Оглавление
Меры по спасению и состояние картины сегодня
Мощные реставрационные силы брошены на спасение полотна. Специалисты говорят, что картина «хронически больна»: осыпается краска в местах повреждений от последнего нападения, отслаивается красочный слой по всей площади холста.
Плохая связь основы с красками отмечалась специалистами ещё в 1934 году, поэтому контроль за состоянием картины особый. Из-за хрупкости она не участвует в выездных выставках и покидала стены Третьяковки лишь во время эвакуации. Но и тогда, в 1941-м, холст не наматывали на специальный вал, а помещали между двумя щитами.
После первого покушения, в 1913-м, картину приклеили на второй холст и усилили фанерным щитом – эта мера должна была укрепить полотно. В 2018 году этот щит принял на себя главный удар. Сегодня дублировочный холст удалён, ведутся работы. Главное – не торопиться и не навредить. Администрация Третьяковской галереи обещает по окончании реставрации вернувшуюся в экспозицию картину накрыть специальным стеклом, способным обеспечить защиту от любых нападений.
Иван-царевич на Сером Волке, Картина В. М. Васнецова по сюжету известной сказки
Биография художника Репина, певца истины
Запорожцы, письмо, Репин и правда жизни
Убил царь сына или нет?
Одной из самых известных и вместе с тех спорных и скандальных работ Ильи Репина является картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (другое название — «Иван Грозный убивает своего сына»).
Первый скандал разразился, когда полотно было представлено на выставке в 1885 г. — тогда Александр III запретил его публичный показ. С тех пор вокруг этой работы не утихают споры: имеет ли картина историческую достоверность или Грозный все-таки не убивал своего сына?
Статья по теме
Илья Репин — портреты-убийцы? Почему его считали «зловещим художником»
Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Н. Карамзина. В свою очередь Карамзин опирался на свидетельства иезуита А. Поссевино. В его изложении царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича и в приступе гнева посохом ударил его в висок. Но сам Поссевино не был очевидцем событий — он прибыл в Москву уже после похорон царевича, и об убийстве ему рассказал переводчик-итальянец, который якобы слышал при дворе такую версию событий.
Некоторые уверены в том, что история Поссевино — клевета. Он прибыл в Москву по поручению польского короля с требованием подчинить русскую церковь папскому престолу. Иван Грозный ответил отказом, после чего и появились наветы.
Английский дипломат Д. Горсей, ссылаясь на своих осведомителей при дворе, утверждает, что ссора действительно была, но Грозный ударил сына не в висок, а в ухо. Царевич не умер тут же — он впал в нервную горячку и скончался через несколько дней. Но дело в том, что причиной болезни царевича был все-таки удар, нанесенный отцом. Некоторые историки говорят о том, что царевич умер не в Кремле, а в Александровской слободе — за сто верст от Москвы. Там он находился задолго до описываемых событий, так как продолжительное время болел, от чего и скончался. По одной из версий, он был отравлен сулемой…
Родовое проклятие
Потомкам «мужеска полу» грозного царя Ивана Васильевича на свете не жилось. Первый, Дмитрий, погиб в младенчестве в результате несчастного случая. Второй, Иван, уже взрослым то ли умер от болезни, то ли был убит отцом во время ссоры. Третий, Фёдор, страдал многочисленными недугами и с юных лет думал преимущественно о спасении души, что также долгой жизни не обещало. Правда, самый младший, от последней, не признаваемой церковью жены Марии Нагой, тоже Дмитрий, был шустрым и смышлёным, одна беда — подвержен был припадкам «чёрной немочи», «падучей болезни», сиречь эпилепсии.
Царевич Дмитрий. Михаил Нестеров, 1899. (Wikimedia Commons)
После смерти отца Дмитрию Ивановичу был дан в удел волжский городок Углич. Формально уделы пользовались широкой автономией, но на практике Иван IV эту систему окончательно «добил»; вот и теперь семья Нагих (помимо царицы и её сына в почётную ссылку отправились её братья и дядя) правила номинально, но реальное управление и финансы сосредоточились в руках московского назначенца, дьяка Михаила Битяговского.
