История киргизов

Оглавление

В афганистане

В 2003 году численность киргизов Афганистана составляла 1130 человек, все они были выходцами из восточного района Вахан в провинции Бадахшан на северо-востоке Афганистана. Они по-прежнему ведут кочевой образ жизни и возглавляются ханом или текином .

Подавление восстания 1916 года против российского правления в Средней Азии привело к тому, что многие киргизы впоследствии мигрировали в Китай и Афганистан. Большинство киргизских беженцев в Афганистане поселились в районе Вахана . До 1978 года в северо-восточной части Вахана проживало около 3-5 тысяч этнических кыргызов. В 1978 году после Саурской революции большинство жителей Кыргызстана бежали в Пакистан . Они запросили 5000 виз в консульстве Соединенных Штатов в Пешаваре для переселения на Аляску , штат Соединенных Штатов, в котором, по их мнению, могут быть такие же климат и температура, что и в Ваханском коридоре . Их запрос был отклонен. Между тем, жара и антисанитарные условия в лагере беженцев убивали кыргызских беженцев с угрожающей скоростью. Турция , которая находилась под властью военного переворота генерала Кенана Эврена , вмешалась и переселила всю группу в район озера Ван в Турции в 1982 году. Село Улупамир (или «Великий Памир» по-кыргызски) в Эрчише в провинции Ван был отдан им, где более 5000 из них до сих пор проживают. Документальный фильм « 37 использований мертвой овцы — история памирских киргизов» основан на жизни этих киргизов в их новом доме. Некоторые кыргызы вернулись в Вахан в октябре 1979 года после советской оккупации Афганистана . Встречаются в районе Малого Памира .

1927-й. Схватка за Турксиб

При изначальном планировании центром Турксиба должен был стать Пишпек (вскоре его переименовали во Фрунзе, ныне – Бишкек), а не Алма-Ата. Подразумевалось, что рельсы стального первенца Пятилетки прорежут горы либо через известный перевал Курдай, либо через безвестный Какпатас. Но в самом начале работ стало ясно, что этот небольшой, но сложный участок значительно (на 25-26 млн. рублей) удорожит дорогу, а главное, почти на год затянет строительство.

Когда руководство Киргизии осознало реальность нового «Чокпарского проекта», при котором железнодорожный путь минует республику и пройдёт в стороне, началась настоящая информационно-лоббистская война, получившая название «борьба за варианты». В ней были задействованы все силы, вплоть до центральной партийной периодики, и вовлечено множество персонажей, включая начальника управления строительства В.С. Шатова, председателя киргизского Госплана тов. Гальперштейна, профессоров Бернадского и Скорнякова, предсовнаркома Киргизии Абдурахманова, предсовнаркома Казахстана Нурмакова, предсовнаркома СССР Рыкова и председателя Комитета содействия строительству Т.Р. Рыскулова.

Война велась по всем правилам подобных баталий. На лаконичную телеграмму тов. Нурмакова: «Поддерживаем Чокпар» тов. Абдурахманов заявил: «Правительство Союза не нашло возможным игнорировать интересы Казахстана и решило поэтому провести дорогу через Алма-Ату. То же самое должно быть сделано и в отношении Курдая. Отказ от Курдая знаменует собой разрыв старых и прочных экономических связей, существовавших между Фрунзе и Алма-Атой». Экономические проблемы, таким образом, грозили перерасти в политическую плоскость.

Грозный рык Рыкова из Москвы угомонил спор. Турксиб пошёл через Чокпар, и столица Киргизии навсегда осталась в транспортном тупике.

Талгат Бегельдинов

Семья и брак

Традиционная семья носит патриархальный характер. Если в семье несколько сыновей то младший сын женившись остаётся с родителями в родительском доме, родительский дом по наследству достаётся ему. По традиции каждый киргиз должен знать имена дедов и прадедов по мужской линии до седьмого колена — «жети ата» (семь отцов). Дочь выйдя замуж становится практически членом семьи мужа. Её дети будут принадлежать роду мужа. Непосредственно перед свадьбой семья невесты устраивает той (пир) «кыз узатуу» — «проводы дочери».

Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила практика «похищения невест», противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Насильственное похищение невесты стало восприниматься как традиция лишь в XX веке. По данным ООН, 13,8 % киргизок в возрасте до 24 лет вышли замуж против воли.

Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — «кудалашуу», сватовство ещё не родившихся детей — «бел куда», и младенцев — «бешик куда». В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья. Как правило, в будущем дети этих друзей называют их «аяш ата или апа».

Культурная революция

В ходе социалистического строительства в Советском Кыргызстане произошли коренные изменения в области культуры и идеологии. В Кыргызской ССР культурная революция осуществлялась сложно в силу различных причин. Определялись они экономической и культурной отсталостью края  в прошлом, кочевым и полукочевым образом жизни, малочисленностью рабочего класса, неграмотностью. В 1924 году была создана писменность кыргызского народа. За первое десятилетие Советской власти были сделаны первые шаги в борьбе с неграмотностью. И уже в 1926 году общая грамотность населения составляла 15%. Усилиями партийных, советских организаций  к 1939 году в Кыргызстане уровень грамотности у населения в возрасте от 9 до 49 лет поднялся до 82%. За годы Советской власти сложилась система народного образования. В ходе культурной революции в республике были созданы национальная писменность, печать и культурно – просветительные учереждения.

Культура

Культура Киргизии является традиционной для кочевников. На нее существенное влияние оказал ислам, т.к. киргизы – мусульмане. До сих пор киргизы сохраняют свои старинные обычаи, особенно в сельской местности.

Чтобы по-настоящему узнать киргизскую культуру, туристам мы рекомендуем побывать летом в джайлоо (Так в Киргизии называют высокогорное пастбище, оно расположено на высоте 2500-3000 метров над уровнем моря).

Киргизы отмечают мусульманские праздники — Наврус, Эйд Аль-Фитр, Ид аль-Адха. Все эти и другие праздники сопровождаются традиционными киргизскими играми, музыкальными, танцевальными и театральными представлениями.

1850-е. Борьба за Заилийский край

Перманентные столкновения двух народов особенно обострялись в мутные моменты истории. В этом смысле весьма показательной была середина XIX века, когда в Семиречье столкнулись интересы сразу нескольких мировых игроков. Не буду останавливаться на самом, пожалуй, известном моменте казахско-киргизского негатива – кончине Кенесары, об этом и так понаписано достаточно. Затрону другой любопытный казус отношений той бурной эпохи – менее известный.

Главной силой кочевников всегда считалась мобильность, позволявшая неожиданно нападать, когда был смысл нападать, и так же неожиданно исчезать, когда смысла нападать не было. Эта военная стратегия использовалась степнякам со времён скифов и саков. Однако в такой тактике таились и определённые опасности. Потому что, вернувшись на свои оставленные ввиду опасности земли, номады могли найти их занятыми.

Так едва не случилось с казахами рода дулат, кочевавшими в Заилийском крае. После появления русских войск они предпочли пересидеть лихие времена за рекой Чу. А когда вернулись, то нашли свои земли уже захваченными. Но не русскими, а киргизами-сарыбагышами. Предводительствовал ими знаменитый манап Ормон, известный своим участием в ликвидации Кенесары. Ормон имел звание фарманчи – губернатора, потому обращаться за справедливостью в Коканд, которому формально подчинялись оба племени, казахам было бесполезно.

Однако сам Ормон чувствовал, что кокандская власть в крае не имеет уже реальной силы. Русские к тому времени уже переправились через Или и заложили в урочище Алматы укреплённый форпост – Верное. Потому киргизский манап, дабы закрепить край за собой и памятуя о своих заслугах перед Российской Империей в деле Кенесары, решил напрямую обратиться к русскому царю Николаю I. Обратился. И получил отказ.

В Петербурге предпочли лояльность казахов Старшего жуза дружбе со своевольным предводителем киргизов. Усобиц в раздираемом противоречиями крае хватало и без того. Сам властитель сарыбагышей, кстати, вскоре после того, в 1854 году, сложил голову в битве со своими собратьями из рода бугу на Иссык-Куле.

