Философия древнего китая

Оглавление

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

4577

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

1991

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1455

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1452

«Мир пошёл под нож?

1322

COVID-19 и Вакцинация — что это?

1299

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1298

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1178

Алгоритмика мышления. Цитатно-догматическое богословие как формирующий фактор ошибок

1140

Наша колея в Афганистане

1131

Надо ли жалеть Авериных?

1118

Сир, вы будете принимать ликование России ?

1033

Почему столицу переносят в Сибирь?

1030

Как мы до такого докатились

996

Страна обломовых

967

За кем придут из министерства правды?

948

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

929

Бегущие янки и демократия у нас

921

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

903

Кто внушает русофобию Европе. Пламен Пасков

842

Зазнобинские чтения 2-5 сентября 2021

823

Денежная радиация и Русский Дух

816

Кратко о конфуцианстве

Конфуцианство в Китае называют Жу, или школа ученых. Имя Конфуция как создателя учения не указывается, ибо он желал «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Основоположник учения

Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.

Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия.

На этом ответственном посту он много сделал для блага государства, но из-за происков завистников вынужден был покинуть родные края. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение. Умер великий учитель в 479 году до н. э., предсказав свою смерть ученикам.

Своеобразие

Своеобразие учения состоит в том, что ничего нового Конфуций не внес. В поисках истины обратившись к древним ценностям, он преобразовал их в свод правил, вывел кодекс поведения, регламентирующий жизнь человека, расставляющий все на свои места.

Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.

Государство сравнивается у Конфуция с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на общественные обязанности. Принцип сыновьей почтительности (Сяо) – основополагающая добродетель у Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к старшим по возрасту и по должности, почитание существующих порядков в государстве.

Конфуцианство выступает за неизменность существующего порядка, что выражается в закреплении за человеком его положения в обществе. Поведение людей должно соответствовать занимаемому месту: «государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Основные принципы

Основные принципы конфуцианства:

  • человеколюбие;
  • гуманность;
  • благородство мышления.

Любовь к ближнему по Конфуцию – это умение быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, способность внушить доверие к себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».

Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.

О благородстве Конфуций говорил: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде»:

  • учение описывает образец идеального человека, стать которым должен стремиться каждый член общества. Цель такого человека – полная гармония в отношениях с людьми, в своих поступках он должен руководствоваться чувством долга, соблюдать обряды, следовать традициям древности;
  • обрядность и церемониальность – непременное условие конфуцианства. Приверженность древним обрядам помогала принять незыблемость существующего порядка, утвержденные церемонии облегчали жизнь в сложные периоды. Общность традиций объединяла людей определенных групп. Чем более высокое место занимал человек в обществе, тем большее количество церемоний ему приходилось выполнять;
  • чтобы приносить пользу обществу, нужно быть образованным. Стремление к познанию – одна из добродетелей учения Конфуция. Распространению конфуцианства способствовал тот факт, что его приверженцы стремились заниматься воспитанием, распространяли знания. Грамотный человек должен был знать иероглифы, разбираться в канонах древности и уметь писать сочинения. Образованность приносила и практические плоды: после успешной сдачи сложнейших экзаменов можно было рассчитывать на хорошую должность.

Цель жизни по Конфуцию

Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом

Интересы отдельной личности не принимались во внимание

Распространение в Европе

В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Рекомендации

Источники

  • Ченг, Чун-Инь; Баннин, Николас, ред. (2002). Современная китайская философия . Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN   978-0-631-21725-1 .
  • «Манифест для переоценки китаеведения и реконструкции китайской культуры», в De Bary, Wm. Теодор; Луфрано, Ричард (2000). Источники китайской традиции . Vol. 2. Издательство Колумбийского университета. С. 550–555. ISBN   978-0-231-11271-0 .
  • Рошкер, Яна С. (2016). Возрождение морального «я»: второе поколение современных конфуцианцев и их дискурсы модернизации. Гонконг: Издательство Китайского университета, ISBN   978-962-996-688-1 .

Конфуцианство где распространено. Конфуцианство, как особый духовно-культурный феномен

Конфуцианство – одно из двух базовых традиционных учений Китая (наряду с даосизмом), во многом сформировавшее духовно-культурный облик китайской цивилизации. На протяжении столетий это учение служило идеологическим стержнем китайского государства. Вплоть до свержения монархии в 1911 году и последующего создания Китайской Народной Республики конфуцианство являлось государственной идеологией и официальной религией Поднебесной.

