда большевики превратились в «партию профессиональных революционеров» в соответствии с концепцией Владимира Ленина, революционная деятельность членов партии стала оплачиваться из партийной кассы (откуда большевики брали финансирование, будет отдельная статья), чтобы они не отвлекались на основную работу и могли посвятить всё свое время революции, как и задумывалось Лениным в работе «Что делать?». С этого момента ударное ядро партии большевиков стало по большей части состоять из интеллигенции – людей, получающих деньги за умственный труд.

Социалистическими революциями руководит левая интеллигенция (хотя осуществляется революция также союзными интеллигенции классами – так, Зимний в Петрограде и Кремль в Москве штурмовали рабочие и крестьяне, в качестве солдат и матросов). Левая интеллигенция может быть поддержана рабочими, крестьянами – разными угнетёнными классами – и может быть рекрутирована из разных классов, даже из буржуазии. Путём привнесения сознания, которого мы коснемся дальше в этой статье, когда будем говорить о материализме.

Может быть, в России был сформирован мощный рабочий класс, промышленный пролетариат, о котором говорил Карл Маркс, и Россия созрела для социалистической революции по канонам марксизма? По данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, общая численность рабочих составляла около 3 млн человек при общей численности населения в 129 миллионов человек. Сельское население в 1908-1914 годах составляло 85% от общего в России. Если мы будем проводить полномасштабное исследование, то увидим, что ни в руководстве партии большевиков, ни в населении страны пролетариат не играл ведущей роли, являясь вспомогательной и союзной силой. Поэтому разговоры о пролетарской революции или о том, что социал-демократическая партия должна быть пролетарской, ведут к тому, что практика на такой теории сегодня будет провальной. С объективной реальностью они не соотносятся.

Критика и дебаты

Прежде чем приступить к рассмотрению различных критических замечаний в адрес марксистской экономики, дебаты следует немного расширить.

Расширение дискуссии: три контура капитализма

Во всех своих экономических работах, включая «Капитал», Маркс имеет дело с двумя основными предметами: (1) капиталистические отношения (кто владеет средствами производства) — рабочие (у которых есть только его рабочая сила), (2-) вымогательство излишков. ценность (основанная на его теории ценности ) из-за этой связи.

Поэтому в экономической области Маркс изучал кругооборот прибавочной стоимости и ее вымогательство.

Прежде чем приступить к критике и дебатам, эти две темы следует сопоставить с двумя другими, широко обсуждаемыми сегодня:

(а-) Субъект отношений капиталист-рабочий в значительной степени заменяется субъектом отношений капиталист- предприятие (с его трудовым коллективом).

Также, что касается вымогательства прибавочной стоимости , необходимо учитывать текущие отношения капиталиста и компании с его трудовым коллективом, отвечая на его вопрос «Кто что делает и, прежде всего, кто за что платит». карман? Капиталист или компания? (Что касается вопроса «кто становится богаче?», Ответ неизменен с учетом эволюции распределения производимого богатства между капиталом и трудом). Это тема первого абзаца ниже.

(б) Субъект производства и воспроизводства рабочей силы (например, создание, воспитание, обучение детей). Эта тема обсуждается во втором абзаце ниже.

Это заставляет исследователей рассматривать две схемы, которые необходимо изучить в дополнение к схеме прибавочной стоимости и ее вымогательству, изученной Марксом в его экономических работах: (1) схему воспроизводства рабочей силы (например: см. М.А. Лебовиц), 2-) схема воспроизводства средств производства .

Воспроизводство рабочей силы?

В своей работе « Наемный труд и капитал» о рабочей силе Маркс отмечает, что «рабочий класс не может решить не иметь детей; его положение, напротив, делает сексуальное желание своим главным удовольствием и исключительно развивает его» и подчеркивает, что «крупной промышленности постоянно нужна резервная армия незанятых рабочих на время перепроизводства» и, следовательно, «перенаселенность отвечает интересам буржуазии» .

