Оглавление
Методология институционализма
Устанавливалось происхождение институтов. Распространенные в группе стандарты отношений перерастали в традиции, переходившие в нормы для общества. Их трансформация в правовые установки – дело времени.
Создавалось своеобразное «замыкание»: завтрашняя система управления определялась сегодняшней.
Входящие в обычаи накопленные знания и навыки не могли оставаться неизменными. Их развитие порождало необходимость постепенной (в лучшем случае) реформации законодательства и политического режима.
Культурные установки, напротив, имеют тенденцию к незыблемости. Институты формируют личность как социальное существо.
Структура социального института
Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:
- нормы поведения;
- специфические символы (герб государства, обручальное кольцо, иконы и прочее);
- кодексы поведения (правила, предписания, запреты, законы);
- материальные атрибуты (жилье семьи, территория государства, здание школы);
- ценности и моральные нормы (любовь в семье, поклонение в религии, уважение и подчинение в государстве).
Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:
- наличие специальных учреждений, поддерживающих функционирование данных институтов (загсы, школы, вузы, церкви);
- наличие материальных ресурсов, позволяющих институтам полноценно решать свои задачи;
- наличие норм, предписаний и запретов, задающих правила поведения граждан;
- наличие системы ценностей;
- использование метода «кнута и пряника» для того, чтобы мотивировать людей придерживаться правил института и разделять его ценности;
- наличие культурных символов, атрибутов и ритуалов.
Институциональный подход
Суть состоит в экономическом анализе институтов и институций с учетом достижений социологии и политологии. Институциональность – это стандарты, сложившиеся нормы, проживания человека в социуме.
Учитываются история, влияние эволюционного процесса. Важны национальные различия, нюансы развития разных стран. Одинаковые правила управления в условиях отличных режимов приводят к неодинаковым результатам.
Рынок интерпретируется как стоящие над законом и границами правила игры, диктующие действия членам сообщества. С другой стороны, человеческое поведение определяется сформированными исторически привычками, культурой.
Также деятельность определяется местом группы в иерархии. Институты предоставляют рамки, ограничивающие взаимоотношения.
Формирование институциональной социологии
Последнее десятилетие XIX в. отмечено тем, что именно в этот период институциональная социология стала принимать очертания самостоятельной области. Это было ознаменовано тем, что в Европе в университетах стали открываться факультеты, на которых занимались подготовкой учёных-социологов.
Замечание 1
Среди университетов, которые открывших подготовку таких специалистов значатся: Стокгольмская свободная школа общественных наук (1890), социологический факультет Лондонского университета (1898), Миланская свободная школа общественных наук (1897), Свободный колледж социальных наук в Париже (1898), возникшая на его базе Свободная высшая школа общественных наук в Париже (1900).
Вместе с тем возникли предпосылки к образованию политической социологии.
Замечание 2
Некоторые философы-социологи в своих трудах выдвигали идеи к необходимости изучения социальных основ политической сферы. Среди них: В. Парето, Г. Моски, М. Острогорский, Р. Михельс, а также Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Ковалевский, Ч. Мерриам, А. Бентли и др.
На всеобщий суд представили свою теорию «циркуляции элит» В. Парето и Г. Моска. Р. Михельс вывел закон олигархии, который подразумевает, что крупные бюрократические организации пытаются сосредоточить власть в своём узком кругу.
Г. Зиммель утверждал, что социология не должна идти по пути меньшего сопротивления и занимать своё место среди других социальных наук по принципу «не занятого». В её возможностях найти себя как метод науки, но не имеющих своего содержания. Основная цель социологии, по мнению Г. Заммеля, заключается в исследовании закономерных случайностей, которые не постижимы другим областям. А уже после этого приведение знаний к системе, психологическому объяснению и определению места в историческом развитии.
В этом видится Г. Зиммелю чёткое отделение социологии от иных социальных наук. Такие суждения он высказывает, основываясь на мнении, что социология изучает истинные формы «социации», при этом не исключает возможности соблюдать грани между науками об обществе.
Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм говорил о том, что социология является ведущей среди всех общественных наук.
Определение 2
Социология по Э. Дюркгейму – это наука о социальных фактах, которые представляют собой образ действия, вне зависимости его чёткого или нечёткого характера.
В своих работах «О разделении труда», «Самоубийство» и «Элементарные формы религиозной жизни» он рассуждал о тезисах разделения труда в современном обществе. Он говорил о необходимости данного аспекта общественной жизни в контексте того, что именно на солидарности базируется анализ разделения труда. Солидарность в таком случае выступает как высший моральный принцип, признанный всеми членами общества.
Полагаясь на идеи Э. Дюркгейма, можно говорить, что он высказывает противоположное мнение К. Марксу, утверждая, что общественное разделение труда служит связкой для общества, поскольку основывается на взаимной зависимости, в конечном итоге порождая гармоничную солидарность.
Пример 3
Предприниматели зависят от работников по найму, а работники по найму зависят от своего работодателя.
