Оглавление
Война за Крым
Летом 1854 года крупная франко-британская эскадра блокировала российский флот в бухтах Севастополя. Против 14 линейных парусных кораблей, шести фрегатов и шести пароходофрегатов русского Черноморского флота противник выставил 34 линейных корабля и 55 фрегатов (преимущественно паровых). В конце лета из Варны к берегам Крыма выдвинулись ещё 350 кораблей антироссийской коалиции.
Севастополь, несмотря на статус главной базы Черноморского флота, в то время был недостаточно защищён. Чтобы спасти ситуацию, командование направило в город отличившегося ранее на Кавказе и на Дунае военного инженера Эдуарда Тотлебена. Но князь Александр Меншиков, руководивший подготовкой города к обороне, принял его весьма прохладно. Тем не менее Тотлебен всё-таки осмотрел укрепления города и доложил об их катастрофическом состоянии.
В результате инженер возглавил оборонительные работы. Под его руководством всего за несколько недель 6000 рабочих и солдат возвели систему мощных фортификационных сооружений. На естественных высотах вокруг города выросла сеть бастионов.
14 сентября 1854 года близ Евпатории началась высадка более чем 60-тысячного корпуса антироссийской коалиции, основу которого составляли французские войска (около 30 тыс. человек).
Меншиков, посчитавший невозможным остановить врага на этом этапе, сосредоточил свой корпус численностью около 35—36 тыс. человек в удобном для обороны месте — на берегах реки Альма.
Подразделения Владимирского полка в штыковой атаке отбросили Королевских уэльских фузилёров и Шотландскую гвардию. Однако французы из-за недостаточной оперативности действий Меншикова и нехватки российских войск на направлении главного удара смогли захватить центральные высоты в районе реки.
Англо-французские силы потеряли в Сражении на Альме по разным оценкам от 3,3 до 4,5 тыс. человек убитыми и ранеными, российские — от 3,7 до 5,7 тыс. солдат и офицеров.
- Сражение на Альме, гравюра 1860 года
- globallookpress.com
21 сентября 1854 года на военном совете было решено затопить часть кораблей Черноморского флота у входа в Севастопольскую бухту, чтобы не позволить вражеской эскадре прорваться к городу. Меншиков опасался оказаться запертым в Севастополе, поэтому отвёл свой корпус в сторону Бахчисарая. Защита города сначала была возложена на 18-тысячный гарнизон под командованием вице-адмиралов Владимира Корнилова и Павла Нахимова.
24 сентября французские войска заняли находящиеся вблизи от города Федюхины высоты. В ночь с 25 на 26 сентября британцы вступили в Балаклаву.
Командование коалиции не решилось сразу штурмовать Севастополь, начав готовиться к осаде.
В составе Советского государства: 1920—1991 годы[]
Севастопольская оборона (1941—1942)
Севастопольская оборона (1941—1942) стала важным этапом в ходе боевых действий в борьбе за Крым во время Великой Отечественной войны.
К началу Великой Отечественной войны работы по укреплению Севастополя с суши не проводились; были выполнена толькорекогносцировка оборонительных рубежей. С июля по ноябрь 1941 года удалось частично выполнить план по созданию сухопутной обороны, который включал три рубежа: передовой, главный и тыловой.
В Севастопольской обороне по решению Ставки Верховного Главнокомандования участвовали:
- 51-я Отдельная армия (в августе 1941 года сформирована для обороны Крыма)
- Приморская армия (в октябре 1941 года была переброшена в Крым из Одессы)
В состав флота, находившегося в Севастополе, входили: 1 линкор, 5 крейсеров, 11 эсминцев, 16 подводных лодок и др.
Оборонительная операция началась 30 октября 1941 года.
