Лётчик-ас кожедуб иван никитович

Оглавление

Баллада о бомбере (сериал, 2011)

Действие многосерийного фильма русского режиссера Виталия Воробьева разворачивается в период Великой Отечественной. Самолет советского летчика Гривцова пришлось посадить на территории, оккупированной фашистами. Нескольким членам экипажа удается выжить. Теперь радистке Кате, штурману Линько и командиру Гривцову необходимо выполнить боевое задание и вернуться к своим.

Рекомендуем посмотреть: 20 фильмов про советских разведчиков в тылу врага

АктерыНикита Ефремов, Екатерина Астахова, Александр Давыдов, Нина Усатова, Виктория Толстоганова…СтранаРоссия, УкраинаРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 6.5Возрастные ограничения16+

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Штурмовик Ил-2 aka «Летающий танк»

Легендарный штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории, всего было выпущено более 36 тыс. машин. Первые серийные машины поступили на вооружение в 1941 году в начале войны. Очень быстро Ил-2 стал основной ударной силой советской авиации.

Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня в силовой конструкции и бронестекло. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин. Летчики шутили: «Из боя «Ил» доставит на честном слове и на одном крыле!».

Конструктор Сергей Ильюшин называл разработанный им самолет «летающим танком». Немецкие летчики за живучесть прозвали Ил-2 «Бетонный самолет» (нем. Betonflugzeug), а за яростные атаки и огромные потери – «Черная смерть» (нем. Schwarzer Tod) и «Мясорубка» (нем. Fleischwolf).

Среди советских летчиков больше прижилось прозвище «Горбатый», за необычную конфигурацию фюзеляжа. Наверное, не только из-за своеобразного вида самолета в профиль, а еще и потому, что Ил-2 как труженик добывал Победу своим горбом. «Горбатый» – потому что войну вынес на своих плечах», – говорили многие летчики.

«Я хочу как папа»

— Как Роман выбрал профессию лётчика?

  • Николай Филипов с сыном Романом (справа), 1994 год

— Когда он пошёл в школу, то до 5-го класса вообще не проявлял никакого интереса к выбору профессии. Я водил сына и дочь к себе на аэродром. У нас на праздники устраивают авиашоу, показ авиационной техники. Я всегда говорил: «Ром, садись в кабину, посмотри, как управлять самолётом». Но он не решался даже по стремянке подниматься туда. Только походит вокруг самолёта, потрогает его, и всё. 

  • Школьник Роман Филипов, 2000 год

А в 10-м классе, когда начали проходить медкомиссию перед армией, он сказал: «Я хочу быть военным. Хочу быть лётчиком, как папа».  

— Каким спортом Роман увлекался?

— Лёгкой атлетикой, бегом. Когда решил, что будет поступать в лётное училище, я ему сказал, что при поступлении нужно физподготовку сдавать, подтягиваться на турнике 15 раз. Он мне: «Я столько не смогу». Я говорю: «Тогда тренируйся». И он стал заниматься.

А любимая игра была футбол. Они с ребятами гоняли мяч на стадионе возле школы. Зимой Рома на коньках любил кататься. На Дальнем Востоке, где он служил, они у себя там заливали лёд и в хоккей играли. 

  • Роман Филипов во время службы в Приморском крае

— Как Роман учился в школе, в училище?

— Он никогда не доставлял нам с женой никаких проблем и беспокойств. Обычный был парень, примерный, никаких нареканий. Мне за него краснеть никогда не приходилось. Когда служил на Дальнем Востоке, иногда по телефону связывался: «Как, Ром, дела?» — «Всё отлично». Хотя ясное дело, что там наверняка и неустроенность какая-то была первое время. Но он никогда не жаловался. 

