Древнегерманские племена

Оглавление

Лингвистика

Несмотря на то, что сейчас на германских язык разговаривает огромное число людей – они вторые в Европе по распространенности, изначально на них говорила небольшая группа населения в центральной Европе. Причем не менее половины этой группы исчезла, вместе с «восточногерманскими языками», носители которых: вандалы, готы, бургунды и гепиды погибли или ассимилировались, в ходе великого переселения народов.

Из общей балто-славяно-германской среды у нас остались многие сходные слова и даже целые выражения, но в германских языках обнаруживается поразительно большой пласт неиндоевропейских слов! Их связывают как раз с тем населением, которое встретилось германцам в Европе, когда вслед за кельтами они пришли туда из европейских степей. Кто были эти люди, какова их судьба – неизвестно, но такой богатый вклад в германские языки мог быть только в результате масштабного культурного обмена и ассимиляции. Из-за этого, неспециалистам сложно увидеть сходство германских и славянских языков, сами слова, способы звукоизвлечения очень разнятся и только грамматика показывает родство, даже неподготовленному человеку. Именно грамматика в свое время и подсказала ученым идею о индоевропейском родстве, когда санскрит, германский, балтский и славянский языки выглядят так, как будто это разные диалекты одного наречия. Судите сами:

Появление вандалов

Вандалы как народ были известны ещё античным географам и историкам. Первым их называет в своих работах Плиний Старший. Согласно этим данным, уже в I веке вандалы были вполне самобытным племенем, с собственными обычаями и особенностями, позволявшим выделять их среди прочих народностей.

Большая часть представителей этого племени проживала в междуречье Эльбы и Одера, а земли вандалов простирались к долине Вислы. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что сами вандалы считают, будто предки их жили у побережья Азовского моря.

Варварские племена вандалов были храбрыми воинами, что признавали даже римляне / slavtradition.com

Конечно, данные эти вызывают немало сомнений, но нельзя исключать, что предшественники народа действительно прибыли из других земель на германские территории. Прокопий Кесарийский отмечал также и схожесть ряда древнегерманских племён:

Вандалы успешно атаковали границы Западной Римской империи / udipedia.net

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Занятия древних германцев

Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать. Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны. В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных. До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень. Переселение народов заставило их сбежать с родных территорий и попытать счастья на руинах Римской империи.

https://youtube.com/watch?v=0aZ4MEyR0CM

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Почему же немцы?

О происхождении названия немцев есть немало предположения. Наиболее распространённой версией является родственность этнонима и праславянского корня “нем-”. “Немыми” могли называть чужестранцев, которые говорили на непонятном языке. Подобная трактовка имеется в новгородских летописях, однако такое “красноречивое” именование используется не только по отношению к немцам, но и в качестве упоминания о датчанах, шведах и т.д.

Сами немцы называют себя иначе. Согласно утверждениям исследователей, слово “дойче” происходит от древневерхнемецкого “дуйч”, что использовалось в словосочетании “народный язык”. По сути, “дойче” – это значит “народ”, то есть именно так называли себя предки немцев, отмечая, что они – народ собственных территорий.

Германцы (немцы) жили оседло в деревнях / Mats Minnhagen /  Minnhagen.com

Вандалы в Африке, вандалы в Испании

Обновлённый союз племён уже представлял опасность для местной испано-римской знати и императорского трона. Наиболее активные участники процесса Великого переселения народов, вандалы слыли агрессивным и независимым племенным союзом германцев. За годы длительной миграции от берегов Балтики до Испании за вандалами закрепился статус отъявленных мародёров и грабителей. Их совершенно не интересовали плодородные почвы и скот — они искали войны и грабительские рейды.

Города Бетики подчинились варварам, как и Тарраконская провинция в 422 году. Теперь перед племенным союзом открылись перспективы грабительских рейдов по Мавритании и Балеарским островам.

Грабежи вандалов. (heritage-history.com)

Видя опасность у своих рубежей, комит Африки Бонифаций в 429 году предлагает вандалам заключить договор и присоединиться к его вооружённым силам взамен на зерно и землю. Но римский полководец довольно быстро понял, что совершил роковую ошибку: в мае того же года вандалы под руководством конунга Гейзериха переходят через Гибралтар и начинают повальный грабёж местного населения. По разным подсчётам, орда в 50−80 тысяч вторгается в североафриканские провинции Римской империи. Варвары осаждают Гиппон-Реги, который имел особое значение. Вандалы исповедовали христианство арианского толка и считали своим долгом взять крепость, в которой находился Блаженный Августин. Бонифаций скрылся в Италии, а епископ Гиппона Аврелий Августин скончался во время штурма города.

