Оглавление
Причины возникновения неопозитивизма и его развитие
Каждая новая форма позитивизма – это продолжение формирования научной философии, со своей методологией, предметом и заданиями. Это эволюция знания о научном мышлении, где аргументы совершенствовались с каждым новым поколением философов, которые под влиянием общественного мнения и научных открытий меняли свою перспективу исследования.
Так, например, если позитивизм Конта был направлен на систематизацию точного знания с целью сформировать истинную науку, то неопозитивизм во многом ограничил предметное поле исследования до анализа языка и роли высказываний.
Первым, кто обратил внимание на важность языка, был немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Но только через два столетия его заметки о создании формального логического знания были переосмыслены учеными. Изучение языка и его общественной роли началось только в 1920-е годы
Изучение языка и его общественной роли началось только в 1920-е годы.
Неопозитивизм просуществовал более половины столетия, с 1920-х по 1970-е годы. На протяжении этого времени доминирующими были два течения с абсолютно разными предметами исследования: сначала был логический позитивизм, а потом – лингвистическая философия.
Эти два течения неопозитивизма имели кардинально противоположные предметы исследования:
- Интерес логического позитивизма был сфокусирован на языке науки, его очищении от абстрактных понятий и формировании идеального и однозначного языка научного мышления.
- Предмет лингвистической философии был смещен на изучение естественной речи, ее форм и целей во время общения.
Установление такого категорического предмета и заданий логическим позитивизмом в 1922 году было результатом отвержения основ второго позитивизма, эмпириокритицизма. Согласно мнению неопозитивистов, их предшественники чрезмерно увлеклись психологизмом и интроспекцией, которые, по мнению логического позитивизма, не были достаточно научными.
Смысл философии неопозитивистов – в объяснении сути и важности языка в познании мира и формировании научного мышления. Они полностью отошли от предмета изучения эмпириокритиков – интерес к изучению роли ощущений и чувств был полностью дискредитирован
Примечания
- Кутырев В. А. Когнитизация мира и её философско-исторические основания // Философская мысль. — 2012. — № 1. — С. 1-45.
- Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. — 2014. — № 3. Часть 2. — С. 219—225.
- Гусев Д. А. — Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. — 2015. — № 1. — С. 148—191.
- Материализм и эмпириокритицизм
- Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
- Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
- Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
- Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
- Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.
- Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель, XXI век. — 2014. — № 3. — С.219-225.
Семантический позитивизм в философии
Неопозитивисты, потерпев крах в попытках найти критерии оценки высказываний путем чувственной верификации, продолжили поиск в других направлениях. В результате в середине 30-х годов осуществляется поворот, который приводит неопозитивизм к следующему его этапу — «семантического позитивизма». На этом этапе неопозитивисты отказываются от понятия «непосредственное данной реальности» как совокупности чувственных данных и переходят к пониманию реальности как совокупности «значений». Отсюда и название этапа «семантика» (от гр. — определительные).
«Семантическое» толкования истины принадлежит Л. Тарскому (1902- 1984), согласно которому высказывание является истинным только тогда, когда содержит утверждение о состоянии дел, причем положение вещей соответствует утверждению. Представители семантического позитивизма вели поиск в двух основных направлениях — в пределах чисто логической интерпретации (так называемая академическая семантика, представленная Тарским, Карнап (1891 — 1970) и др.). И в несколько более широком диапазоне — так называемая общая семантика, которую представляла С. Чейз, С. Хайякава и др.
«Общие семантики» считали, что философия должна объяснять явления человеческой жизни, исходя из структуры языка. Представители «общей семантики» утверждают, что люди часто не понимают друг друга из-за «спутанности» и неопределенность значения употребляемых слов. В работе с красноречивым названием «Тирания слов» Чейз отмечает, что слова сами по себе не имеют никакого значения, они только символы, подобные X или Y. По мнению Чейза, всякое столкновение идей имеет своим источником только терминологическую несогласованность. А для того, чтобы избежать большинства конфликтов, необходимо только отказаться от слова, которое вызывает несогласие.
