Оглавление
Художники концептуализма
Джозеф Кошут, Дэмьен Хёрст, Йозеф Бойс, Ли Юань Чиа, Сол Ле Витт.
Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. В концептуализме работали художники: Л.Левин, ЛеВито, Х.Хааке, Р.Берри, Дж.Кошут в США, Я.Диббетс в Нидерландах, В.Аккончин в Италии, Крейг-Мартин, Б. МакЛин, Берджин, Арнатт, Лонг, Келли в Великобритании и другие. Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее.
Концептуализм – интеллектуальное творчество, в большинстве ироничное – возникло изначально как противовес коммерческому искусству.
Концептуальную композицию не имеет смысла покупать или продавать, составные части для них подбирали из предметов обихода, иногда художественный объект становился сам автор. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия).
Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Концептуальная композиция являла собой художественный чистый жест, который освобожден от какой-либо пластической формы. Зачастую использовали природные материалы – трава, земля, зола, хлеб, пепел от костра, снег. Составная часть композиции — среда, в которой демонстрировались концептуальные объекты, – морское побережье, населенный пункт, улица, поле, горы, лес, инженерное сооружение, здание и так далее.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Концептуализм в живописи
3.3 (66.67%) 3 голос(ов)
Пузырь кислорода
«…особый климат подпольной художественной жизни, который присутствовал как густой настой во всех мастерских, подвалах, комнатушках, где обитала художественная богема. Существование было соткано из безумного напряженного ощущения „их“ („он“ — это начальники, работодатели, управдом), которые воспринимались как иная, враждебная и опасная порода людей, живущих „наверху“, в „официальном“, „том“ мире, а под этим, тесно общаясь друг с другом, любя и уважая, живет, как „под полом жизни“, другое содружество, совсем особое племя людей».
И. Кабаков. 60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве. 2008 г.
«Пузырь кислорода» и «кислородный колокол» (В. Сорокин), «особый климат» и «густой настой» (И. Кабаков) или «концентрированная интеллектуальная среда» (Д.А. Пригов), «насыщенная среда» (П. Пепперштейн) — это та неучтенка московского концептуализма, упоминание о которой встречается практически в каждом тексте о круге МК семидесятых—восьмидесятых. ЭТО невозможно архивировать, музеифицировать или еще как-то освоить, невозможно отнести ни к какому известному виду художественной продукции, и поэтому оно остается исключительно эмоциональным субъективным переживанием, личным опытом, который можно пережить, только став частью круга. ЭТО нечто невыразимое и неописуемое, дарящее ощущение свободы и творческой энергии («глоток свободы», «позволяет выжить и сохранить личность» — В. Сорокин). По многочисленным свидетельствам, это драйвовое ощущение составляло основу существования московского круга концептуалистов.
Если искусство существует вне социальных отношений, в узком кругу друзей и знакомых, то оно лишено нейтрального зрителя, того самого зрителя, который, по мнению Марселя Дюшана, создает произведение искусства в момент его публичной демонстрации, или массового зрителя, который был материалом для формалистских экспериментов и утопий советского авангарда 1920-х годов. Размывая границы между искусством и жизнью, создавая политическое искусство или эстетизируя политику, художники авангарда заложили основы не только искусства либеральной демократии, но и тоталитаризма. Каждая система выстроила свои институты искусства — о демократических институциях московские художники имели весьма смутные и слишком романтизированные представления. Художники семидесятых остро чувствовали связь между утопиями авангарда и тоталитаризмом — об этом пишет и Паперный в «Культуре Два», и Гройс в «Gesamtkunstwerk Сталин». Неслучайно коммуналка с ее обитателями становится центральным сюжетом Ильи Кабакова. Коммунальная система расселения наследовала идеям коллективистского быта нового советского человека. Обобществленный быт советского гражданина не обладал качествами приватности — напротив, государство диктатуры пролетариата последовательно избавляло своих граждан от частной жизни. Но образ, созданный Кабаковым, не документален: он на символическом уровне раскрывает драму перевоплощения авангардных утопий в менталитет советской коммуналки. В период оттепели произошел поворот, и права личности — во всяком случае, на уровне повседневной жизни — были частично восстановлены. К семидесятым годам самые махровые коммуналки в центре города расселили, а многие подвалы и чердаки, где они ранее располагались, передали художникам МОСХа под мастерские — так образовалось пространство богемной жизни.