Король Гейзерих. (heritage-history.com)

В 435 году двор в Равенне наконец обращает внимание на тяжёлое положение своей периферии и предлагает вандалам и аланам новое соглашение: Нумидия, Мавритания Ситифенская и северо-западные области Проконсульской Африки достаются варварам. Те, в свою очередь, обязуются охранять лимес от берберских племён и осуществлять контроль за поставками провианта на Апеннинский полуостров

В 439 году договор был нарушен по инициативе варваров: вандалы приступили к штурму Карфагена. Овладев побережьем и флотом, орда Гейзериха могла осуществлять грабительские рейды на Сицилию и Южную Италию. В итоге Рим сдался: в 442 году вандалы были освобождены от статуса федератов и получили полную независимость. Алано-вандальское королевство в Северной Африке стало первым свободным государством варваров.

Остатки непокорённых свевов в Испании после ухода вандалов начали активно теснить римское население. От их ударов пострадали жители Бетики, Галлеции, Лузитании и Картахенской провицнии. С 440 по 446 год со свевами беседовал императорский двор, сменив гнев на милость. В конечном итоге руками вестготов и бургундов свевы были обезврежены в 456 году. Систематические грабежи и отсутствие хозяйственной жизни подкосили оставшуюся часть свевов, которая растворилась в готском королевстве в Испании.

Территория алана-вандальского королевства. (heritage-history.com)

Первые упоминания о германцах

О воинственных племенах античный мир узнал в середине 4-го века до н. э. из записок мореплавателя Пифия, который рискнул совершить путешествие к берегам Северного (Немецкого) моря. Потом германцы громко заявили о себе в конце 2-го века до н. э.: племена тевтонов и кимвров, покинувшие Ютландию, обрушились на Галлию и дошли до приальпийской Италии.

Гай Марий сумел остановить их, но с этого момента империя стала бдительно следить за активностью опасных соседей. В свою очередь, германские племена начали объединяться, чтобы усилить свою военную мощь. В середине 1-го века до н. э. Юлий Цезарь в ходе Галльской войны нанёс племени свевов поражение. Римляне дошли до Эльбы, а чуть позже — до Везера. Именно в это время начали появляться научные труды, описывающие быт и религию непокорных племён. В них (с легкой руки Цезаря) стал использоваться термин «германцы». Между прочим, это отнюдь не самоназвание. Происхождение слова — кельтское. «Германец» — это «близко живущий сосед». Древнее племя германцев, а точнее его название — «тевтоны», также употреблялось учёными в качестве синонима.

Личность

Немецкая этническая идентичность возникла среди германских народов Центральной Европы в 8 веке. Эти народы стали называться верхненемецким термином diutisc , что означает «этнический» или «относящийся к народу». Немецкий эндоним Deutsche происходит от этого слова. В последующие века немецкие земли были относительно децентрализованы, что привело к сохранению ряда сильных региональных идентичностей.

Немецкое националистическое движение зародилось среди немецкой интеллигенции в конце 18 века. Они видели немцев как народ, объединенный языком, и выступали за объединение всех немцев в единое национальное государство, что было частично достигнуто в 1871 году. К концу 19-го и началу 20-го века немецкая идентичность стала определяться общим происхождением, культура и история. Элементы Völkisch отождествляли немецкость с «общим христианским наследием» и «биологической сущностью», за исключением заметного еврейского меньшинства. После Холокоста и падения нацизма «любое уверенное чувство немецкости стало подозрительным, если не невозможным». И Восточная Германия, и Западная Германия стремились создать идентичность на исторической или идеологической основе, дистанцируясь как от нацистского прошлого, так и друг от друга. После воссоединения Германии в 1990 году политический дискурс характеризовался идеей «общей, этнокультурно определенной немецкости», и в течение 1990-х общий климат стал все более ксенофобским. Сегодня при обсуждении немецкости могут быть подчеркнуты различные аспекты, такие как приверженность плюрализму и конституции Германии ( конституционный патриотизм ) или понятие культурности (нации, разделяющей общую культуру). Немецкий язык остается основным критерием современной немецкой идентичности.

История этноса

Что касается истории, сам немецкий этнос сформировался около I века до нашей эры. В те времена германские племена разделялись на несколько групп, причём выделялось Восточно-Франкское королевство. В X веке немецкое государство стало именоваться Тевтонским. В те времена сохранялась раздробленность Германии, что была основным фактором, сдерживающим развитие территории с огромным потенциалом.

