Национальная одежда

Оглавление

И снова по тропе к Кудым-Ошу

От деревянных чудов мы направились прямо по бульвару, через пешеходный мост, к аллее скульптур. И то, что открылось перед нами, вновь напомнило о том, в чьих владениях мы находимся. 

На аллее много скульптур, отражающих вещи привычные в быту

При входе в сквер по правую руку от нас оказалась девятиэтажка – на первый взгляд, типичная и ничем не примечательная. Но пройдячуть дальше, мы увидели нанесенные на торец дома национальные узоры. Еще пара шагов – и со стены дома в нас уперся взгляд Кудым-Оша. Узоры нанесены на дом таким образом, что только с определенного ракурса они складываются в изображение знаменитого коми-пермяцкого богатыря. 

Вдоль всей аллеи выставлены скульптуры, рассказывающие историю легендарного основателя Кудымкара. Вот стоит безобразная колдунья – главный антагонист Кудым-Оша: долгие годы она провела за придумыванием и реализацией планов по избавлению от Кудым-Оша.Как нетрудно догадаться, все они были провальными.

А чуть поодаль можно увидеть Костэ – мансийскую княжну, жену Кудым-Оша, а по совместительству ключевое звено в очередном провальном плане колдуньи. Согласно легендам именно колдунья отправила богатыря свататься к дочери мансийского князя – старуха достоверно знала, что ни один из женихов, ушедших с этой же миссией, назад так и не вернулся. Все они были обезглавлены по приказу князя, так как увидев невесту, тут же отказывались от женитьбы. Пугало богатырей безобразное мохнатое лицо потенциальной жены. Но, как это обычно бывает, на самом деле Костэ была красавицей, а шерсть на лице – кусочки телячьей шкуры, приклеенные матерью Костэ, которая хотелапредоставить дочери возможность самой выбрать жениха. 

Когда Кудым-Ош зашел в шатер к будущей невесте, перед ним предстала такая же безобразная девушка, что и перед остальными женихами, – но, в отличие от них, Кудым-Ош смог сквозь щетину разглядеть удивительной красоты глаза девушки. Да и сама Костэ сразу же почувствовала, что вошедший богатырь – ее суженый. Поэтому девушка незаметно отклеила кусочек шкуры, продемонстрировав Кудым-Ошу нежную девичью кожу. Свадьбу молодые сыграли дважды – на родине Кудым-Оша и в родных краяхКостэ. 

В конце аллеи расположиласьнаиболее популярная скульптура – сам богатырь Кудым-Ош. У его ног стоит медведь (многие отмечают, что рука богатыря поднесена к медведю с какой-то особенной заботой), а на плече сидит сова – символ мудрости богатыря. Еще одна интересная деталь скульптуры – композиция ее выстроена таким образом, будто богатырь сходит со страниц книги. Очень символичный штрих. 

Координаты: 59.015171, 54.660056

Кудымкар – удивительный город с богатым наследием и необычными достопримечательностями. Приехать сюда стоит ради легендарных персонажей местного эпоса, а вот остаться здесь можно по тысяче других причин, одна из них – это национальная кухня с посекунчиками, икрой из грибов, блюдами из лосятины, супом из пеканов и пельменей из пистиков. Но это уже отдельнаяистория. 

История

Великая Пермь перешла под контроль Московского государства в конце 15 века. Первое время ими управлял князь, назначенный вассалом, затем власть полностью перешла в руки наместников. Пермь стала административной единицей, ее разделили на 2 уезда, а через некоторое время появился и третий уезд.
Господство Московского государства привело к миграции русского населения и его притоку на пермские земли. В дальнейшем это способствовало скорому завоеванию Сибири. Влияние русского населения на пермяков было достаточно сильным, однако и пермяки смогли повлиять на русских. Взаимообмен культурой и особенностями быта сформировал уникальный облик современных коми-пермяков. Во время промышленной революции 18 века часть пермяков переселилась на Урал. Культурный прогресс стал развиваться только в 20 веке. Увеличению уровня грамотности способствовало книгоиздание на народных языках. Используя графическую основу русского народа, пермяки смогли создать свою собственную письменность. В послевоенные годы наблюдался значительный упадок, экономическое и культурное развитие снизилось. Только сейчас культура народа постепенно начинает восстанавливаться благодаря усилиям людей.

