Петербург

Оглавление

Связаны ли петербургские станции с закрытыми платформами с гигантскими червями и наводнениями

Мне доводилось общаться с журналистами из Москвы, которые приезжали снимать метро «Маяковская». У таких станций, хорошо знакомых всем горожанам, платформа отделена от путей. Их часто называют «горизонтальным лифтом» или «станцией закрытого типа», много вариаций. Журналистка на полном серьезе подошла ко мне и спросила: «А правда ли, что двери появились из-за гигантских червей, которые на этапе строительства пожирали рабочих, были большие потери и створки ставили, чтобы защитить пассажиров?». Я думаю: надо мной человек шутит? Но это было на полном серьезе. Конечно же, никаких червей-убийц нет — это фантастика.

Вторая байка по поводу этих станций: что они нужны для защиты от наводнений. Тоже нет. Если вода окажется в тоннеле, это вряд ли поможет. Если вода уже там, то на станции она тем более должна быть, потому что станция сообщается с поверхностью эскалаторным тоннелем.

Истина скучна и проста: эти станции строились только для того, чтобы сэкономить советские деньги. Они, как показала практика, оказались раза в два дешевле, а строить их было быстрее и проще.

Схема трассы первой очереди Ленинградского метрополитена. Фото: общественное достояние

Первая такая станция — «Парк Победы» — была построена в 1961 году. В то время страной руководил Никита Сергеевич Хрущев (ему же приписывают появление хрущевок — домов более простых и дешевых). По сути, эти станции с дверьми можно назвать подземными хрущевками. Они даже чем-то похожи в оформлении: на той же «Маяковской» есть мелкая мозаика — фасады ранних хрущевок тоже часто покрывали мелкой керамикой. А то, что люди не падают на путь, замечательно, но это скорее побочный эффект.

Ни один город страны эти станции больше строить не стал, потому что опыт показал, что они не очень экономичные в эксплуатации. Построить их дешево, а эксплуатировать дорого. Представьте: уже 50 лет деньги уходят на электричество для дверей. Каждый день они по 400 раз открываются и по 400 раз закрываются. Одна дверца — один мотор, 380 вольт. Сколько электричества нажгли только на работу этих дверей? А сколько денег ушло на их ремонт, на оплату труда специализированных сотрудников?

Конструкция станции метро «Парк Победы». Фото citywalls.ru

В 1972 году построили последнюю станцию — именно в таком виде от них отказались. Но, как мы знаем, всё новое — хорошо забытое старое. И вслед за Советским Союзом подобные станции, только с другим функционалом, стали повторять во всем мире: Дубай, Париж, Лондон. Но если в нашем случае на таких станциях простенок между дверьми — это несущая стена, то за рубежом это, по сути, бутафорские, порой стеклянные стенки, единственная задача которых состоит в том, чтобы люди не падали на путь. В нашем городе в этом году вновь появится две станции с дверями, но уже стеклянными — это «Беговая» и «Новокрестовская».

Первый петербургский храм, трактир и пристань

В ноябре 1703-го на Березовом острове открыли первый городской храм — Троицкий.

Первоначально он был сооружен из дерева. Однако через несколько лет был перестроен в камне. Первое время он являлся основным культовым учреждением новой столицы. Именно здесь в 1721-м Петр принял императорский титул.

Площадь, на которой находился храм, получила такое же название — Троицкая. Она выходила к р. Нева. Здесь и устроили первую пристань города. К ней причаливало множество судов для разгрузки и погрузки. На площади также был построен первый трактир и гостиный двор.

Остров, на котором находилась крепость, был переименован с Заячьего в Городской.

Первоначальные планы Петра I

Кто основал Санкт-Петербург и какие для этого были предпосылки?

Для защиты новых территорий, завоеванных в шведской Ингерманландии в ходе Северной войны, царь Петр I решил построить новую крепость, которая и была заложена 27 мая 1703 года на одном из островов в самой широкой части устья Невы. А 29 июня, на Петров день, крепость была названа Санкт-Питер-Бурхом (в честь апостола Петра). Это ещё один ответ на вопрос о том, в каком году был основан Санкт-Петербург.