Мальчик рос… собственно, каким рос мальчик, мы не знаем. Сохранилось одно свидетельство, принадлежащее английскому дипломату Джайлсу Флетчеру, о том, что царевич рано начал проявлять фамильную жестокость: «Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нём начинают обнаруживаться все качества отца. Он находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течёт из него кровь, и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут». Впрочем, Флетчер Дмитрия не видел, русского языка не знал, миссия его в Москве окончилась провалом, так что…
Автор вынашивает замысел
Репин всегда был остро чувствующим человеком и живо реагирующим на действительность гражданином своей страны. Современность всё больше пугала – набирало силы революционное движение. По воспоминаниям художника, впервые тяжёлое, гнетущее настроение и мысль о потребности излить его в кровавом полотне возникли после убийства народовольцем императора Александра II в марте 1881 года. В том же году тоскливое состояние души со стремлением написать вещь необычайно сильную по эмоциям и даже страшную охватило живописца после концерта Римского-Корсакова. Вторую часть сюиты «Антар» композитор посвятил кровавой мести Антара – на художника музыка подействовала подавляюще. Он был душевно растерзан и вдруг подумал: Иван Грозный и сын его – вот идеальные персонажи для возможной картины. Пугающую современность лучше было не трогать.
Уверенность в том, что он действительно созрел для такой картины, укрепилась в художнике в поездке по Европе в 1883 году. Репин стал очевидцем боя быков. Самым поразительным для него самого был интерес, азарт, как собственный, так и ревущей толпы – убийства воочию и кровь не пугали, а сводили с ума от влечения их созерцать.
По возвращении в Россию мастер тут же приступил к осуществлению идеи.
Снохатическая версия
Третья версия – снохаческая – как бы продолжает вторую, объясняя, зачем же царь всё-таки заходил к невестке (хотя умный читатель уже смекнул, зачем). Первый брак Ивана Грозного с Анастасией Романовой длился 13 лет, вплоть до её внезапной смерти, как мы уже знаем, от отравления.
Последующее количество супружниц Ивана Грозного точно не установлено, но обычно называют ещё семь имён. Иван был не дурак приударить за красивыми бабёнками, тем более что, опять-таки, – царь, может всё, что вздумается. Поговаривали, что он с сыном Иваном могли остановить на улице жену какого-нибудь неприятного им боярина, раздеть и даже изнасиловать.
Ведь факт, что будущий царь Иван Грозный этим в юности часто грешил. Сын же царя-батюшки далеко не ушёл. Яблоко от яблони… По словам знавшего лично царя Ивана англичанина Джерома Горсея Иоанн Васильевич «сам хвастал тем, что растлил тысячу дев».
Ему не терпелось вновь стать снохачём
Стал или нет – неважно, но попытка домогательства до жены сына дошла до драки, в результате которой царевич и получил посохом по голове. Причём многие говорят, что посох был как раз сына, с заточкой на конце, и что этим посохом молодой царевич сам обожал лупить людей
Некоторые свидетели, к сожалению, покойные, говорят также, что это как раз Иван-царевич стал бить посохом свою жену за то, что ответила на ухаживание Ивана Васильевича. Ну а отец, из рыцарских соображений, вырвал посох и долбанул им самого Ивана-царевича. А тот получил от папаши по полной программе.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
Картина Репина, показывающая, как Иван Грозный убивает своего сына, была выставлена на XIII выставке передвижников. Взволнованные зрители буквально осаждали здание выставки, возле которого целыми днями дежурил отряд жандармов «на всякий случай». Дальнейшая история показала, что «случай» будет иметь место. Сюжет картины – известный эпизод из жизни самодержца Ивана Грозного. В припадке гнева он убил своего сына. В названии указана точная дата происшествия. В этом видели отсылку к иной точной дате современности, убийству, происшедшему 300 лет спустя. 1-го марта 1881 года народовольцы убили императора Александра II, за этим последовали их казни. Это – исторические события, подтолкнувшие Репина к написанию картины. Был и другой стимул, менее известный. В 1883 году Репин путешествовал по Европе и в Испании смотрел бой быков. Его поразил этот кровавый аттракцион: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу…», – признавался художник. Вернувшись, он принялся писать весьма кровавую сцену с Иваном Грозным и его сыном.
Если над большинством картин Репин работал в своей мастерской, то ради создания этой специально оборудовал отдельную комнату. Более того, он сам создавал выкройки для костюмов. Ивана Грозного он увидел в образе случайно встреченного на рынке чернорабочего, а в роли царского сына позировал Всеволод Гаршин – его же Репин изобразил в образе вернувшегося из ссылки революционера на картине «Не ждали».
