Оглавление
↑ Кто такие крымские татары?
Крымский полуостров с благодатным климатом и плодородными землями во все века притягивал к себе народы со всех сторон света. Запад, восток, север – все стремились к теплым южным берегам, где не надо было так убиваться для добычи пропитания.
В разное время на полуострове жили скифы, сарматы, греки, римляне, готы, гунны, печенеги, половцы. Древние русичи с незапамятных времен занимали восточную часть полуострова, входя в состав Тьмутараканского княжества, существовавшего в Х-ХII веках. И носил название этот почти райский уголок Таврида.
В 1223 году впервые на земле древней Тавриды появляются татары-монголы, захватив и разграбив город Судак. В 1239 году они делают полуостров татарским улусом и дают ему название – Крым. Крымские татары – это один из осколков Золотой Орды.
Актуальная статистика
Республика Крым (Крымский федеральный округ) является частью РФ. Говоря об актуальной статистике, касающейся проживающего на этих землях населения, учитывают территорию не только самой Республики, но и города Севастополь, имеющего специальный статус.
Данные Росстата показывают, что на 1 января 2020 г. в Крыму (округ) проживает 1912622 граждан, при этом в Севастополе около 500 тыс. жителей. Итого общая численность населения Республики Крым составляет 2.360.000 жителей. Для сравнения в 2019 в Республике Крым проживало 1 912 775 человек (в 2018 г. примерно на 20 человек больше).
Общая характеристика народа
Крым — необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские… В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары — кто они? И как появились в Крыму?
Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.
По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен — тамга.
История
Формирование крещеных татар как самостоятельной общности проходило в несколько этапов; в этом процессе участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе позднетюркско-кипчакско-ногайские, компоненты.
Принявшие православие в XV – первой половине XVI вв. крещеные татары быстро обрусели.
В XVII–XVIII вв. обрусение происходило и среди татарской аристократии, многие представители которой (например, Беговатовы, Бигловы, Енгалычевы, Урусовы, Ширинские) перешли в христианство в XVI – начале XVIII вв., чтобы сохранить свои владения.
В целом формирование происходило в процессе христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI – XVII вв. Эта группа (численность на начало XVIII в. – около 17 тысяч человек) впоследствии получила название «старокрещёных татар».
В первой половине XVIII в. производство проводило политику массовой христианизации нерусских народов Поволжья. Попытка обратить в православие татар вызвала их сопротивление (Батырши восстание 1755–1756 гг., Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачёва) и в целом не увенчалась успехом. Возникшая в этот период новая группа татар, принявших православие (около 12,8 тысяч человек), стала именоваться «новокрещёными».
К 1760-м гг. вес крещеных татар в составе татар Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины – 7,6%. В XIX в., особенно с 1860-х гг., среди крещеных татар, прежде всего новокрещеных, началось движение за возвращение в мусульманство. Отпадение крещеных татар от христианства, в том числе и старокрещеных, усилилось в 1905–1907. В начале XX в. в мусульманство перешли около 40% крещеных татар.
Численность крещеных татар в XVIII – первой четверти XX вв. составляла:
в 1719 г. – 17 тысяч человек,
в 1744 г. – 23 тысяч,
в 1762 г. – 30,3 тысяч,
в 1795 г. – 40 тысяч,
в 1833 г. – 68,7 тысяч,
в 1857 г. – 86,3 тысяч,
в 1897 г. – 110 тысяч,
в 1911 г. – 123 тысяч,
в 1926 г. – 120,7 тысяч человек.
В начале XX в. этноконфессиональная общность крещеных татар состояла из групп, у которых самоназвание кряшен (у некоторых, например, у нагайбаков, другие этнонимы) прочно закрепилось. Об устойчивости данной общности свидетельствует факт ее выделения во время переписей 1920 и 1926 гг. в качестве самостоятельной этнической единицы – народности.
