Откуда произошли калмыки?

Оглавление

Буддизм — национальная религия калмыков

Принятие буддизма в Калмыкии среди ойратов происходило в два этапа: в XIII — начале XIV века и в конце XVI — начале XVII века. Первоначально новую религию приняла только ойратская знать.

XIII — XIV
в этот период происходило активное принятие буддизма народами Калмыкии

Первым князем, обратившимся к буддизму среди ойратов, был торгутский правитель Сайн-Тэнэс-Мерген-Темене, сын которого Нейджи тойн (Цаган Номин-хан) по благословению далай-ламы начал распространять учение среди монголов и ойратов.

Массовой религией монгольских народов буддизм стал в XVII веке, именно тогда Калмыцкое ханство провозгласило его государственной религией. Произошло это 1640 году. Самый ранний ойратский монастырь «Дархан Дорджин кит» («Семь палат») располагался на берегу Иртыша. Он упоминается в грамоте царя Михаила Федоровича 1616 года.

Буддийская церемония. Из книги Н.А. Нефедьева «Подробные сведения о волжских калмыках» (1834). Буддизм калмыки получили от своих предков ойратов. Фото: upload.wikimedia.org

Уже тогда не возникало сомнений, какая вера у калмыков. Расцвет Калмыцкого ханства пришелся на XVIII век, тогда калмыки наиболее тесно контактировали буддийским миром.

После 1711 года, когда Калмыцкое ханство было ликвидировано власти Российской империи стали прилагать усилия по контролю за количеством буддийских монастырей и духовенства.

Так в начале. XIX века калмыки начали называть все храмы монастырями, в официальных данных 1836 года упоминалось 106 хурулов.

80%
столько в Калмыкии буддистов

В 60-х гг. XIX века были приняты меры по сокращению количества храмов, «лишние» хурулы были объявлены малыми, другие стали именоваться молитвенными кибитками, некоторые перешли на неофициальное положение.

Первые два десятилетия XX века характеризовались оживлением деятельности буддийской церкви в Калмыкии, ростом численности хурулов и духовенства, появлением высших школ, движением за обновление буддизма.

Буддизм был провозглашен государственной религией в 1640 году.

В годы советской власти буддизм в Калмыкии, как и другие религии, подвергся гонениям. Репрессии против буддийского духовенства в республике начались в 1931 году. Если в 1936 году в 14 действовавших храмах был 41 священнослужитель, то к началу Великой Отечественной войны в республике не было ни одного действовавшего буддийского храма.

В период депортации, когда часть калмыков была переселена в Среднюю Азию и Сибирь (1943 — 1957 года), из-за отсутствия храмов буддийская обрядность у них сохранялась на бытовом, уровне.

После того как Калмыцкая автономия была восстановлена и калмыцкий народ вернулся на родину в 1957 году, буддизм все еще оставался под запретом.

Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. Приезд в 1991 году далай-ламы XIV в Республику Калмыкия оживил здесь процессы возрождения буддизма. Фото: timofeyich.ru

Большую роль в возрождении буддизма в Калмыкии сыграл первый приезд в республику далай-ламы XIV-го летом 1991 года. После него было создано независимое от Центрального духовного управления буддистов СССР Объединение буддистов Калмыкии (ОБК).

О том, как активно развиваться в настоящее время калмыцкий буддизм можно судить потому, что в 2005 году в столице республике Элисте был открыт храм Бурхн-Багшин-Алтн-Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который признан самым крупным культовым буддийским сооружением в Европе.

35
столько буддистских объединений зарегистрировано в Калмыкии

Сейчас в республике. действуют 35 зарегистрированных объединений буддистов, из них 34 относятся к традиционному для Калмыкии направлению буддизма — махаяне, 1 община принадлежит к движению Карма-кагью. В республике функционирует более 30 хурулов.

Название народа

Сами калмыки называют себя “хальмгуд”. Как считают языковеды, слово это принадлежит к тюркским языкам, а его основа “хал-” (“гал-”) означает “отделение”. Относительно такой интерпретации самоназвания и привычного нам слова “калмык” высказывался русский учёный В.М.Бакунин, что много лет жил в Калмыки. Он писал:

Это определение очень ярко отражает историю калмыцкого народа. В трудах немецкого исследователя Петра Палласа отмечается, что калмыков действительно можно назвать отделившимся племенем от основной группы своих предков — ойрат-монголов.

