Оглавление
К «острову Таману»
Как раз в начале той войны было сформировано Черноморское казачье войско. Его основу составили запорожские казаки, хотя фактически туда набирали людей любого происхождения. Эта сила внесла большой вклад в победу над турками. Уже в 1788 году в ответ на просьбы старшин Екатерина II издала указ об отводе им земель в Керченском куте или на Тамани, но окончательное решение этого вопроса оставила на усмотрение князя Потемкина.
А он посчитал, что переселение будет разорительным для еще не оформившегося войска, поэтому отдал им территорию между Бугом и Днестром по берегу Черного моря. Но это место изначально оказалось далеко не лучшим для черноморцев по ряду причин. Земли не хватало, к тому же они чувствовали шаткость своих прав на нее. Поэтому пришедшее после окончания войны и смерти Потемкина повеление готовиться к переселению на Тамань многих обрадовало.
Но сначала войсковая рада направила в Петербург своих посланников, чтобы те получили «добро» государыни на вечное потомственное владение новой землей. Группу казачьих «дипломатов» возглавил войсковой судья Антон Головатый, прозванный так за свой ум и образованность. Его таланты помогли обеспечить полный успех этой миссии. 30 июня 1792 года Екатерина подписала «жалованную грамоту» войску. За усердную и ревностную службу она даровала ему «остров Фанагория, со всей землёй, лежащей на правой стороне Кубани, от устья к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли». Императрица понимала, что казаки будут лучше защищать южные рубежи России, считая их своим домом.
Первую партию переселенцев решили отправить тем же летом на гребной флотилии под командованием войскового полковника Саввы Белого. После серьезных приготовлений к «острову Таману» выдвинулись полсотни казацких лодок и яхта. Вместе с ними шла флагманская бригантина «Благовещение» под началом бригадира русского флота Павла Пустошкина.
«Черноморцы отплыли из Очаковского лимана 16 августа и, двигаясь вдоль берегов Крыма, 25 августа благополучно достигли берегов Тамани, — продолжает Борис Фролов. — Наверное, это было очень внушительное зрелище с учётом количества судов.
А численность того первого десанта составила 3247 человек. В основном он состоял из одиноких несемейных казаков, поскольку переход к Тамани был серьезным испытанием и для судов, и для их экипажей. Канонерские лодки по своей конструкции не предназначались для плавания в открытом море».
Авторы Гайдпарка
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
Осень
Читать полностью
-
БонапартВиссарионович Македонский Вольфович
На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?
Читать полностью
-
Сергей Якунин
«Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома
Читать полностью
-
Настя Иванова
Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии
Читать полностью
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
У реки Орь
Читать полностью
-
Антоха Орлёнок
Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»
Читать полностью
-
Александр Ларин
Любовь после 70: старческий позор или последняя радость
Читать полностью
-
Настя Иванова
Курильские острова – исконно русская земля
Читать полностью
-
Goshaperfect
Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России
Читать полностью
-
Барон Мюнхгаузен
Туман времени
Читать полностью
-
Сергей Копылов Викторович
Оппозиция и гибридная война
Читать полностью
Реакция казаков
Услышав новость о переселении, казаки трёх полков – Атаманского, Луковкина и Кошкина – подняли волнения. Во главе бунтовщиков встал казак Никита Белогорохов из станицы Екатерининской. Он усомнился в том, что на переселение действительно была «царская воля», и заподозрил в этом происки наказного атамана Донского войска генерала Алексея Иловайского. Память об этих событиях сохранили казачьи исторические песни:
«Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трёх генералушек:
Как от первого генералушки – от Гудовича,
Как от второго генералушки – князя от Черкасского,
Как от третьего генералушки – князя Иловайского».
В Черкасском городке представитель верховной власти дьяк Мелентьев зачитал казакам копию Высочайшего повеления. Но донцы не поверили Мелентьеву и избили его. Его бумаги толпа сочла фальшивыми. 784 казака, захватив знамёна и бунчуки, самовольно выдвинулись на Дон.
Факты из истории
Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.
Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.
К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.
На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.
Через определенное время они снова «повернулись лицом» к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.
Традиция казаков
Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.
Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в «красном углу» располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.
Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.
Но есть и другая точка зрения
Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.
Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.
Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:
«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».
Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.
Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:
«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».
С Дона на Кубань
Северная часть нынешнего Краснодарского края вошла в состав Российской империи в 1783 году вместе с другими землями Крымского ханства. Малонаселённую местность, где прежде были лишь кочевья малых ногаев, Екатерина II повелела отдать Черноморскому казачьему войску – бывшим запорожцам. Эта земля стала для казаков наградой за доблесть, проявленную во время русско-турецкой войны 1787-1792 годов. Переселение имело и внешнеполитический аспект: горцы, жившие по левому берегу реки Кубань, оставались вассалами Оттоманской Порты и представляли угрозу русским владениям.
