Кто такие кочевники?

Оглавление

История калмыков

Предки современных калмыков появились на родных степях не слишком давно, однако их история уходит корнями в далёкую древность. Истоки этого народа начинаются в Азии. Калмыцкие племена стали ответвлением древнего кочевого этноса – ойратов.

Объединение самых разных племён, проживавших в Центральной Азии, происходит благодаря Чингисхану. Ойраты были из числа народностей, что оказывали поддержку монголам. Многие представители этих племён участвовали в военных походах на русские земли, Кавказ, Азию.

Калмыки в XVII веке

При правлении монгольского хана у оратов появляются подразделения, в которых обязанности передавались по наследству. Такая военизированная структура даёт начало появлению новых этнических образований, что в дальнейшем превращаются в достаточно крупные племена.

В наше время обязанности предков уже не исполняются субэтносами калмыков. Причина этого кроется в функциях – они представляли военное направление. Например, среди подгрупп народа есть племена торгоутов.

Много веков представители этих общин занимались охраной ханов и знатных монголов. Другая ветвь, дербеты, напротив, активно участвовала в боях, причём представляла собой конное войско.

После распада империи Чингисхана ойраты отказались подчиняться Великому монгольскому кагану. Во-первых, правители были уже не те, что раньше, во-вторых, сам народ начал ощущать собственную силу. Это становится началом самоопределения калмыцкого этноса. Их предки в XVII веке занимают степь, получившие в дальнейшем название Калмыцкой. Сегодня же потомки тех завоевателей продолжают развивать свою культуру и сохранять традиции.

Массагеты – кочевой “рыбный” народ

Термин “массагеты” появился далеко от земель самих представителей этого народа. Его стали использовать античные историки для обозначения ираноязычных кочевников, родственных скифам. Геродот отождествлял массагетскую культуру с сарматской, сакской и скифской, что даёт основания предполагать, что все эти группы племён имели общих предков.

Интересно, что образ жизни и традиционные занятия кочевников проявляются уже в одном только их названии. Как предполагают исследователи, определение “массагет” могло появиться от слова “масио”, что в авестийских текстах означает рыбу. Страбон в своих трудах писал, что большая часть массагетов проживает в заболоченной местности и в качестве пищи использует рыбу.

Массагетский тяжеловооружённый всадник, III век до н.э. / Darius Wielec

Флавий Арриан, древнегреческий путешественник, отмечал, что на землях кочевников “даже баранина имела рыбный вкус”. Впрочем, как и любой кочевой народ, массагеты постоянно переходили с места на место, что дало толчок для развития скотоводства.

Постоянный поиск новых пастбищ для скота, стремление расширить свои территории вынуждали народ вступать в противостояние с соседними племенами. Массагеты, как сообщают древние историки, были весьма искусны в военном деле.

Геродот отмечает, что основную часть вооружения их составляли луки, копья и секиры, с которыми массагеты управлялись мастерски. Особой ценностью для этого народа были вещи из меди и золота.

Скифы-массагеты / Евгений Край

Масаи

Одно из самых известных племён Восточной Африки, расселившееся на севере Танзании и юге Кении. Полукочевой народ занимается охотой и собирательством. Масаи сохранили исторический уклад жизни.

Жизнь масаев строго регламентирована начиная с раннего детства. Всё сообщество подразделяется на возрастные группы, а переход из одной в другую осуществляется со строгим соблюдением ритуалов. Кенийские саванны стали местом жизни и охоты почти миллионного народа.

Благодаря средствам массовой информации, многочисленным документальным и художественным фильмам масаи стали символом традиционного образа жизни африканских племён.

5

Полукочевой образ жизни

Казахская юрта в Казахском автономном округе Или , Синьцзян , Китай .

