Оглавление
Теория
Теоретическая часть Курса – это исчерпывающее, а главное – максимально доступное и понятное изложение исторических событий, явлений, фактов и описание деятельности исторических лиц с древности до наших дней. Основа курса – история России, однако на фоне истории России даются сведения о важнейших событиях Всеобщей истории, что крайне необходимо для сдачи ЕГЭ, ведь современный Единый Государственный Экзамен с каждым годом пополняется все большим количеством вопросов по истории не только России, но и всего мира.
Также, теоретическая часть курса содержит оценки исторических событий и деятельности исторических лиц в историографии с цитатами из трудов российских историков времен Российской империи и XX века, что крайне важно знать для успешной сдачи ЕГЭ, ведь умение верно определить значение того или иного периода для дальнейшего исторического развития России является обязательным при написании исторического сочинения (задание 25 ЕГЭ). Теоретические материал Курса для удобства сопровождается иллюстрациями, опорными таблицами и перечнем основных терминов и дат, проверяемых на экзамене по истории
Теоретические материал Курса для удобства сопровождается иллюстрациями, опорными таблицами и перечнем основных терминов и дат, проверяемых на экзамене по истории.
На самом деле Курс содержит даже более глубокие сведения об истории, чем того требует Единый Государственный Экзамен, поэтому для людей, прошедших данный курс, сдача ЕГЭ по истории перестает быть проблемой.
Таким образом, теоретическая часть Курса – это:
- вся история России с IX по начало XXI вв. в подробном описании ее ключевых событий и исторических деятелей;
- описание основных событий Всемирной истории, синхронизированное с событиями истории России;
- опорные таблицы и иллюстративный материал;
- историография по каждому периоду с цитатами из трудов историков;
- по-настоящему глубокое погружение в историю;
Новое время, новая страна – Российская Федерация
Распад Советского Союза нарушил мировую геополитику, это было беспрецедентное событие 21 века. Прекратила свое существование одна из сверхдержав.
Россия переживала тяжелые времена. Восстановить прежний баланс и ключевые показатели страна смогла только к 2014 году, когда Россия заняла свое место в многополярном мире.
Создание России как государства было закреплено федеральным договором 31 марта 1992 года. Он был подписан со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана, которые придерживались идеи независимости. И если чеченский вопрос был решен силовым путем, то с Татарстаном удалось все уладить дипломатически, таким образом избежать кровопролития и падения экономики в регионе и затрат на войну.
Новейшая история России условно делиться на три основных периода:
- формальное существование СССР и старой конституции, вооруженным конфликтам и штурм Белого дома;
- правление Б. Ельцина с 1993-1999 года, экономический упадок страны и начало войны в Чечне.
- правление Владимира Путина с 2000 года и по сей день, которое было разово прервано Д. Медведевым. За это время страна поднимается с колен, начинается развитие всех ее сфер, развивается экономика, Россия укрепляет свои позиции на международной арене.
Путин пришел к власти, когда страна утопала в колоссальном количестве проблем, но ему удалось решить ключевые вопросы и не только реформировать страну, но и получить высокую поддержку населения.
Характеристика периодов кратко
- Древнейший. Первобытные люди проникли на территорию Европы примерно в 35-40 тысячелетиях до н. э. Славяне начали расселяться по Европе в конце V – начале VII веков, в эпоху Великого переселения народов. Первые письменные упоминания о славянах датированы именно V веком. Однако, до конца IX века славяне были объединены в племена и племенные союзы. Образование Древнерусского государства датировано именно концом IX века, когда Вещий Олег объединил Новгород и Киев.
- Киевская Русь. Династия Рюриковичей (регенту Вещему Олегу наследовал Игорь, сын Рюрика) объединила под своей властью восточно-славянские и финно-угорские племена. Киев стал столицей Древней Руси. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла в эпоху правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054 годы).
- Период раздробленности. Распад Киевской Руси на множество мелких независимых княжеств. Это обусловило большое разнообразие славянской культуры, но в то же время сделало русские княжества неспособными отразить монголо-татарское нашествие, начавшееся в конце первой половины XIII века. Период феодальной раздробленности на Руси продлился вплоть до окончательного объединения государства под властью Ивана IV Грозного.