«Спокойней был бы сей край, ежели бы вся граница по Кубани была бы занята такими же казачьими войсками, как по Тереку», – писал автор проекта переселения казаков генерал-поручик Иван Гудович.
По плану Гудовича, цепь из 12 станиц на Кубани должна была протянуться от Белой Мечети до Усть-Лабы. Помимо запорожцев-черноморцев сюда предполагалось переселить и шесть полков донских казаков – 3 тысячи мужчин. Речь шла о тех казаках, которые со времён войны уже находились на Кубани, однако в ближайшее время должны были вернуться на Дон. Вместо этого Екатерина II повелела оставить их на новом месте и перевести к ним семьи.
Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?
В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.
Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.
Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.
Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.
Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.
Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.
Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.
По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.
Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.
Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.
Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).
В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.
Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.
Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»
И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.
В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.
Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.
Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.
К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.
Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.
В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.
Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».
То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.
Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».
Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.
Особенности формы кубанского казачества
Как у любого другого казачьего объединения, имеется своя форма одежды у кубанских казаков. В ней нашли отражение не только сами казачьи традиции, но и влияние кавказских обычаев. Например, это черкеска, которую можно увидеть в знаменитом фильме, на концертной сцене, где выступают казачьи коллективы. Обязательна также папаха – она соединила в себе одновременно головные уборы горцев и традиционных запорожских казаков. Папаха называется «кубанкой», создается из овчины, с обшивкой галунами.
Современная форма кубанских казаков включает в себя:
- папаху;
- фуражку;
- куртку;
- пальто (для старших чинов);
- китель;
- шаровары и брюки;
- рубашку с погонами,
- кинжал на поясе.
Кстати, погоны кубанских казаков могут многое сказать о разнице казачьих званий. Так, младшие чины (от казака до старшего вахмистра) предусмотрены погоны синего цвета. У старших чинов погоны серо-серебристые. Различия обозначаются с помощью нашивок, звездочек.
На новых землях
За первой партией переселенцев последовали другие. Основной отряд, состоявший из более чем двух тысяч человек, возглавил герой штурма крепости Измаил, кошевой атаман Захарий Чепега. Под его началом в этом походе были три конных и два пеших пятисотенных полка, обозы семейного казачества и войскового имущества. Весь этот «караван» отправился в путь 2 сентября 1792 года сухопутным путем в обход Азовского моря. Отряд прибыл на кубанскую землю в октябре и остался на зимовку в месте, где позднее возник город Ейск. Весной Чепега двинулся на юг и в мае достиг реки Кубань. А последнюю партию из примерно 5 тысяч черноморцев в 1793 году привел уже Антон Головатый.
«Всего было пять крупных партий переселенцев, хотя казаки также двигались мелкими группами и даже отдельными семьями, — объясняет Борис Фролов. — В общей сложности за два года на новое место перебрались более 12 тысяч черноморцев. Во всяком случае, столько получилось у меня за целый месяц подсчетов. Но вообще сказать точное их количество не может никто, и поэтому называются самые разные цифры, в том числе намного больше».
По словам историка, черноморцам трудно пришлось на новом месте. В первые годы условия жизни на этих диких и неосвоенных землях были настолько суровыми, что многие не выдерживали и сбегали обратно в Малороссию. Большой проблемой являлась высокая смертность. Но, несмотря на все трудности, процесс освоения новых территорий шел своим чередом. Одним из первоочередных шагов стало создание сплошной кордонной линии по реке Кубань, ведь ради охраны новых границ империи казаков и переселяли. Но вскоре черноморцы стали уходить с кордонов вглубь степей, основывая селения и хутора.
Позже войсковое правительство начало организованное расселение по куреням (это была единица административного деления). Путем жеребьевки определили места для 40 куреней, 38 из которых получили прежние запорожские названия. Примечательно, что большинство из них можно найти и на современной карте Краснодарского края. А осенью 1793 на берегу Кубани, близ заложенного еще Суворовым в 1779 году Архангельского редута, казаки основали войсковой град, названный в честь императрицы Екатеринодаром (после революции он стал Краснодаром). Но первоначально это был военный лагерь, потом — крепость и лишь в 1867 году Екатеринодар стал полноценным городом. Именно тогда в нем разрешили селиться людям, не связанным с несением воинской службы.
Но прибывших на Кубань черноморцев было мало для охраны и освоения такой обширной территории. По этой причине впоследствии было организовано еще несколько масштабных переселений казаков из разных мест, в том числе и с Дона. Процесс активного заселения кубанских земель в том или ином виде продолжался с перерывами в течение всего XIX века.