После Октябрьской революции в Татарстане возник «кряшенский вопрос», в решении которого наметились 2 подхода: предоставление крещеным татарам определенной автономии или постепенное духовное сближение с остальными татарами. В острой борьбе одержала победу так называемая средняя линия, когда при предоставлении крещеным татарам определенной культурной автономии велась политика стирания различий между крещеными татарами и татарами-мусульманами.
В 1990-е гг. наметилась тенденция к возрождению духовной жизни крещеных татар, основанной на традициях исповедования православия; ее проявлениями стали создание в 1990 г. «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен», созыв в 2001 г. ряда конференций, съездов крещеных татар (с принятием «Декларации о самоопределении кряшен как этноса»).
Однако выдвинутые радикально настроенными лидерами крещеных татар лозунги о самоопределении в ходе переписи 2002 г. поддержало не более 1/10 части крещеных татар. Определенные проблемы культурно-религиозного развития крещеных татар в современных условиях сохраняются.
Праздник кряшен – Питрау
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Культура
Крымские татары сумели сохранить свою самобытность (язык, вероисповедание, традиции семейного быта, народные обряды, песни, танцы, национальную кухню), хотя многие из вековых культурных ценностей оказалось утраченным
Социальная адаптация и национально-культурное возрождение являются для них не менее важной задачей, чем хозяйственное строительство и бытовое обустройство
Вопросы гуманитарного характера решаются совокупными усилиями Ассоциации крымско-татарских работников образования «Маарифчи», Лиги крымско-татарских женщин, секции крымско-татарских писателей при Совете писателей Крыма, Ассоциации крымско-татарских художников, Духовного управления мусульман Крыма.
В 1991–1992 гг. в Симферополь переехали созданный в Узбекистане крымско-татарский хореографический ансамбль «Хайтарма», редакции национальной литературы и газеты «Янъы дюнья» («Новый мир»), журнала «Йолдыз» («Звезда»). Позднее в Симферополе были открыты Крымско-татарский академический музыкально-драматический театр, Республиканский крымско-татарский музей искусств, факультет для подготовки учителей крымско-татарского языка и литературы в Крымском индустриально-педагогическом университете, организована Республиканская крымско-татарская национальная библиотека им. И.Гаспринского.
Крымский полуостров до появления на нем татар
Вторую часть – прибрежную занимали античные города. Вначале это были жители Древней Греции, затем римляне, позже византийцы. Соединяла две названные части зона гор.
В 14 столетии Византийскую империю все чаще стали атаковать османцы, и ее власть постепенно стала ослабевать. Таким образом, на полуострове стало зарождаться княжество Феодоро с греками, армянами, готами. Они стали называться феодоритами.
В степной крымской части на тот момент с середины 13 столетия после нашествия монголо-татар существовала Золотая Орда, которая со своего улуса решила сделать столицу и назвать ее Кырымом. В настоящий момент на этом месте расположился Старый Крым. За другими бывшими городами Византии установили контроль генуэзцы. Организовав в Константинополе свои общины, они творили беспредел.
В 1475 году во время турецкой интервенции, когда войска турок вторглись в зону побережья и гор полуострова, территория, названная ранее Крымским ханством, стала принадлежать турецкому султану. На тот момент монголо-татары еще продолжали заявлять, что являются властелинами всей земли, но турок они не затрагивали.
Экономика и промышленность Крыма
С картой Крыма с населенными пунктами можно найти все предприятия города. К главным отраслям региона относится промышленность, туризм, строительство и сельское хозяйство.
На полуострове располагаются научные центры различных профилей. В южной части находится астрофизическая обсерватория.
Основная часть промышленного производства приходится на обрабатывающие предприятия.
Изучить объекты хозяйства полуострова поможет подробно карта Крыма. К важнейшим отраслям региона относятся: химическая, пищевая, машиностроительная и строительная.
На полуострове развито зерновое хозяйство. Также ведется производство шерсти, молока и мяса.
В Крыму насчитывается более 700 санаторно-курортных учреждений и крупных гостиниц.
