Актриса комиссаржевская вера — биография, деятельность, личная жизнь и интересные факты

Оглавление

Личная жизнь

Комиссаржевская вышла замуж в возрасте 19 лет за модного художника Владимира Муравьева

Муж был красивым мужчиной, любил женское внимание, имел слабость к крепким напиткам. К семейной жизни Владимир оказался не готов, брак с ним оказался катастрофой для Веры Комиссаржевской

Семейная жизнь пары не сложилась, муж поднимал на жену руку, оскорблял, часто пропадал вне дома. Потом и вовсе завел роман с её сестрой.

С Владимиром Муравьевым

Вера развелась с мужем, не простив двойного предательства, но из-за сильных переживаний попала в психиатрическую клинику. Исследователи жизни и творчества актрисы позже писали, что семейная жизнь с Муравьевым стала толчком к раскрытию ее творческого потенциала, так как сильные личные переживания раскрыли в ней глубокое творческое дарование. После развода личная жизнь актрисы не складывалась, в её жизни были мужчины, но отношения долго не длились.

В 1887 году девушка познакомилась с офицером Сергеем Зилоти. Он был очень начитанным, образованным человеком, любил искусство, книги и театр. Отношения в паре были очень теплыми, Сергей рассматривал Веру в качестве будущей жены. Он даже познакомил девушку со своими родителями, представил ее как невесту. Однако Вера так и не вышла замуж за Сергея, хотя впоследствии всю жизнь продолжала тепло общаться с его семьей.

Комиссаржевская много энергии, эмоциональных сил отдавала в спектаклях, ей не нужны были сильные потрясения и яркие чувства в личных отношениях. Еще на службе в Александрийском театре актриса познакомилась с Чеховым, чувства к Вере с его стороны были сильными, но роман их быстро закончился. Однако, вполне возможно, что Чехов ценил именно талант актрисы, а не ее саму.

В 1898 году в театр поступает на службу новый талантливый актер Николай Ходотов. Между ним и Верой Федоровной возникает роман, который продолжался несколько лет. Ходотов был моложе на 13 лет, актриса понимала, что их роман не будет долгим. Постепенно отношения прекратились, замужем актриса больше не была. Детей у Комиссаржевской не было. У нее было позже еще несколько романов с разными мужчинами: с режиссером Е.П. Карповым, с молодым актером Н.П. Рощиным-Инсаровым, с дипломатом С.С. Татищевым, с поэтом Валерием Брюсовым, но ни один из них не закончился браком, так как главную роль в ее жизни всегда играл лишь театр.

Валерий Брюсов

Начало профессиональной театральной деятельности

В 1891 году молодая Комиссаржевская дебютировала на большой сцене «Общества искусства и литературы», в котором преподавал ее отец. Спектакль назывался «Плоды просвещения». Комиссаржевская выступала под псевдонимом Комина. Постановка имела большой успех.

Вскоре актриса переезжает в Новочеркасск по приглашению театрального антрепренера Николая Синельникова. Там она работает уже в качестве профессиональной актрисы. Дебютом Комиссаржевской была работа в спектакле Германа Зудермана «Честь».

После успешной премьеры актриса приступает к репетициям сразу нескольких спектаклей. В этот период у нее через каждые несколько дней была премьера. Иногда бывало так, что за один вечер она играла ведущие роли сразу в двух постановках. За 5 месяцев актриса сыграла в 58 различных пьесах!

Теперь ей некогда было думать о личной жизни, отныне и навеки вся ее душа всецело принадлежала искусству. Театр Новочеркасска процветал благодаря Комиссаржевской, каждый день там был аншлаг.

Память о таланте

Память Комиссаржевской до сих пор бережно сохраняется. Её уход был потрясением для России, так как только тогда стало понятно, какой величайший талант потеряла страна. Театр Комиссаржевской в Новочеркасске с гордостью вспоминает времена, когда актриса блистала на его сцене. Драматический театр имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге известен во всем мире.

