Оглавление
Право — принцип формального равенства
В либертарианском понимании права закон — это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть никакого права вообще, даже статутного.
Согласно либертарианскому правопониманию, право — это реляционная форма равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников этой реляционной формы. Там, где существует (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там существует (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права — это принцип права, отличительное свойство и специфическая характеристика права.
Равенство — это определенная абстракция, то есть результат сознательного (мыслительного) абстрагирования от различий, присущих приравниваемым объектам. Приравнивание предполагает различие приравниваемых объектов и, одновременно, несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагирования от этих различий) по отношению к соответствующему основанию (критерию) приравнивания.
Юридическое равенство не является столь же абстрактным, как числовое равенство в математике. Основой (и критерием) правового равенства разных людей является свобода человека в общественных отношениях, которая признается и утверждается в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом заключается специфика правового равенства и права в целом. Конечно, право, как форма отношений, основанная на принципе равенства, не устраняет (и не может устранить) исходные различия между разными индивидами, а лишь оформляет и закрепляет эти различия на едином основании, превращает неопределенные фактические различия в формально закрепленные неравные права свободных, независимых, равных индивидов. Это, по сути, специфика и смысл, пределы и границы, значимость и ценность правовой формы опосредования, регулирования и упорядочения общественных отношений.
Юснатурализм (лат. jus — право, natura — природа) — один из самых старых вариантов понимания права. В нем отражены представления мифологической и религиозной культуры о рациональном и пропорциональном устройстве мира, природы и космоса. Согласно этой точке зрения, мир управляется законом, который человеческий разум понимает, постигая естественный порядок Вселенной. Все, что существует в мире, существует по закону. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, созданного государством), постулировалось существование постоянного и неизменного совершенного естественного закона, также называемого природным правом. Благодаря приписываемому ему совершенству, естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, морали и гуманизма.
Несмотря на их разнообразие, классические концепции естественного права объединяют основные положения: 1) Естественное право как совершенное право противопоставлялось несовершенному праву, искусственно созданному государством. Соответственно, для всех версий натурализма характерен дуализм естественного права и позитивного права, что соответствует дуалистической установке классической науки, предполагавшей противопоставление субъекта права и природы как реальности, существующей без человеческого познания; 2) Следствием противопоставления субъекта и объекта познания, характерного для классической науки, является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и человеческого сознания, как некой объективной реальности, в создании которой участвует субъект Это соответствовало представлениям классической науки о статичной, вневременной природе изучаемых объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы; 4) естественное право, как истинный закон, обладает свойством универсальности и социокультурной всеобщности; 5) естественное право рассматривается как рациональный закон, открывающийся человеку через его интеллект.
Легисты, или школа законников
Учение «школы легистов» (законников), возникшее в конце периода Сражающихся царств (475-221 до н.э.), в последующий период правления династии Цинь (221-206 до н.э.) стало официальной идеологией. Главные идеи школы – опора на закон и неотвратимость наказания. Император стоит выше закона и правит с помощью талантливых чиновников, которых отбирают по всей стране. Наследственная аристократия устраняется от управления государством, власть и управление сосредотачиваются в руках чиновников. Легисты жестко боролись с инакомыслящими, выступали за жесткое наказание в случае даже самых малейших провинностей, вводили принцип круговой поруки. В дальнейшем многие легистские идеи были восприняты конфуцианством.
Основные догмы даосизма
«Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя», — Лао хотел сказать, что и небо, и земля вечны и незыблемы, они нужны каждому человеку и дают радость каждому. Если небо будет всегда над головой, а земля – под ногами, то более ничего не нужно искать и ничего не нужно добиваться, кроме самосовершенствования.
«По- настоящему мудрый человек никогда не выпячивает своих знаний, он ставит себя ниже других, но оказывается впереди всех», — это изречение мудреца настолько ясно, что не требует никакого толкования, оно очень сходно с высказыванием Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Чем больше знаний имеет человек, тем больше он понимает, что только прикоснулся к истине познания, а познать все невозможно и только глупец будет похваляться своими знаниями.
Лао Цзы считал именно воду основой жизни, он говорил, что нет ничего нежнее, мягче и слабее воды, но она в один миг может стать жестокой и разрушительной стихией и может разрушить крепкий камень.
Этим он хотел сказать, что с помощью нежности и слабости можно победить крепкое и сильное. Любой человек приходит в мир нежным и слабым, а уходит из него крепким и жестким. Все понимают это, но никто не действует соответственно, поскольку старается быть жестоким с жестокими , а нежным только с нежными.
