Как появилась и развивалась отечественная мультипликация?

Оглавление

2017 год

Три богатыря

№ 1

Три богатыря

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость:

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: aUNCТираж: 450 тыс.

Три богатыря (цветная)

№ 2

Три богатыря (цветная)

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость: UNC — 1400 р.

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: UNC в буклетеТираж: 50 тыс.

Винни-Пух

№ 3

Винни-Пух

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость:

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: aUNCТираж: 450 тыс.

Винни-Пух (цветная)

№ 4

Винни-Пух (цветная)

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость: UNC — 1400 р.

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: UNC в буклетеТираж: 50 тыс.

Нужен герой

Ощущение полного погружения в иную эпоху создаёт музыка – специально для проекта было написано девять музыкальных произведений, авторами которых стали дирижёр «Другого Оркестра» Александр Жемчужников и музыкант и публицист Николай Шабуневич.

 Первыми посетителями мультимедийной выставки стали воспитанники православной гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца и четырёхлетние мальчишки и девчонки.

Новость по теме

В музее ХМАО проведут выставку «Мы в ответе за тех, кого приручили»

генеральный директор исторического парка «Моя история»в Сургуте Виталий Малыхин

В проекте представлено более 300 экспонатов, стендов и экранов, над созданием графического романа трудились более 20 человек — художники, историки, дизайнеры, программисты и колористы из России и Европы. Создатели проекта уверены, что обучение с помощью развлечения сделает выставку живой и интересной даже для самых юных посетителей.  

Чем занимается аниматор

Аниматор — это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма или компьютерной игры. Персонажи при этом двигаются, разговаривают, испытывают и проявляют разные чувства. Всё это аниматор должен изобразить, пользуясь разными профессиональными приёмами. Чем более живым и ярким получатся персонаж — тем выше качество работы аниматора.

Мультфильмы, анимационные сериалы, компьютерные игры не создаются в одиночку, над ними всегда работает команда. На большой студии аниматор — часть производственной цепочки. Можно сказать, что он — инструмент, которым режиссёр воплощает свой замысел. Сначала создаётся сценарий и образы персонажей, а потом аниматор воплощает и оживляет их.

Аниматор может работать и самостоятельно, то есть быть сам себе режиссёром. Так создаются авторские мультфильмы. В России ежегодно проходят фестивали авторских анимационных фильмов, например, «Суздаль» или «Крок», где создатели демонстрируют свои работы, обмениваются опытом, получают призы и награды.

С одной стороны, аниматор — достаточно творческая профессия. В рамках определённого режиссёрского задания можно самостоятельно работать над характером, внешностью, манерами персонажа, воплощать собственные идеи.

С другой стороны, в индустрии аниматору приходится работать в заданных рамках, выполнять режиссёрскую задачу. Если хочется больше свободы, можно заниматься собственными проектами, работать в авторском кино, но там меньше возможностей для заработка.

Где нужны аниматоры

Я считаю, что аниматор — это профессия будущего. Визуальный контент окружает нас повсюду, и его будет требоваться всё больше и больше. В дальнейшем технологии позволят транслировать анимационные изображения прямо в мозг человека, и для их создания также понадобятся аниматоры.

Но и сегодня аниматор — очень востребованная профессия. Они нужны в кино- и телеиндустрии, в рекламе. Создание фильмов и мультфильмов в студиях поставлено на поток, поэтому аниматоры в кино и на телевидении не просто востребованы — их не хватает, причём как в России, так и за рубежом.

Аниматоры задействованы и в гейм-индустрии. Они создают специальные клипы анимации, которые компьютерная программа потом микширует (совмещает) и делает из этого движение. Например, для персонажа отдельно делается клип для ходьбы, отдельно — для падения, отдельно для поднятия руки, поворота головы. Потом все эти клипы совмещаются и получается анимация движений персонажа. Игрок нажимает соответствующую кнопку на компьютере, активируется программа, и персонаж выполняет нужные действия.

Формы обучения на факультете анимации

В университете «Синергия» созданы лучшие и наиболее гибкие условия для обучения.