Чокан Валиханов. Автопортрет

Формирование народа

Как показывают археологические исследования, первые поселения людей на территории современной Киргизии датируются ещё средним палеолитом. Большинство коренных племён занималось скотоводством, чему способствовали климатические условия. Кроме того, значительная их часть вела кочевой образ жизни, что позволяло в зависимости от времени года перемещаться на новые земли в поисках пастбищ для животных.

К древнейшим предкам киргизов принадлежали скотоводческие племена саков, расцвет которых на землях, что в дальнейшем станут Киргизией, приходится на I тысячелетие до нашей эры. В “Истории” древнегреческого учёного Геродота упоминается о близости территорий саков и персидской империи Ахеменидов. Это указывает, что в тот период времени саки уже обрели немалое могущество и, конечно, сформировались как народ.

Воинственным сакским племенам и их преемникам усунам пришлось вести долгие и изнурительные военные противостояния с гуннами, что представляли собой самую грозную силу Азии. В дальнейшем разворачивается война уже с монголо-татарскими завоевателями. Предкам киргизов приходилось удерживать территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая.

В. В. Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом»

Переселение в Тянь-Шань

Кстати, о переселении на Тянь-Шань в истории по сей день ведут дискуссии. Кто-то считает, что произошло это уже в тюркские времена, кто-то придерживается мнения, что ещё в период власти саков на соседних землях Тянь-Шань оказался под властью предков киргизов. Но я хочу отметить, что проблема здесь кроется не столько в исторических аспектах, сколько в особенностях идентификации киргизов различных регионов.

Этнограф С. М. Абрамзон в своих работах подчёркивал:

Туркестанская серия В. В. Верещагина «Перекочёвка киргизов»

1859-й. Пленение Чокана Валиханова

Знаменитое Кашгарское предприятие Чокана Валиханова, ставшее классикой не только в области географических открытий, но и в сфере внешней разведки, если вглядеться в него попристальнее, постоянно находилось на грани провала и разоблачения. Создаётся впечатление, что, в общем-то, миссия Валиханова в Восточный Туркестан и не составляла ни для кого особого секрета, просто все стороны играли в ней по установившимся правилам. Правилам Большой Игры.

Потому-то реальные проблемы возникли у Валиханова уже на обратном пути, когда он столкнулся с родственным, в общем-то, народом – «дико-каменными киргизами», которые, однако, никаким чужим правилам не подчинялись и жили по своим законам и понятиям. Караван-прикрытие был задержан в одном из ущелий, и участь его могла быть самой печальной.

Манап Турегельды прознал, что Валиханов, которого его люди видели в Верном в мундире поручика русской армии, и «купец Алимбай», возвращающийся с караваном из Кашгара, – одно и то же лицо. Несмотря на полученные «подарки» на 356 рублей, он потирал руки, предвкушая ещё более солидный куш, который получит ещё и за голову Валиханова в Коканде. И неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы высланный Г.А. Колпаковским из Верного для встречи Валиханова казачий отряд не поспел вовремя.

На этой иллюстрации представлены варианты прокладки Турксиба – предполагаемые и принятые

География Киргизии

Расположена между 75° восточной долготы, 41° северной широты. Не имеет выхода к морю. Граничит на севере с Казахстаном (1113 км), на западе с Узбекистаном (1374 км), на юго-западе с Таджикистаном (972 км), на юго-востоке с Китаем (1049 км).

Киргизия расположена в пределах двух горных систем — Тянь-Шаня (большая северо-восточная часть) и Памиро-Алая (юго-западная часть), разделённых высокогорными долинами и котловинами: Таласской и Чуйской на севере, Алайской на юге, частью Ферганской на юго-западе, Иссык-Кульской на востоке.

Самые длинные реки (протяжённость по территории страны, км): Нарын (535), Чу (221), Кызыл-Суу (210), Талас (210), Чаткал (205), Сары-Джаз (198). В Киргизии 1932 озера, самые крупные — Иссык-Куль (6,2 тыс. км2, глубина до 668 м), Сонкуль (0,3
тыс. км2, глубина до 22 м), Чатыр-Куль (0,2 тыс. км2, глубина до 20,4 м).