Еще мудрец хотел этим сказать, что именно разум и знания – самое сильное оружие, хотя его можно назвать «нежным». Агрессия вызывает ответную агрессию, а толерантность и терпимость помогут достичь взаимопонимания без жестокости.
«Кто знает людей, тот умен, кто познал себя, тот мудр» и опять мы возвращаемся к философии античности. Древнегреческий философ Фалес Милетский сказал: «Что труднее всего? Познать самого себя». И действительно человеку трудно заглянуть именно в свою душу и познать истоки своих поступков. А если сумеешь понять глубинные истоки своих поступков, то сможешь узнать и других людей, поскольку люди одинаковы во многом.
«Если не позволять себе смотреть на то, что вызывает желание, то сердце не затрепещет».
Этим китайский мудрец хотел сказать, что люди постоянно стремятся к излишним вещам: хотят денег, драгоценностей, шелков и роскоши, но если не знать об их существовании и никогда не видеть подобных вещей, то их и не будешь желать. А если стремиться только к славе, почестям и богатству, вместо того чтобы вести праведную жизнь, полную размышлений и познания мира, то с годами придется грустить об упущенных возможностях.
«Кто не хлопочет о жизни, мудрее чем тот, кто понимает жизнь», —на первый взгляд это высказывание несколько туманно, но именно эта мысль проходит через всю мировую философию. Человек должен жить каждым днем и ценить каждую минуту своего существования. Человеку необходимо победить страх смерти и идти по жизни не боясь встретить ее лицом к лицу. Этот страх делает нас слабыми и мешает идти к намеченной цели.
Только избавившись от этого страха можно жить полной жизнью, дышать полной грудью и наслаждаться каждым мгновением.
ДАО- вечный и незыблемый Абсолют, к которому стремится все живое, даже вечное Небо подчиняется законам ДАО, и смысл жизни любого человека – это слиться с ним в вечной гармонии и постись божественный экстаз единения космических душ.
Основные деятели и направления[править | править код]
- Шэнь Бухай — патриарх легистов (385—337 до н. э.). Его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.
- Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
- Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
- Вэй Ляо-цзы — сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал, что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.
- Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям), служившие Цинь Ши Хуанди.
Юснатурализм
Методология права — это систематизированный набор познавательных средств, позволяющий исследовать многогранную реальность права в ее многочисленных связях с другими сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (осмысление) этих средств.
Обобщенным выражением такой системы являются различные способы понимания права или способы понимания права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческого и смыслового содержания права.
Натурализм как способ понимания права зародился в древности, но оформился в эпоху Просвещения.
Юридический тип права признает, что естественное право, в отличие от права, созданного государством, является единственно разумным и совершенным, воплощением справедливости, добра, морали и гуманизма, а также абсолютной ценностью.
Существующее позитивное право было несправедливым для юснатуралистов, ведь если все люди рождаются равными, их жизнь не должна зависеть от имущественного или классового неравенства, от законов, закрепленных таким образом, что одни всегда остаются бедными, а другие всегда богатыми, одни не имеют ничего, а другие все.
Если в античности право практически отождествлялось с законами природы, в Средние века оно основывалось на божественных законах, то в эпоху Просвещения оно ассоциируется с разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественно вытекающими из природы (рационалистическо-гуманистическая интерпретация).
Юснатурализм признавал примат естественного права над позитивным правом, поскольку позитивное право свободно от моральных требований. Они предложили гуманистический критерий для определения справедливости закона.
Поэтому юснатуралисты предложили отказаться от аморального позитивного права и вернуться к естественному праву, основанному на гуманизме. Они воспринимали позитивный закон в противоположность человеку. По этой причине взгляды натуралистов (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, Ш. Монтескье, Дж. Локка) стали основой идеологии буржуазных революций XVII и XVIII веков, прокатившихся по Европе.
Признание примата естественного права стало основой для американской Декларации независимости.
После победы неклассического типа правопонимания идеи естествоиспытателей стали непопулярными, хотя и были частично включены в некоторые правовые доктрины. В целом натурализм имеет как гуманитарные достоинства (концепция естественных и неотъемлемых прав человека, неприятие государственного произвола и т.д.), так и недостатки (отсутствие формализованного принципа различения добра и зла, недооценка роли позитивного права, смешение права с моралью, религией и т.д., отсутствие понятия юридического права, дуализм одновременно функционирующих систем естественного и позитивного права с безусловным подчинением государства и его позитивного права естественному праву и т.д.).
Учение Конфуция
Конфуцианство зародилось в 6-5 столетиях до нашей эры и быстро обрело популярность среди китайцев благодаря своему гуманизму. Оно считалось господствующей религией до середины прошлого века.
