Линия маннергейма. укрепрайон суммаярви (sj) — ляхде

Оглавление

Название

Название «линия Маннергейма» появилось уже после создания комплекса, в начале зимней советско-финской войны в декабре 1939 года, когда финские войска начали упорную оборону. Незадолго до этого, осенью, прибыла группа иностранных журналистов, чтобы ознакомиться с фортификационными работами на комплексе. В то время много писалось о французской линии Мажино и о германской линии Зигфрида. Сын бывшего адъютанта Маннергейма Аксели Гален-Каллела — Йорма Гален-Каллела, сопровождавший журналистов, в беседе назвал комплекс оборонительных сооружений «линией Маннергейма». С началом Зимней войны это название появилось в статьях газет, журналисты которых осматривали сооружения осенью 1939 года.

Миф о линии

Первый месяц финской кампании был унизительным для Красной Армии. К третьей неделе войны советская пропаганда упорно трудилась, чтобы объяснить населению провал Красной Армии, и утверждала, что линия Маннергейма сильнее линии Мажино . Финны стремились сделать свою линию обороны неприступной, но по сравнению с линией Мажино она была тонкой. У финнов были средства и ресурсы только на 101 бетонный бункер; на эквивалентной длине линии Мажино было 5800 таких сооружений с железнодорожным сообщением между ними. Слабость линии иллюстрируется тем фактом, что количество бетона, используемого на всей линии Маннергейма — 14 520 кубических метров или 513 000 кубических футов — немного меньше количества бетона, используемого в Хельсинкском оперном театре (15 500 кубических метров или 547 000 кубических футов). ). Более короткая линия VT использовала почти 400 000 кубометров (14 000 000 кубических футов) бетона .

Тем не менее, «гибкая» линия обороны (линия Маннергейма, линии Арпада , Бар Лев Линия ) не была основана на плотных линиях бетонных бункеров и дотов (как Мажино система). Основное предназначение этого типа полевых укреплений состояло в том, чтобы закрыть потенциальные транспортные и атакующие барьеры с многочисленными противотанковыми рвами , ежами и зубами дракона . Затем последовала сложная система рвов и заграждений из колючей проволоки , которая защищала противотанковый заградитель от саперов, танков-мостовиков и инженерных бригад. Поэтому противник был вынужден атаковать окопы, как в Первую мировую войну, ценой многочисленных потерь, без бронетанковых войск и прямой огневой поддержки. Это было названо «гибкой защитой», потому что обороняющиеся солдаты не были «заперты» в бункерах, но защитные взводы можно было перегруппировать между полевыми укреплениями ( дровяные огневые посты, землянки и доты ). контратака . Все солдаты и оружие имели несколько огневых позиций, чтобы их было сложно держать под огнем. Бетонные бункеры обычно были лишь укрытиями; только у некоторых были зубцы. Бетонные доты вели боковую стрельбу для защиты противотанковых заграждений .

Бункеры , подобные Мажино и Зигфриду, имели многочисленные недостатки, такие как наличие разрушаемых воздухозаборников и огневых отверстий, слишком большие размеры ( маскировка и стоимость), их легко захватить небольшие саперные группы (в Седане несколько немецких солдат разрушили несколько бункеров пулеметных пулеметов с предварительной подготовкой). изготовленные бомбы и дымовые гранаты) и ослеплены небольшими концентрированными дымовыми завесами. Гибкие линии обороны были почти неуязвимы для небольших саперных групп или небольших дымовых завес и не имели легко поражаемых объектов.

Экскурсии по местам боев

На сегодняшний день большая часть сооружений разрушена, но, несмотря на это, экскурсии по местам сражения Зимней войны все же проводятся, и интерес к ним не угасает. Сохранившиеся опорные пункты до сих пор представляют огромный исторический интерес — и как военные инженерные сооружения, и как места проведения самых тяжелых боевых сражений этой полузабытой войны.

Существуют историко-культурные центры, которые разрабатывают специальные программы следования по местам, где проходит Линия Маннергейма. Экскурсия обычно включает в себя рассказ об этапах ее строительства, а также о ходе сражений.

Чтобы хоть немного ощутить и прочувствовать быт финской и советской армий, для туристов организовывают полевой обед. Здесь также можно сфотографироваться на фоне грандиозных сооружений с элементами снаряжения, увидеть и подержать в руках макеты оружия.