Как оказаться в Севастополе
Для этого нужно любым удобным путем попасть в Крым. От красивого Керченского моста или эффектного Симферопольского аэропорта можно приехать сюда междугородним автобусом. Из каждого города Крыма есть прямые рейсы непосредственно в Севастополь. На своей машине несложно доехать, ориентируясь на дорожные указатели. Можно искать подсказки на карте Крыма. На жд вокзал в Севастополе можно приехать на поезде из Москвы, Санкт-Петербурга или других городов страны.
Здание вокзала завершает одну из тупиковых, выходящих к морю веток Крымской железной дороги. Первую железнодорожную станцию здесь возвели в 1875 году. Место, где стоит современный железнодорожный вокзал, изначально представляло собой соляные озера и малярийные болота. Они были засыпаны той землей, которую пластами снимали при постройке верфи. Вокзал дважды восстанавливали: после землетрясения 1927 года и после разрушения в Великой Отечественной войне. Сейчас здесь стоит небольшое, но очень уютное здание, построенное в 1950 году. После постройки Крымского моста восстановилось постоянное железнодорожное сообщение с материком.
Крымская война
Каждое государство стремится к сохранению своей территории, усилению влияния на другие страны, к укреплению своего могущества.
При правлении Николая Первого Россия достигла высокого уровня в экономическом и военном развитии.
При таких благоприятных условиях император Николай Первый решил усилить российское влияние на Балканском полуострове, планируя захватить часть турецкой территории. Готовясь к противодействию этим планам, Турция заручилась поддержкой союзников — Англии и Франции, имеющих к России свои претензии в разных регионах, и не желающих дальнейшего усиления ее развития. В результате политических разногласий с Россией, Турция прервала с ней дипломатические отношения и в 1853 году объявила войну. В ноябре этого же года в результате боевых действий русского флота под командованием адмирала Нахимова, Турция потерпела полное поражение в морском сражении при Синапе.
Опасаясь нежеланных результатов этой победы, Англия с Францией в 1854 году тоже вступили в войну с Россией, пытаясь захватить наиболее крупные российские морские порты. Большей частью это им не удалось. Успешное наступление союзников Турции продолжилось только в отношении Севастополя.
В сентябре 1854 года соединенные англо-французские войска прошли маршем со стороны Евпатории, разбили наши войска на Альме и продолжили наступление на Севастополь.
Старые парусные российские корабли не могли оказать должного сопротивления маневренным паровым английским кораблям со стороны моря. Было приняло решение: пушки и боеприпасы с кораблей снять, а парусные корабли затопить в Севастопольской бухте для предотвращения прохода в нее неприятеля.
В октябре 1854 года интервенты начали обстрел города из корабельных и сухопутных орудий. Севастополь ответил огнем своих батарей. Так началась битва за Севастополь. Наступала зима, и защитники города одновременно с боевыми действиями проводили фортификационные работы, укрепляя свои позиции. Противник, не сумев взять город сразу, приступил к его осаде.Весной 1855 года союзники начали новые обстрелы и атаки на городские укрепления. В ходе летних боев сильно уменьшились силы защитников крепости — каждый день росли потери людей, заканчивались и боеприпасы. К тому времени были уже убиты адмиралы Корнилов и Нахимов.
Корнилов Владимир Алексеевич (1806—1854)
(23 июня 1802, сельцо Городок, Вяземский уезд, Смоленская губерния — 30 июня 1855, Севастополь)
27 августа этого же года во время очередного штурма был захвачен главный боевой редут – Малахов курган. Защитники вынуждены были отойти из южной части Севастополя в северный район, взорвав за собой все пороховые погреба, затопив оставшиеся судна и заняв новые укрепления. Но долгожданной капитуляции союзники не дождались. Обессиленные боями противники потеряли в ходе боев более 70 тыс. человек и уже не могли продолжать борьбу. Наступил период переговоров о мире. Так закончилась 349-дневная оборона Севастополя.
Мирный договор, подписанный в Париже в 1856 году, предписал России аннулировать военный флот в Черном море.
