Лаокоон (скульптура)

Оглавление

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков.

Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя

В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко.

Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда.

«Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона.

Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания.

Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет.

На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды.

Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле.

Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью.

Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием.

Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Подборки

Лаокоон в культуре

Миф о троянском коне входит в число популярных мифологических сказаний. Характеристика героя дана в нем неполно, но древние писатели, желая поведать легенду потомкам, дополняли ее деталями. Гомер в «Одиссее» мельком упоминал о Лаокооне, а трагедия Софокла не сохранилась для ознакомления. Лаокоон обрел популярность как легендарный персонаж благодаря скульптурной композиции, которая считается примером искусства эпохи эллинизма. Статуя «Лаокоон и его сыновья» была найдена в ходе работ по организации фундамента для здания на холме Эсквилин в Риме в 1506 году.

Микеланджело

Статуя находилась в плачевном состоянии, и Папа Римский Юлий II велел Микеланджело восстановить ее. Художник ответил отказом, так как не считал себя мастером, достойным уровня древнегреческих скульпторов. Сейчас не известно наверняка, кто стал реставратором этого предмета культурного наследия. По решению Ватиканских музеев скульптура вновь лишена дополнений, которые обрела в эпоху Возрождения. Искусствоведы выдвигают предположение о том, что изваяние создано в 1 веке до нашей эры родосскими мастерами, которых звали Афинодор, Агесандр и Полидор.

Имена этих же мастеров найдены на статуе «Лаокоон», которую обнаружили в 1957 году в Сперлонго. Вероятно, скульптура была подарена императору Тиберию от лица родосского сената. Значение подношения предполагало покорность Римской империи и приятие судьбы. Любопытно, что древнее изваяние послужило объектом, вдохновившим не одного писателя. Среди авторов, упоминавших мифического персонажа или посвящавших ему произведения: Гёте, Лессинг, Шопенгауэр, Винкельман и другие.

Скульптура Лаокоон с сыновьями

Сюжет о Лаокооне нашел отражение во фреске, принадлежавшей мастерам Помпеи. Ее открыли в 1930 году, ведя археологические работы в «доме Менандра». Эль Греко и Неймеган воспели персонажа в своих картинах. Скульпторы Де Фриз и Мештрович также черпали вдохновение в этом сюжете.

Примечательно, что герой мифа продолжал поражать фантазию деятелей искусства и в 20 веке. В Одессе находится бюст «Лаокоон», созданный из каррарского мрамора. Голова персонажа запрокинута в предсмертных муках, его тело охватывают змеи, а по обе руки располагаются сыновья, застывшие в последних конвульсиях.

Простодушие троянцев (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Перед согражданами вышел жрец бога Аполлона. Скульптура «Лаокоон» показывает не этот момент. Он умолял сограждан не трогать коня, предсказывал великие бедствия. Лаокоон даже бросил в коня копье, и внутри зазвенело металлическое оружие. Но совсем помутился разум «победителей». Они не поверили, что надо бояться данайцев, приносящих дары. Они доверились чужестранцу, который сказал, что конь должен умилостивить Афину-Палладу, если они заберут его к себе. Пока он это рассказывал, из моря вышло чудо, посланное Афиной, – две гигантские змеи. Это совсем убедило троянцев, и они забрали коня в город.

Преданья старины глубокой

Судьба Лаокоона неразрывно связана с падением Трои — трагическим событием, воспетым сказителем-слепцом Гомером (IX-VIII вв, до н.э.) в эпической поэме «Илиада». При этом современные историки датируют уничтожение «гомеровской» Трои рубежом XIII — XII веков до н.э. Если верить «Илиаде», после девятилетней осады города объединённая армия данайцев (общее название греков в древности) однажды ночью внезапно ушла из-под его стен. А на следующее утро выяснилось, что исчезли и все корабли греков. Сделав вывод, что враг несолоно хлебавши убрался восвояси, троянцы ликовали. Им оставалось лишь решить, что делать с гигантским деревянным конём, одиноко возвышавшимся на пляже. Кто-то предположил, что ретировавшиеся греки соорудили коня в честь Посейдона. Ибо только грозный бог морей мог позволить им вернуться домой в целости и сохранности. Тогда троянцы приняли решение оттащить деревянного коня в храм покровительницы города Афины Паллады, чтобы установить его там в качестве военного трофея. Но этому воспротивился Лаокоон — главный жрец в святилище Аполлона. Он стал яростно возражать против намерения своих соотечественников, предостерегая их от коварства греков. С тех пор и пошло предупреждение: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!». В сердцах Лаокоон вонзил своё копьё в бок гигантского коня, ранив одного из спрятавшихся внутри греческих воинов. Правда, тот стерпел боль, не проронив ни звука… Увы, Лаокоона не послушались, что имело трагические последствия. Сегодня известны по меньшей мере пять коллекционных и памятных монет, посвящённых тем легендарным событиям. А ярчайшим представителем этой нумизматической плеяды является замечательный дензнак из серии «Античные мифы», выпущенный для островного государства Ниуэ в 2016 году. Реверс этой высокорельефной монеты с деревянной вставкой в виде античного щита украсил сюжет, где греки под предводительством лукавого царя Итаки Одиссея выбираются из чрева троянского коня.