  • Курсант Роман Филипов в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Филипов принимает присягу

Как-то в отпуск пришёл, а я ему говорю: «Давай тебе помогу, всё-таки у меня друзья, теперь и большие начальники среди них есть». А он: «Папа, тебе кто помогал?» Отвечаю: «Кто помогал? Я сам всего добился». И он в ответ: «Вот так и я — сам буду всего добиваться». Похвалил его за это: «Ценю, молодец, давай, добивайся». Вот такой разговор вышел.

ТОП-10 лучших самолетов войны

Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:

  1. Supermarine Spitfire. Британский немного неуклюжий самолет ничуть не уступал в маневренности немецким. Его странный внешний вид способен ввести в заблуждение — на самом деле только кажется неповоротливым и слишком массивным. С его помощью удалось отбить Англию, поставив Германию на место.
  2. Heinkel He 111. Это немецкая военная птица, которая изначально позиционировалась, как транспортная. Сыграла роль только в первый год, затем устарела.
  3. Ла-5. Первый советский самолет, с помощью которого сумели дать отпор таким моделям, как «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». До создания в 1942 году СССР в небе сильно проигрывал.
  4. North American P-51 Mustang. Американцы выпустили модели по заказу для Англии. Но в деле оказалось, что Мустанги настолько хороши, что США решили использовать их сами.
  5. Boeing B-17 Flying Fortress. Это наиболее известный американский бомбардировщик. Массивный и величественный, он все же имел недостатки. Много суровых уроков было получено летчиками этой модели от «Люфтваффе».
  6. Як-9. Самолет сыграл главную роль в войне. Его создавали на основе предыдущих версий «Як-ов», поэтому недостатки почти отсутствуют. Птица настолько хороша, что использовалась в разных качествах (бомбардировщик, сопровождение, разведчик и т. д. ).
  7. Junkers Ju 87. Изначально эти «Штуки» стали главными летными силами Германии. Они могли пилотировать вертикально вниз, что позволяло вести бомбардировки с максимальной точностью. Со временем выявились уязвимые места, и использование постепенно прекратилось.
  8. Mitsubishi A6M Zero. Если говорить о ведении военных действий в Тихом океане, это главный самолет. Созданный японцами, он показывал поразительные результаты.
  9. Messerschmitt Bf.109. Очень маневренный и уверенный истребитель, который погубила малая дальность полета. Но в первые годы войны только он господствовал на небе.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого летчика не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолеты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрек: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде».

Зарплата летчика

Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.

Карьерный рост

Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.

Профессиональные знания

  1. Механика.
  2. Электротехника и электроника.
  3. Инженерная графика.
  4. Авиационные радиоэлектронные системы.
  5. Аэродромы, аэропорты.
  6. Конструкция воздушных судов.
  7. Теория авиационных двигателей.
  8. Воздушные перевозки и авиационные работы.
  9. Автоматизированные системы контроля за полетом воздушного судна.
  10. Воздушное право.
  11. Организация воздушного движения.

Известные летчики

  1. Амелия Эрхарт, одна из первых пилотов-женщин.
  2. Иван Кожедуб, один из самых искусных летчиков времен ВОВ.
  3. Виталий Попков, летчик времен ВОВ, чья биография легла в основу фильма «В бой идут одни «старики»».

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком. Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу летчиков. Наблюдая за легким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, – язвенной болезнью. Однако, как и другой летчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич (1906 — 1989)