Песни в культуре казаков с Кубани
Одновременно с прекращением репрессий в 30-х годах на Кубани был восстановлен и хор кубанских казаков. С тех пор культура кубанского казачества прочно заняла почетное место в советской, а затем российской.
Как и у терских, донских казаков, песни, традиционные для кубанцев, исполняются мужскими коллективами. При этом наблюдается своеобразная вокальная манера ведения песни. Специалисты отмечают многоголосие, особый тембр, интонации. Фоном в таком исполнении выступает басовая партия, которую идеально дополняет солирующий подголосок, использующий верхние ноты. Более того, дискант зачастую поет без слов, выводя исключительно гласные.
Песни кубанских казаков условно разделяют на протяжные и плясовые. Если первые исполняются исключительно мужчинами, то вторые подразумевают присутствие и женских голосов. Всегда интересны частушки кубанских казаков – озорные, переливчатые, без которых не обходится ни один праздник.
Подавление бунта
Казак Белогорохов и с ним ещё несколько человек отправились в Санкт-Петербург, чтобы подать прошение императрице, но были схвачены по дороге. Суд особой комиссии при Государственной Военной коллегии присудил им высшую меру наказания. Затем, однако, смертную казнь заменили на бичевание кнутом, вырывание ноздрей и клеймение.
Несмотря на жестокую расправу над главарями, в 1793 году волнения на Дону продолжились. Казачья масса отказывалась переселяться из родных мест, причём особенно упорствовали старообрядцы. В «зловредной», по выражению чиновников, станице Есауловской казачий круг принял постановление защищаться от переселения до последней капли крови.
Чтобы привести бунтовщиков к покорности, власти прислали на Дон князя Щербатова с егерями, эскадрон драгун, батальон Воронежского полка и другие силы. Но и после этого добровольно согласились переселиться лишь 17 станиц из 103. В итоге заселение Кубани происходило в 1794 году репрессивными методами, причём больше всего пострадали как раз старообрядцы. Донцы стали жить в нескольких вновь основанных кубанских станицах: Темнолесской, Кавказской, Прочноокопской, Воровсколесской, Григориполисской и Усть-Лабинской. В общей сложности в 1794 году на Кубань были переселены 2 424 мужчины и 2 277 женщин, чьи потомки влились в новую общность кубанских казаков. Стоит отметить, что «сплав» получился вполне гармоничным. Запорожские и донские казаки, несмотря на обособленность войск, всё-таки не были совсем чуждыми народами. В XVII-XVIII веках они имели между собой связи и неоднократно организовывали совместные военные походы.
Сколько именно пришло казаков – остаётся загадкой
Однако, подготовка к переселению казаков на новые земли, началась ещё до получения Жалованной грамоты.
«Для начала туда направили группы конных разведчиков, чтобы получить достоверные сведения о землях Кубани и Тамани, — говорит исследователь. — Транспортировка столь большого количества людей с припасами и скарбом, а также артиллерии и архива была чрезвычайно сложным делом, поэтому было решено устроить все в несколько этапов.
Намаз в православном храме. Как Кубань соединила культуры русских и адыгов
Большую помощь в этом оказала существовавшая при войске гребная флотилия. Из 54 лодок, находившихся в ее составе, отобрали 26 способных осуществить морской переход, а также построили 24 новых и одну яхту. Кроме того, казакам передами из состава Черноморского флота бригантину «Благовещение», которая стала флагманом назначенного командиром перехода капитана бригадирского ранга Павла Пустошкина, а также 11 транспортных судов для перевозки артиллерии и несколько небольших военных кораблей для эскорта.
В этом морском переходе было перевезено около 3250 человек, а также пушки и войсковой архив. Постепенно до конца 1793 г. переселились и остальные казаки, включая семейных. Но сколько именно казаков-черноморцев пришло на кубанские земли остается загадкой. В различных источниках численность казаков-мужчин оценивается от 5800 до 17 000, а численность казачек до 5000. Окончательно границы владений казаков с их межеванием для разграничения с территориями Екатеринославской, Таврической и Кавказской губерний и Войска Донского были определены в 1795 г. К этому времени на полученных землях казаки уже возвели войсковой город Екатеринодар и сорок куренных поселений».
Свадьбы как в фильмах Кустурицы. В чём отличия русских и сербских традиций? Подробнее
Кубанское казачье войско
Генерал-лейтенант, первый наказный атаман Кубанского казачьего войска (с 19.11.1860 г. по 30.08.1861 г.)
