Качалов василий иванович

Оглавление

Биография

Василий Иванович родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне (сейчас — Вильнюс, Литва), в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви, из белорусского шляхетского рода.

Дядя — Хрисанф — тоже священник, имел намерение уверить собственных прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе двинуться — и она двинется, — уверить, сотворив волшебство. В этой собственной попытке потерпел фиаско и за кощунство, также за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со серьезной епитимьей.

Мать происходила из неплохой полупольской (в девичестве — Воржековская), полулитовской (Гинтовт по мамы), но издавна обрусевшей православной семьи.

Обучался в 1-й Виленской гимназии сразу с Ф. Э. Дзержинским; в одном выпуске с ним был Б. Горев; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, потом литовский композитор Константинас Галкаускас.

Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и заполучил репутацию декламатора и актёра. Очень обожал петь гимны собственного дяди Хрисанфа и исполнял их на некий им самим придуманный мотив и с карикатурно-белорусским акцентом, которым отлично обладал, и мог не только лишь гласить, да и читать с акцентом стихи. Одним из его «номеров» было выполнение монолога Чацкого гродненским семинаристом. Сам он только к окончанию гимназии и в Петербургском институте с трудом избавился от этого акцента.

Закончив гимназию в 1894 году, поступил на юридический факультет Петербургского института. Бывал в Вильне на каникулах. В 1896 году на студенческих каникулах играл вкупе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позже выступал в Вильне и Ковне на гастролях Столичного художественного театра.

По мемуарам отпрыска, имел большой рост (1 м. 85 см.), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнимо с гигантами старшими братьями.

Летом 1900 года в Кисловодске женился на актрисе Нине Литовцевой, с которой познакомился во время сезона 1898/99 года.

В 1905 году вкупе с супругой сделал туристическое путешествие по Европе, были в Германии, в Швейцарии, Италии и Австрии.

Дружба с М. Андреевой привела к тому, что на адресок Качалова приходили из-за границы директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за предел материалы для «Искры».

В 1906 году побывал в Европе уже на гастролях с труппой МХТ.

По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Тарасовым.

Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень биографичны, много написано о Качалове и его семье, окружении.

Творчество

Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
  • «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
  • «Гамлет» У. Шекспира — Горацио
  • «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент

Московский Художественный театр

  •  — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
  • 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
  • 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
  • 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
  •  — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
  • 1901 — «Дикая утка (пьеса)» Г. Ибсена — Экдаль
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
  • 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
  • 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
  •  — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
  • 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
  • 1902 — «На дне» М. Горького — Барон
  •  — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
  • 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
  • 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
  •  — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов
  • 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
  • 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
  • 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
  • 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
  •  — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев
  • 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
  • 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
  • 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  • 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
  •  — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин
  • 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен
  •  — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
  • 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
  •  — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
  •  — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
  • 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
  • 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
  •  — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
  •  — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
  •  — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  •  — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
  •  — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович
  •  — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
  •  — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор (ввод)
  •  — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
  •  — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
  • 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
  •  — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
  •  — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
  •  — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
  •  — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
  •  — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
  •  — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий

Озвучивание

  •  — Стрекоза и муравей (анимационный)
  •  — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
  •  — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
  •  — Картина (анимационный) — текст от автора

