Цинь (династия)

Оглавление

Религия Древнего Китая

Государство никогда строго не централизовало религиозную сферу. Китайцы, как бедные, так и богатые в древности верили в три основных философских школы, которые преобладали в разной степени в разных регионах страны.

В религии древнего Китая не было жрецов в обычном понимании, божеств и храмов, которые возводились в их честь. Жреческие функции приходилось выполнять чиновникам, а разные духи, олицетворявшие природные силы и умершие предки шан-ди были высшими божествами.

Крестьяне возлагали большие надежды, что получат отличный урожай, поэтому культ духов земли был очень важен. Им приносились жертвы, молились, проводились особые ритуалы.

В древнем Китае считали, что всех добродетельных людей Небо вознаграждает, а недостойных, наоборот, капает. Император считался «сыном Неба», был под его особым покровителем, но править страной он мог, только сохраняя добродетель. Если же это качество терялось, император утрачивал право властвовать.

Основные виды древней китайской религии рассмотрим далее.

Конфуцианство

Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею.

Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа.

Главенствующей религией в Китае конфуцианство считалось во времена правления императоров в стране, именно ним было заложено основные принципы китайского общества.

Официально учение никогда не было религией, но это не помешало ему проникнуть в сознание всей общественности, влиять на поведение китайцев, выполняя все функции официальной религии.

Учения особое внимание уделяли проблемам власти императора и их подданных, предписывалось, каким должно быть поведение одних и других

Даосизм

Это учение включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа.

Официальной китайской религией даосизм, в котором можно проследить некоторые характерные черты буддизма, никогда не был. Учению следовали в больше мере затворники и отшельники, иногда народные движения. Именно эти учения стимулировали к восстаниям народные массы, а у ученых появлялись новые идеи, ведь с даосизма они черпали силу и вдохновение.

Нужно отметить, что само Дао, как закон бытия и космоса, находится повсюду и везде, но его никто не сможет увидеть и услышать, оно даже не имеет формы, его никто не создавал. Для того чтобы стать действительно счастливым, нужно понять Дао и стать с ним единым целым. Идеально, чтобы верующий в даосизм стал отшельником. Эта религия всегда была в оппозиции к конфуцианству, которое проповедовало служение императору.

Буддизм

Это религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры.

Во всем мире буддизм считают одной из самых древних религий. Будда провозглашал, что сам человек является главной причиной своих страданий. Главная цель здесь – достижения состояния нирваны, только так человек может пробудиться и увидеть реальный мир.

Особое место в буддизме отводится медитации. Это средства духовного и физического самосовершенствования.

Восточная Хань

В результате победы движения “краснобровых” 5 августа 23 года Лю Сю, будущему императору Гуан У-ди, удалось вернуть власть фамилии Лю. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань.

Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы. Вместе со столицей ханьские правители оставили в прошлом бесконечные интриги супруг императора и их родственников. Государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии.

Самых процветающим периодом правления династии Восточная Хань – это середина первого века. После царствования императоров Гуану, Мин и Чжан, Хань восстановила свое процветание. В целом, ее экономическое, научное и культурное развитие превзошло Западную Хань
В Китай (“Серес”) прибывали посольства из Средиземноморья, а ханьский разведывательный отряд во главе с Гань Ином добрался до Месопотамии. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода.

На пороге новой эры

На протяжении второй половины XVII — первой половины XVIII в. в Европе господствовало восприятие Китая как могущественного и процветающего государства с высочайшим уровнем культуры и нравственности.

Д. Кастильоне. Конный портрет императора Цяньлуна в церемониальном облачении. 1739 или 1758 г.

Но, по мере того как в Китае обострялись внутренние кризисные тенденции (уже в последние годы правления Цяньлуна по стране прокатилась волна мятежей), а европейцы всё ближе знакомились с жизнью империи, для Европы стало очевидным действительное положение дел. Открывались перспективы колонизации Китая, сулившие неисчерпаемый рынок для сбыта промышленной продукции, гигантские сырьевые и людские ресурсы, возможности финансовых вложений и военные базы для установления господства в Тихоокеанском регионе.