Комната отдыха
…что меня всегда завораживало в этой среде в конце 80-х — так это невероятная витальность, энергия, невероятная сексуальность этого мира. Причем там художников-то было ну вот столечко, а очень много было каких-то тусовщиков, вообще непонятно кого.
И здесь я хочу сказать, что московская концептуальная школа дала мне очень много, дала в плане некоего дистанцированного взгляда по отношению ко всему, что происходит. Ко всем явлениям, ко всем процессам. Худо-бедно, но это и оказалось некой единственной идеологией, которая в тот момент могла мне понравиться.
Николай Шептулин. Из разговора о московском концептуализме, состоявшемся зимним декабрьским вечером 2007 года в подмосковном Внукове
Следуя подпольным стратегиям партизанства, МГ формирует в молодежной среде сеть тайных союзов и групп, которые возникают и множатся на располагающей к этому постконцептуальной почве. Совместное творчество, бесконечное производство в теплых плюшевых норках квартир и сквотов поэтических текстов и альбомов, рисунков и коллажей — в этой стратегии МГ совпадает с «Облачной комиссией». ОК — движение, запущенное Аркадием Насоновым, оно объединяло около ста облачных комиссаров и имело резиденцию в «Заповеднике искусств» у Петлюры. МГ и «Облачная комиссия» по предложению Сергея Ануфриева создают круг «Тарту». «Тайное» прочтение этого название раскрывает его истинный смысл: ТРТ — Тайна Ради Тайны. В то же время (в промежутке между двумя путчами, 1991 и 1993 годов) Павел Пепперштейн вводит более публичное определение круга — «Эстония». Как зафиксировано в «Словаре терминов Московской концептуальной школы», круг «Эстония» и составляющие его группы молодых художников вошли в круг МК. Вероятно, эта неожиданная открытость подпольного круга демонстрирует стремление и потенцию сформировать некоторую мафиозную систему искусства, абсурдную, но вполне способную вести дискуссии на интеллектуальном уровне институций.
Библиография
- Пьер Абелар , Logica Ingredientibus («Логика для начинающих», до 1121 года) или Глоссы Милана , в Б. Гейера (ред.), Питер Абелярс философский Шрифтен , Мюнстер, Ашендорф, 1919-1927.
- Виктор Кузен , предисловие к опере Петри Абаеларди hactenus seorsim edita … , А. Дюран, 1849–1859, т. I, 746 с.
- История философии , Галлимар, сб. «Плеяды», т. I, 1969, с. 1296-1304 (Абеляр по Жану Жоливе )
- Ален де Либера , La querelle des Universaux , Seuil, 1996.
- Бенуа Патар, Словарь средневековых философов , Fides, 2006.
- Майкл Кланчи, Abélard , Фламмарион, Coll. «Великие биографии», 2000.
Средневековая философия |
|
---|---|
Школы, течения и учения | Августинизм • Аверроизм • Авиценнизм • Бегины • Концептуализм • Devotio moderna • Школа Шартра • Школа Саламанки • Герметизм • Мистицизм • Рейнский мистицизм • Номинализм • Перипатетизм • Реализм • Схоластический • Скотизм • Томизм • Универсалии |
Авторы | Абеляр • Ален де Лилль • Исаак Альбалаг • Альберт Саксенский • Альберт Великий • Аль-Бируни • Аль-Фараби • Аль-Кинди • Ансельм • Огюстен д’Иппон • Аверроэс • Авиценна • Роджер Бэкон • Боэтиус • Бонавентура • Буридан • Крокерт • Данс Скот • Гаунилон • Годфруа де Сен-Виктор • Готшальк д’Орба • Грегуар де Римини • Гийом д’Окхам • Анри де Ганд • Юг де Сен-Виктор • Ибн Араби • Ибн Габироль • Ибн Халдун • Жак де Витербе • Жан де Жандун • Жан Скотт Эриген • Иоахим де Флор • Маймонид • Мэтр Экхарт • Бартоломео Мастри • Николя де Кюс • Псевдо-Дионисий Ареопагит • Раймон Лулль • Ришар де Медиавилья • Ришар де Сен-Виктор • Тома д’Акен |
Теория познания |
---|
|
Философский портал
Спор между универсалиями и онтологическим концептуализмом
Отправной точкой является этот текст из Порфирия Тирского , ок. 268:
- «Прежде всего, что касается родов и видов, вопрос заключается в том, являются ли они реальностями, существующими сами по себе, или лишь простыми представлениями о разуме, и, если предположить, что они являются субстанциальными реальностями, материальными или бестелесными, если, наконец, они раздельны или существуют только в чувственных вещах и в соответствии с ними. Я не буду об этом говорить. Это очень глубокая проблема, требующая совсем других и более обширных исследований. »(Порфирий, Исагога , I, 9–12, пер. Ж. Трико).