Относительно природы конфуцианства как духовно-культурного феномена среди ученых существует две точки зрения.

Ряд исследователей отказывают конфуцианству в статусе религии, рассматривая его главным образом как этико-политическое учение. Крупнейший отечественный синолог, исследователь истории и философии Китая профессор Е.А. Торчинов в качестве доказательства правомерности такого взгляда приводит практику миссионеров-иезуитов XVII-XVIII веков, воспринимавших конфуцианство как часть гражданского ритуала. По этой причине они не препятствовали новообращенным китайцам отправлять конфуцианский культ.

Вместе с тем все исследователи-синологи определяют религию Китая как «Три учения» : конфуцианство (жу цзя), даосизм (дао цзя) и  буддизм (фо цзя).

Традиционно учебники религиоведения следуют приведенному перечислению и, следовательно, включают конфуцианство в сферу религии. Этот принцип использован и при составлении настоящей главы.

– относится к сфере духовной деятельности человека;

– предполагает переживания мистического характера, в результате которых внутреннее наполнение человеческой жизни должно быть гармонизировано;

– утверждает существование духовного мира в форме Неба (Тянь) и сонма предков;

– признает необходимость совершения ритуала, в частности – жертвоприношений, то есть содержит культовую практику.

Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. В самой Поднебесной это учение известно под названием жу цзя , что буквально означает «учение мудрецов/мыслителей», или «школа ученых». Европейский же термин происходит от имени человека, оказавшего фундаментальное влияние на формирование учения.

Из сохранившихся исторических источников мы можем почерпнуть немало сведений о жизни и деятельности Конфуция. Правда, стоит отметить, что некоторые биографические данные едва ли могут рассматриваться как достоверные и носят, скорее, легендарный, мифологический характер.

Краткие сведения о китайском философе Конфуции

Согласно изысканиям учеников Конфуция и поздних последователей конфуцианства в его родословии, Конфуций являлся потомком иньского императора Ди И, правившего в 1101-1076 гг. до н.э., точнее, его сына Вей-цзы.

Среди интересных подробностей личной жизни Конфуция в сборнике «Лунь юй» упоминается его сын Бо Юй.

По сведениям, не имеющим документальных подтверждений и носящих скорее легендарный характер, в юности Конфуций встречался с не менее легендарным китайским мудрецом и философом Лао-цзы, основоположником даосизма, что впоследствии дало основание оппонентам Конфуция и его школы считать Учителя только последователем Лао-цзы и не более того, принизить его роль в истории и культуре древнего Китая.

Дошедшие до настоящего времени сведения о Конфуции, о самой его жизни и деятельности во многом сильно искажены и даже мифологизированы – данный тезис подтверждается, например, самим фактом существования «конфуцианского» цикла в китайском народном фольклоре – всех этих бесчисленных сказок, былин и устных преданий, в которых ему всегда отводится главное, ключевое место.

Культ Конфуция начался в Китае уже через год после смерти Учителя и продолжается до сих пор: теперь в Поднебесной то и дело проводятся конфуцианские конгрессы, существует «именная» премия Конфуция – за успехи в образовательной сфере, а в 2009 году в стране прошли грандиозные торжества, посвящённые 2560-летию со дня рождения великого китайского мыслителя.

В Западную Европу идеи конфуцианства проникли много позже, только в XVII столетии, с возникновением моды на всё китайское и вообще на ориентализм.

Годы жизни

Конфуций или Кун-цзы родился в 551 или 552 году, а умер в 479 году до н. э., за несколько лет до окончания периода «Вёсен и осеней» эпохи Чжоу.

Где родился и жил

Считается, что Конфуций родился в Цюйфу, в настоящее время городской уезд городского же округа Цинин провинции Шаньдун Китайской Народной Республики, где и жил, в царстве Ли, там же и умер.

В то же время в ряде источников говорится о том, что мать Конфуция Янь Чжэнцзай была вынуждена покинуть дом его умершего отца Шулян Хэ вскоре после смерти последнего и вернуться с полуторагодовалым сыном на руках в родной ей Цюйфу.

Несомненно одно, большую часть своей жизни Конфуций прожил именно в Цюйфу, в царстве Ли, за исключением тех 13 лет, когда он был вынужден скитаться по соседним китайским царствам.

В Цюйфу же до сих пор проживают и его потомки.