Его коллега Б.Бергман не согласен с этой теорией. По его мнению, “отступниками” калмыков называли из-за отказа от шаманизма, который являлся господствующей религией их предков. На мой взгляд, первая гипотеза вернее, поскольку сами исторические факты говорят в её пользу.

Калмыки в 1917 году

Запекают мясо в навозе

Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.

Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.

Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:.  

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана. Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

 

Возникновение традиций калмыков

Постоянные споры потомков монгольских ойратов с племенами Джунгарского ханства заставляли народ кочевать. Только в XVII веке калмыки заняли свою нынешнюю территорию. Создается новое ханство наездников и степных воинов. Позже Калмыкия вошла в состав Российской империи.

Битвы ойратов с монголами определили направление культурных традиций и обычаев калмыков. Дополнялась культура степного народа на протяжении следующих четырех веков племенами и народностями, живущими в России.

Трагизм истории Калмыкии советского периода сильно сказался на культуре. Народ целой страны насильно депортировали с насиженных мест, по сути, лишив части своей ментальности. Тогда Калмыкия потеряла большую часть населения.

Автономию удалось вернуть только к 60-м годам XX века. На сегодняшний день численность населения республики составляет порядка 200 000 человек.

Народная этика калмыков

На протяжении многих веков у калмыков появилась своего рода народная этика, которой должны придерживаться и представители народа, и гости их региона. Особое уважение оказывается старшим.

К их словам всегда прислушиваются, им во всём помогают. Младшие люди не должны перечить или перебивать во время разговора старших, перечить им. Во время кочевий именно старший представитель рода имеет право благословить новое место.

Йорялы – важный ритуал во время праздников. Так калмыки называют пожелания, произносить которые могут лишь старшие члены семьи. Что интересно, согласно калмыцкому этикету, мужья не хвалят на людях своих жён.

А с женщинами ситуация иная: они должны всюду расхваливать мужа. У калмыков есть даже забавная поговорка:”Без похвалы нет богатыря”. и в этой фразе ярко выражается вера народа в особую силу похвалы как стимула становиться лучше, достигать новых вершин.

Цаган Сар – один из ярких калмыцких праздников

Калмыцкий народ можно по праву назвать уникальным, неповторимым. Многие традиции калмыков имеют сходство с монгольскими, но они не потеряли своей самобытности. Калмыки во многом выделяются среди соседних народностей. Необычные особенности можно увидеть даже в землях Калмыкии – удивительном крае европейской части, где произрастает священный цветок, лотос. Возможно, сама природа позволяет людям, живущим в этих местах, хранить свою неповторимую культуру.

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

 

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

[править] История

Ойраты, предки современных калмыков, к XII—XIII вв. обитали на территории вблизи озера Байкал, позже откочевали в Западную Монголию и соседние земли Алтая и Средней Азии, где в XIV—XVII вв. создали Джунгарское ханство. В начале XVII века часть ойратов во главе с тайшой Хо-Урлюком по неизвестным причинам покинула кочевье и двинулась на запад. В 1607 году они принесли шерть (присягу) Василию Шуйскому. В 1608 году российские власти выделили для них кочевье вдоль рек Иртыш, Ишим и Тобол. Однако противоречия с администрацией и столкновения с сибирскими татарами быстро привели к нарушению присяги. Калмыки двинулись в сторону Волги. Окончательный мир между российскими властями и калмыками был заключен в 1657 году, когда все калмыцкие тайши приняли новую шерть. Договор предусматривал «вечное подданство и послушание» русскому царю и обязанность нести военную службу в пользу России.

Территории кочевья калмыков не однократно менялись. В наиболее благоприятные периоды XVII—XVIII вв. они контролировали степи от Кавказа на юге до Самары на севере, откуда они вытеснили ногайцев. В 1750-е гг. к российским калмыкам присоединились новые переселенцы из Джунгарии. Калмыки жили на русских и украинских землях (чугуевские калмыки жившие около Чугуева, сейчас Харьковская область).

В 1664 году российские власти официально признали Калмыцкое ханство, достигшее расцвета при хане Аюке (1642—1724 гг.). Калмыки принимали участие почти во всех войнах, которые вела Россия в качестве союзной кавалерии или нерегулярных военных формирований. Аюка и другие ханы самостоятельно заключали договора с Портой, входили в военные столкновения с соседними народами, в том числе с русскими и украинцами. В 1771 году Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, после массового исхода калмыков во главе хана Убаши на земли, подчиненные Китаю. Согласно преданию, в России остались только калмыки, которые кочевали на правом берегу Волги и не смогли присоединиться к остальным в результате весеннего паводка.