Все наши слова, утверждают «общие семантики», в том числе фундаментальные философские категории (материя, реальность, пространство, время и т.д.) — это только сроки, не имеют никакого объективно значимого смысла. Правда, семантики признают наряду с «логической» истиной (L-истина) также истину «фактическую» (F-истина). Последняя, однако, сводится, по сути, лишь к тривиальным констатациям непосредственного наблюдения. Однако, как показал печальный опыт «верификации», даже элементарные обобщения невозможны на этом уровне, а без них, как известно, не может быть никаких научных результатов.
Ища критерии оценки высказываний, представители семантического позитивизма обращаются к самым высказываниям. В этом плане их привлекает идея, высказанная в свое время французским математиком А. Пуанкаре, — идея «конвенционализма» (от лат. Conventia — соглашение, договор), согласно которой исходные принципы математического знания (аксиомы, постулаты) является результатом произвольного соглашения математиков. «Конвенциональное» (договорное) толкование исходных принципов математики распространяется семантиками на любое теоретическое знание. Смысл высказывания, согласно «конвенционалистической» теории, определяется не его объективным содержанием (последнее, по их мнению, вообще не существует), а местом этого высказывания в системе других высказываний. Иначе говоря, вопрос о реальности, истинность или ошибочность высказывания является вопросом сугубо внутренним относительно определенной системы.
Таким образом, семантические позитивисты, как и их предшественники, отождествляют реальность с теми или иными формами ее отображения (в этом случае с «языковым каркасом»). В связи с этим и семантикам не удалось найти научные критерии оценки высказываний. Начинается новая «круг» поисков, неопозитивизм вступает (конец 50-х — начало 60-х годов) в новый этапу своего развития. Последний идет двумя главными направлениями: по линии «лингвистического позитивизма» и по линии «постпозитивизма». У истоков первого стоит Витгенштейн, у истоков второго — Поппер (концепция «критического рационализма»).
Структурализм
Под понятием «структурализм» в философии подразумевают совокупность разных познавательных течений социокультурных дисциплин. Возникновению этого нового и кардинально противоположного познавательного течения поспособствовало несколько факторов в истории науки:
- Понимание того, что гуманитарные знания не могут быть оформлены методологически в том же духе, что и естественные.
- Осознание вреда от узко эмпирического подхода, который полностью исключает причинность и интерпретацию событий.
- Специфика гуманитарного знания направлена на абсолютно другой предмет изучения, поэтому оно нуждаются в собственной объективной методологии оснований на эмпирико-теоретическом синтезе.
- Осознание того, что социогуманитарное знание нужно отделить от позитивизма и экзистенциализма.
Таким образом, структурализм стал символом перехода от описательно-эмпирического исследования до абстрактно-теоретического в изучении культуры, истории и антропологии. Главным тезисом такого перехода был аргумент наличия общей, часто неосознанной структуры в основе любого явления.
Структурализм – это философское течение разных научных направлений (лингвистика, антропология, семиотика, история искусства, психология, литературоведение, эпистемология), которых объединяет целевое предметное поле – изучение фактических и неосознанных структур.
Главный акцент в новом течении принадлежал изучению структуры (формы, связи), то есть множества элементов, которые связаны между собой единой целью, но при этом каждый элемент выполняет свою автономную функцию. Понимание структуры в каждой науке – свое. Самыми известными попытками анализа структуры, как объективной черты реальности, принадлежали таким исследователям:
- Клод Леви-Стросс («ментальные структуры»);
- Мишель Фуко («дискурсивные формации»);
- Зигмунд Фрейд («символическая функция»);
- Карл Юнг («коллективное бессознательное»).
Самым известным и наиболее дискуссионным тезисом структурализма стал аргумент о «смерти человека»: человек неосознанно и полностью зависит от структуры языка, которая действует на него и формирует его реальность, действия и решения. Несмотря на важные результаты и достижения структуралистов, их тезис о «смерти человека» и его пассивности в истории, стали причиной формирования постструктурализма.
В результате структуралистских и особенно постструктуралистских теорий гуманитарные знания были признаны научными, с собственным методологическим аппаратом и объективными методами анализа.
Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания».
Позитивизм в философии в целом шире, чем позитивистский подход в философии науки. Общий принцип — избавление от «излишеств», которые не могут быть обоснованы эмпирически и поэтому заявляются бесполезными. Этот подход наглядно демонстрируют эпикурейцы как в области познания, так и в этике: мы не можем выйти за рамки эмпирики, и поэтому должны отбросить «расширение самих себя» за рамки фактов. При этом эпикурейцы использовали наработки скептиков как минимум в плане изостении.
Процесс эволюции с позиции позитивизма
Позитивисты поддерживали идею о прогрессе, основой которой является поступательное движение к одной конкретной цели, и человеческая эволюция тоже является прогрессом, наибольшее значение в котором имеет наука.
Первые ростки идеи эволюции появились в 50-х годах XIX столетия. По одному мнению, идея эволюции была раскрыта Чарльзом Дарвином, а другие считают, что авторство принадлежит Герберту Спенсеру – английскому философу-позитивисту. Но суть не в этом, а в том, что именно последним была раскрыта концепция космической эволюции.
Эволюция является общим законом развития природы и социума, иначе говоря, является предметом философии. Смысл данного закона сводится к тому, что эволюция характеризуется движением от однообразия к многообразию.
Чтобы проиллюстрировать это, Герберт Спенсер черпал материалы из таких наук, как социология, биология и астрономия. Он утверждал, что в однообразной космической туманности рождается многообразие небесных тел Солнечной системы. Аналогично этому, из однообразной первобытной орды появилось множество форм государства, а из однообразной протоплазмы появилось великое множество живых организмов. Помимо этого, для процесса эволюции характерно тяготение от хаоса к космосу и постепенное замедление, обусловленное рассеиванием энергии.
Идея эволюции оказалась очень востребованной, и была активно поддержана и мистиками, и идеалистами, и материалистами.
Бунт мышления новой философии
Идеалистическая философия не отвечала на вопросы о развитии мира в эпоху технологического прогресса. Поэтому эти вопросы начали ставить перед собой философы нового поколения. Они выросли и были воспитаны под влиянием точных наук и технического прогресса.
Что такое классическая философия и почему идеи новой философии противоречили ей? Постклассическая философия начинается с учения Огюста Конта о позитивистском (позитивном или точном) способе получения знания. Конт призвал отделить истинный научный способ мышления от противоположного ему гегельянского спекулятивного мировоззрения. Главным заданием Конт видел необходимость очистить мышление от мистицизма, метафизики и религиозных догм.
Огюст Конт в своем 6-титомном труде «Курс позитивной философии» обосновал другую познавательную перспективу. Он избавил философию от прежнего статуса «науки наук» и этим начал зарождение нового периода философствования.
Главным посылом позитивной философии было найти ответ на вопрос «Как это существует?» Огюст Конт и Герберт Спенсер утверждали, что человеческое познание ограничено, и ответить на вопрос классической философии «Почему это существует?» остается непостижимым. А реальным они считали только точное и достоверное существование предметов и явлений. Главный аргумент их довода был в том, что причины возникновения явлений невозможно подтвердить или опровергнуть опытом, экспериментом. Поэтому это не научное мышление, а спекулятивное, метафизическое.
Позитивистская философия предложила новое задание – познать реальный мир вокруг нас. Конт утверждал, что познать можно только достоверные и реальные события и факты. По его мнению, только основанное на фактах знания имеет значение.
Если внимание классической философии Гегеля было направлено на спекуляции над историческим процессом, Конт в корне изменил перспективу и метод философствования: наблюдать за реальными явлениями социальных процессов. Предметом его исследования теперь было общество, а не исторический процесс
Главный посыл новой философии был таков: должна существовать точная наука, которая объясняет законы существования общества. Так возникло научное направление, которое Конт назвал «социология». Согласно его парадигме, общество – это организм, который нужно изучать по аналогии с другими организмами. А социальную науку он пытался создать по аналогии с физикой.