Крымский полуостров отличается богатейшими рекреационными ресурсами.
Важно знать, что крымские побережья прогреваются порой до пятидесяти градусов по Цельсию, поэтому такие заболевания
как цистит, хронические простудные заболевания надо лечит с осторожностью, чтоб не получить ожоги. Сидя или лежа на
камнях или песке, по несколько минут, можно вылечить не только гинекологические и урологические заболевания, но и
проблемы с поясничным отделом и позвоночником.
Конечно, ценовая политика отдыха на побережье черного моря также отличается по уровню обслуживания в зависимости от района и других факторов. Многие отдыхающие
добираются на побережья Крыма на своих автомобилях и располагаются в личных палатках, такой экстрим также по — душе
любителям свободы, поэтому стоимость отдыха им обходиться ровно столько, сколько они себе запланировали
Надо отметить,
что чем ближе от моря подбирать место для проживания на время отдыха, тем стоимость проживания в отелях, или в частных
домах будет выше. Разнообразное множество всевозможных достопримечательностей и экскурсий предлагают как местные жители,
так и профессиональные экскурсоводы в Крыму. Незабываемым событием для туристов могут стать посещения крымских
водопадов, озер необыкновенной чистоты и красоты, обозначенных на административной карте. Всё на этом полуострове располагает к романтике и прекрасному
настроению. Множество ресторанов и уютно оформленных кафе, удивят прекрасно приготовленными блюдами и свежайшими
напитками.
Многие отдыхающие
добираются на побережья Крыма на своих автомобилях и располагаются в личных палатках, такой экстрим также по — душе
любителям свободы, поэтому стоимость отдыха им обходиться ровно столько, сколько они себе запланировали. Надо отметить,
что чем ближе от моря подбирать место для проживания на время отдыха, тем стоимость проживания в отелях, или в частных
домах будет выше. Разнообразное множество всевозможных достопримечательностей и экскурсий предлагают как местные жители,
так и профессиональные экскурсоводы в Крыму. Незабываемым событием для туристов могут стать посещения крымских
водопадов, озер необыкновенной чистоты и красоты, обозначенных на административной карте. Всё на этом полуострове располагает к романтике и прекрасному
настроению. Множество ресторанов и уютно оформленных кафе, удивят прекрасно приготовленными блюдами и свежайшими
напитками.
“Пельмени” и традиции
Казалось бы — какое отношение крымские татары имеют к пельменям. Однако именно на это блюдо очень похоже их традиционное угощение, называемое юфак-аш. Чтобы приготовить их, следует обладать значительными кулинарными навыками и терпением.
Считалось, что после замужества девушка должна удивить своего супруга с помощью этого блюда. При этом она готовила настолько миниатюрные “пельмени”, что в одной ложке помещалось несколько десятков этих изделий (в идеале — 23). Вот такая проверка чувств и выдержки.
Старая фотография крымскотатарских мужчин
Несмотря на то, что в прошлом крымских татар было немало драм и даже трагедий, этот народ сохранил позитивный взгляд на мир и уверенность в себе. Сегодня в Крыму, в районах, где проживают представители этноса, можно заметить соблюдение старинных обычаев, яркие проявления сохранившейся национальной культуры, которой крымцы не перестают гордиться.
Крымские татары верят, что самые лучшие времена, успехи и достижения — ещё впереди, ведь их народ переживает период возрождения прежних ценностей и традиций.
Язык и обучение
28 июня 2020 года в городе Саки произошел акт вандализма в отношении крымскотатарской стеллы с тамгой (национальный символ крымских татар), полумесяцем и аятами из Корана, установленной при въезде в город. Неизвестная женщина специально приехала на своем авто, забралась на крышу машины и молотком нанесла по мраморной стелле несколько ударов с целью ее разбить. С первых ударов молоток в руках вандалки сломался, но она достала второй и продолжила наносить удары по конструкции, сопровождая свои действия оскорблениями в адрес крымских татар и религии. Как всегда, сайт МВД и региональные новостные СМИ проигнорировали вандализм, списав все на мелкое хулиганство.