Очная

  1. Обучение в одном из московских кампусов университета «Синергия».
  2. Возможность заселения в общежитие.
  3. Занятия 5 дней в неделю.
  4. Срок обучения: 4 года.

Вечерняя

  1. Обучение в одном из московских кампусов университета.
  2. Возможность заселения в общежитие.
  3. Занятия 2 раза в неделю.
  4. Можно совмещать учёбу и работу.
  5. Срок обучения: 4,5 года.

В выходные дни

  1. Обучение в одном из московских кампусов университета.
  2. Возможность заселения в общежитие.
  3. Занятия 1 раз в неделю в выходной день.
  4. Можно совмещать учёбу и работу.
  5. Срок обучения: 4,5 года.

Дистанционная

  1. Самостоятельное составление графика обучения.
  2. Обучение с любого устройства.
  3. Требуется только доступ к интернету.
  4. Срок обучения: 4,5 года.

«Компьютер — это только инструмент»

«XXI век нельзя сравнить с XX веком, — говорит Игорь Ковалёв. — Каждый день появляются новые технологии, которые используют в кино, в науке — где угодно. И всё это в геометрической прогрессии. Я не сомневаюсь, что завтра будет придумано что-то ещё. И это тоже задействуют в кино и в анимации».

Наталья Мальгина в ответ на вопрос, о чём мечтают аниматоры, смеётся: «Чтобы ты придумал сцену в голове, и она сама санимировалась. Может быть, дойдут до какой-то технологии, когда тебе не нужно будет мышкой кадр за кадром анимировать, а просто придумал движение — и программа сама его перенесла».

Но даже если эта фантазия когда-нибудь воплотится в реальность, художники-аниматоры всегда будут востребованы: человечным мультфильм не сделает ни один компьютер, даже самый умный.  

Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору

Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.

Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.

Коммуникабельность

Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами

Наблюдательность

Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации

Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.

Ответственность

Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.

Усидчивость

Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.

Талант

В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.

  1. Аниматор — очень востребованная профессия, аниматоры работают в кино, на телевидении, в рекламе, геймдизайне, и чем больше создаётся контента, тем сильнее ощущается нехватка специалистов.
  2. Выучиться на аниматора можно в колледже или вузе, а можно закончить дистанционную онлайн-школу анимации. Там студентам преподают необходимые навыки и помогают собрать портфолио, которое понадобится при устройстве на работу. Для аниматора хорошее портфолио намного важнее, чем диплом самого топового вуза.
  3. Выучиться на аниматора в онлайн-школе можно с нуля, для 3D-анимации не нужно даже уметь рисовать, а для 2D-анимации достаточно начальных навыков рисования. Главное для аниматора — уметь видеть и создавать изображение в динамике, оживлять персонажей, делать их интересными и запоминающимися.
  4. Выучиться на аниматора можно не выходя из дома, а работать — по всему миру.
  5. Чтобы стать успешным и востребованным аниматором, нужны трудолюбие, наблюдательность, коммуникабельность и умение работать в команде. А вот наличие таланта не так принципиально, главное — желание работать и набираться опыта.

Начало революции

Пожалуй, самым громким прорывом в современной анимации можно считать выход «Истории игрушек» 1995 года: этот полнометражный мультфильм студии Pixar положил начало засилью трехмерной анимации на экране и постепенному отмиранию плоской. «История игрушек» стала продолжением идей, заложенных еще в «Жестяной игрушке» 1988 года: именно там у Джона Лассетера появилась мысль сделать игрушки героями собственной истории.

Pixar буквально открыл ящик Пандоры: именно «История игрушек» показала огромный потенциал трехмерной анимации как самостоятельного медиума, а не только способа создания спецэффектов (к этому времени уже успели выйти «Терминатор 2: Судный день», «Трон» и «Парк Юрского периода»: все они сочетали практические эффекты и компьютерную графику). В дальнейшем самые крупные достижения закрепятся именно за Pixar, а практически каждый следующий проект будет добавлять новые технологии.