Лаокоон

Подробности
Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры
Опубликовано 02.04.2016 14:57
Просмотров: 4595

Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья».

Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино.

Внутренний двор БельведераМузей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился. 

История создания

В греческой мифологии этот персонаж был значим как герой, чье имя связано с Троянской войной. По версии поэта Гигина Лаокоон приходился сыном Акету и братом Анхису. Повествование, начертанное автором, гласит, что его главный персонаж осмелился возжелать супругу Аполлона, и она родила от него детей. Писатель по имени Евфорион утверждает, что Апполон был в гневе и проклинал небеса за то, что жрец вступил в брак перед его статуей.

Вергилий в своих трудах утверждает, что Лаокоон по роду занятий был или жрецом Посейдона, или слугой Аполлона. Этот же автор в «Энеиде» рассказывает о том, что персонаж известен предостережениями, озвученными троянцам при получении теми в дар от греков деревянного коня.

В трагедии Софокла жрецу было запрещено вступать в брак и производить потомство. Ослушавшись завета Аполлона, герой накликал на себя беду, и двое его сыновей были задушены змеями.

История

Вид сбоку

Группа была обнаружена в Риме на 14 января , рядом с «Семь залов» (на самом деле, ванны терм Траяна ), построенный на месте древнего Domus Aurea от Нерона , расположенный на Эсквилинским. , Не далеко от Колизея . Работа была немедленно куплена Папой Юлием II , который поместил ее во дворе Октагона дворца Бельведер в Ватикане . После открытия, работа была идентифицирована архитектором Джулиано да Сангалло с той, о которой Плиний Старший говорит в своей Естественной истории  :

Группа с реконструкцией диагонального плеча Монторсоли , мастерская копия, Мангейм

Это преклонение широко разделяют Современности: в году , Франсуа I — й Франции просьбе «s папе, напрасно. В году монарх повторно запросил бронзовую копию. Чтобы удовлетворить его, Лев X заказал мраморную копию у флорентийского скульптора Баччо Бандинелли , которую в конечном итоге оставил себе. Франсуа I эр , наконец , получить удовлетворение, отправив в 1540 — х годах , Приматиччо в Рим , чтобы принять слепки древних произведений.

Группа, найденная на тот момент, неполна. С 1523 года Монторсоли , ученик Микеланджело , завершает группу: промежутки заполняются, рука священника вытягивается по диагонали, которой будет восхищаться Винкельман ( Размышления о подражании греческим произведениям в скульптуре и живописи ) и питать многие эстетические тексты. В 1798 году , после договора о Толентинского , работа была передана в Лувр , где был рассмотрен «один из самых совершенных произведений , созданных резцом». В 1815 году группа вернулась в Ватикан.

Рука группы Лаокоонов найдена в 1905 году.

Он не был до , что коллекционер и археолог Людвиг Поллак  (де) нашли во дворе каменщика в правую руку священника, сложенную руку, которая займет свое место во время реставрации в — .

Группа Лаокоона сильно вдохновила история искусства немецкого во второй половине XVIII — го  века). Винкельманн — цитируемый выше -, Лессинг , Гердер , Гете , Новалис или даже Шопенгауэр — каждый прокомментировал скульптуру. Для многих это было даже отправной точкой их эстетических размышлений. Многие художники представили свои собственные интерпретации: например, Тициан и Уильям Блейк , а также Макс Эрнст . В альбоме Астерикса « Les Lauriers de César» (пластина 12а, вставка 3) один из рабов в Тифусе тренирует свои мышцы, принимая позу Лаокоона, струны которого здесь представляют змей.