Возвращение Севастополю статуса военно-морской крепости возобновилось только после победы России в русско-турецкой войне.
Возможно, вам также будет интересна статья: Первая советская полярная станция
Началось восстановление хозяйства. Удалось найти деньги на строительство железной дороги, связавшей Крым с Россией. Были выстроены заводы и жилые дома, закладывалось строительство боевых кораблей по новым технологиям. Севастополь снова становился морской крепостью.
В империалистическую войну порт успешно отразил атаки немецких и турецких боевых кораблей. А за все годы войны черноморский флот успешно проводил боевые действия против турецких боевых и торговых судов, минировал турецкие акватории и выполнял другие боевые задания.
Во время эвакуации Белой армии в 1920 году из Севастополя вышли все торговые и боевые корабли. Севастопольская бухта опустела.С этого года начинается отсчет времени уже советского Севастополя. Правительство прилагает все усилия для восстановления разрушенного хозяйства черноморского флота. В Севастополе вновь начинается возрождение военных мастерских и стапелей. Производится ремонт старых кораблей и постройка новых. Возводится аэродром, растет городское и военное строительство. Население города достигает 100 тысяч человек.
Кто кому должен
Не правильно, настаивает реставратор. Он говорит: строительство на объекте культурного наследия (в данном случае — «Форт Меньшиков») запрещено — а оно идёт; проект реставрации ОКН должен быть — а его нет.
«Историко-культурная экспертиза — это не проект реставрации. А тут работали в охранной зоне памятника и поломали то, чем, согласно 73-му ФЗ, должны заниматься реставраторы. Но у нас в Севнаследии об этом законе то помнят, то нет, в зависимости от ситуации», — уточняет он.
Сейчас на территории будущего кластера вовсю идут археологические изыскания, которые на самом деле должны были бы завершены до начала строительства, начатого без утвержденного проекта. Но в реальности раскопки начали уже после начала стройки, под давлением общественников. Неправильны и действия застройщика, и сценарий, которому следует в своей работе Севнаследие, настаивает Анатолий Туманов.
Регламент таков: государственная историко-культурная экспертиза составляется от нескольких недель до нескольких месяцев, затем, согласно закону, публикуется на сайте Севнаследия. После этого в течение 15 дней граждане могут направить в него свои замечания и пожелания.
«То есть за эти 15 дней граждане должны найти запрятанный где-то в недрах правительственного сайта акт экспертизы, изучить этот обычно весьма объёмный документ (а это бывает 70–80 страниц и более), вникнуть в содержание, провести большую работу по выявлению недостатков, сформулировать всё это, оформить и направить по назначению. И всё это бесплатно, в своё личное время. Понятно, что почти всегда „Сводка предложений граждан”, вывешиваемая после такого якобы обсуждения, содержит только один пункт: „Предложений не поступило”», — объясняет реставратор, которого сложно обвинить в неготовности потратить своё время на защиту памятников.
Самые интересные места Севастополя
Главная достопримечательность Севастополя, считающаяся его символом, находится в 20 км от береговой линии, в том месте, где в 1854-1855 гг. были затоплены 13 кораблей Черноморского флота. Сделано это было для того, чтобы преградить англо-французской эскадре вход в Ахтиарскую бухту. Величественный Памятник, представляющий собой скалу, плавно переходящую в колонну коринфского ордера, увенчивает фигура бронзового двуглавого орла, держащего якорь и лавровый венок. Монумент был возведен в 1905 г. как вечное
напоминание о героизме защитников города во время Крымской войны.
Непременно стоит совершить экскурсию в национальный заповедник «Херсонес Таврический». Когда-то на этом месте находился процветающий город, существовавший более двух тысячелетий и разрушенный ордами кочевников в XIV веке. Раскопки здесь продолжаются и сегодня. Хорошо видны остатки большого городища и фундаменты зданий. Сохранились колонны и некоторые арки. На фрагментах стен можно увидеть остатки мозаичной росписи. Здесь можно сделать великолепные фото на память.