Термин «полукочевой» обозначает промежуточный образ жизни, знающий множество мест проживания, но в ограниченном количестве и в заранее определенных местах. В общем, это объединение основного места жительства и одного или нескольких мест вторичного проживания, используемых на регулярной основе в течение ограниченного периода времени, часто во время летнего отгонного скота в обществах, практикующих экстенсивное разведение.

Внешний вид основного места жительства может быть результатом принудительной оседлости, как это было во время движения коллективизации земли в бывших советских республиках из Средней Азии . Таким образом, полукочевой образ жизни является образ жизни многих казахских и особенно киргизских пастухов .

В Changpas , проживающих в Тибетском автономном районе , Китай и Ладакх , Индия, также полукочевое сообщество.

Кроме того, великие летние перегонки современного мира, во время которых две трети современной Европы перемещаются на несколько недель в год из одного конца Европы в другой, могут быть частью кочевого образа жизни, потому что они представляют собой массовую мобильность.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Эйну

Численность. Около 30 тысяч.

История. Термин эйну имеет неясное происхождение. Уйгуры и другие соседние народы называют этот народ абдали, термином, который сильно не нравится самим эйну. Исторические известия о группе населения с названием абдал, абдали прослеживаются с I тыс. н.э, когда она упоминается в сочинениях сирийских и греческих авторов. Эйну считают, что их предки произошли из Ирана или из более западных районов, уйгуры относят эйну к цыганам.

Образ жизни. Эйну изолированы от местного населения и нередко считаются презираемой кастой. Верующие эйну исповедуют ислам. Французский исследователь Гренар считал эйну древними шиитскими колонистами, которые позже были угнетены более поздними суннитскими переселенцами и сведены к низкому социальному положению. Основные занятия эйну — пашенное земледелие, скотоводство, ремёсла, распространено попрошайничество, пение, исполнение музыки. Некоторые эйну-горожане торгуют лекарственными травами.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь. Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий. В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

В самом центре юрты находился очаг. В центре свода прямо над очагом было дымовое отверстие (дымник), которое являлось единственным «окном» кочевого жилища. Стены юрты украшались войлочными и шерстяными коврами, разноцветными тканями. В богатых и зажиточных семьях вешались шёлковые ткани. Пол был земляной, поэтому его покрывали войлочными подстилками и шкурами животных.

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён. Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей. Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго. Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни. С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Винфрид Гебхардт, Рональд Хитцлер (Ред.): Номаден, Фланер, Вагабунден: Формы знаний и стили мышления современности. 1-е издание, VS-Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden 2006. pp. 11-13.
  2. Аннегрет Ниппа и Museum für Völkerkunde Hamburg (ред.): Малая азбука кочевничества. Публикация к выставке «Взрывоопасные встречи. Кочевники в оседлом мире ». Гамбург 2011. С. 138, 139.
  3. ↑ Аннегрет Ниппа и Museum für Völkerkunde Hamburg (ред.): Малая азбука кочевничества. Публикация к выставке «Взрывоопасные встречи. Кочевники в оседлом мире ». Гамбург, 2011. стр. 30.
  4. ↑ Аннегрет Ниппа и Museum für Völkerkunde Hamburg (ред.): Малая азбука кочевничества. Публикация к выставке «Взрывоопасные встречи. Кочевники в оседлом мире ». Гамбург, 2011. С. 82–83.
  5. Аннегрет Ниппа и Museum für Völkerkunde Hamburg (ред.): Малая азбука кочевничества. Публикация к выставке «Взрывоопасные встречи. Кочевники в оседлом мире ». Гамбург, 2011. С. 242–245.
  6. Фред Крюгер, Джорджия А. Ракельманн, Петра Ширхольц (ред.): Ботсвана — повседневные миры в потрясениях: аспекты меняющегося общества. Издание, ЛИТ-Верлаг, Гамбург, 2000. С. 160–161.
  7. Kjellström, Rolf: Samernas liv (шведский). Карлссон Бокфёрлаг, Кристианстад 2003, ISBN 91-7203-562-5
  8. Аннегрет Ниппа и Museum für Völkerkunde Hamburg (ред.): Малая азбука кочевничества. Публикация к выставке «Взрывоопасные встречи. Кочевники в оседлом мире ». Гамбург, 2011. С. 140–141.