Биография

Василий Иванович Шверубович (Качалов) родился в городе Вильно 30 января (11 февраля) 1875 года в семье священника отца Иоанна.Увлечение театром у Василия началось в детстве, с подражания заезжим гастролерам (особенно ему запомнился Мамонт-Дальский). В гимназии Шверубович — участник всех спектаклей. Подколесин, Ноздрев, Хлестаков… Ученик шестого класса сыграл эти роли за один год. На торжественном концерте в гимназии он так проникновенно читал «Илиаду» Гомера, что ему аплодировал весь зал. Монологи Гамлета, Отелло, Уриэля Акосты были в его репертуаре на переменах между уроками. Молодой актер П.Н. Орленев, послушав его декламацию, благословил Василия: «Вы просите у меня совета, поступить ли вам в драматическую школу. Да вы сам — школа! Вы учиться никуда не ходите. Вас только испортят. Поступайте прямо на сцену — страдайте и работайте».Осенью 1893 года Шверубович стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Он также поступил в театральный кружок Сидорова. Успешно сыграв роль Валера в мольеровском «Скупом», Шверубович перешел в любительский кружок прославленного актера В.Н. Давыдова.Роль старого актера Несчастливцева принесла ему настоящий успех. Случилось это в ноябре 1895 года, когда в зале Благородного собрания в Петербурге прошел спектакль «Лес». Первая в жизни рецензия! И написал ее Н.Н. Гарин-Михайловский. «Нельзя не признать большого таланта в таком исполнителе, как Шверубович, игравшем Геннадия Несчастливцева».Проучившись четыре года в университете, Василий не стал сдавать государственных экзаменов. В 1896 году студент-любитель Шверубович становится актером Качаловым. При поступлении в Суворинский театр он не знал, как подписаться. И тут его взгляд случайно упал на траурное объявление в «Новом времени»: «В бозе почил Василий Иванович Качалов». Шверубович решительно подписался: «Василий Качалов».В суворинской группе Качалов играл третьестепенных, неприметных персонажей без имени и лица. Иногда звали выступить в чужих театриках и кружках. Соглашался он на любые роли, лишь бы играть и играть.И было другое. Винные возлияния. Случайные увлечения… Беззаботная актерская братия увлекала на трактирные кутежи и утехи. Но Шверубович сумел вовремя остановиться.Летом он гастролировал по городам России в труппе артиста В.П. Далматова, затем подписал контракт с казанским антрепренером М.М. Бородаем.Труппа Бородая часть сезона проводила в Саратове. За два с половиной года Качалов переиграл свыше двухсот пятидесяти ролей! В свой бенефис он исполнил роль Шаховского в пьесе «Царь Федор». Саратовская газета писала: «Приятный, звучный голос, отличные, сдержанные манеры, умение преображаться в различных ролях от ворчливых стариков до бурливых молодцов и чванных джентльменов, естественная горячность в драматических местах — это Качалов…»В Казани он познакомился со своей будущей женой. Нина Николаевна Литовцева вместе с ним играла в Казанском театре. Молодые мечтают опять работать в одном театре. Однако судьба пока разъединяет их.27 февраля 1900 года Качалов приехал в Москву, чтобы стать артистом Художественно-Общедоступного театра. Для знакомства, или, как выразился режиссер Немирович-Данченко, чтобы «нащупать, что он может», Качалову следовало показаться в двух картинах «Смерти Грозного»: сначала в роли Бориса Годунова, потом царя Грозного. Актер безнадежно провалился в обеих ролях. За кулисы к нему пришел К.С. Станиславский. Отметив «богатые данные», он тут же оговорился: «Вам предстоит ужасная работа над самим собой. Я даже не знаю, сумею ли объяснить вам, какая именно». Вскоре Качалова перестали вызывать на репетиции. Но он с завидным упрямством приходил в театр.

Страница 1 из 6 | Следующая страница

Другие биографии:

Лесли Нильсен Олег Янковский Москвин Иван Михайлович Леонов Евгений Павлович Комиссаржевская Вера Федоровна

Творчество

Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
  • «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
  • «Гамлет» У. Шекспира — Горацио
  • «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент

Московский Художественный театр

  •  — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
  • 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
  • 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
  • 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
  •  — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
  • 1901 — «Дикая утка (пьеса)» Г. Ибсена — Экдаль
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
  • 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
  • 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
  •  — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
  • 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
  • 1902 — «На дне» М. Горького — Барон
  •  — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
  • 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
  • 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
  •  — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов
  • 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
  • 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
  • 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
  • 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
  •  — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев
  • 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
  • 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
  • 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  • 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
  •  — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин
  • 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен
  •  — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
  • 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
  •  — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
  •  — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
  • 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
  • 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
  •  — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
  •  — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
  •  — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  •  — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
  •  — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович
  •  — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
  •  — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор (ввод)
  •  — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
  •  — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
  • 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
  •  — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
  •  — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
  •  — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
  •  — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
  •  — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
  •  — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий

Озвучивание

  •  — Стрекоза и муравей (анимационный)
  •  — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
  •  — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
  •  — Картина (анимационный) — текст от автора

Библиография

  • Виленкин В. Я. Качалов. Москва, 1962
  • Чушкин Н. Н. Гамлет — Качалов. М., 1966
  • Марков П. А. О театре. М., 1977
  • «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 363—494.
  • «…Сам бы поехал только в Россию» Письма В. И. Качалова периода гастролей МХАТа в Европе и Америке (1922—1924) / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 197—288.

Библиография

  • Виленкин В. Я. Качалов. Москва, 1962
  • Чушкин Н. Н. Гамлет — Качалов. М., 1966
  • Марков П. А. О театре. М., 1977
  • «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 363—494.
  • «…Сам бы поехал только в Россию» Письма В. И. Качалова периода гастролей МХАТа в Европе и Америке (1922—1924) / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 197—288.

Столичный Художественный театр

  • 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского — Правитель Берендей
  • 1900 — «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Г. Ю. Ибсена — Рубек;
  • 1900 (ввод) — «Геншель» Г. Гауптмана — Гость пивной;
  • 1900 (ввод) — «Погибель Иоанна Сурового» А. К. Толстого — Эльмс, Григорий Годунов;
  • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова — Вершинин;
  • 1901 — «Одичавшая утка» Г. Ю. Ибсена — Экдаль;
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова — Тригорин;
  • 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман;
  • 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов;
  • 1902 (ввод) — «Погибель Иоанна Сурового» А. К. Толстого — Гарабурда;
  • 1902 (ввод) — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах;
  • 1902 — «На деньке» М. Горьковатого — Барон;
  • 1903 — «Столпы общества» Г. Ю. Ибсена — Хильмар Теннисен;
  • 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Юлий Цезарь;
  • 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана — Йоганн Фокерат;
  • 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов;
  • 1904 — «Там, снутри» М. Метерлинка — Дед;
  • 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой;
  • 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
  • 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев;
  • 1905 — «Блудный отпрыск» С. А. Найдёнова — Максим Коптев;
  • 1905 — «Привидения» Г. Ю. Ибсена — Пастор Мандерс;
  • 1905 — «Малыши солнца» М. Горьковатого — Протасов;
  • 1906 — «Горе от разума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  • 1906 — «Бранд» Г. Ю. Ибсена — Бранд;
  • 1907 — «Стенки» С. А. Найдёнова — Копейкин;
  • 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен;
  • 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ю. Ибсена — Росмер;
  • 1908 — «У королевских ворот» Кнута Гамсуна — Карено;
  • 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева — Анатэма;
  • 1910 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
  • 1910 — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — Иван Карамазов;
  • 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин;
  • 1911 — «У жизни в лапах» Кнута Гамсуна — Пер Баст;
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин;
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
  • 1912 — «Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева — Горский;
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Жора;
  • 1913 — «Николай Ставрогин» Ф. М. Достоевского — Ставрогин;
  • 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
  • 1916 — «Будет удовлетворенность» Д. С. Мережковского — Федор Иванович;
  • 1918 (ввод) — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров;
  • 1922? (ввод) — «Правитель Фёдорвей Иоаннович» А. К. Толстого — Правитель Фёдорвей;
  • 1923? (ввод) — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Гаев;
  • 1924? (ввод) — «Доктор Штокман» Г. Ю. Ибсена — доктор Штокман;
  • 1924/25 (ввод) — «Горе от разума» А. С. Грибоедова — Репетилов
  • 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
  • 1927 — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
  • 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
  • 1930 — «Воскресение» Л. Н. Толстого — От создателя
  • 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
  • 1935 — «Неприятели» М. Горьковатого — Захар Бардин
  • 1938 (новенькая редакция) — «„Горе от разума“» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий — Режиссер — постановщик: Немирович-Данченко, Владимир Иванович

Также играл роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.