- Русское царство. Достаточно короткий этап периодизации истории России – единое царство просуществовало около полутора веков. Оно едва не распалось в Смутное время в начале 17 века, но всё-таки выстояло. Этот период характеризуется большим количеством народных волнений, восстаний и бунтов, особенно 17-й век, который получил название Бунташного века. Также на этом этапе в России появилась регулярная армия и было проведено множество серьёзных реформ в самых разных сферах.
- Российская империя. В 1721 году Пётр I, победоносно завершив Северную войну, провозгласил Россию империей, а себя 0150 императором. Этот этап периодизации российской истории стал периодом расцвета государства, развития искусства, промышленности и экономики. В 1917 году Российская империя рухнула в результате Февральской революции.
-
СССР. Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года отделяет от окончательного становления СССР период около 5 лет. В эти годы шла Гражданская война в России, закончившаяся победой большевиков. Советский Союз — государство, которому не было аналогов. Оно характеризовалось мощной исполнительной властью, директивным методом управления, вождизмом, трудовой повинностью и многим другим. В истории развития советского государства выделяются несколько этапов:
- Военный коммунизм (1918-1921)
- НЭП (Новая экономическая политика; 1921-1924)
- Индустриализация и коллективизация (1925-1937)
- Период мобилизационной модели экономики (1937-1953)
- Период устойчивого развития и Перестройка (1953-1991)
- Современная Россия. Распад СССР привел к тому, что в декабре 1991 года президент Америки поздравил свою страну с победой в холодной войне. Российская Федерация унаследовала все проблемы в экономике, социальной жизни и политических взаимоотношениях от СССР, которые необходимо было решать. В 2000 году на пост президента РФ был избран В.В. Путин, в 2018 — переизбран на свой срок четвертый раз.
Этап I. Элементарный.
Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.
1) Отечественная история:
Надо брать серию «МГУ-школе». Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они — настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.
Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ — начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)
2) Всемирная история:
Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.
Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9%
Аппалачи
Аппалачи
Аппалачи — горная цепь, протянувшаяся почти на три тысячи километров в восточной части североамериканского
континента от Алабамы в
США до островов на юго-востоке Канады. Горная система Аппалачей
образована многочисленными хребтами, плоскогорьями и холмами, разделенными долинами.
На территории Канады Аппалачи образуют Z-образный пояс: в южном Квебеке горы протянулись от границы с США на
северо-восток к полуострову Гаспе (регион Нотр-Дам и Мегантик), затем на юго-запад через нагорья и долины Нью-Брансуика
к побережью, снова на северо-восток вдоль залива Фанди на остров Кейп-Бретон (приморские возвышенности Акадии) и далее
через пролив Кабота на остров Ньюфаундленд (Атлантический регион восточного Ньюфаундленда и горы западного
Ньюфаундленда). Кроме того, в состав Канадских Аппалачей входят регионы возвышенностей Атлантического побережья в Новой
Шотландии и приморских равнин на острове Принца Эдуарда.
Канадские Аппалачи граничат с на юго-западе и
на западе.
Гора Мегантик на юге Квебека
Горная цепь Нотр-Дам протянулась от Зеленых гор
в Вермонте на северо-восток до залива Святого Лаврентия (образуя
южную границу долины реки Святого Лаврентия). Это старые, невысокие горы, их средняя высота — около 600 метров. На
полуострове Гаспе горы Нотр-Дам переходят в горный массив Шик-Шок, именно здесь расположена самая высокая точка южного
Квебека — гора Джакс-Картье (1 268 метров над уровнем моря), а также гора Элберт (1 151 м). Здесь же, в Квебеке,
неподалеку от границы с американскими штатами Нью-Гэмпшир
и Мэн, расположена «островная» гора Мегантик (1 102 м).
Вдоль западного побережья залива Фанди в Нью-Брансуике (нагорья Каледония и Сент-Круа) и северо-восточнее, на острове
Кейп-Бретон в Новой Шотландии (нагорье Кейп-Бретон), протянулись изрезанные речными долинами скалистые плато —
приморские возвышенности Акадии.