Туристы, выбравшие для отдыха в Крыму Севастополь, посещают и знаменитый музей-панораму «Оборона Севастополя», посвященный защитникам города, совершившим свой воинский подвиг в период Крымской войны. Грандиозная картина, имеющая 115 м в длину и 14 м в высоту, создавалась целой группой художников под руководством известного баталиста Ф. А. Рубо. Впечатление от этого произведения искусства, где прописаны даже мельчайшие детали, просто непередаваемо.
«Во всей Европе нет подобной сей гавани»
День, когда Севастополь стал Севастополем, ничуть не менее важная дата в истории города, чем день его основания, который отмечается 3 (14 по н.ст.) июня. Хотя в действительности история освоения русским флотом и русской армией берегов в этом районе Крыма начинается чуть раньше. Впервые гавань будущего Севастополя исследована русскими моряками осенью 1771 года. Тогда к побережью Крыма в районе будущей главной базы Черноморского флота на корабле «Модон», которым командовал будущий легендарный адмирал, а тогда лейтенант Федор Ушаков, прибыла описная партия штурмана прапорщичьего ранга Ивана Батурина. Составленная им первая топографическая карта севастопольских бухт и по сей день хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Когда летом 1778 года до Ахтиярской бухты добрался командующий Крымским корпусом генерал-поручик Александр Васильевич Суворов, он в полной мере оценил все преимущества места. К тому времени русские корабли Азовской флотилии полноценно пользовались преимуществами Ахтиярской бухты. Май 1783 года здесь на якорной стоянке встретили 13 кораблей, пришедших из Азовского моря. Командовал отрядом вице-адмирал Федот Клокачев, 11 января того же года назначенный командовать «флотом, заводимом на Черном и Азовском морях». Он тоже был в восторге от Ахтиярской бухты и уже 6 мая отправил в Санкт-Петербург на имя морского министра графа Чернышева донесение, в котором, в частности, писал: «Ежели благоугодно будет иметь ея Императорскому Величеству в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт как в Кронштадте». И императрица поддержала это предложение.
Зачем ехать в Севастополь
Чтобы познакомиться с красивейшим городом, прикоснуться к его овеянной славой истории, посетить многочисленные музеи и памятные исторические места. Сделать множество фото на фоне знаменитейших достопримечательностей. Например, у Памятника затопленным кораблям, который давно воспринимается как символ Севастополя. Или возле колонн древних базилик античного Херсонеса. Адрес любой из Севастопольских достопримечательностей можно с легкостью найти в интернете. Отыскать путь к любой из них поможет карта Крыма.
Едут сюда и на отдых. Севастопольские пляжи на удивление разнообразны. Мыс Фиолент предлагает невероятное сочетание диких и окультуренных, снабженных удобной инфраструктурой пляжей. Не менее интересны пляжи в других районах города. Очаровательные ресторанчики Балаклавы заманивают совершить гастрономическое путешествие – отведать свежайшей местной рыбы и устриц.
География
Спутниковый снимок района Севастополя.
Вид на Севастопольскую бухту.
Образование фиолентных скал на побережье Севастополя.
Город Севастополь расположен на юго-западной оконечности Крымского полуострова на мысе, известном как полуостров Геракла, на побережье Черного моря . Город обозначен как особый город-регион Украины, который помимо самого города включает в себя несколько его окраинных населенных пунктов. Сам город сосредоточен в основном в западной части региона и вокруг длинной Севастопольской бухты . Этот залив представляет собой риа , речной каньон, затопленный голоценовым подъемом уровня моря, и исток реки Черная . В отдаленном месте к юго-востоку от Севастополя находится бывший город Балаклава (с 1957 года входит в состав Севастополя), бухта которого в советские времена служила основным портом для советских дизельных подводных лодок.