«Приключения Флика» станут первым мультфильмом с симуляцией мягких тел и растений.

https://giphy.com/gifs/a-bugs-life-ZdZrBItT9n3dTPZYgT

Вторая часть «Истории игрушек» вновь открывает новые горизонты: помимо появления в кадре людей на куда большее время (спасибо преодолению  эффекта зловещей долины) здесь появилась симуляция тканей, что позволило создать знаменитую сцену с зашиванием руки ковбоя Вуди (кстати, кукольником выступает герой короткометражки «Игра Джери» все той же студии).

https://www.youtube.com/watch?v=UPcazyfQ19o

Отклонившись от нашествия Pixar, уместным будет вспомнить мультфильм 2001 года «Финальная фантазия: Духи внутри нас». Он считается одной из первых попыток создать по-настоящему реалистичных людей и преодолеть эффект зловещей долины. Несмотря на финансовый провал и критические отзывы, отрицать графические достижения здесь попросту нельзя.

В сравнении с небольшими шагами предыдущих мультфильмов настоящим прорывом можно считать «Корпорацию монстров»: здесь студия сумела создать полноценную симуляцию волос, что подарило зрителям Салли — синего мохнатого монстра, чья шерсть ведет себя довольно реалистично.

https://giphy.com/gifs/UV5Iel84VOmuqnWOx6

«В поисках Немо» сумел открыть миру реалистичную симуляцию жидкостей: кажется, что подводный мир нарисовать не так уж сложно, но не стоит забывать о кислородных пузырьках и поверхности океана, о поведении персонажей, попадающих в водные завихрения, а также то, как свет преломляется в воде.

https://giphy.com/gifs/ZcLd1p3BblAdjxdFRv

«Суперсемейка» продолжала развивать предыдущие достижения (ткани, волосы, лицевая анимация), а следующим технически важным проектом стали «Тачки»: зеркальные поверхности, реалистичная ржавчина, сцепление колес и асфальта, а также огромное количество одновременно присутствующих на экране моделей.

https://giphy.com/gifs/YMGoU0iMg5En6yl987

«Рататуй» впервые показал намокание поверхностей, а также здесь появилась важная технология разрезания моделей: для сцен готовки нарезание овощей могло стать настоящей головной болью и обернуться сотней моделей ломтиков, но с новыми технологиями все стало куда проще.

«Вверх» вновь бьет количественные рекорды: к примеру, дом поднимает в воздух 20622 шарика, каждый из которых является отдельной моделью. А еще это первый мультфильм студии, показанный в 3D-формате, из-за чего Pixar столкнулась с совершенно новыми проблемами дизайна отдельных сцен.

https://giphy.com/gifs/MByRCkLeFqtC6gK3Hy

«Храбрая сердцем» — первый трехмерный мультфильм, в котором у персонажа курчавые волосы: одновременно приходилось обсчитывать более миллиона волосинок, закрученных в тысячи завитков.

https://giphy.com/gifs/W50I2RGuGy7SOo63EX

Дальнейшие улучшения графики привели к тому, что отдельные детали в «Истории игрушек 4», последнем на сегодняшний день мультфильме студии, попросту не отличимы от реальности: чаще всего в пример ставят появление в кадре кошки, но стоит обратить внимание на жидкости и освещение, а также поведение поверхностей (взаимодействие материалов с жидкостями, светом и друг с другом). Наконец-то пастушка Бонни действительно выглядит как фарфоровая фигурка

Что читать и смотреть в интернете

The History of Animation

Не очень подробная, но красочная история анимации — начиная с самых ранних способов показывать движение на плоской поверхности и вплоть до 2014 года. Здесь можно увидеть эскизы к ранним мультфильмам Диснея и первый вариант прорисовки семейки Симпсонов — основная часть посвящена именно истории американских мультфильмов. Более подробная хроника есть на Filmsite — там нет картинок и видео, зато всё детально описано.

Before Walt Disney: 5 Animations by Early Cinema Pioneers

В этой подборке рассказывается о творчестве самых первых представителей анимации — Эмиле Коле, Жорже Мельесе, Уинзоре Маккее, Джеймсе Блэктоне и Эдварде Мейбридже. Конечно, с примерами главных работ.