В 1802 г. в Макао высадился английский десант, чтобы овладеть этой колонией. Правительственные войска совместно с португальцами отстояли колонию. В 1816 г. для улаживания конфликта в Китай прибыла дипломатическая миссия, присланная английским королём Георгом IV. Вызывающее поведение её сотрудников (отказ прийти на аудиенцию к императору из-за нежелания исполнять придворный церемониал) ещё больше настроило власти страны против Великобритании. Посольство было отправлено восвояси с ультиматумом королю: больше никогда не направлять в Китай послов и торговых агентов. Сопровождающих его сановников казнили. Но англичане не собирались сдаваться. Особенно болезненно этот инцидент был воспринят Ост-Индской компанией, в экспортных поставках которой в Китай ведущее место занял особый товар — опиум…

Поделиться ссылкой

Имперский Китай (дин. Цинь 221 год до н.э. – дин. Цин 1911 год)

В 221 году до н.э. правитель царства Цинь – Ши Хуан-ди объединяет разрозненный Китай под своей властью и становится первым императором всего Китая. С этого момента начинается второй период китайской истории – имперский.

Династия Цинь просуществовала около 10 лет, однако, несмотря на это императору Ши Хуан-ди удалось сделать то, что не смог никто до него – объединить Китай, превратив его в мощное государство. В период правления императора Цинь была достроена Великая китайская стена, создана единая система управления армией и проведены множество экономических реформ. Однако, после смерти императора в 210 году до н.э. Китай вновь вступил в эпоху междоусобных войн.

В 202 году до н.э. военачальник царства Чу Лю Бан захватывает власть в Китае и основывает новую династию китайских императоров – Хань, которая просуществовала до III века н.э. Одним из самых выдающихся императоров этой династии был У-ди, при котором конфуцианство стало господствующей идеологией в Китае. Ханьская империя просуществовала до 220 года, когда была свергнута в результате мятежей военачальников. Китай на несколько веков погрузился в эпоху мятежей и разрозненных царств.

Однако в 581 году основатель династии Суй захватывает власть и снова объединяет Китай. Именно в правление этой династии началось строительство знаменитого Великого канала, который сегодня считается одним из новых чудес света. Кроме того, огромной заслугой этой династии является и то, что в этот период была создана система управления, способная обеспечить целостность Китая. Однако династия Суй быстро пришла в упадок из-за многочисленных разорительных военных походов. На смену ей пришла династия Тан.

Династия Тан правила в Китае с 618 по 907 года, которые вошли в историю Китая как эпоха наивысшего расцвета средневекового Китая. Основатель династии Гаоцзу вел гуманную политику, направленную на развитие искусства и культуры. Эта была эпоха императоров-поэтов, которые покровительствовали художникам, поэтам и мыслителям. Тем не менее, династия Тан также приходит в упадок к началу IX века. Начинается период междоусобных войн и борьбы за власть. В 906 году после смерти последнего императора династии Тан, начинается эпоха «Пяти династий» когда правители сменяют одного за другим. Однако именно в этот период в Китае был изобретен печатный станок и появились первые бумажные деньги.

В 960 году появляется новая династия Сун, основатель которой – военачальник Чжао-Куан-инь сумел объединить под своей властью большую часть Китая. В этот период на северо-востоке страны у Китая появляется новый враг – монгольские племена киданей, которому в 1075 году Китай вынужден был отдать часть своих территорий. Однако, несмотря на это период сунн считается в истории Китая эпохой экономического и культурного расцвета страны.

В XIII веке по всему миру началось монгольское нашествие. Как ближайшие соседи монгол, Китайцы первыми подверглись захвату. В 1279 году, внук Чингизхана, хан Хубилай, полностью завладел Китаем и стал основателем новой монгольской династии императоров Китая – Юань. Столицей государства стал Ханбалык (Пекин), однако монголы правили недолго, и после смерти Хубилая, власть перешла в руки династии Мин.

