Имажинизм — imagism

Оглавление

Серебряный век

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:

  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.

Поэзия Анатолия Мариенгофа

Как уже было сказано выше, творчество поэта стало одним из примеров имажинизма в литературе. Поскольку Анатолий придерживался руристичного имажинизма, стоит сказать о том, что сам поэт принадлежал к городской интеллигенции, которая утрачивала твердую почву под ногами. Все представители такого течения, как и сам Мариенгоф, изображал картины сильного упадка и опустошенности.

Вся сущность поэта находила лишь одно пристанище – богема. Темы, которые затрагивал поэт в своих прекрасных произведениях, связаны с глубокими внутренними переживаниями. Стихотворения наполнены пессимизмом, тоской и печалью. Это можно объяснить тем, что Октябрьская революция была принята далеко не всеми, а поэты имажинисты были ярыми противниками таких изменений в государственном строе.

История[править | править код]

Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва.

Происхождениеправить | править код

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажизму — англоязычной поэтической школе (Томас Эрнест Хьюм, Эзра Паунд, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915). Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Возникновениеправить | править код

Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе.

Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов.

29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

Расцветправить | править код

В —1924 годы имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения Анатолий Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 году в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семёном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Распад группыправить | править код

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мёртвым в гостинице «Англетер», Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

Пре-имажинизм

Истоки имажинизма можно найти в двух стихотворениях « Осень» и «Городской закат » Т.Э. Хьюма . Они были опубликованы в январе 1909 года Клубом поэтов в Лондоне в буклете под названием For Christmas MDCCCCVIII . Халм изучал математику и философию; он участвовал в создании клуба в 1908 году и был его первым секретарем. Примерно в конце 1908 года он представил свою статью «Лекция по современной поэзии» на одном из заседаний клуба. Писавший в журнале А. Р. Орейджа « Нью Эйдж» поэт и критик Ф. С. Флинт (поборник свободных стихов и современной французской поэзии) резко критиковал клуб и его публикации.

В результате последовавших дебатов Халм и Флинт стали близкими друзьями. В 1909 году Хьюм покинул Клуб поэтов и начал встречаться с Флинтом и другими поэтами в новой группе, которую Халм назвал «Клубом сецессионов»; они встретились в ресторане «Эйфелева башня» в лондонском Сохо, чтобы обсудить планы реформирования современной поэзии с помощью свободных стихов, танка и хайку, а также путем удаления всего ненужного словоблудия из стихов. Интерес к японским стихотворным формам можно поместить в контекст позднего викторианского и эдвардианского возрождения интереса к китайскому шинуазри и японизму, о чем свидетельствует мода 1890-х годов на японские гравюры Уильяма Андерсона, подаренные Британскому музею , а также влияние гравюр на дереве. на картинах Моне , Дега и Ван Гога . Прямые литературные модели были доступны из ряда источников, в том числе из произведения Ф. В. Дикинса « Хяк нин Исшиу 1866 года» , или «Станцы века поэтов, являющихся японскими лирическими одами» , первой англоязычной версии « Хякунин иссю» , 13-го произведения. антология столетия 100 вака, критические сочинения и стихи Садакичи Хартманна начала 20-го века , а также современные французские переводы.

Американский поэт Эзра Паунд был представлен группе в апреле 1909 года и нашел их идеи близкими к его собственным. В частности, исследования Паунда романтической литературы привели его к восхищению сжатым, прямым выражением, которое он обнаружил в трудах Арнаута Даниэля , Данте и Гвидо Кавальканти , среди других. Например, в своей серии эссе 1911–12 годов « Я собираю частица Осириса» Паунд пишет о строчке Даниила «pensar de lieis m’es repaus» («мне дается покой думать о ней») из канцоны En breu brizara. ‘l temps braus : «Вы не можете сделать заявление проще, яснее или менее риторическим». Эти критерии — прямота, ясность и отсутствие риторики — входили в число определяющих качеств поэзии имажинистов. Благодаря дружбе с Лоуренсом Биньоном Паунд уже проявил интерес к японскому искусству , изучая гравюры Нисики-э в Британском музее, и быстро увлекся изучением форм японского стиха.

