Иван фёдорович крузенштерн

Оглавление

Лагерь на реке Улье

Через три дня казаки-первопроходцы добрались до места, где в Улью впадает правый приток – Амка. Здесь они разбили свой лагерь. Казаки должны были знать все приемы военного искусства: стрелять из пищалей, валить холодным оружием, владеть приемами рукопашного боя. Туземцы очень часто не хотели добровольно отправлять ясак в казну. У казаков было серьезное преимущество перед аборигенами: огнестрельное оружие, с которым ранее коренной народ не сталкивался.

Каждый из первопроходцев знал плотницкое дело: мог острожек срубить, лодку поставить. Они были физически сильными людьми, потому что единственной дорогой в Сибири была река. Отряд был полностью на самообеспечении. Каждый из спутников должен был уметь добыть зверя, поймать рыбу (хариус), приготовить еду, развести костер. Иногда они кормились кореньями.

Кругосветное плавание

Представленный в 1799 году на имя императора проект кругосветного плавания был отвергнут. Но 1802 году, когда на троне императора Павла сменил его сын Александр, с аналогичным проектом выступило руководство Русско-Американской компании. Александр I этот проект одобрил, поручив руководство ею Крузенштерну.

Для участия в первой российской кругосветке были снаряжены два шлюпа «Нева» и «Надежда». «Невой» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Крузенштерн, осуществляя общее руководство экспедиций, командовал «Надеждой». В ходе этого плавания, начавшегося 7 августа 1803 года, предстояло выполнить секретную дипломатическую миссию – доставить в Японию русское посольство во главе с камергером и командором Николаем Петровичем Резановым. Но об этом руководству экспедиции от Резанова стало известно только через 10 месяцев после отплытия из России. «Надежда» и «Нева» к тому времени достигли уже берегов Бразилии.

3 марта 1804 года экспедиция проследовала проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий, в котором посетила многие острова, а некоторые из них были впервые открыты и до сих пор носят русские названия. После отдыха и ремонта в Петропавловске-Камчатском корабли разделились. «Нева» под командованием Лисянского обследовала Алеутские острова и берега Аляски, а «Надежда» под командованием Крузенштерна вдоль Курильского архипелага и Сахалина достигла порта Нагасаки в Японии и доставила туда посольство Резанова. Завершилась экспедиция в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Кругосветные путешествия и экспедиции

Первое кругосветное плавание 1995-1996 гг. посвятили 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И. Ф. Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. В это время был пересечен Атлантический океан, взят мыс Горн, барк заходил в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания пройдено 42 433 морские мили. Флаг России был пронесен через три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечён экватор.

Второе кругосветное плавание было совершено в 2005-2006 гг. и было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна. Барк принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов.

Международная трансатлантическая экспедиция 2009-2010 гг. Её посвятили 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время неё судно участвовало в регате Atlantic Challenge – 2009, заходило в порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. В день 65-й годовщины Победы, 9 мая 2010 года, судно вернулось в родной Калининград.

В СССР барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. В январе 1972 года сменился капитан судна: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. После командиром стал Владимир Александрович Толмасов. — моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерн» в одно время с И.Г. Шнейдером. После его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

Флот и путешествия

В скором времени Крузенштерна повысили до звания мичмана и определили служить на линейный корабль «Мстислав». Он проходил службу под началом Григория Муловского, который к осени 1787 г. полностью подготовил кругосветное плавание.

Интересен факт, что на этом судне Иван участвовал в Гогландском и Эландском сражениях. Примерно спустя 3 года он удостоился звания лейтенанта. В 1793 г. парень вместе с Юрием Лисянским был направлен стажироваться на британский флот, где находился 6 лет.

За это время биографии Крузенштерн посетил немало стран, включая США. Любопытно, что согласно некоторым источникам, в Америке он имел честь пообщаться с президентом Джорджем Вашингтоном. Домой мореплаватель вернулся уже в чине капитан-лейтенанта.

Тогда же Иван начал лоббировать идею о важности налаживания торговых отношений между Русской Америкой и Китаем. Для этого требовалось снарядить кругосветную экспедицию, которая бы позволила реализовать данный проект

Однако его призывы остались незамеченными российским правительством.

Просьба Крузенштерна была удовлетворена в 1802 г. при императоре Александре I, которого заинтересовали его мысли. В следующем году Ивану поручили возглавить 1-е русское кругосветное плавание.