В Донецке, Воронеже, Тюмени именем актрисы названы улицы. Великий талант Веры Комиссаржевской вдохновлял композиторов на написание музыкальных произведений: А. Кнайфель написал сочинение для струнных инструментов «Вера», П. Гапон написал вальс памяти актрисы «Оборванные струны». Про жизнь и творчество Веры Федоровны снята художественная картина «Я – актриса», режиссером выступил Виктор Соколов.

Литература

  • Д. Л. Тальников. Коммиссаржевская. М.—Л.: Искусство, . — 458 с.
  • В. В. Носова. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, . — 335 с., ил. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
  • С. Л. Лунгин. Я — актриса (В. Ф. Комиссаржевская): киносценарий. — М. : Искусство, . — 103 с.: ил. — (Библиотека кинодраматургии)
  • Ю. П. Рыбакова В. Ф. Комиссаржевская. Летопись жизни и творчества. — СПб.: Институт истории искусств, . ISBN 5-86845-010-8
  • Русские в истории и культуре Литвы: историко-биографические очерки / авт.-сост. Инесса Маковская, Андрей Фомин. — Вильнюс: Вага, . ISBN 978-5-415-02053-9. — 301—302 с.
  • В. Ф. Комиссаржевская. Альбом Солнца России. СПб.: Дмитрий Буланин, . — 96 с.

Крах семьи. Продажа имения ради развода

Семейная драма, случившаяся, когда Вере было всего 17 лет, наложила отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Мария Николаевна родила Комиссаржевскому трех дочерей – Веру, Надежду и Ольгу, а после смерти отца купила имение, где поселилась вся семья.

Но все это ловеласу из Мариинского театра стало уже неинтересно. На гастролях артист закрутил роман с литовской княжной Курцевич, и княжна вскоре забеременела. Родился сын.

С женой Комиссаржевский решил порвать просто – прислав письмо. Мария Николаевна повела себя удивительно благородно: она не стала препятствовать разрыву и, более того, взяла на себя все расходы по бракоразводному процессу.Развод в XIX веке был дорогим «удовольствием», и матери Веры пришлось продать имение, чтобы покрыть все траты. Четыре женщины после предательства мужа и отца остались ни с чем.

Раннее замужество

Когда Вера Комиссаржевская вступили в пору юности, отец на гастролях познакомился с княжной Курцевич, без ума влюбился в это юное прекрасное создание и принял решение оставить свою семью ради новой любви.

После развода Мария Николаевна вместе с тремя дочерьми попала в очень трудное финансовое положение. Федор Петрович не мог оказывать им существенную помощь, у него теперь была новая жизнь, молодая супруга родила ему сына.

Справедливости ради нужно сказать, что с детьми от первого брака Федор Комиссаржевский никогда не прекращал общаться.

Вера Комиссаржевская стала искать возможность выйти удачно замуж, чтобы помочь матери и сестрам избежать нищеты. Удачная партия нашлась достаточно быстро. Девушка познакомилась с графом Владимиром Муравьевым. Он тоже имел отношение к миру искусства, успешно занимался живописью и слыл модным художником.

Венчание состоялось в 1883 году. Комиссаржевской было в ту пору всего 19 лет.

Театр

Оправившись от расстройства, девушка посвятила себя творчеству. В 1887-м она стала брать уроки у артиста Владимира Давыдова. К тому моменту отец расстался с супругой, и дочери переехали к нему. Вера помогала работать с учениками, среди которых оказался и Константин Станиславский.

Начинающий режиссер пригласил ее заменить актрису в постановке в Охотничьем доме, и Комиссаржевская справилась со своей ролью. Внезапная простуда лишила ее возможности уйти в оперный театр из-за хронического катара. С этого момента биография артистки была связана с драматической сценой.