Единство немецкой нации появляется на фоне развития немецкого языка. Неспроста он наравне с английским считается основным деловым языком европейского мира.

Когда Мартин Лютер завершил перевод Нового Завета, начинает период своего становления немецкая письменность. В дальнейшем немецкий язык стали использовать для написания литературных художественных произведений, причём писали на нём не только сами немцы, но и соседние народы.

Антон фон Вернер «Провозглашение Германской империи в Зеркальной галерее Версальского дворца 18 января 1871 года»Местонахождение: Музей Бисмарка во Фридрихсру, Германия

Что касается современных представителей немецкого этноса, то они с гордостью относятся к наследию предков и стремятся развивать своё государство. Чтобы лучше понимать их, следует знать о некоторых особенностях общения в Германии.

Немцы считают, что при общении к собеседнику следует проявлять максимум внимания. Именно поэтому они могут неотрывно смотреть на того, кто рассказывает им о чём-либо. Такого поведения не стоит смущаться – напротив, будьте уверены, что собеседник слушает вас очень внимательно.

Немки на Октоберфест

Особенности немецкого народа

Если говорить о внешних особенностях немцев, то весьма сложно выделить какие-то специфические черты, свойственные именно этому народу. Отличить представителя немецкого этноса от соседних народностей сможет лишь опытный специалист. Как правило, немцы совершенно не похожи друг на друга.

Этот народ ценит сдержанность и практичность. Немцы не любят излишней яркости и вычурности, они тяготеют к консервативному стилю. Немецкий характер уже стал своего рода отличительным знаком представителей этого народа. Немцы – педанты, что не терпят опозданий, нарушения правил и беспорядка.

Современные немцы

Мне нередко приходится слышать от людей, переехавших в Германию, что это страна с идеальным транспортом. Расписание маршрутных такси и общественного транспорта порой напоминает время рейсов самолётов, причём прибытие и отправление происходит точно по назначенному времени – вплоть до указанных минут. Неспроста немцы считаются превосходными работниками. Для них не существует мелочей, а ответственные задания они всегда выполняют крайне тщательно.

Верования

Сведения о религиозных воззрениях варваров, которые удалось добыть римским историкам, весьма скудны, противоречивы и туманны. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы.

Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов. Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах. Нужно сказать, что традиционная религия древних германцев (тех, которые жили на материке)была относительно быстро вытеснена христианством. О Христе германцы узнали еще в 3-м веке благодаря римлянам. Зато на Скандинавском полуострове язычество просуществовало долго. Оно нашло отражение в фольклорных произведениях, которые были записаны во времена средневековья («Старшей Эдде» и «Младшей Эдде»).

Культура и искусство

С почитанием и уважением относились германцы к жрецам и прорицательницам. Жрецы сопровождали войска в походах. Им вменялось в обязанности проводить религиозные ритуалы (жертвоприношения), обращаться к богам, наказывать преступников и трусов. Прорицательницы занимались гаданиями: по внутренностям священных животных и поверженных врагов, по струящейся крови и ржанию коней.

Древние германцы охотно создавали украшения из металла в «зверином стиле», заимствованном, предположительно, у кельтов, но у них не было традиции изображать богов. Очень грубые, условные изваяния божеств, найденные в торфяных болотах, имели исключительно ритуальное значение. Художественной ценности они не представляют. Тем не менее, мебель и предметы быта германцы искусно декорировали.

По свидетельству историков, древние германцы любили музыку, которая была непременным атрибутом пиров. Они играли на флейтах и лирах, исполняли песни.

Германцы пользовались руническим письмом. Конечно, оно не было предназначено для длинных связных текстов. Руны имели сакральное значение. С их помощью люди обращались к богам, пытались предсказать будущее, творили заклинания. Короткие рунические надписи встречаются на камнях, предметах быта, на оружии и щитах. Вне всякого сомнения, религия древних германцев нашла отражение в руническом письме. У скандинавов руны просуществовали до 16-го века.

Магия древних германцев

Тацит описывал в своих трудах многочисленные обряды лечебной и предохранительной магии восточных германцев. Например, они верили в целебные свойства деревьев и трав. Огонь, по версии германцев, был священным, обладал одновременно целительными и душевно-очистительными свойствами. Были и изощрённые методы лечения — например, протаскивание через дыру в земле.

Благоговейный страх испытывали перед колдунами и ведьмами. Сами боги в представлении восточных германцев были могущественными чародеями.