Сила огня и воды

Стихии огня и воды являются особыми объектами верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.

Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота. Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового. А небесный огонь — молния — очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.

Вода у пермяков считалась и считается некой сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия. Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками. Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста — монеты и цветные нитки или венки.

Рыбак перед своим промыслом приносит воде жертву, чаще — хлеб. После утоления жажды из родника или реки, умывания или купания на реке, после полоскания белья пермяки воду благодарят — бросают нитку, цветок, травинку, редко — мелочь, прося прощения или проговаривая слова с просьбой не сердиться.

Долго плачущего ребёнка, желая избавить от возможного сглаза, и сегодня опрыскивают водой или умывают ему лицо, при наличии, святой водой, либо делают «шома ва» — воду, настоянную на углях или на золе (шом — печной уголь, ва — вода).

Вода, которой мыли иконы или кресты, считается святой, её не выливают на улицу. Такой водой опрыскивают дом, животных, моют больные места, умываются.

Есть на Урале коми-пермяцкие гидронимы с частью «вежа» — «священный»: Вежаю (священная река), Вежашор (священный ручей), Вежайка (от Вежаю), Ве-жаты (священное озеро). Корень «вежа» очень древний, он является общим для пермских языков.

Очевидно, почитание воды сохранилось в народе издревле. Чудодейственной силой, по поверьям, обладают родник Таркэв и речка Вежаю в Кочёвском районе, родники Мироник и Проня-ключ в Кудымкарском районе, ещё несколько водных источников в других районах округа. Массовое посещение родников наблюдается в крещение и в праздник Святой Троицы.

Население

Коми-пермячки в национальных костюмах

Самое большое богатство любого края — люди. Они являются носителями разума, интеллекта, творческого создания и технического прогресса. В составе Пермского края округ относится к сравнительно слабо населённым территориям: средняя плотность населения почти в 4 раза ниже средней краевой. Занимая 20,4 % территории края, он сосредотачивает немногим более 4,7 % его
населения. Однако с 1970 года численность населения последовательно сокращается (в тыс. чел.):

Год 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2009 2010
Население, тыс. чел 169,0 235,9 212,1 173,2 159,7 136,1 127,8 127,1

На изменение численности населения округа влияют естественные и механические процессы. Естественный прирост населения уже многие годы остаётся отрицательным (депопуляция). Отрицательное сальдо миграции отмечается уже более 10 лет. Все эти показатели приводят к снижению численности населения в округе.

1995 2006 2008 2009
Число родившихся 1761 1672 2109 2144
Число умерших 2556 2813 2523 2447
Естественный прирост/убыль -795 -1141 -414 -303
Миграционный прирост/убыль -864 -255 -507 -423
Численность населения 158,5 131,3 128,7 127,8

Из таблицы видно, что в Коми-Пермяцком округе в 2009 году прослеживаются определённые позитивные сдвиги: наметились тенденции роста рождаемости и сокращения смертности. Это способствовало некоторому сокращению естественной убыли населения. И всё же, для демографического развития округа важны не только сами тенденции изменения, но и вызванные ими последствия: во-первых, молодые семьи чаще
ориентируются на однодетную или бездетную семью; во-вторых, депопуляция охватила не только город, но и село, что отражается на коренном населении округа и вызывает серьёзную обеспокоенность судьбой коми-пермяцкого этноса; в-третьих, быстрее протекают процессы старения, поэтому группа населения старше трудоспособного возраста имеет высокий процент (17,7%); в-четвёртых, демографические проблемы округа породили социально-экономические. Согласно текущему прогнозу, население округа к 2015 году должно уменьшится до 123,9 тыс. человек., при этом по г. Кудымкару численность населения должна увеличиться до 31 тыс. человек.

Прогноз численности населения Коми-Пермяцкого округа

2010 2013 2015
Коми-Пермяцкий округ, всего, в том числе: 127167 124269 123988
г. Кудымкар 30700 31000 31000

Что касается количества населения трудоспособного возраста в округе, то оно составляет 61,9% от всего населения (79100 человек, из них 41463 человек – мужчины, 37637 человек – женщины).