Инциденты, направленные на разжигание межнациональной розни в Крыму, не единичны. Ежемесячноони происходят по всему региону. Нападкам подвергается все, что касается крымскотатарской идентичности: язык, культура, депортация 1944 года, мечети идажекладбища. Крымских татар обвиняют в отсутствии воды на полуострове, блэкауте, попытках создания халифата, работе на мифические украинские спецслужбы.
Март 2015 г. В поселке Молодежное Симферопольского района на заборах и остановках появились шовинистические призывы. Виновные не найдены
Сразу же после вхождения Крыма в состав РФ в 2014 году незамедлительно был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Казалось бы, что с «торжеством исторической справедливости» на полуостров должны прийти не химерная толерантность и мультикультурная фальшь, а фундаментальная многонациональная политика.
Крымскотатарский язык, который был вписан в Конституцию Республики Крым как один из государственных (региональных) языков наравне с русским и украинским, на самом деле был сокращен в школьной программе. Согласно действующему законодательству РФ, в школах обучение ведется на русском языке, но по заявлению родителей гарантируется обучение на родном. Однако в крымских реалиях гарантированные конституцией нормы грубо игнорируются, а в некоторых школах открыто саботируются.
В 2018 году в школе села Цветочное Белогорского района произошел конфликт между 11 родителями и директором школы Еленой Менжелеевой, которая всячески чинила препятствия в открытии класса с родным языком обучения. Директор отказывалась принимать заявления у родителей, ссылаясь на то, что в школе нет свободных классов, нет учителя, отсутствует учебная и методическая литература. В личном общении женщина не гнушалась прибегать в психологическому давлению и манипулированию, убеждая, что крымскотатарский язык сложный, в профессиональной деятельности он не пригодится, а государственный язык — русский, и ЕГЭ сдавать надо на русском языке. Получается, директор отговаривала родителей, называя крымскотатарский язык непригодным и второсортным.
Как крымские татары добиваются открытия национальных классов.
К сожалению, подобное происходило и в Симферополе (школы № 8, № 11, № 22, № 28, № 37), Севастополе (школа № 46), в Советском районе (школа села Ильичево), Красноперекопском районе (школа села Магазин). Ежегодно в преддверии учебного года родители вынуждены все лето писать заявления, противостоять отговоркам и угрозам администраций школ, стучать во все инстанции в поисках защиты языка и справедливого отношения к ребенку.
В школах Крыма подвергаются притеснению даже ученики, которые в силу религиозных норм носят хиджаб и ходят на пятничные молебны после уроков.В школах Бахчисарайского района пристально следят за детьми, посещающими мечети по пятницам, проводят беседы с родителями и порою задают вопросы о возможных родственниках за границей — особенно в Сирии. Девочек грозят исключить из школы за ношение хиджаба, мотивируя это тем, что форма не соответствует школьному дресс-коду и нахождение в головном уборе на уроках запрещено.
В 2017 году произошел конфликт с девятиклассником Алимом (имя изменено), который после уроков в свободное время ходил в мечеть. Конфликт дошел до того, что администрация школы выдвинула ультиматум родителям ученика о немедленном переводе в другую школу. Скандал удалось нейтрализовать благодаря вмешательству правозащитников и адвокатов.
Язык подвергается дискриминации не только в школах, но и в государственной сфере: заключенным запрещается переписка на крымскотатарском языке, на свиданиях принуждают общаться только на русском. В суде престарелые люди, плохо владеющие русским языком, вынуждены прибегать к услугам переводчика, чтобы отстоять свои права и интересы.
Традиции народа
Крымские татары занимались кочевым скотоводством, земледелием, садоводством и рыболовлей. Гостеприимство — в крови этого народа, но присмотревшись, как подают чай, можно понять — рады гостю или нет. Если чаша полная, то всегда рады видеть, неполная — чувствуется неприязнь, но в слух этого никогда не произнесут.