Как и в той работе, перед нами снова момент максимального накала чувств, но сами чувства совершенно иного плана. Мы видим сумрачные палаты, украшенные красными коврами. Слева – перевернутый в борьбе трон, подле умирающего царевича валяется брошенный жезл – им Иван Грозный только что разбил висок сына. В центре освещены две фигуры. Иван Грозный прижимает к себе сына, в его расширенных глазах – ужас, отчаянье и безумие. Лицо царевича почти иконописно. В нем – смирение, прощение родителя и бесконечная любовь. Из его виска хлыщет кровь, попытки отца остановить этот поток безнадежны.
Работа над картиной продвигалась тяжело. Художник признавался: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Страшно было не только ему. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – первая картина в Российской империи, официально подвергшаяся высочайшей цензуре. Император Александр III самолично запретил ее к показу. Коллекционер Павел Третьяков сразу оценил шедевр и купил картину, но хранил ее в отдельной комнате и не имел права выставлять. Спустя три месяца благодаря ходатайству приближенного к императору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.
А 16 января 1913 года старообрядец Иван Балашов был настолько впечатлен полотном Репина, что… изрезал картину сапожным ножом. С криками «довольно смертей, довольно крови!» 28-летний иконописец перескочил через барьер и, прежде чем его успели остановить, трижды полоснул по холсту ножом.
Титаническими усилиями самого Репина и Боголюбова картина была реставрирована. Балашова признали душевнобольным. Еще одно темное пятно в истории с «Иваном Грозным» – хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов после этого происшествия покончил с собой. Молва приписывает суицид потрясению от акта вандализма, однако документальных подтверждений этой версии нет. Хруслов просто отлучился на полчаса и, не оставив никаких пояснений и предсмертных записок, в Сокольниках прыгнул под поезд.
Сто лет спустя, в 2013 году, группа православных активистов создала петицию, призывающую убрать картину из Третьяковки, поскольку она «оскорбляет патриотические чувства русских людей». На защиту полотна встала тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, ей удалось отстоять картину, она осталась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. И сегодня мы можем замереть у этого противоречивого шедевра Репина, не в силах отвести от него глаз и ощущая леденящий ужас кровавой сцены детоубийства.
Ссора и гибель царевича
Осень семья царя проводила в Александровской слободе. Описание произошедшей трагедии известно из рассказа иезуита Поссевино. Иезуит, по его словам, узнал об этом от переводчика-итальянца. Информатор Поссевино слышал только, что Иван Иванович получил в область виска удар посохом, а остальное узнал из дворцовых разговоров. Сам иезуит появился в Москве вскоре после похорон Ивана Ивановича.
Что сообщает Поссевино. Однажды беременная Елена лежала в своих жарко натопленных покоях в одной рубахе. По правилам приличия женщине нужно было носить при людях не меньше трех рубах. К царевне зашел Иван Грозный. Царь пришел в ярость от «непристойного» вида невестки и начал бить ее посохом. Позже побои привели к выкидышу. Появился Иван Иванович и попытался остановить разъяренного отца. Иван IV ударом посоха ударил сына в висок и нанес ему тяжелую рану.
Несколько иная версия гибели старшего сына царя сообщается в трех источниках. Английский представитель в Москве Джером Горсей писал, что Иван IV во время ссоры ударил сына посохом в ухо. Иван Иванович заболел горячкой и скончался через три дня.
Польский хронист Гейденштейн писал, что царевич заболел падучей болезнью, которую получил или от душевной боли, или от удара посохом. Падучая переросла в лихорадку, которая и убила Ивана. Русский летописец, в свою очередь, сообщал, что от ярости отца царевич получил болезнь, которая привела к смерти. Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал, что царевич умер после удара, нанесенного отцом, когда Иван Иванович пытался удержать его от некого недостойного поступка.
Сам Иван Грозный оставил в те роковые дни письмо уезжающим из слободы боярам. Царь сообщал, что его сын заболел, и он остается с ним до выздоровления.
Иван IV раскаялся в содеянном. Он объявил траур в Московском государстве. Затем отправился в Троицу на покаяние. Он объявил прощения казненным в его правление. В последние три года царствования Ивана Васильевича не было больше казней, царь пытался выработать новый курс. Но в феврале 1584 года он скоропостижно скончался. Смерть царя вскоре за старшим сыном, которого готовили к трону, привела в дальнейшем к Смуте и приходу новой правящей династии.