Путешествие Крузенштерна и Лисянского продолжалось около 3-х лет (1803-1806). Оно проходило на кораблях «Надежда» и «Нева», которые выйдя из Кронштадта попали в Атлантический океан, миновали мыс Горн, а потом прошли в акватории Камчатки, Сахалина и Курильских островов.

По ходу путешествия Иван Крузенштерн постоянно делал разные заметки, которые касались географии и картографии, а также культуры и быта разных аборигенов. Вернувшись домой он был произведен в капитаны II ранга и удостоился пожизненной пенсии в размере 3000 рублей.

Кроме этого Крузенштерн получил много наград и право на публикацию описания путешествия за казенный счет. В результате, труд капитана вышел в 3-х томах, и вскоре был переведен на несколько языков.

В 1811 г. Иван Федорович был избран инспектором классов Морского кадетского корпуса. Через 3 года благодаря его усилиям была издана научная инструкция для кругосветного путешествия, запланированного на 1815-1816 годы. Для этого он выполнил в Англии все нужные закупки и подготовил к плаванию Отто Коцебу – главу предстоящего путешествия.

Одновременно с этим, Крузенштерн занимался разработкой «Атласа Южного моря», который сопровождался комментариями автора. В 1816 г. он вошел в состав Шведской королевской академии наук. В конце 1827 г. мужчина возглавил Морской кадетский корпус, пробыв на этой должности 16 лет.

Команда Крузенштерна в Авачинской губе

Мореплаватель также стал членом Адмиралтейств-совета и Московского университета. Он внес существенный вклад в развитие морского дела. При нем в кадетском корпусе появились новые предметы, современные учебники, а также был основан офицерский класс.

В 1840 г. Крузенштерн отправился в свое последнее зарубежное плавание, посетив Германию. После этого он обосновался в собственном имении, продолжая работать и став одним из создателей Русского географического сообщества.

Великий мечтатель

Уже просматривая первые сведения об Иване Крузенштерне, невольно начинаешь восхищаться этим человеком

Адмирал совершил немало открытий в области океанологии, был талантливым учёным и историком, его путешествия носили особую важность, а сам он стал автором «Атласа Южного моря». Согласитесь, такой человек – выдающаяся личность в нашей истории

Но давайте начнём с самого начала.

Несмотря на то, что свою жизнь Иван Фёдорович посвятил морскому делу и развитию океанологии России, его малой родиной была совсем другая страна. Его немецкий прадед Филипп Крузиус был одним из тех, кто поддерживал в своём роду любовь к русской культуре. Его знаменитый правнук появился на свет в Эстонии в 1770 году. Только не думайте, что ребёнка назвали Иваном. Именем, данным при рождении Крузенштерну, было Адам Иоанн.

Почему же «Иван Фёдорович»? Просто он взял русский вариант своего имени, а к нему добавил такую же интерпретацию имени отца (того звали Фридрих). Думаю, именно место рождения мальчика повлияло на его пристрастия. Море покорило его сердце навсегда. Он с раннего детства мечтал отправиться во все уголки мира. Вот только путь к мечте оказался непростым.

Интересные факты из жизни

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Кругосветное путешествие Крузенштерна

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Почему казаки отправились в Сибирь

Казаки были служилыми людьми, которым вменялось в обязанности открывать новые земли, покорить местное население, обложить их налогами, пополнил казну ценным ясаком. Также в Русском государстве стоял острый вопрос с драгоценными металлами. Их не хватало даже на чеканку монет. Землепроходцы искали месторождения свинца, меди, золота, серебра. Освоение Сибири требовало нахождение плодородных земель для выращивания зерновых культур, чтобы обеспечивать продовольствие идущих за ними переселенцев-крестьян. Доставка продуктов с европейской части России была слишком дорогостоящей. Чтобы управлять присоединенными территориями, нужно было строить остроги. Для этого отправились казаки.