Однако ни в этой, ни в какой-либо другой работе Маркс не анализирует схему воспроизводства рабочей силы в рамках общественного воспроизводства . Это то, о чем сожалеют историки и философы-материалисты и феминистки, такие как Сильвия Федеричи и Титхи Бхаттачарья. Титхи Бхаттачарья считает, что «ключом к развитию довольно динамичного понимания рабочего класса является структура общественного воспроизводства

В нашем подходе к рабочему классу важно признать, что рабочие существуют за пределами рабочего места ». Наконец, цитируя других авторов, таких как М.А

Лебовиц, она констатирует существование второго контура: «А как насчет контура воспроизводства наемного труда? «Уникальность» рабочей силы заключается в том, что, хотя она не производится и не воспроизводится капиталом, она жизненно важна для производственного цикла последнего. В «Капитале» Маркс не теоретизирует это второе обращение, а просто отмечает, что «сохранение и постоянное воспроизводство рабочего класса остается постоянным условием воспроизводства капитала» и что «капиталисту не о чем беспокоиться. инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт рабочих » . Лебовиц отмечает здесь, что отсутствует цепь производства и воспроизводства: цепь рабочей силы. Маркс мог бы обратиться к этому вопросу в трудах, следующих за «Капиталом» ».

Критика марксистов

Разделение марксизма на различные ветви (экономический, политический и социологический марксизм) не всеми марксистами считается актуальным. Карл Корш, например, решительно противостоит этому.

Критика основополагающих концепций марксистской экономической теории

Экономический марксизм был предметом следующих вопросов:

теория трудовой стоимости , она сохраняет смысл с точки зрения Маржиналистские используются с конца XIX — го  века  ?
остается ли тенденция к снижению нормы прибыли в технологии столь важной в условиях непрерывного обновления технологий?

Ошибки прогнозов и отсутствие теоретической базы

Поскольку «предсказания» Маркса, такие как обнищание населения и крах капиталистической системы, не материализовались, не означает ли это, что он забыл такие факторы в своем анализе, как понятия свободной культуры? И общих благ (см. Лоуренс Лессиг )?

Разве Маркс не передает коллективные намерения классу буржуазии, который менее однороден и сплочен, чем он утверждает?

Критика классической экономической теории Марксом

Критика политической экономии Марксом взяла за отправную точку работы самых известных экономистов своего времени, британского морального философа, а также экономиста Адама Смита, а также Дэвида Рикардо .

В «Богатстве народов» (1776) Смит утверждал, что наиболее важной характеристикой рыночной экономики является то, что она допускает быстрый рост производственных способностей. Смит утверждал, что растущий рынок стимулировал большее « разделение труда » (т.е

специализацию предприятий и / или работников), что, в свою очередь, привело к повышению производительности. Хотя Смит обычно мало говорил о рабочих, он все же заметил, что усиление разделения труда в какой-то момент могло нанести вред тем, чьи рабочие места становились все более узкими по мере расширения разделения труда. Смит утверждал, что экономика невмешательства со временем естественным образом исправится.

Маркс вслед за Смитом заявил, что наиболее важным выгодным экономическим последствием капитализма является быстрый рост производительности труда. Маркс также значительно расширил представление о том, что рабочие могут пострадать по мере того, как капитализм становится более производительным. Кроме того, Маркс отмечал в « Теориях прибавочной стоимости» : «Мы видим огромный прогресс, сделанный Адамом Смитом по сравнению с физиократами в анализе прибавочной стоимости и, следовательно, капитала. С их точки зрения, это только один определенный вид конкретного труда — сельскохозяйственный труд. труд — который создает прибавочную стоимость … Но для Адама Смита это общий общественный труд — независимо от того, в каких потребительных стоимостях он проявляется — простое количество необходимого труда, которое создает стоимость. форма прибыли, рента или вторичная форма процента, есть не что иное, как часть этого труда, присвоенная владельцами материальных условий труда в обмен на живой труд ».

Заявление Мальтуса в «Эссе о принципе народонаселения» (1798 г.) о том, что рост населения является основной причиной прожиточного минимума для рабочих, спровоцировало Маркса разработать альтернативную теорию определения заработной платы. В то время как Мальтус представил историческую теорию роста населения, Маркс предложил теорию о том, как относительный избыток населения при капитализме имеет тенденцию подталкивать заработную плату до прожиточного минимума. Маркс считал, что этот относительный избыток населения вызван экономическими причинами, а не биологическими (как у Мальтуса). Эту экономическую теорию избыточного населения часто называют теорией Маркса о резервной армии труда .

