Учение конфуция его жизнь и философия

Оглавление

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Это интересно: 2249,Копилка туриста — сколько лететь до Камбоджи из Москвы

Лента

Световесть. Совесть. Самосохранение. Методологическое богословие
Статья|
вчера в 15:08

Мы знаем, где мозги у Эрдогана
Статья|
27 сентября в 21:24

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов
Видео|
27 сентября в 19:10

Оскомина от выборов
Видео|
27 сентября в 17:44

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.
Видео|
26 сентября в 20:33

Призраки, которые мешают найти работу
Статья|
26 сентября в 16:57

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2
Видео|
26 сентября в 10:47

Собственное технологическое удушение
Видео|
25 сентября в 20:05

Нас мало, но КПД за 100 процентов!
Статья|
25 сентября в 11:48

Так мы ликуем или мы не ликуем, сир ?
Видео|
24 сентября в 15:49

Эмиссия рисков – триллер с участием финансовых корпораций
Аналитика|
23 сентября в 22:44

Методологическая философия. Этика первоиерархов. Божественная этика
Статья|
23 сентября в 20:05

Мечта, тяга трёхфазного двигателя и Слава
Статья|
22 сентября в 12:41

Сир, вы будете принимать ликование России ?
Видео|
21 сентября в 13:09

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Видео|
21 сентября в 08:27

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Новость|
20 сентября в 23:43

Конфуцианство

Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.

В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.

Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.

Суть учения

Систему мировоззренческих принципов, разработанных Конфуцием, называют по-разному:

  • этическо-философское течение,
  • миропонимание,
  • религия,
  • моральный кодекс,
  • идеологическая политика,
  • образ мыслей,
  • философские взгляды на жизнь,
  • научная традиция.

Сами китайцы считают её наукой о морали, в то время как корейцы именуют эту систему религиозным учением о нравственности. Множество определений лишь подчёркивает неординарность учения Конфуция.

Суть его в определении места каждого человека в обществе, норм его поведения и порядка взаимоотношений с окружающими. Конфуций считал, что неоправданное отступление от древних традиций приводит к многочисленным несчастьям.

Он не стал изобретать ничего нового, а попытался донести землякам доступным языком основные идеи древних и волю Неба — «мин», которое, по его мнению и мнению древних, управляет всем на Земле. Ведь недаром же другое название Китая – Поднебесная.

Мудрый учитель Кун, как называли Конфуция, призывал вернуться к почитанию Неба — «тянь» — в лице древнего высшего божества Шанди, Земли и её духов и умерших предков. Бог, как таковой, отсутствовал в его представлениях о системе мироустройства. Каждый человек способен без божьей помощи улучшить себя, личную и общественную жизнь, используя свои внутренние резервы. В этом прослеживается сходство учения Конфуция с буддизмом.

Государство, учил Кун, создано по принципу семьи, чтобы заботиться о каждом своём подданном. Небо одарило высших благородных людей («цзюнь-цзы») властью, а низшие «мелкие» люди должны им повиноваться, и в этом заключается закон справедливости. Такая же иерархия должна соблюдаться и в семье: младшие повинуются старшим, жена – мужу (принцип «сяо»). Семья – это государство в миниатюре и ячейка империи, сплочённой общей идеей.

Биография

Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана, по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хоу. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу.

Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ (叔梁纥, Shūliáng Hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēngzài). Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года

Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу

Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.

С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй).

Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо (см. en:Disciples of Confucius).

Детство будущего мудреца

Отец его умер, когда будущему философу исполнилось всего три года. Молодая мать решила посвятить всю свою жизнь воспитанию сына. Постоянное ее руководство сильно повлияло на формирование характера Конфуция. Он отличался уже в раннем детстве талантом предсказателя и выдающимися способностями. Конфуций любил играть, подражая различным церемониям, повторяя бессознательно священные ритуалы древности. Это удивляло окружающих. В детстве Конфуций был далек от свойственных его возрасту игр. Основным его развлечением были беседы со старцами и мудрецами. В возрасте семи лет пошел в школу Конфуций. Биография его открывается новой страницей. Школьные годы дали множество знаний, пригодившихся в дальнейшем. Обязательным было усвоение шести умений: слушать музыку, выполнять ритуалы, управлять колесницей, стрелять из лука, считать и писать.

Своеобразие учения и родовой культ

Древнее конфуцианство является весьма интересным течением. Его своеобразие заключается в том, что Конфуций как основатель практически ничего нового не внёс. Он лишь выступал за узаконивание и беспрекословное выполнение семейно-родовых обрядов, сложившихся сотни лет назад, а также соблюдение традиций и законов.