— советский авиаконструктор, академик АН СССР(1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Соц. Труда (1940,1957).
Родился 19 марта (1 апреля н.ст.) 1906 года.
В 20-е гг. Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927 — лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956-84 генеральный конструктор, в 1940-46 гг. одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. С 21 августа 1984 г. — на пенсии.
Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в т. ч. массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров.) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации.
Яковлев — один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-27, Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38, десантный планёр Як-14; многоцелевой самолёт Як-12; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24.
В послевоенный период Яковлев создал учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52. Начиная с 1946 г. в течение почти 30 лет Як-18, а также его модификации Як-18П, Як-18ПМ, Як-50 являются основными отечественными спортивными самолётами. На них, а также на Як-55, советские летчики неоднократно побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. В 1960 г. семья спортивных машин пополнилась реактивными двухместным Як-30 и одноместным Як-32.
Деятельность КБ Яковлева не ограничивалась выпуском лишь боевых и спортивных самолетов. На базе проекта Ан-Бе-20 создается реактивный пассажирский самолёт для местных линий Як-40 (1966). Дальнейшим развитием этой схемы стал ближнемагистральный Як-42 со стреловидным крылом.
Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолетов, построенных в количестве около 70 тыс. экземпляров. Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона — самолёты боевые, пассажирские, лёгкие, многоцелевые и учебно-спортивные. На самолетах Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
Умер 22 августа 1989 года.
Депутат ВС СССР в 1946-89. Ленинская премия (1972). Государственные премии СССР (1941,1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Яковлеву присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечеств, войны 1-й степени., орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод «Скорость». Бронзовый бюст Яковлева установлен в Москвы.

Дискография

  • Удивительные звуки знаменитых летчиков (1966)
  • Big Band Sound ’67 (1967)
  • Концертный звук (1967)
  • Знаменитые летчики и друзья (1968)
  • А вот и знаменитые летчики (1968)
  • Рок-джаз (1970)
  • С небольшой помощью наших друзей (1972)
  • Две стороны знаменитых летчиков (1973)
  • Выходи Swingin (1973)
  • Знаменитые летчики и Сара Воан (1974)
  • Братья в синем (1974)
  • Новый Дух (1977)
  • Сегодня! (1978)
  • Вовремя (1978)
  • Прямой эфир с мобильного (1979)
  • Просто такие, какие мы есть (1980)
  • Ноэль (1981)
  • Лучше, чем когда-либо (1983)
  • Bone Voyage (1984)
  • Хрустальные сады (1985)
  • Где-то там (1986)
  • Джазовое наследие: старое, новое, заимствованное и синее (1989)
  • Санта-Клаус едет в город (1991)
  • Дети Ночи (1993)
  • Традиция Гленна Миллера (1994/1982)
  • Блюз и не только (1996)
  • Наследие (1997)
  • Рождество пришло (1998)
  • Приглашение (1999)
  • Давайте потанцуем (2000)
  • Пятьдесят лет знаменитым летчикам (2000)
  • ¡Tiempo Latino! (Праздник латинского джаза) (2004)
  • Праздничная записка из дома (2006)
  • Держи их в полете (2006)
  • Впереди (2006)
  • Знаменитые авиаторы Live! (2007)
  • Cool Yule (2009)
  • Знаменитые летчики «60» (2010)
  • Композиции (2012)
  • Знаменитые летчики (2016)
  • Ветераны джаза (2017)
  • Лучшее из серии джазового наследия, Vol. 1 (2018)
  • Глобальный охват (2019)

Андрей Николаевич Туполев (10 ноября 1888 — 23 декабря 1972)

— советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926).
Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазове Кимрского района Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-36 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).
В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25 . В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м? и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет).

«Выбор сына для меня — святое»

— Как Роман познакомился с женой?

— Он учился в Краснодарском авиационном училище, а оттуда его на практику перед выпускными экзаменами отправили в Борисоглебск. Там он и познакомился с Ольгой. После выпуска лейтенантом уехал на Дальний Восток. А через год он попросил командование дать ему отпуск по семейным обстоятельствам, приехал — и они с Олей расписались.

  • Свадьба Романа и Ольги Филиповых в Борисоглебске

— Где гуляли свадьбу?

— В Борисоглебске. Мы, кстати, с невесткой познакомились за три дня до свадьбы. Всё быстренько-быстренько.

— Вы были уверены в выборе сына?