Цыгане

Численность. Около 10 млн.

История. Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

Образ жизни. В цыганском обществе строго закреплено право старшего, а не право сильного. Главным в таборе является старый и мудрый человек.Тот образ цыганского барона, который мы знаем по фильмам и телепередачам, это скорее переговорщик, лицо, представляющее табор «лицом». Обычно это богато одетый, статный, взрослый, бородатый, представительный мужчина с хорошими коммуникативными навыками. Его задача — чисто представительская, настоящий баро предпочитает не выделяться, хотя именно на нем сходятся все нити таборной жизни. Традиционными для цыган занятиями до сих пор являются торговля, музыка, ремесла, гадание на картах, попрошайничество.

Образ жизни

Синдром муравьев-кочевников проявляется в поведении и особенностях размножения насекомых. Его признаки:

  • коллективное фуражирование;
  • постройка временных гнез-бивуаков;
  • регулярная смена фаз оседлости и миграции;
  • подчинение репродуктивного цикла графику передвижения колонии.

С наступлением сумерек начинается строительство бивуака. Временное гнездо в форме шара из тел рабочих особей строится в укромном месте. Внутрь помещается царица и потомство. Бивуак имеет несколько входов. Диаметр бивуака составляет около 1 метра, для постройки требуется 500-700 тысяч муравьев. Африканские муравьи сиафу роят гнезда в мягкой земле. Слепые землекопы быстро готовят убежище для огромной семьи до 20 млн особей. Их отличительная черта – отсутствие жала. Его заменяют мощные мандибулы, болезненные укусы доставляют неудобство даже слонам. Челюсти легко разрезают покровы насекомых и животных, отрывают от них куски плоти.

Муравьи-кочевники в любом возрасте питаются исключительно мясной пищей. Для маленьких личинок охотники добывают пауков, гусениц, жуков, саранчу, скорпионов. Жертвой хищников становятся птицы, устраивающие гнезда на земле, мелкие позвоночные (ящерицы, змеи, грызуны). Колония обчищает найденные трупы крупных животных, оставляя после себя только кости.

Кочевой образец в сезон

Доение оленей в лесу; западный Финнмарк , конец 1800-х гг.

Часто традиционные кочевые группы устраиваются на регулярный сезонный отгон. Пример нормального кочевого цикла в северном полушарии:

  • Весна (с начала апреля до конца июня) — переходный
  • Лето (конец июня — конец сентября) — более высокое плато
  • Осенний (с середины сентября до конца ноября) — переходный
  • Зима (с декабря до конца марта) — пустынные равнины.

Движение в этом примере составляет от 180 до 200 км. Лагеря создаются в одном и том же месте каждый год; часто полупостоянные приюты строятся по крайней мере в одном месте на этом пути миграции.

В таких субрегионах, как Чад, кочевой скотоводческий цикл выглядит следующим образом:

  • В сезон дождей группы живут в поселке, предназначенном для комфортного проживания. Деревни часто сделаны из прочного материала, например из глины. Старики и женщины остаются в этой деревне, когда в засушливый сезон другие пасут стада.
  • В засушливый сезон люди перемещают свои стада в южные деревни, носящие более временный характер. Затем они перемещаются вглубь страны, где останавливаются в палаточных лагерях.

В Чаде крепкие деревни называются холмистыми, менее крепкие — данкхаутом, а палатки — ферик.

Монголы

Группа народностей, связанных между собой общностью языка, истории и культуры. На сегодня их насчитывается около 10 миллионов, а расселились они не только в Монголии, но и Китае, на российском Алтае, в Бурятии, части Сибири.