Как возник логический позитивизм: этапы формирования
Неопозитивизм является последующей научной формой позитивизма, которая обладает своими знаниями и методикой. Суть появления неопозитивизма заключается в совершенствовании знаний касательно научного мышления, когда новоиспеченное поколение в области философии вносило свои коррективы и аргументы.
Конт пытался систематизировать знания для формирования точной науки. Неопозитивизм же, в свою очередь, характеризуется анализом языка и того, какую роль играют высказывания.
Готфрид Лейбниц был первым, обратившим внимание на важность языка. Однако его заметки не нашли откликов у других философов и были переосмыслены спустя долгое время. Лишь в 1920 году началось активное изучение языка
В конечном итоге неопозитивизм смог просуществовать около 50 лет, он имел 2 течения:
Лишь в 1920 году началось активное изучение языка. В конечном итоге неопозитивизм смог просуществовать около 50 лет, он имел 2 течения:
- логический эмпиризм, который заключался в изучении языка науки;
- лингвистическую теологию, изучавшую природную речь во всех ее проявлениях.
Основную суть, которую нес неопозитивизм – объяснение важности языка в познании окружающего мира
Неорационализм
В 30-е годы 20 столетия, одновременно с развитием неопозитивизма, который качественно переосмысливает позитивизм, развивается и его критика – неорационализм. Но в отличии от других антипозитивистский концепций, истоки которых происходили от гуманитарных наук, неорационализм и далее спекулирует на тему истинного знания точных наук.
Это новое философское течение основывалось на критике крайнего эмпиризма, характерного для позитивистов, пересмотра главных базисов философии рационализма Декарта и Канта, а также использовании диалектических идей немецкой философии.
Главный тезис неорационализма состоял в том, что эмпирический уровень всегда зависит от теоретического, то есть от мышления и мировоззрения исследователя. Поэтому, пытаясь обосновать новую философскую концепцию, представители этого подхода пытались показать диалог и взаимозависимость разума и опыта.
Наследием от позитивизма стал отказ от некоторых базовых идей рационализма – вера, мистицизм и априоризм отбрасывались как возможные научные категории. Теперь наука, философия и религия окончательно разделились и каждый остался при своих методологических подходах – что было истинным согласно религиозному мышлению, часто не подходило научному.
Влияние на неорационализм имело наследие рационализма Канта, признававшее причинные связи явлений, которые полностью отбрасывались позитивистами.
Главное достижение неорационализма по сравнению с позитивизмом – это признание динамичности, диалектичности знания. В этом направлении особого внимания заслуживает вклад французского философа Гастона Башляра, который, критикуя диалектику Гегеля и Маркса, пытался обосновать диалектику естествознания.
Критика позитивизма была весьма продуктивной: знания становились все больше научными, а критика познания находила все больше новых аспектов для проверки истинности знания как в точных науках, так и в гуманитарных. Но неорационализм не имел влияния в среде гуманитариев – там критикой позитивизма занимался структурализм.
Позитивизм как одна из форм постклассической философии
Позитивизм стал самыми заметным философским направлением 19 столетия, который выступил против классического немецкого идеализма. Но бунт Огюста Конта не был одиноким. Вместе с позитивизмом возникли другие философские традиции:
- неокантианство;
- философия жизни;
- прагматизм;
- философия воли;
- марксизм.
Возникшие в этот период школы и их идеи познания общества и человека сформировали понятие «постклассической философии». Ценность и уникальность этой философии в ее разнообразности – переосмысление человеческого бытия осуществлялось с разных мировоззренческих перспектив.
Новое поколение интеллектуалов начало задавать другие вопросы. Они уже не интересовались абстрактными понятиями Гегеля и процессами мышления Конта. Вопросы постклассической философии относились к познанию внешней среды. Новые стили мышления в 19 веке делали акцент к живому.
Согласно этой философии 19 века, бытие – это больше чем разум (как было принято в идеализме). Это воля, жизнь и опыт человека в его каждодневном существовании. Главными категориями познания постклассической философии было общество, внутренний мир и природа человека, наука и культура социальной реальности.