Комментарии

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
сегодня в 07:53

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

Емеля
вчера в 20:21

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Александр собянинбуржец
вчера в 13:32

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Даосизм

Даосизм в Китае имеет историю более 1800 лет. Основателем его является Лао – Цзы. Возникновение Даосизма в Китае произошло в период “Борющихся царств”, в династии Восточная Хань (25 – 220). Сейчас около 300 храмов Даосизма разбросаны по всему Китаю, в которых живут около 30 тысяч даоссов, около 5 даосских школ существуют в стране.

В Даосизме существует два основных религиозные течения. За 1800 лет, Даосизм оказал огромное влияние на местную культуру, особенно в области народной медицины и литературы. Основываясь на некоторых теориях алхимиков, таких как Вэй Боянг в Восточной Династии Хань, различные виды лекарственных предписаний были созданы ВС Simiao и многими другими врачами.

В литературе много вымышленных персонажей, которые тесно связаны с даосизмом, такие, как Нефритовый Император. Помимо материковой части страны, многие даосы живут в Гонконге, Макао и в некоторых зарубежных странах.

Роль конфуцианства

Конфуцианство — это этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении людей и основанном на морали общественном устройстве, зародившееся в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет сохранял религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

Конфуций придавал большое значение отношениям между правителем и народом. Правитель был мыслящим человеком, а его подданные — безликой серой массой, предназначенной для слепого повиновения. Конфуций не верил, что простые люди способны усвоить его учение. «Ничтожный человек, — говорил он, — не способен познать веления небес и не боится их; он презирает великих людей и пренебрегает речами совершенных мудрецов.

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения между правителем и народом сравниваются с отношениями «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — это народ, неспособный к самостоятельным действиям. Император управлял народом не напрямую, а с помощью «узды» и «вожжей» — чиновников и законов. «Старое правило, — говорится в книге, о которой идет речь, — было следующим. Сын Неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон — уздечками, чиновников — поводьями, наказания — шпорами, а народ — лошадьми.

Для того чтобы хорошо управлять лошадьми, они должны быть правильно запряжены, необходимо держать поводья ровно и использовать стимул, необходимо соизмерять силу лошадей и обращать внимание на последовательный бег последних, при этих условиях правителю нельзя издавать ни единого звука, не хлопать поводьями и не использовать стимул — лошади сами бегут. Этические и политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства составляли основу духовной жизни древнего Китая

И какую бы сторону этой жизни вы ни рассматривали — отношения между людьми, воспитание и обучение, повседневную жизнь и обычаи, ритуалы, привычки — везде можно увидеть влияние конфуцианских идей

Этические и политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства составляли основу духовной жизни древнего Китая. И какую бы сторону этой жизни вы ни рассматривали — отношения между людьми, воспитание и обучение, повседневную жизнь и обычаи, ритуалы, привычки — везде можно увидеть влияние конфуцианских идей.

Каждый китаец должен был руководствоваться конфуцианской моралью, и даже если он не мог прочитать сложные изречения в старых конфуцианских книгах, это не считалось главным. Главным было воспитать всех в духе нравственных учений Конфуция. «Учение Конфуция, — писал академик В. М. Алексеев, — пронизывая всю общественную жизнь Китая на протяжении веков, не могло не войти в кровь народа».

В отличие от мифических богов, Конфуций был реальным человеком. В то время как другие религии обещали верующим награды в загробной жизни, конфуцианство в первую очередь заботилось о том, чтобы жизнь удалась в этом мире. Представители низших классов верили в человечность, добродетель и справедливость, провозглашенные Конфуцием, и поддерживали словесный протест конфуцианцев против жестокости, скупости и лицемерия.

Эксплуататоры рассматривали конфуцианство как залог верности однажды данным основам, сохранения установленного порядка классового общества и оправдания повиновения нижестоящих вышестоящим. Жестокое угнетение китайских рабочих маскировалось строгой моралью и любовью к народу, проповедуемой конфуцианством.

Учение Конфуция было развито и переосмыслено его последователями. Одним из его выдающихся последователей был Мэн-цзы (372-289). Он родился в местности Цзоу, на территории нынешней провинции Шаньдун.

Именно здесь, в княжестве Лу, около двух веков назад жил его великий предшественник Конфуций. Мэн-цзы много путешествовал по стране, читая многочисленные лекции, в которых излагал суть своего учения.

Его попытки убедить местных правителей следовать его учению были не очень успешными. Вернувшись в княжество Лу, он провел последние годы своей жизни, развивая свое учение, которое было записано в книге, носящей его имя: «Мэн-цзы». В своей книге Мэн-цзы развил многие учения Конфуция и попытался решить ряд новых проблем.