Основоположником является Конфуций. После смерти отца его детство было сложным, он как мог помогал матери с ранних лет, но это не помешало ему стать образованным и глубоко мыслящим человеком.
Портрет Конфуция
За свою жизнь он написал несколько трактатов:
- «Лунь Юй»;
- «Мэн-цзы»;
- «Трактат о середине»;
- «Большое учение».
Учение Конфуция опирается на следующие понятия:
- благородный муж – человек, обладающий ответственностью, требовательностью, готовностью к самопожертвованию, подвигам, открытостью к окружающим;
- жень – гуманизм, благородство;
- сяо – почтительность, уважение со стороны сыновей;
- ли – соблюдение правил морали и этикета;
- и – тяга быть справедливым и осознание необходимости отдать долг;
- мин – понимание вселенской воли;
- уважение к традициям и мудрости предков;
- справедливое, честное отношение к родным, преисполненное любви;
- соблюдение ритуальных практик.
Основные идеи конфуцианства сводятся к жизни человека, его воспитанию, стремлению к нравственному и духовному росту, развитию интеллекта. Об управлении государством учитель говорил, что взаимоотношения «император-подчиненный» должны строиться по модели «родитель-сын».
Храм Конфуция
Правитель может быть строгим, но ни в коем случае не жестоким. Нельзя принуждать, подвергать подчиненных насилию, и по этой же причине нельзя насаждать чрезмерно строгие законы.
Кратко об основных принципах конфуцианского учения
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.
Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.
И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.
Ответ справочной службы русского языка
Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).
Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.
Легенда о Лао Цзы
Родился он в деревне под названием «Искаженная доброта» уезда «Горечь» губернии «Жестокость». Пробыв в чреве матери более 80 лет, он вышел оттуда глубоким старцем, но с каждым годом молодел. Имя его можно перевести как «Старый ребенок», хотя некоторые исследователи переводят его как «Вечный учитель».
Пробыв всю жизнь хранителем книг и набравшись от них мудрости, в старости сел он на черно-красного быка и отправился в сторону далеких Западных гор, чтобы навсегда покинуть Китай и найти благословенную страну, где нет горестей и страданий.
По просьбе стражника, стоящего на границе, он начертал пять тысяч иероглифов, позже составивших книгу «Сказание о дао», вместившую в себя всю мудрость мира.
Покинув Китай, он перебрался в Индию и стал Буддой.
Формы проявления даосизма
Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:
Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.
Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.
Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.
В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.
Что такое Дао?
Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.
Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.
Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.
Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.
Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.
Что такое легизм?
Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э.
Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.
Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.
Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.
Основные идеи
Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя — вот основной тезис легизма.
Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные идеи школы:
- Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
- Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
- Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
- Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
- В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
- Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
- Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
- Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
- Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
- Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
- За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
- Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.
Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
Основные деятели и направления
- Шэнь Бухай — патриарх легистов (385—337 до н. э.). Его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.
- Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
- Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
- Вэй Ляо-цзы — сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал, что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.
- Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям), служившие Цинь Ши Хуанди.
Соперничество ста школ
В Древнем Китае философские школы именовались цзя 家. Цзя 家, как и любое другое слово китайского языка, очень многозначно: дом, семья, семейство, род, домашнее хозяйство, родня, двор (князя); фирма, магазин. Также это суффикс для обозначения определенной профессии или мастерства: например, кэсюэцзя 科学家 — ученый, вайцзяоцзя 外交家 — дипломат и др. Кроме того, у него есть значение «школа» как объединение людей, связанных общими профессиональными занятиями и разделяющих ту или иную идею.
Расцвет древнекитайских философских школ вошел в историю под общим собирательным названием бай цзя чжэн мин 百家争鸣 «Соперничество ста школ». «Сто» в данном случае число условное, которое означает «много». О сути учений мы можем судить по многочисленным источникам: трактатам самих школ, написанных представителями других школ критическим текстам, сочинениям древнекитайских историков.
Среди «ста школ» было несколько крупных, оказавших значительное влияние на китайскую философию и культуру. Сыма Тань в своем трактате «О шести школах» перечислил и дал характеристику их учений. Конечно, оно довольно предвзято, но весьма интересно. Позднее его сын, знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь (145?-87? до н.э.) включил этот текст в качестве отдельной главы в «Исторические записки» (ши цзи 史记).
Шесть школ древнекитайской философии:
- Школа служилых (жу цзя 儒家)
- Школа дао (дао цзя 道家)
- Школа философа Мо Ди (мо цзя 墨家)
- Школа имен (мин цзя 名家)
- Школа натурфилософов (инь ян цзя 阴阳家)
- Школа легистов (фа цзя 法家)
Мужское и женское начало в даосизме
В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.
Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.
Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.