В статье 1915 года в La France французский критик Реми де Гурмон описал имажинистов как потомков французских символистов . Паунд подчеркнул это влияние в письме 1928 года французскому критику и переводчику Рене Топену . Он указал, что Хьюм был обязан символистской традиции через У. Б. Йейтса , Артура Саймонса и поколения британских поэтов и Малларме из Клуба рифмовщиков . В своем исследовании 1929 года Топин пришел к выводу, что, несмотря на большое расхождение в технике и языке, «между образом имажиниста и« символом »символистов есть разница только в точности». В 1915 году Паунд редактировал стихи другого поэта 1890-х годов, Лайонела Джонсона . Во введении он написал

Понятие и становление имажинизма

Имажинизм – течение в литературе появившееся в России после Великой Октябрьской Революции. В основу имажинизма положен футуризм. Следовательно имажинизм можно назвать «поэзией образов». Образ является основой любого произведения имажинистов.

Впервые упомянула об имажинизме написала статье «Английские футуристы» автор писательница и литературный критик Зинаида Венгерова. Именно на основе тезисов, озвученных в данной статье сформировалось восприятие имажинизма. При этом доказано, что английское течение «имажизм» никак не связано с постреволюционными имажинизмом. Хотя единого мнения по этому вопросу так и не сформировано.

Считается что имажинизм появился после выхода в свет произведения Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916)

Бывший футурист Шершневич в ней впервые заостряет внимание не на форме поэтического образа, а на его содержании. Официально считается, что поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 В.Г.Шершеневичем, С.А.Есениным, А.Б.Мариенгофом

Будучи идеологом нового движения, Шершеневич сформулировал трактовку термина имажинизм следующим образом:

В группу имажинистов вошли И.В.Грузинов, А.Б.Кусиков, Р.Ивнев, а также художники Б.Эрдман и Г.Якулов. Близок к имажинистам был драматург и поэт Н.Р.Эрдман.

Именно группой основателей имажинизма были сформулирована «Декларация», закрепляющая основные признаки и принципы имажинизма.

Признаки имажинизма

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений, не слово-звук, не слово-название вещи, а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма .

В своей «Декларации» 1919 года имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов. Образ, и только образ – вот орудие производства мастера искусства» . Сама «Декларация» вышла в России одновременно в двух изданиях: «Сирена» и «Советская страна».

Имажинисты вели активную творческую и общественную жизнь Они постоянно организовывали собрания и литературные вечера, которые проходили в богемной атмосфере. Имажинисты организовали собственный «Орден» с незатейливым названием «Орден имажинистов» и в период с 1922 по 1924 выпускали литературный журнал » Гостиница для путешествующих в прекрасном». Орден имажинистов просуществовал до 1927 года. Он распался из-за творческих разногласий.

Полемика имажинизма

В своей работе «Листы имажиниста» Шершеневич провел ряд наблюдений, опираясь на творчество Сергея Александровича Есенина. В этой работе он высказывал свои идеи на счет улучшения всей теории имажинизма. Но кроме своих наблюдений, Шершеневич подверг серьезной критике многих поэтов-имажинистов. Кроме того, Шершеневич дал четкое определение стихотворению: это огромное количество образов, собранных воедино, но это не целостный организм. Из стихотворения можно взять один образ и заменить его десятком других, но при этом для литературной единицы не будет никакого ущерба.