За женитьбу родители могут договариваться, когда еще детки совсем маленькие. Свадьбу празднуют 2 дня: в пятницу в невесты, в субботу — в жениха. Очень редко применяют обычай, когда перед свадьбой девушку разрисуют хной. Если дочь покидает родительский дом, то отец должен на пояс привязать шарф, который снимет только отец жениха.
С древних времен крымские татары увлекались борьбой. Куреш — это национальный вид борьбы, но возможно он когда-то станет олимпийским видом спорта
Крымские татары уделяют особое внимание этому развлечению
По религиозным убеждениям женщине нужно покрывать голову. У татарок это был особый головной убор — махрама. Это длинное покрывало поверх платка.
Когда рождался ребенок, то его называли мать с отцом, но не разрешается называть именами своих родителей.
Татары не только дружный народ, но и гостеприимный, они с радостью примут в дом гостей, накормят, напоят, поделятся своими секретами. Общаясь с представителями этого народа начинаешь верить, что знаком с ними долгие годы.
↑ Депортация крымских татар
Первый раз это произошло во время Крымской войны 1853-1856 годов. Как только войска неприятелей начали высадку на территорию Крыма, значительная часть татарского населения поддержала врагов России. При этом они кинулись притеснять, грабить и убивать христианское население, проявляя при этом необыкновенную жестокость.
Справедливого возмездия крымские татары за своё предательское поведение избежали благодаря излишней либеральности Александра II.
Поэтому точно так же они поступили уже в 20 веке во время революционных событий 1917 года. Добившись от Временного правительства разрешения на создание крымско-татарских воинских частей, получив оружие, они не торопились оказаться на передовой. А предпочли встречать немецкие войска разгулом грабежей по отношению ко всему христианскому населению.
Проходит чуть более 20 лет, и уже во время Великой Отечественной войны, крымские татары встречают немецкие войска с радостью и восторгом, идут не только по призыву, но и добровольно служить в немецкие карательные батальоны, организуют отряды самообороны от партизан, участвуют в казнях, превосходя немцев жестокостью. Немецкие источники сообщали, что на службе Адольфу Эфенди было около 20 тысяч крымских татар. Теперь мулла обязательно читает три молитвы:
1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера.
2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию.
3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.
Но возмездие за предательство вылилось в депортацию татарского населения, которое было осуществлено в мае 1944 года.
Все татарское население Крыма было переселено в качестве спецпереселенцев в Узбекистан.
Спецпереселенцам разрешали взять личные, бытовые вещи и продовольствие до 500 кг на семью.
Каждый эшелон сопровождали врач и две медсестры с запасом лекарств, в пути было организовано горячее питание и обеспечение кипятком.
В перечень продуктов входило мясо, рыба, мука, крупы, жиры.
Так что ни о какой голодной смерти, на которую, якобы были обречены спецпереселенцы, речи быть не могло. В бытность нахождения у власти Сталина все распоряжения выполнялись очень скрупулезно.
Основные обвинения
Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).
По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.
Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.
В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.
Коллаборационисты Крыма
Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:
— дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944;
— неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах;
— угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма;
— угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.
В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.
Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma – вспомогательная полиция, а по сути — карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».
Народ, разделённый на три
Несмотря на то, что крымские татары представляют собой не слишком многочисленный этнос, у него есть три основные подгруппы, представители которых имеют свои особенности.
На южном берегу Крыма проживают ялы бойлу. Они ведут своё происхождение от греков, турок, черкесов. Примечательно, что именно у этой ветви крымских татар сохранялись многие языческие обряды вплоть до времён депортации.
Дети. Татары крымские. Крым Республика, городской округ Алушта, пос. Изобильное (д. Корбеклы), июль-август 1908 года / Фотограф Михаил Дубровский / Коллекция Кунсткамеры
В Крымских горах проживают таты. Этот субэтнос представляет собой нечто среднее между крымцами южного берега и степными их соплеменниками.