Почвы в основном серозёмные, в горах — каштановые и горные чернозёмы. Растительность пустынного и полупустынного типа, в горах — леса, луга и горные степи. Среди животных есть редкие виды: тянь-шаньский медведь, снежный барс, рыжий волк.

Полезные ископаемые: значительные запасы золота, редких металлов, железных руд (до 10 млрд т), ртути, сурьмы, олова, свинца, цинка, угля (балансовые запасы 2,3 млрд т); гидроэнергетические ресурсы (потенциальные запасы 162,7 млрд кВт-ч); нефть (10 млн т), природный газ, стройматериалы и др.

Климат континентальный. Средняя температура января от –2,2°С до –29,1°С, июля от +4,1°С до +26,8°С.

Зарождение и становление феодальных отношений в Киргизии (VI—XII вв.)[]

К IV-V вв. в земледельческих районах юга Киргизии стала применяться водоподъемная техника, углублялись ирригационные каналы, происходит переход к водяной мельнице, вводятся новые культуры (хлопчатник) и пр. Рабский труд начинает заменяться трудом заинтересованных в производстве свободных крестьян. Изменения в экономической жизни и обществ. отношениях вызвали смену рабовладельческих государств земледельческой полосы феодальными; у кочевых племен также возникают раннефеодальные государства. В VI—VIIвв. Киргизия входила в состав Западно-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат), политический центр которого — город Суяб находился в Чуйской долине.

Образование каганата сопровождалось переселением на Тянь-Шань из Монголии племен так называемых «десяти-стрельных» тюрков. Основными производителями были свободные кочевники («кара-будун»). Уже в V веке в Северной Киргизии начинается переход к оседлоземледельческому образу жизни. К началу 8 в. источники упоминают в Чуйской долине свыше 10 городов. В развитии, оседлой жизни Северной Киргизии значительную роль сыграли переселенцы из древней земледельческой области Согда. Усиление феодальной эксплуатации и постепенное закабаление свободного населения приводило к обострению классовой борьбы. В V-VIII вв. тюркские племена пользовались письмом, получившим название орхоно-енисейского. Среди оседлого населения была распространена согдийская письменность. Тюрки-кочевники в религиозном отношении были последователями шаманизма. Население оседлых центров исповедовало зороастризм, буддизм и христианство. В начале VIII века политическая власть на территории Киргизии переходит на непродолжительное время к знати тюргешей (группа «десятистрельных» тюрков). В середине VIII века на Тянь-Шань Переселились с Алтая племена карлуков, за ними из Монголии — уйгуры. Господство карлуков продолжалось до середины X века. В это время увеличивается число городов и оседлых поселений в Чуйской и Таласской долинах, возникают они и по берегам озера Иссык-Куль. Их жители — ремесленники, а также торговцы, связанные с другими областями Средней Азии, — снабжали кочевников хлопчатобумажными тканями, изделиями из кожи, дерева, обожженной глины, металлов, зерном, сушеными фруктами и др. товарами. Через центр карлукских владений — Чуйскую долину, проходила магистраль древнего «шелкового пути» из Китая в Среднюю Азию и на Ближний Восток. В течение двух столетий (около середины X — около середины XII вв.) Киргизия входила в состав государства Караханидов. В этот период в Киргизии и Средней Азии завершился процесс сложения феодальных отношений. С XI века на всей территории Средней Азии получает распространение восточный бенефиций — икта. Кроме икты, ставшей господствующей формой получения доходов с земли, было и частное землевладение. Формой эксплуатации крестьянских масс феодалами-землевладельцами и иктадарами была издольная аренда. В X-XII вв. производительные силы достигли высокого по тому времени уровня развития. Таласская долина являлась крупным центром добычи серебра. Многие города стали развитыми центрами ремесла, торговли и культуры (Баласагун, Узген и др.). О мастерстве городских умельцев и развитии культуры свидетельствуют сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники (комплекс мавзолеев и минарет в Узгене, башня Бурана в Чуйской долине и другие), а также литературные памятники на тюркском языке (дидактическая поэма «Кутадгу билик» Хаджи Юсуфа Баласагунского). Феодальная верхушка караханидов приняла ислам, который был объявлен государственно религией. Около середины XII века государство Караханидов завоевали каракитаи, которые обложили местное население подворными податями и назначили в разные пункты сборщиков дани.