Гаданиями, которые получили широкое распространение, чаще занимались женщины. Высоким авторитетом пользовались прорицательницы. Они предсказывали будущее по полёту птиц, по поведению коней (преимущественно белых, выращенных в священных рощах). Популярным было гадание на исход битвы по внутренностям погибших воинов.

У восточных германцев был развит матриархат, женщин почитали, их советами не пренебрегали. Дар прорицания считался неотъемлемой частью каждой женщины. Ведуньи отправлялись на поле боя, где не только призывали удачу, но и учили детей, как воспринимать войну.

«Как рассказывают, неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться женщины, неотступно молившие, ударяя себя в обнаженную грудь, не обрекать их на плен, мысль о котором, сколь бы его ни страшились для себя воины, для германцев еще нестерпимее, когда дело идет об их женах», — писал Тацит.

Многие жрецы древних германцев носили женские одеяния. В некоторых племенах они обладали столь сильным авторитетом, что не несли ответственности за свои поступки. В то же время вождей могли сместить за неудачный военный поход, за неурожай или даже за неблагополучие в быту, например, когда иссякал источник воды.

Война как основа социальной и политической жизни сформировала отдельный пласт культуры с характерным типом поведения. Оружие брали на любой праздник или застолье. Воин, потерявший щит, не допускался к общим собраниям, переставал считаться мужчиной и обрекался на вечный позор. После потери щита, пишет Тацит, воин обычно оканчивал жизнь самоубийством.

Известны ритуальные практики накануне сражения, например, «бардит». Перед столкновением два войска кричали друг на друга, по звучанию стараясь определить исход битвы. В этой «песне войны» было важным не просто перекричать противника, но как можно более синхронно создавать резкие нарастания и затихания гула. Для этого обряда даже приближали ко ртам щиты, чтобы голоса, отражаясь от них, звучали мощнее.

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Национальный состав Германии

Теперь пришла пора изучить нац. состав населения этой страны. Все-таки это является немаловажным параметром для подобных статей.

Коренное население

Львиную долю от народов, населяющих страну, составляют немцы. Согласно данным статистического агентства ФРГ общая численность немцев в стране – 72 494 153 (примерно 87,2%). Из них:

  • Мужчины – 35 414 972
  • Женщины – 37 079 181

Национальные меньшинства

Конечно, народы, населяющие Германию, многочисленны и разнообразны. Общее число иностранных граждан в стране составляет 10 627 210 (примерно 12,8%).

И на втором месте, уступая с большим отрывом немцам, идут турки. Сегодня их здесь проживает около 4% или 3,3 миллиона человек. Немало в Германии также представителей народностей из распавшейся Югославии (сербы, македонцы, албанцы), греков и итальянцев. На долю каждого из них приходится примерно по 1% или по 800-900 тысяч.

Количество русских в Германии

А вот этот вопрос сложный. Специальный опрос о том, является тот или иной приезжий русским не проводится. В результате многие славянские этносы, а также русскоговорящие люди автоматически попадают в данную категорию. Даже некоторые немцы, вернувшиеся на родину в последние десятилетия и свободно владеющие русским языком, нередко попадают в эту категорию. Поэтому наблюдается разброс данных – от 1 до 5 миллионов человек.

Численность мигрантов

Уровень социальной помощи, поддержка государства и щедрые пособия по безработице делают Германию мечтой для выходцев из Азии и Африки. Тысячи из них готовы рисковать собой и своими семьями, чтобы добраться в сердце Европы. Правда, далеко не все они способны вписаться в социум.

Как показывает перепись населения, около 88% выходцев из Китая заканчивают школу и получают среднее образование. А вот для турок этот показатель ниже – всего 16%. В результате они не могут (или не хотят) устроиться даже на работу с минимальным уровнем оплаты. Одни предпочитают жить на пособие (только по официальным данным это среди иммигрантов встречается в два раза чаще, чем среди коренного населения), а другие основывают преступные группировки, представляя серьезную угрозу для законопослушного населения.

Проблема ммиграции стоит остро. Многие из них не получают гражданство или живут неофициально. Но уже в 2015 году людей, имеющих не немецкие корни, но проживающие в Германии, было около 21%. А детей до 5 лет и вовсе 36%.

Расселяются мигранты неравномерно. Большая их часть концентрируется в городах-миллионниках и западных областях, в то время как в восточной части (бывшая ГДР) их число меньше.

Верования

Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.

Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.

