История российского императорского флота

Оглавление

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1, составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Атомное превосходство

К главным достижениям отечественного судостроения эксперты относят введение в строй новых кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

Машины проекта 885М («Ясень-М») были разработаны конструкторами АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург). Строительство атомных субмарин данного класса ведётся в Северодвинске, на предприятии АО «ПО «Севмаш».

Также по теме

«Укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «Грайворон»

Черноморский флот РФ пополнится малым ракетным кораблём «Грайворон», оборудованным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». В…

Многоцелевые АПЛ предназначены для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены восемью вертикальными пусковыми установками, способными запускать крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Также АПЛ несут на борту по 30 торпед калибра 533 мм.

В начале мая на баланс ВМФ России была принята АПЛ проекта 885М «Казань» — судно стало головным крейсером серии.

Как ранее сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, вторая субмарина проекта 885М, «Красноярск», может быть спущена на воду в августе этого года.

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей А») «Князь Олег» был спущен на воду летом 2020 года. Об этом сообщили в ПО «Севмаш», занятом выпуском кораблей этой серии. Как уточнил в апреле 2021 года гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, АПЛ «Князь Олег» будет передана флоту в октябре.

Подводные корабли проекта «Борей» должны заменить устаревшие АПЛ третьего поколения 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Начиная с 2013 года ВМФ получил три ракетоносца проекта «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», АПЛ К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Параллельно велась разработка модернизированной серии АПЛ проекта 995А («Борей-А»). Головной корабль серии К-549 «Князь Владимир» был передан военным в 2020 году.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

«Бореи» обеих модификаций несут на борту 16 МБР «Булава» с ядерными боезарядами. Одним из важных преимуществ АПЛ проекта «Борей» считается малая заметность. Она обеспечивается использованием звукопоглощающих материалов. Всего планируется построить десять кораблей этой серии.

Как отметил Владимир Поспелов в комментарии РИА Новости, Россия может продолжить строительство стратегических подводных ракетоносцев проекта 995 и после сдачи законтрактованных на сегодняшний день кораблей.

Также по теме

Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «Страж»

Российское Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Рубин» ведёт разработку ныряющего патрульного корабля «Страж». Об этом сообщили в…

«Серия может быть продолжена. Проект показал себя как удачный, имеет хорошие перспективы по модернизации», — пояснил он.

Он также напомнил, что суммарно возможное количество носителей МБР с ядерными боезарядами определяется договором СНВ-3.

Как отмечают эксперты, флот играет важнейшую роль в качестве компонента стратегических ядерных сил страны.

«Известно, что именно баллистические ракеты подводных лодок составляют значительную долю в нашем потенциале стратегического ядерного сдерживания. Это самый скрытный и самый мобильный компонент наших стратегических ядерных сил. В этом смысле флот должен в первую очередь обеспечивать оперативное развёртывание, прикрытие районов применения наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения», — пояснил Виктор Мураховский. 

Вторая важная задача ВМФ — обеспечение безопасности мореплавания и границ ближней морской зоны. Её выполняют корветы, малые ракетные и патрульные катера.

«Флот должен восстанавливать свои возможности, этот процесс мы сейчас и наблюдаем», — добавил эксперт.

Похожее мнение высказал и Игорь Коротченко.

«Флот обеспечивает ядерное сдерживание своей морской стратегической компонентой. Также ВМФ вносит свой вклад в потенциал неядерного сдерживания. Особую роль сегодня играют морские носители крылатых ракет «Калибр»», — подытожил эксперт.

От цистерны до миноносца

Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.

Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.

Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.

  • Подводная лодка Степана Джевецкого

Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.

В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек). 

По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).

Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».

Также по теме

«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил

110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…

Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.

В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.

При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.

Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).

Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.

Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.

В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

Выход есть?

Тем не менее, эксперты не считают, что состояние Тихоокеанского флота совсем уж бесперспективное. Однако срочные меры в его отношении все же требуются.

Так, Максим Климов отмечает, что одна из ключевых проблем, мимо которых нельзя пройти — состояние противоминных сил ТОФ. «В прошлом году флот получил первый новый противоминный корабль — БТЩ «Яков Баляев» проекта 12700. Однако темпы поступления их на флот крайне недостаточны, а сам проект имеет ряд серьезных недостатков. Модернизация имеющихся тральщиков также критически необходима», — рассказал эксперт.

Планируемая поставка Тихоокеанскому флоту универсальных десантных кораблей (УДК) немного прибавит в плане повышения оперативных и боевых возможностей ТОФ, полагает эксперт.