Часть монголов продолжают вести кочевой образ жизни, сохранив многовековые традиции, культуру, уклад жизни, религиозные представления. Это настоящие скотоводы, великолепно справляющиеся с огромными стадами домашнего скота.

Монгольские кочевники традиционно живут в юртах, а качестве транспорта используют лошадей. Степной этнос великолепно приспособился к природным условиям Азии, сохранив все признаки кочевого народа.

8

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

Слово «кочевник» происходит от тюркского «кош», что в переводе значит «деревня по дороге». В русском языке есть понятия «кошевой атаман», а также «казак», которые по этимологии считаются родственными ему.

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.

Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

  • земледельцами;
  • ремесленниками;
  • торговцами;
  • охотниками;
  • собирателями;
  • рыболовами;
  • наемными рабочими;
  • воинами;
  • грабителями.

Кочевники нередко устраивали набеги на оседлых животноводов, стараясь отвоевать у них «лакомые» кусочки земли. Что любопытно, они довольно часто побеждали, потому что были выносливее физически благодаря более суровым условиям жизни. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.

Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Советский период

После прихода к власти большевиков Средняя Азия претерпела ряд изменений. В частности, были созданы советские республики:

При советской власти местные языки и культура были систематизированы и кодифицированы, а их различия чётко разграничены и поощрены. В местных языках была введена кириллица. Южная граница была практически закрыта, и вся торговля и миграция были направлены на север через РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны несколько миллионов беженцев и сотни предприятий перевезли в Центральную Азию, и регион стал важной частью советского промышленного комплекса. В 1955 году в Казахской ССР был основан космодром Байконур

В 1955 году в Казахской ССР был основан космодром Байконур.

Освоение целины принесло более 300 тысяч человек, в основном с Украины, на север Казахской ССР и на юг Алтайского края РСФСР.

Синьцзян

Подобные процессы происходили и в Синьцзяне, где КНР быстро установила контроль над Восточно-Туркестанской Республикой, контролировавшей север Синьцзяна, и над Китайской республикой, владевшей югом этой области. Для этого района был ряд схем развития, и, как и в Советской Средней Азии, был поставлен акцент на выращивание хлопка. Эти усилия произвёл Синьцзянский производственно-строительный корпус. СПСК также призвал ханьцев вернуться в Синьцзян после долгих лет отсутствия из-за Дунганского восстания

После массового переселения ханьцев в Синьцзян их доля стала крупнейшей за всё время. Так, во времена династии Цин в области проживало в общей мере около 70 % тюрков и около 30 % ханьцев, после Дунганского восстания — 93 % против 7 %, после 2000 года примерно 60 % населения было тюркским, а к ханьскому этносу принадлежали около 40 %.

Как и в СССР, местные культуру и языки сохранили и предоставили округу статус автономии, однако ислам, широко распространённый в регионе, преследовали, особенно в время Культурной революции. Также Большой скачок унёс жизни многих синьцзянцев.

Депортации и эвакуация советского населения во время

Великая Отечественная война заставила перемещаться многих людей в другие части СССР. Самый большой поток и эвакуации, и депортации шёл в Среднюю Азию. Эвакуации были как официальные, когда государство эвакуировало из подверженных нападению районов население, так и неафишируемые, когда эвакуировали важных государству людей. Эвакуация советских граждан и промышленности была одним из важнейших элементов успеха Советского Союза в войне.

После вторжения Германии 22 июня 1941 года Президиум Исполнительного коммиета СССР запретил въезд и выезд в/из приграничных районов, находящихся под военным положением. Советская военная политика над населением состояла из двух направлений: депортации и эвакуации. В первом случае приграничные области очищали от антисоветских элементов, которые могли затруднить военные действия, а во втором промышленность и интеллигенцию перемещали в тыл.

Депортации по этническому признаку

В ответ на нападение нацистской Германии советские власти депортировали советских граждан немецкого происхождения в другие районы государства, опасаясь их сговора с врагом. Такая участь постигла не только немцев, но и финнов. Большинство финнов было депортировано в Сибирь, в то время как большинство немцев — в Казахстан.