Вскоре актриса воплотила Бетси в «Плодах просвещения» в Обществе искусства и литературы, снискав расположение критиков и публики. Дальнейшая карьера получила развитие благодаря Николаю Синельникову, пригласившему Веру на сцену в Новочеркасске. Актриса дебютировала в постановке «Честь» Германа Зудермана. За полгода она воплотила героинь 58 пьес.

Вера Комиссаржевская и Владимир Муравьев

В 1894-м Комиссаржевская выступала в дачном театре в Петербурге, затем работала в Виленском театре. Поступив в труппу Александринского театра в 1896-м, дебютировала в постановке «Бой бабочек» в образе Рози. В том же году состоялась премьера «Чайки», где Вера сыграла Нину Заречную. Автор пьесы Антон Чехов отмечал глубину проживания роли актрисой. Исполнительница невысокого роста завораживала публику игрой, используя все средства драматической выразительности.

Важными ролями для Комиссаржевской стали Лариса из «Бесприданницы» и Маргарита в «Фаусте». Критики были в восторге от ее исполнения, а актриса мечтала попробовать себя в качестве режиссера.

В 1904-м она создала собственный театр. Премьерой стал неудачный спектакль «Дачники» по пьесе Максима Горького. Следом Комиссаржевская поставила «Дети солнца», получивший похвалу публики. Настоящим событием был «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, главную роль в котором сыграла сама Комиссаржевская.

В 1908-м прошли гастроли в США. Веру Федоровну называли одной из ведущих актрис 20-го века, но она не находила удовлетворения в работе. Вдохновение пошатнуло и сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом. В 1909-м актриса покинула профессиональную сцену, а финальные гастроли в Сибири стали для нее последними.

Краткая биография

  1. В 1883 году Вера выходит замуж за Владимира Муравьева.
  2. В 1887 году Комиссаржевская берет уроки актерского мастерства у артиста Александринского театра Владимира Давыдова. Именно он посоветовал талантливой ученице поступать в театральное училище.
  3. В 1890 году отец Комиссаржевской расстался со второй супругой, дочери переехали жить к нему. Вера много тренируется в игре на гитаре, помогает отцу в учительстве. Однажды ученик Станиславский попросил ее принять участие в спектакле в Охотничьем доме, так как заболела одна из актрис.
  4. В 1891 году Вера впервые выступила любительской сцене в Морском собрании в роли Зины Васильчиковой по комедии Т. П. Гнедича «Горящие письма».
  5. В 1893 году девушка подписывает свой первый контракт артистки для работы в антрепризе Н. Синельникова в Новочеркасске. Служба в антрепризе была нелегкой – за первые полгода Веры сыграла 60 ролей.
  6. В 1894 году Вера Федоровна выступает в дачном театре Петербурга. Всего лишь за одно лето актриса сыграла 14 сложных драматических ролей.
  7. В 1896 году Комиссаржевская поступает в труппу Александринского театра. Важнейшими ролями для женщины стали Лариса в «Бесприданнице» и Маргарита из «Фауста». Все были в восторге от игры актрисы, но она мечтала о карьере режиссера.
  8. В марте 1902 года Вера выступает с гастролями в Севастополе и Симферополе.
  9. В 1904-м создала собственный театр. Первый спектакль по пьесе Максима Горького «Дачники» был неудачным. Второй – «Дети солнца» и последующие инсценировки имели большой успех у публики. Важным событием стал спектакль «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, главную роль Норы в котором играла сама Вера Федоровна.
  10. В 1906 году свое согласие на работу в театре Комиссаржевской дает режиссер Мейерхольдом. Отношения между актрисой и Мейерхольдом напряженные. Он поставил тринадцать спектаклей, но выступления театра публика принимает неоднозначно, в нем бывают настоящие скандалы. Комиссаржевская сталкивается с непониманием, отторжением, ссорами, но и грандиозным успехом одновременно.
  11. В 1908 году труппа гастролирует с постановками в США. Комиссаржевская получает признание публики, о ней отзываются как об одной из главных актрис 20-го века, но женщину не радуют успехи в искусстве. Причиной этого послужило ее сотрудничество с режиссером Всеволодом Мейерхольдом. Он ушел в результате серьезного конфликта.
  12. В 1909 году Вера уходит из театра, он прекращает свою работу.
  13. Актриса мечтает создать театральную школу, где будет воспитывать актеров новой формации. Она планирует преподавать сама, а также пригласить именитых режиссеров и талантливых актеров.
  14. В 1910 году Комиссаржевская, окрыленная новыми надеждами, гастролирует по Сибири.
  15. В 1910 году актриса заболевает после гастролей. Врачи предложили в качестве метода лечения трепанацию черепа. Однако оказалось, что актриса, как и несколько человек из ее театра, заразилась оспой. Ее состояние стремительно ухудшается.
  16. 23 февраля 1910 года великая актриса скончалась от паралича сердца. Вера Федоровна Комиссаржевская (1864-1910) похоронена на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Роли и жизнь