Суть в том, что УДК предназначены для осуществления морских десантных операций. Для успеха в подобных действиях требуется надежное авиационное прикрытие (иными словами, авианосцы) и мощный плавучий тыл. Последний организационно выведен из флотского организма и отдан в Тыл ВС РФ, что, по мнению Климова, является ошибкой.

Авианосцы (1-2) однозначно нужны в настоящее время Тихоокеанскому флоту, причем речь надо вести о размерности подобного корабля в 30-40 тыс. тонн водоизмещения (т. е. в пределах уже заложенных УДК). На выходе, полагает Климов, вполне можно получить корабль с неплохими характеристиками авиагруппы.

«Что касается морской авиации ТОФ, то имеющиеся самолеты устарели, изношены и не прошли сколько-нибудь серьезной модернизации (кроме Ил-38Н и МиГ-31БМ). Очень остро стоит вопрос по созданию в возможно короткие сроки нового патрульного (противолодочного) самолета — нашего аналога американского P-8 Poseidon», — считает эксперт.

Для решения не только ударных задач, но и многоцелевых (в т.ч. ПВО и противолодочной обороны) некоторое время назад рассматривался вопрос включения в авиацию флота модернизированных для морских задач самолетов Су-34.

«Это однозначно очень сильное и эффективное решение для ТОФ не только для ударных задач, но и, например, обеспечения оперативной устойчивости морских стратегических ядерных сил», — полагает Климов.

«Говоря о подводной компоненте Тихоокеанского флота необходимо отметить, что строительство серии ДЭПЛ проекта 636.3 однозначно является ошибкой. Проект уже устарел, и более того — не прошел даже вполне реальных и критических необходимых доработок. Для ТОФ однозначно необходимо было закладывать серию субмарин уже по новому проекту 677», — убежден Максим Климов.

По мнению эксперта, с учетом условий и обстановки на ТОФ все ДЭПЛ там должны иметь возможность применения анаэробной установки (ВНЭУ). С учетом огромного задела у нас по ядерным реакторам (в т. ч. малогабаритным) именно малогабаритная «капсульная» атомная установка является лучшим решением ВНЭУ для океанских театров.

«Срыв сроков постройки АПЛ «Ясень-М» (в т. ч. для ТОФ) и ряд недостатков проекта (а также очевидные недостатки перспективного проекта АПЛ «Хаски»), ставят вопрос о целесообразности разработки нового проекта многоцелевой АПЛ, адаптированной к новым условиях подводной войны и пригодной к постройке значительной серией», — считает Климов.

Михаил Ходаренок

Модельный конфликт и не только

Александр Антонов:Перспективы развития ВМФ России как военного инструмента глобальной политики

Своего рода контрольной задачей для Тихоокеанского флота ВМФ России можно считать гипотетический конфликт с Японией, как единственной страной в регионе, которая, во-первых, имеет территориальные претензии к России и, во-вторых, является союзником США, при этом способным, теоретически, осуществить наступательную операцию в спорном районе самостоятельно, без втягивания американских сил в конфликт. Однако это совершенно не означает, что подобный конфликт произойдет в обозримом будущем: речь идет именно о сравнении военных потенциалов в гипотетическом контексте данной контрольной задачи для первого этапа восстановления российского Тихоокеанского флота.

Решение этой задачи подразумевает способность Тихоокеанского флота выиграть войну на море у сил самообороны Японии, либо сорвав их возможную операцию, либо проведя свою успешную операцию в ответ. В текущем виде Тихоокеанский флот очевидно не способен к выполнению этой задачи без привлечения сил из других регионов страны, и исправление этой ситуации следует считать ключевой целью военно-морского строительства на Дальнем Востоке. Следует при этом иметь в виду, что задача может решаться разными способами, и не требует обязательной гонки «вымпел на вымпел», как это происходило в морских противостояниях в начале XX века.

В конечном счете, имея атомный подводный флот и развитые ракетные технологии, Россия может компенсировать количественное отставание строительством более мощных боевых единиц, обеспечивающих качественное превосходство за счет принципиально иного уровня боевой мощи — сверхзвуковые ПКР, более плотная и эшелонированная ПВО надводных кораблей, ударные возможности АПЛ и т.д. Разумеется, это не снимает задачи наращивания численности сил флота на Дальнем Востоке — ситуация, когда вывод из строя одной боевой единицы создает заметную брешь в обороноспособности неприемлема для крупной военной державы.

Следует иметь в виду, что создание флота, способного без подкреплений выиграть гипотетический конфликт с Японией само по себе в нынешнем состоянии ВМФ и промышленности потребует длительного времени, но при этом даст в руки военного руководства инструмент, способный действительно обеспечить активную военную поддержку внешней политике, будь то регулярное присутствие в ключевых регионах или создание сбалансированной боевой группы для участия в локальном конфликте.

Знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации

Главным символом для моряков является корабельный флаг. Традиция его подъёма и спуска представляет собой обязательный ежедневный воинский ритуал. С первых дней истории флота до сегодняшнего дня цветовая гамма практически не менялась. На знамени всегда присутствовали два или три цвета, в том числе:

  • Белый;
  • Красный;
  • Синий.

Впервые бело-синий корабельный флаг взвился на мачте судна «Орёл», принимавшего участие в битве с турками за Азов (1696). После учреждения Морские сражения при Петре IПетром I главной военно-морской награды, ордена Святого Андрея Первозванного (1699), морское воинское знамя получило наименование Андреевского флага. Спустя 218 лет, 26 декабря 1917 года оно было заменено военно-морским флагом РСФСР (с 1922 года – СССР), просуществовало до распада Советского Союза.

Дата возрождения традиций и ритуалов, связанных с Андреевским флагом, – 26 июля 1992 года. Спустя полгода после образования РФ главный символ флота вновь занял своё законное место. Он представляет собой белое полотнище со скрещенными в центре диагональными полосами. Размеры флага:

  • Ширина – 1/10 длины;
  • Отношение ширины к длине – 2/3.

Кроме полотнища в состав знамени входит древко с навершием, скобой, подтоком. Военно-морской флаг РФ за 29 лет претерпел только одно изменение: 1 января 2001 года голубой цвет полос заменён на исконный, синий. Для торжеств/ритуалов используются ещё два варианта флотского знамени – Гвардейское (с георгиевской лентой), Орденское (с изображением ордена Св. Андрея Первозванного).

200 лет динамики развития

Основанный Петром I военно-морской флот, уже в течение жизни императора по количеству боевых судов занял пятое место в мире, наряду с такими старыми морскими державами, как Англия, Голландия, Дания, Швеция, Франция

Не все представители династии Романовых уделяли одинаково пристальное внимание развитию флота, но он продолжал динамично развиваться и к началу XX века, периоду русско-японской войны 1904 года, по количественному и качественному составу боевых кораблей уступал только Великобритании (1 место) и Германии (2 место)

Бедой российского флота было размещение до 90% состава кораблей на 2 флотах: Балтийском и Черноморском. Завоевание господства на Тихом океане не входило в число приоритетных задач Империи, поэтому, военно-морские силы на Дальнем Востоке были представлены малочисленными боевыми кораблями, несшими пограничную охрану от американских, китайских и японских браконьеров.

Разразившийся конфликт с Японией показал полную незащищенность российского дальневосточного побережья от атак с моря со стороны Японии. Потребовавшая длительного времени и материальных затрат переброска Балтийского флота (II эскадра адмирала З.П. Рождественского) закончилась полной катастрофой у острова Цусима. В сражении было потеряно 21 судно, захвачены или сдались 7 судов, погибло 5045 моряков, попало в плен 7282 человека.  

Поражение в Цусимском сражении сразу же отбросило Российский Императорский флот с 3 на 6 место.

История становления военно-морского флота России

На рубеже 17-18 веков остро встал вопрос о преодолении территориальной, политической и культурной изоляции государства. Для дальнейшего экономического и социального развития страны необходимо было создать боевой военно-морской флот.

Первым кто, приступил к решению этой глобальной для страны проблемы, был царь Алексей Михайлович. По проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена был построен русский боевой корабль «Орел».

Название свое он получил в честь государственного герба. По тем временам это было современное военное судно длиной 24, 5 метров, шириной 6, 5 м, осадкой 1.5 м. На вооружении корабля стояли 22 пушки. Состав экипажа: 22 матроса и 35 стрельцов. Осенью 1696 года Боярская дума приняла решение о создании Российского флота.

В первой половине 18 века русские моряки сделали много важных географических открытий.

История создания военно-морского флота при Петре первом

Новым шагом в развитии государства должно стать создание флота, таковой была воля молодого государя Петра I: «Морским судам быть!» И закипела работа на многочисленных верфях, которые были разбросаны по всей территории России.

В Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске строились корабли. Созданы были Азовский и Балтийский военные флоты. Немного позже приступили к созданию Тихоокеанского, Черноморского, Северного флотов и Каспийской флотилии. Строились корабли разных классов. И уже к весне 1700 года на воду были спущены 40 парусных и 113 гребных судов.

Говоря более подробно об истории создания Российского военно-морского флота надо отметить, что русский народ совершил национальный подвиг.