К началу 1942 года 20 800 этнических немцев было в Трудовой армии, а после расширения критериев призыва их стало более 222 тысяч.

Когда Советский Союз начал побеждать в войне, началась новая волна депортации — на этот раз по подозрению в коллаборационизме. Теперь в Центральную Азию были депортированы карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, кабардинцы и крымские татары, в основном в Узбекскую, Казахскую и Киргизскую ССР.

Эвакуация советских граждан в Центральную Азию

Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка.

Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

Многие советские граждане также попали в Центральную Азию во время Великой Отечественной войны путём эвакуации. Эвакуировали важные предприятия и рабочую силу, занятую на них. Львиную долю эвакуированных получил Ташкент.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники.

Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый».

По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Происхождение и история

Мальчик пасет стадо овец в Индии

Кочевое скотоводство было результатом неолитической революции и подъема сельского хозяйства . Во время этой революции люди начали приручать животных и растения в пищу и начали строить города. Кочевой образ жизни обычно существовал в симбиозе с такими оседлыми культурами, торгующими продуктами животного происхождения (мясом, шкурами, шерстью, сыром и другими продуктами животного происхождения) на промышленные товары, не производимые кочевыми пастухами. Анри Флейш предварительно предположил, что индустрия пастырского неолита в Ливане может восходить к эпохе эпипалеолита и что она, возможно, использовалась одной из первых культур кочевых пастухов в долине Бекаа . Эндрю Шерратт демонстрирует, что «первые фермерские хозяйства использовали домашний скот в основном для производства мяса, и что другие применения были изучены по мере того, как земледельцы адаптировались к новым условиям, особенно в полузасушливой зоне».

Молодой пастух масаи в Кении .

В прошлом утверждалось, что кочевники-скотоводы не оставляли никаких археологических раскопок или были обеднены, но теперь это оспаривается, и явно не так для многих древних евразийских кочевников , которые оставили очень богатые курганные захоронения. Места кочевого скотоводства определяются на основании их местоположения за пределами зоны сельского хозяйства, отсутствия зерна или оборудования для обработки зерна, ограниченной и характерной архитектуры, преобладания костей овец и коз, а также по этнографической аналогии с современными кочевыми скотоводческими народами, которые имеет Юрис Зариньш. предположил, что кочевое скотоводство началось как культурный образ жизни после климатического кризиса 6200 г. до н.э., когда харифская керамика, делающая охотников-собирателей на Синае, слилась с земледельцами докерамического неолита B, чтобы создать культуру мунхата , кочевой образ жизни, основанный на приручении животных , развиваясь в ярмукский, а затем в околорабийский кочевой скотоводческий комплекс и распространяя прото-семитские языки.

В Центральной Азии бронзового века кочевые популяции связаны с самой ранней передачей зерна проса и пшеницы через регион, который в конечном итоге стал центральным для Шелкового пути . К средневековому периоду в Центральной Азии кочевые общины демонстрировали изотопно разнообразный рацион, предполагающий множество стратегий существования.

Средневековье

Суй и ранняя династия Тан

Серебряный с позолотой сосуд эпохи Тан (VIII в.) с изображением одного из танцующих коней императора Сюаньцзуна. Конь был очень талантливым — он танцевал с чашей во рту.

Расширение Китая на запад и север осложнялось нахождением там тюркских кочевников. Тюрки на тот момент были доминирующей этнической группой в Центральной Азии. Чтобы избежать тюркских набегов, правители Суй отремонтировали все фортификационные укрепления и отдали императорских дочерей замуж за тюркских вождей.