Сайт Short of the week

Группа режиссёров, сценаристов и энтузиастов короткого метра собирает лучшие образцы этого жанра, найденные в интернете. Сейчас на сайте около 200 авторских короткометражных мультфильмов, поэтому найти что-нибудь по душе не составит труда.

30 лучших короткометражных мультфильмов всех времён

Многие считают, что примеры самой изобретательной мультипликации лучше всего искать среди коротких видео. В подтверждение этого специалист по анимации Алекс Дюдок де Вит собрал 30 лучших короткометражек за всю историю жанра — начиная с раннего звукового мультфильма «Пароходик Вилли» студии Уолта Диснея.

100 лучших полнометражных мультфильмов всех времён

Ещё один список от редакции Time Out, в котором собрали лучшие примеры полного метра. Всего в опросе участвовали больше 100 экспертов — кинокритики, специалисты по анимации и сами мультипликаторы. На отдельной страничке можно также отметить, сколько из предложенных фильмов вы уже видели, а также узнать, какие мультфильмы стали лучшими по версии Уэса Андерсона, Генри Селика или соучредителей студии Pixar.

10 мультсериалов, которые можно смотреть взрослым

«Вселенная Стивена», «По ту сторону изгороди», «Гравити Фолз» и другие мультсериалы, которые рассчитаны на взрослую аудиторию.

 Где смотреть мультфильмы в Москве

Московский музей анимации

В здании музея на ВДНХ три зала — исторический, отечественный и зал зарубежной анимации. Там можно найти сотни артефактов, рассказывающих историю мультфильмов (например, зоотроп и праксиноскоп — первые приборы, заставившие двигаться статичные изображения). Для детей в музее проводят мастер-классы, которые включают в себя экскурсию, видеопоказ и съёмку мультфильма. Перед походом лучше позвонить в музей и заранее узнать, нет ли изменений в работе: там часто празднуют дни рождения.

Большой фестиваль мультфильмов

Фестиваль мультфильмов с насыщенной программой обычно проходит в Москве в дни осенних школьных каникул. В течение недели в ЦДК, «Пионере», культурном центре «ЗИЛ» и на других площадках показывают номинантов на премию «Оскар», победителей всевозможных фестивалей, авторские подборки и просто хорошие примеры жанра. К тому же недавно БФМ запустил программу «Мультфильмы по выходным», в рамках которой в сети «Каро» показывают избранные работы мастеров отечественной мультипликации.

Тем, кто заинтересовался анимацией, будет полезно следить за афишей некоторых московских кинотеатров. Например, в «35 мм» часто показывают программы международных анимационных фестивалей, а в Центре документального кино — подборки короткометражек, номинированных на «Оскар».

Выход из тени

Анимация уходит корнями глубоко в прошлое. Само слово образовано от латинского animatio — одушевление, что в данном случае означает «оживление» статичных изображений. К самым ранним опытам часто относят театр теней и волшебный фонарь, дедушку знакомого многим диапроектора. Первые кукольные теневые представления появились еще до нашей эры в Китае и Индии: за экраном из тонкой ткани с нанесенными на ней рисунками кукольники передвигали с помощью палочек статичные или подвижные фигурки, разыгрывая различные сюжеты. Чтобы зрителям было видно происходящее, кукол держали близко к экрану, а подсветка шла сзади.

Волшебный фонарь, в свою очередь, появился в XVII веке. Это один из первых проекторов: в деревянном или металлическом корпусе размещался источник света, а в специальное отверстие вставлялось изображение на стеклянной пластине. Позже конструкция была усовершенствована Этьеном Гаспаром Робертсоном: главной особенностью изобретенного им фантоскопа стала возможность показывать примитивную анимацию из нескольких кадров, сменявших друг друга. С помощью своего усовершенствованного волшебного фонаря он устраивал фантасмагорические шоу: в задымленных помещениях зрителям являлись призраки и скелеты, что изрядно пугало неподготовленных посетителей.

Следующим крупным шагом можно считать появление фенакистископа в 1828 году. Устройство состояло из диска с картинками, снабженного прорезями и зеркала: зритель смотрел через отверстия на отражающиеся изображения, что и создавало иллюзию движения за счет коротких промежутков между появлениями образов. Всего через пять лет Уильям Джозеф Горнер придумает новую конструкцию: вместо диска изображение наносится на внутреннюю поверхность цилиндра, что позволяло избавиться от использования зеркала.