В известной ссоре универсалий , философский аргумент средневековья ( XI — й к XIV — й . S), концептуализм противостоит номинализма и реализма о статусе универсалий (родов, видов, универсальные концепции); с другой стороны, как номинизм на уровне языка он противоположен реизму . Концептуализм говорит, что универсалии — это конструкции разума, они не являются ни идеальными вещами (реализм универсалий), ни чистыми выбросами голосов (номинализм). Номинизм говорит, что универсальные концепции выражают вещи, не будучи вещами, реальностями (реизм).
1) Номинализм сводит общие идеи к словам, он содержит универсалии для простых колебаний голоса ( flatus voice ) (вокалистский тезис), потому что он утверждает, что существуют только индивиды (партикуляристский, эмпирический тезис). Например, когда мы говорим слово «человек», общий термин, мы имеем в виду только одно слово, поскольку в действительности существуют только отдельные люди. Номинализм защищает Росселен де Компьень , около 1090 года, в Лоне.
2) Реализм универсалий ( реизм ) поддерживает это: общие идеи существуют сами по себе, «субстанциальная реальность», они существуют независимо от вещей, в которых они проявляются, подобно идеям Платона (тезис платонизма). И имена есть реальность (сопротивление тезису). Например, есть вид Человека, который составляет общую сущность людей, которые различаются только своими случайностями, своими случайными свойствами. Реализм универсалий защищал Гийом де Шампо около 1100 года, затем, около 1140 года, Альберик Парижский , Робер де Мелун , Жильбер де ла Порре , Гийом де Пуатье , затем Жан Данс Скот около 1300 года.
3) Концептуализм допускает, что все признаки вида существуют, но как ментальное понятие, сформированное из опыта, выражающее сущность реальных вещей и позволяющее им быть познанным. Согласно концептуализму, имена относятся к вещам, понятие выражает вещь (номинистский тезис), не будучи вещью, субстанцией, реальностью, а универсалии являются ментальными конструкциями, логическими инструментами (конструктивистский тезис)
«Для Абеляра в реальности нет ничего универсального: универсальность — это результат умственной операции, которая принимает во внимание аспекты или статус, в котором отдельные вещи группируются вместе по сходству, игнорируя ( abstrahendo ) различные аспекты. Таким образом, универсальное — это голос сигнификатива или sermo , мысленное представление, наполненное смыслом, направленное на внешнюю реальность »
Концептуализм защищал Пьер Абеляр , около 1108 г., и его ученики, в том числе Гийом д’Оккам , около 1300 г. Действительно, Гийом д’Оккам , Жан Буридан , отнесенные к номиналистам, на самом деле были бы концептуалистами, согласно Г. Эцкорну. ( Словарь Средневековья, стр. 1476) и Л. М. Де Рийк («Ужас Оккама перед универсалиями», 1995 г .; «Джон Буридан об универсалиях», 1992 г.), потому что они сосредотачивают дебаты на концепции, а не на вещах или на предметах. универсалии.
Мы понимаем, что Пьера Абеляра дважды обвиняли в ереси (Суассонский собор в 1121 году, Сенский собор в 1140 году), когда мы читаем это замечание Константа Дж. Мьюса: «Абеляр в основном сказал, что три лица Троицы — это только имена для описания. свойства высшего блага, которое в конечном итоге ускользает от всякого определения »( Medieval Mixtures , 26, 1986, стр. 426).
Как стать концепт художником с нуля
Художественное образование
Как правило, его наличие для работодателей не важно, но лишним оно точно не будет. Самому концепт художнику проще работать, если он знает, как правильно изобразить человека, и разбирается в композиции
Самоучкам приходится узнавать все на практике или из обучающих уроков.
Дизайнерское образование. Оно тоже не является обязательным, но может значительно облегчить работу тому, кто решил стать концепт художником. Сегодня при рисовании арт специалист редко использует бумагу и карандаш. Чаще всего он работает в различных программах: Photoshop, Corel, Illustrator, ZBrush, 3DsMax и другие — всем этим умеет пользоваться дизайнер.