При династии Суй тюрки-наёмники стали служить в китайской армии. Когда кидани совершили набег на Китай, китайский военачальник собрал в общей сложности около 20 тысяч тюркских воинов против них. Некоторые тюрки даже были генералами в императорской армии

Соперничество династии Тан и Тибетской империи

Империя Тан и Тибетская Империя соперничали за некоторые территории в Центральной Азии. Некоторые тибетские источники говорят, что китайские войска захватили Лхасу в 649 году, однако это событие не упоминается ни в китайских летописях, ни в рукописях Дуньхуан.

Было много военных конфликтов Тан и Тибета за территории в Таримской впадине. В 763 году, во время гражданской войны в Танском Китае, тибетцам удавалось даже захватить столицу империи Тан — Чанъань. Военные действия между Китаем и Тибетом продолжались вплоть до подписания мирного договора в 821 году.

Исламские империи

В 8-м веке ислам стал распространяться в регионе. Постепенно Арабский халифат получил контроль над огромными территориями региона. Однако над территориями, завоёванными Кутейбой ибн Муслимом, арабы вскоре потеряли контроль. Причинами этого были народные восстания и экспансия Тюргешского каганата. Лишь в 738 году, пользуясь междоусобицей в каганате, арабы захватили Согд и подавили сопротивление в Самарканде, Ташкенте и Отраре.

Арабские завоевания усложнили Китаю заполучить влияние в Центральной Азии. В 751 году произошла Таласская битва, в которой победили Абасиды, однако исламизация региона началась лишь в 9 веке. Также появлялись и местные правящие династии, как правило, персидского либо тюркского происхождения.

Калмыки в наше время

Прошлый век принёс много перемен в жизнь калмыков. В первую очередь, они стали оседлым народом. Власти России старались повысить уровень образованных людей Калмыкии. Люди изучали латиницу и кириллицу, с помощью которых калмыки могли бы изучать родной язык. В дальнейшем было решено повсеместно перейти на русский язык.

Республика Калмыкия сегодня является субъектом Российской Федерации. В наше время на её территории проживает около 165 тысяч калмыков, часть народа живёт в Киргизии и Казахстане. С переходом к оседлому образу жизни у калмыков начало развиваться земледелие.

Сегодня на их родине выращивают зерновые, лён, табак, арбузы и дыни. Люди, живущие неподалёку от рек, занимаются рыболовством, однако и в наше время скотоводство играет главную роль в деятельности калмыцкого народа. Как и их предки, современные калмыки поддерживают торговые связи со многими соседними народами.

Современные калмыки с трепетом относятся к старинным обычаям и верованиям. Среди калмыков встречаются приверженцы христианства, тибетского буддизма, ислама. В разные периоды своей истории на них оказывали влияние другие племена, однако калмыки сохранили национальную самоидентичность, а сегодня в Калмыкии и вовсе происходит культурное возрождение былых традиций.

«Мир истории»

  • Об авторе

  Почему я считаю, что сфинкс противоречит официальной истории?

Нина Кузнецова

Главный редактор , youtesla.ru

Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется юрта.

Большинство населения живет именно в них.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

Слева в юрте располагается мужская часть – здесь живет хозяин дома и хранятся инструменты для разведения животных и охоты, например лошадиная упряжка, оружие. Справа – женская часть, где располагаются принадлежности для кухни, средства для уборки, посуда, вещи детей.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.

Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи. 

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

Слово «кочевник» происходит от тюркского «кош», что в переводе значит «деревня по дороге». В русском языке есть понятия «кошевой атаман», а также «казак», которые по этимологии считаются родственными ему. 

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.

Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

  • земледельцами;
  • ремесленниками;
  • торговцами;
  • охотниками;
  • собирателями;
  • рыболовами;
  • наемными рабочими;
  • воинами;
  • грабителями.

Кочевники нередко устраивали набеги на оседлых животноводов, стараясь отвоевать у них «лакомые» кусочки земли. Что любопытно, они довольно часто побеждали, потому что были выносливее физически благодаря более суровым условиям жизни. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.

Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Это интересно: 614,Быт и жизнь индусов