Возвышенностями Атлантического побережья называют юго-западную часть Новой Шотландии (окруженную Атлантическим
океаном с востока и заливом Фанди с запада). Это медленно поднимающаяся вглубь от побережья на высоту до 200 метров
покрытая смешанными лесами холмистая равнина с многочисленными речками и озерами, болота и солончаки, прибрежные степи и
песчаные пляжи.
Остров Принца Эдуарда (а также острова Мадлен, являющиеся часть провинции Квебек) — приморские равнины Канадских
Аппалачей. Это регион пологих холмов, песчаных дюн и пляжей, солончаков и болот.
Побережье залива Фанди в Нью-Брансуике
Атлантический регион восточного Ньюфаундленда — это невысокие холмы, оставшиеся от сглаженных ледником древних
Аппалачей, множество озер, небольших рек с быстрым течением, многочисленные валуны и скальные выходы. Вдоль океанского
побережья местами поднимаются утесы высотой до 300 метров.
Горы западного Ньюфаундленда (Лонг-Рейндж) протянулись вдоль залива Святого Лаврентия на западном побережье
острова. В горной системе выделяют (с юга на север) горы Ангилл, Льюис-Хиллс (именно здесь расположена самая высокая
вершина острова — гора Кабокс, 812 метров над уровнем моря) и плато Тейбллендс. В юго-западной части острова расположен
также горный массив Анниопсквотч (максимальная высота — 687 м).
Самой северной точкой канадских Аппалачей является остров Бель Иль в одноименном проливе между полуостровом Лабрадор
и островом Ньюфаундленд, самая высокая его точка поднимается над уровнем моря всего лишь на 213 метров.
Озеро Уэстерн-Брук-Понд в западном Ньюфаундленде
Краткая история русского языка: факты и даты
Суммируя все данным, можно создать хронологическую последовательность из фактов, которые происходили с древних времен и до наших дней при формировании современного языка:
Даты |
События |
3-1 тыс. до н. э. |
выделение праславянского из группы индоевропейских языков |
9 в. |
Кирилл и Мефодий создают первую славянскую азбуку |
9-11 в. |
период расцвета Киевской Руси, распространение русской письменности и языка |
12 в. |
написание «Слово о Полку Игореве», формирование диалектов и деление русского языка на этнические группы: великорусскую, украинскую, белорусскую |
18 в. |
заложение основ современного письменного языка, книги Ломоносова по грамматике и риторике |
19 в. |
расцвет популярности литературного русского языка, выход в свет знаменитых произведений писателей и поэтов |
1918 |
реформа алфавита и русского языка |
1942 |
утвержден современный алфавит из 33 букв и внесены изменения |
Приведенная краткая история русского языка отражает ход событий достаточно условно. Ведь развитие и совершенствование устной и письменной форм речи, выход печатных изданий и литературных шедевров происходили в разное время, постепенно набирая все большую популярность среди различных слоев населения России.
Как свидетельствует история и общая характеристика русского языка, развитие его осуществлялось на протяжении тысячелетий, а обогащение за счет новых слов и выражений происходит под влиянием общественно-политической жизни, особенно в последние 100 лет. В 21 веке на его пополнение активно оказывают влияние средства массовой информации и интернет.
Русское царство
В истории России был период царствования. Длился он с 1547 года по 1721. Оно образовано на основе московского княжества.
Русские земли устали от внешних врагов, наступил тот период, когда нужен был новый вектор развития и новая форма управления, которая бы заключалась в центральном руководстве княжескими землями. Смелое и властное решение принято Иваном Грозным. Он собрал все уделы и в 1547 году объявил себя царем. Так было создано Российское царство. Новая форма государственности обеспечивала централизованное управление.
Иван Грозный
В Российском царстве было много царей, все они приложили много сил на благо отечества, но наибольшие заслуги все же принадлежат первому царю Ивану Грозному и последнему Петру I. Между правлениями этих двух великих людей целая эпоха, в ней было и возвышение государственности, и смутные времена, не обошлось и без воен. Но данный период был значимым для страны. Что касается Петра I, то его царствование – это период реформирования страны, которая изменилась до неузнаваемости. Именно он принял решение провести изменения и в управления страной, поскольку считал, что царство себя уже изжило. Поэтому Петр I провозглашает создание российской империи, а себя объявляет императором.