Вёл активную богемную жизнь в Москве «серебряного века». В рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён опьяненный Качалов — «с бокалом в руке, бледноватый от хмеля, с большим позже на лбу, на который свисал клочек его белорусских волос». Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строчками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

Последние статьи

  •   За употребление каких продуктов на Руси можно было понести суровое наказание сегодня, 12:20
  •   Почему распался первый брак Ангелы Меркель, и За что второй муж канцлера заслужил звание «Призрак оперы» сегодня, 10:42
  •   Короткий и яркий путь Динамита: Загадка раннего ухода спортсмена, шоумена и актера Владимира Турчинского сегодня, 09:15
  •   Как внучка художника и сын анархистов создали бренд «сказочных» украшений: Les Nereides 27.09.2021, 21:03
  •   Пурпурная лихорадка: как в древности гибли люди и животные из-за прихоти царей 27.09.2021, 19:13
  •   Какие шедевры оставила после себя супружеская пара художников викторианской эпохи: Чарльз и Кейт Перуджини 27.09.2021, 16:28
  •   В чём секрет культового фильма «Лабиринт», споры о котором не утихают и десятилетия спустя 27.09.2021, 14:38
  •   7 отечественных фильмов о зрелой любви, которые дарят надежду 27.09.2021, 13:38
  •   Как сложилась судьба главных актеров популярного сериала 90-х «Дикий ангел» 27.09.2021, 11:47
  •   7 звёздных пар, которые считают гостевой брак залогом семейного счастья 27.09.2021, 10:28

Все статьи

Театральная карьера

В Санкт-Петербурге в 1896 году поступил актёром в Театр Литературно-артистического общества, фактическим обладателем которого был А. С. Суворин (1834—1912; обладатель и редактор газеты «Новое время»).

Суворин выдумал сценический псевдоним Качалов, заменивший неблагозвучную фамилию Шверубович. Играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе приятельства М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900).

По другой версии, случаем прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в предстоящем познакомился с его отпрыском, также Н. Н. Качаловым, супругом актрисы Елизаветы Тиме, и сказал ему эту историю. Потом они сдружились.

Библиография

  • Виленкин В. Я. Качалов. Москва, 1962
  • Чушкин Н. Н. Гамлет — Качалов. М., 1966
  • Марков П. А. О театре. М., 1977
  • «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 363—494.
  • «…Сам бы поехал только в Россию» Письма В. И. Качалова периода гастролей МХАТа в Европе и Америке (1922—1924) / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 197—288.

После октября 1917

После Октябрьской революции возглавлял часть труппы Станиславского, которая отправилась на гастроли по югу Рф. Переезжая за отступающими частями Белоснежной армии оказался в Екатеринбурге, где случаем нашёлся его отпрыск, служивший у белоснежных. Хворого тифом отпрыска чуть выручили:

— По мемуарам Шверубовича

Сначала лета 1920 года переехал в Грузию, где также выступал на сцене.

В сентябре 1920 года, получив приглашение русских властей, отправился в Москву через страны Южной и Центральной Европы (прямой путь через юг Рф был очень небезопасен). Гастролировал в почти всех городках и не торопился ворачиваться. После длительных размышлений часть актёров МХТ во главе с Качаловым возвратилась в Москву в 1922 году.

Актёр скончался 30 сентября 1948 года от рака легкого. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).