В истории любых военных конфликтов остается немало белых пятен, скрытых событий и фактов. Не стала исключением и война Советского Союза с Финляндией 1939-40 годов. Она легла тяжелым испытанием на плечи обеих сторон. Всего лишь за 105 дней, когда велись военные действия, было убито около 150 тыс. человек, примерно 20 тыс. пропали без вести. Вот итоги этой полузабытой и, по мнению некоторых историков, «ненужной» войны. Как памятник погибшим воинам осталась на местах боев стоять необыкновенная по своим масштабам Линия Маннергейма. Фото тех времен и камни на братских могилах до сих пор напоминают нам о героизме советских и финских солдат.

Непробиваемая линия и «котлы» для советских дивизий

Изначально операция против Финляндии не рассматривалась как полномасштабный конфликт. Например, вопреки существовавшим военным нормам, Ленинградский военный округ не был переформирован во фронт. Считалось, что имеющихся в округе сил вполне хватит для решения поставленных задач.

Однако на главном направлении 7-я армия уперлась в ДОТы и ДЗОТы, составлявшие полосу укреплений, более известную как «линия Маннергейма». К 12 декабря 1939 года советским частям удалось взять лишь так называемую полосу обеспечения, после чего красноармейцы окончательно увязли в бесплодных попытках пробиться дальше.

Статья по теме

Концлагеря Маннергейма. Как финны уничтожали русских в захваченной Карелии «Армия перешейка» финского генералаХуго Эстермана связала подразделения Красной Армии тяжелыми боями, и 28 декабря наступление практически прекратилось. Наиболее удачно для Красной Армии складывались дела на Крайнем Севере, где 14-я армия смогла овладеть полуостровами Рыбачий и Средний и городом Петсамо, тем самым лишив финнов выхода к Баренцеву морю.

Севернее Ладоги финская армия не только остановила наступление советских войск, но и нанесла им ряд серьезных поражений. В сражении на Раатской дороге была разбита 44-я стрелковая дивизия РККА. 163-я стрелковая дивизия в сражении при Суомуссалми попала в окружение и с трудом сумела вырваться, потеряв до 30 процентов личного состава.

В декабре-январе целый ряд советских частей оказался в финских «котлах». От полного разгрома спасало зачастую только отсутствие у финнов тяжелого вооружения.

Легкие финских части лыжников могли оперативно перемещаться вне дорог, в то время как советские подразделения, привязанные к линиям снабжения, оказывались удобной мишенью для атак.

«Зубы дракона»

Чтобы попасть к одному из самых интересных объектов Линии Маннергейма, нужно проехать от памятника через поле еще около 300 м. Здесь дот № 10. Его также называют «Червонцем». На глубине 4 м находится несколько боевых казематов. Они расположены на некотором удалении друг от друга и соединяются подземными ходами.

Раньше в бункерах были печи для обогрева. Действовала вентиляционная система. Имелись колодец и хранилище продуктов. В «Червонце» на боевом дежурстве находилось три пулеметных расчета. Сейчас внизу царит кромешная тьма, поэтому для спуска в галереи потребуется фонарик. Во время дождей подземные ходы может залить водой.

В окрестностях дота хорошо сохранились полосы препятствий из колючей проволоки и противотанковые заграждения под названием «зубы дракона». Их делали из гранитных валунов. Желающие могут спуститься в траншею. Здесь в изобилии валяются стреляные гильзы.

Экскурсия завершается полевым обедом — солдатским пайком финской армии, который включает гороховый концентрат с ветчиной. Кашу из него варят на костре. Пока готовится обед, туристы знакомятся с образцами стрелкового оружия того времени, примеряют военную амуницию.

Во время обеда всем совершеннолетним полагается «маршальская чарка». Крепкий спиртной напиток из шнапса, вермута и специй готовят по рецепту маршала Маннергейма. Он имеет крепость 40 градусов и замечательный вкус.