Рикардо разработал теорию распределения внутри капитализма, то есть теорию распределения продукции общества между классами внутри общества. Наиболее зрелая версия этой теории, представленная в « О принципах политической экономии и налогообложения» (1817 г.), была основана на трудовой теории стоимости, в которой стоимость любого произведенного объекта равна труду, воплощенному в этом объекте, и Смит тоже. представил трудовую теорию стоимости, но она была реализована не полностью. Также в экономической теории Рикардо примечательно то, что прибыль является вычетом из объема производства общества и что заработная плата и прибыль обратно пропорциональны: увеличение прибыли происходило за счет снижения заработной платы. Маркс построил большую часть формального экономического анализа, обнаруженного в « Капитале», на теории экономики Рикардо.

Маркс также подверг критике две особенности «буржуазной экономики», которые он считал основными факторами, препятствующими полной реализации производственной силы общества: владение средствами производства и якобы нерациональное функционирование экономики, ведущее к «беспорядкам» и излишкам.

История

Происхождение

Предшественником Интернет-архива марксистов был Архив Маркса-Энгельса, доступный в Интернете с 1993 года.

Архив был создан в 1990 году человеком, известным только по его интернет-тегу «Зодиак», который начал архивировать марксистские тексты, транскрибируя работы Маркса и Энгельса в электронный текст , начиная с « Коммунистического манифеста» . В 1993 г. собранный текст был размещен на сусликом сайте csf.colorado.edu. К ним присоединились волонтеры, которые помогли распространить и отразить основной архив. Однако основной сайт и его зеркала размещались на академических серверах, и к концу 1995 года почти все они были закрыты.

К 1996 году веб-сайт Marx.org размещался на коммерческом интернет-провайдере . За этим последовала повышенная активность волонтеров. Однако в последующие годы между добровольцами, работающими над сайтом, и Zodiac возник конфликт, который сохранил контроль над проектом и доменным именем. По мере того как объем архива расширялся, Зодиак опасался, что открытие различных течений марксизма будет «скользкой дорожкой» к сектантству. Добровольцы, которые выполняли работу по расшифровке текстов, возмущались, что мало повлияли на то, как архив был организован и ведется. В начале 1998 года Zodiac решил, что Marx.org вернется к своим корням и что все писатели, кроме Маркса и Энгельса, будут удалены.

В июле 1998 г. нынешняя форма Интернет-архива марксистов (marxists.org) была создана добровольцами, пересылающими файлы и архивы с Marx.org. Это привело к дальнейшему росту активности и расширению объема архива. Что касается Marx.org, Зодиак закрыл его в 1999 году, а в 2002 году отказался от доменного имени, которое было куплено МВД. Помимо marxists.org, к МВД можно подключиться по двум другим доменным именам: lenin.org и trotsky.org.

Сайт и группа добровольцев, работающих над ним, кардинально изменились с момента его основания. К 2014 году он вырос и насчитывает 62 добровольца из 33 разных стран, и в нем хранится более 50 000 экземпляров на 54 языках, охватывающих произведения более 600 авторов. Сегодня Интернет-архив марксистов является признанным хранилищем как марксистских, так и немарксистских писателей. Он внесен в каталог OCLC WorldCat и был выбран для архивирования такими учреждениями, как Британская библиотека , Ирландский университетский колледж в Корке и Библиотека Конгресса США .

Атаки 2007 г.

У МВД были проблемы с вредоносными атаками из онлайн-источников. Начиная с ноября 2006 года, Интернет-архив марксистов столкнулся с рядом серьезных атак типа « отказ в обслуживании» с попытками использовать неверную конфигурацию операционной системы своего сервера. К январю 2007 года в результате атак была повреждена большая часть архива, и у добровольцев возникли проблемы с процессором . То, что большинство систем, задействованных в атаке, находилось либо в Китае, либо принадлежало китайским учреждениям, привело к предположениям о том, что атаки могли быть политически мотивированы и руководствовались Китайской Народной Республикой . Серьезность атаки в сочетании с другими проблемами с хостингом привела к закрытию основного сервера Marxists Internet Archive и нескольких его зеркал на несколько недель в феврале и марте 2007 года. Проблема была устранена.