В 1800 году Павел I восстановил Калмыцкое ханство, но в 1803 году оно снова было отменено Александром I. Калмыцкие кочевья были присоединены к Астраханской губернии. Калмыки продолжали службу в русской армии. В 1814 году принимали участие в параде победителей в Париже. Со 2-й пол. XIX века часть калмыков прекратила кочевой образ жизни, нанималась на работу на нефтепромыслах или занималась ловлей рыбы, садоводством и огородничеством. В 1892 году было отменено крепостное право.

Летом 1917 году Временное правительство выделило в составе Астраханской губернии Степную область калмыцкого народа с центром в Элисте (ранее ставка ханов находилась около Самары). После Октябрьской революции многие калмыки присоединились к белому движению и позже покинули Россию. Другие сражались на стороне большевиков. В 1920 году была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1935 году в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику (Калмыцкая АССР). В 1930-ых гг. в результате коллективизации калмыки были вынуждены начать вести оседлый образ жизни. К 1937 году были закрыты все буддийские храмы. Проводилась политика русификации. В 1943—1957 гг. КАССР была ликвидирована. Большинство калмыков подверглись депортации в Сибирь и Среднюю Азию, в ходе которой погибло около трети народа. После восстановления КАССР политика русификации продолжалась.

В 1990 году Верховный Совет КАССР принял декларацию о суверенитете. В 1992 году была провозглашена Республика Калмыкия в составе Российской Федерации.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

 

Религиозные конфессии в современное время

В 1917 г. на территории Бурятии было 44 дацана, 144 малых храма, 211 православных храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских мечетей, 5 баптистских общин и 1 католический костел. К середине 1930-х гг. все они были закрыты, лишь в последние десятилетия XX в. началось их восстанов­ление.

Со 2-й половины 1980-х гг. началось возрождение шаманизма.

В Бурятии находится центр буддизма России — Иволгинский дацан, возведен первый буддийский женский монастырь «Зунгон Даржалинг», идея его создания одобрена самим Далай-ламой во время его визита в Россию в 1992 г. На территории дацана построена ступа, в которой заложены святые мощи — следы крови и кусочек кости Будды. В 2001 г. в дацане установлена большая статуя Будды Шакьямуни, доставленная из Санкт-Петербурга. Статуя была привезена в Россию в 1913 г. из Тибета известным деятелем буддизма Агваном Доржиевым. 

К 1995 г. в республике уже насчитывалось более 16 буддийских дацанов. Созданы объединение буддийских мирян и народная академия буддийской культуры. Действует 4 православных прихода: два в Улан-Удэ и по одному в Кяхте и Баргузине. Начались службы в Одигитриевском соборе, построенном еще в 1741 г., и в Сретенской церкви (село Батурине Прибайкальского района). Возрождаются и старообрядческая православная церковь, молельные дома, которые зарегистрированы в Бичуре, Новой Бряни и других селах, где проживают семейские старообрядцы.

В настоящее время в Республике Бурятия действуют 14 буддийских дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, 7 древлеправославных общин, свыше 20 религиозных сект, течений и других автономных толков. Кроме того, в Улан-Удэ действует христианская община баптистов и адвентистов седьмого дня, в г. Северобайкальске открыта церковь христиан Веры Евангельской (пятидесятники). В Улан-Удэ также функционируют общины кришнаитов и бахаистов. В 1991 г. в Кижинге был заложен и освящен храмовый комплекс ступы Джарун Хашор, объединяющий различные направления буддизма. Помимо названных конфессий в ряде районов Бурятии по-прежнему сильны позиции язычества — шаманизма.

Калмыки – народ “земли лотоса”

Традиции калмыков издавна были тесно связаны с монгольской и ойратской культурами. По мнению востоковедов, решающую роль в формировании духовного пути народа сыграл эпос “Джангар”, что появился в XVIII веке.

В нём – стремление народа к свободе и счастью, вера в лучшее будущее, открытая душа калмыков. Несмотря на долгий период формирования, обычаи калмыков успешно пережили века, дойдя до наших дней практически неизменными. Во многом на становление культуры повлияли основы буддизма.

