Какъ писать въ старой орѳографіи?

Оглавление

Что еще изменилось в языке

Занятия по правописанию для рабочих московского завода Красный богатырь

Помимо собственно написания слов, изменились несколько правил правописания.

Например, приставки, оканчивающиеся на з (из, воз, раз, роз, низ, без, чрез, через) теперь нужно было писать по-разному в зависимости от того, какая буква следует за ними. Перед гласными и звонкими согласными оставалась «з», но перед глухими согласными «з» нужно заменять на «с»  (разбить, разораться, но расступиться)

При этом сама приставка «с-» никак не меняется независимо от других букв.

Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы (Чебоксарский район), 1930-е

Также изменились сложные правила окончаний в некоторых формах падежей:

  • В родительном падеже прилагательных, причастий и местоимений теперь нужно было писать «ого», «его», вместо «аго», «яго»(добраго — доброго, ранняго — раннего).
  • В именительном и винительном падежах женского и среднего рода прилагательных, причастий и местоимений окончания «ыя», «ія» заменили на «ые», «ие» , вместо «ыя», «ія»(​добрыя​ — добрые, синія — синие).
  • Местоимение «Они» раньше различалось на женскую форму ​«Онѣ»” и мужскую «Они», теперь же осталось только «Они». То же и с числительным «один» в женском роде. (Одне — одни, однехъ — одних и так далее).
  • Притяжательное местоимение «ея» в родительном падеже единственного числа превратилось в ее (или её).

«За Любу!», «За Веру!»

После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание

Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км.  Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.

Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.

Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».

На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»

Из алфавита убрали несколько букв

Владимир Ленин и нарком по просвещению Анатолий Луначарский (справа), подписавший декрет о введении нового правописания

До революции русский алфавит состоял из 35 букв, единого свода правил правописания не было — был лишь утвержденный еще при Петре I гражданский шрифт. Петр стремился ограничить власть церкви, поэтому придумал упрощенное написание букв для государственных указов, светских документов и первых газет.

Большевики убрали несколько букв, а несколько заменили на более простые аналоги, которые также уже существовали в алфавите (то есть по сути, буквы, которые обозначали один и тот же звук, объединить в одну). В постреволюционном алфавите оказалось 32 буквы, позже утвердили букву Ё как отдельную, и их стало 33. Этот алфавит используется по сей день.

Декрет о введении нового правописания гласил: 

1. Исключить букву «ѣ» (Ять), заменив ее на «е» (колѣно — колено, вѣра — вера, въ избѣ — в избе).

2. Исключить букву «ѳ» (Фита), заменив ее на «ф» (Фома, Афанасий, фимиам, кафедра).

3. Исключить букву «ъ» (Ер) в конце слов и частей сложных слов (уже упомянутый пример — въ избѣ — в избе, хлѣбъ — хлеб, контръ-адмиралъ — контр-адмирал). Это правило было довольно сложным — приходилось запоминать слова, которые нуждались в «ъ» на конце. Кроме того, упразднение ее использования в этой функции экономило до 4 процентов печатного текста. Лингвист Лев Успенский даже посчитал, что на «ъ» ежегодно уходит 8,5 млн лишних страниц.

Однако «ъ» сохранилась в середине слов как разделительный («твердый») знак (съемка, разъяснить, адъютант). Так он используется и сейчас.

4. Исключить букву «і» (И десятеричное) и заменить ее на «и» (ученіе — учение, Россія — Россия, Іоаннъ — Иоанн). Это правило впоследствии вызвало некоторую сложность — при рукописном тексте буквы «И» в сочетании с буквой «ш» или «м», например, сливается.

5. Признать желательным, но необязательным употребление буквы «ё» (пёс, вёл, всё).

Интересно, что декрет никак не упоминал еще одну букву старого алфавита — «ѵ» (Ижица), однако ее и так практически не использовали: распространенная в религиозных текстах, она плавно трансформировалась в своего графического двойника «и».

Как реформу восприняли в обществе

Буквы, которые «выгнали» из алфавита

Новую орфографию белая эмиграция не принимала — люди, покинувшие страну после революции считали, что большевики едва ли не изуродовали русский язык. До 1940-50-х годов русские издания эмигрантов выходили за рубежом в старом стиле. Эмигранты более поздних лет уже были обучены новым правилам и привыкли к ним.

Возникали сложности и с уже обученным грамоте населением. В личной переписке многие продолжали использовать старое правописание, другим же пришлось экстренно переучиваться. Ну и прежде всего, к новой орфографии пришлось привыкать самим учителям.

Зачем реформировать язык?

Школьники на занятии по письму

Дореволюционная орфография была довольно сложна, а реформа языка была нужна большевикам в том числе и для упрощения обучения. Ведь одной из главных их задач была ликвидация безграмотности. За несколько лет до революции, по разным оценкам, лишь около 40% населения России умело писать и читать. Но новый провозглашенный Владимиром Лениным правящий класс — рабочие и крестьяне, — должен был активно работать во всех областях, так что власть молодой Страны Советов обязала все население с 8 до 50 лет обучаться грамоте.

Перепись население 1926 года показала, что всего за несколько лет в селе стало уже около 50 процентов грамотных людей.