Все в том же XIX веке фенакистископ породит еще несколько вариаций, в числе которых флипбук (хорошо знакомая многим забава: на отдельных листах нанесены изображения и быстрое их перелистывание создает подобие анимации) и праксиноскоп. Последний за счет хитрого применения зеркальной призмы дает ощущение более гладкой картинки. Эмиль Рейно довел устройство до ума: вместо привычного небольшого количества кадров он рисовал ленты на несколько сотен изображений, а праксиноскоп объединил с волшебным фонарем. По сути, именно он изобрел анимацию в привычном виде: на показах «светящихся пантомим» зрители наблюдали целые истории в музыкальном сопровождении (мелодия синхронизировалась с изображением), а длительность сеансов доходила до 20 минут.

Но в 1895 году мир узнает новое слово — «кинематограф», что положит конец экспериментам изобретателя: не в силах справиться с давлением нового медиума, который создавал движущуюся картинку с помощью кинокамеры, избавившись от  ручного труда рисовальщика, Эмиль Рейно разбил свой аппарат и утопил его в реке вместе со всеми лентами. Лучшую работу, «Вокруг кабинки», частично смогли восстановить — и сейчас она доступна в сети.

Обучение

Основное обучение происходит в специализированных вузах, или на курсах. Курсы – это ускоренный вариант, и направленный конкретно на вашу специальность, а в вузе вы получите более обширные знания в нескольких сферах.

Какие предметы нужно сдавать на художника-аниматора?

Работа аниматором подойдет людям с творческим мышлением и способностями к рисованию. Что надо сдавать на мультипликатора? Это зависит от того, куда поступать.

Возможности для обучения широки: учиться можно в вузе, техникуме, колледже или курсах для аниматоров.

Если в качестве базы ориентироваться на высшее образование, то для выбора доступен большой перечень вузов, где обучают профессии аниматора-мультипликатора. Сдавать на художника-аниматора нужно будет ЕГЭ.

Окончания 11 класса можно не дожидаться, поступив учиться на аниматора после 9 класса в колледж или техникум. В ссузах такая специальность тоже есть. Вместо ЕГЭ сдавать на аниматора будет нужно ОГЭ. Но по окончанию ссуза, вместо диплома о высшем образовании студенты получат диплом о среднем профессиональном.

Что сдавать на ЕГЭ на мультипликатора при поступлении в вуз?

Основная концентрация высших учебных заведений приходится на Москву и Санкт-Петербург. В этих городах сосредоточено наибольшее количество вузов, где готовят аниматоров.

Главные экзамены, которые нужно сдавать на ЕГЭ на мультипликатора:

  • русский язык – сдают все абитуриенты на знание государственного языка страны;
  • литература – обязательна для художественных специальностей;
  • обществознание – экзамен проходят все, кто желает приобщиться к гуманитарным наукам;
  • математика – обязательна для сдачи ЕГЭ.

Помимо основных экзаменов, может потребоваться пройти и творческий конкурс. Обычно под творческим экзаменом понимается сдача одного или нескольких рисунков по живописи, раскадровке, композиции. Также все поступающие проходят собеседование.

Если подготовиться к профильным предметам, показать хорошие баллы на ЕГЭ и проявить себя на творческом конкурсе, поступить на аниматора-мультипликатора в вуз наверняка получится.

Куда сдавать экзамены на аниматора-мультипликатора?

Вот несколько вузов, куда можно сдавать экзамены на аниматора:

  • Московский политехнический государственный университет – факультет графики, дизайна и связей с общественностью.
  • Московский институт бизнеса и дизайна – факультет менеджмента и дизайна.
  • Московский государственный институт В.И. Сурикова – факультет живописи и графики.
  • Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна – факультет менеджмента, графики и дизайна.
  • Санкт-Петербургский институт кино и телевидения – факультет режиссуры и кино.
  • Томский национальный университет – факультет прикладной графики.
  • Рязанский государственный университет – факультет дизайна и прикладных искусств.