Кстати, на гербе и флаге Калмыкии можно увидеть изображение лотоса. Другой страны с подобным символом, приобретшим государственное значение, не найти. Этот цветок неспроста калмыки считают священным.

Помимо буддийских идей, лотос символизирует регион проживания калмыцких племён. Как ни странно, но именно на их землях на берегах Волги растёт этот необыкновенный цветок.

Наследие и памятные события

Памятная монета Республики Казахстан — «Безымянное» Сергея Калмыкова из серии «Художники-графики Казахстана» — 500 тенге — серебро — реверс, 2008

Общий объём сохранившихся работ Сергея Калмыкова оценивается в 2 000 произведений разного формата, но точное их число неизвестно и оценки его творчества широко варьируются. В Государственном музее искусств им. А. Кастеева в Алма-Ате находится более 1 100 работ — крупнейшее из известных собраний. Несколько десятков работ находятся в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Пушкинском музее в Москве. Довольно значительное число работ также находится в частных коллекциях, как в самом Казахстане, так и в России, США и Европе.

Первая посмертная выставка работ Сергей Калмыкова была организована в 1968 году галереей им. Тараса Шевченко в Алма-Ате (впоследствии реорганизованной в Государственный музей искусств им. А. Кастеева).

В 1989 году режиссёр Игорь Гонопольский снял документально-художественный фильм-трилогию о художнике «Это Я вышел на улицу».

В 1991 году Государственный музей искусств им. А. Кастеева организовал ещё одну выставку, к открытию которой был также издан первый альбом работ Калмыкова.

В 1997 году в Республике Казахстан выпущена почтовая марка достоинством в 25 тенге с изображением работы Калмыкова «Фантастический натюрморт».

В 2001 году в ходе торжеств по случаю 110-й годовщины рождения Сергея Калмыкова Государственный музей искусств им. А. Кастеева провёл самую большую на сегодняшний день выставку работ художника, пригласив к участию, как государственные учреждения, так и частных коллекционеров. В различные годы также состоялись выставки работ Калмыкова в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пушкинском музее в Москве и некоторых частных галереях.

В 2002 году Алекс Орлов, коллекционер российского происхождения из США, под влиянием израильского писателя Давида Маркиша организовал Фонд Сергея Калмыкова, собрал около трёхсот картин Калмыкова, попавших на Запад, а также опубликовал первое международное издание его работ.

В 2006 году в Республике Казахстан отмечалось 115-летие со дня рождения художника и был издан второй альбом работ Калмыкова в рамках президентской программы поддержки культуры. В альбом вошли 246 работ художника, издан на трех языках, содержит биографию и библиографию Калмыкова.

В 2008 году была выпущена коллекционная монета достоинством 500 тенге с изображением работы Сергея Калмыкова «Безымянное».

В 2012 году выпущен альбом Игоря Смекалова «Сергей Калмыков. Оренбургский период, 1981—1937»

В 2014 году в рамках проекта Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» издан двойной альбом «Сергей Калмыков. Последний из Русского Авангарда / Похвала Оренбургу» / Сост. И. В. Смекалов. — Оренбург. Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева. ISBN 978-5-88788-191-1 (на русском и английском языках)

29 августа 2014 года в Оренбурге на доме по ул. Ленинской, 5, где жил С. И. Калмыков, установлена мемориальная доска «Певцу Оренбурга»; летом-осенью 2018 года в рамках волонтерской акции «Том Сойер Фест» фасад этого дома был полностью отреставрирован

В 2015 году издано литературное наследие «Сергей Калмыков. Необычайные абзацы». Сост., вступит. статья, комм. — И. В. Смекалов. — Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева», 2015. — 416 с. ISBN 978-5-88788-220-8; в 2017 году издано продолжение: «Сергей Калмыков. Пространство и время: рукописи 20-х — 30х- годов ХХ века», 2017. — 414 с. ISBN 978-5-88788-228-4.

Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии

Какая вера у калмыцкого народа появилась в последнее время можно понять, изучив состояние дел в исламской общине республике, а также новые религиозные движения, появившиеся в республике.

2000
в этом году в республике создается «Единый мусульманский центр»

До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах в Карелии имелось 2 мечети. В последние годы представители исламской общины активизировались: в 2000 году в республике был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 году избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман Калмыкии, входящее в Координационный совет мусульман Северный Кавказа.