Военная служба и иностранная стажировка

В 1787 году Иван Фёдорович получил чин гардемарина и поступил во флот, служил на корабле «Мстислав», которым командовал Г. И. Муловский. В 1789 году Крузенштерн стал мичманом, поучаствовав в Гогландском сражении, которое состоялось в 1788 году, во время войны между Россией со Швецией в 1788-1790 годах. Продолжая службу на «Мстиславе» Крузенштерн получил свой следующий, лейтенантский чин участвуя в Выборгском сражении и взятие шведского корабля. При отступлении шведского флота «Мстиславом» была сбита мачта на шведском корабле «София Магдалина», корабль сдался, а Иван Фёдорович был отправлен на него для перевозки адмирала Лайонанкера.В 1793 году лейтенанта военно-морского флота Ивана Фёдоровича Крузенштерна среди прочих офицеров отправили в Англию, в командировку сроком на шесть лет. В составе английской эскадры Крузенштерн плавал к берегам Северной Америки, был вместе с другими офицерами с визитом у президента США Джорджа Вашингтона.

В 1796 году фрегат «Клеопатра» на котором служил Крузенштерн возвращаясь в Англию, чуть борт о борт не встретился с французским кораблём «Кастор», в условиях тумана они поздно заметили друг друга. «Кастор» в числе прочих фрегатов вёз в Ирландию французские войска. Как только растерянная команда пришла в себя, на «Клеопатре» были готовы к бою пушки, люди были готовы к смерти, они готовы были сжечь свой фрегат, чтобы не отдать его в плен, так как силы были не равны. «Кастор» значительно превосходил «Клеопатру» в артиллерии. Как позже говорил сам Иван Фёдорович, французам хватило бы и пятнадцати минут для сражения. Вместо этого «Кастор» просто шёл параллельно «Клеопатре» на протяжении четырёх часов, пока не пропал из виду. Команда «Клеопатры» ещё долгое время не могла прийти в себя от того, что чудом избежала смерти или плена.

В 1796 году Иван Фёдорович отправился в Индию, где провёл год. Откуда отправился в Кантон. Будучи в Каттоне он увидел английское торговое судно, которое везло меха из Америки. Узнав, что плавание в обе стороны у них занимает пять месяцев Крузенштерн был ошеломлён. Дело в том, что Россия продавала мех в Китай. Добывая его на Амуре, мех отправлялся морем в Охотск, а далее по суше. Часто такая транспортировка занимала более двух лет. Он так загорелся идеей перевозки напрямую в Кантон из России, что был намерен оказавшись в России сразу же сообщить об этом правительству.

Вернувшись в Англию в 1796 году, Крузенштерн узнал, что Павел первый призывает всех командированных в Англию морских офицеров вернуться в Россию. По возвращении он отправил почтой свои соображения, изложенные в записке адмиралу Г. Г. Кушелеву, но тот отказал Крузенштерну в такой форме, что по словам самого Ивана Фёдоровича, лишил его всякой надежды. Не смотря на это он пробовал найти единомышленников среди частных лиц, что ему, к сожалению, не удалось.

Находясь в России, Крузенштерн собирал ценные сведения, по интересующим его вопросам и дополнял ими свои записки, отрывки из которых были помещены в «Путешествие вокруг света». Книгу, оригинал которой был найден сравнительно недавно в эстонском историческом архиве, подписан он рукой капитан-лейтенанта Крузенштерна.

В 1802 году новый управляющий русским флотом Н. С. Мордвинов заинтересовался проектом Крузенштерна, но отметил, что из-за своей резкости его в некоторых местах, императору нельзя предоставить его целиком. Зато Мордвинов показал проект министру коммерции, которым тогда являлся Н. П. Румянцев. Ознакомившись с проектом, он тут же вызвал его автора в столицу, с этого момента пути министра и морского офицера связались на 23 года.

Лучший из лучших

Горящий мечтой о море юноша успешно оканчивает школу и мчится в Кронштадт, где его ждёт Морской корпус. На тот момент лишь в этом заведении можно было обучиться морскому делу. Юному Ивану даже удаётся выйти в море в период учёбы, но в тот момент начинается русско-шведская война, что становится препятствием для дальнейшего обучения.

Но, представьте, Крузенштерн сумел проявить себя и в военное время. В возрасте восемнадцати лет он поощряется за заслуги в боях на море, что происходили Красной горке и в Выборгской бухте. Через пару лет Крузенштерн становится лейтенантом.

В 1793 году отдельных офицеров направляют в Британию для получения совершенных навыков в морском деле. Для отправки за границу выбирают только двенадцать человек – лучших из лучших. Думаю, вы уже догадались, кто был среди них. Крузенштерн изучает морские просторы, о которых грезил с детства, на фрегате «Тетис». Он побывал у берегов Америки, неподалёку от Бермуд и Барбадоса. Не думайте, что во время иностранной стажировки Крузенштерн лишь узнавал о тонкостях морского дела. Нет, всё это ему до этого было хорошо известно.