Первый танковый десант

На многих участках артиллерийский обстрел укрепленных узлов «линии Маннергейма» велся из крупнокалиберных орудий прямой наводкой, что дало сильнейший эффект. Бетонные и гранитные укрепления, которые никак не удавалось взять два месяца назад, разносило на куски, и если они после этого продолжали огрызаться огнем, то лишь благодаря отчаянному мужеству финских солдат. Но дело было сделано: оборону взломали. Оказавшаяся на острие прорыва 123-я стрелковая дивизия 7-й армии при поддержке двух танковых батальонов сумела взять одну из ключевых высот на своем участке, и на этом месте началось постепенное расширение наступления.

Командир РККА оценивает толщину броневых плит захваченного финского ДОТа, февраль 1940 года

Благодарить за это нужно было командира дивизии полковника Филиппа Алябушева. Опытный офицер, он сумел заранее организовать разведку на своем участке фронта, без устали гонял своих бойцов и командиров на полигоне, и к началу наступления имел во всех смыслах подготовленную дивизию. Действия ее поддерживали 108 орудий, сосредоточенных на узком — всего три километра! — участке прорыва, причем их действия в момент начала наступления были расписаны буквально поминутно. И это позволило соединению прорвать «линию Маннергейма» с минимальными потерями. Неудивительно, что та же дивизия первой 17 февраля дошла до второго рубежа обороны «линии Маннергейма», а через четыре дня полностью овладела ею, за что и само соединение, и его командир были награждены орденами Ленина. Кстати, именно по приказу полковника Филиппа Алябушева впервые в истории Красной Армии использовались танкодесантные группы, применение которых позднее станет обычной практикой: пехотинцы размещались на броне и таким образом шли в прорыв, получая возможность атаковать обороняющихся финнов с тыла.

Герой Советского Союза лейтенант Михаил Сипович (слева, в разрушенном наблюдательном колпаке) и капитан Иван Коровин на захваченном финском ДОТе, середина февраля 1940 года

ООН назвала самые счастливые страны мира

На вооружении у финнов были всего-навсего 32 танка и два бронеавтомобиля. Еще около 30 танков остались со времен Первой мировой войны и годились в большинстве своем только на то, чтобы использовать их как неподвижные боевые точки. Красная армия, согласно документам Российского государственного военного архива, располагала на всем протяжении фронта 2289 танками. То есть к началу «зимней войны», как ее обычно называют в Финляндии, Красная армия обладала значительным численным перевесом и многократным техническим преимуществом. Поэтому в Москве были уверены, что финнов удастся разгромить в течение нескольких дней.

Ход боевых действий советско-финской войны

Но Красная армия столкнулась с твердым и умелым сопротивлением. С ходу прорвать «линию Маннергейма» не удалось. Только после того, как советский контингент был увеличен до 760 тысяч человек, то есть стал почти втрое больше финского, Красная армия добилась преимущества.

В советской историографии часто объясняли причины неудач первого этапа советско-финской войны сильными морозами и глубоким снегом. Но метеорологические данные это опровергают. В декабре 1939 года температура на Карельском перешейке колебалась от +1 до -23,4 градусов. Сильный снегопад тоже выпал только в январе 1940 года. Кроме того, морозы, вообще-то, мешают и наступающим, и обороняющимся.

* * *

Так выглядел Карельский перешеек—мощный плацдарм, подготовленный Финляндией в
союзе с крупнейшими империалистическими державами для нападения на Советский
Союз. Враги нашей Родины противопоставили нам передовую фортификационную технику
и сочетании с географическими и топографическими особенностями Карельского
перешейка, одного из самых труднодоступных уголков земного шара. Старший
инструктор бельгийской “линии Мажино” генерал Баду, работавший техническим
советником Маннергейма, писал:

“Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки:
укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными
пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса
и громадные скалы.

Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона, построена знаменитая линия
Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните
противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их
преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и
орудийные гнезда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где нехватало
гранита, финны не пожалели бетона”.

Так говорили те, кто создавал линию Маннергейма. Но большевики говорят иначе;
большевики говорят словами своего мудрого вождя, словами великого Сталина:

“Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять”.

Армию большевиков — Красную Армию, выполняющую приказ партии и правительства,
приказ любимой Родины, не смогли остановить на ее победном пути могучие
укрепления линии Маннергейма.

Прорыв такой укрепленной линии—дело новое в военном искусстве. В этой области
еще не существовало опыта. Не существовало практического решения этой сложнейшей
задачи. Впервые в военной истории эту задачу решила Красная Армия.