Проблема авторских прав на Собрание сочинений Маркса / Энгельса

В конце апреля 2014 года небольшие британские издатели Лоуренс и Уишарт решили отозвать свое разрешение на частичное переиздание их англоязычной версии Собрания сочинений Маркса / Энгельса на MIA. В электронном письме в конце апреля 2014 года L&W обратилось к МВД с просьбой удалить оспариваемые материалы со своего веб-сайта до конца апреля в противном случае перед лицом судебного разбирательства. МВД решило последовать просьбе. Против решения L&W была подана онлайн-петиция, которую к концу месяца поддержали более 4500 человек. Автор петиции, Аммар Азиз , цитировался в журнале Vice : «Вы не можете приватизировать их произведения — они являются коллективной собственностью людей, для которых они писали. Приватизация произведений Маркса и Энгельса подобна получению товарного знака для слов». социализм »или« коммунизм »».

Представитель МВД Энди Бланден не оспаривал, что L&W обладает авторскими правами на материал. Его процитировали в Вашингтонской хронике высшего образования : «Профессора и историки смогут писать научные статьи о том, что сказал Маркс, но население в целом останется еще в 1975 году», в год публикации Собрания сочинений началась.

В ответ на широко распространенную критику Лоуренс и Уишарт выступили с заявлением, в котором возражали против «кампании онлайн-злоупотреблений».

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

Не диктатура пролетариата, а диктатура номенклатуры

Как оказалось, мало запретить людям быть дворянами и буржуазией, чтобы перейти к обществу без эксплуатации. Классический марксизм, к сожалению, не рассматривает в качестве эксплуататорского класса номенклатуру – это приводит к тому, что тогда смысла в таком марксизме мало. Однако феномен номенклатуры настолько важен и настолько мало освещён, что мы посчитали необходимым написать целую серию статей о советской номенклатуре, где доказываем, что это класс не только такой же эксплуататорский с точки зрения марксизма, как капиталисты, но и менее нравственный и гораздо менее эффективный в качестве организатора производства. В целом произошло то, о чем предупреждал Михаил Бакунин:

Диктатура пролетариата – это не будущее развития общества

Карл Маркс признавал следующее:

Если первое из этих положений может рассматриваться как исторический анализ, второе и третье вызывают сомнения, поскольку больше похожи на пророчества, чем на реальное видение развития ситуации. Как Карл Маркс видел осуществление этих положений на практике? Он считал, что диктатура пролетариата будет осуществлена сначала в наиболее промышленно развитых странах:

Что мы видим на практике? В самых промышленно развитых странах протестное движение вынудило элиты пойти на компромисс. Диктатуры пролетариата не случилось. Более того, когда в странах третьего мира начали появляться промышленное производство и, соответственно, широкие массы промышленных рабочих (Япония, Южная Корея, Китай, Тайвань), там также не развилась диктатура пролетариата (в Китае развилась диктатура номенклатуры). Теория Маркса прямо пошла во вред социал-демократическому движению в XX веке в Европе, когда некоторые социал-демократы, по словам Карла Поппера, «покинули рабочих в беде. Они не знали, что делать. Они ждали обещанного самоуничтожения капитализма». Хорошо, что большинство социал-демократов всё же перестроились на демократические рельсы и смогли добиться значительных достижений.

Диктатуру пролетариата не стали ждать и пытались осуществить в СССР, но получилась диктатура номенклатуры — более подробно мы разбирали крах теории диктатуры пролетариата отдельным материалом. Следует признать, что два основополагающих тезиса марксизма на практике провалились.

Теория стоимости

Одним из наиболее сложных и шатких положений марксизма является трудовая теория стоимости. Её ахиллесова пята – возможность оценить стоимость лишь физического труда, и невозможность оценить стоимость интеллектуального и организаторского, что делает трудовую теорию стоимости неприменимой в экономике. Существует достаточно научных исследований с критикой этой теории, однако мы ограничимся простыми объяснениями несоответствий в ней, как, к примеру, критикой Михаила Восленского:

Ойген Бём-Баверк приводил в пример бутылку вина, которую мы ставим в подвал, и с каждым годом её стоимость растет. А какой труд вкладывается в то, чтобы цена бутылки росла? Никакой. Антиквариат, брендовые вещи и многое другое также не вписываются в рамки трудовой теории стоимости. Эта теория также создаёт так называемую «проблему трансформации».