Округ относится к территориям с низким уровнем урбанизации. В настоящее время в городской местности проживает 23, 5% всего населения округа. С 2000 года наблюдается определённый спад городского населения. В округе проживают представители более 50 разных национальностей. Коми-пермяки – 59% , русские – 38%, татары – 0,8%, украинцы – 0,5%, белорусы – 0,5%, и другие. Коренная национальность – коми-пермяки – входит в
финно-угорскую группу уральской языковой семьи народов.

Злые духи в милом обличье

Прогулявшись к истокам города, мы решили увидеть и его настоящее – отправившись в центральную часть современного Кудымкара. Но и она дышит стариной и самобытностью. Даже, казалось бы, обычный уголок города с известным продуктовым магазином под боком – и тот раскрывает тайны коми-пермяцкой культуры.

Помните, как нас в детстве за плохое поведение и беспорядок в комнате пугали разгневанным домовым, Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным? Так вот, маленьких коми-пермяков пугали чудами (не путать с чудью!). Например, детям, которые задерживались допоздна на улице, не уставали напоминать, что где-то там в ночи бродит Ойшериха, неровен час заберет гуляку с собой.

Чуды – это колоритные фольклорные персонажи, нечто вроде злых духов, которые имели тысячи личин и сопровождали человека ежедневно и при любой деятельности. Более того, любые несчастья и даже обычную неуклюжесть приписывали именно проискам чудов. Например, разобьет человек горшок в бане – это чуд постарался. Поэтому коми-пермяки нередко пытались задобрить нечистую силу различными подношениями – традиция,бытующая почти во всех языческих племенах. 

Однако не все чуды были злыми – в легендах коми-пермяков говорится также и о Луншерихе – единственном добром духе. Имя ее переводится как «день», и по преданиям она охраняла посевы от всяческих невзгод. 

Интересная особенность арт-выставки – перед каждым из чудов стоит небольшой пенек. По задумке автора, сделаны они были, чтобы каждый пришедший мог посидеть рядом с персонажем местного фольклора, может, даже побеседовать с ним. 

А неподалеку стоит памятник национальной коми-пермяцкой букве, которая выглядит как буква «О» с двумя точками сверху. Рядом с буквой сидит еще один персонаж местных легенд – лешак, он же леший. Здесь он выглядит весьма дружелюбно, однако в местной мифологии персонаж этот один из тех, чье имя стараются не называть, особенно в лесу. 

Традиционное жилище[править | править код]

Традиционное поселение коми-пермяков — деревни, причём как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. В 1-й четверти ХХ в. сёла составляли только 2% поселений. Характерен кустовой способ расселения. Поэтому крупные сёла нередко возникали за счёт слияния ряда мелких деревень, и поныне разные концы таких сёл сохраняют старые названия. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа, которые заселены плотнее, наряду с приречным типом встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, которая была введена в последней четверти ХIХ в., но местами ещё сохраняется и беспорядочная. Нередко деревни, особенно небольшие, обнесены изгородью из жердей, и при въезде в них стоят большие одностворчатые ворота.

Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев. По сравнению с жилищем коми-зырян и северных русских, коми-пермяцкая изба меньше по размерам: 5×5 или 6х6 м. Избы традиционно ставились без фундамента на невысоком подклете. Наружная обшивка стен прежде встречалась редко.
В северных и центральных районах округа крыши у изб в основном двускатные, в южных районах у зюздинских коми-пермяков распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Ныне используется стропильная конструкция крыши, прежде главным образом она возводилась на самцах. Князевое бревно-охлупень нередко украшалось изображением головы животного или птицы. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Ширина оконных проёмов 60-70 см. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет.