В дальнейшем Вера Комиссаржевская начинает гастролировать. Молодой актрисе интересно пробовать свои силы в разных условиях, в разных труппах. Так, в 1894 году она участвует в постановках дачного театра в пригороде Санкт-Петербурга. На этих скромных подмостках всего лишь за одно лето она отыграла 14 сложных драматических ролей.

В Виленском театре актриса Вера Комиссаржевская играла в постановке по пьесе Немировича-Данченко роль Оли Бабкиной. Эта актерская работа буквально завораживала всех зрителей. Критики писали, что этой актрисе удается показывать сложные внутренние переживания героини скупыми средствами, без пошлых слез и стенаний.

Несмотря на то что актриса много работает, ее материальное положение в то время нельзя назвать стабильным. Ей постоянно приходится влезать в долги.

Помощь приходит от давнего друга, много лет влюбленного в актрису. Историк и дипломат Татищев помогает Комиссаржевской поступить на службу в труппу знаменитого Александринского театра.

Вера принимает дружескую помощь, но одновременно отказывается от предложения руки и сердца со словами: «Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование».

Такова была великая Вера Комиссаржевская! Личная жизнь не была у нее на первом месте.

Деньги на собственный театр? Только своими силами!

В начале XX века Комиссаржевская решила осуществить свою мечту – открыть собственный театр. Но разведенной актрисе, которая, к тому же, содержала больную мать и младшую сестру, найти крупную сумму денег было непросто. К делу Комиссаржевская подошла основательно: два года актриса гастролировала по провинции, чтобы на вырученные деньги открыть собственный театр.Классический театр налагал слишком много ограничений. Комиссаржевская чувствовала, что обществу необходима новая идея. Она задалась целью создать принципиально новую идеологию «театр души». Лоя этого были подобраны особые актеры и утвержден необычный репертуар. Авторами, чьи произведения ставились на сцене театра Комиссаржевской стали Ибсен, Чехов, Горький. Здесь собиралась группа единомышленников, разделюющих взгляды Веры Федоровны на необходимость нового взгляда на театральное искусство. Театр Комиссаржевской стал новым духовным центром столицы.

Драматический театр Комиссаржевской открылся 15 сентября 1904 года в здании современного «Пассажа». Первое время с постановками помогал отец, Федор Петрович. Но дело шло нелегко, и через два года Вера пригласила в театр нового режиссера – молодого ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда.Но ни Мейерхольд, ни приглашенный вслед за ним поэт Валерий Брюсов не оправдали надежд хозяйки театра. Да и уживаться на одной площадке таким талантам оказалось сложно. В 1909 году Комиссаржевская покинула собственный театр, чтобы осуществить новую мечту – открыть школу искусств.

Биография

Вера Фёдоровна Комиссаржевская

Вера Фёдоровна Комиссаржевская (до конца 1930-х годов её фамилию писали Коммиссаржевская) родилась в Санкт-Петербурге 27 октября (8 ноября)  года в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Ф. П. Комиссаржевского.