Уже упоминавшийся выше Борис Бажанов также выразил неприятие трудовой теории стоимости. Если вкратце, он обвиняет Адама Смита в том, что он применял к экономике не методы точных наук, а методологию немецкой идеалистической философии, из чего не могло возникнуть научного познания экономики. Возникло только то, что по Смиту, цена товаров, стоимость, определяется физическим трудом, затраченным на производство товара. Бажанов приводит примеры ещё прижизненной критики Адама Смита – случаи с машиной, производящей такую же работу, как и человек, с ценой алмаза, найденного без всякого труда на берегу моря, и так далее. Дальше Давид Рикардо сделал вывод, что капиталист платит рабочему неполную плату за произведённое рабочим, а часть утаивает (прибавочная стоимость), что дало возможность Карлу Марксу провозгласить, что каждый капиталист – вор и мошенник. В итоге, Борис Бажанов оценивает трудовую теорию стоимости так:

Автор экономического бестселлера «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» Эрик Райнерт также отмечает, что теории марксистов и либертарианцев основаны на философских размышлениях Адама Смита и Давида Рикардо, что ведёт к многочисленным ошибкам.

Классический марксизм также оказывается нежизнеспособным после первых же шагов социалистической революции. Дело в том, что он объявляет использующего чужой труд (прислуги, охраны и так далее) эксплуататором, однако, когда марксисты приходят ко власти, встаёт довольно прозаичный вопрос о безопасности первых лиц государства, и они в любом случае становятся нанимателями, допустим, охраны (мы это видели на примере Октябрьской революции). Возникает несоответствие — марксист не может быть эксплуататором, а найм охраны жизненно необходим (это может и непременно будет использовано противниками в политической пропаганде). Выход из этого несоответствия логически напрашивается такой: скрыть сам факт наличия таких наёмных работников. Из этого логически вытекает сокрытие и всех остальных привилегий, которые будут расти ударными темпами.

Марксизм потерпел крах в своих предсказаниях

Утверждается, что Маркс предсказал кончину капитализма и полностью в этом провалился. Но стоит сегодня посмотреть на тех, кто создал этот миф. В ноябре 2008 года Королева Англии побывала с визитом в Мекке большинства экономистов, Лондонской школе экономики. Елизавета спросила о причинах экономического спада, и кто мог предвидеть это. В ответ она получила жалкие три страницы с обвинениями в отказе коллективного воображения многих ярких людей. С учетом всех существующих современных научных методов и средств гуру не понимали, что происходит у них перед носом и чего следует ожидать в перспективе. Маркс с точностью предсказал глобальные социальные сбои в будущем. Философ высказал претензии к политической пропаганде в «Манифесте», в «Капитале» он продемонстрировал глубокий анализ существующей системы. В разных своих трудах Маркс доказывал, что система сама по себе не изменится, нужна сильная политическая организация для продвижения вперед. Обвинить его можно в выдаче желаемого за действительное. Сказать «Пролетарии всех стран соединяйтесь» легче, чем сделать. Возможно, Маркс недооценил способность капитализма выживать и придумывать хитроумные способы для вовлечения населения. Один кризис сменяет другой, что мы и наблюдаем сегодня.

Более сложные формы владения и организации в производстве

Марксизм рассматривает классическую модель противостояния «капиталист – рабочий». Однако существует множество форм владения собственностью на средства производства, которые нарушают эту модель, делая её верной лишь частично, а частично – неверной. Например, рабочий может быть акционером компании, и тогда ему идёт часть прибавочной стоимости. Или вместо капиталиста мы можем иметь множество мелких держателей акций. Иногда собственностью может владеть и государство, тогда в экономическую жизнь общества включается ещё один класс – номенклатура. Случаются и ситуации, когда наёмный работник сам использует наёмный труд – допустим, домашнюю работницу, либо личного помощника – и в таком случае становится непонятным, пролетарий ли он или буржуа.