Береговая линия региона в основном скалистая, в нескольких бухтах поменьше, многие из которых находятся в пределах Севастопольской бухты. Самые большие из них — это Южная бухта (в пределах Севастопольской бухты), бухта Арчер, комплекс заливов, состоящий из бухты Дирграсс, Бухты Казацкой, Соленой бухты и многих других. В непосредственной близости находится более тридцати заливов.
Через район протекают три реки: Бельбек, Черная и Кача. Все три горные цепи Крымских гор представлены в Севастополе, южная цепь — Балаклавским нагорьем, внутренняя цепь — Мекензиевыми горами, а внешняя цепь — Кара-Тауской возвышенностью (Черной горой).
Климат
Севастополь имеет полузасушливый климат по классификации климата Кеппена : Cfa , граничащий с влажным субтропическим климатом . Из-за среднего летнего диапазона 22 ° C (72 ° F) он также граничит с четырехсезонным океаническим климатом с прохладной зимой и теплым или жарким летом.
Средняя годовая температура составляет 15–16 ° C (59–61 ° F) днем и около 9 ° C (48 ° F) ночью. В самые холодные месяцы, январь и февраль, средняя температура составляет 5–6 ° C (41–43 ° F) в течение дня и около 1 ° C (34 ° F) ночью. В самые теплые месяцы, июль и август, средняя температура составляет около 26 ° C (79 ° F) днем и около 19 ° C (66 ° F) ночью. Обычно летний / курортный сезон длится 5 месяцев, примерно с середины мая по сентябрь, при этом температура часто достигает 20 ° C (68 ° F) или более в первой половине октября.
Средняя годовая температура моря составляет 14,2 ° C (58 ° F), от 7 ° C (45 ° F) в феврале до 24 ° C (75 ° F) в августе. С июня по сентябрь средняя температура моря превышает 20 ° C (68 ° F). Во второй половине мая — первой половине октября; средняя температура моря составляет около 17 ° C (63 ° F). Среднее количество осадков составляет около 400 миллиметров (16 дюймов) в год. Продолжительность солнечного сияния составляет около 2345 часов в год.
[править] История
Севастополь. Удивительная история В V веке до н. э. греками был основан Херсонес, которым в 988 году завладел князь Владимир Святославович. Во времена Средневековья город был разрушен войсками Золотой Орды.
В античности первым поселением на Гераклейском полуострове был форпост Телапил (VI век до н. э.), известный как Херсонес, захваченный греками-колонистами. Они построили свою крепость-колонию Херсонес Таврический на части территории современного Севастополя и населили выходцами из Гераклеи Понтийской в V веке до н. э. Позже она входила в состав Римской и Византийской империй.
В 988 г. городом Херсоном овладел киевский князь Владимир Святославич, который вместе со своей дружиной принял здесь православие.
Херсонес был уничтожен войском Золотой Орды, и его территория сначала контролировалась княжеством Феодоро, а в 1475—1781 годы — Крымским ханством — вассалом Османской империи.
В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. русские войска овладели Крымом. По договору с ханом (1772 г.) и Кючук-Кайнарджийскому миру (10 июля 1774 г.) Крымское ханство было объявлено независимым от Турции и переходило под покровительство России. Командовать русскими войсками в Крыму был послан А. В. Суворов. Он высоко оценил превосходные качества бухт Севастополя и еще за пять лет до основания города возвел здесь первые укрепления, сделал все, чтобы вытеснить из Ахтиарской гавани турецкую флотилию — около 170 судов.
Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный».
Еще до включения Крыма в состав России русское правительство назначило «для командования заводимым флотом на Черном и Азовском морях» участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф. А. Клокачева.
Ему предписывалось перевести в Ахтиарскую гавань часть судов Азовской и Днепровской флотилий. Корабли прибыли в Ахтиар 2 (13) мая 1783 г.