Таким образом, Э. Дюркгейм представляет солидарность как гармоничное, естественное и нормальное социальное состояние общества, отрицая понятие классовой борьбы, как патологического состояния.
Институционализация
Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.
Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.
↑ Виды социальных институтов
Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:
- политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
- экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.);
- институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
- институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
- духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).
Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Семья
Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.
Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.
Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.
Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Примеры социальных институтов
Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:
- Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
- Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
- Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
- Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
- Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
- Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
- СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.
Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь
Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право)
Различия между «старым» институционализмом и неоинституционализмом
Основные отличия:
-
Адепты «старого» подхода (Джон Коммонс) продвигаются от институтов к экономике, анализируя экономическую теорию инструментами общественных наук. «Новые» разрешают проблемы социологии и права при помощи точных дисциплин (макроэкономика, теория игр).
-
Классический метод сводится к обобщению отдельных случаев. Методы управления теоретически не анализируются. Всеобъемлющая теория разработана так и не была. Неоинституциалисты интерпретируют частные факты институтов на основе единой доктрины.
-
«Старой» школой считалось, что благополучие субъекта являлось результатом действия группы (правительство, профсоюз). «Новые» склоняются к анализу волеизъявления индивида, выбирающего сообщество.
Отличие институционализма от других экономических школ
Главные отличительные признаки:
Основные в неоклассическом течении величины (цена, прибыль, спрос) дополняются внеэкономическими категориями и отношениями.
Математическая модель маржиналистов расширяется социальной сферой.
У сторонников классической политэкономии главенствует экономический базис. Институционалисты рассматривают общество в качестве, как минимум, равноправного фактора.
Предприятия не стремятся оптимизировать производство, но действуют так традиционно.
Поведение индивида продиктовано экономической ситуацией и сообществом. В приоритетах интересы общества.
Экономика не принимается как сбалансированная конструкция. Эволюция происходит из-за случайного сочетания нескольких взаимодействующих факторов («кумулятивная причинность»). Классические специалисты считают развитие естественным.
Считается полезным государственное вмешательство в рыночный механизм.
Клиент не мотивируется только целесообразностью. Формирование спроса не определяется ценой, но зависит от общей ситуации в стране.
Цены не склонны к изменению. Не являются функцией нестабильных себестоимости и спроса. Противоречит «классике».
Прогноз не является самоцелью
Важно понять механизмы динамики политики, экономики, общества.
Процесс институционализации науки социологии
М. Вебер также внёс свой непосредственный вклад в разработку теорий общественно-исторического развития, институционализацию политологии, политической философии и социологии
Он акцентировал внимание на внутренних проявлениях социального действия. Его усилиями появилась концепция поведения человека, ориентированного на других людей
Пример 4
М. Вебер писал: «…предметом изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на других субъектов».
Особое внимание он уделял идеям, ценностям, представлениям, привычкам, которые оказывают влияние на поведенческие и темпераментные особенности в обществе не менее экономических условий. Свою теорию М
Вебер назвал «понимающая социология». Смысл её заключался в чётком толковании систем и структур, которые выявляются в человеческом поведении. Понимание, в его уразумении, заключалось в понятном постижении определённого повторяющегося явления
Свою теорию М. Вебер назвал «понимающая социология». Смысл её заключался в чётком толковании систем и структур, которые выявляются в человеческом поведении. Понимание, в его уразумении, заключалось в понятном постижении определённого повторяющегося явления.
Пример 5
М. Вебер писал: «Социология… создает понятия типов и ищет общие правила событий в противоположность истории, которая стремится к каузальному анализу… индивидуальных, важных в культурном отношении действий, образований, личностей».
Конец века ознаменовала находка: склонность к росту влияния идей психологии в объяснении социальных явлений. Поспособствовало этому индивидуальная психология, которая стала прирастать коллективной, тем самым дав толчок к развитию социальной психологии. Коренным образом изменилось понимание психологии, которую считали ещё в начале XIX в. лишь своеобразным уточнением для философии. Благодаря В. Вундту появилось понимание, что «вся наша философия это современная психология».
Возрастает значение трактовок относительно социально-психологических и общественно-политических реалий. Многие учёные, поменяв своё мировоззрение, стали больше опираться на психологизм, натурализм отошёл на второй план. Социологи не остались в стороне, и стали с огромным интересом разбираться в проблемах мотивации социального поведения и психологических механизмах. Таким образом, в социологии сформировалось психологическое направление.
Г. Лебон в этом направлении занял лидирующие позиции. Французский социолог и философ стал первым, кто задался идеей найти ответ в проблеме феномена масс и объяснить теорию о наступлении эры господства масс.
Этому учёный посвятил несколько работ: «Психология толп», «Психология социализма», «Эволюция материи». Основная идея их была в том, что европейское общество на грани вступления в новый этап своего развития, называл его «эра толпы». Суть его заключалась в подавлении личности и вознесении иррационального массового сознания.