Факультеты мультипликации в России

Выбирая высшее учебное заведение, следует обращать внимание на факультеты, где можно получить профессию мультипликатора. В вузах это факультеты:

  • режиссер анимации и компьютерной графики;
  • художник мультипликационного фильма;
  • анимация и мультимедиа;
  • художник анимации и компьютерной графики.

На факультетах студенты получают знания по предметам: основы изобразительного мультдвижения, мастерство художника мультипликационного фильма, рисунок, живопись, формы классической и современной анимации, рисованная и кукольная анимация, пластика.

Получив образование, выпускники обращаются в мультстудии, на телевидение, в киностудии, в рекламные агентства, в компании по созданию компьютерных игр. В знаменитые компании без опыта на работу не возьмут, поэтому начинать придется в менее известных студиях. Можно освоить смежные профессии, так шансов будет больше.

В любом случае, важно понимать, что обучение на художника-мультипликатора не будет быстрым и простым, а, возможно, вообще никогда не прекратится. Такая уж это профессия

Первый мультфильм России

Первый мультипликационный фильм в России вышел в 1910 году. Его название «Прекрасная Люканиде или Война усачей с рогачами». Сюжет описывает историю средневековой войны.

В главных ролях выступают насекомые, отчаянно дерущиеся из-за прелестной дамы. В картине показаны поединки на шпагах, осады крепостей и замков, взрывы и трюки, выполняемые насекомыми.

История его создания поражает. Автор картины В. Старевич был учёным – биологом. Он решил снять документальный фильм о жизни и драке двух жуков – оленей.

Фильм был снят, но в процессе съёмки Старевич вдохновился идеей создания мультика с этими жуками. В картине он действительно снимал препарированных жуков. Он прикрепил к ним проволоку для передвижения их в кадре.

Презентация картины происходила в «Покровских воротах».

Владислав Старевич был талантливым человеком. Большая часть проектов снималась только им одним. Этот гений российской мультипликации никогда не просил помощи.

Он самостоятельно выстраивал мизансцены, сам шил кукол и костюмы для них, сам мастерил необходимые для съёмки декорации. За всё время своей рабочей деятельности возле него не было замечено ни одного ассистента, кроме его жены и любимой дочери.

Другие мультипликационные фильмы России, претендующие за первенство:

  1. «Каток». Точная дата выпуска данного шедевра не известна. Режиссёр утверждает, что снимал его по мотиву сказки российского писателя Корнея Чуковского. Сюжет основывается на противостоянии добра и зла, высветляет справедливость и хорошие поступки.

    Главные герои:

    • Мальчик с добрым сердцем и чистыми помыслами.
    • Разбалованный парнишка, стремящийся нанести вред окружающим.
    • Девочка – фигуриста.

    По сюжету разбалованный парнишка преграждает путь девочке, катающейся по льду. Смелый и озорной главный герой помогает фигуристке избавиться от назойливого разбалованного малыша.

  2. «Стрекоза и муравей». Дата выхода – 1913 г. Режиссёр – В. Старевич. Это первый мультфильм с титрами. Он снимался на основе одноимённой басни Ивана Андреевича Крылова.

    Данный мультик запомнился зрителю ещё тем, что Старевич лично его представил публике при императорском дворе, чего он не делал раньше. За талант и вклад в развитие российской мультипликации режиссёру подарили перстень.

  3. «В Африке жарко» — первый проект российской студии «Союзмультфильм». Сюжет описывается приключение животных.
  4. «Лиса и Волк» — это первый мультипликационный шедевр, снятый в цветовом формате. Выпустила его киностудия «Мосфильм».

По сюжету лиса начинает охоту на курицу, которая в последний момент убегает от хищницы. В данном проекте описывается жизнь российских крестьян, показывается их привычный устой и образ жизни.

В конце лиса встречает волка, с которым становится друзьями. Длительность картины – 18 минут 13 секунд. Но сегодня увидеть концовку её не получится. Окончание фильма не сохранилось.

Важно! Большая часть российских мультфильмов снималась по мотивам сказок, басней, повестей и рассказов известных писателей.