Кирилл и Мефодий: создание азбуки
История русского языка, который образовался в письменном виде, берет свое начало в 9 ст., в эпохе образования Киевской Руси. Алфавит, существовавший тогда в Греции, не мог полностью передать особенности славянского языка, поэтому в 860-866 гг. император Византии Михаил 3-й дал указание о создании новой азбуки для старославянского языка. Таким образом он хотел упростить перевод греческих религиозных рукописей на славянский.
Успех создания его литературной формы ученые возлагают на христианских проповедников Кирилла и Мефодия, которые шли на проповедь в Моравию и, соблюдая пост и молитвы, через 40 дней обрели азбуку-глаголицу. По преданию, именно вера помогла братьям проповедовать христианство необразованным народам Руси.
На тот момент славянский алфавит насчитывал 38 букв. Позднее азбуку-кириллицу доработали их последователи, используя греческое унциальное письмо и устав. Оба алфавита почти совпадают по звучанию букв, различие состоит в форме из написания.
Именно стремительность, с какой происходило распространение русской письменности на Руси, способствовала в последующем тому, что данный язык стал одним из ведущих в своей эпохе. Это также способствовало объединению славянских народов, которое происходило в период 9-11 вв.
Даты истории России – 17 век
Начало | Событие | Окончание |
---|---|---|
1603 | Смутное время на Руси | 1613 |
1606 | Восстание Ивана Болотникова | 10 октября 1607 |
1610 | Семибоярщина | 1613 |
26 октября 1612 | Освобождение Москвы от польских интервентов, в результате ополчения | |
1613 | Земский Собор избрал на царствование Романовых | |
1632 | Смоленская война | 1634 |
1648 | Соляной бунт в Москве | |
1653 | Патриарх Никон проводит церковную реформу. Фактически начался церковный раскол | 1656 |
8 января 1654 | Украина была присоединена к России | |
1654 | Война между Россией и Польшей | 1667 |
25 июля 1662 | Медный бунт в Москве | |
1666 | Восстание Василия Уса | |
1667 | Восстание (крестьянская война) Стапана Разина | 1671 |
1689 | Царевна Софья была сослана в монастырь | |
1697 | Великое посольство царя Петра 1 к Европу | 1698 |
Вариант IV. Импортный
Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.
Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)
Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3
А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.
После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.
Отличительные особенности нашего Курса
«Полный курс истории. Теория и практика» — это уникальная разработка команды ed-star, аналогов которой, на данный момент, в Интернете нет. В сети сегодня можно найти отдельные тесты, в которых либо поверхностно объясняется правильное решение, либо не объясняется вообще, игровые и красочные интерактивы, которые быстро завлекают, стоят дорого, но практически оторваны от реального формата ЕГЭ, отдельные сервисы для проверки эссе, где нужно платить за разбор каждого своего сочинения, а проверять его будут, скорее всего, не эксперты, а студенты и т.д. В свою очередь, наш Курс лишен этих недостатков и выгодно отличается от всех остальных сервисов, предлагающих те или иные инструменты для подготовки к ЕГЭ по истории. В чем же заключаются отличительные особенности нашего Курса?
Полное соответствие требованиям ЕГЭ
Курс составлен в строгом соответствии с форматом ЕГЭ, кодификатором, спецификатором и культурно-историческим стандартом, установленным Министерством просвещения РФ. Вы решаете не просто тесты, но задания, взятые именно из актуальных вариантов ЕГЭ по истории, благодаря чему одновременно происходит закрепление знаний и «натаскивание» на формат.
Вся историяТолько в нашем Курсе во едино собраны все необходимые для ЕГЭ сведения как по истории России, так и по Всеобщей истории.
Регулярные обновленияКурс постоянно обновляется. Мы следим за всеми изменениями в ЕГЭ по истории и оперативно вносим актуальные данные в наши теоретические и практические разделы.