Скорость и навык рисования на бумаге. Помимо владения базовыми программами, каждый, кто решил стать концепт специалистом, должен уметь быстро и качественно делать наброски от руки.
Профильное образование. Как такового высшего образования, в результате которого можно получить диплом «концепт художник», нет. Но есть курсы, где можно научиться создавать мультфильм или игру с нуля. Среди таких школ — Skillbox, Conceptart.education и другие.
Портфолио с лучшими работами — то, что обязательно должно быть у художника, который решил стать концептером. Произведения в идеале должны быть выдержаны в одном стиле и отвечать требованиям современной арт индустрии.
Умение действовать в рамках технического задания. Каждый, кто желает стать концепт художником, должен уметь четко выполнять поставленную задачу.
Хотя бы отдаленно разбираться в психологии поведения. Это нужно, так как концепт художник должен не только визуализировать, но и прорабатывать особенности характеров персонажа.
Понимать принципы колористики и композиции. Этому можно обучиться на художественных курсах, самостоятельно или в школе концепт арта, например, MDP.
Как найти стажировку и где лучшие места работы
- Найти несколько компаний, где хотелось бы работать, и хорошенько изучить их стиль, дизайн. Если это киноиндустрия, то посмотреть картины, которые уже вышли в прокат и стали популярны. Если речь идет о гейме, то поиграть, чтобы понять принцип игры. После этого нужно создать портфолио, отвечающее стилю конкретной компании. В идеале творец должен постараться изобразить то, что арт-директор мог бы прямо сейчас взять и использовать в проекте. К портфолио стоит добавить сопроводительное письмо о желании сотрудничества.
- Если менять свой стиль в угоду заказчику не хочется, то можно найти компанию, продукция которой выполняется в той же стилистике, в которой рисует художник. Скорее всего, на это уйдет довольно много времени. Далее действовать нужно так же, как и в первом случае: написать, что хочется стать их сотрудником, и приложить портфолио.
История
Яцек Тылицки, Каменная скульптура, Apaмбол джунгли, Гоа, Индия,
Изобретение термина «концептуальное искусство» приписывают американскому философу и музыканту Генри Флинту. Так называлось его эссе 1961 года (Conceptual Art), опубликованное в книге An Anthology of Chance Operations под редакцией Джексона МакЛоу и Ла Монте Янга в 1963 году.
Французский художник Марсель Дюшан подготовил «почву» для концептуалистов своими «реди-мейдами». Наиболее известным из дюшановских реди-мейдов был «Фонтан» (1917), писсуар, подписанный художником псевдонимом «R.Mutt» (каламбур, напоминавший о популярных мультяшных героях Матте и Джеффе), и предложенный в качестве экспоната для выставки Общества независимых художников Нью-Йорка.
Именно М. Дюшан впервые поднял вопрос о переоценке того, что можно считать искусством. До этого момента считалось, что искусство должно обладать эстетической, технической и интеллектуальной ценностью
Идеи Дюшана и их теоретическая важность для будущего концептуализма было позднее оценено американским художником Джозефом Кошутом. В своём эссе «Искусство после философии» (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: «Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, потому что искусство и существует лишь в виде идеи» («All art (after Duchamp) is conceptual (in nature) because art only exists conceptually»)
Исполнив провокационный и показательный разрыв с традицией в 1917 году, художник дает начало новой концепции, исходя из которой, идея и задумка автора при оценке произведения превосходят его зримую красоту.
Отстаивая первостепенность концепции над самим создаваемым объектом, он настаивал на том, что художников не следует ограничивать в выражении своих мыслей и эмоций. Теперь художник в праве передать свою идею теми средствами, которыми тот посчитает нужными. Как вариант, идея может быть передана даже посредством собственного тела, в субжанре концептуального искусства, который получил название «перфоманс».
В узком смысле слова термин «концептуализм» связан с художниками второй половины 1960-х годов, задавшихся вопрос о том, что есть искусство (art in general). Одним из главных инструментов в концептуальном искусстве 1960-х годов становится фотография. С помощь камеры удается провести некоторый анализ. Например, французская художница Софи Калль с помощью фотографии выявляет фиктивность любого документа. Также отметим советского фотографа Бориса Михайлова, единственного фотографа из СССР, у которого была своя ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Концептуальное искусство оформилось как движение на протяжении всего периода 1960-х. В 1970 состоялась первая выставка концептуального искусства Концептуальное искусство и концептуальные художники, которая была проведена в Нью-Йоркском культурном центре.