Родоплеменная структура

«Перекочёвка киргизов» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина

«Киргизские кибитки на реке Чу» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина

«Киргизские палатки» или юрты. 1914

Родоплеменная структура киргизов включает в себя два племенных союза — Отуз уул и Он уул. Племена группируются на правое (Оң канат) и левое (Сол канат) крылья.

Согласно китайским письменным источникам, оформление родоплеменной структуры у киргизов завершилось в первой половине XVI века.

Общим легендарным отцом киргизов согласно санжыре (от араб. شجرة шажара‎) считается Долон-бий, у которого было три сына Ак уул (правое крыло), Куу уул (левое крыло) и Кызыл уул (группа Ичкилик). Потомки Ак уул и Куу уул вошли в племенной союз Отуз уул. Потомки Кызыл уул образовали союз Он уул.

Отуз уул (30 сыновей):

1. Ак уул — Оң канат:

  • Көкө и Наалы → Моңолдор
  • Адигине → Жору, Баргы, Бөрү, Карабагыш, Пайгут, Баарын, Сарттар
  • Тагай → Бугу, Сарыбагыш, Солто, Жедигер, Коңурат, Саяк, Суумурун, Тынымсейит
  • Кара Чоро → Азык, Багыш, Чекир Саяк, Черик
  • Муңгуш

2. Куу уул — Сол канат:

Кушчу, Мундуз, Басыз, Саруу, Кытай, Жетиген, Төбөй, Чоң Багыш

Он уул (10 сыновей):

3. Кызыл уул — Ичкилик:

Кыпчак, Кесек, Тейит, Каңды, Бостон, Нойгут, Найман, Дөөлөс, Ават, Оргу, Кыдыршаа.

Генетика

В генетическом отношении киргизы занимают промежуточное положение между Алтае-Саянским регионом Южной Сибири и степным регионами Центральной Азии — R1a1a-M198 (42,1%), C-M130 (33,1%), N1b-P43 (12,1%), O-M175 (3,7%), R1b1b1-M73 (3,3%), Q-M242 (1,2%), G-M201 (1,2%). Высокая частота Y-хромосомной гаплогруппы C3c у киргизов (30%) объясняется интенсивными миграциями центральноазиатских степных народов в районы предполагаемого очага образования киргизского этноса. В популяции киргизов Тянь-Шаня центрально-азиатские варианты Y-хромосомной гаплогруппы С составляют 44%. В популяции киргизов Памира частота «сибирской» Y-хромосомной гаплогруппы N1b достигает 24%. У киргизов Китая преобладают Y-хромосомные гаплогруппы C2a1a3a1d∼-F10091 и R1a1a1b2a2-Z2124.

Национальные игры

«Богатый киргизский охотник с соколом». Картина В. В. Верещагина

Среди киргизов популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба «курёш» и «алыш», скачки на иноходцах «жорго салыш», конная игра «улак тартыш», подбор монет с земли на скаку «тыйын энмей», «кыз куумай», единоборство всадников «оодарыш», «аркан тартмай», логическая игра «тогуз коргоол», «топ таш», «жамбы атмай», «ордо», «ак чёлмёк» и др. Игра тогуз коргоол представляет собой интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла «улак тартыш» (кок-бору).

По сей день киргизы разводят коней. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь был символом благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы — «жорго». Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.

Киргизия предложила провести Всемирные игры кочевников (ВИК) и нашла в этом поддержку на саммите тюркоязычных стран. ВИК проводятся в Киргизии с 2014 года.

Также у киргизов популярны показательные игры с ловчими птицами и гончими псами «салбуурун».