А вот жители открытых степных районов приобрели название ногаев. Именно они считаются потомками половецких кочевых племён. От себя хочу отметить, что у ногаев наиболее ярко проявляются монголоидные черты внешности (хотя доминирует европеоидный тип).
Типы степных крымских татар (ногаев)
За 6 лет после аннексии в Крыму зафиксировано 23 случая вандализма по отношению к крымскотатарским святыням. За 20 лет до аннексии Крыма — 24
16 мая 2020 года в селе Владиславовка Нижнегорского района в очередной раз осквернили могилы крымских татар, было повалено 5–6 надгробий. Аналогичные случаи произошли: апрель 2017-го — с. Багерово, Ленинский район; июль 2018-го — село Береговое, Керчь; ноябрь 2019-го — село Петровка, Красногвардейский район. Как и следовало ожидать, практически никогда не находят преступников, надругавшихся над могилами упокоившихся. С этим смириться еще можно, пеняя на несовершенство законодательства. Но как можно ужиться с тем, что представители местных правоохранительных органов оправдывают разрушение могил временем, сильным ветром или конфликтом с родственником, который мог совершить надругательство?
Страдают не только кладбища, но и культовые сооружения.
Ночь с 18 на 19 июня 2018 года — в Белогорске неизвестные исписали стены забора местной мечети нацистскими символами
Досье вандализма против крымских татар в Крыму
В ночь с 12 по 13 ноября 2014 года — поджог мечети в селе Солнечная Долина, Судак.
13 июня 2014 года — поджог мечети в микрорайоне Луговое Симферополя.
Ночь с 9 на 10 февраля 2015 года — сразу три кражи в разных сельских мечетях: Строгановка Симферопольского района, Октябрьское Красногвардейского района, Изюмовка Кировского района.
25 февраля 2015 года — кража в мечети села Богатое Ущелье Бахчисарайского района.
12 сентября 2015 года — кража звуковой техники из мечети в Феодосии.
21 октября 2015 года — в Кореизе неизвестные облили краской памятную доску о депортации крымских татар.
4 ноября 2015 года — в микрорайоне Жигулина Роща под Симферополем неизвестные взломали дверь и проникли внутрь мечети. Вандалы перевернули все находившиеся там вещи, но ничего не унесли, кроме аккумулятора от системы сигнализации.
Ночь на 14 ноября 2015 года — неизвестные забросали камнями и кирпичами мечеть в селе Завет-Ленинский Джанкойского района. Были разбиты окна, повреждены стены, порваны занавески в молельном зале.
17 ноября 2015 года — злоумышленники украли пожертвования из мечети под Судаком.
Ночь на 26 апреля 2015 года — преступники подожгли мечети в селе Скалистое Бахчисарайского района, бросив в здание несколько коктейлей Молотова
17 мая 2015 года — у подножия горы Эклизи-Бурун вандалы разгромили памятник, установленный в память о депортированных крымских татарах, после этого сбросили его с обрыва.
Ночь на 10 января 2016 года — осквернена мечеть в селе Ай-Серез близ Судака. На реставрируемой стене здания вандалы изобразили непристойный рисунок и перечеркнутое изображение тамги.
19 апреля 2016 года — в мечети поселка Мирное Симферопольского района злоумышленники выбили дверь в мечеть, демонтировали пластиковые окна, вынесли из помещения мелкие вещи.
2 мая 2017 года — неизвестные проникли в мечеть в 6-м микрорайоне Бахчисарая, разорвали несколько экземпляров Корана и пытались поджечь вырванные страницы прямо в здании мечети.
25 февраля 2018 года — из мечети города Саки похитили пожертвования.
13 марта 2018 года — в мечети села Ближнее под Феодосией злоумышленники вскрыли ящик для пожертвований и вынесли деньги.
Ночь на 9 мая 2019 — в поселке Орловкавандалы разбили памятник с именами местных жителей, крымских татар, которые погибли во время Великой Отечественной войны.