Несмотря на все лишения и трудности в период с 1695 года по 1712 год в России, а в частности на верфях Воронежского края были построены более 1000 кораблей и вооруженных судов, а так же более 10 000 вспомогательных судов и плавающих средств. Боеспособный мощный флот, созданный за столь короткие сроки, помогал успешно решать стратегические задачи на юге России.

Первый храм Военно-морского флота России

В 1700 году был спущен на воду первый 58-пушечный первый линейный корабль России «Божие предвидение». Отечественные корабельные мастера Петр 1,Ф. Скляев, и Л. Верещагин построили его по первому русскому чертежу. Соотечественники считали этот корабль совершенством отечественного судостроения, это событие можно считать началом русской школы судостроения.

Воронежскую землю можно назвать одним из истоков отечественного судостроения. Ведь в 1703 году было открытие первой Адмиралтейской школы для подготовки младших специалистов флота. Впервые приступили к строительству придворных и военных яхт, плавучих доков и других судов.

В России впервые в мире были разработаны и внедрены шлюзовые системы и «сухая гавань» для сохранности судов. В этом столетии берет начало создание военно-морского музея России.

Современный Военно-морской флот России

В настоящее время ВМФ является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Его цель — защита интересов России на морских и океанских просторах. Силами ВМФ могут быть нанесены ядерные удары по наземным объектам противника.

Уничтожение группировок противника в море и базах, нарушение океанских и морских коммуникаций противника и защита своих морских перевозок, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника — вот основные задачи ВМФ РФ. А так же содействие сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий.

Состав Военно-морского флота

В состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Кроме того, существует Гидрографическая Военно-морского флота России. Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия являются оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России.

Современный ВМФ РФ

Мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации находятся на вооружении в современном Российском военно-морском флоте. Военно-морские специалисты умело эксплуатируют эту технику.

Более чем за 300летнюю историю Российского флота наши моряки продолжают и развивают славные традиции флота.

Казанский поход. 1552

Карта осады и взятия Казани. 02.10.1552 г.

В этой кампании, результатом которой стало присоединение Казанского ханства и окрестных татарских владений к Московскому государству, струги сыграли ключевую роль в перевозке войск, снаряжения и припасов по Волжской водной системе от Коломны (100 км от Москвы) до Казани и обратно. На них было доставлено 150 орудий русской осадной артиллерии, многие из которых уже тогда поражали современников своими размерами и весом. Их транспортировку, равно как и довольствие для войск, обеспечивала судовая рать. О ее численности, организационной структуре и характере комплектования точных данных нет. Ясно одно: людей и стругов для обеспечения всего Казанского похода не хватило бы, а активную роль в снабжении русских осадных войск играли купцы, доставлявшие на своих кораблях множество товаров.

Быстрота постройки и примитивизм стругов чуть было не обернулись для московского войска катастрофой: 24 августа 1552 г. поднялась сильнейшая буря, которая сопровождалась 12-часовым ливнем, что привело к затоплению многих судов с припасами. Впрочем, новая партия быстро построенных на реках Упа, Ока и Волга стругов нивелировала последствия природного катаклизма, и активное снабжение продолжилось единственно возможным водным Волжским путем. После успешного завершения кампании судовая рать начала возвращать основные силы русских войск домой.

Старинная Казань. Иллюстрация, опубликованная в «Живописном журнале». Париж, 1843

1656 г.

Морской бой у острова КотлинВо время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Флотилия Северного Ледовитого океана

«Эскадра для диверсий» со временем выросла в достаточно солидный морской отряд, охранявший морские интересы России на довольно обширном пространстве северных морей. В зону ответственности Архангельской эскадры вошли Белое море и побережье Кольского полуострова, для чего выделялись специальные отряды судов, а кроме того, пусть и немногочисленные, но имевшиеся в составе эскадры крейсера получили задачу крейсировать в открытом море. Для того чтобы флот мог действовать на этом просторе свободно, а базы на берегу чувствовали себя уверенно, в радиусе действия эскадры заложили дополнительные пункты базирования, основали береговые батареи и стали устанавливать береговые навигационные знаки.

Архангельская эскадра просуществовала достаточно долго – 132 года. По иронии судьбы, решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через два дня после очередного его дня рождения – 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.

И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. Для решения этой задачи 30 января 1916 года указом царствующего императора Николая II был сформирован отряд обороны Кольского залива, в его состав корабли – два вспомогательных крейсера, минный заградитель, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.

Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Кроме того, во флотилии числились и два крайне необходимых в суровых северных условиях военных ледокола – «Святогор» (будущий «Красин», один из самых знаменитых отечественных ледоколов) и «Микула Селянинович».