Кто построил зимний дворец

Оглавление

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания

Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения

По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Оформление интерьеров

Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.

Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.

Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.

  1. Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
  2. Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
  3. Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
  4. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.

Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.

Практическая информация

Почему Зимний дворец? У царской семьи были и летние резиденции, которые располагались за городом и, помимо главных корпусов (дворцов), имели вспомогательные здания, малые дворцовые постройки и внушительных размеров территории (парки) — это Большой дворец (Петергоф) и Екатерининский дворец в Царском селе.

Зимний дворец является частью Государственного Эрмитажа и входит в главный музейный комплекс.

Вход в Зимний дворец (Эрмитаж) организован со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца.

Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» (650 метров), «Невский проспект» (1 километр), «Гостиный Двор» (1,6 километров).

Наземная остановка: «Дворцовая площадь» (500 метров). Автобусы: 7, 10, 24, 191, троллейбусы: 1, 7, 10, 11.

Посетить Эрмитаж можно также с одной из экскурсий

В гостинице: бутик-ресторан, ресторан, лобби-бар, фитнес-центр, оздоровительный спа-центр и бесплатный Wi-Fi.

Номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором. Гости могут воспользоваться халатами.

ПОТОП ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ? 10 ЗАКОПАННЫХ ГОРОДОВ МИРА С ПОДЗЕМЕЛЬЯМИ. ПОЧЕМУ ВСЕ ГОРОДА ЗАСЫПАНЫ ?

2 154 069 просмотров, палец вверх 79 тыс., палец вниз 5,3 тыс.

Канал на ютуб Крамола Опубликовано: 1 дек. 2018 г.

https://youtube.com/watch?v=yrYHteg24b0

Опять попалось на глаза вот такое видео. Раньше разбирался с разными второстепенными домами, городами, типа Ярцево, Питер – Зоологический музей, Омаха – штат Небраска, то сё.

А
тут подумал, “а не пора ли нам взяться за на Нашего, так сказать, за
Шекспира”, то есть за Зимний дворец, который упоминается почти в каждом
подобном видео.

Автор этого канала на 3:23 минуте говорит по этому поводу следующее:

Дворцовая площадь, Санкт-Петербург Расчет закопанного этажа Зимнего дворца

И тут же, говорит следующее:

И далее по тексту.

Попробуем разобраться

Строительство
нового Зимнего дворца, было поручено архитектору Растрелли, в 1731
году, потом он неоднократно перестраивался и расширялся.

Нас интересует нижняя часть здания, посмотрим кто такой архитектор, что строил ранее.

Бартоломео Растрелли

Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал.Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700 Париж — до 29 апреля1771) — русский архитекторитальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).

Вот про фундаменты Зимнего дворца, оттуда же

Предлагаю читателям самим ознакомиться что такое “платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях”.

Думаю никто не будет спорить с утверждением, что фундамент нужен? Что есть точка промерзания грунта, общий вес здания и тд.

Почему в таком месте неудобном, подтапливаемом?

Первая, “красная” линия понимаете что такое? А для царя, царицы? Кто такой архитектор? Это прежде всего слуга, какие бы регалии он не носил.

Итак, фундамент на сваях есть, а значит есть и подвал.

Что такое подвал в то время?

Да и сейчас в какой-то степени. Это – место хранения продуктов (естественный холодильник), склад чего нужно, а так же место жительства людей. Каких? Набираем в поисковике “Подвалы Зимнего дворца” и смотрим.

https://history.wikireading.ru/124872

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Петровский (Малый тронный) зал

Посвящен памяти великого русского императора Петра I. Верхняя половина стен украшена полотнами, на которых изображены сражения Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). В нише, которая напоминает Триумфальную арку, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой славы».

Главный архитектор Малого тронного зала О. Р. Монферран, который приступил к работе в 1833 году. В 1837 г. случился пожар и восстановлением интерьера занимался Василий Стасов.

Стены обиты лионским бархатом, расшитым серебряными вставками. В отделку  вписаны вензель императора (с 2-мя латинскими буквами «Р»), двуглавые орлы, символы русского государства, и короны.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I.

Южный фасад Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности. Великолепны углы здания, окаймленные колоннами и пилястрами.

Зимний дворец и дворцовая площадь, вид сверху

От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухъярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Северный фасад Зимнего дворца

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов
Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой
тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец
приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид.
Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора
появилось в 1946 году.

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

Зимний дворец как историко-культурный памятник

Архитектор Зимнего дворца сделал эту постройку самым высоким по тем временам зданием в городе. В плане сооружение имеет форму замкнутого четырехугольника с внутренним двором четырехугольной формы и четыре фасада, которые не повторяют по своей форме и декору друг друга.

Общее в оформлении фасадов — деление его карнизами на горизонтальные части поэтажно. Поэтажно же на фасадах располагаются колонны и пилястры, которые чередуются друг с другом, создавая сложную ритмическую основу: одиночные, сдвоенные, пучки. Ажурные кованые решетки украшают въезды на территорию внутреннего двора. По кровле в ритме колонн расположилось огромное количество скульптур и ваз. Скульптуры выполнены по рисункам самого Растрелли Боумхеном. В некоторых источниках можно встретить информацию, что они полые, в иных — вырезаны из пудожского камня. Огромное количество позолоты, лепнины, замковые камни над окнами, купол дворцовой церкви, фронтоны и аттики делают облик дворца незабываемым и нарядным, даже немного сказочным.