В первой Севастопольской эскадре их насчитывалось всего 17.
В 1783 году Крымское ханство было ликвидировано, его земли (Крым, Приазовье и Кубань) вошли в состав Российской империи.
Началось строительство порта и военного поселения при нем. Руководителем строительства был флаг-офицер лейтенант Д. Н. Сенявин.
Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь. Этим же Указом князю Г. А. Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение.
21 февраля 1784 г. русское правительство объявило о свободной и беспрепятственной торговле заграничных и местных купцов в Севастополе, доставляющих товары как морским, так и сухопутным путем. Весной этого же года в городе появились первые торговые суда керченских и таганрогских купцов, В честь основания Севастополя в Петербурге отчеканили памятную медаль.
Севастополь пережил Великую Отечественную войну. 30 октября 1941 началась Оборона Севастополя, длившаяся до 4 июля 1942 года. Но город будет полностью освобожден только 9 мая 1944 года.
После войны город восстанавливался, было возведено 700 000 м2 жилья, 32 школы, 8 больниц, 350 промышленных и торговых предприятий.
Новейшая история
После распада СССР, Севастополь с 1991 года входит в состав Украины. Согласно административно-территориальному делению Украины, Севастополь является городом со специальным статусом в составе Украины.
На основании непризнанных международным сообществом результатов референдума и Декларации о независимости, принятой Верховным Советом Крыма, в 2014 году была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым и подписан договор о её вхождении в РФ.
Эти события вызвали негативную реакцию в западных странах. По мнению западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы), присоединение Крыма к России имело характер аннексии, последовавшей за вооружённым вмешательством России во внутренние дела Украины.
Согласно официальной позиции России, присоединение Крыма к России являлось реализацией права местного населения на самоопределение и стало следствием обострения начавшегося в конце 2013 года политического кризиса на Украине. Сама Украина не признаёт ни выход Крыма из её состава, ни договор о его присоединении к России. 15 апреля 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон, объявивший АР Крым и город Севастополь территориями, оккупированными Российской Федерацией.
Основание и зарождение города – первый год
В год основания Севастополя в Ахтиарскую бухту зашла эскадра под командованием Ф.А. Клокачева.
Адмирал славился своими героическими решениями, это был опытный флотоводец, хорошо разбиравшийся в искусстве кораблестроения. Ранее в порт вошли суда «Храбрый» и «Осторожный». Это произошло 17 ноября 1782 года под командованием И.М. Одинцова.
Моряки уже обжились тут, чувствовали себя уверенно. Зимовали они в казармах, которые сами же и построили. Рядом находилась оставленная татарами деревня Ахтияр. Сами они шили себе одежду, мылись в собственноручно сооруженной бане.
Поскольку Южная бухта со всех сторон защищена от ветров, здесь решили разместить эскадру. Перед отбытием в Херсон, адмирал отдал указ о строительстве складов и жилья по берегам гавани. А также отправил сообщение в Санкт-Петербург: «… При всей Европе нет подобной сей гавани – положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов, ко всему тому же сама природа такие устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть военную и купеческую…»
ТОП 5
Борец с парками и коронавирусом: что помнит Севастополь о Евгении Кабанове
Тигр откусил палец годовалому малышу в крымском сафари-парке
Новый «Бенефис»? Приезжий зарезал бармена в Севастополе
Скандальные отставки в правительстве Крыма раскачали кресло Аксенова
Показать все новости
Борец с парками и коронавирусом: что помнит Севастополь о Евгении Кабанове
Белик станет вторым депутатом Госдумы от Севастополя вслед за Лобач
Путин поручил сократить число контрольных работ в школах
Коммунисты заявили, что показали бы один результат с ЕР на выборах в Севастополе
В Севастополе появилась новая памятная дата
Показать все новости
Выбор Редакции
Дурнопахнущее советское наследие: почему лесничие объявили войну туалетам
Выборы и пенсии: «тебе, старичок, в крематорий пора»
«Политическая неблагонадежность» севастопольского городского головы. «Дело Максимова»
Кошачий ОМС: почему медпомощь животным должна стать бесплатной
Как простой русский князь Александр Невский большой сакральной фигурой стал
«Банкиры, чей Крым?»: как сделать российские банки более патриотичными
Показать все новости
Основание и зарождение города – первый год
В год основания Севастополя в Ахтиарскую бухту зашла эскадра под командованием Ф.А. Клокачева.