В 1891 году в Санкт-Петербурге Вера Комиссаржевская впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа в роли Зины (пьеса «Горящие письма» П. П. Гнедича). Её сценическому дебюту предшествовали занятия с известным актёром Александринского театра В. Н. Давыдовым. Затем Комиссаржевская начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литературы (Москва), руководимого К. С. Станиславским.

Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» () Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893—1894 годах) на роли «инженю» и водевильные роли с пением.. Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.

Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.

В —1896 годах Комиссаржевская работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время около 60 ролей: Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Клерхен («Гибель Содома» Зудермана) и др.

Александринский театр

В 1896 году Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра. Первый шумный успех приходит к ней после роли Ларисы в «Бесприданнице». Затем последовали роли Нины Заречной в чеховской «Чайке», Марикки в пьесе «Огни Ивановой ночи» Зудермана, Маргариты в «Фаусте» и другие.

Открытие Драматического театра

Вера Комиссаржевская

Оставив сцену Александринского театра, два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра.

В это время Комиссаржевская косвенно поучаствовала в революционном движении. На деньги, вырученные от её благотворительного выступления, было закуплено оборудование для нелегальной бакинской типографии Нина, в которой с 1901 по 1906 годы печатались брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий.

Комиссаржевская открыла собственный Драматический театр (в здании современного ТЦ Пассаж) 15 сентября 1904 года. Первые несколько лет постановочную часть театра возглавлял брат В. Ф. Комиссаржевской Федор Комиссаржевский. Основу репертуара составляли произведения Ибсена, Чехова и Островского.

С 1906 года режиссёром-постановщиком в Драматическом театре Комиссаржевской работает В. Э. Мейерхольд. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти. После разрыва с Мейерхольдом в театр был приглашен поэт-символист В. Я. Брюсов, но и это сотрудничество не было удачным.

Последние годы

Похороны Комиссаржевской.

Могила Комиссаржевской на Тихвинском кладбище в Петербурге. Скульптор — Мария Диллон

В 1909 году разочарование Комиссаржевской собственным театром заставило принять её непростое решение: покинуть его. У Веры Фёдоровны появилась новая мечта — создать театральную школу. Перед этим она отправилась на гастроли, которые оказались последними в её жизни.

Умерла Комиссаржевская в Ташкенте от оспы во время своих гастролей 10 () февраля .

Была похоронена 20 февраля на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

17 сентября 1915 года состоялось открытие надгробия на могиле актрисы работы скульптора Марии Диллон.

Впоследствии, в 1936 году, состоялось перезахоронение в Некрополь мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.

Личная трагедия Веры Федоровны

Юная Вера влюбилась в светского льва – художника Владимира Муравьева. Граф Муравьев, признанный красавец, был также известным ловеласом, ничуть не уступавшим в этом искусстве отцу Верочки Федору Петровичу. Об этом был осведомлен и сам Комиссаржевский. Он даже пытался расстроить брак дочери, пытался убедить ее одуматься, но не смог.Комиссаржевская вышла замуж за Муравьева в 1883 году. Брак не задался сразу: молодые регулярно скандалили. Граф быстро отдалился от жены, и разговоры об искусстве, которые так обожала Верочка, скоро прекратились. Попытки Комиссаржевской возобновить беседы о высоком Муравьев прерывал довольно грубо, указывая ей на «женское место»: «Что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной!»

За ссорами последовали и измены. Но самый страшный удар был нанесен с неожиданной стороны. Муравьев соблазнил сестру Веры Надю, и та забеременела.Комиссаржевская повторила благородный поступок матери – все расходы, связанные с разрывом брака, она взяла на себя. Впрочем, сам Муравьев не хотел развода – он просил у Веры прощения и пытался откреститься от ее беременной сестры. Но Комиссаржевская не поддалась на уговоры.