Эксперименты двадцатого столетия

Начало нового века совпало с радикальными переменами в облике Зимнего. Еще в 1897 году последний русский император Николай II одобрил проект окраски фасадов без выделения колонн и декора. Распоряжение государя выполнили в 1901 году, и результат многих поверг в шок. Не только Зимний дворец, но и остальные здания на Дворцовой площади – штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб – стали насыщенно-красными («кирпичного» цвета) и, по распространенному мнению, полностью утратили свою уникальность. Но император и архитекторы стояли на своем: им представлялось, что подобное решение способствует единству восприятия ансамбля, а значит, отказываться от него не следует.

Помпейская галерея Зимнего дворца (ныне – Восточная галерея). Художник В.С. Садовников. XIX век

История внесла свои коррективы: когда 9 января 1905 года на пути ко дворцу пролилась кровь рабочих, желающих вручить своему царю петицию, новый оттенок Зимнего показался императору не самым удачным. В ходе ремонтных работ накануне трехсотлетия царствования династии Романовых министр Императорского двора В.Б. Фредерикс «изъявил желание, чтобы Императорский Зимний Дворец был окрашен в колер более светлый, чем тот, в который он окрашен в настоящее время». Юбилей 1913 года здание встретило уже в розоватом оттенке, оставалось таким уже после свержения монархии и «позировало» художнику Борису Кустодиеву для картины «Праздник на Площади Урицкого» (такое название Дворцовая площадь носила с октября 1918 по январь 1944 года).

В 1920-х годах начались очередные эксперименты по изменению фасадов Зимнего дворца. На некоторое время здание и вовсе стало оранжевым, но краска на масляной основе быстро потрескалась. Поиски нового цвета начались после Великой Отечественной войны (во время блокады Ленинграда Эрмитаж замаскировали), и к 1947 году здание приобрело тот самый, привычный для нас бирюзовый оттенок, а окна окрасили белой краской. Такой вид Зимнего дворца поддерживается уже более семидесяти лет.

Праздник в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. Художник Б.М. Кустодиев. 1927 год

Обложка: newsartspb.ru

Что посмотреть в Зимнем дворце?

Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,

Мадонна с младенцем

коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),

Блудный сын

коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.

Завтрак

Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.

В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.

Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:

  • коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
  • часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
  • на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
  • на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
  • за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
  • нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
  • культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
  • В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Пятая и шестая веха

Пятый дворец был всего лишь временным, не очень пышным деревянным пристанищем, который к тому же располагался далеко от берега Невы. Зато шестой дворец был по-настоящему непередаваемо грандиозным. В общем-то, все Зимние дворцы Санкт-Петербурга были инновационными для своего времени. В этот раз перед главным архитектором стояла почти непобедимая задача: разработать проект дворца и воплотить его в жизнь за два года! Такова была прихоть тогдашней императрицы Елизаветы!

Над шестым дворцом работали тысячи ремесленников, живописцев, литейщиков и многих других. Огромные площади и ресурсы были выделены на нужды строительства. Но главный инженер Ф. Растрелли понимал, что за два года ему не управиться, и постоянно просил продления срока. В конце концов с большим трудом ему удалось добиться от императрицы продления на год.

Второй Зимний дворец

Петру I было не очень комфортно жить с семьей в одном доме, учитывая ритм императорской жизни. Кроме того, монарх предпочитал работать в тишине. В связи с этим в 1716 году новый проект дворца для императора разрабатывал Георг Маттарнови, но после его смерти архитекторы несколько раз меняли идеи, им представленные.

Петр I поручил строительство Зимних палат французскому архитектору Жану Батисту Леблону, прибывшему в Петербург на работу по найму, чтобы выстроить каменные Зимние палаты неподалеку от Свадебных, здесь же на берегу Зимней канавки, но поближе к Неве. Новый каменный дворец был повернут фасадом уже к Неве — главному проспекту города. Однако результаты работы Леблона по какой-то причине не удовлетворили Петра I, поэтому перестройку дворца и завершение работ по его созданию снова легли на плечи Доменико Трезини.

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

Любопытные мелочи о петербургском Зимнем дворце

  1. В стенах Государственного Эрмитажа живут более 50 котов. Их миссия была заложена еще Петром I, когда он из Европы привез кота для отлова грызунов в Зимнем дворце, а дочь императора приобрела еще 30 представителей мышеловов. Для котов Эрмитажа создан уникальный запас денежных средств. Каждый год для котов организуют праздничный пир со всевозможными кошачьими лакомствами. Праздник проходит 1 апреля и называется День мартовского кота.
  2. Николаем I был издан любопытный государственный указ, в котором указано, что максимальная высота жилых сооружений в городе не должна превосходить 11 саженей (23,47 м). Это привело к тому, что Зимний дворец получился выше частных домов, хотя в указе о нем ничего не говорилось.

https://youtube.com/watch?v=FFssaKfDVH4

Нравится +72 Не нравится -13Вы уже голосовали

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.