Династия Мин правила в Китае до 1644 года. В период правления этой династии развивалось строительство, сельское хозяйство, были отправлены морские экспедиции к Персидскому заливу и побережью Африки. Этот период совпал с активными морскими путешествиями европейцев, в Китай стали проникать христианские миссионеры, а в 1557 году Китай отдал в аренду Португалии современную территорию порта Макао.

Последняя династия китайских императоров – Цин была основана захватчиками-манчжурами. Этот период считается эпохой мира и процветания Китая, однако именно манчжуры проводили политику изоляции страны на протяжении 300 лет. Династия Цин правила вплоть до начала XX века, когда в результате массовых восстаний и Синьхайской революции 1911 года Китай становится демократической республикой.

Конец жизни первого императора Китая – Цинь Шихуанди

За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он постоянно объезжал различные уголки государства, принося жертвы в местных храмах, извещая местные божества о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.

Объездами собственных владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из “Ши цзи” ханьского историка Сыма Цяня, китайского императора беспокоили мысли о собственной смерти. Во время своих странствий он познакомился с многими волшебниками и ведунами, надеясь узнать от них тайну эликсира бессмертия.

В 219 г. он снарядил на поиски экспедицию к островам Восточного Моря (вероятно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустые суеверия, за что жестоко поплатились: как гласит легенда, император приказал закопать 460 из них живьем в землю.

В 213 г. до н. э Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, которые касались сельского хозяйства, медицины и гадания. Кроме того, не тронули книги из императорских собраний и хроники цинского правителей.

В последние годы жизни, отчаявшись и потеряв веру в обретение бессмертия когда-либо, Цинь Шихуанди все реже объезжал границы своего государства, отгородившись от мира в огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император надеялся, что люди будут видетьв нем божество.

Вместо этого, тоталитарное правление первого императора Китая вызывало рост недовольства среди населения. Раскрыв три заговора, император не мог доверять ни одному из своих приближенных.

Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. е. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы.

Боясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от его имени письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший – Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о даровании почетной смерти Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Шихуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был вынужден совершить самоубийство по его же приказу.

В империи начались восстания, возглавляемые Чэнь Шеном, в Гуаном и Лю Баном (кон. 209 – нач. 208 гг. Н.э.). В октябре 207 г. до н. е. столицу империи Сяньян был взят армией Лю Бана, провозглашенного императором. Он стал основателем династии Хань.

Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства. В ее состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и др. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были мощные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь.

Просмотры:
4 034

Династия Ся

Первой официально подтвержденной правящей группой стала династия Ся. Ее основал Юй в 2205 году до н. э. Подконтрольные территории раскидывались на всем востоке северной части Китая. Специалисты отмечают успехи в управлении государством династии Ся. В этот период был разработан календарь, основанный на лунных циклах.

Шаткой власть начала становиться, когда духовенство стало несерьезно относиться к своим обязанностям. Начали путаться даты, из-за этого сбивались даты начала сбора урожая, праздники и т. д. Совокупность проблем привело к тому, что резко возросли социальные и политические волнения. Воспользоваться ослабленным состоянием власти решил император Ли, который стоял во главе государства Шан. В итоге правящая династия сменилась.

Доказательства существования государства

Исторические изыскания 1928 года документально подтвердили существование предтечи китайской государственности уже в 1600 году до нашей эры.

Раскопки в окрестностях поселения Сяотунь (север провинции Хэнань) произвели настоящий фурор в среде современных синологов. Развалины огромного, древнего города, жилища, цеха ремесленников, культовые сооружения, императорский дворец и триста гробниц (четыре императорские усыпальницы).

Раскопки подтвердили существование государства: иерархию общества (кроме могил чиновников и купцов, обнаружено множество «бедных» захоронений), расцвет ремёсел, религий и бесспорную власть императора, владыки с «небесным мандатом».

Развитие Императорской службы

Но эта система со временем стала коррумпированной и неэффективной. Она по-прежнему в значительной степени была централизована, а автономии имели ряд ограничений. Доход чиновников сократился на столько, что им едва хватало средств для жизни. Для поддержания достойного уровня жизни чиновники брали взятки, за что сокращали налоги в пределах властных полномочий.