Советские войска на Карельском перешейке в жестоких боях с врагом захватили
356 железобетонных сооружений и 2 425 дерево-земляных огневых точек, вооруженных
2 204 пулеметами и 273 артиллерийскими орудиями. На развалинах этих укреплений,
на руинах знаменитой линии Маннергейма, считавшейся неприступной и неуязвимой,
были разгромлены финские войска.

Красная Армия с честью выполнила свою историческую задачу по обеспечению
безопасности города Ленина и северо-западных границ нашей Родины: плацдарм для
войны против Советского Союза, подготавливавшийся в течение двух десятилетий на
Карельском перешейке, был разрушен и перестал существовать.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.

Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Оценки оборонительного значения линии

На протяжении всей войны как советская, так и финская пропаганда существенно преувеличивали значение «Линии Маннергейма». Первая — чтобы оправдать длительную задержку в наступлении, а вторая — для укрепления морального духа армии и населения.

Вот мнение об укреплённой линии одного из официальных участников и руководителей вооружённого конфликта — Маннергейма:

Старший инструктор бельгийской «линии Мажино» генерал Баду, работавший техническим советником Маннергейма, писал:

Однако российский историк А. Исаев отмечает, что территория Карельского перешейка в целом — равнинная и картина мощных гранитных укреплений просто фантастична. По его оценке:

Это гораздо слабее укреплений «линии Молотова», не говоря уже о «линии Мажино». Надолбы были рассчитаны на устаревшие танки «Рено» 1918 года и оказались слабы против новой советской техники[источник не указан 936 дней].

Позже Анастас Микоян писал: «Сталин — умный, способный человек — в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу.»

Перезагрузка

К концу января 1940 года не только в Финляндии, но и в других странах мира стало складываться ощущение, что Советский Союз проигрывает войну.

Советское командование тем временем стало понимать, что продолжение действий в том же ключе успеха не принесет. Война продемонстрировала все недостатки армии мирного времени, не имеющей реального боевого опыта. Тут и недооценка боевых качеств противника, и отсутствие должного взаимодействия между родами войск.

Например, запрос о нанесении бомбового удара по финским позициям, направленный командованием советской дивизии, доходил по инстанциям до конкретной части ВВС через . сутки! Более того, выяснилось, что советская бомбардировочная авиация вообще не готова к действиям в условиях войны — пилоты не умели летать в сложную погоду, а штурманы давали ошибочный курс даже в солнечные дни. Для того чтобы переломить ситуацию, потребовалось срочно вызвать в войска пилотов-полярников из гражданской авиации.

Бесконечно, однако, так продолжаться не могло. 7 января 1940 года был сформирован Северо-Западный фронт, командующим которым был назначен командарм 1-го ранга Семен Тимошенко.

Начались подготовительные мероприятия по прорыву «линии Маннергейма» — разведка, обучение личного состава захвату и уничтожению ДОТов и ДЗОТов, создание штурмовых групп, интенсивная лыжная и стрелковая подготовка.

Было серьезно увеличено количество артиллерии на направлении главного удара. Отдельные укрепленные точки финнов, блокированные танками и пехотой, планировалось подавлять, расстреливая их прямой наводкой.

Примечания

  1. Ленинград. Историко-географический атлас. М.:Главное управление геодезии и картографии при Совете министров ссср. 1977
  2. ↑ Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М.: Изд-во Эксмо. Яуза. 2005. 416 с. ISBN 5-699-07634-4
  3. Некоторые ДОТы были снабжены стальными полусферическими колпаками со щелями для наблюдения. Попавшие в них снаряды рикошетировали, что послужило появлению одной из легенд Зимней войны о «резиновых» ДОТах.
  4. Бои в Финляндии, Воениздат НКО СССР, 1941
  5. Alexander Lüdeke. Waffentechnik im Zweiten Weltkrieg- Printed in China- Parragon Books Ltd. 2010 ISBN 978-1-4454-1132-3
  6. Балашов Е.А., Степаков В.H. ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА И СИСТЕМА ФИНСКОЙ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ФОРТИФИКАЦИИ HА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ. — СПб.: Нордмедиздат, 2000. — 84 с.
  7. Соколов Б. В. Тайны финской войны.-М.:Вече. 2000. 416 с.илл. С. 16, ISBN 5-7838-0583-1
  8. Рипенко Ю. Б. Прорыв «линии Маннергейма». // Военно-исторический журнал. — 2006. — № 5. — С.44-49.
  9. Никифоров Н. Штурмовые бригады Красной Армии. В боях за Советскую Родину
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июня 2011.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июня 2011.