Findspot

На этой карте показано место нахождения скульптуры — около R в «SERVIUS», к востоку от Sette Sale.

Место, где была найдена похороненная статуя в 1506 году, всегда было известно «в винограднике Феличе де Фредис» на холме Оппиан (южный отрог Эсквилинского холма ), как указано в документе о продаже группы Папа. Но со временем информация о точном местонахождении этого места была утеряна, за исключением «расплывчатых» заявлений, таких как Сангалло «недалеко от Санта-Мария-Маджоре» (см. Выше) или «рядом с местом Золотого дома » (дворец императора Нерона). ); в современном понимании рядом с Колизеем . На мемориальной доске 1529 года в церкви Санта-Мария-ин-Аракоэли записано захоронение Де Фредиса и его сына там, где говорится о его нахождении группы, но не говорится о занятиях. В ходе исследования, опубликованного в 2010 году, были обнаружены два документа в муниципальных архивах (плохо проиндексированных и пропущенных ранее исследователями), которые позволили установить гораздо более точное местоположение находки: немного восточнее южной оконечности Сетте-Сале , разрушенная цистерна для последующих императорских бань у подножия холма у Колизея.

В первом документе говорится о покупке Де Фредисом виноградника площадью около 1,5 га у монастыря за 135 дукатов 14 ноября 1504 года, ровно за 14 месяцев до обнаружения статуи. Второй документ, датированный 1527 годом, поясняет, что сейчас на участке находится дом, и уточняет его местонахождение; к тому времени Де Фредис был мертв, и его вдова сдавала дом в аренду. Дом изображен на карте 1748 года, и по состоянию на 2014 год он сохранился как солидное трехэтажное здание во дворе монастыря. Область оставалась в основном сельскохозяйственной до 19 века, но теперь полностью застроена. Предполагается, что Де Фредис начал строительство дома вскоре после его покупки, и, поскольку группа, как сообщалось, была обнаружена на глубине примерно четырех метров под землей, на глубине, которая вряд ли будет достигнута обычными операциями по копанию виноградников, кажется вероятным, что это был обнаружен при рытье фундамента для дома или, возможно, колодца для него.

Место находки находилось внутри и очень близко к Сервианской стене , которая все еще сохранялась в I веке нашей эры (возможно, преобразована в акведук ), но уже не являлась границей города, поскольку строительство простиралось далеко за ее пределы. Место находилось в Садах Мецената , основанных Гаем Меценатом, союзником Августа и покровителем искусств. Он завещал сады Августу в 8 году до нашей эры, и Тиберий жил там после того, как вернулся в Рим как наследник Августа во 2 году нашей эры. Плиний сказал, что Лаокоон в свое время находился во дворце Тита ( qui est in Titi imperatoris domo ), тогдашнего наследника своего отца Веспасиана , но местонахождение резиденции Тита остается неизвестным; Императорское поместье Сады Мецената может быть правдоподобным кандидатом. Если к тому времени, как Плиний увидел это, группа лаокоонов уже находилась на месте более поздней находки, она могла прибыть туда при Меценате или при любом из императоров. Степень территории Domus Aurea Нерона сейчас неясна, но, похоже, они не простирались так далеко на север или восток, хотя недавно обнаруженное место находки находится недалеко от них.

Классические описания

История Лаокоона не упоминается Гомером , но она была предметом трагедии, ныне утраченной Софоклом, и упоминалась другими греческими писателями, хотя события вокруг нападения змей значительно различаются. Самый известный рассказ об этом сейчас находится в « Энеиде » Вергилия, где Лаокоон был жрецом Нептуна ( Посейдона ), который был убит вместе со своими сыновьями после попытки разоблачить уловку троянского коня , ударив его копьем.

Вергилий дает Лаокоону знаменитую фразу « Equō nē crēdite, Teucrī / Quidquid id est, timeō Danaōs et dōna ferentēs », или «Не верь Лошадям , троянцам / Что бы это ни было, я боюсь, что греки даже несут дары». Эта строка является источником поговорки: «Остерегайтесь греков, несущих дары».