Отвечая на вопрос, почему Иван Грозный убил своего сына, можно сказать, что произошла роковая случайность. Хотя Иван IV накануне этих событий сомневался в лояльности царевича, он всю жизнь готовил его к трону. Последующее покаяние Ивана Грозного показывает, что царь не стремился устранить своего старшего сына и наследника.
Картина Репина
Картина, с длинным названием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», с самого первого показа в 1885 году, вызвала серьёзные разногласия, недовольство и критику.
Император Александр III, повелел не допускать картину ни до каких выставок, рассматривая её как произведение, наносящее ущерб репутации монаршей власти.
Мнения о сюжете разделились кардинально и между критиками. Многие на первое место ставили талант художника, и восторгались именно его природным дарованием реалиста.
Известно, что когда художник впервые показал свою работу друзьям, в комнате повисло гробовое молчание. Гости Репина были буквально ошеломлены.
Художественный критик Крамской считал, что это именно та вещь, которая полностью раскрывает талант художника. Разделял это мнение и Художник Алексей Петрович Боголюбов. Очень хвалил картину писатель Лев Николаевич Толстой. Но многие видные деятели того времени, нашли картину безвкусной, грубой, пошлой. Политический деятель Победоносцев, назвал этот сюжет фантастическим, не имеющим ничего общего с историей.
Но искусство сделало своё дело. Мысль о том, что Иван Грозный убил своего сына, прочно осела, как доказательство убийства.
Известной картине за 130 лет пришлось многое пережить. На неё даже было совершено нападение в 1913 году. Холст изрядно пострадал от руки молодого иконописца, а живописец Георгий Хруслов, который на тот момент был хранителем Третьяковской галереи, покончил жизнь самоубийством, узнав об этом прискорбном факте. Вот такие страсти.
Даже в наши дни картина продолжает вызывать неоднозначное отношение к себе. Например, в 2013 году группа активистов настаивала на том, что полотно необходимо убрать из постоянной экспозиции. Общественники писали письмо министру культуры. Но дирекция Третьяковской галереи отстояла право продолжать выставлять картину, которая показывая талант художника Ильи Репина, вероятно, искажает историческую действительность.
Грозный был написан с настоящего тирана
Грозного Репин написал с известного передвижника Григория Григорьевича Мясоедова — в чертах царя легко узнается мясоедовский кривой нос, резко вылепленный череп с покатым лбом, крупные уши и впадины у висков.
И. Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова. 1904 г.
Григорий Григорьевич был резким, сложным человеком, настоящим тираном. От его характера страдали и близкие, и друзья. Своего сына Ивана он долгие годы не признавал — внушал ему, что он приемыш, был с ним груб, а однажды после какой-то шалости мальчика так страшно на него разозлился, что чуть не убил, после чего маленького Ивана забрал в свою семью пейзажист Александр Киселев, ставший свидетелем этой сцены. Позже сам Мясоедов вспоминал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…»
Краткое описание картины
Огромное впечатление производила и производит эта картина на зрителей.
Иван Грозный, в порыве гнева, ударил жезлом в висок и убил своего сына. Ручьем льется кровь из головы царевича. Кровь и на полу, и на кафтане, в крови руки царя. Он судорожно обхватил сына, зажимает его рану, а кровь все продолжает течь, бледнеет лицо царевича. Страшные глаза у отца, понявшего, что он сделал, страшное горе человеческое в них. И прекрасное лицо царевича, с доброй улыбкой, словно прощающего отцу это кровавое дело.
Великолепна эта картина по мастерству исполнения, по мощи, по силе психологического раскрытия характеров людей, по гармонии красок, по отделке деталей. «Иван Грозный» одно из лучших полотен Репина, в этом сходились почти все, даже некоторые реакционные газеты отдали дань талантливости художника.
Выводы. Иван грозный убивает своего сына?
Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше.
«Начиная с Карамзина, — писал митрополит Иоанн, — русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа».
Документальный фильм о смерти семьи Ивана Грозного
Документальный фильм «Иван Грозный. Портрет без ретуши», 2012 год, телеканал Звезда
https://youtube.com/watch?v=chMNJUsvCXw
Разберемся с датой
Никто точно не может сказать, когда произошла трагедия с убийством. Кто-то предполагает, что несчастье случилось в 3 июля 1583 года, кто-то утверждает, что в ноябре 1582 года. По мнению Шокарева, роковая ссора отца с сыном произошла вечером 9 ноября 1581 года. Это подтверждает содержание личного письма царя к боярину Никите Романовичу Юрьеву, помеченное этой же датой: «Которого вы дня от нас поехали, и того дни Иван сын разнемогся и нынече конечно болен… и нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя, и вы б о томъ помыслили, как тому быти, что король гонца своего прислал, а велит делати наскоро, и вы б к нам отписали, как о гонце о королеве быти, а нам, докудова Бог помилует Ивана сына, ехати отсюды невозможно».