Первоначально, для того чтобы ускорить строительство, стены насыпали из земли. А создание каменных конструкций началось спустя три года. Получается, что название крепости дало имя и будущему городу, который начал возводиться вокруг неё на осушенных болотах и соседних островах.

Как создавалось петербургское метро

Нам повезло получить подземку вторыми после Москвы. Но как мы любим рассказывать, на самом деле метро могло бы первым появиться в нашем городе. Известная история — ее использует сайт метрополитена и различные книги — о некоем купце Торгованове, который в 1820 году предлагал построить под Невой пешеходный тоннель и связать тем самым Адмиралтейство и Васильевский остров. Тогда было сказано: выдать рублей 200 золотом из казны и обязать этого мужчину «впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Хотя человек обратился в канцелярию с замечательной идеей: сделать тоннель и облегчить всем жизнь.

Сейчас для нас не так очевидно, как бы это облегчило жизнь: подумаешь, предложил тоннель. А тогда, в начале XIX века, как было перейти Неву? Мостов нет. Вернее, есть, но только в летний период — наплавные: взяли условно несколько лодок, прицепили канатами, стянули — вот тебе и понтонный мост. Зимой лед — прекрасно, спокойно можно передвигаться. А как в межсезонье? Если ты купец и у тебя есть, например, мясная лавка, как тебе доставлять товар, как к тебе попадут посетители? Никак. Поэтому возможность круглогодично ходить под Невой была актуальна. Но мы просто не были готовы ни морально, ни технически, ни культурно.

Проект Петербургского метрополитена Петра Балинского.

Малоизвестный факт, но первая идея появилась гораздо раньше — минимум на шесть лет, когда император Александр I после разгрома Наполеона поехал в Великобританию. Там его познакомили с выдающимися деятелями, которые внесли вклад . Среди них был Марк Изамбард Брюнель, который придумал возводить тоннели с помощью не только кирки и лопаты, но и какой-то маломальской механизации.

Сейчас сложно сказать точно, как выглядела эта встреча, но их познакомили, они друг другу изложили какие-то мысли и обсудили возможности развития Санкт-Петербурга. Тогда прозвучала идея построить что-либо под Невой. Есть даже свидетельства, что Брюнель начал разрабатывать проект. Но в связи с кончиной императора реализовать его не удалось. Зато наработки Брюнеля пригодились — и был построен первый пешеходно-транспортный тоннель под Темзой, который впоследствии превратился в метрополитен.

К метро как к транспортной системе подходили очень долго и старательно, но по разным причинам построить его не удавалось. Во многом влияла и политическая, и экономическая обстановка. Город не стоял на месте, транспорт надо было развивать, а одни только конные упряжки сделать это не позволяли. Рядовые жители не всегда могли себе позволить поездку на конном транспорте и ходили пешком, поэтому расстояние от места работы до места проживания в те годы было относительно небольшим.

Прогресс не стоял на месте. Стали появляться новые виды транспорта, такие как конка, омнибус. Омнибус — это, по сути, такая же карета, только удлиненная (для 15–20 человек — прим. «Бумаги»). Следом — конки, которые поставили на рельсы. Затем трамвай. Это предопределило задержку появления метрополитена.

Первый петербургский омнибус 1832 года.

Пожалуй, первыми, кто серьезно подошел к идее проектирования транспорта, были железнодорожники. В 1837 году построили первую железную дорогу: стало понятно, что железнодорожный транспорт — это перспективно и быстро. Железнодорожники стали новаторами идеи метрополитена, но не подземного, а наземного. Кстати, именно в конце XIX века родилась идея, которая потом воплотилась в современном метрополитене: объединить все вокзалы города. Просто тогда это должна была быть сеть наземных линий. В 1955–1958 годах же возвели одну линию , которая объединила все существовавшие тогда вокзалы — от Балтийского до Финляндского.