Однако в Софокле он был священником Аполлона, который должен был хранить целомудрие, но женился. Змеи убили только двух сыновей, оставив в живых самого Лаокоона. В других версиях он был убит за то, что совершил нечестие, занимаясь любовью со своей женой в присутствии культового изображения в святилище, или просто принося жертву в храме в присутствии своей жены. Во второй группе версий змеи были посланы Посейдоном, а в первой — Посейдоном и Афиной или Аполлоном , и смерти были истолкованы троянцами как доказательство того, что лошадь была священным объектом. У этих двух версий довольно разные морали: Лаокоона наказывали либо за неправильные поступки, либо за то, что он был прав.

Тема

Косой вид

Другой наклонный взгляд

Группа, как это было между c. 1540 и 1957, с протянутой рукой Лаокоона; восстановленные руки у сыновей были сняты в 1980-х годах.

История Лаокоона, троянского священника, пришла из греческого эпического цикла о Троянских войнах , хотя Гомер не упоминает ее . Он был предметом трагедии, теперь утерянной Софоклом, и упоминался другими греческими писателями, хотя события вокруг нападения змей значительно различаются. Самый известный отчет об этом сейчас находится в « Энеиде » Вергилия (см. Цитату из « Энеиды» у входа в Лаокоон ), но это датируется периодом между 29 и 19 годами до нашей эры, что, возможно, позже, чем скульптура. Однако некоторые ученые рассматривают группу как изображение сцены, описанной Вергилием.

В Вергилии Лаокоон был жрецом Посейдона, который был убит вместе со своими сыновьями после попытки разоблачить уловку троянского коня , ударив его копьем. В Софокле же он был священником Аполлона , который должен был хранить целомудрие, но женился. Змеи убили только двух сыновей, оставив в живых самого Лаокоона. В других версиях он был убит за то, что занимался сексом со своей женой в храме Посейдона или просто приносил жертву в храме в присутствии жены. Во второй группе версий змеи были посланы Посейдоном, а в первой — Посейдоном и Афиной или Аполлоном, и смерти были истолкованы троянцами как доказательство того, что лошадь была священным объектом. У этих двух версий довольно разные морали: Лаокоона наказывали либо за неправильные поступки, либо за то, что он был прав.

Змеи изображены как кусающие, так и сжимающие, и, вероятно, имеют вид ядовитых змей, как у Вергилия. Так думал Пьетро Аретино , восхваляя группу в 1537 году:

По крайней мере, в одном греческом рассказе об этой истории старший сын может убежать, и композиция, кажется, допускает такую ​​возможность.

Второе рождение шедевра

После своего чудесного «воскрешения» скульптура быстро превратилась в своеобразный эталон греческой классической пластики. Ею вдохновлялись не только мастера эпохи Возрождения, но и именитые литераторы последующих столетий, воспевшие античный шедевр в своих произведениях. Обнаружена скульптура была 14 января 1506 года крестьянином Фелисом де Фредисом на территории виноградников Эсквилина. Там, где пятнадцатью веками ранее стоял Золотой дом Нерона. Крестьянин, похоже, проводил, как сказали бы сегодня, несанкционированные раскопки. В какой-то счастливый миг из земли показалась мраморная рука, а затем и косматая голова бородатого мужа, на лице которого отражались невероятные муки. В итоге перед потрясённым копателем предстала пугающая своей реалистичностью схватка мужчины и двух юношей с чудовищными змеями! В 2009 году в рамках серии «Шедевры скульптуры в Ватикане» появилась золотая монета номиналом в 50 евро, ставшая первым памятным дензнаком в честь знаменитой скульптуры. А вскоре за ней последовали и другие… Авторами «Лаокоона» считают греческих ваятелей с Родоса. Впрочем, мраморная композиция — всего лишь копия упомянутого в античных источниках бронзового оригинала II века до н.э. В своё время тот украшал один из дворцов Пергама — античного города на западе Малой Азии (сегодня Турция). И, как большинство легендарных шедевров Древней Греции, скопированных впоследствии римлянами, не сохранился. Когда молва о находке достигла ушей известного покровителя искусств, знатока и любителя древностей понтифика Юлия II (1443-1513), тот отрядил на Родос лучших искусствоведов. Они должны были определить аутентичность древнего сокровища и установить его художественную ценность. Этими специалистами оказались архитектор Джулиано да Санталло и величайший творец Средневековья Микеланджело Буонарроти. Их вердикт после тщательного осмотра скульптуры гласил: «Это Лаокоон, которого упоминал Плиний!» Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший (между 22 и 24 — 79 гг), называл её «произведением, которое должно быть предпочтено всем произведениям и живописи и искусства скульптуры в меди». Сегодня «Лаокоон и его сыновья» хранится в музее Пио-Клементино в Ватикане, где под скульптуру выделена просторная ниша. Пред запечатлёнными в момент смертельной борьбы динамичными образами всегда многолюдно. И возможности рассмотреть вблизи впечатляющую античную пластику приходится ждать порой довольно долго.