Историческое расселение

Карта расселения германских племён на I в.н. э.

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. Их стали выделять как самостоятельный этнос только с I в. до н. э. С начала нашей эры наблюдается экспансия германских племён в соседние с ними районы, в III веке они атакуют северные границы Римской империи по всему фронту и в V веке в ходе Великого переселения народов разрушают Западную Римскую империю, расселившись по всей Европе от Англии и Испании до Крыма и даже на побережье Северной Африки.

В ходе миграций германские племена смешивались с более многочисленным коренным населением завоёванных территорий, теряя свою этническую идентичность и участвуя в формировании современных этносов. Названия германских племён дали названия таким крупнейшим государствам как Франция и Англия, хотя доля германцев в составе их населения была относительно небольшой. Германия как национально единое государство было образовано только в 1871 году на землях, занятых германскими племенами в первые века нашей эры, и включало в себя как потомков древних германцев, так и потомков ассимилированных кельтов, славян и этнически неизвестных племён. Считается, что генетически наиболее близки к древним германцам остаются жители Дании и юга Швеции.

В эпоху Великих географических открытий началась колонизация европейцами других континентов. В результате образования Британской империи большие территории по всему миру оказались под властью британской короны. В эти страны шёл интенсивный поток переселенцев из многих стран Европы при решающей роли английских и британских переселенцев и английского языка как доминирующего. В результате, появился ряд новых германских наций — англо-американцы, англо-канадцы, англо-австралийцы, англо-новозеландцы и др.

Современные государства, где германцы составляют большинство населения

В Европе

  •  Исландия (исл. Ísland)
  •  Фарерские острова (фар. Føroyar)
  •  Шетландские острова (норн Hjetland, скотс. Shetland)
  •  Оркнейские острова (норн Orknøjar, скотс. Orkney)
  •  Норвегия (нюнорск Kongeriket Noreg, букмол Kongeriket Norge)
  •  Швеция (швед. Sverige)
  •  Дания (дат. Danmark)
  •  Великобритания (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)
  •  Нидерланды (нидерл. Nederland)
  •  Бельгия (нидерл. Koninkrijk België)
  •  Люксембург (люксемб. Groussherzogtum Lëtzebuerg)
  •  Германия (нем. Deutschland)
  •  Швейцария (нем. Schweiz)
  •  Лихтенштейн (нем. Liechtenstein)
  •  Австрия (нем. Österreich)

Генетика славян и германцев

Здесь довольно много общего: у славян доминирует гаплотип R1A (более 50% населения), который маркирует индоевропейские племена сатемной (упрощенно «восточной») группы. Этот же тип имеется у германцев в примерно 30% случаев и указывает на происхождение из того же центра, что и славяне. Помимо этого, среди германцев распространена группа R1B, это типично кельтский генотип, а также скандинавская I1 . Скандинавская группа малораспостранена где-то еще кроме нордических стран, она результат длительной изоляции, которая привела к мутации породившей эту группу, но её фрагментарно можно найти в местах, где были обширные владения выходцев из Скандинавии: Новгородская область, Киевщина и Крым (потомки готов), Северная Италия (остроготы), Испания (визиготы), Румыния (гепиды).

Кроме того, у германцев отмечен эффект «бутылочного горлышка» — резкая унификация генотипа по отношению к прошлым периодам. То есть, в какие-то древние времена, для германцев наступили катастрофические события, которые привели к резкому падению численности населения и разнообразия генофонда: голод ли, эпидемия или война.Но что-то настолько сократило численность германцев, что едва не привело их к гибели. После чего их потомки несут менее разнообразный генотип, чем было ранее. Славяне такой практики в прошлом счастливо избежали.

Антропологические точки на черепе человека

Тотемизм

Тотемизм — архаическая форма верований. Многие древние племена германцев слагали мифы о происхождении своего рода от священных животных. Так, на востоке это были херуски (от «heruz» — молодой олень) или эбуроны (от «eber» — вепрь). Есть даже предание о происхождении рода Меровингов от водяного чудовища. Древние германцы верили, что люди произошли от деревьев: мужчины — от ясеня, а женщины — от ольхи.

Волк и ворон ассоциировались с Одином (Воданом у восточных германцев); вепрь с золотой щетиной посвящён богу солнца Фро, который, подобно Гелиосу, разъезжая на колеснице, запряжённой вепрем, дарил людям свет. Сестре Фро Фрейе (Фрове) — богине, дарящей радость, — посвящали кошек, которых она, подобно брату, запрягала в колесницу.