Был замечательный проект инженера Петра Балинского, который предлагал сделать наземную систему метрополитена — только не с большими паровозами, а с маленькими паровиками, тянущими за собой небольшое количество вагонов. Это был рубеж XIX–XX веков, требовалось колоссальное количество денег, и никто не знал, насколько быстро это окупится. Так что мы не получили метрополитен первыми ни в Российской империи, ни в России.

Строительство Петербурга при Петре 1

И вот 27 мая 1703 русский царь Петр I на отвоеванных у шведов землях закладывает крепость Санкт-Питер-Бурх, с одноименным городом. Название крепости было выбрано в честь святого апостола Петра. Изначально Sankt-Piter-Burch было имитацией произношения на голландский манер «Sint-Petersburg», но в 1720 году Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург.

Но русскому народу Санкт-Петербург кажется слишком длинным и он сокращает это название до «Питер-град» или просто «Питер».

Так как город начинал строиться во время Северной войны (1700—1721), то главной постройкой стала крепость. Её заложили на Заячьем острове в дельте Невы. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города.

Существует легенда: первый камень Петропавловской крепости был заложен Петром I, а при закладке в воздухе был замечен орел.

Строительство города шло за пределами крепости по берегам реки, для этого осушали болота.

Работами по строительству Петербурга руководили иностранные инженеры приглашенный Петром I. Для того чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётром I был введен запрет на каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. И все каменщики были вынуждены ехать в Петербург.

Но и этого было мало и был введен «каменный» налог, когда с каждый въезжающий в город воз должен был привезти определенное количество камня или заплатить сбор.

Крестьяне ехали для работ со всех окрестных областей.

Важнейших событием в жизни Петербурга в ноябре 1703 года стало прибытие первого, голландского торгового корабля.

Капитану корабля вручили 500 золотых, второй прибывший корабль должен был получить 300 золотых, ну а третий — 150.Строительство Петербурга с 1704 по 1717 год в выполнялось силами крестьян, которых мобилизовали в рамках натуральной трудовой повинности. Они занимались валкой леса, засыпали болота, строили набережные. В начале строительства в Петербург было собрано из разных губерний до 40 тысяч крепостных крестьян. Работы велись «вахтовым методом» — работник работал два-три месяца, после этого уезжал домой.

Ежегодно на строительство присылалось не менее 24 тысяч человек. Работа всех строителей Петербурга оплачивалась. Каждый работник получал 1 рубль в месяц.

Существует легенда о том, что много строителей города погибло. Но это не так.

Имеющиеся документы за 1716 год говорят, что из общего числа, а это 3262 человека, умерло 27. Самой массовой была гибель строителей при строительстве не Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана эпидемией.

Первые архитекторы России

Русский посол при дворе датского короля Фредерика IV — Андрей Измайлов 1 апреля 1703 года подписал в Копенгагене договор с 10-ю итальянцами об их службе в России. Для будущего Петербурга это был крайне успешный союз — среди 10 итальянцев значился Доменико Трезини. Он начнёт свою деятельность у нас с мазанковой башни — «Кроншлот», затем воплотит в камне самые лучшие веяния зодческой моды и чаяния царя, а также претворит в жизнь желания первых петербуржцев.

Из истории известно, что в 1703 году с Доменико Трезини приехал в Россию ещё один итальянский архитектор — Марио Джованни Фонтана: почти земляк, вместе они были из одного кантона. Оба прибыли, сначала, — в Архангельск, потом — в Москву. До 1710 года Фонтана находился в распоряжении Оружейной палаты, где поднимал сгоревшие на территории Кремля здания.

Сразу же Фонтана начал выполнять заказы Меньшикова — достраивал церковь Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду», начатую Иваном Зарудным. Перестроил этот архитектор и подаренный Меншикову Петром дворец Франца Лефорта, что был возведён в традициях московского барокко «каменных дел художником» Дмитрием Аксамитовым.