Таким образом, каноны и идеи позитивизма не были чем-то монолитным. В Западной Европе активно развивались другие направления познания мира, но из-за своего междисциплинарного статуса позитивизм оказал наиболее сильное влияние на дальнейшее развитие науки и философии в следующие десятилетия. Однако получить ответы на все вопросы так и не удавалось, поэтому в будущем позитивизм несколько раз трансформировался.
Контекст
Для того, чтобы понять, что послужило появлению какого-либо явления или науки, необходимо изучить событие, происходящие в тот отрезок времени. Основными факторами, способствующими возникновению позитивизма можно считать:
- развитие капитализма, что привело к существенным изменениям в обществе;
- появления точных дисциплин вместе с естественными.
Позитивизм начал свой путь в период, когда по всему миру происходили существенные изменения в области культуры, общества и экономики. Именно в этот момент философы занимались изучением человеческого разума и природы, они пытались создать науку наук.
Критика позитивистских идей Огюста Конта
С точки зрения Л. Гумпловича, суть позитивизма как истинной научности начинается тогда, когда «мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития». Это особая форма социального развития, когда мы принимаем идею ограниченности нашего сознания в познании первопричины тех или иных вещей. Вместо единичного подхода к фактам и явлениям мы можем наблюдать их общий процесс развития, характерный для различных временных отрезков и географического пространства. Например, в ситуации с древним обычаем заключения брака путем похищения жен мы имеем дело с целостным процессом, связанным с организацией господства, правом на частную собственность и т. д., который характеризует человечество в целом. В связи с этим мы можем наблюдать отдельные пережитки данного обычая и в современном обществе.
Гумплович доказывает ошибочность идей Конта относительно развития человечества и выдвигает собственную теорию круговоротного течения социального развития. Речь идет о развитии, начинающемся в том случае, когда имеют место соответствующие социальные условия. Пока данные условия существуют, социальное развитие закономерно проходит все соответствующие этапы. Как только условия заканчиваются (либо становятся недостаточными), развитие заканчивается (достигает своего конечного пункта). В качестве примера автор приводит ряд социально развитых государств Азии, Африки и Америки, которые являются пустынными и необитаемыми в настоящий момент, но которые были источниками возникновения и развития колоссальных культур. Вместе с тем мы не можем отрицать тот факт, что при возникновении необходимых условий, таких, например, как новая колонизация, возможен новый виток социального развития.
Принципы философии неопозитивизма
Главным достижением неопозитивизма были его принципы анализа:
- Демаркация знания (с англ. «demarcation» – разделение, установление границ). Главная цель этого подхода в том чтобы четко отделить научное знание от ненаучного, а именно религиозного, повседневного и метафизического.
- Концепция конвенционализма (с англ. «conventional» – договорной, общепринятый). Необходимость в этом подходе возникла после осознания условности не только гуманитарного знания, но и точного. Согласно конвенционализму, научная объективность – это результат договоренности ученых. Наиболее удачный пример этой концепции можно найти в книге историка и философа Томаса Куна «Структура научной революции» (1968), которая не потеряла своей актуальности и в наши дни.
- Принцип верификации (с англ. «verification» – контроль, проверка). Пожалуй, самый популярный и дискуссионный принцип раннего неопозитивизма, от которого отказались потом и его сторонники. Его описал Людвиг Витгенштейн в труде «Логико-философский трактат» (1921) и популяризировал Мориц Шлик из Венского кружка.
Кроме этих принципов, неопозитивисты также пересмотрели свое отношение к важности нескольких научных аспектов. Так, например, можно утверждать, что под влиянием развития социогуманитарных наук, неопозитивизм утратил категоричность, свойственную первым двум позитивизмам
Прежде всего, произошла частичная реабилитация важности для исследования теоретического уровня и постановки гипотезы, что полностью отбрасывалось ранее. Теперь же было установлено, что теоретический уровень необходим, но он должен зависеть от эмпирического
Эту позицию обосновал М. Шлик (1882-1936), который утверждал, что законы условны, и это не больше чем гипотезы, нуждающиеся в проверке личным опытом.