Сотрудничество с реальными экспертамиКоманда ed-star находится в тесном сотрудничестве с реальными московскими экспертами ЕГЭ, практикующими преподавателями Москвы, дополнительные сведения о которых (включая, актуальное удостоверение эксперта) мы можем предоставить по Вашему запросу.
Отработка заданий части 2 ЕГЭИсключительно и только у нашего Курса есть возможность закреплять и отрабатывать задания части 2 ЕГЭ, включая эссе, которые Вы можете отправлять на проверку нашему эксперту. В ответ Вы получите подробный анализ Вашей работы с указанием ошибок, а также все необходимые рекомендации. Вы платите один раз и получаете практически неограниченный доступ к консультациям с реальным экспертом ЕГЭ, сотрудничающим с нашим порталом.
Карты и иллюстрацииТолько наш Курс предоставляет возможность в удобном формате со всеми необходимыми пояснениями и рекомендациями отрабатывать не только простые тестовые задания, но и задания с историческими картами и иллюстрациями.
Учеба с удовольствиемНаш Курс можно использовать для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и любых других экзаменов по истории, а также просто углублять и расширять свои знания, даже если Вы не сдаете истории, но интересуетесь ею – занятия с нашим Курсом приятны, комфортны и интересны!
Самостоятельная подготовкаНаш Курс может полностью заменить репетитора.
На любой вкусГибкая система тарифных планов, среди которых Вы легко можете подобрать то, что наиболее соответствует Вашим целям.
Доступная ценаСтоимость Курса максимально демократичная и доступная каждому, особенно в сравнении с теми сумами, которые старшеклассники платят за услуги репетиторов, при том, что репетиторы очень редко бывают действующими экспертами, а порой не являются даже и практикующими школьными учителями.
Если Вы найдете другой исторический портал, который предоставляет возможность консультаций с реальным экспертом ЕГЭ, которому можно выслать на проверку свои эссе или другие заданий второй части и получить развернутый анализ, и при этом, за каждую такую консультацию не нужно платить отдельно, а достаточно заплатить всего один раз, то мы предоставим Вам доступ к нашему Курсу бесплатно.
Князь Игорь
В 912 годе Вещий Олег умер. Многие считают версию о его смерти легендой. Говорят, волхвы предрекли ему смерть от собственного коня. Когда животное погибло, он поставил ногу на его череп. Оттуда вылезла ядовитая змея и смертельно ужалила Олега. Таким образом, предсказание волхвов подтвердилось. Правда, известный наш историк Н.М. Карамзин считает, что это всего лишь легенда.
В год смерти князя к власти пришел законный наследник Игорь. Подобно всем русским князьям, он был храбр и неуступчив. Но он оказался не так удачлив, как свой предшественник. С приходом к власти Игоря на границах Древней Руси впервые появились кочевые племена печенеги. После этого долгие годы они были страшными врагами киевского княжества.
Князь Игорь
В 943 году князь Игорь собрал огромное войско, куда входили варяги, славяне и печенеги. С этой армадой он направился на Византию. Одна часть войска отправилась туда по морю, другая на конях – по суше. Узнав об этом, византийский император отправил навстречу Игорю посланцев с щедрыми дарами. Князь остался доволен и повернул войско назад.
«Цирк Монти Пайтона»
Гвидо ван Россум не мог опубликовать дистрибутив без названия. Для языка ABC название придумывали долго, стремясь подчеркнуть идею проекта. Хотели объяснить, что программирование бывает таким же простым, как чтение азбуки, — учишь букву «А», потом «B», «C» и так далее.
Гвидо же считал нейминг пустой тратой времени и поэтому назвал свой язык в честь комедийного сериала «Летающий цирк Монти Пайтона» — это одно из его любимых шоу и первая ассоциация, которая пришла ему в голову.
Вместе с названием для нового языка нужно было придумать логотип, и Гвидо поступил так же просто: случайно выбрал шрифт и написал слово «Python».