Взгляд в небо

Начиная с 1980-х годов в Петербурге начинают все чаще появляться высотные здания — город постепенно уходит от малоэтажного строительства. А уже с 2000-х сложно представить себе застройщика, в портфеле у которого не было бы хотя бы одной высотки. При этом этажность постепенно растет — если сталинки были высотой 9-12 этажей, то сегодня для петербургских окраин 25-этажные дома стали фактически нормой.

Высотки сегодня — это зачастую проекты экономкласса, наиболее доступные по стоимости. Безусловно, есть высотные проекты элитного жилья и жилья комфорткласса, но, как правило, они не выше 10-12 этажей. Исследование показывает, что в последние годы девелоперы делают ставку на недорогие квартиры, которые сегодня более востребованы.

Сейчас центр города не позволяет высотного строительства. Такие проекты переезжают на окраины Петербурга и в ближайшие пригороды — Кудрово, Мурино, Девяткино, Шушары и другие. Именно в этих направлениях в будущем и будет развиваться город, так как в его черте все меньше свободных пятен под застройку, а Ленинградская область может предложить очень привлекательные варианты. Так что у высотного строительства весьма хорошие перспективы.

Михаил Медведев
, генеральный директор ГК «ЦДС»:

«Конъюнктура стабильна: качество преобразования городской среды постепенно повышается и облик Петербурга меняется в лучшую сторону. Напротив, в волатильной ситуации о росте качества можно будет забыть. Строиться будет только то, за что клиент готов заплатить. Чем больше рисков, тем меньше готовности меняться, пробовать новые решения и инвестировать в развитие продукта».  

Беслан Берсиров
, заместитель генерального директора АО «Строительный трест»:

«Сегодня близкие к городу и перспективные территории для застройки в Ленобласти уже практически исчерпаны. Освоение же более отдаленных участков требует серьезных вложений в инфраструктуру и создание рабочих мест. В целом, я считаю, что будущее областной застройки за комплексами средней этажности — 9-12 этажей».

Дмитрий Коновалов
, управляющий партнер Glorax Development:

«Полагаю, что курс, взятый девелоперами, будет и дальше ориентирован на лучшие образцы европейской городской застройки. Это уже не та точечная застройка, когда компании строили дома без привязки к окружающему ландшафту. Сегодня все большее значение приобретают принципы урбанизма, которыми руководствуются многие застройщики, привлекая к работе над проектами лучших специалистов».

Евгений Богданов
, основатель проектного бюро RUMPU:

«Значительное влияние на конъюнктуру рынка оказывает текущий экономический кризис, в результате которого в 2 раза обесценилась валюта и возросла инфляция. В этих условиях, особенно при учете высокой рыночной конкуренции, повысить стоимость квадратного метра не представляется возможным, а в некоторых случаях приходится и демпинговать».

Николай Урусов
, генеральный директор строительной компании «Красная Стрела»:

«Один из основных путей преобразования Петербурга в ближайшие годы — редевелопмент бывших промышленных территорий в рамках серого пояса. Так как эта зона непосредственно примыкает к историческому центру города и занимает тысячи гектаров, вокруг нее развернутся ожесточенные споры и длительные дискуссии представителей власти и общественности».

Андрей Дорожный, Ирина Ананина

Все статьи автора

7 апреля 2017, 11:41


38644

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Великий Растрелли и его продолжение

В 1716 году прибыли из Парижа в Санкт-Петербург два разных архитектора, первым — Бартоломео-Карло Растрелли, а потом Жан-Батист Александр Леблон. За петербургский период своей жизни Растрелли-старший изваял первые в России скульптурные портреты Петра Великого, Меншикова и свой собственный.

Растрелли принадлежат такие работы, как первый конный монумент — памятник Петру Великому; именно он создал первую скульптурную группу — «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе и «Анна Иоанновна с арапчонком»; первые аллегорические барельефы на историческую тему и др.

Помимо скульптурных работ, Растрелли выполнял множество заказов по оформлению дворцовых интерьеров. Также Растрелли-старший вырастил своего сына — Растрелли-младшего, который придал Северной столице блеск, запечатлевший величие преображенной Петром России.