Это направление приобрело популярность благодаря другому французскому учёному Г. де Тарду. Он утверждал, что аналогия общества с живым организмом совершенно беспочвенна. Также ничего общего между обществом и механическими агрегатами тоже нет. Все его основные идеи сконцентрировались в книгах «Законы подражания», «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии», «Мнение и толпа» и др. По его мнению, социология – это коллективная психологи, не более того.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Что такое социальный институт?
Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.
Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.
Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:
- согласование интересов членов общества;
- реализация базовых потребностей каждого человека;
- стабильность и развитие;
- формирование общепринятых правил и норм.
Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).
Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.
Суть современного институционализма
Авг 28, 2014
Андрей Малахов
Макроэкономика
Институционализм зародился в начале 20 века, его основоположником американский экономист Веблен. На протяжении ста лет эта теория социально-экономических исследований активно развивалась и дополнялась. Современный институционализм получил широкое распространение и считается одной из базовых экономических теорий.
Смысл институционалистского подхода к экономическим системам заключается в том, что при анализе экономических процессов активно используются не только экономические аспекты, но и изучается влияние общественных институтов на экономику.
- — выгодные условия торговли на Форекс (подробнее об условиях), реальный доступ к рынку
- — только для опытных инвесторов и агрессивных инвестиций
- — здесь открыл свой счет для копирования торговых сигналов
- — «Пентаграмма прибыли»
Под общественными институтами в этой экономической теории подразумеваются нормы и обычаи общественного поведения, закрепленные в виде законов, различных учреждений и организаций.
Современный институционализм является достаточно оригинальной экономической школой, имеющей много отличий от других направлений изучения экономики. В частности, в рамках этой теории экономика считается частью социальной системы, в то время как обычно социальная система вообще не учитывается в экономических теориях.
Также в этом учении экономика рассматривается не как база для развития культуры, науки и политики, а как равноправная и взаимосвязанная часть общей социальной системы.
Согласно этого учения первичными являются интересы общества, для удовлетворения которых и нужна экономическая система, то есть процессы, протекающие в экономике напрямую зависят от уровня развития и потребностей общества. То есть под влиянием общества формируются цели и предпочтения отдельных людей, а не наоборот, как это принято считать в других теориях (маржинализм, классическая политэкономия).
Институционалисты полностью отрицают подход к экономике как к стремящейся к равновесию системе, для них характерен эволюционный подход, то есть согласно этой теории процессы в экономике имеют характер накопительных, в результате при достижении критического уровня накопленных изменений происходит эволюционный скачок в уровне развития экономики и начинается новый этап накопления изменений.
При этом система стремится не к равновесию, а к развитию, которое и является основным приоритетом и причиной протеканий различных изменений в экономической системе.
Институционалисты считают, что вмешательство государства в экономику и ее контроль полностью оправдано и не несет отрицательных последствий.
Своими главными целями представители этой теории считают не анализ системы экономических взаимосвязей и прогнозирование развития событий, а выработку рекомендаций по внесению изменений в политику и общественное сознание, которые приведут к ускорению темпов развития экономической системы.
В современном институционализме практически не применяются различные формулы и графики. В основном для анализа экономики используются статистические методы, а также логика и опыт. При этом экономические проблемы анализируются не отдельно, а в связи с социальными проблемами, которые, как считают институционалисты и порождают экономические неурядицы.
К недостаткам институционализма относятся отсутствие общих методов решения типичных экономических задач, отсутствие общей, логически непротиворечивой теории и наличие множества различных школ этого направления, которые сильно отличаются друг от друга.
А вы согласны с теорией институционализма?Андрей Малахов, профессиональный инвестор, финансовый консультант
Внимание!
Если в вашей жизни есть необходимость:
— изменить свое мышление
— сформировать новое видение будущего, новый взгляд
— принять важное решение
— изменить себя и свои доходы
— получить мотивацию
— поставить цели и достичь их
— получить любые другие изменения, которые как вам кажется, сложно осуществить
Институционализм – понятие, причины возникновения и развитие
Институционализм – одна из общественно-экономических теорий, основанная на исследовании влияния социальных институтов на материальные отношения в обществе.
Под институтами понимаются законодательно оформленные договоры: правовая система, брак, традиционный уклад, взаимодействие граждан и их объединений с государством и т. п.
Бурный технологический рост постсредневековой Европы (особенно Британии, Голландии, в меньшей степени Франции) вызвал трансформацию сложившейся системы торговли и производства. Объединенная теория новой экономики была создана английским экономистом А. Смитом в конце XVIII в.
Основные идеи учения (эгоизм производителя, либерализация) и математический подход не разъясняли в должной мере необходимое государственное устройство. Растущее материальное расслоение общества порождало недовольство.
С другой стороны, капиталистическим отношениям противостояли традиционалисты, выступающие за цеховую организацию производства и помещичье-общинное сельское хозяйство. Особенно ярко противоречия выразились в трудах германских ученых. На стыке противоречащих друг другу подходов зародился институционализм.
Идея оказалась продуктивной и развивалась по мере прогресса техники и государственных инструментов регулирования. Дополнительными толчками послужили Мировые войны, революция в России и холодная война между СССР и западным миром.