19 ноября царевич скончался.
Смерть царевича
До сих пор историкам до конца неясно, как именно умер двадцатисемилетний Иван Иванович, который собирался стать отцом и чувствовал себя совершенно здоровым. Убивал ли Иван Грозный своего сына? Или он умер по другим причинам? Давайте обратимся к историческим фактам.
Версия первая
В основу этого варианта событий лёг исторический документ, написанный итальянцем Антонио Поссевино, выполнявшем дипломатическую миссию на территории Русского государства.
Он действительно в августе 1581 года прибыл в Россию, как секретарь папы римского и был принят с почестями. Антонио планировал проводить диспуты о вере, склоняя народ к католицизму. А Иван Грозный использовал Антонио как посредника, для подписания десятилетнего мирного договора между Русским Царством и Речью Посполитой.
Когда же договор был подписан, и Поссевино стал неугоден государю, ему пришлось вернуться на свою родину, где были написаны «Исторические сочинения о России». Время его пребывания в Русском государстве как раз совпадают с событиями разыгравшейся драмы в царственной семьи.
Но есть историки, которые ставят под сомнение правдивость описанного в «Исторических сочинениях о России». Во-первых, папский легат не мог быть прямым свидетелем случившихся событий, во-вторых, он был обижен на царя и описал не столько факты, сколько сплетни из царских палат.
Но так или иначе, Антонио Поссевино повествовал, что раздор между царём и царевичем произошёл из-за молодой жены Ивана Ивановича.
Беременная женщина находилась в своих покоях, когда её неожиданно навестил свёкор. Царю показалось большим неуважением, что сноха была одета не подобающим образом, за что он решил её проучить. Крутой нрав государя не позволил ему вовремя остановиться и, по сути, он избил невестку.
Появившийся в этот момент сын, якобы стал укорять отца, что привело самодержца в настоящую ярость. Грозный нанёс своему отпрыску несколько ударов посохом, которые пришлись в голову.
Хотя после, охладив пыл, самодержец предпринял все попытки по спасению избитых молодожёнов, доктора сделать ничего не смогли. У снохи случился выкидыш, а царевич умер на пятый день. Грозный очень скорбел о своём сыне.
Версию Поссевино подтвердили и другие иностранцы, находящиеся на службе в России, например, француз Жак Маржерет.
Во многих русских летописях — Московской, Псковской, Морозовской, Пискаревской — записаны данные только о кончине царевича, без всяких подробностей. Это, конечно, легко объяснить. Зная крутой нрав Ивана Грозного, мало кто решился бы на подробное описание злодеяния, содеянного государем.
Правда, один такой нашёлся. Это был государственный деятель и временных книг писец, Иван Тимофеев. В своём временнике он написал, что царевич помешал своему родителю совершить неблагочестивое дело, имея в виду приставания к его жене, что ещё больше очерняет великого князя.
Версия вторая
Все знают, что в средневековье самым распространённым способом избавится от нежелательной персоны, было использования яда. Не исключением была и семья Ивана Грозного. Но мог ли убить Иван Грозный своего сына с помощью яда?
Это обстоятельство и изучение многочисленных документов ещё в начале XX века, подтолкнуло русского историка, Николая Петровича Лихачёва, усомниться в версии об убийстве великим князем собственного сына, которая долгое время была наиболее вероятной. Учёный пришёл к выводу, что причиной смерти царевича была болезнь.
Значительно позже, в 1963 году, останки Ивана Грозного и его сыновей, Ивана и Фёдора, прошли криминалистическую экспертизу. Проверка подтвердила, что в останках Царевича Ивана содержание ртути превышено в 32 раза.
Этот факт не исключает вероятность ссоры отца и сына. Нет никакого противоречия между тем, что в семье могли быть разногласия, в то время, когда Иван Иванович занемог. Наличие такого количества ртути, в останках царевича, говорит только о том, что причиной смерти мог быть яд, а не рана на голове, нанесённая родителем.