В июне 1716 года, несколькими месяцами позже Растрелли, прибыл в Санкт-Петербург Жан-Батист Александр Леблон, приглашённый самим царем на должность второго, после Шлютера, «генерал- архитектора» Петербурга.

Трудовые будни

Возведение города на болотах требовало множества строительных материалов и большого количества рабочей силы. Петр приказал привозить камни со всех концов страны и указами сгонял на строительство сотни тысяч крестьян. Работать им приходилось в тяжелейших условиях, рабочий день начинался ранним утром и заканчивался ночью. Крестьяне жили в землянках и шалашах. Их косили холод, грязь и сырость. Многие из строителей убегали, не выдерживая таких условий. По царскому указу за побег сажали в тюрьмы родственников крестьян и держали там до тех пор, пока беглецы не находились.

Принято считать, что город построен на болоте. Однако это не более чем легенда. Петербург возник вовсе не на пустынной местности. До его возведения на этой земле существовало примерно 40 различных поселений, причем большинство из них были еще до прихода шведов.

Там, где сейчас находится Адмиралтейство, в XVI веке располагалось поселение шведов. В устье Фонтанки — деревня под названием Каллила, позже русские окрестили ее Калинкой. В районе Смольного находилось село Спасское. Также имелись села Сабирино, Кухарево, Волково, Купчино и другие.

Сложно сказать, что породило легенду о построении города на пустом месте. Возможно, это объясняется грандиозным и стремительным процессом возведения Санкт-Петербурга. В каком году построен этот замечательный город, теперь известно.

Почему декор станций стал менее нарядным и какие материалы используют в оформлении

Наш метрополитен строгий. Его архитектуру не назвать скудной — она лаконичная. Если залы станционных комплексов на первой очереди впечатляют своим пышным великолепием, то уже у следующих метровокзалов, построенных в 1970-е годы, небольшое архитектурное оформление, какой-то декоративный элемент в торце станции — и всё, этого достаточно. Можно заметить, что после станций первой очереди — от «Автово» до «Площади Восстания» — у нас практически не сыскать люстр или настенных бра. Всё это уступило место закарнизному освещению: это проще в обслуживании, специалистам метрополитена не нужно предусматривать мытье и протирку плафонов. Красота уступила место практичности. Ведь метрополитен должен в первую очередь возить людей.

Кстати, еще один расхожий миф рассказывает о том, что архитектура, помпезность — это очень дорого. На самом деле, вся эта красота в общей стоимости станции метро настолько мизерная, что составляет от 2 до 5 процентов от общей стоимости затрат на возведение нового участка линии метро. Самое дорогое — это построить тоннель, разработать и утилизировать породу, установить бетонные блоки, чугунные и стальные элементы, смонтировать платформы, уложить рельсы и кабели, закупить вагоны.

Есть расхожее мнение, что сейчас стали экономить на отделке станций, — ничего подобного. Например, в случае станций «Комендантский проспект» или «Волковская» у многих горожан есть мнение, что они сделаны из дешевой пластмассы. Эти голубые стены на «Комендантском» или йогуртно-черничные на «Волковской». Нет, конечно же, это достаточно дорогой специализированный материал.

Станция метро «Волковская». Фото

Метрополитен — объект повышенной опасности, который находится под землей и у которого есть определенные пути эвакуации. Это не автобус, который загорелся, открылись двери — и человек выбежал на улицу. Метро нужно еще покинуть. Поэтому самые страшные враги здесь — вода и пожар. И один из важнейших критериев для материалов: чтобы они не горели. Поэтому много натурального камня и штукатурки. Пластиком станцию запрещено отделывать: даже если пластмасса не будет гореть, она может плавиться и выделять токсичные вещества, тем самым увеличив риск для людей.

Таким образом, на «Волковской» и «Комендантском», а также на сводах всех новых станций используются композитные материалы, которые не горят. И эти станции не стоили бы дороже, если бы были из гранита или мрамора.