«Лаокоон», скульптура: описание (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Если исходить из положения Г. Э. Лессинга, что живопись, скульптура – немая поэзия, то зритель своей собственной фантазий доложен договорить то, что прямо не сказал автор.

Фигура Лаокоона больше всего привлекает внимание из-за того, что она расположена в центре, и еще потому, что авторы тщательно проработали каждую мышцу его мощного тела. Троянец изо всех сил борется с двумя громадными змеями

Силы уже оставляют его, и он начинает оседать на алтарь. Он все еще пытается поддержать себя. Левая нога упирается пальцами в землю. Правая нога согнута и касается жертвенника. Левая рука напрасно пытается отвести от тела голову змеи. Она уже готова нанести смертельный укус, уже открыт рот и видны смертоносные зубы. Правая рука Лаокоона изогнута и оплетена кольцами все той же змеи. Его голова повернута назад. Рот открылся в гримасе боли и ужаса от предстоящей смерти сыновей, от напряженной борьбы и осознания собственной неизбежной смерти.

Так выглядит сам прорицатель Лаокоон. Скульптура, описание которой продолжается, вызывает горькие предчувствия неизбежной смерти и Лаокоона, и его сыновей.

Справа от него младший сын полностью обвит кольцами змея. Он поднял дрожащую правую руку, но змей уже укусил его в подмышку. Юноша начинает падать, отходя к алтарю, где находится его отец.

Мы продолжаем рассмотрение скульптурной композиции «Лаокоон с сыновьями». Описание скульптуры заканчивается.

Старший брат слева от отца поворачивает к нему лицо, полное ужаса, с немой просьбой освободить его от обвившего его ногу хвоста змея.

Он сам никак не может справиться с ним одной рукой. Зрителю, однако, кажется, что у него есть надежда статься в живых, что, к сожалению, не соответствует действительности. Они все трое погибнут.

Хочется завершить описание двумя цитатами. Еврипид: «Ничто так не радует богов, как вид человеческих страданий». Хорошо также охарактеризовал греческих богов Софокл: «Боги охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Противоречивые «свидетельства»

Античные авторы по-разному описывают гибель Лаокоона. Вергилий (70-19 гг. до н.э.) объяснял его смерть оскорблением, нанесённым Афине (ведь жрец повредил предназначенный ей подарок!). А, например, Софокл (496-406 гг, до н.э.) считал Лаокоона грешником совсем по другой причине. Став служителем в храме Аполлона и приняв обет безбрачия, он после этого нарушил клятву: вступил в союз с женщиной — будущей матерью его несчастных сыновей-близнецов Антифанта и Фимбрея (по слухам, прямо в храме Аполлона, перед алтарём!). Поэтому, по версии Софокла, чудовищных гадов наслал на Лаокоона сам Аполлон. При этом змеи убили и пожрали лишь его сыновей, ибо осерчавший на своего слугу бог света и искусств пожелал, чтобы Лаокоон в гибели детей винил только себя. И страдал от страшной утраты всю оставшуюся жизнь!… До нас дошли упоминания и иных вариантов наказания Лаокоона. Например, у Квинта Смирнского (вероятно, IV в), описано, что Афина лишила его зрения за предложение сжечь троянского коня и только потом пустила в ход свой главный козырь — чудовищных змей. А у Арктина (VIII в, до н.э.) встречается «уточнение», что, мол, погиб только один из сыновей Лаокоона. Также существует версия, где страшную смерть от крепких змеиных объятий принял лишь сам жрец. В случае же с ватиканской скульптурой мы становимся свидетелями самого жуткого из известных вариантов древнего мифа, где гибнут все трое несчастных.