Низкая заработная плата привела к пренебрежению к обязанностям и бездеятельности, а также к жадности и коррупции. Это явилось существенным фактором крушения империи Цин. Система контроля на местах была настолько коррумпированной, что должным образом проводить необходимые реформы стало невозможно. Аттестационная система на занятие должности становилась подкупной, и богатые семьи покупали чины за своих сыновей.

Когда появился Китай как государство, дата основания

Первые поселения людей в Восточной Азии уже были 30-50 тысяч лет назад. В нынешнее время в одной из китайских пещер возрастом 18 000 лет, где обитал охотник-собиратель, была обнаружена древнейшая в мире керамика. Кроме того, здесь нашлась и глиняная посуда.

Земледелием и разведением скота люди в этом регионе начали заниматься еще в 70 столетии до нашей эры. Сначала выращивали просо с рисом. Из-за высокого развития сельского хозяйства постепенно увеличивалось численность населения.

Датой формирования древней китайской цивилизации возле Желтой реки считается 2000 год до нашей эры. Здесь обитала одна из старейших цивилизаций. При этом государство отличается культурой, суть которой не изменилась до настоящего времени.

Остальные ранние цивилизации прекратили свое существование, поэтому Китай называют древнейшей страной на планете. Местные семьи, владеющие землей, возглавили общины. Так образовались династии.

Это интересно: История кинжала: разбираемся со всех сторон

Упадок Династии Хань – Начало периода Троецарствия

После этого периода большинство императоров были несовершеннолетними и в реальности императорская власть была у их дальних родственников и евнухов. Это вызвало тьму и коррупцию в более поздний период, когда фермеры по всей стране начали восстания против своих правителей. Период династического упадка принято связывать с правлением Хэ-Ди. С этого момента начинается постепенное угасание эпохи Восточная Хань.

В 184 году в стране вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.

В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна в свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. Однако после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пэй вынудил императора Сянь-Ди отречься от престола, дав ему титул Шаньянского гуна. Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая.

Гражданская служба в династии Хань

После падения правящей династии Цинь Китай мог бы развалиться на небольшие конфликтующие царства, если бы не появился правитель Лю Бан, который и основал династию Хань в 206 году. Она правила Китаем 400 лет.

Основа административной системы, созданной во времена Хань, поддерживалась всеми последующими династиями. Империя была разделена на 15 частей и 10 царств. В каждом регионе императором был назначен главный правитель. Царства были разделены на 1587 префектур. Префектуры делились на административные районы. Местные чиновники, назначаемые на уровне провинций, были ответственны за выбор людей для работы над императорскими задачами: сбор налогов, осуществление правосудия, поддержание связи с более крупным административным центром. В центре выполнение указов императора осуществлялось премьером и руководителем государственной службы. Под непосредственным началом императора и двух высокопоставленных чиновников были девять министерств. На министерском уровне занимались вопросами ритуалов и обрядов, к коим причислялись и астрономические изыскания, а также судейством, безопасностью, транспортом, уголовным правосудием, иностранными делами, казной, налоговыми сборами и императорскими расходами. Военные генералы равнялись по старшинству руководителям министерств.

В династии Хань впервые стали практиковать назначения по заслугам, а не по протекции. Были созданы двадцать должностей, из которых только самая старшая была наследуемой. Двенадцать из них были предназначены для должностных лиц не из числа знати. Если чиновник совершил преступление, он терял свою должность и становился рядовым членом общества, а его ближайшие родственники могли использоваться в качестве рабов. В то время в Китае порядка одного процента населения были на рабских правах, и не существовало механизма стать свободным человеком

Промышленность

Значительно улучшилось металлургическое производство и текстильной промышленности.

  1. Стали применяться ткацкие станки, заменив собой мануфактуры.
  2. Плавление железа стало производиться в больших масштабах, уголь стал применяться в качестве топлива.
  3. Были разработаны гидравлические системы, с использованием энергии воды.