Другим фактором пересмотра позитивистской философии было появление дедуктивных методов в исследовании и начало использования научной теории для объяснения исследуемых явлений.
Революционным с точки зрения позитивистской философии стало утверждение логического позитивизма, что важность научного мышления состоит не в поиске истинного знания, а в анализе и очистке научных суждений от двузначности. К такому заключению неопозитивизм пришёл после принятия теории относительности А
Эйнштейна об условности физических процессов и их зависимости от обстоятельств и окружающей среды.
Основные положения позитивизма
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene
). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно — метода логического анализа».
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)
- Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм. Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Почему философское течение потерпело крах
Само по себе крушение принципа верификации можно легко объяснить. Многие философы пришли к выводу, что добиться недвузначности языка науки не получится по той причине, что мышление не может существовать без каких-либо метафор.
Кроме того, такое направление, как логический позитивизм начал отходить на второй план у современных философов, а на его место пришла лингвистическая философия.
Тем не менее, остается загадкой, почему неопозитивизм не смог прижиться даже после того, как Витгенштейн поменял направление исследований. Есть мнение, что этому послужили 3 основных причины:
- первой причиной стал отказ от объяснений, когда все сложное начали упрощать до невозможного;
- второй причиной стала невозможность использовать логическую семантику в гуманитарных и естественных науках;
- третьей причиной стало активное развитие гуманитарных наук, а также отвержение фундаментальных принципов исследователями.
Несмотря на то, что неопозитивизму так и не удалось прижиться, данное направление оставило след в области философии, давая исследователям возможность для изучения данного явления.
Позитивизм второго поколения: углубление знаний
Второй позитивизм трансформировал идеи О. Конта. В науке это поколение позитивистов принято называть «махизм» или «эмпириокритицизм». Первое название появилось из-за большого вклада австрийского физика-философа Эрнста Маха, а второе – из-за нового критического переосмысления эмпирического опыта.
Махисты углубили предмет своего изучения и сделали его приемлемым для других дисциплин. Причины для появления в конце 19 века второго позитивизма лучше всего объяснить тезисом математика Анри Пуанкаре: прогресс в науке способен подвергать даже основополагающие принципы опасности. Такое случилось и с позитивистским знанием: его нужно было пересмотреть.
Истина второго позитивизма изменила свое качество: махизм сформировал не только понимание о важности конечного продукта (точного знания), но и усовершенствовал критический анализ полученного знания (механизм познания). Эта форма позитивизма занималась критикой опыта
Опыт уже не был истинным сам по себе, а зависел от субъективных факторов исследователя, его чувственных данных, которые создавали законы, формулы и понятия.
Прежде истина в позитивизме была в точных статичных знаниях, которые считались непоколебимыми. Но открытия в математике и физике показали заблуждение в этом.
Если для первого позитивизма самым важным фактором было получение точного знания, то второй позитивизм под влиянием экспериментальной психологии изменил свою методологическую перспективу на механизмы познания. В этом им мог помочь метод интроспекции – непосредственное наблюдение самого себя.
Но кризис научного познания настал после углубления знаний в физике (третий закон Ньютона уже не работал безусловно (изменение представления о материи из-за открытия электрона), в математике (было признано, что Евклидова геометрическая система не единственная) и в биологии (развитие теории эволюции от Дарвина до Спенсера убедили в динамичности природных процессов, а не их статичности, как считали первые позитивисты).
Перенос внимания на изучение субъективных чувств был осуществлен под воздействием новых открытий в точных науках и утраты механицизмом своей универсальности. Природные процессы теперь рассматривались как возможность существования множества систем, а не единственной.
Если первый позитивизм столкнулся с условностью метафизических представлений и категорично их засудил в использовании научного мышления, то второй позитивизм столкнулся уже с условностью физических представлений о мире. Чтобы воссоздать баланс, махисты создали понятие условности – «конвенционализма», который стал основой получения истинного знания. Самое большое влияние на теорию второго позитивизма оказал Эрнст Мах. Ему также удалось распространить понятие конвенции с математики на другие науки.