Трагедия в личной жизни

Граф Муравьев, муж Веры Комиссаржевской, был красивым мужчиной и талантливым живописцем. Но для семейной жизни он явно не подходил, т. к. был слишком эгоистичен и самовлюблен и к тому же имел слабость к женскому полу и выпивке.

Брак с этим мужчиной стал для молодой женщины настоящей катастрофой. Юная супруга изо всех сил старалась наладить семейный быт, она хотела быть всегда и во всем поддержкой для своего мужа. Но тот вскоре заскучал, стал надолго пропадать из дома.

Между супругами все чаще стали происходить скандалы, во время которых Муравьев даже мог ударить Комиссаржевскую, оскорбить ее. Но самое страшное было то, что он начал открыто ухаживать за сестрой своей жены – Надеждой. И та отвечала Муравьеву взаимностью.

Это двойное предательство близких людей разрушительным образом подействовало на хрупкую психику молодой женщины. С Комиссаржевской произошло что-то вроде душевного помешательства.

Выйти из этого состояния самостоятельно она не могла, ее положили в специализированную клинику (сумасшедший дом), где она пробыла целый месяц. Все эти события очень сильно повлияли на Комиссаржевскую. Выйдя из клиники, она практически стала совсем другим человеком.

Позднее исследователи творчества Веры Комиссаржевской будут писать о том, что брак с Муравьевым сыграл основополагающую роль в ее дальнейшей жизни. Кто знает, если бы в юности героиня нашей статьи не пережила глубокую личную травму, возможно, театральный мир никогда бы не пополнился столь могучим актерским дарованием.

Комиссаржевская развелась с мужем, после чего тот сразу же женился на ее сестре. Тот брак также закончился разводом. Впоследствии сестры помирились и старались никогда не вспоминать о жизни с графом-художником.

Первый спектакль – у Станиславского

Слава отца, тенора Мариинки, не давала Вере покоя с детства. До разрыва родителей она не раз бывала за кулисами и тоже мечтала блистать на сцене. После развода с мужем Вера решила вернуться к мечте и стала брать уроки актерского мастерства у известного актера Владимира Давыдова.Деньги на уроки собирали по добрым знакомым. А в конце 1890 года Вера приехала в Москву, в гости к отцу – и здесь неожиданно состоялся ее дебют в театре. Талант отца в этот раз сослужил дочери службу: среди учеников Федора Комиссаржевского был и великий режиссер, реформатор театра Константин Станиславский.

В тот год Станиславский ставил спектакль в столичном Охотничьем клубе, и одна из актрис приболела. Заменить ее предложили Вере, и 13 декабря она вышла на сцену в постановке Станиславского.Затем режиссер предложил Комиссаржевской роль Бетси в пьесе Толстого «Плоды просвещения». После этой роли молодую актрису заметили, и началась ее актерская карьера. Сначала – в Новочеркасске и Вильно, а с 1986 года – в Александринском театре Петербурга.