— Выбор сына для меня — святое. Когда была помолвка, сидели за столом, я тогда Ольге сказал: «Оля, ты хорошо подумала? Ты представляешь, что такое выйти за лётчика замуж? Это 25 лет служить у чёрта на куличиках, где не будет никаких условий. Где будут три дома стоять или общежитие. И он будет летать, а ты будешь в окно смотреть, как он летает. Ни работы, ничего». Но она поехала за ним на Дальний Восток, и надо отдать должное, со стойкостью всё перенесла.

  • Роман Филипов с дочерью Валерией на аэродроме

11 лет они на Дальнем Востоке делили тяготы воинской службы. Там они подарили мне внучку, Лерочку. Был как раз крайний год, можно было перейти на другое место службы, оттуда можно было в академию поступать, и после Сирии он должен был приехать в Воронеж, документы уже были готовы в академию. Но… 

— Расскажите, пожалуйста, о дочери Романа, вашей внучке. Она ведь уже школьница?

— Валерия Романовна учится в 2-м классе. Как-то ходили с ней к памятнику, возлагали венки. Она тоже принесла букет папе. 

  • Ольга Филипова с дочерью Валерией у памятника мужу. Посёлок Пятиморск. 8 августа 2018 года

— А чем Валерия увлекается?

— Она ходила и на рисование, и в музыкальную школу, и на гимнастику, и на фигурное катание — и везде успевала. Но сейчас в связи с коронавирусом все секции закрыты. А так сильно была нагружена, чтобы не расслаблялась.

— У вас есть младшая дочь Маргарита. Кто она по профессии?

— Она уже не младшая. Она 1990-го года. Выбрала себе профессию учителя младших классов. Закончила Воронежский педагогический университет. Преподавала в школе. Сделала один выпуск, вышла замуж, подарила мне ещё одну внучку, Алесю. Теперь мне есть чем заниматься. Отдушина есть.

  • Роман Филипов с дочерью Валерией на занятиях

— Внучка Валерия учится в школе, которой присвоено имя отца?

— Она всё говорила: «Я буду учиться в папиной школе». Но не получилось. Та школа расположена далеко, а она ходит в свою, расположенную поблизости от дома. 

— Елена Викторовна, ваша жена, мама Романа, расскажите о ней. 

— Она работала старшей медсестрой 2-й клинической больницы, в приёмном отделении работала. Сейчас на пенсии. А когда познакомились, она работала в военном госпитале.   

  • Николай Филипов, Роман Филипов, Елена Филипова

— Как ваши женщины — жена, невестка, внучка — справляются с потерей сына, мужа, отца?

— Прошло уже три года. Говорят, что время лечит. Но время лечит только раны, боль всё равно остаётся. Они держатся, молодцы. Стараются и меня тоже поддерживать. Потому что они больше в тени, мне чаще приходится общаться с людьми. Кто-то мне сказал: «Если сын героем стал — значит, отец — герой».

  • Вручение Золотой Звезды Героя России родителям и супруге Романа Филипова. Москва, Кремль, 23 февраля 2018 года
  • kremlin.ru

Извините, что сумбурно. Мыслей много, а начинаешь говорить — и снова переживаешь всё, что пережил. Поэтому складно не получается. Но зато от души.

23 февраля 2018 года родным Романа Филипова была передана Золотая Звезда Героя России. На церемонии вручения президент России Владимир Путин сказал:  «Именно таким — мужественным воином, настоящим офицером — был и гвардии майор Роман Филипов. Он выбрал ратную профессию, продолжил дело своего отца — стал военным лётчиком». 

Николай Филипов сказал, что гордится сыном, и подчеркнул: «Он понимал, что такое офицерская честь и достоинство. Он боролся с самым большим злом — международным терроризмом и, когда пробил час, выполнил воинский долг до конца».

* «Хайат Тахрир аш-Шам» («Джабхат Фатх аш-Шам», «Фронт ан-Нусра», «Джабхат ан-Нусра») — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.

Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».