Другие первые мультики

Первый мультфильм:

  1. Союза Советских Социалистических Республик – «Советские игрушки». Его презентовали публике в 1924 г. Картина предназначалась для просмотра взрослым, а не детям. Сюжет описывается становление Советского Союза на мировой арене. Снимал его режиссёр Давид Кауфман.

    Мультик описывает жизнь рабочих, крестьян, красноармейцев и их недругов. В сюжете чётко высветляется линия защиты людей. Заканчивается мультфильм победой главных героев, обороняющих свою родину от недругов.

    В конце можно наблюдать салют и новогоднюю ёлку, куда был повешены в качестве игрушек недоброжелатели весёлого народа.

  2. Компании Уолта Диснея – «День Алисы на море». Дата выхода – 01.03.1924. Это не просто мультфильм, это целый мультипликационный сериал, состоящий из 56 серий.

Особого внимания заслуживает первая кукольная мультипликационная постановка под названием «Цирк лилипутов». Она снималась в 1898 г. Авторы работы – Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит.

Уровни мастерства и карьера

Главные навыки аниматора — умение передавать движение тела и мимику персонажа.

Передавать движение проще. Научившись хорошо рисовать движение, аниматор уже может создавать работы, например, для компьютерных игр, где персонажи просто бегают и прыгают, совершают какие-то действия, но не общаются.

Чтобы работать над созданием мультфильмов и фильмов, нужно научиться делать мимику, липсинк — движение губ персонажа, показать актёрскую игру, сделать его интересным, смешным. Это следующий уровень мастерства.

По опыту нашей школы анимации, самый быстрый срок освоения профессии с нуля до начала работы в студии — 6 месяцев. Сейчас этот срок увеличивается: аниматоров становится больше, растёт конкуренция, студиям требуются специалисты более высокого уровня. Многие наши выпускники возвращаются к нам, чтобы освоить новые навыки.

После школы анимации студент становится аниматором-стажёром. Через несколько лет работы в разных студиях и разных проектах он нарабатывает опыт и превращается в хорошего специалиста среднего уровня. Если он становится востребованным, его приглашают на работу и стараются удержать — значит, он стал аниматором-профессионалом.

Внутри студий анимации — своя карьерная лестница, от техник-аниматора до главного аниматора, который отвечает за весь проект.

Многие аниматоры, получив образование в России, достигают здесь своего «потолка», не только зарплатного, но и творческого. Поэтому они уезжают работать за границу — в США, Канаду, Вьетнам и другие страны.

Возникновение[править]

Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создатель первых в мире кукольных мультфильмов. С 1906 по 1909 год он поставил ряд лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Фильмы были сняты на 17,5-миллиметровую плёнку. Создание первого фильма заняло три месяца. За это время Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно находился между кинокамерой и декорацией.

Свои работы он показывал лишь знакомым и студентам в образовательных целях, на широкий экран они не выходили и в советское время были почти забыты. В 1995 году историк балета и киновед Виктор Бочаров заполучил архив Ширяева, где обнаружил ряд документальных и художественных фильмов, а также рисованные и кукольные мультфильмы. Среди них были «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают, и крутятся в воздухе, что удивляет даже современных мультипликаторов.

До открытия Бочарова первым русским мультипликатором и первым в мире режиссёром кукольных фильмов считался Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, в 1910 году он решил снять обучающий фильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тонкие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Фильм в прокат не вышел, но способствовал приходу режиссёра на кинофабрику Александра Ханжонкова.

В той же технике Старевич снял вышедший в широкий прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей вплоть до середины 1920-х годов, а в отзывах критиков сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли кукольные короткометражки «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), «Лилия Бельгии» (1915), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрировал в Италию, затем — во Францию, где продолжил снимать мультфильмы. Среди его работ был первый в мире полнометражный кукольный фильм «Рейнеке-лис» (1930). В 1956 году кинопродюсер Александр Каменка организовал встречу Старевича и Ивана Иванова-Вано и предложил съёмки совместного фильма, на что оба режиссёра с охотой согласились. По словам Иванова-Вано, его коллега мечтал вернуться на Родину и передать свой опыт молодым художникам, однако советские чиновники ответили отказом.