Метки: легенда, Тайны 20 века, скульптура, статуя, Древняя Греция, Малая Азия, Троян, Афина, Пергам, Лаокоон, Аполлон

Вперед

Краткая история

В греческой мифологии Лаокоон представляет собой жреца-прорицателя, выходца из Трои. Именно он отговаривал троянцев принять Троянского коня — подарок врагов, за что и был наказан. Богиня Афина Паллада, которая покровительствовала данайцам, разгневавшись, натравила на Лаокоона чудовищных змей, чтобы убить его вместе с двумя сыновьями.

Как мы все знаем, 27 мая 1794 года царицей Екатериной II был издан указ, которым принималось решение о возведении морского торгового порта в Одессе. Но этот указ не был приведен в исполнение при жизни императрицы. Со временем Павел I, который получил трон после Екатерины ІІ, отменил выданный ею указ и полностью прекратил финансирование строительства порта. Основная деятельность нашего города — торговля приостановилась, Одесса попала в очень тяжелое положение, находясь практически на грани банкротства. Казалось, что найти выход из такого положения уже невозможно, но местные жители, как обычно, его наши!

Оригинальная скульптура «Лаокоон и его сыновья» была создана еще в 200 году до н.э. Место ее рождения — древний античный город Пергама, который находится на западе Малой Азии. Скульптуру вылили из бронзы. Во второй половине І века до н. э. благодаря труду достаточно талантливых древнегреческих скульпторов с о. Родос Агесандра и его сыновей Афинодора и Полидора была создана копия скульптуры, но уже из белого мрамора. Она хранится по сегодняшний день в Ватикане. Именно там ее и увидел впервые градоначальник Одессы Г. Маразли. Скульптура настолько ему понравилась, что он даже заказал себе ее копию, которую в 1870 году установили на даче общественного деятеля. Со временем скульптура изменила свое место и стала украшать улицу Преображенскую. Лишь с 1971 года скульптура «Лаокоон и его сыновья» находится на месте, где мы ее привыкли видеть – перед зданием Одесского археологического музея.

Скульптура, которой любуются как туристы, так и местные жители выполнена из каррарского мрамора и является точной копией мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья». Вы можете увидеть, как в скульптурной композиции запечатлели ужасную, смертельную борьбу у подножия алтаря. Глядя на скульптуру Вы также испытаете все оттенки борьбы. Вглядываясь в лица Лаокоона и его сыновей, начинаешь понимать, что это последние секунды их жизни. Становиться просто не по себе, по спине пробегает холодок. Скульптура вызывает кучу мыслей, поэтому не стоит находиться возле нее слишком долго – ощущается какая-то необъяснимая тяжесть.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья» является одной из самых красивых в Одессе! Когда будете гулять в центре города, непременно подойдите к ней и полюбуйтесь этим шедевром!

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно. Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Руины ТроиКогда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

использованная литература

  • Баркан, Леонард, Раскрывая прошлое: археология и эстетика в создании культуры эпохи Возрождения , 1999, Yale University Press, ISBN  0-300-08911-2 , 978-0-300-08911-0
  • Бордман, изд. Джона , Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN  0-19-814386-9
  • Кларк, Кеннет , Обнаженная, Этюд в идеальной форме , ориг. 1949 г., разные издания, ссылки на страницы из изд. Пеликана 1960 г.
  • Повар, RM , греческое искусство , пингвин, 1986 (перепечатка 1972 г.), ISBN  0-14-021866-1
  • Фаринелла, Винченцо, Музеи Ватикана, Классическое искусство , 1985, Скала
  • Хаскелл, Фрэнсис и Пенни, Николас , 1981. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900 (издательство Йельского университета), cat. нет. 52. С. 243–47.
  • Herrmann, Ariel, обзор Сперлонга унд Вергилия на Roland Hampe , The Art Bulletin , Vol. 56, No. 2, Medieval Issue (июнь 1974 г.), стр. 275–277, JSTOR  
  • Ховард, Сеймур, «Восстановленный Лаокоон», Американский журнал археологии , Vol. 93, No. 3 (июль 1989 г.), стр. 417–422, JSTOR  
  • Райс, EE, «Prosopographika Rhodiaka», Ежегодник Британской школы в Афинах , Vol. 81, (1986), стр. 209–250, JSTOR  
  • Смит, RRR, эллинистическая скульптура, справочник , Thames & Hudson, 1991, ISBN  
  • Стюарт, А., «Развлечь императора: Сперлонга, Лаокоон и Тиберий за обеденным столом», Журнал римских исследований , Vol. 67, (1977), стр. 76–90, JSTOR