С теми идеями, которые поддерживал Сергей Есенин, не соглашался и Анатолий Маренгоф. Свое мнение на этот счет он высказал в сочинении «Буян-остров». Марегноф считал, что работы поэтов-имажинистов должны быть сумеречными. Иными словами, такие произведения должны являть собой второй сорт российской поэзии, в которых нуждается публика так же сильно, как и в произведениях первого сорта. Также Маренгоф точно указывал на то, что эти произведения не играют никакой роли как в мировой, так и в отечественном, искусстве.

Сергей Есенин ответил на эти замечания своим сочинением «Быт и искусство». В этой работе поэт сделал вывод о том, что для Маренгофа и Шершеневича сам принцип имажинизма не имеет никакого значения. К такому выводу он пришел исходя из рассуждений литературных деятелей. По словам Есенина, они отказывались от принятия связи и сочетания между словами и образами.

Наследие

Несмотря на короткую жизнь движения, имажинизм оказал глубокое влияние на ход модернистской поэзии на английском языке . Ричард Алдингтон в своих мемуарах 1941 года пишет: «Я думаю, что стихи Эзры Паунда, HD, Лоуренса и Форда Мэдокса Форда будут продолжать читать. И в значительной степени Т.С. Элиот и его последователи продолжали свою деятельность с позиций. победили имажинисты «.

С другой стороны, Уоллес Стивенс обнаружил недостатки в имажинистском подходе: «Не все объекты равны. Порок имажинизма в том, что он этого не признает». С его требованием к твердости, ясности и точности, а также с его упором на верность внешнему виду в сочетании с его отказом от несущественных субъективных эмоций имажинизм оказал более позднее воздействие, которое можно продемонстрировать в « Прелюдиях» Т. С. Элиота и « Утро у окна», а также в произведениях Лоуренса о животных и цветах. Отказ от общепринятых стихотворных форм в 20-е годы во многом объясняется отрицанием имажинистами стиля грузинской поэзии .

Имажинизм, сделавший свободный стих дисциплиной и законной поэтической формой, повлиял на ряд поэтических кружков и движений. Его влияние можно ясно увидеть в творчестве поэтов-объективистов , получивших известность в 1930-х годах под покровительством Паунда и Уильямса. Объективисты работали в основном в свободном стихе. Ясно связывая принципы объективизма с принципами имажизма, Луи Зукофски в своем введении к объективистскому выпуску « Поэзии» 1931 года настаивал на письме, «которое является деталью, а не миражом, видения, мышления с вещами такими, как они существуют, и их направления. линия мелодии «

Зукофский оказал большое влияние на языковых поэтов , которые довели имажинистское внимание к формальным проблемам до высокого уровня развития. В своем основополагающем 1950 эссе Проективного Стиха , Чарльз Олсон , теоретик из поэтов Black Mountain , пишет «Одно восприятия должно немедленно и непосредственно привести к дальнейшему восприятию», его кредо , полученным от и дополненных имажинистов.

Среди битников , Гэри Снайдер и Аллен Гинзберг, в частности, испытали влияние имажинистского акцента на китайскую и японскую поэзию. Уильямс также оказал сильное влияние на поэтов-битников, вдохновив таких поэтов, как Лью Уэлч, и написал введение для книжной публикации « Вой Гинзберга» (1955).

Приложения

Заметки

( fr ) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на английском языке под названием «  Imagism  » ( см. список авторов ) .

  1. По-французски в тексте.
  2. По-французски: «мне дается покой думать о ней».
  3. По-французски: «Никто не написал более чистый образ , в линии Клэр лежат поля, прежде чем исчезнуть в синем воздухе. Такая же красота, как у китайцев. »

Рекомендации

  1. Луиза Боган, Размышления об американской поэзии , 1951, пер. Поль Лафей и Лоретт Веза, Seghers, 1965, стр. 76-77.
  2. Эджерли Фирхов, Питер, Эвелин Шерабон Фирхов и Бернфрид Нугель (2002). Неохотно модернисты: Олдос Хаксли и некоторые современники . Книги транзакций, стр. 32.
  3. Эллманн, Ричард (1959). Джеймс Джойс . (Нью-Йорк): Oxford University Press, стр. 350.