Художники
- Аккончи Вито
- Иэн Бакстерэнд
- Роберт Барри
- Джон Балдессари
- Виктор Бёрджин
- Ванесса Бикрофт
- Йозеф Бойс
- Майкл Болдуин
- Даниель Бюрен
- Лоуренс Вайнер
- Гилберт и Джордж
- Ян Диббетс
- Брацо Дмитриевич
- Марсель Дюшан
- «Искусство и язык»
- Маурицио Каттелан
- Джозеф Кошут
- Лес Левин
- Сол Ле Витт
- Ричард Лонг
- Йоко Оно
- Роман Опалка
- Денис Оппенхейм
- Ханс Хааке (Hans Haacke)
- Оттмар Хёрль
- Гарольд Харрел
- Дуглас Хюблер
- Терри Эткинсон
- Трейси Эмин
- Ив Кляйн
- Billy Apple
- Art & Language
- Michael Asher
- Mel Bochner
- Allan Bridge
- Marcel Broodthaers
- Крис Бурден
- Mark Divo
- Shahram Entekhabi
- Andrea Fraser
- Дэн Грэхем
- Iris Häussler
- Jenny Holzer
- Zhang Huan
- Douglas Huebler
- Ray Johnson
- Он Кавара
- John Latham
- Matthieu Laurette
- Mark Lombardi
- Allan McCollum
- Adrian Piper
- Уильям Поуп Эл
- Марта Розлер
- Allen Ruppersberg
- Яцек Тылицки
- Wolf Vostell
- Lawrence Weiner
- Gillian Wearing
- Christopher Williams
- Jarosław Kozłowski (Польский художник)
- Andrzej Szewczyk (Польский художник)
- Stanisław Dróżdż (Польский художник)
- Марина Абрамович
- Альберт, Юрий
- Илья Кабаков
- Андрей Монастырский
- Новиков, Игорь Алексеевич
- Пригов, Дмитрий Александрович
- Пивоваров, Виктор Дмитриевич
- Евгений Семёнов
Стили
Концепт-арт варьируется от стилизованного до фотореалистичного, в зависимости от потребностей IP. Художники, работающие над проектом, часто производят большие объемы работ на ранней стадии производства «голубого неба». Это обеспечивает широкий спектр интерпретаций, в основном в виде эскизов , скоростных красок и трехмерных наложений. Более поздние работы, такие как матовые картины (техника, похожая на фотобашинг), производятся настолько реалистично, насколько это необходимо. Концепт-художникам часто приходится приспосабливаться к стилю студии, для которой они нанимаются. Умение создавать несколько стилей ценится в концепт-художнике.
Пример концепции робота, нарисованный маркером и чернилами. Подобные эскизы, хотя и простые, используются в качестве руководства на протяжении всего творческого процесса.
Основные идеи
Живописцы признают, что их работы должны иметь, концептуальный характер. Чтобы подчеркнуть это, многие художники сократили материальное присутствие в работе до абсолютного минимума – тенденция, которая получила название «дематериализация искусства».
- Концептаулисты находились под влиянием минимализма, но они отказались от условностей, которые существовали в этом стиле живописи. По мнению концептуалистов, картина или скульптура не должны выглядеть как традиционное произведение искусства.
- В основе концептуализма лежит институциональная критика искусства. Отвергалась сосредоточенность на предмете в пользу увеличения интереса к культурным ценностям общества в целом.
- Основа концептуализма – искусство о самом себе. Произведения поясняют сами себя.
- Картины художников не должны вызывать переживания на эмоциональном уровне, они созданы для интеллектуального восприятия.
Материалы
Концепт-арт включает использование цифровых технологий . Редакторы растровой графики для цифровой живописи стали более доступными, а также аппаратное обеспечение, такое как графические планшеты , позволяющее использовать более эффективные методы работы. До этого использовалось любое количество традиционных средств, таких как масляные краски , акриловые краски , маркеры и карандаши . Многие современные пакеты красок запрограммированы на имитацию смешения цветов так же, как краска на холсте; Владение традиционными медиа часто имеет первостепенное значение для способности концепт-художника использовать программное обеспечение для рисования. Популярные программы для концепт-художников включают Photoshop и Corel Painter . Другие включают Manga Studio, Procreate и ArtRage . Большинство концепт-художников перешли на цифровые медиа из-за простоты редактирования и скорости. У многих концептуальных работ есть сжатые сроки, когда требуется отполированная деталь в короткие сроки.