В основном избы повёрнуты к улице коньком, хотя встречаются и дома, расположенные параллельно улице. В ХIХ — начале ХХ вв. у коми-пермяков господствующим типом жилища был трёхраздельный дом, распространённый и теперь. В большинстве случаев одна из двух изб, соединённых сенями, использовалось как жилое помещение, а вторая как клеть.
Планировка большинства изб сходна со среднерусской. Русская печь (у коми-пермяков она обычно глинобитная на деревянном основании) располагается налево или направо от входной двери и обращена устьем к фасадным окнам. Красный угол расположен по диагонали от печи напротив двери. Дощатая перегородка или занавеска отделяет печь с прилегающим к ней углом. В ряде изб сохраняется традиционное убранство с широкими подвижными лавками, полками над ними, брусьями под потолком, самодельными шкафами и другой мебелью. Русскую печь во многих избах ставят примерно в метре от стены и в этом проходе устраивают вход в подполье в виде простого люка в полу или голбца. Позади жилой избы, через сени, находится клеть. Она меньше избы, но пол в ней настлан значительно выше, поэтому для входа в неё надо подняться вверх на несколько ступенек. В ней хранят одежду, инвентарь, продукты, а летом там и спят.

Под полом устраивают погреб или нижний амбар. Дверь в это помещение обычно делают со двора. У коми-пермяков распространены два типа связи двора с домом. На севере округа преобладает однорядная связь, когда двор пристраивается к дому сзади под единой крышей. В других районах округа, а также у зюздинских и язьвинских коми-пермяков более распространённой была двухрядная связь с покоеобразной застройкой одноэтажного двора. Во дворе ставились небольшие срубные помещения, которые ныне обычно называют конюшнями.

См. также: Усадьба коми-зырян, Усадьба коми-пермяков

Исторические особенности общественного быта

В общественном быту коми было мало отличий от русских. Сохранялась до недавнего времени большая семья, свойственная и северному русскому населению. В недавнем прошлом бытовали своеобразные патронимии: это группы родственных семей-однофамильцев («котыр», у коми-пермяков «увтыр»), именовавшихся по родоначальнику, имевших свои охотничьи угодья и даже соблюдавшие обычай экзогамии.

В эпоху формирования Русского государства зыряне и пермяки, как и русское население северных лесов, попали в положение эксплуатируемых крестьян. Собственных феодалов ни у той, ни у другой из групп народа коми не было, а если и были, то они слились с русским служилым сословием. Помещичье землевладение у зырян отсутствовало. Зыряне принадлежали к числу государственных крестьян. Что касается пермяков, то значительная часть их с половины XVI в. оказалась крепостными фамилии Строгановых, которым правительство Ивана Грозного пожаловало земли по Верхней Каме. За графами Строгановыми пермяки, по крайней мере Иньвенские, и числились до самой крестьянской реформы.

Зато развитие торговых отношений внесло значительную дифференциацию в экономику коми, в особенности коми-зырян. Развитие торговли, отхожих промыслов, связанных с торговлей, благоприятствовало появлению сильной зырянской буржуазии. Последняя проявляла необычайную энергию по эксплуатации и ограблению не только своих малоимущих земляков, но и окружающего русского населения, а еще больше ненецкого и далее за Урал — остяцкого и вогульского населения. Именно, из этой зырянской буржуазии и состояли в значительной мере те группы новых поселенцев на берегах Печоры и Ижмы, которые появились там в XVIII в. Среди ижемцев было много кулаков, которые занимались хищническим оленеводческим хозяйством, а также и торговлей. В коми-пермяцкой деревне тоже выделялось кулачество.

Мотоховский список древнепермской азбуки

Вера в предков

У коми-пермяков очень сильна вера в умерших предков. В сказании о Кудым-Оше говорится о том, что следует посещать «заветные места», то есть захоронения предков, поминать «старых» обрядовой пищей и питьём, а после веселиться, играть и петь. Обряды культа поминовения всегда сопровождаются угощениями душ предков и чтением молитв. По сей день наблюдаются остатки этой обрядности, когда люди идут на могилы «древних» с полными корзинами поминальной пищи, разными подарками (платки, пояса, деньги). Такие поминки совершают в особых местах, издревле считавшихся священными: Еныб (поле Ена), Вежагорт (святой дом), Вежа ты (священное озеро), Вежашор (священный ручей), Шойнаыб (поле могил). До сих пор существуют священные сосны (Шапка-пожум) и ели (Сырчик коз).