(ru) Джуэл Спирс Брукер, Мастерство и побег: Т.С. Элиот и диалектика модернизма , Массачусетский университет Press,1994 г., 274  с. ( ISBN  1-55849-040-X ). 

  1. стр. 46.
  2. стр. 48.

(ru) Майкл Дэвидсон, Призрачные демаркации: современная поэзия и материальное слово , University of California Press,1997 г., 273  с. ( ISBN  0520207394 , читать онлайн ). 

  1. стр. С 11 по 13.

(ru) Джой Грант, Гарольд Монро и книжный магазин поэзии , Лондон, Рутледж и Кеган Пол,1967. 

  1. стр. 28.

(ru) Томас Эрнест Халм, Патрик МакГиннесс , Избранные произведения , Fyfield Books, Carcanet Press,1998 г., 232  с. 

  1. стр. XII.

(ru) Луиза Блейкни Уильямс, Модернизм и идеология истории: литература, политика и прошлое , Cambridge University Press,2002 г., 265  с. ( ISBN  0-5218-1499-5 ). 

  1. стр. 16.

Перепечатано в (в) Эзее Паунд, Уильям Куксон, Избранная проза: 1909-1965 ., Издательство New Directions,1975 г., 475  с. ( ISBN  0811205746 ). 

  1. стр. 43.

(ru) Руперт Ричард Эроусмит, Модернизм и музей: искусство Азии, Африки и Тихого океана и лондонский авангард , Oxford University Press.,2010 г.( ISBN  9780199593699 ). 

  1. стр. 103 до 128.

(ru) Мин Се Мин Се, Эзра Паунд и присвоение китайской поэзии: катай, перевод и имажинизм , Routledge,1999 г., 279  с. ( ISBN  0815326238 ). 

  1. стр. 80.

(en) Вун-Пин Чин Холадей, «  От Эзры Паунда до Максин Хонг Кингстон: выражения китайской мысли в американской литературе  » , MELUS , vol.  5, п о  21978 г.

  1. стр. С 15 до 24.

Дополнительные книги

  • (en) Уильям Пратт, Поэма имажиниста, Современная поэзия в миниатюре , Story Line Press, 1963, расширенное издание 2001, 138  стр. ( ISBN  1-58654-009-2 )
  • (ru) Джулиан Саймонс, Создатели нового: революция в литературе, 1912–1939 , Андре Дойч,1987 г., 295  с. ( ISBN  0-233-98007-5 )
  • (ru) Эзра Паунд, ABC of Reading , New Directions Publishing Corporation,1934 г.( ISBN  0-8112-0151-1 )

Serge Fauchereau (1939-), авангардом в XX — го века искусства и литературы, 1905-1930 , Париж, Фламмарион, 2016 ( ISBN  978-2-0813-9041-6 ) (стр. 159-184)

Внутренние ссылки

  • Литературное движение
  • Поэзия США
  • Викторианский
  • Эдвардианский период
  • Объективизм (литература)
  • Национальный фонд поэзии
  • HD
  • Русский имаджинизм (1918-1927)