Шрифтовой логотип просуществовал до 2006 года и изменился только потому, что многим пользователям нравилось ассоциировать Python со змеями — они появлялись на обложках книг по программированию, в журналах и на сайтах. Шрифтовым вариантом мало кто пользовался — все рисовали разных питонов. Чтобы избежать путаницы, создали новый логотип, на котором синий и жёлтый питоны соседствуют с обновлённой шрифтовой надписью «Python».
История с неймингом показывает консерватизм, с которым Гвидо ван Россум развивал Python-сообщество. Он не верил в маркетинг и считал, что хороший продукт не нуждается в рекламе. В одном из интервью Гвидо сделал предположение, что если вернуться в прошлое и доверить выбор названия специалистам, то они запросят неприличную сумму, долго будут обсуждать какую-то мудрёную концепцию и вряд ли выберут «Python».
С одной стороны, логотип на коленке и случайное название не помешали Гвидо создать один из самых востребованных языков программирования. Обратная сторона медали заключается в том, что без активного продвижения взрывной интерес к Python начался только после 2004 года — через 13 лет после публикации дистрибутива. Если бы в этот период существовал более мощный и свежий сценарный язык программирования, то Python мог и не стать популярным.
Кроме нейминга и продвижения, консерватизм Гвидо ван Россума повлиял и на техническую часть развития Python-сообщества. В первом разделе мы говорили, что каждый участник может оформить PEP-индекс и предложить улучшения. Нюанс в том, что большинство предложений не принимаются: если что-то работает и программист предлагает не лучшее из решений, то Гвидо рекомендует не переписывать исходный код. Поэтому Python обрастает библиотеками и ограничен в базовых возможностях.
Киевские князья (882–1263)
К киевским князьям мы относим правителей Древнерусского государства и Киевского княжества. С конца IX по начало XIII века киевский престол считался наиболее престижным, и его занимали самые авторитетные князья (как правило, из династии Рюриковичей), которые признавались остальными князьями в порядке престолонаследия. В конце XII века эта традиция стала ослабевать, киевский престол влиятельные князья не занимали лично, а направляли на него своих ставленников.
Правитель
Годы правления
Примечание
882–912
912–945
945–960
945–972
Ярополк Святославич
972–978
978–1015
Святополк Владимирович
1015–1016; 1018–1019
1016–1018; 1019 – 20 февраля 1054
Изяслав Ярославич
20 февраля 1054 – сентябрь 1068
Всеслав Брячиславич
сентябрь 1068 – апрель 1069
Изяслав Ярославич
1069–1073
Святослав Ярославич
1073 – 27 декабря 1076
Всеволод Ярославич
декабрь 1076 – июль 1077
Изяслав Ярославич
июль 1077 – 3 октября 1078
Всеволод Ярославич
октябрь 1078 – 13 апреля 1093
Святополк Изяславич
апрель 1093 – 16 апреля 1113
апрель 1113 – 19 мая 1125
Мстислав Владимирович Великий
май 1125 – 15 апреля 1132
Ярополк Владимирович
17 апреля 1132 – 18 февраля 1139
Вячеслав Владимирович
22 февраля – 4 марта 1139
Всеволод Ольгович
5 марта 1139 – 1 августа 1146
Игорь Ольгович
август 1146
Изяслав Мстиславич
13 августа 1146 – после 23 августа 1149
Юрий Владимирович Долгорукий
28 августа 1149 – август 1150
Вячеслав Владимирович
август 1150
Изяслав Мстиславич
август 1150
август 1150 – начало 1151
Изяслав Мстиславич
март 1151 – 13 ноября 1154
Вячеслав Владимирович
апрель 1151 – декабрь 1154
соправитель
Ростислав Мстиславич
декабрь 1154
Изяслав Давыдович
декабрь 1154 – март 1155
Изяслав Давыдович
19 мая 1157 – декабрь 1158
Мстислав Изяславич
22 декабря 1158 – апрель 1159
Ростислав Мстиславич
апрель 1159 – 12 февраля 1161
Изяслав Давыдович
12 февраля – 6 марта 1161
Ростислав Мстиславич
март 1161 – март 1167
Владимир Мстиславич
март – май 1167
Мстислав Изяславич