Место с дурной славой

Могильник с останками 253 человек был обнаружен специалистами отдела охранно-спасательной археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в феврале прошлого года. На участке, ограниченном Кронверкской и Сытнинской улице, планировалось новое строительство. Закон обязывал застройщика перед началом работ провести археологические исследования.

В начале XVIII века это место называли Козье болото. Такое определение давали многим окраинным, нежилым районам в русских городах. Свое Козье болото было в Москве, Киеве, Пензе. Однако петербургское Козье болото было еще известно тем, что здесь проводили публичные казни. Место постепенно застраивалось, однако от дурной славы не избавилось, так как в основном здесь появлялись трущобы. Значительно позже на Сытненской была построена лютеранская церковь, которая в годы блокады была разобрана на дрова. Учитывая такое прошлое, у археологов были все шансы найти на этом участке исторические материалы для дальнейшего изучения.

А.Н. Бенуа. Лютеранская церковь святой Марии на Петербургской стороне; перспективный вид. 1881 г.

Однако результаты превзошли все ожидания: во время раскопок было найдено захоронение. На тот момент исследователи могли лишь обозначить период, к которому относятся останки. Для того чтобы выяснить, кем были эти люди и почему они оказались в общей могиле, потребовалось провести подробное исследование, итоги которого были подведены в рамках Ученого совета института.

«Так вот и возникают нездоровые сенсации»

В 2012 году, когда некоторые земляне ожидали конец света, блогер Алексей Кунгуров в цикле видеороликов «Искажение истории — способ управления сознанием» рассказал среди прочего, что Растрелли не мог построить Зимний дворец, а Монферран — Исаакиевский собор и Александровскую колонну. Вероятно, именно с этого началась популяризация альтернативной истории Петербурга. «Возможно, были и более ранние . Но в данном случае совпали очень плохое знание истории и мода на конспирологию, — говорит редактор научно-просветительского портала „Антропогенез.ру“ Александр Соколов. — Все началось с публикаций нескольких деятелей, у которых нашлись последователи. Те разнесли все это по соцсетям и ютьюбу».

Сам Кунгуров не имеет отношения к Петербургу: считается, что он из Нижнего Тагила, по образованию танкист, много лет служил, в 1995-м якобы был в Чечне, за что получил медаль, сейчас майор в отставке. На запрос The Village о первенстве в разработке новой теории строительства Петербурга Алексей не ответил.

Новые хозяева

Одновременно, по данным ЕГРН, появился и новый собственник земли, точнее собственники. Земля оформлена на владельцев паёв закрытого инвестиционного фонда «Зенит–М» (как и в случае с офшорными фирмами, конечных владельцев при такой схеме быстро определить затруднительно).

По данным Центробанка, фонд создан в марте нынешнего года и был сформирован примерно за 2 недели. Он управляется московским ООО «УК “Меркури кэпитал траст”», которое зарегистрировано на трёх частных лиц. Договоры доверительного управления действуют до марта 2036–го.

Кроме того, по данным системы «Контур.Фокус», летом нынешнего года изменилась структура собственности ООО «Ленэкспо» — компании с 1,2 млрд рублей на балансе, зарегистрированной по адресу выставочного комплекса и обладающей правами на его товарные знаки. Была перераспределена доля самого общества в уставном капитале, составлявшая 42%.

Она, напомним, образовалась в 2019–2020 годах в результате выхода из капитала «Ленэкспо» ООО «Газэнергопром девелопмент» и ООО «Петроземпроект». Их доля досталась ООО «Оберон истейт», которое в итоге контролирует 75% «Ленэкспо». В свою очередь, «Оберон истейт» более чем на 99% принадлежит УК «Меркури кэпитал траст». Оставшиеся же 25% акций «Ленэкспо» управляются УК напрямую.

