Петр 1: памятник в москве. описание, история, мнения

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

Требует ухода!

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.

Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Алёша (42,5 м)

Жители Мурманска решили сделать тёзкой известного памятника советского воина-освободителя в Болгарии – «Алёши» собственный монумент, официально называемый «Защитникам советского Заполярья в годы ВОВ». Солдат здесь изображён в длинной шинели. В 1975 году его установили на холме Зелёный мыс таким образом, чтобы он был виден из любой точки города – он на самом деле на 173 метра оказался выше среднего уровня городского ландшафта. Высота фигуры составляет 35,5 метра, а стоит она на постаменте высотой 7 м. Эта скульптура стала частью архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого защитникам Родины. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата.

Адрес и часы работы

Статуя Христофора Колумбанаходится по адресу: Каталония, Барселона, площадь Placa del Portal de la Pau. Ее можно посетить ежедневно, но вот вход на смотровую площадку открыт только в определенные часы:

  • с марта по сентябрь – с 8:30 до 20:30;
  • с октября по февраль – с 8:30 до 19:30.

Доехать к площади можно на наземном и подземном транспорте:

  • на автобусе: №120, 64, 59, 14, 6, D14;
  • на метро следует сесть на зеленую линию и выйти на станции Drassanes.

После посещения памятника Колумбу можно направиться за покупками в торговый , посмотреть на морских обитателей в одном из самых больших аквариумов Европы, а на причале в гавани посетить корабль Санта-Эулалия. Все это находится вблизи памятника.

Описание[ | код]

Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал. Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.

Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений. Свиток, который держит в руке Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Создание и монтаж | код

Памятник Колумбу на почтовой марке, 1992

По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Сам Церетели эту информацию называет недостоверной. Статую Колумба установили в Пуэрто-Рико.

Установка памятника по официальным данным стоила 100 миллиардов неденоминированных рублей, то есть 100 миллионов деноминированных, или около 16,5 миллионов долларов по курсу 1997 года.

На проектирование и строительство царя ушёл неполный год. В аэродинамической трубе Института механики МГУ были проведены продувки макета памятника, созданного сотрудниками Института (ныне в музее истории МГУ), что позволило существенно улучшить аэродинамические характеристики монумента.

Работы по монтажу проводили 120 монтажников 1-го МСМУ АО «Стальмонтаж» под руководством ведущего геодезиста Валерия Маханова и ведущего бригадира Владимира Максимова.

Памятник был открыт 5 сентября 1997 года в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы, до этого, 3 и 4 сентября соответственно, Лужков и Ельцин открыли территорию вокруг восстановленного Храма Христа Спасителя и реконструированный Столешников переулок с храмом возле будущего отеля «Marriott Аврора».

Элемент композиции — статуя Петра I Более пропорциональная по соотношению человеческая фигура/корабль трактовка аналогичного сюжета: «Пётр I на ботике» (Модель работы М. М. Антокольского, 1891-96 гг.). Скульптурная композиция была заказана Антокольскому президентом Академии Художеств вел. кн. Владимиром Александровичем к 200-летию Российского Военно-морского флота и экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году Картина русского художника Алексея Кившенко «Пётр Первый управляет парусным ботиком» (1864) демонстрирует реалистические пропорции между фигурой человека и кораблём.

Памятник Юрию Гагарину (42,5 м)

В разгар московской Олимпиады в июле 1980 года в столице появился новый огромный памятник – на этот раз первому космонавту Юрию Гагарину. Выполнили его из титана, который широко применяется при изготовлении космических аппаратов. На изготовление фигуры космонавта ушло 238 литых элементов, соединённых между собой сваркой и болтами. Труднее всего было с изготовлением лица – самого крупного элемента, весящего 300 кг, хотя одна плавка вакуумной печи могла выдать намного меньше металла. Фигура космонавта выглядит очень динамично – она словно устремлена ввысь. Смысловой частью композиции является и высокий ребристый постамент – он означает старт космического корабля.

Памятник Петру I с разных высот и ракурсов

Абсолютное безлюдье достаточно живописной платформы у монумента, объясняемое запретом доступа из-за угрозы взрывом, несколько настораживает. Что за национальный символ, если к нему небезопасно приближаться, хотя для этого есть все условия? К тому же только у подножия творения Церетели оно не мозолит глаза своим громадьем. Вспоминаешь Мопассана, регулярно обедавшего в кафе ненавидимой им Эйфелевой башни, откуда ее не видно. Зато с набережной возле разделения Москвы-реки и Водоотводного канала видны некоторые нюансы монумента.

Постаментом, на который взгроможден памятник Петру I, служит ростральная колонна, выполненная Церетели достаточно художественно. Однако с римских времен эти памятные обелиски украшали рострами (носовыми частями) вражеских кораблей. Почему тогда на них андреевские флаги российского флота, причем на бушпритах? Не припоминается такого флотского обычая даже по отношению к воинским трофеям, хотя версии возможны. Причем на самом царском кораблике флаг на месте, как того требует морской устав.

Не совсем логично имитировать движение платформы с памятником против течения при подтянутых вверх парусах. Однако выполнить паруса наполненными ветром означало риск высокой нагрузки, могущей просто обрушить все сооружение. В значительной степени лишено здравого смысла и эстетической ценности само появление здесь гигантского монумента. Уже известное место воссоздания Храма Христа Спасителя памятник Петру I несколько обезличил, поскольку вопреки канонам оказался намного выше.

Памятник Петру I отстоит от главного собора РПЦ на 800 метров, подальше – комплекс Московского кремля

Положительно в зрительном отношении монумент влияет только на заводскую территорию оконечности острова Балчуг, отвлекая внимание. Дискуссии вокруг места установки металлической громадины прекратила московская мэрия, де-факто отстранив от обсуждения руководство страны

Тем не менее обласканный властью мэр Лужков правил столицей до 2010 года, увольнение тогдашним президентом Медведевым таинственно, но для Церетели просто печально.

Отступление про Лужкова и работы воздушного фотографа

Сам Лужков после отставки с мотивировкой – за утрату доверия президента комментировал свой уход как отказ от поддержки Медведева на новый срок. Пожил по заграницам, в итоге вернулся на край России, в Калининградскую область. Путиным в 2016 году награжден орденом к 80-летию, но декларированного возвращения в политику не последовало. Экс-мэр занимается конным заводом, приобретенным по желанию жены, бывшей деятельницы конного спорта и бизнес-леди. Этим не ограничивается, производит сыры, построил 300 метров дороги и познал заботы узаконить.

Стараниями летающего фотографа нами получены разнообразные изображения, памятник Петру I он запечатлел со всех сторон. На виде с левого борта различимы орудийные амбразуры, в которых видны пушечные стволы. Налицо атрибуты военного судна, но вопросы вызывает в таком случае двуглавый орел на кончике бушприта. Ведь по своему предназначению это таран на случай ближнего боя, негоже подставлять удару государственную эмблему. Странновато выглядят палубные надстройки, похожие на жилой квартал.

Несоразмерность отдельных элементов сооружения слишком очевидна, чтобы считать ее случайным просчетом скульптора. Царь намеренно выполнен ростом, приблизительно равным длине корабельного корпуса, это ясно указывает на главенствующий персонаж. Для обычной публики памятник Петру I недоступен даже снаружи, о внутреннем осмотре речи вообще нет. Между тем именно внутри конструкции скрыто непростое инженерное творение, состоящее из стального нержавеющего каркаса для крепления наружных деталей. Парусное оснащение лучше просматривается на фото с кормы.

Паруса изготовлены методом выбивки объемных форм по медным листам, затем обработанным от окисления. Многими критикуется неуставное положение полотнищ, которые должны быть либо расправлены и натянуты, либо плотно свернуты. О недопустимости большой площади уже сказано, свернутые бы невзрачно смотрелись. Поэтому имеем то, что имеем, высоко вознесенные над столицей сушащиеся простыни. Вантовое оснащение производит впечатление ажурности, но канаты изготовлены с исключением возможности подвижек.

«Прописаться» в Петербурге нелегко даже его основателю

Памятник, без которого сегодня нельзя представить архитектурную панораму Прибалтийской площади и городских морских ворот, еще каких-то 10 лет назад не мог получить постоянного места прописки. Петру Великому пришлось совершить небольшое путешествие по Петербургу, который был заложен, а также строился по его велению и при непосредственном участии. 

А началось все с персональной выставки Зураба Церетели в Манеже в 2005 году… Тогда отлитая на местном заводе художественного литья «Монументскульптура» фигура первого российского императора по причине исполинских размеров попросту не поместилась в выставочном павильоне, и ей отвели роль встречать посетителей Манежа. Под 7-тонным памятником за недолгий период нахождения в составе экспозиции начали трескаться ступени. Поэтому, когда Церетели объявил о передаче памятника в дар городу, возникла полемика по выбору оптимального места установки. И в этом вопросе первоначально мнения мастера и властей расходились.

Скульптор видел Петра в исторической части города – на Заячьем острове, Петровской набережной, Троицкой площади или у въезда на Биржевой мост. Комиссия же по установке памятников при Общественном совете не поддержала сию идею, мотивируя отказ запретом на внесение изменений в облик охранной зоны, которые могли бы нарушить существующие высотные акценты. В виде альтернативы предлагалось поместить памятник в Шлиссельбургской крепости, Кронштадте или на Пулковских высотах. Однако желание Зураба Церетели видеть скульптуру исключительно в одном из мест-символов Санкт-Петербурга победило. Побывав на хранении в «Монументскульптуре», Петр Великий в 2006 году занял известное сейчас многим гостям Северной Пальмиры место – на улице Нахимова.

Что будет с Петром?

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.

На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Почему замок был назван Михайловским?

Согласно легенде, когда-то на месте дворца была караульня, и вот как-то ночью одному из солдат, несших здесь вахту, явился архангел Михаил. После того как был воздвигнут замок, рядом с мостом в нише была поставлена статуя маленького солдатика. Также говорят, что Михайловским он стал называться вследствие того, что на его территории располагается храм Архангела Михаила. А он, как известно, считался покровителем династии Романовых. А вот свое второе имя, то есть Инженерный замок, он получил в 20-х годах 19-го века, когда в нем было размещено Главное инженерное училище. Насчет выбора места строительства есть еще одна легенда. Когда-то на этом же самом месте высился летний дворец дочери Петра Первого Елизаветы. Именно в нем родился Павел Первый. Поэтому он хотел, чтобы его новое жилище было построено на том же самом месте, где он появился на свет.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.

Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!

Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Ценные указания

Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей. А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.

Отношение к статуе в обществе

Памятник сразу не понравился большинству москвичей. Резкое неприятие вызывали внешний вид, огромные размеры и полнейшее отсутствие ценности для города. В июле 1997 года памятник даже пытались взорвать. В 2007 году была устроена акция по сбору пожертвований на демонтаж творений Церетели. В результате, удалось собрать 100000 рублей, однако эта сумма оказалась явно недостаточной для реализации замысла. После отставки с поста мэра Москвы Юрия Лужкова, статую хотели подарить Санкт-Петербургу, однако там категорически отказались от этой неслыханной щедрости. В 2008 году работа Зураба Церетели, по версии сайта «Виртуальный турист», заняла десятое место в списке самых уродливых сооружений мира.

Тем не менее, памятник по-прежнему стоит в Москве, вызывая иронию со стороны горожан и многочисленных представителей творческой интеллигенции, посвятивших ему немало строк в своих произведениях. Так, с легкой руки Михаила Веллера и лидера группы ДДТ Юрия Шевчука, статую Петра Великого стали называть «Гулливером в лилипутской лодке», а писатель-фантаст Олег Дивов на страницах романа «Лучший экипаж Солнечной» вообще представил его неким языческим идолом постъядерной эпохи.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.

Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во‑первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.

Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

«Он весь, как Божия гроза…»

Архитекторами памятника считаются Романовский и Чернов. Мощная фигура императора с выдвинутой вперед ногой олицетворяет поступательное движение России вперед. Опирающийся левой рукой на эфес шпаги – традиционного символа воинской доблести – Петр Первый демонстрирует одновременно миролюбие и решимость. Его правая рука сжимает указ об основании нового города. 

Водруженный на голову лавровый венок призван, по замыслу авторов проекта, подчеркнуть роль сей неординарной личности в истории России и благодарность потомков. Величественный взгляд, характерный жест, орден Андрея Первозванного на груди, четко прорисованная каждая деталь костюма приближают облик к типично «петровскому».    

8-метровый гранитный постамент темно-вишневого цвета с квадратным основанием и скругленными углами венчает трехъярусный карниз, с вершины которого гигантская фигура видна издалека.

Еще фрагменты монумента в заключение

Удачно подведенный наземным оператором, коптер выполнил фотографию с близкого расстояния, при хорошем солнечном освещении. Здесь нагляднее смотрится рельефно провисшая парусина, изготовленная совсем не из тканого материала. Здесь целеустремленный царь выглядит похожим на театральный персонаж под поднятым занавесом. Для такого выгодного ракурса аппарат пришлось сначала прижать к земле, затем заставить взмыть. Даже ветки дерева попали в кадр, благо не соприкоснулись с нашим бесценным помощником.

Уже упомянутая Эйфелева башня считалась уродующей Париж, возводилась как временный вход на Всемирную выставку. Представить без нее французскую столицу уже невозможно, это популярнейший туристический объект. Все торговые и увеселительные заведения 300-метровой конструкции всегда заполнены, что наводит на определенные мысли. Высочайшая инженерная надежность, не отрицаемая самыми ярыми противниками монумента, может существенно изменить практику использования сооружения. Даже нижняя платформа, на которой установлен памятник Петру I, ныне пустует.

Некоторые технические эксперты уверены, что монумент может стать не менее популярным объектом, чем решетчатая конструкция Эйфеля. Предполагается, что с использованием имеющихся внутри лестниц памятник Петру I можно превратить в обзорное сооружение. Для этого при минимуме переделок можно выполнить балконы на рострах, площадку на немалой палубе рядом с царем и надстройками. Насколько жизнеспособно подобное предложение, реально ли такое развитие событий, мы будем отслеживать. Хотелось бы знать мнение наших постоянных читателей.