май 1167 – 12 марта 1169
Глеб Юрьевич
12 марта 1169 – февраль 1170
Мстислав Изяславич
февраль – 13 апреля 1170
Глеб Юрьевич
13 апреля 1170 – 20 января 1171
Михалко Юрьевич
1171
Роман Ростиславич
1 июля 1171 – февраль 1173
18 февраля – 24 марта 1173
Ярополк Ростиславич
соправитель
Рюрик Ростиславич
24 марта – сентябрь 1173
Ярослав Изяславич
ноябрь 1173 – сентябрь 1174
Святослав Всеволодович
январь 1174
Ярослав Изяславич
январь – 2-я половина 1174
Роман Ростиславич
2-я половина 1174 – июль 1176
Святослав Всеволодович
20 июля 1176 – конец августа 1180
Рюрик Ростиславич
конец августа 1180 – лето 1181
Святослав Всеволодович
лето 1181 – 25 июля 1194
Рюрик Ростиславич
лето 1194 – осень 1201
Ингварь Ярославич
1201 – 2 января 1203
Рюрик Ростиславич
2 января 1203 – зима 1204
Ростислав Рюрикович
зима 1204 – лето 1205
Рюрик Ростиславич
лето 1205 – август 1206
август – сентябрь 1206
Рюрик Ростиславич
сентябрь 1206 – весна 1207
Всеволод Святославич Чермный
весна – октябрь 1207
Рюрик Ростиславич
октябрь 1207 – 1210
Всеволод Святославич Чермный
1210 – лето 1212
Ингварь Ярославич
лето 1212
Мстислав Романович
лето 1212 – 2 июня 1223
Владимир Рюрикович
16 июня 1223 – май 1235
Изяслав Мстиславич
июнь – конец 1235
Владимир Рюрикович
конец 1235–1236
Ярослав Всеволодович
1236 – 1-я половина 1238
Владимир Рюрикович
1238
Михаил Всеволодович
1238 – после 18 октября 1239
Ростислав Мстиславич
1239–1240
Даниил Романович
1240
Михаил Всеволодович
после 9 апреля 1241 – 1243
Ярослав Всеволодович
1243 – 30 сентября 1246
1249 – 14 ноября 1263
Всевобуч во время Великой Отечественной
Руководство системой всевобуча во время Великой Отечественной войны было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения при Наркомате обороны СССР. На местах военным обучением будущих призывников занимались военкоматы, которым подчинялись начальники военно-учебных пунктов, созданных на предприятиях, в организациях и колхозах.
С 1 октября 1941 года к обучению приступили около 2,5 млн будущих призывников. Прошедшие подготовку в рамках всевобуча советские граждане массово вступали в народное ополчение. В Москве за короткий срок было сформировано 15 дивизий народного ополчения, в Ленинграде — десять дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулемётных батальонов.
Также по теме
«В нечеловечески тяжёлых условиях»: как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом
80 лет назад началась блокада Ленинграда нацистскими войсками и их союзниками. Она продолжалась почти 900 дней и унесла жизни, по…
Стандартная программа подготовки будущего призывника была рассчитана на 110 учебных часов и пять месяцев занятий. Она включала в себя огневую, тактическую и строевую подготовку, рукопашный бой, сапёрное дело, ознакомление с уставами. Самым крупным по объёму курсом была огневая подготовка. Те, кто проходили военное обучение, должны были научиться пользоваться стрелковым оружием и гранатами, перебегать, переползать и окапываться на поле боя, использовать особенности местности и бороться с бронетехникой противника.
«Ценность программы всевобуча заключалась в том, что она была заточена под подготовку человека к конкретной войне, к боевым действиям», — заявил Юрий Никифоров.
По словам экспертов, обеспечить полное прохождение программы было не всегда возможно. В прифронтовых областях срок обучения сокращался до одного месяца. Во время боёв на подступах к Ленинграду, программу военного всеобуча в городе сократили до 42 часов.
- Всеобщее военное обучение ополченцев в парке «Сокольники». Москва, 1941 год
Помимо военных дисциплин, в рамках всевобуча при необходимости изучался русский язык. Был даже подготовлен специальный учебник. С начала войны и до лета 1943 года русский язык по линии всевобуча изучали 486 тыс. человек.