О скафандрах фактографии и Ливингстоне в Африке
Дальше мы перешли в рамки обычного искусства и литературы.
К мастеру пришел ученик и спросил: — В чем суть дзен?
А мастер — хрясь его палкой по башке
Ученик упал и умер.
(Из одесского дзенского фольклора)
Рубеж 1970-х—1980-х годов — важный этап в развитии МК. После эмиграции значительного числа участников и «перегруппировки кругов» (Д.А. Пригов) возникает потребность в консолидации и архивации. Судьбоносным событием для формирования идентичности круга стала публикация в 1979 году статьи Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм» в первом номере двуязычного тамиздатовского журнала «А-Я». Это был второй текст Гройса о концептуализме, первый он опубликовал двумя годами ранее под псевдонимом Суицидов в ленинградском машинописном журнале «37». В нем Гройс рассуждал о концептуализме в свете религиозно-экзистенциальных настроений, определяющих локальный контекст художников-нонконформистов. Статья в «А-Я», напротив, ориентирована на международную аудиторию: Гройс встраивает региональное явление (московский и романтический) в международный контекст современного искусства (концептуализм). В той же статье Гройс дает название группе — «Коллективные действия». Если самоназвание «Поездки за город» нейтрально определяло действие и маркировало место, то в гройсовском определении появляется оттенок соц-артистской апроприации и спекуляции.
Есть какая-то ирония в том, что художники, противопоставляющие себя коллективистскому сознанию, получают такое название, но «Московский концептуализм» и «Коллективные действия» становятся определяющими в идентичности круга на глобальной арт-сцене. Они обеспечили институциональную нишу для четырех поколений художников, сделавших карьеру на волне перестройки.
Но на протяжении всех восьмидесятых годов круг все больше герметизируется и консолидируется. Внутренние энергии продолжают формировать дискурсивное поле, расширяется и усложняется сленг круга. Особое значение приобретает появление самоназвания МАНИ («Московский архив нового искусства»). Терминология и мифология круга выстраивается как закодированное знание, как сленг, закрытый для понимания посторонними. Во многом этому способствовало увлечение архивацией и «издательскими практиками» Андрея Монастырского — все восьмидесятые проходят под знаком формирования архива. В 1980-м Монастырский собирает первый том ПЗГ («Поездок за город»), потом начинается совместная работа над папками «Московского архива нового искусства» и теоретическая работа в сборниках МАНИ. Работа по составлению папок МАНИ любопытна тем, что сам архив, собранный из художественных артефактов и статей, становился событием. В долгосрочной перспективе архив являлся посланием в открытый мир, но его непосредственная функция состояла в поддержании связей внутри сообщества. Архивация также способствует возникновению реальности второго порядка: общий архив и терминологический аппарат скрепляют круг и делают его более определенным и фиксированным. Впоследствии Андрей Монастырский с сожалением заметит, что в практиках КД эффекты контекстуальности, «скафандры картографии» подменили реальность. И если сознание еще можно было освободить на время, сняв с головы шлем фактографии, то очистить поле и небо от дискурсивности уже не представлялось возможным: «…Киевогорское поле безвозвратно превратилось в космический корабль (искусственную вещь, механизм), летящий от акции к акции не просто в космосе, а в космосе логоса, аудиодискурса и т.п.» Тогда же, в 1978 году, по предложению Ильи Кабакова в структуру акций КД были включены «рассказы участников». По сути являясь разновидностью комментария, они стали основной формой документального подтверждения событий акции. «Рассказы участников» подразумевали знание мифологии КД и элементов конструкции эстетического события. В них приветствовалась полная свобода интерпретационных кодов: экзистенциальных, мистических, структуралистских, психоаналитических и т.п.
В хрестоматии московского концептуализма практически не встретишь упоминаний о семинарах у доктора Алика Чачко, и тем не менее Д.А. Пригов отмечает их особое место в формировании концептуального языка. Это было что-то вроде клуба со сложно выстроенной системой обсуждений, разделявшей широкий и узкий круги. Активную роль в нем играли Лев Рубинштейн и Дмитрий Пригов. Вероятно, это было наиболее открытое публичное место МК: сюда приглашали выступать не только концептуалистов.