Сложные формы создаёт и глобализация. В мировых финансовых центрах может вообще не быть промышленного пролетариата. В общем, из-за того, что марксизм рассматривает лишь одну из моделей отношений, причём в чистом виде встречающуюся не так уж часто в современной экономике, эта теория является устаревшей. И невозможно создать теорию, которая бы уместила в одно простое противопоставление сущность современной эксплуатации. Профессор Кембрижского университета, лауреат премии Мюрдаля Ха-Джун Чанг подтверждает то, что формы владения и управления собственностью и бизнесом изменились по сравнению с XIX веком радикально:

Классовая структура капитализма

Макс Вебер критиковал исторический материализм , утверждая, что стратификация основана не только на экономическом неравенстве, но и на других различиях в статусе и власти. Социальный класс, относящийся в широком смысле к материальному богатству, можно отличить от статусного класса, основанного на чести, престиже, религиозной принадлежности и так далее. Условия капитализма и его классовая система сошлись благодаря множеству «выборных сходств».

Марксисты объясняют историю «цивилизованных» обществ в терминах войны классов между теми, кто контролирует производство, и теми, кто производит товары или услуги в обществе. В марксистской точке зрения капитализма это конфликт между капиталистами ( буржуазией ) и наемными рабочими ( пролетариатом ). Для марксистов классовый антагонизм коренится в ситуации, когда контроль над общественным производством обязательно влечет за собой контроль над классом, производящим товары — при капитализме это эксплуатация рабочих буржуазией .

Сам Маркс утверждал, что целью самого пролетариата было заменить капиталистическую систему социализмом , изменив социальные отношения, лежащие в основе классовой системы, и затем превратившись в коммунистическое общество будущего, в котором: «… свободное развитие каждого является условием. для свободного развития всех «. ( Коммунистический манифест ) Это ознаменует начало бесклассового общества, в котором человеческие потребности, а не прибыль будут мотивом для производства. В обществе с демократическим контролем и производством для использования не было бы ни класса, ни государства, ни потребности в деньгах.

Для Маркса класс имеет три основных аспекта:

Объективные факторы
Класс разделяет общее отношение к средствам производства . То есть все люди одного класса зарабатывают на жизнь одинаковым образом с точки зрения владения вещами, которые производят общественные блага. Класс может владеть вещами, владеть землей, владеть людьми, владеть ничем, кроме своего труда. Класс будет взимать налоги, производить сельское хозяйство, порабощать и работать других, быть порабощенным и работать или работать за заработную плату.
Субъективные факторы
Члены обязательно будут иметь некоторое представление о своем сходстве и общих интересах. Маркс назвал это классовым сознанием . Классовое сознание — это не просто осознание собственных классовых интересов (например, максимизация акционерной стоимости или максимизация заработной платы с минимизацией рабочего дня), классовое сознание также воплощает глубоко разделяемые взгляды на то, каким должно быть общество. организована юридически, культурно, социально и политически.
Воспроизведение классовых отношений
Класс как совокупность социальных отношений, которая воспроизводится от одного поколения к другому.

Первый критерий делит общество на владельцев и не владельцев средств производства. При капитализме это капиталист (буржуазия) и пролетариат

Однако можно провести более тонкое разделение: наиболее важной подгруппой в капитализме является мелкая буржуазия (мелкая буржуазия), люди, которые обладают собственными средствами производства, но используют их в первую очередь, работая над ними сами, а не нанимая других для работы над ними. В их число входят самозанятые ремесленники , владельцы небольших магазинов и многие профессионалы

Джон Эльстер нашел у Маркса упоминания о 15 классах из разных исторических периодов.

Владимир Ленин определил классы как «большие группы людей, которые отличаются друг от друга местом, которое они занимают в исторически определенной системе общественного производства, своим отношением (в большинстве случаев закрепленным и сформулированным в законе) к средствам производства, своим отношением к средствам производства. роль в общественной организации труда и, следовательно, размер доли общественного богатства, которым они распоряжаются, и способ ее приобретения «.

Философия марксизма

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал».

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.