Биография

Вера Федоровна Комиссаржевская родилась 27 октября (8 ноября) 1864 года в Петербурге. Ее отец, Федор Петрович, за двадцать лет сценической деятельности стал популярнейшим лирическим тенором, затем педагогом. Мать Веры, Мария Николаевна, дочь командира Преображенского полка Шульгина, тайно обвенчалась с Комиссаржевским. Шульгин отрекся от дочери и ушел в отставку.Старшая дочь, Вера, была любимицей в семье. Гувернантка выучила ее считать, а затем и читать. В доме Комиссаржевских часто бывали известные актеры, певцы, педагоги. Федор Петрович особенно подружился с композитором Модестом Мусоргским. Вера сочиняла, играла и даже пела в домашних спектаклях. В десять лет ее отдали в частную гимназию Оболенской. У девочки была прекрасная память, она заучивала стихи с первого чтения. Она легко увлекалась новым предметом, но так же легко оставляла его. Учителя считали ее ленивой.Федору Петровичу порой казалось, что гимназия плоха, и он переводил девочку в частный пансион. Затем забирал ее домой, уверяя себя, что домашние учителя лучше гимназических. Вера училась в гимназии Коломенской, Петербургской, была пансионеркой Ивановского училища. Всю жизнь потом она чувствовала недостаток образования.Когда ей было тринадцать лет, отец ушел из семьи и женился на княжне Курцевич. Мария Николаевна осталась с тремя дочерьми в Вильно, в своем небольшом поместье. Вера училась в Виленском институте благородных девиц.Будущее светской барышни разумелось само собой — поклонники, женихи, замужество. Первое же сильное чувство сделало ее женой графа В.Л. Муравьева, художника-пейзажиста. Брак длился всего два года (1883—1885). Чуть ли не с первых же дней совместной жизни начались жестокие размолвки и ссоры. Муж оказался пьяницей и подлецом, соблазнившим ее старшую сестру Надежду (она родит от него ребенка). Когда произошел разрыв, Комиссаржевская пыталась отравиться, затем перенесла тяжелый психический недуг. «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна.Несколько лет безнадежности, отчаяния, томительного безделья. И каждый последующий год с болезнями и нуждой был похож на предыдущий.В 1887 году, лечась на водах в Липецке, она познакомилась с Сергеем Ильичом Зилоти, морским офицером, поклонником театра и музыки. На правах жениха (брак этот не состоялся) он привозит Веру в свое родовое имение Знаменка Тамбовской губернии, где жили две его сестры и четыре брата. Комиссаржевская подружилась с младшей из сестер, Марией Ильиничной. По вечерам они пели модные тогда цыганские песни.Доктора требовали, чтобы друзья подыскали Вере Федоровне дело, которое могло бы захватить ее. Таким делом стал для нее театр. Комиссаржевская начала брать уроки у прославленного артиста Александринского театра и педагога Владимира Николаевича Давыдова. Самобытность ученицы, заложенная в самой природе ее дарования, была очевидна. Давыдов посоветовал ей поступать в театральное училище.Осенью 1890 года Вера и ее сестра Ольга приехали к отцу в Санкт-Петербург (к тому времени он расстался с княжной). Девушки посещали оперный класс Общества искусства и литературы, который вел Федор Петрович. В феврале 1891 года Общество выпустило свой программный спектакль — «Плоды просвещения» Л. Толстого. Вера под псевдонимом Комина сыграла роль Бетси. Но после того как Комиссаржевский покинул училище, сценическое образование его дочерей закончилось.Вера поехала в театр Новочеркасска к антрепренеру Н.Н. Синельникову. Дебют ее состоялся 19 сентября 1893 года в спектакле «Честь» Г. Зудермана. За пять месяцев Комиссаржевская сыграла в пятидесяти восьми новых пьесах. Каждые два-три дня — премьера, часто в течение одного вечера — два спектакля. Днем репетиции, а по ночам — зубрежка ролей. Редкая рецензия пропускает ее имя. Через три месяца после дебюта авторитет ее бесспорен. «Игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством — это сама жизнь», — писала газета «Донская речь».Покинув Новочеркасск, Комиссаржевская едет на гастроли по приглашению Тифлисского артистического общества и выступает в комедиях «Денежные тузы», «Сорванец», «Летняя картинка». После Тифлиса она играет в дачном театре в пригороде Петербурга Озерках. Летом 1894 года Комиссаржевская исполнила четырнадцать новых драматических ролей. Об ее успехе много говорили в столичных театральных кругах. Однако она отказалась перейти на императорскую сцену и продолжила карьеру в Виленском театре, где ей был обещан выбор ролей.

Страница 1 из 6 | Следующая страница

Другие биографии:

Фаина Георгиевна Раневская Вера Федоровна Комиссаржевская Энн Олдфилд Ильинский Игорь Владимирович Элеонора Дузе