Святой источник — Проня ключ. По легендам коми-пермяков: «Тут течет живая вода, что исцеляет от любой хвори и недуга».

Коми-пермяки поминают умерших родственников и «старых» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В этом ещё раз проявляется переплетение и даже слияние языческих и православных традиций.

Вера в предков поддерживается ещё и мифами о лове (душе) и орте (призраке-двойнике). Лов считается живой энергетической частью, которая после смерти человека уходит к Ену в небо, а орт — это лишь призрак живого, его двойник. Он после смерти человека уходит вместе с ним в мир подземный. И не лов приходит к людям во сне или воочию, а орт — именно он помнит и печётся о живых родственниках. По поверьям, орт может и навредить людям, при жизни ему навредившим.

Традиционная одежда[править | править код]

Народный костюм коми-пермяков сейчас в качестве повседневной одежды уже не используется, но он является сценической одеждой для многочисленных самодеятельных фольклорных коллективов. Традиционный женский костюм состоит из холщовой рубахи, белой или чаще цветной с прямыми вставками или поликами на плечах; надетого поверх рубахи косоклинного сарафана из набойки или синего холста, подпоясанного плетёным из разноцветных ниток пояском с бахромой на концах; поверх сарафана носили цветной или белый фартук. Традиционным женским головным убором в южных районах была самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента). В северных районах носили кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером). Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Рубаха из белого холста или пестряди была длинной; ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны шили из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головными уборами служили валяные шерстяные колпаки, а позднее фуражки. Верхняя одежда мужчин и женщин была почти одинакова. Летом носили шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплой одеждой был пониток, он шился из полушерстяной ткани домашней выделки, имел сборки и фалды на спине и был длиннее шабура. Зимой общепринятой верхней одеждой была шуба из овчин. Традиционной летней обувью были лапти, сплетённые из липового лыка или из бересты. В северных районах носили также кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Мужчины, когда шли в лес или на рыбалку, одевали бродни (высокие сапоги с мягкой подошвой). Зимой повсеместно носили валенки и ишим (валяные головки с пришитыми к ним суконными голенищами).

Авторы Гайдпарка

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью

Жилище

 

Жилище у пермяков было довольно разнообразным. Среди представителей этого народа всегда было много зодчих. Наиболее распространен был тип жилища с двором, располагающимся позади дома, популярность получила и двурядная связь, при которой жилище и дворы располагались рядом друг с другом. Крыша могла быть односкатной или двухскатной. Постройка представляла собой четырехугольный дом с декорированным фасадом. Раньше часть двора накрывали навесом, сейчас сооружают крышу. В доме раньше ставили каменную печь, сейчас ее место занимает железная. Печкой пользуются также в банях. Пермяки обычно селились группами, образуя небольшие деревни. Села становились большими, когда на одной территории появлялось несколько деревень. Располагались деревни вдоль берегов рек. Дома строили всегда из хвойных деревьев. Окна в избах не украшали, но красили в белый.
Во многих домах и сейчас есть погреб и амбары, которые устраивают в подвале. В погреб ведет дверь, выходящая во двор. Конюшни организуют во дворе, строя помещения для лошадей из сруба.

Народная культура[править | править код]

Традиционные праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков не очень велико, хотя в последнее время несколько возросло. В Коми-Пермяцком округе осталось всего несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до первой четверти ХХ в. была деревня Пудьва на реке Язьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790 г., приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других селениях язьвинских коми-пермяков.

В настоящее время среди коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой в 1990 г. было создано Общество радетелей коми-пермяцкого языка и культуры “Югэр”. Деятельность его строится в тесном контакте с Комитетом возрождения народа коми, действующего в Республике Коми.

См. также: Игры у коми народа, Досуг у коми народа

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем — преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою. Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым. Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы. Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку — короткую распашную кофту, собранную сзади в борки.

Юбка 1940-е гг.

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона,, фартука). При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот — правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника. Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей — нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых — роскошные материи.