Иван Фёдорович создаёт наиболее удобный для России маршрут в ост-индские воды, где не раз бывал

Кроме этого, он понимал, как важно открытие новых торговых путей. На тот момент Россия торгует пушниной с Китаем, но путь между государствами только один

Иван Фёдорович замечает, как можно проложить морской маршрут между странами, а это принесёт гораздо меньше расходов при транспортировке.

Выходит, что Крузенштерн был ещё и неплохим экономистом? Да, но в первую очередь – он был человеком талантливым, учёным, стремящимся к новым познаниям. Поэтому он по-прежнему лелеет мечту обойти весь мир на своём судне (а заодно открыть новые благоприятные пути для России), а потому, пока время для воплощения этого грандиозного плана не пришло, только присматривается к морям и океанам.

Иоганн Фридрих Вайч «Адам Иоганн фон Крузенштерн»

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

«Крузенштерн» сегодня

Сегодня российский четырехмачтовый парусник «Крузенштерн» используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график. 

Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии. 

Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывались экспедиции под парусами легендарного барка «Крузенштерн», в которых могли принять участие все желающие старше 13 лет. Первый поход «Крузенштерна» в 2017 году с Клубом путешествий стартовал 6 мая.

5-00000064.jpg

Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Научная библиотека РГО Руководитель экспедиции полностью сосредоточился на подготовке к плаванию. Корабли купили в Англии — отечественные не подходили для столь серьёзного предприятия. А вот команду набирали исключительно из русских моряков — это была принципиальная позиция Крузенштерна. «Мне советовали принять несколько и иностранных матрозов, — писал он, — но я, зная преимущественныя свойства Российских, коих даже и Англинским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме Гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Лабанда (учёных, собиравших научные данные — О.Л.), в путешествии нашем ни одного иностранца не было»

Желающих оказалось много, и отбирая их, Крузенштерн обращал внимание не только на профессиональные качества, но и на состояние здоровья, и на моральный дух. Так, уже перед выходом он решил оставить двоих матросов на берегу: у одного обнаружились признаки цинги, а второй четыре месяца как женился

7 августа 1803 года «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта, на первой капитаном был Иван Крузенштерн, на второй — Юрий Лисянский, с которым он вместе учился в кадетском корпусе, а потом ездил на стажировку в Англию

«Долговременное моё с сим отличных дарований человеком знакомство, прежнее путешествие наше в Америку и в Восточную Индию, а наипаче желание быть полезным отечеству при столь важном случае были причиною, что я, невзирая на старшинство своей службы, с великою охотой согласился свершить сие толико отдалённое путешествие под его начальством», — писал Лисянский в своих воспоминаниях о путешествии

Последние годы и память

В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.

Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.

Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:

  • Главного морского штаба;
  • Ученого комитета Морского министерства;
  • Гвардейского экипажа;
  • Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
  • Императорской академии наук;
  • Совета военно-учебных заведений.

Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.

При жизни мореплаватель получил множество орденов:

  • Святой Анны второй степени;
  • Святого Владимира третьей степени;
  • Святого Георгия четвертого класса;
  • Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
  • Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».

Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.

А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.

Апология Фёдорова

В 2009 г. издал большую книгу о Фёдорове писатель Вячеслав Шалагинов, который относится с полным доверием ко всем рассказам своего героя.

Автор книги общался с Фёдоровым около двух лет (на момент знакомства с писателем лётчику было уже 92 года). Шалагинов не только фиксировал по памяти всё услышанное от Фёдорова, но и работал в Центральном архиве Министерства обороны РФ, где надеялся найти документы, подтверждающие сообщаемые его собеседником сведения. Некоторые факты в самом деле подтвердились, например — факт существования в 3-й воздушной армии штрафных эскадрилий. Это словосочетание употреблено, в частности, в приказе командующего 3-й воздушной армией генерал-майора Громова «О чрезвычайных происшествиях в 3 ВА и мероприятиях по их ликвидации» от 18 августа 1942 г. № 185.

В целом книга Шалагинова представляет собой причудливую смесь интереснейших выписок из архивных документов военной поры и устных рассказов Фёдорова, некоторые из которых, вопреки установке публикатора, воспринимаются всё же как «военные байки».

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.