Оглавление
Период обучения
«После того как пилигрим узнал, что по воле Божьей он не должен оставаться в Иерусалиме, он задумался в своем сердце, что ему делать, и в конце концов решил некоторое время учиться, чтобы иметь возможность помогать душам» (автобиография). Так Игнатий, который в своей автобиографии называет себя «пилигримом», описывает свое решение получить настолько хорошее образование, насколько позволяли обстоятельства. Вероятно, он мог бы стать священником уже через несколько лет. Он решил отложить достижение этой цели более чем на 12 лет и учиться в том возрасте, когда большинство мужчин уже давно закончили свое обучение. Возможно, военная карьера научила его ценить тщательную подготовку. Во всяком случае, он был убежден, что хорошо обученный человек за короткое время достигнет того, чего никогда не достигнет человек без подготовки.
Игнациус учился в Барселоне почти два года. В 1526 году он переехал в Алькалу. К этому времени он уже обзавелся последователями, и маленькая группа приняла характерное одеяние; но вскоре Игнатий попал под подозрение в ереси, был заключен в тюрьму и предан суду. Несмотря на то, что его признали невиновным, он уехал из Алькалы в Саламанку. Там он не только был заключен в тюрьму, но и его товарищи были арестованы. Он снова получил оправдательный приговор, но ему было запрещено преподавать, пока он не закончит свои занятия. Этот запрет побудил Игнатия покинуть своих учеников и Испанию.
Он прибыл в Париж 2 февраля 1528 года и оставался там студентом до 1535 года. Он жил на милостыню, а в 1528 и 1529 годах ездил во Фландрию просить милостыню у испанских купцов. В 1530 году он отправился в Англию с той же целью. В Париже у Игнатия вскоре появилась еще одна группа учеников, образ жизни которых вызвал такой переполох, что ему пришлось объясняться с религиозными авторитетами. Этот эпизод окончательно убедил его в том, что он должен воздерживаться от публичных религиозных усилий, пока не достигнет священства.
Во время своего долгого пребывания во французской столице Игнатий получил желанную степень магистра в Коллеж де Сент-Барб. Он также собрал товарищей, которые должны были стать соучредителями Общества Иисуса, среди которых был святой Франциск Ксаверий, ставший одним из величайших миссионеров ордена. 15 августа 1534 года он повел маленький отряд на соседний Монмартр, где они связали себя обетами бедности, целомудрия и послушания, хотя пока еще не имели четкой цели основать религиозный орден.
Военная карьера
В 1521 году Игнатий участвовал в обороне Памплоны, защита была необходима в ходе военных сражений Франции и Испании. Осада стала продолжительной. Испанец получил тяжелое ранение от пушечного ядра, сломавшего одну ногу и повредившего вторую. Игнатий сдался, но французы отпустили его.
Де Лойола перенес операцию, а восстановление после травм заняло много времени. Кость срослась неправильно, и Игнатию пришлось повторно сломать ногу. Он больше не мог нести воинскую службу, что ущемляло рыцарское самолюбие. Проходя лечение, мужчина начал читать, чтобы убить время. В числе имевшихся в замке книг оказалась Библия и жития святых.
Рубрики
- Альманах (225)
- Аналитика (129)
- Анекдоты (96)
- Астрономия (105)
- Аэропорт (109)
- Бизнес молодость (165)
- Братья наши меньшие (117)
- Будущее (169)
- Ветер странствий (104)
- Возраст молодости (154)
- Вопросы-Ответы (167)
- Время вперед (258)
- Всё знать говорить и умничать (222)
-
Вселенная
Космос (88)
(178)
- Галерея (78)
- Гид (230)
- Долголетие (172)
- Животные (130)
- Здоровье и молодость (200)
- Знания и опыт (190)
- Информация (204)
- Коллекция нелепиц (106)
- Консультация (174)
- Летопись (173)
- Личное (124)
- Магазин (344)
- Медицина (311)
- Мнение (146)
- Молодость — это время (84)
- Мысли вслух (224)
- Недвижимость (90)
- Новостная лента (254)
- Образ жизни (226)
- Общество (244)
- Омолаживающая косметика (95)
- Омоложение организма (52)
- Парад технологий (116)
- Питание и диеты (125)
- Планета земля (93)
- Платформа позитива (83)
- Побольше улыбок (252)
- Полезно знать (559)
- Полиглот (62)
- Политика (205)
- Предъявите ваши доказательства (124)
- Путешествие в историю (229)
- Путешествуем легко (139)
- Разное о продуктах питания (117)
- Растения (58)
- Религия (108)
- Ремонт и Строительство (96)
- Решаем проблему вместе (69)
- Сайт молодость (296)
- Салон молодости (237)
- Секреты Стройности (93)
- Слово науке (237)
- События (246)
- Тайна молодости (117)
- Туризм (210)
- Увлечения и хобби (185)
- Удивительное рядом (277)
- Украина Россия (216)
- Фотоальбом (231)
- Цитаты-цитирование (74)
- Что нам стоит дом построить (135)
- Энергетика (91)
- Я вас тоже люблю (114)
Заметки
- Точная дата его рождения достоверно не известна. Самая старая запись о крещении Аспейтии датируется 1537 годом. Даже в отношении года его первые товарищи ( Поланко и Рибаденейра) и друзья колебались между 1491, 1493 и 1495 годами. Выбрав для написания эпитафии Игнатий де Лойола умер в 65 лет , они неявно. соглашаются на 1491 год как на год рождения. Показания его няни Марии Гарин идут в том же направлении. Дата будет подтверждена тем фактом, что Игнатий подписал акты в 1507 году после смерти своего отца — законный предел подписи установлен в 16 лет (Lacouture T. 1, p. 15 ). Современные биографы (Дудон, Далмасес, Равье, Лакутюр ), основанные на исчерпывающем исследовании Педро де Летурия ( De anno de Ignatius natus est disceptatio criticalica , в MHSI , Fontes Narrativi , vol.I, pp. 14-24 ), все выбирают 1491. Абсолютно ничего определенного нельзя сказать о дне его рождения.24 декабря или же 25 октября. То, что называется Автобиографией , которая, скорее, представляет собой отчет об обращении и духовном путешествии, рассказанное доверенным лицом (который излагает это в письменной форме), не дает никаких указаний на дату рождения Игнатия Лойолы.