В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман в настоящее время состоят 4 организации, 6 религиозных групп.

Исламский молельный дом в Элисте. В 2014 году его подожгли неизвестные. Мечеть в Калмыкии до сих пор не построена. Фото: kavpolit.com

Что касается новых религиозных движений, то они в республике представлены «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи» и Армией спасения.

Кроме того, также имеется группа последователей учения Н.К. Рериха. Активно работают муниты. Местные правоохранительные органы несколько раз возбуждали уголовные дела против последователей новых религиозных движений по обвинению их в экстремизме.

Во время Отечественной войны 1812 года калмыки сражались как конные лучники

Это один из аргументов фанатов сложносоставного лука. Но факты — против.

В 1807 году в составе ополчения были сформированы десять конных калмыцких пятисотенных полков. Всего в их составе было около 5200 солдат и офицеров(свыше десяти тысяч лошадей). Сохранилась подробная роспись оружия по каждому из этих полков. Чтобы не утруждать читателя деталями, приведём итог: суммарно было 2370 ружей, 36 пистолетов, 2424 пики, десять саадаков(набор вооружения конного лучника, включавший лук в налуче, стрелы в колчане, а также чехол для колчана. — Прим.ред.), 23 панциря.

Лучников было только десять человек(все в одном полку).

Чтобы довооружить калмыков, Александр I приказал выдать отремонтированное Тульским заводом оружие и изготовить несколько тысяч пик. Ополчение выдвинулось на фронт бить французов, но война закончилась Тильзитским мирным договором.

Накануне новой войны с Наполеоном было сформировано два пятисотенных полка. В Первом калмыцком астраханском на июль 1811-го было, согласно штату, 528 человек. Арсенал состоял из 268 ружей, 137 сабель и 445 пик. Формирование требовалось довооружить.

Во Втором астраханском полку к началу войны на те же 528 человек было 480 ружей, 150 сабель и 327 пик. То есть, как правило, у кавалериста были и ружьё, и пика.

На кочевников калмыки внешним видом тоже не походили. Оба полка весной 1812 года переобмундировали в форму донских казаков.

Офицер и рядовой калмыцких полков, 1812

В июле 1812 года произошёл рейд корпуса Ламберта в Герцогство Варшавское, в его составе было и два калмыцких полка. Русская кавалерия дошла тогда до Люблина. Эти калмыцкие части воевали до 1814 года. Причём это не единственные полки, в составе которых сражались ойраты.

Народные традиции и быт

Так как древние калмыки вели кочевой способ жизни, то в основном они пытались рыбой и перегоняли с места на место скот. А на полях выращивали зерновые культуры. Позже калмыки научились разнообразного ремесла. Лучше всего цениться резьба по дереву и в наши дни, а особенно изготовленная мебель. Из кожи делали принадлежности для лошадей: уздечка или седло. Одно из основных блюд — квашеное молоко (арьян), а также кумыс.

Одежда также занимает особое место в калмыков. Поэтому национальный костюм всегда должен быть свободным и комфортным. С возрастом цветовая гамма костюма может меняться. Костюмы всегда красочные и вышитые многочисленными орнаментами, что придает некое богатство одежде. Ни в коем случае нельзя наступать на головной убор, так как это проявление невоспитанности. Именно калмыки ввели в моду меховые шапки.

Этот народ очень верующий и научились присматриваться или верить приметам. Живут в калмитках или в юрте. Кочевник должен хорошо ездить на лошадях.  Жениху вправе выбирать невесту только родители. После того, как выбор сделан, нужно какое-то время дружить и свататься. Если после свадьбы молодожены не хотят быть вместе, то их без проблем разводят. Единственное, жених должен вернуть девушку обратно в целости и сохранности.

Пускай кочевники и ведут немного странный образ жизни. Но их готовность воевать — многим под руку. Этот народ очень тонко чувствует, легко ориентируется, всегда уравновешен и всегда готов к чему-либо.

Древние традиции

Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:

  • Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
  • Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
  • Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
  • Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
  • Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
  • Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.

Традиционные обычаи и обряды

У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.

К примеру, было заведено следующее:

  • утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
  • калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
  • при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
  • у места назначения останавливались с левой стороны.

То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.

Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.

Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.

Очищение огнем

Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.

В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.

Чайная церемония

Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.

Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.

Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.

Это интересно: Карибский кризис

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.