Иванов Николай Агапович
Генерал-лейтенант, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 31 августа 1861 года по 23 августа 1863 года. Второй наказный атаман Кубанского казачьего войска. Способствовал организации войскового управления и упорядочивания нового Кубанского казачьего войска.
Сумароков-Эльстон Феликс Николаевич
Граф, генерал-адъютант, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 1863 по 1869 годы. Способствовал массовому и повсеместному развитию народного образования.
Цакни Михаил Аргирьевич
Генерал-лейтенант, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 3 февраля 1869 года по 14 июня 1873 года.
Способствовал размежеванию земель в Кубанской области, в результате чего окончательно утвердились формы казачьего землепользования.
Кармалин Николай Николаевич
Генерал от инфантерии, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 1873 по 1882 годы.
Внес большой вклад в экономический и культурный подъём Кубанской области.
Шереметьев Сергей Алексеевич
Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 29 января 1882 года по 8 февраля 1884 года. Был командиром Его Императорского Величества Конвоя
Обращал особое внимание на улучшения положения казачьих станиц Закубанья
Леонов Григорий Алексеевич
Генерал-лейтенант, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 29 марта 1884 года по 21 января 1892 года. Являлся председателем комиссии по устройству Кубанского и Терского войск. Способствовал экономическому развитию Кубанской области, развитию народного образования и станичного самоуправления.
Малама Яков Дмитриевич
Генерал-лейтенант, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 21 февраля 1892 года по 1904 год. Участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Модернизировал методы и принципы управления войском. Организовал празднование 200-летнего юбилея ККВ.
Одинцов Дмитрий Александрович
Генерал-лейтенант, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 11 ноября 1904 года по 29 марта 1906 года. Участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Организатор четырех частичных мобилизаций в годы первой российской революции. Способствовал подавлению восстаний пластунских батальонов и 2-го Урупского полка в годы Первой российской революции.
Михайлов Николай Иванович
Генерал-лейтенант. Наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 29.03.1906 г. по 03.02. 1908 г.
Бабыч Михаил Павлович
Генерал от инфантерии, наказный атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области с 3 февраля 1908 года по 26 марта 1917 года.
Способствовал открытию множества школ, училищ, выставок и памятников
Уделял внимание развитию демократических традиций казачества. Участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
Генерал-лейтенант. Начальник Кубанской области и войсковой атаман Кубанского казачьего войска с 1917 по 1919 гг.
Генерал-майор. Начальник Кубанской области и войсковой атаман Кубанского казачьего войска с 1919 по 1920 гг.
Букретов Николай Андрианович
Генерал-лейтенант. Начальник Кубанской области и войсковой атаман Кубанского казачьего войска с января по март 1920 г.
Заслуги кубанских казаков перед Россией
Не стоит считать, что исключительно запорожцы основали кубанское казачество. Задолго до них казаки из Войска Донского разгромили флот турок, приняли участие во взятии Азова, а в 1708 году переселились на Кубань. После объединения черноморских (запорожских) казаков с хоперскими (донскими) стало возможным говорить о появлении нового войскового объединения – Кубанского войска.. Не случайно старшинство всего войска было установлено с 1696 года по Хоперскому полку. Участники всего войска со временем образовали новый субэтнос, кубанское казачество.
Вместе с тем, несмотря на определенные трения с властями, кубанцы не только честно выполняли свою присягу на верность Российской империи, но оказывали серьезную поддержку во многих войнах, походах. Можно перечислить следующие этапы истории, в которых принимали участие кубанские казаки:
- война России с Польшей (1792-1796 гг.);
- Персидский поход 1796 года;
- русско-турецкая война (1806-1812 гг.);
- Отечественная война 1812 года;
- Кавказская война (период с 1820 по 1864 годы);
- Война России с Персией (Ираном) с 1826-1828 гг.;
- Венгерский поход 1849 года;
- русско-турецкая война 1877-1878 гг.;
- война с Японией в 1904-1905 годах;
- Первая мировая война;
- Великая Отечественная война.
Нужно отметить, что власть на протяжении с 18 по начало 20 столетий доброжелательно относилась к кубанским казакам, не забывая отмечать их заслуги. Так, в 1810 году была отменена обязательная служба казаков на флоте, на протяжении 19 века войску пожаловали несколько имперских Георгиевских знамен за верность и преданность. Советская же власть прохладно отнеслась поначалу к кубанским казакам. Начались репрессии, которые, впрочем, после 1933 года были прекращены. Заслуги кубанцев в Великой Отечественной войне многое изменили. Сегодня станицы кубанских казаков можно увидеть по всей Кубани. Кубанцы давно стали неотъемлемой частью российского народа.