Большой проблемой всевобуча на начальном этапе войны стала острая нехватка учебно-боевого оружия. Например, в Ключевском районе Алтайского края 1078 человек нужно было подготовить к службе в Красной армии, используя при этом всего пять винтовок. Производство учебного оружия и оборудование городков для занятий налаживалось самими рабочими промышленных предприятий на местах.
- Бойцы всевобуча идут по улице Москвы, возле стадиона «Автомобилист». СССР, Москва
- РИА Новости
С 1942 года в рамках военного всеобуча началась массовая подготовка снайперов, автоматчиков, пулемётчиков, истребителей танков, миномётчиков и стрелков из противотанковых ружей. А с 1943 года при подготовке в рамках всевобуча был сделан упор на обучение будущих призывников наступательным действиям.
По мере освобождения от нацистов оккупированных территорий на них разворачивалась сеть военно-учебных пунктов. По словам экспертов, вопреки историческим мифам, призывников из освобождённых областей и республик старались тщательно подготовить к участию в боевых действиях ещё до начала службы в Красной армии. Опытные сотрудники всевобуча оказывали новым коллегам методическую помощь. Например, московский горвоенкомат взял шефство над военно-учебными пунктами Киева.
- Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Блокада Ленинграда. Резервы отправляются на фронт
- РИА Новости
«Всевобуч сыграл в нашей стране огромную роль. И если удаётся сформировать, вооружить и послать на фронт новые формирования, то это происходит только потому, что люди приходят в армию, уже кое-что знаючи», — говорил во время войны первый секретарь Московского обкома ВКП(б) Александр Щербаков.
За годы Великой Отечественной войны подготовку по программам всевобуча прошли почти 6,5 млн стрелков и свыше 1,5 млн бойцов-специалистов. Общая численность выпускников подразделений всевобуча и Осоавиахима оценивается историками примерно в 18 млн человек.
- Организация всеобщего военного обучения
«Всевобуч сыграл важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны. Молодые люди массово шли на фронт, имея определённую подготовку», — заявил Михаил Мягков.
По словам экспертов, во многом благодаря тщательно разработанной системе подготовки будущих призывников профессионализм действий Красной армии стремительно возрастал.
«Воевать стали не числом, а умением
Подготовка военных кадров, и в том числе всевобучем, — это важное слагаемое нашей победы в Великой Отечественной войне», — подытожил Юрий Никифоров
Великая Отечественная война
22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, нарушив тем самым договор о ненападении. Это стало началом страшной истории Великой Отечественной войны.
В начале немцам удалось за короткий отрезок времени оккупировать большинство европейских стран, однако дойдя до Москвы, они столкнулись с проблемами.
Георгий Жуков — Маршал Победы
Красная Армия под руководством Георгия Жукова начала активное контрнаступление на вермахт. Перелом в войне настал во время Сталинградской и Курской битв, в которых советские воины одержали великие победы, продолжив преследование немцев.
В результате 8 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала, а следующий день – 9 мая, был провозглашен Днем Победы.
После этого СССР объявил войну Японии, так как она была союзником гитлеровской Германии. Интересен факт, что именно в этот период истории со стороны США была осуществлена атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
Через несколько недель под натиском советских солдат Япония капитулировала. После этого Южный Сахалин (см. интересные факты о Сахалине) и Курильские острова стали принадлежать Советскому Союзу.
30 апреля 1945 г. в 22 часа над Рейхстагом советскими воинами было водружено Знамя Победы
Вторая мировая война стала самой кровопролитной в истории человечества. По оценкам историков в ней погибло более 26 млн. советских граждан, хотя некоторые эксперты называют еще бо́льшие цифры.
Послевоенное время
После войны во многих странах Европы был установлен коммунистический режим. При этом США приобретало все более серьезное влияние во всем мире.
Вскоре между Соединенными Штатами Америки и СССР началась холодная война, которая проявлялась в военной, промышленной и космической гонке.
В послевоенное время Советский Союз, понесший самые большие убытки, страдал от голода и разрухи. Потребовались годы на то, чтобы уровень жизни простых людей улучшился.