Выше всего в религии конфуцианства стоял культ предков. Он считался стержнем китайских религиозных обрядов и верований. И масштабы культов предков с их иерархией и значимостью являются прямым тому подтверждением.

Семья – это низовая ячейка. У каждой должен был иметься свой храм или как минимум молельня. Они необходимы для совершения в них в установленное время обрядов семейного культа.

Каждый род, соответственно, должен был основать свой храм предков, посвящённый основателям генеалогического древа. У более крупных общественных групп были ещё более впечатляющие строения. Вообще, принцип был таков: чем выше социальное положение людей – тем масштабнее были их храмы. Чиновники имели по одному. Вельможи – по три. У князей было по пять храмов, а у императора – семь. Простолюдины же устраивали культ в жилищах.

Появление буддизма

Нельзя обойти стороной и эту тему, рассказывая о том, что такое конфуцианство.

Дело в том, что в Средние века в Китае начинает распространяться буддизм – учение о духовном пробуждении, являющееся на сегодняшний день древнейшей мировой религией, признанной многочисленными народами с разными традициями.

Естественно, под его влиянием конфуцианство «модифицируется». В него включаются элементы буддизма. Надо сказать, перенесение этой религии с родной индийской почвы в Китай является одним из самых значительных событий в религиозной истории

Ведь это значило нечто действительно важное. Что страна с собственной культурой приняла развитую религию со своим культом, моралью, учением и каноном

Вообще, конфуцианство и буддизм – это отдельная тема. Индийское учение в Китае укреплялось сложно и долго. Во многом из-за того, что в буддизме жизнь рассматривается как источник болезненных пристрастий человека. Такой подход противоречил конфуцианским принципам поведения и нормам этики.

И только содействие религиозного даосизма, формировавшегося параллельно, помогло буддизму закрепиться в Китае. Ведь это учение черпало многие понятия именно из индо-буддийской мудрости. О нём, кстати, будет сказано чуть позже.

В итоге буддизм усилил свои позиции. В основном благодаря исторической ситуации эпохи Северных и Южных династий (II-IV вв). Неустойчивость бытия, междоусобицы, кризисы… не лучшая была обстановка. В тот момент призывы буддистов укрыться за высокими монастырскими стенами, отрешившись от земной суеты, оказались очень кстати.

Личная жизнь философа: годы жизни Конфуция и его кончина

Вопреки заблуждениям, этот великий китайский ученый «благородный муж» не был одинок. Он никогда не претендовал на монашеское звание, хотя и обогащение его тоже не интересовало. Ему хотелось жить в гармонии с окружающим миром и научить всех остальных поступать также.

Жена и сын

О женитьбе Конфуция рассказывают легенды, наиболее вероятной можно считать следующую. В девятнадцать лет юноша встретил прекрасную девушку по имени Кикоан Ши из знатного рода Ци из провинции Сун. Спустя год у них уже был маленький сынок. В честь такого торжественного события правитель Чжан-гун послал семейству в подарок живого карпа из царских прудов. Потому малыша решено было назвать Ли, что значит карп. Также у мальчика имелось прозвище Бо Юй (рыба, старший из братьев).

Конфуций надеялся, что у него будут еще сыновья, но не сложилось. Спустя год супруга родила ему дочь, ни имя, ни судьба которой неизвестны. Есть намеки в некоторых текстах, будто мудрец развелся со своей супругой, когда ушел с работы и стал заниматься своей школой, но и это недостоверно.

Смерть древнего мыслителя

Согласно записям ученика Цзы Кунга, мудрец заранее почувствовал, что вскоре его ждет смерть. У него начались видения и вещие сны, которые будто предвещали скорое увядание. Он собрал учеников и отправился с ними в путешествие по Китаю, но никто из правителей не желал слушать старца. Годы жизни Конфуция неотвратимо клонились к закату.

Возвратившись домой, он сказал последователям, что пришел его черед, и слег в постель. Скончался философ в 479-м году, разменяв восьмой десяток. Похоронили его в высоком кургане, вокруг которого вскоре образовалась деревня Кунг-ли, где жил его внук Тси-кунг. Говорят, что высохшее дерево с этого кургана до сих пор хранится как святыня.