Семейные обычаи народа

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей

Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Фредерик де Хенен «Киргизское ухаживание», 1913 год

дальнейшее чтение

  • Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические историко-культурные связи , Москва, 1971, ISBN  5-655-00518-2 . (на русском)
  • Кызласов Л.Р. «Взаимосвязь терминов хакасы и киргизы в письменных источниках 6–12 веков». Народы Азии и Африки, 1968. (на русском яз.)
  • Зуев, Ю.А. «Киргиз — Буруц». Советская этнография, 1970, № 4, (на русском языке ) .
  • Шахрани, М. Назиф. (1979) Киргизы и вахи Афганистана: адаптация к закрытым границам и войне . Вашингтонский университет Press. 1-е издание в мягкой обложке с новым предисловием и эпилогом (2002). ISBN  0-295-98262-4 .
  • Кыргызская Республика , Роуэн Стюарт и Сьюзи Стелдон, публикации Odyssey.
  • Джейкоба М. Ландау и Барбары Келлнер-Хейнкеле. Анн-Арбор, Мичиганский университет Press , 2001. ISBN  978-0-472-11226-5
  • Pulleyblank, EG (1990). «Имя киргиза». Центральноазиатский журнал . Висбаден: Харрасовиц. 34 (1–2): 98–108.
  • Митчелл, Лоуренс. (2008) Кыргызстан: Путеводитель Брадта . Пресса Globe Pequot. 2-е издание (2012 г.). ISBN  1-84162-221-4 .
  • Уэст, Барбара А. Энциклопедия народов Азии и Океании , Нью-Йорк, 2009, ISBN  0-8160-7109-8 .
  • Юй Тайшань. Заметка о географическом положении Цзянькуня // Международный журнал евразийских исследований, Пекин, 2019, № 9. — С. 1––5. На китайском.

Кыргызстан во власти Кокандского ханства

Байтик Баатыр

В начале 19 века Кыргызстан попадает во власть Кокандского ханства. Кокандский период вошел в историю Кыргызстана как период налогов, гнета, произвола, восстаний. Одним из главных руководителей борьбы против кокандского гнета был манап рода солто Чуйской долины Байтик Баатыр. В 1860 году принял подданство России. Он возглавлял восстания против кокандских завоевателей, учавствовал с русскими экспидиционными силами в разгроме крепостей Пишпек, Токмок, Мерке, Аулие-Ата. Был награжден орденом Станислава 3-й степени и золотой медалью с Анненской лентой.

Торговые пути Восточного Туркестана проходили через Кыргызстан, и правители Кокандского ханства стремились установить свой контроль над ними. В этот период ислам стал распространятся особенно сильно. Кыргызы платили кокандскому хану подать. Не один раз кыргызский народ поднимал восстания. Осенью 1873 года южные кыргызы решают принять подданство России и тем самым избавится от кокандского гнета.  Им было отказано в данной просьбе. Но после ряда неудачных восстаний кыргызского народа,  российская сторона принимает решение ликвидировать Кокандское ханство путем присоединения его к составу России.

Карта Кокандского ханства в 19 веке

Этимология

Существует несколько теорий происхождения этнонима кыргызы . Часто говорят, что оно образовано от тюркского слова кырк («сорок»), причем — iz — старый суффикс множественного числа, поэтому кыргызский буквально означает «собрание сорока племен». Это также означает «нетленный», «неугасимый», «бессмертный», «непобедимый» или «непобедимый», а также его связь с эпическим героем Манасом , который, согласно основополагающему мифу, объединил 40 племен против киданей . Соперничающий миф, записанный в 1370 году в Истории Юаня , касается 40 женщин, родившихся на степной родине.

Кочевники в Кыргызстане

Самыми ранними записями об этнониме, по-видимому, были китайские транскрипции Гекун (鬲 昆, LH * kek-kuən < древнекитайский : * krêk-kûn ) и Jiankun (堅 昆, LH * ken-kuən < OC : * kên-kûn ). Те предполагают, что первоначальный этноним был * kirkur ~ kirgur и / или * kirkün , а другая транскрипция Jiegu (結 骨, EMC : * kέt-kwət ) предполагает * kirkut / kirgut . Юрий Зуев предложил , что этноним , возможно , означает «полевые люди, полевые гунны » (ср Tiele родового имени渾Hun < MC * ɣuən ). Питер Голден реконструирует * Qïrğïz <* Qïrqïz <* Qïrqïŕ и предлагает производное от древнетюркского qır ‘серый’ (цвет лошади) плюс суффикс -q (X) r / ğ (X) r ~ k (X) z / g (X ) z . Кроме того, китайские ученые позже использовали ряд различных транскрипций для кыргызского народа: к ним относятся Гегу (紇 骨), Цзегу (結 骨), Хегу (紇 骨), Хегуси (紇 扢 斯), Хэцзяси (紇 戛 斯), Хугу (護 骨), Цигу (契 骨) или Джуу (居 勿), а затем, во время правления Танского императора Учзуна , Сяцзяси (黠戛斯), как говорят, означало «красное лицо». Эдвин Г. Пуллибланк предполагает, что «красное лицо», возможно, было народной этимологией, предоставленной переводчиком, объяснившим этноним на основе тюркского « кизил ~ кизкил» , что означает «красный». Ко времени существования Монгольской империи первоначальное значение этнонима, по-видимому, было забыто, о чем свидетельствуют различия в его прочтении в различных редакциях Истории Юаня . Это могло привести к принятию кыргызского языка и его мифическому объяснению.