История создания

О ее постройке финны задумались почти сразу же после получения независимости в 1918 году. Поскольку маленькая, но гордая страна в первые месяцы своего существования была фактически протекторатом Германии, план оборонительных сооружений на Карельском перешейке предложил немецкий барон фон Бранденштайн. По замыслу сумрачного германского гения, оборонительный рубеж должен был проходить от Финского залива до Ладожского озера в 30-40 километрах южнее Выборга. Здесь созданию неприступной обороны способствовал пересеченный рельеф местности – скалы, болота, озера, леса, валуны. Лишь небольшие участки около дорог были доступны для атаки, что позволяло обороняющимся незначительными силами удерживать многокилометровую линию фронта.

На первом этапе, строительством укреплений занимались финские и немецкие саперы, а также направленные им в помощь русские пленные. После окончания Первой мировой войны немцы и русские уехали, а фортификации на Карельском перешейке продолжил возводить финский учебный саперный батальон. Позже, в 1920-ее годы, к работам подключились и частные строительные компании, отличившиеся «эффективным освоением» бюджетных средств. Из-за этого, уже в ходе войны, финские солдаты с огорчением замечали, что уже после первого попадания снаряда в убежище или в наблюдательный пункт, из-под верхнего слоя бетона открывалась спешно засыпанная щебенка.

Всего на главной оборонительной полосе будущей линии Маннергейма было сооружено 18 узлов обороны, рассчитанных на один-два стрелковых батальона. Ядром узла обороны были окруженные траншеями бетонные пулеметные доты. Подступы к финским позициям прикрывали ряды колючей проволоки, рвы и противотанковые надолбы. По соображениям экономии, в качестве последних часто использовались обломки гранитных скал, которые эффективно смотрелись на фотографиях, но на практике были очень уязвимы перед артиллерийским огнем. Металлические элементы узлов обороны снимались с укреплений форта Ино, взорванного русскими в 1918 году.

В 1920-ее годы политики не слишком охотно тратили средства на военные расходы. Лишь после начала Великой Депрессии, всем стало понятно, что новая война неизбежна, а инвестиции в военную промышленность к тому же еще и хороший способ стимулирования экономики. По инициативе финского полководца и государственного деятеля Карла Густава Маннергейма, с 1937 года карельские укрепления пополнились семью новыми ДОТами – «Миллионерами». Каждое такое фортификационное сооружение стоило более миллиона финских марок. «Миллионеры» имели подземные укрытия для личного состава и выходящие на поверхность огневые позиции для пулеметов. По опыту Первой мировой войны, поздние финские доты были обращены к противнику глухой замаскированной стеной, а их пулеметные амбразуры были устроены для ведения флангового огня. С одной стороны, это затрудняло их обнаружение и позволяло ошеломить противника внезапным обстрелом; с другой стороны, после обнаружения ДОТ становился уязвимым для атаки в лоб. В отличие от укреплений советского Карельского УРа, ни один финский дот не имел артиллерии.

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.

Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.

Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.

Литература

  • Советско-финляндская война 1939—1940. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон»», 2002. — Том I.
  • Edwards, Robert. White Death: Russia’s War on Finland 1939–40 (англ.). — London: Weidenfeld & Nicolson (англ.)русск., 2006. — ISBN 978-0-297-84630-7.
  • Geust, Carl-Fredrik; Uitto, Antero. Mannerheim-linja: Talvisodan legenda (неопр.). — Ajatus kirjat, 2006. — ISBN 951-20-7042-1.
  • Kronlund, Jarl (ed.). Suomen Puolustuslaitos 1918-1939 (неопр.). — WSOY, Sotatieteen Laitos, 1988. — ISBN 951-0-14799-0.
  • Manninen, Ohto. Stalinin kiusa – Himmlerin täi (неопр.). — Helsinki: Edita, 2002. — ISBN 951-37-3694-6.
  • McLaughlin, Stephen. Russian & Soviet Battleships (неопр.). — Annapolis, MD: United States Naval Institute, 2003. — ISBN 1-55750-481-4.