Дальнейшая судьба конфуцианского учения: память о величайшем китайском мудреце прошлого

Сразу же после кончины мудреца его учение не стало популярным. Его образ вводится в классическую китайскую философию постепенно. Только ко времени правления династии Хань, которая жила в Поднебесной приблизительно на заре нашей эры, он стал считаться не только учителем или политиком, но и полубогом, законодателем и «отцом народа».

Во времена Троецарствия (240-е годы нашей эры) за Конфуцием окончательно закрепился аристократический титул вана, а в начале шестнадцатого века его стали называть «величайшим мудрецом из мудрецов прошлого».

В XVII веке в Европе неожиданно возникла мода на все китайское, тогда конфуцианство проникло и в эту часть света. Им интересовались такие великие умы, как Готфрид Лейбниц, Маттео Риччи, Николя Мальбранш и Иоганн Готфрид Гердер. Гегель же в своих лекциях отмечает, что учение Конфуция – сбор банальностей, которые известны всем.

Мудрецу приписывают авторство множества книг, однако ученые считают, что сам он точно написал одну – «Беседы и суждения» («Лунь юй»). После того как была внедрена система экзаменов в Поднебесной, великому систематику и ученому было выстроенно множество памятников и храмов в городах Тайчжуне, Цюйфу, а также в Шанхае и Пекине. История его жизни отражена в художественных и документальных кинолентах

Многие литераторы тоже устремили свое внимание на его персону. К примеру, дипломат и писатель Павел Степанович Попов собрал его мудрые речи в единую книгу, которая была опубликована на русском языке

Мудрые афоризмы и меткие высказывания Конфуция

Если ты начал кого-то ненавидеть, значит ты уже проиграл.

Самое великое дело может сгубить несдержанность в мелочах.

Прежде чем задумать месть, выкопай сразу две могилы.

Людям свойственно принимать советы по капле, а раздавать по ведру.

Жизнь проста, но каждый усложняет ее, как может.

Если тебе плюют в спину, не расстраивайся. Это означает, что ты опередил обидчиков.

Основные идеи конфуцианства

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.

Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.

Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:

Ритуал — Ли (礼)

Изначально это означало «пожертвовать». Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.

Сыновняя почтительность — Сяо (孝)

Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.

Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.

Верность — Чжун (忠)

Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.

У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.

Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.

Гуманность — Жэнь (仁)

Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.

Справедливость — И (义)

Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.

Конфуцианство

В эпоху правления династии Хань (2 век до н.э. — 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Конфуцианство сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Основа конфуцианской философии — построение общества, основой которого является гармония. Каждый член этого общества стоит на своем месте и выполняет предначертанную ему функцию. Основа отношений между верхами и низами — лояльность. Философия строится на пяти главных качествах, присущих праведному человеку: уважение, справедливость, ритуал, мудрость, благопристойность.

Философ Конфуций

«Жэнь» — «уважение», «великодушие», «доброта», основополагающая категория в китайской философии. Это главная из пяти благодетелей, которыми должен обладать человек. «Жэнь» включает в себя три главные составляющие: любовь и сострадание к людям, правильное отношение двух людей между собой, отношение человека к окружающему миру, в том числе — к неодушевленным предметам. Человек, постигший «Жэнь», пребывает в равновесии с окружающим миром, выполняя «золотое правило морали»: «не навязывать другому то, чего не желаешь себе». Символ «Жэнь» — дерево.

«И» — «справедливость». Человек, следующий «И», делает это не из эгоистических побуждений, а потому что путь «И» — единственно верный. Он основан на взаимности: родители тебя вырастили, а ты в благодарность их почитаешь. «И» уравновешивает «Жэнь», давая человеку твердость в противоборстве эгоизму. Благородный человек ищет справедливости. Символ «И» — металл.

«Ли» — «ритуал», означает «благопристойность», «этику», «церемонии». В это понятие китайский философ вложил возможность благодаря ритуалам поведения сглаживать конфликты, мешающие состоянию мирового единства. Человек, овладевший «Ли», не только почитает старших, но и понимает их роль в обществе. Символ «Ли» — огонь.

Мыслитель Конфуций

«Чжи» — «мудрость». «Чжи» — качество благородного человека. «Здравый смысл» отличает человека от животного, «Чжи» освобождает от сомнений, не давая волю упрямству. Борется с глупостью. Символ в конфуцианстве — вода.

«Синь» — «благонадежность». Благонадежным считается тот, кто чувствует добро. Другое значение — добросовестность и непринужденность. «Синь» уравновешивает «ритуал», предупреждая неискренность. «Синь» соответствует Земле.