Правление династии Хань было периодом мира и процветания. В это время Китай был Мировой державой с развитым литературным творчеством, искусством, культурой и технологиями. В этот период достигаются многочисленные успехи в разных отраслях жизни народа. Некоторые из достижений эпохи Хань, все еще имеют влияние на жизнь китайского народа сегодня.

Просмотры:
3 890

Династии Мин (1368-1644)

В 1368 году, Чжу Юань Чжан ,известный также как Тай-Цзу основал Династию Мин (1368-1644) в Нанкине. Когда его сын и преемник Чжу Ди (1360-1424) взошел на престол в 1402 году, он в больших масштабах создал, и расширил уже имеющиеся дворцы, храмы, крепостные стены и рвы в Пекине, а в 1421 году Пекин стал официальной столицей империи.

Во время его правления, евнух по имени Чжэн Хэ собрал флот из большого количества кораблей, дабы совершить шесть дальнодействующих рейсов. В 1431 году Чжу Ди (внук императора Сюань Цзуна) отправляет Чжэн Хэ в седьмое путешествие.

В своем путешествии он прошел страны Юго-Восточной Азии, Индийский океан, Персидский залив и Мальдивские острова. Он исследовал Сомали и Кению на восточном побережье Африки. Это была одна из самых масштабных и длительных экспедиций в мире до эпохи Колумба.

Но стоит заметить, что хотя Китай и совершал многие географические открытия и осваивал новые территории, для мира он оставался закрытым государством, что во многом повлияло на дальнейшее падение империи, не сумевшей выдержать натиск  маньчжуров с севера.

Династия Восточная Цзинь (317 – 420 гг. н.э.)

Династия Восточная Цзинь установилась в 317 г. и продолжалась до 420 г. н.э. За время правления Восточной Цзинь на троне сменилось 11 императоров.

В 316 г., когда последний монарх Западной Цзинь – император Мин-ди был захвачен гуннами, некоторые бывшие подданные Западной Цзинь были заняты мыслями о возобновлении империи Цзинь, они бежали на юг, к юго-востоку от Лояна и Чанъани, под руководством Ланъе-вана (принца Ланъе).

В 317 г., принц Ланъе и Сыма Жуй (Юань-Ди) были поддержаны обеими кланами с центральных равнин и на юге реки Янцзы, и Сыма Жуй провозгласил себя императором Юань-Ди, со столицей в Цзянькане (в настоящее время Нанкин). С тех пор, начинается время правления династии Восточная Цзинь.

Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет её существования не была прочной. Государство пережило восстания Ван Дуня и Су Цзюня. Хуань Вэнь умер в 373 г., не успев осуществить своих планов по узурпации трона. Битва на реке Фэйшуй обернулась победой Цзинь при непродолжительном союзе Хуань Чуна (брат Хуань Вэня), и первого министра (или имперского секретаря) – Се Аня.

Хуань Сюань (сын Хуань Вэня), узурпировал власть и заменил имя государства на Чу, но он был свергнут Лю Юем, который приказал задушить восстановленного на троне императора Ань-ди. Последний император Гун-Ди (брат Ань-ди), был возведен на трон в 419 году. Однако, уже в 420 году был вынужден отречься от престола в пользу Лю Юя, принявшего титул императора У-ди. Начался период Лю Сун – первого государства из Южных династий.

Тем временем в Северном Китае возникли шестнадцать варварских государств, большинство из которых были основаны пятью варварскими племенами, представителями не китайской национальности. Завоевание Северной Лян династией Северная Вэй в 439 г. ознаменовало начало периода Северных династий.

Великие династии Китая: выводы

Правящие династии в Китае представляют большой интерес для исторической науки. Время правления было насыщено великими событиями, междоусобными войнами, восстаниями, внешними конфликтами.

Периоды расцвета сменялись полной раздробленностью, после чего Китай воссоздавался и вновь достигал благополучия. На счету китайского народа огромное количество выдающихся научных открытий, самобытная культура и древняя философия.

Несмотря на свержение империи, китайцы бережно относятся к истории и чтят былых властителей. Императорские династии Китая внесли огромный вклад в создание уникального государства, черпающего силу в традициях и открытого новым идеям.