В течение 18-19 веков европейские писатели использовали раннюю романизированную форму киргизов — от современной русской киргизы — для обозначения не только современных киргизов, но и их более многочисленных северных родственников — казахов . Когда необходимо было провести различие, использовались более конкретные термины: собственно кыргызы были известны как кара-киргизы («Черные киргизы», по цвету их шатров), а казахи назывались кайсаками . или «Киргиз-казахи».

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Киргизии (до VI в. н. э.)[]

Археологические памятники свидетельствуют о том, что первобытный человек обитал на территории Киргизии еще в эпоху палеолита. Орудия палеолитического времени найдены в Центральном Танъ-Шане (долина, река Он-Арча) и Фергане (ущелья pек Ходжабакырган и Хилкиной). В эпоху неолита племена, населявшие территорию Киргизии, освоили новую технику обработки камня (отжимная техника, полирование, сверление), начали изготовлять глиняную посуду. Основными занятием населения были скотоводство, охота, зарождалось земледелие. В общественных отношениях в это время начался переход от материнского рода к отцовскому. В конце 3-го и нач. 2-го тыс. до н. э. на территории Киргизии распространяются сначала медные, а позднее бронзовые орудия; в общественном устройстве утверждаются патриархальные отношения. О характере земледельческой культуры бронзового века на юге Киргизии можно судить на основании материалов; из открытых в Узбекистане Дальверзинского и Чустского поселений. На севере исследованы стоянки и погребения пастухов-скотоводов (долины рек Чу и Таласа, котловина Иссык-Куля, Центр. Тянь-Шань). К VII—VI вв. до н. э. относится распространение на территории Киргизии железных изделий. Связанный с этим рост производительных сил создал предпосылки для коренных изменений в хозяйстве и социально-экономических отношениях. В среде пастушеско-земледельческих племен происходило выделение двух форм хозяйства: кочевого скотоводства и земледелия. Накопление богатства у отдельных семей происходит быстрее и в гораздо больших размерах. Возникали классовые отношения. У кочевников появляются племенные союзы, в земледельческих районах — рабовладельческие государства. На территории Северной Киргизии возникли племенные союзы сакский, а затем сменивший его усуньский (существовал до IV-V вв.). Южные районы Киргизии входили в рабовладельческие государства Средней Азии — царство Давань (II-I вв. до н. э.) и государство Кушанов (I-IV вв.).

Население Киргизии

По переписи 1989, население Киргизии составляло 4290 тыс. чел., к 2002 население увеличилось на 722 тыс. чел. Рождаемость 19,8‰, детская смертность 22,6 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни 68,7 года, в т.ч. мужчин — 65 лет, женщин — 72,6— года (2001). Возрастная структура: 0—14 лет — 33,6%, 15—29 лет — 28,3%, 30—55 лет — 28,6%, 56—69 лет — 5,9%, 70 лет и старше — 3,6%. Во всем населении мужчин 49,4%, женщин 50,6%.

С 1 января 1999 возраст, дающий право на получение пенсии, постепенно увеличивается на 4 мес. в год с тем, чтобы к 1 января 2007 достичь 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. В 2003 он составлял 61 год 8 мес. для мужчин и 56 лет 8 мес. для женщин.