Адмирал славился своими героическими решениями, это был опытный флотоводец, хорошо разбиравшийся в искусстве кораблестроения. Ранее в порт вошли суда «Храбрый» и «Осторожный». Это произошло 17 ноября 1782 года под командованием И.М. Одинцова.
Моряки уже обжились тут, чувствовали себя уверенно. Зимовали они в казармах, которые сами же и построили. Рядом находилась оставленная татарами деревня Ахтияр. Сами они шили себе одежду, мылись в собственноручно сооруженной бане.
Поскольку Южная бухта со всех сторон защищена от ветров, здесь решили разместить эскадру. Перед отбытием в Херсон, адмирал отдал указ о строительстве складов и жилья по берегам гавани. А также отправил сообщение в Санкт-Петербург: «… При всей Европе нет подобной сей гавани – положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов, ко всему тому же сама природа такие устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть военную и купеческую…»
Информация о городе
Севастополь является городом федерального значения в составе РФ. Он находится у берега Чёрного моря. Носит звание «Город-Герой». Экономика представлена розничной торговлей, сферой услуг, предприятиями машиностроительной, рекреационной, пищевой отраслей.
Близ населённого пункта пролегают трассы Р27, Р59, Н06. Работает морской транспорт. Имеется международный аэропорт «Бельбек», ряд бухт. Функционируют средне-специальные, высшие учебные заведения. Численность населения составляет около 400 тысяч человек.
Внешние деловые связи заблокированы санкциями. Территория насыщена военными объектами и формированиями.
Севастополь на банкноте 100 рублей банка России
Достопримечательности Севастополя изображены на лицевой стороне Банкноты номиналом 100 рублей образца 2015 года (Банк России):
Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте
Памятник затопленным кораблям – монумент в Севастопольской бухте в память парусным кораблям, затопленным в 1854-1855 гг. для заграждения входа неприятельских судов на рейд. Сооружен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя скульптором академиком А.Г. Адамсоном, архитектором В.А. Фельдманом и военным инженером О-Ф.И. Энбергом.
Фрагмент картины И.К. Айвазовского «Русская эскадра на Севастопольском рейде»
Картина «Русская эскадра на Севастопольском рейде» написана И. К. Айвазовским по императорскому заказу в первой половине 1846 года. На картине запечатлено прибытие Николая I в Севастополь в 1845 году для высочайшей инспекции города и Черноморского флота.
Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.
Памятный комплекс создан в 1967 году по проекту архитектора И.Е. Фиалко и скульптора В.В. Яковлева. На бетонном барельефе – фигура бойца, держащего в правой руке автомат, а левой отражающего направленные ему в грудь три штыка, символизирующие три штурма Севастополя фашистскими войсками. Два штыка, уткнувшихся в ладонь воина, символизируют отбитые штурмы, а третий штык — трагическую сдачу города.
Собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе
Памятник архитектуры и истории, построен в неовизантийском стиле по ходатайству адмирала М.П. Лазарева. Авторами проекта являются архитекторы К.А. Тон и А.А. Авдеев. Высота собора с крестом – 32,5 метра. В склепе на месте будущего храма были захоронены адмирал М.П. Лазарев и погибшие в Крымской войне вице-адмирал В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин и адмирал П.С. Нахимов.
Лицевая сторона банкноты номиналом 100 рублей (2015 г.)