Внешние ссылки

Литературные движения

Abandonology  · акмеизм  · Сердитые молодые люди  · Барокко  · Бит поколения  ·   · Blank Generation  · Bohemian  · латиноамериканский бум  · Brat пакет  · Celtic возрождение  · Классицизм  · Weimar классицизм  · конфессионализма  · Creolity  · Crepuscularism  · Dada  · Дендизм  · Декадентство  · Dolce Stil Novo  · Писатели Монтана  · Empfindsamkeit  · Эстетика  · Экзистенциализм  · Фелибры  · в Futurians  · футуризм  · поколение 36  · Lost Boys  · Glasgow School  · Голодные Generation  · гусары  · Прославленные овчарки  · имажинизме  · Ён Германия  · молодой Франция  · молодой Польша  · молодой Вена  · пролетарская литература  · mcondo  · модернизм  · Модернизм испанский  · натурализм  · Натурист  · негритянство  · неоклассицизм  · Неореализм  · Нью — Йорк Школа  · Новый роман  · Новая фантастика  · Объективизм  ·   · УЛИПО  · Poetae Novi  · Парнас  · Плеяды  · Preciousness  · Реализм  · Реализм загрязнен  · Гарлемское Возрождение  · Сан-Франциско Возрождение  · Школа Рошфора  · Рома Нет колониальном  · Романтизм  · Романтизм Немецкий  · Романтизм Британский  · Романтический итальянский  · Saudosismo  · Скапильятура  · Skamander  · Структурализм  · Бури и натиска  · Surreal  · Символика  · Русский символизм  · Tachtigers  · Театр абсурда  · трансцендентализма  · Tremendisme  · ultraism  · Ультра-Романтизм  · Злодеи-катары  · Витализм
  • Поэтический портал
  • Портал американской литературы
  • Британский литературный портал

Декларация и состав

На следующий день, 30 января, имажинисты опубликовали свою первую Декларацию с творческими принципами, подписанную Есениным, Ивневым, Мариенгофом и Шершеневичем, а также художниками Эрдманом и Якуловым. Исследователи и литературоведы до сих пор не определились, нужно ли поместить имажинизм в ряд с акмеизмом, символизмом и футуризмом. интересное явление на ниве литературного творчества, но рассматривать его нужно скорее как один из этапов развития постсимволизма, поскольку однозначно новой нагрузки для теории литературы это течение дать не смогло. По идее, имажинисты — футуристов, поскольку ни одного нового пути для развития поэзии ими открыто не было.

Страна в течение всего пред- и постреволюционного периода переживала творческий бум, в том числе и теоретический. Велись поиски рациональных и научных методов, плюсуя ремесло и мастерство, чтобы генерировать новую поэтическую систему. Имажинизм — это одна из таких попыток, и она, безусловно, жизнеспособна, как и любое течение, которое способно повлиять на развитие поэтического языка. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Не слово-символ, которое имеет бесконечное число значений, как у символистов, не слово-звук, как у кубофутуристов, не слово-название, как проповедовал акмеизм, а слово-метафора, причём с единственным определённым значением. Имажинизм в литературе — это образ и только образ, единственное орудие на производстве у настоящего мастера искусства.

Развитие имажинизма

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

20 января 1919 года в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошёл первый вечер имажинистов. На следующий день была опубликована первая Декларация (журнал «Сирена», Воронеж, 1919, №4/5, 30 января), в которой провозглашались творческие принципы имажинизма. Её подписали назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф и В.Шершеневич, а также художники Б.Эрдман и Г.Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.

Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма
. Это слово впервые попало в поле русских читателей в 1915 году с появлением статьи З.Венгеровой, в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра Паунд и Уиндем Льюис.

Одним из организаторов и признанным идейным лидером имажинистов в России был В.Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как футурист. В состав объединения входили поэты довольно разные и непохожие. Например, критики неоднократно отмечали, что поэзия Р.Ивнева не совсем отвечает требованиям имажинистической теории. Но соратники по объединению высоко ценили стихи Ивнева, считали его своим.

В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько издательств: «Имажинисты», «Чихи-пихи» и «Сандро». За 5 лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу. Постоянно проходили поэтические диспуты, где мэтры нового течения доказывали превосходство новой поэтической системы над всеми предшествующими.

Творческие разногласия имажинистов привели к делению на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н.Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, её содержательную сторону, форму, образ. В 1924 году С.Есенин опубликовал в газете письмо, в котором объявил о своём выходе из группы имажинистов. С уходом Есенина закончил своё существование официальный орган имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

Итог теоретической и практической деятельности имажинистов подвёл Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?» Признав, что «имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы».