Разоблачение культа личности и другие знаковые события правления хрущева

Оглавление

Разоблачение

Главное отличие культа – его идеи не поддаются критической оценке. Лидеры запрещают приверженцам мыслить иначе, оспаривать навязываемые им идеи.

Лидеры называют себя по-разному: старейшина, гуру, наставник, учитель, пророк. Они якобы наставляют людей на путь истинный, но при этом полностью блокируют самостоятельность «учеников». Они просто говорят, что делать, как думать, чтобы быть счастливым. Правда, спорный вопрос, становится ли от этого человек счастливым. Чаще нет.

Культ контролирует сознание приверженца. Контролируется предоставляемая информация, личное время, поведение, эмоции и чувства.

Разоблачить или хотя бы заподозрить культ можно по следующему плану:

  1. Информация не предоставляется полностью? Существует что-то доступное только особо посвященным людям? Информация зависит от уровня посвящения?
  2. Организация делит мир на хорошее и плохое, черное и белое, притом плохое и черное – это все, что находится за ее пределами?
  3. Лидеры запрещают остальным участникам общаться с теми, кто вышел из общества? Ушедших считают неудачниками, грешниками или предателями? Активным участникам нельзя спрашивать у других, почему те ушли?
  4. Организация не разрешает читать другую литературу, в том числе оппозиционную? Лидеры сами выдают книги для расширения кругозора, исключают их критическое обсуждение и полемику?
  5. Собрания, молитвы, проповеди, чтение литературы занимает все время приверженца? Лидеры организации контролируют соблюдение идей, поощряют доносительство на других участников?
  6. Культивируется идея страха (потерять спасение, мыслить свободно, подвергнуться злу извне)? Стимулируется ли в участниках чувство вины на основе личного несовершенства, невозможности достижения идеала?
  7. Навязывается ли идея о том, что причастность к группе и подчинение лучше и безопаснее личных решений, мнений?

Больше половины утвердительных ответов означает, что вы имеете дело с культом. Чем больше положительных ответов, тем вероятнее это.

Но это больше относится к религиозным культам и культу личности. Что касается обширных феноменов типа культа денег или культа еды, то заметить его проще. И бороться с ним на частном уровне просто. Ведь напрямую никто не запрещает вести себя иначе, читать другую литературу, не смотреть телевизор, заниматься саморазвитием с помощью книг.

В данном случае каждый человек сам выбирает, насколько хочет участвовать в потребительских отношениях. Хоть с одержимыми людьми и бывает сложно выстраивать отношения, но опять же в жизни мы сами выбираем, с кем жить, кого любить. Можно вместе хотя бы в своем узком кругу не участвовать в культе потребительства.

Исторические предпосылки и критика культа личности

Август из Прима-Порта

Монумент Китайскому императору Цинь Шихуанди

На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.

В абсолютных монархиях монарха практически обожествляли. Утверждалось, что он был дарован Божиею милостью или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения.

Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах и авторитарных режимах харизматических лидеров-вождей, пришедших к власти в результате государственных переворотов, революций или внешнего вмешательства (марионеточные правители). Им необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причём диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно[уточнить] развешивались их портреты; художники, композиторы, писатели, поэты создавали во множестве[] произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был славить вождей и подносить им дары[уточнить]. В их честь прижизненно ставились многочисленные статуи и памятники, переименовывались города и назывались многочисленные объекты.

Термин «культ личности» возник в период борьбы с наследием сталинизма в середине 50-х годов в СССР. По отношению к буржуазным и фашистским деятелям он обычно не использовался. Хотя сейчас иногда применяется в качестве отрицательного эпитета в рамках пропагандистской риторики, направленной против личности того или иного деятеля.

Одними из первых, кто указали на недопустимость такого явления, были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс писал Вильгельму Блосу:

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» — одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего». Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»

После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Сталин и Цзэдун навеки

До 1970 года на могиле Сталина лежала обычная мраморная плита, после чего ее заменили на бюст вождя. Что подвигло советское руководство на подобное решение? Существует версия, что Брежнев это сделал для умиротворения китайцев, с которыми накануне у СССР произошел вооруженный конфликт вокруг острова Даманский.

Более того, Кремль, сыграв на любви китайцев к Сталину, пообещал компартии КНР, что Волгограду будет возвращено имя вождя. Видимо моральное воскрешение Сталина в глазах жителей Поднебесной и некоторые другие бонусы сыграли свою роль: острую фазу советско-китайское противостояние миновало. Однако наиболее радикально настроенная группа китайских революционеров-хунвейбинов все же заблокировала советское посольство в Пекине с выкриками «Да здравствует товарищ Сталин!».

9 сентября 1976 года умер ученик и последователь Сталина Мао Цзэдун. Тело Великого кормчего по примеру советских партийцев незамедлительно подверглось процедуре бальзамирования. Однако, учитывая напряженные отношения между Пекином и Москвой, эту крайне сложную в технологическом плане работу пришлось выполнять китайским специалистам, опираясь лишь на вьетнамский опыт (в 1969 году был забальзамирован основатель компартии Вьетнама Хо Ши Мин). Как и следовало ожидать, результаты бальзамирования Мао Цзэдуна оказались неудовлетворительными. Хорошо сохранить удалось лишь лицо вождя, кроме ушей, а с телом вышла целая катастрофа.

На похоронах Председателя Мао принимало участие свыше миллиона человек, а спустя некоторое время многотысячные очереди уже выстраивались в его мавзолей. Сегодня Мао Цзэдун по-прежнему главная фигура новейшей китайской истории, по отношению к которой недопустима никакая критика. Хотя среди молодых граждан Китайской республики образ Мао скорее всего лишь часть массовой культуры.

Реабилитация

Барак усиленного режима в лагере Бутугычаг на Колыме, 1989 год

Николай Никитин/Фотохроника ТАСС

Реабилитация жертв репрессий возобновилась в конце 80х-годов. В сентябре 1987 года в СССР была создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с политическими репрессиями.

16 января 1989 года вышел указ президиума Верховного совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Согласно этому указу, реабилитации подлежали 1 млн 73 тысяч 750 человек.

18 октября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О реабилитации жертв политических репрессий», предусматривающий восстановление в гражданских правах жертв репрессий, устранение иных последствий произвола со стороны государства, обеспечение компенсации материального и морального ущерба.

Сверхжесткая мобилизационная модель развития общества воплощалась за счет надрыва сил народа, колоссальных людских потерь. Она вылилась в массовые репрессии, жесткий политический монополизм, классовые чистки, тотальное идеологическое прореживание культуры, отторженность от внешнего мира. И все это означает, что путь назад — это путь в исторический тупик, к неизбежной гибели России

Из послания Бориса Ельцина Федеральному собранию, февраль 1996 года

9 февраля 2003 года президент России Владимир Путин внес изменения в закон от 1991 года. Детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, необоснованно репрессированным по политическим мотивам, предоставлялся статус репрессированных — вместо статуса пострадавших от политических репрессий. По данным комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, этот статусом наделены около 150 тысяч человек.

Эта одна из самых горьких, тяжелых страниц отечественной истории, но она не менее поучительна для нас, чем страницы побед и триумфов, и требует объективности и ответственности, потому как несет важный урок, важнейший урок нынешним и всем будущим поколениям

Из выступления Владимира Путина на президентском Совете по правам человека, октябрь 2015 года

По состоянию на 1 января 2009 года, российскими органами прокуратуры были реабилитированы 684 тысяч 829 граждан. Более поздние доклады о реабилитации жертв политических репрессий не публиковались.

В настоящее время готовятся новые поправки в закон – увековечивание памяти жертв политических репрессий может быть включено в виды деятельности социально-ориентированных НКО, изменить также предлагается нормы законодательства, касающиеся мемориальных кладбищ и народных захоронений жертв политических репрессий.

Как написать сценарий похорон

О том, что секретарь Президиума ЦК КПСС и председатель Совета министров генералиссимус Иосиф Сталин скончался, страна узнала из официального информационного сообщения в шесть часов утра 6 марта. В действительности смерть Сталина наступила почти за полсуток до этого, в десятом часу вечера 5 марта. И тогда же состоялось первое заседание комиссии по организации похорон. То, что они выльются в масштабное мероприятие, которое охватит сотни тысяч людей, было понятно с самого начала. А значит, нужно было заранее продумать все детали грандиозной церемонии прощания и буквально по минутам расписать сценарий.

Первая страница газеты «Известия» с сообщением о смерти Сталина, 6 марта 1953 года

Похоронную комиссию возглавил член Президиума ЦК КПСС и первый секретарь Московского обкома партии Никита Хрущев. Кроме него, в нее вошли первый зампред Совета Министров СССР Лазарь Каганович, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Шверник, военный министр СССР маршал Советского Союза Александр Василевский, секретарь президиума Верховного Совета СССР Николай Пегов, командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Павел Артемьев и председатель Мосгорисполкома Михаил Яснов. Такой состав позволял без привлечения посторонних тут же решить большую часть вопросов, связанных с организацией похорон первого человека в стране.

Согласно первому и единственному протоколу заседания комиссии по организации похорон, 5 марта были определены все основные моменты траурного мероприятия и сопутствующих ему событий. Тело Иосифа Сталина отправили на вскрытие и бальзамирование в лабораторию при Мавзолее Ленина (мозг вождя народов оттуда передали в Институт мозга, как это делалось со всеми крупными советскими государственными и научными деятелями), после чего с 16 часов 6 марта выставили для прощания в Колонном зале Дома Союзов. Умершего генералиссимуса, и это тоже было отдельно определено комиссией, одели в привычный для него повседневный военный мундир, который пришлось спешно отгладить и подштопать, с обычным набором колодок его наград. Но и существенные изменения внесли: на китель пришили погоны генералиссимуса (Сталин при жизни их ни разу не надевал, обходясь маршальскими), золотые пуговицы вместо латунных и прикололи на левой стороне груди две Золотые Звезды — Героя Советского Союза, которую Сталин никогда не носил, и Героя Социалистического Труда, которую он, напротив, носил не снимая.

Гроб с телом Иосифа Сталина в Колонном зале Дома Союзов. Рисунок художника Бориса Щербакова, сделанный в ночь на 8 марта 1953 года

XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.16* «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев
Код элемента ЕГЭ: 3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста

Предпосылки разоблачения культа личности И. В. Сталина

  • Смерть И. В. Сталина → ослабление страха перед государством и репрессиями.
  • Восстания в системе ГУЛАГа в 1953—1956 гг.: Норильское, Воркутинское, Кенгирское и др. → необходимость реформирования системы ГУЛАГа.
  • Осуждение культа как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.
  • Назревание социального протеста в обществе

14 – 25 февраля 1956 г. — XX съезд КПСС

Изменения в идеологических установках партии:

  • Мирное сосуществование двух социальных систем (но вопрос об идеологическом противостоянии не снимался, поскольку мирное сосуществование является одной из форм классовой борьбы).
  • Возможность предотвращения мировой войны в современную эпоху (но не локальных конфликтов).
  • Разнообразие форм перехода к социализму: не исключена возможность мирного прихода к власти рабочего класса через завоевание им большинства в парламенте (отказ от откровенного экспорта революции)

Доклад Н. С. Хрущёва о культе личности (на закрытом заседании). Понятие «культ личности» объединяло политические и экономические просчёты периода руководства И. В. Сталина:

  • нарушения законности и массовые репрессии (однако жертвами сталинизма были представлены лишь коммунисты сталинской ориентации);
  • субъективные просчёты и ошибки И. В. Сталина в годы Великой Отечественной войны;
  • нарушение принципа коллективности руководства;
  • преувеличение роли И. В. Сталина в истории партии и государства

Значение XX съезда КПСС

  • Прорыв в осмыслении сущности сталинизма, осуждении его преступлений.
  • Продолжение реабилитации жертв сталинского произвола → за период 1956—1961 гг. было реабилитировано в общей сложности почти 700 тыс. чел. (т. е. в сто раз больше, чем за 1953— 1955 гг.)
  • Появление возможности для активной общественной жизни.
  • Начало коренного изменения идейной и политической атмосферы в обществе

 Никита Сергеевич Хрущёв

Никита Сергеевич Хрущёв (1894—1971 гг.) — политический и государственный деятель, Герой Советского Союза (1964 г.), трижды Герой Социалистического Труда (1954 г., 1957 г., 1961 г.), генерал-лейтенант (1943 г.).  Родился в крестьянской семье, в селе Калиновка, Курской губернии. Не получил серьёзного образования.

В 1908 г. начал трудовую деятельность.
Участник Гражданской войны на Южном фронте.
В 1928 г.— заведующий отделом ЦК КП(б) Украины.
С 1931 г.— на партийной работе в Москве, с 1935 г.— первый секретарь Московского городского и Московского областного комитетов ВКП(б).
1938 — март 1947 г. и декабрь 1947—1949 г.— первый секретарь ЦК КП(б) Украины, одновременно в 1944—1947 гг.— председатель Совнаркома (с 1946 г.— Совета Министров) УССР.
1939—1944 гг.— член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС.
В Великую Отечественную войну член Военных советов ряда фронтов.
С 1949 г.— секретарь ЦК и первый секретарь Московского комитета ВКП(б).
1953—1964 гг.— Первый секретарь ЦК КПСС.
1958—1964 гг.— Председатель Совета Министров СССР.

Недовольство государственного и партийного аппарата, потеря социальной поддержки населения → смещение Н. С. Хрущёва со всех занимаемых постов на пленуме ЦК КПСС (12—14 октября 1964 г.): «ушёл на пенсию по собственному желанию». В вину Н.С. Хрущёву было поставлено: отход от принципов коллективного руководства, непродуманные экономические реформы, провалы во внешней политике.

Конспект урока по истории «XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Вьетнам – Хо Ши Мин

Хо Ши Мин был коммунистическим лидером, который начал свою карьеру в качестве председателя и первого секретаря рабочей партии Вьетнама. В молодости Хо Ши Мин учился и работал в иностранных государствах, включая Францию, США, Великобританию, СССР и Китай. политика Хо Ши Мина ознаменовалась различными военными компаниями и многочисленными актами агрессии, направленными на достижение независимости Вьетнама.

После смерти лидера в 1976 году, вьетнамский город Сайгон был переименован в Хошимин в его честь. Помимо этого был создан музей посвященный жизни и выдающимся достижениям Хо Ши Мина, а его портрет был размещен на банкнотах национальной валюты.

Великая Отечественная война

Над Европой сгущались тучи войны. Сталин подписал пакт о ненападении с Гитлером. Информацию разведуправления армии о готовящемся вторжении фашистов он игнорировал.

Репрессии 1937-1939 годов практически обезглавили Советскую Армию и парализовали руководство на периферии до такой степени, что нападение Германии на СССР страна встретила в полной растерянности. Потери в живой силе и технике были огромны. К ноябрю 1941 года гитлеровские войска были у стен Москвы.

Сталин был настолько потрясен случившимся, что только 3 июля нашел в себе силы выступить с обращением к советскому народу.

Ценой невероятных усилий, мобилизовав все резервы, советский народ сумел остановить победное шествие гитлеровских войск, отбросить врага от стен столицы и освободить территорию страны раньше, чем союзники по антигитлеровской коалиции открыли второй фронт на западе Европы.

Тянуть с его открытием дальше США и Великобритания уже не могли. Отдавать Советскому Союзу лавры победителей фашизма Запад был не готов.

Никита Хрущёв и XX съезд КПСС

Доклад, произнесённый Хрущёвым на ХХ съезде КПСС, полностью противоречил тому, что делал и говорил на протяжении десятилетий будущий первый секретарь ЦК. В середине 1920-х он плотно занялся партийной работой в Донбассе, в 1929 году поступил в Промышленную академию в Москве и в 1934 году занял пост 1-го секретаря Московского горкома ВКП(б), войдя в состав ЦК. Ещё четыре года спустя Хрущёв стал 1-м секретарём ЦК КП(б) Украины.

В годы Великой Отечественной войны он занимал должности 1-го секретаря Киевских обкома и горкома партии, а с 1944 года руководил Совнаркомом УССР. После войны Хрущёв вернулся в Москву, возглавив одновременно столичный горком и обком партии, а также заняв должность секретаря ЦК.

По словам историков, при жизни Иосифа Сталина Хрущёв пользовался его полным доверием и, в свою очередь, проявлял преданность и верность советскому лидеру. Однако после смерти Сталина именно Хрущёв, вступивший в борьбу за власть, стал инициатором расправы над членами сталинской команды. Так, с его подачи был арестован и казнён Лаврентий Берия, с должности председателя Совмина СССР был смещён Георгий Маленков. 

В 1953 году Хрущёв занял пост 1-го секретаря ЦК КПСС. Получив власть, он начал расставлять на ключевые позиции в органах государственной власти своих сторонников. Вместе с тем, как отмечают эксперты, часть партийного руководства реагировала на деятельность Хрущёва негативно, не считая принимаемые им решения верными.

Также по теме

Всесоюзный староста: каким был Михаил Калинин

145 лет назад родился многолетний председатель ЦИК и Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. По словам историков, он был…

Важным аспектом изменения внутренней политики государства стало сокращение количества лиц, осуждённых по «контрреволюционным» статьям, в местах лишения свободы. Через несколько месяцев после смерти Сталина было ликвидировано Особое совещание при НКВД — орган, наделённый широкими внесудебными полномочиями, вплоть до права выносить решения о расстреле. После этого начались масштабные реформы исправительной системы. Согласно оценкам историков, за два года количество заключённых снизилось в несколько раз.

14 февраля 1956 года — меньше чем через три года после прихода Никиты Хрущёва к власти — в Москве открылся ХХ съезд ЦК КПСС. Он собрал в Большом Кремлёвском дворце около 1,5 тыс. делегатов, а также представителей 55 коммунистических и рабочих партий из различных стран мира.

«По большей части это был обычный съезд. На нём решались многие задачи, связанные с экономическим развитием СССР, с ускорением развития промышленности и сельского хозяйства. Было принято решение о прекращении строительства паровозов и переходе к более современным локомотивам», — рассказал RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

  • XX съезд КПСС
  • РИА Новости

В повестку съезда входили отчётные доклады ЦК и Центральной ревизионной комиссии КПСС, доклад по шестой пятилетке развития народного хозяйства и выборы в центральные органы партии. Но кроме этого участникам съезда предстояло выслушать важный доклад самого Никиты Хрущёва — о культе личности Сталина. Президиум ЦК ещё до начала съезда принял решение о предоставлении первому секретарю ЦК соответствующей возможности.

Разоблачение культа личности Сталина

Причины десталинизации

Многие историки оценивают разоблачение культа личности Сталина просто как исторический факт. Мол, было и было. Но нужно понимать, что привело Хрущева к тому, чтобы сделать этот шаг. А причины десталинизации следующие:

  1. Смерть Иосифа Виссарионовича ослабила страх людей к государству. Ведь люди боялись не советский режим, а Сталина, Берию и других. Не случайно после смерти Сталина во многих ГУЛАГах поднялись восстания.
  2. Многие проблемы в жизни граждан списывались на войну, но с каждым послевоенным годом условия жизни сильно не улучшались (и это в социальном государстве).
  3. Борьба за власть. Хрущев пытался получить дополнительные «голоса», чтобы удержать власть.
  4. Назревание недовольства в обществе. Пропаганда рисует картины, что в СССР каждый человек до слез любил свое государство. Реалии же были таковыми, что после смерти Сталина начались массовые демонстрации. Одна из таких демонстраций прошла в Тбилиси и закончилась расстрелом.

Выступление Хрущева на 20 съезде партии

14-25 февраля 1956 года проходил 20 съезд ЦК КПСС. Это плановое мероприятие в последний свой день вызвало настоящий шок не только в СССР, но и в других социалистических странах. 25 февраля 1956 году Хрущев начал процесс десталинизации в обществе.

25 февраля на утренней сессии ЦК было проведено закрытое (подчеркиваю) заседание, на котором Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». После его прочтения в зале, по некоторым источникам, воцарила тишина. Но не это главное

Важно то, что сегодня сохранились официально изданные стенограммы того съезда, но закрытое заседание, естественно, в нем не отражено. Вот как выглядит оглавление 2-го тома стенографического отчета

Все на одной странице. А фактически из закрытого доклада там нет ничего. Сегодня найти этот документ в открытом доступе тяжело, но можно. Дело в том, что документ секретный. Вот вкратце основные мысли, высказанные Хрущевым:

  • Ленин был великим человеком, а у Сталина были сплошные недостатки.
  •  Массовые репрессии проводились без согласования с Политбюро.
  • Загадочный характер убийства Кирова, после чего начались репрессии (арест Николаева и тут же отпустили его; смерить чекиста, приставленного к Кирову, в момент доставки того на допрос).
  • Беспредел в НКВД с вынуждением давать нужные показания, фальсификациями и прочим.
  • Были многочисленные данные о подготовке к войне (в том числе и в апреле 1941 от Черчилля), но Сталин их игнорировал.
  • Отрицание решающей роли Сталина в победе. Также затрагивался вопрос того, что полководческие таланты вождя сильно преувеличены.
  • Массовые репрессии командиров, которые победно прошли войну. Виток репрессий после войны был необоснованным.

Постепенно секретные документы раскрываются, и вопросы того как проходила десталинизация становятся более открытыми. Вот, например, какие документы сегодня есть в открытом доступе по этому вопросу.

Хрущев не планировал сразу обращаться ко всей стране, и летом 1956 года подчеркнул, что десталинизация должна развиваться умеренно. Ведь Сталин находился у власти 30 лет, а значит, обладал определенными качествами. Кроме того нужно было развивать идею социализма, поэтому особо подчеркивалось, что суть социализма из-за культа личности не пострадала, страна пережила террор и войну и теперь готова к скачку в развитии.

Решение ЦК партии

30 июня 1956 года вышло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». В нем делался акцент на следующих моментах:

  • Критика Сталина, но не партии. Делался особый акцент на том, что Сталин творил зло, потому что не прислушивался к партии. Теперь же все изменится. Но при этом подчеркивалось, что культ партии – допустим.
  • Определялись рамки критики. Позволить всем критиковать всё, что связано с именем Сталина, нельзя было позволить. Поэтому определялись рамки: репрессии, военные просчеты, личные качества и т.д.
  • К тем, кто не придерживался дозволенных рамок, должны были применяться репрессии и наказания.

Особо хочу отметить последний пункт. Хрущев допускал применение репрессий. То есть, то в чем он обвинял Сталина, им самим очень даже использовалось. За примером далеко ходить не нужно. В борьбе за власть Хрущев одолел, в том числе и Берию, которого расстреляли как английского шпиона. Поэтому идеализировать идею десталинизации не стоит. Она проводилась не для того, чтобы донести до людей правду, а для того, чтобы снять напряженность в обществе и позволить Хрущеву удержать власть.

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «ХХ съезд КПСС и его исторические реальности» — Барсуков Н.А. Москва, 1991
  • «Никита Хрущев: отец или отчим советской «оттепели»» — Медведев Р.А. Москва, 2006

Последствия культа личности

В марте 1922 года Ленин отмечал громадный, безраздельный авторитет «…того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией». Именно эти люди знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина, и они явно мешали Сталину. Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться Сталиным как «враждебные вылазки» или «примиренчество к ним»; началась безжалостная расправа с неугодными Сталину лицами. Сталин выступил со справедливым утверждением, что по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется. К сожалению, это в некоторой мере послужило теоретическим обоснованием репрессий. Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным государственным и хозяйственным руководителям, командному и политическому составу Красной Армии, рядовым коммунистам и советским гражданам был нанесен тяжелый ущерб.

Культ личности Сталина способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии. В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду. Обстановка культа личности Сталина нанесла вред общественным наукам, в том числе философским и историческим, и в особенности — изучению истории партии, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

Карающая длань «вождя народа»

Мстительность, злопамятность, болезненная подозрительность и мелочность проявляли себя не только в общении с ближайшим окружением, но и при решении государственных задач. Противоречить мнению вождя стало крайне опасно: Сталин не владел искусством ведения дискуссии, общения с оппонентом. На спорящего вождь обрушивал поток бранных слов и угроз, а затем подвергал репрессиям. Советский вождизм достиг самых уродливых форм: тюремный срок можно было схлопотать за криво висящий портрет вождя, «неправильный» анекдот. Совершенно неожиданно за небольшие служебные упущения, опоздание на работу можно было стать «врагом народа» и пособником западных разведок. Слежка, доносы стали обыденностью жизни к легендарному 37-му году. Все это привело к огромным жертвам среди населения страны и в партийных рядах. Апогея культ личности Сталина достиг к 50-летию Иосифа Джугашвили. Советскому народу пропаганда внушила, что именно Сталин создал «непобедимую и легендарную» Красную Армию. Он стал четвертым теоретиком учения марксизма-ленинизма и гарантом ленинской линии КПСС. И, конечно, все достижения индустриализации, сельского хозяйства, науки, искусства преподносились как прямой результат «чуткого и мудрого» сталинского руководства. Из-под «пера» не одаренного даром публициста Сталина безмерными тиражами выпускались речи, доклады, выступления и книжная продукция.