Мэн-цзю отстаивал святость конфуцианского деления людей на «благородных людей» и «низких людей». В его трактате говорится: «Одни занимаются духовной работой, другие — физической. Те, кто занимается умственным трудом, управляют людьми, а те, кто занимается физическим трудом, управляют людьми.

Религия современного Китая

На сегодняшний день практически половина жителей поднебесной считают, что они атеисты, приблизительно 30 % – нерелигиозные. Этому в большей мере способствовала государственная политика во время становления КНР и во время Культурной революции в стране. Но в действительности к реалистам можно отнести только 15 % населения Поднебесной. Эти люди не верят ни в одну религию, не соблюдают религиозные обычаи и не отмечают праздники. Для большинства китайцев и сегодня религии отводится важнейшее место в жизни.

Несмотря на то, что китайская культура может единым целым, в действительности религия Поднебесной разнообразна. Много верующих среди местного населения, которые исповедуют мировые религии. Практически в каждом городе Поднебесной есть группы единомышленником, которые чтят религиозные и исторические разных религий.

Нужно подчеркнуть, что китайская религия тесно связана с философией.

На примере китайской народной религии можно увидеть, как религиозные убеждения становятся долей взглядов людей, которые не относят себя к какой-то конкретной религии. На сегодняшний день в Поднебесной основными являются такие религии: буддизм, даосизм, христианство и ислам.

Конфуцианская философия

Конфуцианская философия является «учением о жизни». Как основное направление китайской философии, конфуцианство развивалось более 2000 лет, но мы все еще можем нащупать его центральную идею тех лет, которая содержится и способствует развитию и сегодня.

  1. Чжуан-цзы

Учение о жизни постоянно развивается и изменяется вокруг «пути бытия человека». Это означает, что упражнения по самосовершенствованию, которые делают человека самим собой или тем, что он есть, являются центральным ключом к развитию конфуцианства. Поэтому, вместо того, чтобы рассматривать конфуцианскую философию как метафизику, которая фокусируется на онтологии, лучше раскрыть ее как своего рода практическую философию, фокусирующуюся на личности и добродетелях.

Это означает, что отправной точкой конфуцианской философии является теория ум-сердце и человеческой природы (心性), которая связана главным образом с моралью.

Основываясь
на упомянутом выше, развитие конфуцианства можно описать следующим образом: с
точки зрения «саморазвития» в период до династии Цин конфуцианство
обеспечивало две основные идеи для подрастающего поколения: теорией разума и
природы; и теорией самопознания. Конфуцианство времени династий Сун и Мин может
быть исследовано так же с двух вышеупомянутых аспектов, а также проблематики необходимого
академического усилия для понимания современного Нео конфуцианства, то есть как
оно может быть пересказано в контексте современной философии.

 В целом, этот курс
настаивает на двух принципах. Одна из них — показать внутреннюю связь между
конфуцианством и древнегреческой философией, потому что они обе могут быть
признаны как образ жизни с точки зрения теории самосовершенствования или
духовных упражнений; другая — рассматривать конфуцианство как систему знаний в
виде современной философии, которая принадлежит науке, а не является объектом
веры и тем более религией.

Почему конфуцианство нельзя рассматривать как религию?

В классическом конфуцианстве на, то есть несколько причин: нет мифа о сотворении мира, и нет упоминания о рае или аде. Конфуцианская философия предполагает методичное рефлексивное мышление о жизни.

Такого рода мышление принимает жизнь как объект; с этой точки зрения теория жизни, теория вселенной, теория познания все они возникают из этого типа мышления — продукт рефлективного мышления. Эта идея создаёт контраст между философией и религией, а ценность конфуцианской философии заключается в морали или супер-моральных ценностях, а это не что иное, как быть мудрецом.

Высшее достижение мудреца — отождествление индивида со вселенной. Эта идентификация не является таинственным состоянием души, но основана на добродетелях, которых мы можем достичь в нашей личности.