В городах проживает 34,9% населения, в сельской местности — 65,1% (2002).
97% населения грамотно. На каждую 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше высшее образование имеют 105 чел., среднее — 806 чел.

По данным переписи 1999, 64,8% населения составляли киргизы, 13,8% — узбеки, 12,5% — русские, по 1,1% украинцы и дунгане, 0,4% — немцы, 2,5% — прочие национальности (по переписи 1989, киргизы составляли 52,3%, русские — 21,5%, узбеки —12,9%, украинцы — 2,5%, немцы — 2,4%, таджики и казахи по 0,9%, другие тюркоязычные граждане — 1,8%, прочие — 4,8%).

Основные языки — киргизский, русский, узбекский.

Религия: ислам суннитского толка, православие.

Культура

Основу фольклора составляет трилогия эпоса «Манас»: «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» вмещает в себя более полумиллиона строк, внесён в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Известные сказители «манасчы»: Саякбай Каралаев, Сагымбай Орозбаков, Жусуп Мамай и др. Существуют также и малые эпосы, и «дастаны», как «Эр-Тоштук», «Жаныш-Байыш», «Кожожаш», «Жаныл-Мырза», «Олжобай менен Кишимжан», «Сарынжы-Бокой», «Курманбек», «Кенен», «Алымсарык», «Кулансарык» и многие др. Также популярны сказители — акыны. Самые известные: Арстанбек Буйлаш уулу, Токтогул Сатылганов, Женижок Коко уулу, Барпы Алыкулов, Осмонкул Болобалаев, Калык Акиев, Алымкул Усенбаев, Эстебес Турсуналиев, Тууганбай Абдиев, Ашыралы Айталиев, Замирбек Усенбаев.

Манасчы

Киргизы устраивают так называемые конкурсы между девушками и парнями — «Сармерден» и акынами — «Айтыш». Айтыш — это конкурс, в котором принимают участие акыны, импровизирующие на комузе. Народную музыку киргизы разделяют на песни и кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Наиболее популярным музыкальным инструментом является трёхструнный щипковый комуз. Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый металлический варган — «темир ооз комуз» и деревянный — «жыгач ооз комуз». Киргизский фольклор, помимо обрядовой поэзии и лирического жанра, представлен нравоучительной устной поэзией, пословицами и поговорками, загадками и сказками, мифами и легендами.

Булат Минжилкиев, бюст в Мариинском театре

Большое место в киргизской культуре занимает национальный балет и опера. Известными на весь мир представителями балета являются Бюбюсара Бейшеналиева, Чолпонбек Базарбаев, Уран Сарбагышев, Рейна Чокоева, Айсулуу Токомбаева. Оперные певцы, которые выступали на знаменитых мировых сценах принесли большую славу Киргизии, они: Хусеин Мухтаров, Эсенбубу Молдокулова, Сайра Кийизбаева, Булат Минжилкиев, Кайылгуль Сартбаева, Анвар Куттубаева, Абдылас Малдыбаев, Эсен Нурманбетова, Токтоналы Сейталиев, Дарика Жалгасынова и др. Знаменитые композиторы: Абдылас Малдыбаев, Владимир Фере, Владимир Власов, Перт Шубин, Калый Молдобасанов, Асанхан Джумахматов, Насыр Давлесов и др.

Одними из основателей национальной литературы считаются Аалы Токомбаев, Джоомарт Боконбаев, Алыкул Осмонов. Современная литература представлена произведениями таких писателей как Шербото Токомбаев, Мар Байджиев. Широкую известность получил лауреат Ленинской премии, киргизский писатель Чингиз Айтматов. Его произведения повлияли на киргизский кинематограф. Знаменитые кинорежиссёры: Толомуш Океев, Геннадий Базаров, Динара Асанова, Болот Шамшиев, Дооронбек Садырбаев, Мелис Убукеев, Нуртай Борбиев и др. Знаменитые актёры: Суйменкул Чокморов, Муратбек Рыскулов, Бакен Кыдыкеева, Болот Бейшеналиев, Таттыбубу Турсунбаева, Советбек Жумадылов, Сабира Кумушалиева, Сатыбалды и Мираида Далбаевы, Дооронбек Садырбаев, Жамал Сейдахматова и др.