Исаакиевский собор в санкт-петербурге

Оглавление

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Внешний вид собора

При одном только взгляде на Исаакиевский собор сразу становится понятно, что храм отличается от себе подобных. И не только своей монументальностью, но и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

На строительство храма было выделена колоссальная по тем временам сумма — 23 000 000 рублей. К сведению, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.

При строительстве использовались 43 породы минералов, для цоколя — гранит, для стен — серый рускеальский мрамор. Гранит для Исаакия привозили с берегов Финского залива на специальных судах в виде огромных гранитных блоков.

Исаакий украшают 112 колонн, выполненных из цельного камня. Со всех сторон собор декорирован колонными портиками, на них красуются фигуры 12 апостолов и фронтоны, украшенные горельефами скульптора Ивана Витали на библейский манер. Благодаря идее этого же скульптора в оформление собора удачно вписались дубово — бронзовые двери. На них изображены сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Интерьер Исаакиевского собора

Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.

Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).

В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.

Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.

Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.

Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.

Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.

Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.

Всего в соборе 62 мозаики.

Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.

Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.

Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.

— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;

— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;

— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;

— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.

В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.

Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.

Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).

Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.

Диаметр купола собора составляет 22 метра.

Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн

Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.

В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.

В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.

Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.

Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)

Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.

В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.

Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также  между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение  Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия.  Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и  возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.

Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе. 

Никос Флорос награжден за вклад в искусство  Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники. 

После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить  две уникальные работы в этом величественном  православном храме.

Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.

Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.

Мараи Георгус,
историк искусств

Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств

Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало

Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.


Первая Исаакиевская церковь, располагалась на Адмиралтейском лугу

В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов, чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.

Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.

Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями. Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.

1 февраля 1712

в этот день в первом Исаакиевском соборе венчались Петр Великий и Екатерина Алексеевна

После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.

Первый Исаакиевский собор не простоял долго. Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.

Второй Исаакиевский собор

Вторая церковь строилась более основательно, чем первая. В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.

Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.

По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.


Сохранившееся изображение второй Исаакиевской церкви

1763

в этот год второй Исаакиевский собор снесли

В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.

Третий Исаакиевский собор, но не последний

Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма. Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.


Антоние Ринальди, итальянский архитектор, начавший строительство третьего Исаакиевского собора

Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.

В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.


Третий Исаакиевский храм

Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.

Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.

Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.

Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.

Строили, строили и перестроили

Когда был объявлен конкурс на строительство нового собора, среди участников которого были такие именитые зодчие, как Андрей Воронихин, Андриан Захаров, Джакомо Кваренги, императору не понравился ни один из проектов. Что удивляет многих специалистов по сей день, что работу над таким серьезным делом выполнял молодой и неопытный архитектор Огюст Монферран

Еще интересней то, что он обратил на себя внимание императора не постройками, а рисунками

То монументальное здание Исаакиевского собора, которое мы можем наблюдать сегодня, является четвертым по счету. Одним из интересных фактов стало то, что грандиозная архитектурная задумка мастера воплощалась в жизнь с использованием мрамора, а заканчивалась уже простым кирпичом. По этому поводу среди петербуржцев в те времена ходило немало шуток и насмешек.

Разорение храма и его судьба во время войн

После событий революции собор еще какое-то время оставался действующим, но уже без поддержки со стороны государства. Ценности были изъяты, многие бесценные реликвии – уничтожены, а в 31-м году в нем был открыт антирелигиозный музей. Одним из его главных экспонатов являлся маятник Фуко, подвешенный к сводам храма, который доказывал, что Земля вращается вокруг своей оси.

В период Великой Отечественной в церковных подвалах разместили склад, куда привозили музейные ценности. Благодаря тому, что немцы использовали соборные купола в качестве ориентира, само здание не подвергалось бомбардировке — хранилище не было уничтожено. Однако от артиллерийского обстрела строению спастись не удалось, осколки повредили портики, а неотапливаемые зимы — росписи на стенах.

Исторические названия

За свою немалую историю Исаакиевская площадь именовалась по-разному. Изначально так называли нынешнюю Сенатскую площадь, а место у Мойки было Торговой площадью. После возведения Исаакиевского собора территорию вокруг него стали величать логично — Исаакиевской.

При появлении Мариинского дворца она получила название Мариинской. Когда был воздвигнут памятник Николаю Первому, площадь переименовали в Николаевскую. Октябрьская революция внесла свои коррективы — в 1923 году площадь стала носить имя героя революции — Вацлава Воровского. Лишь в 1944 году она вновь стала Исаакиевской.

Фасады

Снаружи собора установлены мраморные столбы, а на фасадах – скульптурные композиции. По общему стилю храм относят к позднему классицизму с вкраплениями эклетики, неоренессанса и византийского направления.

На северной стороне собора написана сцена воскрешения Христа, на углах – скульптуры Павла, Иоанна и Петра. Углубления и двери – с картинами святых и Библейских сцен.

Западную стену украшает картина встречи монаха Исаакия и государя Феодосия. Эта символ объединения власти – земной и небесной. С этой же стороны собора находятся барельефы чудес Христа, статуи апостолов Фомы, Варфоломея и Марка.

Южная сторона украшена библейскими сценами, как поклонялись волхвам. На дверях и в углублениях – картины Н. Завета, фронтоны увенчаны апостолами-скульптурами Филиппа, Матвея и Андрея.

Восточная сторона «смотрит» на Невский проспект. Эта сторона декорирована изображением св. Исаакия и государя Валента. Монах преграждает дорогу самодержцу, оповещая его о скорой смерти. За это монах был закован в цепи и отправлен в тюрьму. Еще фронтоны украшают скульптурные творения апостолов Симона, Луки и Иакова.