Развитие в США
Теоретиком и наиболее видным деятелем концептуализма в США является Сол Левитт. В 1969 году выходит его «Приговор концептуального искусства» — произведение, в котором содержится вся суть философии стиля:
- Концептуальные художники не рациональны, склонны к мистике, способны формулировать выводы в ситуациях, в которых логика бессильна.
- Иррациональность приводит к новому опыту.
- После того, как идея и форма произведения окончательно формируется в сознании художника, реализация осуществляется вслепую.
- Банальные концепции не могут быть спасены красивым исполнением.
- Художник должен идти своим путем.
- Восприятие картины или инсталляции субъективно.
- Художнику не обязательно понимать свои собственные произведения. Его восприятие не лучше и не хуже, чем у других.
- Поскольку ни одна из форм не является превосходящей другую, художник может использовать любую форму как равную другим.
- Все мысли являются творчеством, если они с ним связаны.
- Концепция и идея – не тождественны. Первое предполагает общее направление, в то время как последнее – компонент концепции.
Смысл искусства – передача мыслей и теорий, формирование новых в процессе творческого поиска. Художники-концептуалисты формулировали идеи и воплощали их в графиках, схемах, чертежах, слоганах, фотографиях. Предметом искусства мог стать любой предмет, поскольку форма не важна – важна только чистота передаваемой мысли.
Основоположники концептуализма
Французский философ, поэт и музыкант Пьер Абеляр (1079-1142) успел поучиться у двух своих соотечественников, выдающихся философов номиналиста Иоанна Росцелина (1050-1122) и представителя средневекового реализма Гийома де Шампо (1068-1121). Любопытно, что Пьер Абеляр стал для Гийома фактически рекламным агентом и пропагандистом его взглядов. Оригинальные труды Шампо не сохранились и его воззрения стали известны потомкам во многом благодаря работе Абеляра «История моих бедствий», где он процитировал и разгромил основные идеи Гийома.
Отчасти такую уже услугу Абеляр оказал и Росцелину. Сочинения Иоанна Росцелина также не сохранились, и восстановить систему его воззрений удалось лишь по критическим статьям, написанным Пьером Абеляром, его учеником Иоанном Солсберийским и богословом Ансельмом Кентерберийским. В целом же будет справедливым сказать, что концептуализм взращивался на почве несовершенства существовавших на тот момент философских концепций путем опровержения их основных постулатов.
Работы самого Абеляра дошли до наших дней также не в полном объеме, однако для того чтобы составить системное представление о его взглядах как основоположника концептуализма, имеющихся материалов вполне достаточно. Кроме философских трактатов до наших дней дошли его работы в области богословия.
Так, Абеляр полагал, что вера может быть твердой лишь в том случае, когда зиждется на убеждении, достигнутом путем свободного мышления. В свою очередь, вера, обретенная без приложения интеллекта и принятая без самостоятельной проверки, недостойна свободного человека. В целом, эти взгляды Абеляра вполне сопрягаются с его философскими воззрениями.
Помимо этого, до наших дней дошли некоторые стихотворные и музыкальные произведения Абеляра. В музыке он предпочитал такие жанры как гимн, плач и секвенция, бывшие в тренде в первой половине 12 столетия.
Идеи своего учителя продолжил Иоанн Солсберийский (1120-1180), придав им прикладное значение. На основе идей концептуализма Иоанн Солсберийский написал работу «Поликратик», посвященную устройству государства и общества и вопросам государственного управления. А его работа по педагогике «Металогик», посвященная преподаванию основных предметов в системе образования того времени, – это, фактически, концептуализм в действии.
В понимании Иоанна Солсберийского концептуализм является отличной основой для структурирования учебного материала и простоты подачи информации от частного к общему. Он полагал, что универсалии, кроме всего прочего, это некий присущий разуму способ, с помощью которого ум устанавливает сходство и подобие между вещами.
Таким образом, концептуализм имел огромное влияние на научную, религиозную и политическую жизнь Европы того времени, а также на развитие педагогики как самостоятельной дисциплины. Но насколько велико было влияние концептуализма в последующие столетия? И сохранилось ли оно сейчас?