Развитие Санкт-Петербурга

Значение появления Санкт-Петербурга имело огромное значение. Царь Пётр создал новый город, новую столицу, что стала значимым периодом в истории России. Государь словно бы хотел продемонстрировать, что отбрасывает старые принципы и стремится в будущее, куда должны последовать за ним и верные подданные.

Для многих москвичей Петербург был лишь болотом, на котором лишь недавно началась стройка. Ехать было необходимо в новую столицу, хотя искреннего желания подданные Петра не проявляли. Но приказ — есть приказ. Однако всего через сто лет, к 1803 году население города уже значительно возросло. Появилось несколько поколений людей, что воспринимали город не как место ссылки, а как свою малую родину.

Лев Лагорио «Санкт-Петербург в 1859 году»

Поразительно, но даже в наши дни, через три с лишним века Санкт-Петербург продолжает развиваться в соответствии с планами, что некогда были намечены его основателем. Этот город можно по праву назвать сокровищем России. В нём соединяются красота и история. Он может нравится, очаровывать или вызывать удивление, но никого не оставляет равнодушным.

История Санкт-Петербурга Петр I

С первой частью можно ознакомиться здесь.

Итак, город Петра немного вырос, обзавелся собственным портом, точнее его совсем небольшим подобием, наконец, в Санкт-Петербург начали прибывать торговые корабли. Первое такое судно, принадлежащее Нидерландам, пришвартовалось к причалу в ноябре 1703 года. По личному распоряжению царя, шкиперу корабля было вручено пятьсот золотых.

Кроме того, Петр решил стимулировать торговлю и пообещал, что капитан второго корабля, который прибудет в Санкт-Петербург, получит триста золотых, а третий – сто пятьдесят.

Строительство города продолжалось иногда не в самых простых условиях, высушенные болота подразумевали частые наводнения. Одно из самых крупных началось в ночь на 5 октября 1705 года. Внезапная волна погубила множество припасов и строительных материалов, а также разрушила несколько уже возведенных домов.

В период с 1704 по 1717 годы строительство Санкт-Петербурга перешло в руки так называемых «работных людей», которые выполняли натуральную трудовую повинность перед государством.

На их плечи обрушилась самая тяжелая работа: они валили леса, засыпали и осушали болота, строили из камней набережные. Среди мобилизованных работных людей было огромное количество государственных и помещичьих крестьян.

Однако работали они не все время – в тот период распространился вахтовый метод.

Ежемесячно со всей России на строительство нового города съезжалось до двадцати четырех тысяч человек.

Отметим, что работа крестьян оплачивалась – документально труд нельзя было называть рабским. Месяц работы оплачивался одним рублем: в то время это была довольно стандартная зарплата для крестьянина.

По наблюдениям иностранцев, также долгое время существовал миф, что на строительство погибло большое количество людей.

Однако современные историки уверены, что очевидцы не владели реальной информацией и были предвзяты к Петру, поэтому их выводы остаются сомнительными. На деле смертность работников на строительстве Санкт-Петербурга не превышала среднюю по России в то время.

Почему Питер стал столицей

Менее чем через 10 лет, когда был основан Санкт-Петербург, Петр I провозгласил его столицей. По его указу все значимые мероприятия и важные объекты были перевезены из Москвы, а в 1721 г. Санкт-Петербург стал столицей Российской Империи.

Почему император так сделал, однозначного ответа нет. Считается, что Петр I не любил Москву. Он видел в ней архаичность, пережиток старого времени. Царь стремился к прозападному стилю жизни. Это касалось и обустройства городов. Именно Петербург он строил современным городом, на европейский манер того времени. Не зря говорят в народе, что это — любимое детище Петра.

Кстати, уже в 1720 г. город стал официально называться «Санкт-Петербург», тогда же появилось и второе название: «Питер» или «Питер-град».

Интересно, но когда был основан Санкт-Петербург и провозглашен столицей Российской Империи, фактически его территория принадлежала Швеции. Война была закончена только в 1721 г. И все это время город находился формально на территории вражеского государства.

По одной из версий, именно такое положение города послужило поводом провозгласить Петербург столицей России. Историки видят в этом эксцентричный характер императора, желание всеми силами ворваться в Европу.