ссылки

  1. Происхождение конуцианства, Корейское общество, (н.д.). Взято с chasonkorea.org
  2. Конфуцианство, Джудит Берлинг, (н.д.). Взято с asiasociety.org
  3. Конфуцианство, Ту Вейминг, 16 марта 2018 г. Взято с сайта britannica.com
  4. Культурные верования и практики: роль конфуцианства (н.д.). Взято из stanford.edu
  5. Конфуцианство, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания
  6. Конфуцианские Практики, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания
  7. Символы конфуцианства, факты религии, н.д. Взято с вероисповедания
  8. Конфуцианские Тексты, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания

В словаре Энциклопедии

(Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы — учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни (552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) — 479 до н. э., там же), древнекитайский мыслитель.Жизнь Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет первые»>впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов — «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла (моя добродетель, если) я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»)

Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству

Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись (честно) служить людям, можно ли (достойно) служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»).Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Литература:Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.Демененко И. И. Конфуций. М., 1995.Г. А. Ткаченко

Религия Древнего Китая

Государство никогда строго не централизовало религиозную сферу. Китайцы, как бедные, так и богатые в древности верили в три основных философских школы, которые преобладали в разной степени в разных регионах страны.

В религии древнего Китая не было жрецов в обычном понимании, божеств и храмов, которые возводились в их честь. Жреческие функции приходилось выполнять чиновникам, а разные духи, олицетворявшие природные силы и умершие предки шан-ди были высшими божествами.

Крестьяне возлагали большие надежды, что получат отличный урожай, поэтому культ духов земли был очень важен. Им приносились жертвы, молились, проводились особые ритуалы.

В древнем Китае считали, что всех добродетельных людей Небо вознаграждает, а недостойных, наоборот, капает. Император считался «сыном Неба», был под его особым покровителем, но править страной он мог, только сохраняя добродетель. Если же это качество терялось, император утрачивал право властвовать.

Основные виды древней китайской религии рассмотрим далее.

Конфуцианство

Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею.

Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа.

Главенствующей религией в Китае конфуцианство считалось во времена правления императоров в стране, именно ним было заложено основные принципы китайского общества.

Официально учение никогда не было религией, но это не помешало ему проникнуть в сознание всей общественности, влиять на поведение китайцев, выполняя все функции официальной религии.

Учения особое внимание уделяли проблемам власти императора и их подданных, предписывалось, каким должно быть поведение одних и других

Даосизм

Это учение включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа.

Официальной китайской религией даосизм, в котором можно проследить некоторые характерные черты буддизма, никогда не был. Учению следовали в больше мере затворники и отшельники, иногда народные движения. Именно эти учения стимулировали к восстаниям народные массы, а у ученых появлялись новые идеи, ведь с даосизма они черпали силу и вдохновение.

Нужно отметить, что само Дао, как закон бытия и космоса, находится повсюду и везде, но его никто не сможет увидеть и услышать, оно даже не имеет формы, его никто не создавал. Для того чтобы стать действительно счастливым, нужно понять Дао и стать с ним единым целым. Идеально, чтобы верующий в даосизм стал отшельником. Эта религия всегда была в оппозиции к конфуцианству, которое проповедовало служение императору.

Буддизм

Это религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры.

Во всем мире буддизм считают одной из самых древних религий. Будда провозглашал, что сам человек является главной причиной своих страданий. Главная цель здесь – достижения состояния нирваны, только так человек может пробудиться и увидеть реальный мир.

Особое место в буддизме отводится медитации. Это средства духовного и физического самосовершенствования.

Даосизм

В продолжение темы о том, что такое конфуцианство, нужно упомянуть и данное направление. Это учение о дао («пути вещей») является неким симбиозом философии и религии. Его краткая суть: всё произошло от Дао, сущности и первопричины реальности. Весь мир и люди совершают круговорот, после чего возвращаются в него.

Но понятие Дао принадлежит ко всей китайской мысли в принципе, а не только к даосизму. Все мыслители данного государства являются его приверженцами. Потому что Дао – важнейшая категория китайской культурой. Отличается только её осмысление.

В конфуцианстве Дао – это путь правления на основе моральных и этических норм, а также путь нравственного совершенствования. В даосизме — высший принцип, источник бытия.

В обоих рассматриваемых течениях имела место астрология. И в конфуцианстве, и в даосизме. Но различался подход. Конфуцианцы следили за небесными телами, использовали их феномены и перемещения в политической борьбе.

А вот даосы рассматривали астрологию как источник возможностей для предсказаний и гаданий. Они отлично знали небосвод, расположение планет и звёзд, так что составили множество атласов, календарей и карт. Вообще, даосы были монополистами оккультных наук. Именно они делали предсказания и составляли гороскопы

Причём никто в те времена не начинал важного дела, не спросив совета у даосского гадателя. И женитьба в Китае тогда начиналась с обмена женихом и невестой гороскопами