Культура

 

Во многом культура пермяков завязана на религии. В округе есть несколько действующих храмов, представители старообрядцев известных храмов не имеют.
Пермяки прославились в культурном отношении благодаря музыке. Некоторым музыкальным произведениям насчитывается уже тысячи лет. Многие пермяки соревнуются в певческом мастерстве, исполняя колыбельные, прибаутки, заклички и другие виды песен. Песни пели по случаю проводов в войска, свадьбы, во время игр, гуляний, наступления Рождества и Пасхи. Музыку исполняли на духовых: флейты были многоствольными, изготовленными из дудника, одинарными из коры пользовались мужчины. У пермяков различными музыкантами инструментами владели практически все. Пастухи играли на трубе и барабане, охотники исполняли причудливые мелодии с помощью манков, а обыкновенные домохозяева играли на бересте. Многие пермяки до сих пор владеют техникой исполнения музыки на осиновых листах. Ударным инструментом может служить даже веретено, ведро, лапти или ложки. Многим знакома балалайка, хотя играть чаще предпочитают на другом русском инструменте — гармони.

Фольклор

 

Музыкальный фольклор пермяков формировался под влиянием других народов: вепсов, карелов, манси. Существует определенная разница и между зюздинскими и язьвинскими пермяками. Это обусловлено разными диалектами и говором. Они повлияли на формирование музыкальных стилей, а контакты с различными народностями только способствовали этому различию.

Традиции

Традиции пермяков касаются многих аспектов жизни. Можно выделить ряд наиболее важных:

  1. 1.    Сквернословие опасно и порицается обществом. В старину считалось, что ругаться при малых детях вредно для их организма.
  2. 2.    В случае, если один из родственников или близких людей заболевал, за него обязательно молятся, взывая к божьей матери.
  3. 3.    Девушка обязана почитать мать, отца, свекровь и ее мужа. Мужчина тоже должен иметь хорошие отношения с семьей невесты.
  4. 4.    Многие пермяки верили в существование души, которая отправляется в иной мир по окончании жизни человека. Именно поэтому в гроб усопшего складывали все вещи, которые он любил при жизни. Традиция велит приносить на могилу еду, чтобы душа питалась ее парами.

Пермяки верили в злых духов, которые могли прийти к человеку, не соблюдающему обряды и обычаи. Одним из важных обрядов перед омовением было получение благословения. Более того, человеку надлежало мыться вместе с другими людьми. Тот, кто не получал благословения, мылся один, мог накликать на себя беду. Злые духи были способны напасть на ничего не подозревающего глупца и заморить его. В бане парились не только взрослые, но и даже грудные дети

Посещение бани в целом стало важной традицией для пермяков. В баню призывали ходить знахари, которые использовали веники для лечения многих болезней

Они проводили ритуалы, используя также предметы обихода. К примеру, сито или обычную березовую ветвь.

Праздники

Самым главным праздником для пермяков остается Рождество. Справляют его с размахом, ведь оно связано не только со значимым религиозным событием, но и с окончанием охотничьего сезона. Мужчины возвращались с добычей, женщины приводили хозяйство в порядок. Сейчас эта традиция не исчезла, а передается из поколения в поколение. Перед Рождеством обязательно нужно соблюсти пост. Накануне праздника люди собираются на ночную службу в храмах, а утром зажигают свечи, бумажные фонарики, сделанные из текстов священного писания, и прославляют Иисуса Христа.
Детям на Рождество принято дарить сладкую выпечку, парни обычно играют в разбойников и цыган, а девушки надевают красивые наряды. Многие проводили гадания, чтобы узнать будущее

Традиционная пища[править | править код]

Основу традиционной пищи коми-пермяков составляли мучные изделия: хлеб из ячменной или ржаной муки, при неурожае с добавлением различных суррогатов (толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи); блины, оладьи, шаньги, пироги с различной начинкой. Овощей в пищу употреблялось немного. Молоко в основном пили в виде простокваши. Мясо преимущественно ели только по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. На первое ели кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп. Вторыми блюдами являлись различные каши, чаще всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Традиционным и весьма распространённым блюдом были пельмени, которые готовили с мясом, грибами, редькой. К традиционным напиткам принадлежали квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво. Чай пили мало и заваривали его преимущественно на травах.