Конфуцием разработана схема достижения цели. Согласно философии, если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком:

Идите к своей цели, пусть даже медленно, не останавливаясь.
Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.
Не меняйте поставленную цель: не важны только методы ее достижения.
Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.
Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас — зеркало вашего внутреннего «я».
Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.
Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.

В противовес конфуцианству в Китае распространён ещё ряд философских школ. Всего насчитывается около ста направлений. Основное место занимает даосизм, основанный Лао-цзы и Чжуан-цзи.

Учение Конфуция

В философском учении Лао-цзы подчеркивает нашу неразрывную связь с космосом. Для каждого человека существует единственный путь, предначертанный свыше. Людям несвойственно влиять на мировое устройство. Путь человечества — смирение. Лао-цзы призывает человека не пытаться влиять на ход событий вокруг. Даосизм — философия с мистическим началом, взывающая к эмоциям человека. Конфуцианство с его рационализмом обращается к разуму человека.

В Европе о Конфуции узнали в середине XVII века — с приходом моды на все, что связано с восточной культурой. Первое издание «Лунь юя» на латыни вышло в 1687 году. В это время набирало обороты иезуитское миссионерство, в том числе и в Китае. В Европу приехали первые посетители из Поднебесной, что подогревало интерес публики к неизведанному и экзотическому.

Биография Конфуция

Конфуций (551–479 гг. до н. э.)

Конфуций, также известный как Кун-цзы или Кун Фу-цзы («учитель Кун»), был китайским философом, учителем и политическим деятелем.

После смерти философа конфуцианство стало официальной имперской философией Китая, которая была чрезвычайно влиятельной во времена империй Хань, Тан и Сун.

Он был сыном великого воина и аристократа Шу Лянхэ. Его отец умер, когда Конфуций был ещё ребёнком. Он был воспитан его матерью, однако и она скончалась, когда ему было всего 17 лет.

Конфуций начинает служить управляющим складов у богатого аристократа Цзи, потом он стал домашним слугой и учителем. Это было бы невозможным без его великолепного образования, которое в своё время ему дала его мать.

В тридцать лет он сформировал свои основные этико-философские концепции, касающиеся управления государством и обществом. И он открывает частную школу, принимая первых учеников (некоторые из них останутся с ним на протяжении всей своей жизни).

Волей судьбы он знакомится с советником императора и производит на него самое благоприятное впечатление.

Сам император не устоял перед великолепием идей Конфуция, и он становится его главным советником, на этом посту Конфуций прославился своей мудростью.

Но вскоре он покидает свой пост и начинает путешествовать по Китаю со своими учениками. Многие императоры ещё просили его мудрых советов и звали к себе на службу, но до конца своих дней Конфуций посвятил себя своим ученикам. Он скончался в 74 года.

Учение

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека

Конфуций

  • Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево
  • И (义 ) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
  • Ли (礼 ) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
  • Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
  • Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу.

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Главные идеи

Их тоже стоит обрисовать кратко. В конфуцианстве немало идей и принципов, но вот какие являются основными:

  • 仁 — «Жэнь». Гуманность, человеколюбие, достоинство.
  • 義 – «и». Справедливость и долг, значение, смысл.
  • 禮 – «Ли». Ритуал и почтительность. Тут же подразумевается этикет и культурность, являющиеся основой конфуцианского мировоззрения.
  • 郑分钟 – «Чжэн-мин». Переводится как «исправление имён». Подразумевается, что в обществе будет царить взаимопонимание и порядок, только если люди начнут вести себя в соответствии с должностью и знанием.
  • 君子 – «Цзюнь-цзы».Благородство, высокая нравственность, мудрость, умение не совершать ошибок.
  • 文 – «Вэнь». Образованность и просвещённость. Духовность, которая сочетается с любовью к учению. Также отсутствие стеснительности в обращении за помощью и советом к тому, кто стоит ниже.
  • 迪 – «Ди». Повиновение людям, являющимся старшими по возрасту и статусу.
  • 忠 – «Чжун». Почитание нравственного авторитета правительства. Тут уместно такое выражение для более точной передачи смысла: «Если власть не будет алчной, то и люди не начнут воровать».

Это кратко о конфуцианстве в целом. И если изучить все понятия, то можно заметить, что Конфуций в них предлагает путь некой «золотой середины»

Великий мыслитель будто бы указывает на важность умения устранять противоречия, достигать политического компромисса, и призывает познавать искусство балансирования между двумя крайностями