101–й остров

В конце июля нынешнего года в КГИОП была подана историко–культурная экспертиза земельных участков, подверженных воздействию строительных работ, выполненная в отношении территории «Ленэкспо» по заказу ООО «Сити консалтинг девелопмент» компанией ООО «НИИиПИ “Спецреставрация”». В акте экспертизы его автор Светлана Шуньгина ссылается, в частности, на технический отчёт с результатами изысканий для строительства многофункционального жилого комплекса «101–й остров» в квартале, где сейчас находится «Ленэкспо».

На площадку, можно сказать, уже вышли, поскольку в мае нынешнего года на участке была произведена археологическая разведка (нашли, например, нечто похожее на булыжную мостовую). А в июне–июле 2021–го проводились инженерно–геологические изыскания, в ходе которых пробурили 83 скважины.

Также из материалов экспертизы становится ясно, что заказчик столкнулся с трудностями при получении градплана участка из–за создания градостроительной комиссии — и для ускорения процесса экспертизу делали без этого документа.

«В связи с тем, что с мая 2021 года выдача градостроительных планов земельных участков регламентируется постановлением правительства Санкт–Петербурга № 314 от 24.05.2021 “О создании Градостроительной комиссии…” и на сегодняшний день регламенты работы данной комиссии не утверждены, у нас отсутствует возможность предоставить вам указанный документ (предусмотренный договором от апреля 2021 года к предоставлению градплан. — Ред.)», — говорится в письме гендиректора «Сити консалтинг девелопмент» Анастасии Эзрохиной гендиректору «Спецреставрации» Игорю Пасечнику. Письмо датировано 1 июля 2021 года.

Градостроительная комиссия, напомним, понадобилась Смольному, чтобы эффективнее торговаться с застройщиками за создание социальной инфраструктуры.

Вокзал пока уцелел

Между тем строительство жилого комплекса (а также гостиниц, торговли и других сооружений) здесь было предусмотрено проектом планировки, разработанным по заказу АО «Экспофорум» («Ленэкспо» управлялось той же компанией, что и «Экспофорум» на въезде в Пушкин) и утверждённым ещё в 2019 году.

Проект этот предполагал снос не только выставочных павильонов, которые редко относят к архитектурным шедеврам, но и, например, демонтаж сталинского здания с башенкой 1947–1949 годов постройки, выходящего к въезду на территорию со стороны Среднего пр. В.О.

Возведённая на месте разрушенной в войну Опытной авиационной станции первой в России части морской авиации, постройка относилась к Научно–исследовательскому морскому институту связи и телемеханики, а в последние годы там был административный корпус «Ленэкспо». Сталинка не охраняется как памятник архитектуры и потому может быть снесена.

Модернистический Морской вокзал, за судьбу которого переживают многие архитекторы, за границами участка проектирования.

В ООО «Экспофорум–интернэшнл», которое ранее управляло «Ленэкспо», сообщили «ДП», что «компания не является оператором ни выставочного комплекса, ни госпиталя». А потому ничего комментировать не будет.

Неразделенная территория

С незапамятных времен на территории современного Петербурга шли войны. Очень удачное месторасположение: торговые пути, выход к Балтийскому морю и материковой части континента.

Первоначально земли захватывали рыцари Тевтонского ордена. Позднее за них стала бороться Новгородская Русь. В 1240 г. случилась известная Невская битва. Тогда под руководством Александра Невского было разгромлено Шведское наступление, а в 1478 г. Новгородская республика была захвачена Московским княжеством.

В смутное время в 1609 г. правящий в то время царь Василий Шуйский заключил секретный договор со шведами. Он просил их о помощи, а взамен отдал часть земель Корельского уезда. Но Швеция позже захватила и остальные земли, которые находились недалеко от современного Петербурга. Они заложили несколько крепостей, и хорошо обосновались на этих землях. Только благодаря победе Петра Великого в Северной войне земли были возвращены России.