- Два месяца для Энциклопедии , 17 дней для Lacouture.
Ранние годы (1491—1521 г.)
Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревало, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажом. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствии, рассказывая о своей молодости о. Гонсалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»
Ранние годы (1491—1521 г.)
Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревало, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажом. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствии, рассказывая о своей молодости о. Гонсалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»
Детство и молодость основателя ордена иезуитов
Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика пажем в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди спесивых и богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке.
Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется
Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя – герцога и пользовался славою блестящего офицера
В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции. Испанские войска двинулись из Кастилии в Капитонии, быстро покорили южную Наварру. Крепость важнейшего города Наварры, Памплун, защищал от французов тридцатилетний Лойола. В бою его тяжело ранило в обе ноги. Пощаженный противником, он был с переломами отправлен на излечение домой, и вскоре с ужасом узнал, что одна кость срастается криво. Это несчастье оказалось невыносимым, потому что не оставляло надежд на возвращение к военной жизни. Призванные хирурги нашли необходимым сломать кость, чтобы срастание шло успешнее. Легко вообразить, как мучительна была операция при тогдашнем уровне хирургии! Однако Лойола выдержал все. Кость сломали, и она срослась опять, но когда лубки сняли вторично, возле колена обнаружили выдававшийся кусок кости, который мешал ходить. Больной настоял, чтобы этот кусок отпилили. Когда оказалось, что, благодаря ранам, одна нога стала короче другой, то Лойола, надеясь их сравнять, согласился, чтобы ему вытягивали ноги особенным воротом. Новая пытка стоила предыдущих, но изуродованная нога осталась короткой на всю жизнь.
Эту любопытную историю приводят все церковные биографы Лойолы, чтобы показать силу его выдержки, воли и попытаться тем самым найти истоки фанатического упорства, с каким он впоследствии преодолевал препятствия, возникшие с самого начала перед иезуитским орденом. Отказать Лойоле в признании таких качеств, действительно, нельзя – это была волевая натура. Однако эта история вряд ли повествует о приверженности Лойолы мрачному аскетизму или другим католическим “добродетелям”, образцом которых он тогда ничуть не старался прослыть.
Прошло время острых страданий и тяжелых операций, но больной не мог покидать постели, ожидая окончательного выздоровления. Ясность мыслей и жажда деятельности вернулись, но приходилось спокойно лежать. Тогда Лойола накинулся на чтение и потребовал рыцарских романов. Чья-то рука, может быть матери, потрясенной болезнью сына, подала ему жития святых и жизнеописание Иисуса Христа. Вскоре чтение его заинтересовало. Биографы-иезуиты рассказывают, что в сознании Лойолы под влиянием этого чтения совершился внезапный перелом – он пришел к уверенности в своем сверхъестественном призвании стать спасителем церкви. Но как бы то ни было, скорее мысль о возможности прославиться на духовном поприще заставила Лойолу отказаться от всего прошлого и начать новую жизнь во славу Господа Бога, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, рыцарем которой он решился объявить себя.
«Духовные упражнения»
«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1547 года, представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа — недели (название «неделя» — достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя — очищающая (vita purgativa). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя — просвещающая (vita illuminativa), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя — соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя — Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога — во всём.
Жизнь и деятельность[]
Баск по происхождению, Л. был тринадцатым ребенком в семье; в раннем возрасте лишился матери. Ок. 1506 г. стал пажом Х.-В. де Куэльяра, старшего казначея исп. короля Фердинанда V; в 1517 — придворным в свите А.-М. да Лары, вице-короля Наварры. Во время франко-испанской войны оказался в осажденной французами крепости г. Памплоны и 20.05.1521 был тяжело ранен в обе ноги, после чего доставлен в фамильное поместье Лойола. Перенес две сложные операции и на всю жизнь остался хромым.
Осенью и зимой 1521 г., будучи прикован к постели, Л. читал соч. Vita Christi (Жизнь Христа) монаха-картузианца Рудольфа Саксонского и сборник Flos sanctorum (Цвет святых), много размышлял над этими книгами и своей жизнью, следствием чего стало его обращение к Богу. Намереваясь отправиться в Св. Землю, в марте 1522 г. прибыл в бенедикт. аббатство Монтсеррат. С лета 1522 г. в течение 11 месяцев Л. вел покаянную жизнь в Манресе, увенчавшуюся небывалым по силе озарением (возле р. Кардонер), после чего стал делать записи, ставшие впоследствии основой его Exercitia spiritualia (Духовных упражнений).
В февр. 1523 г. Л. прибыл в Барселону, откуда в марте отплыл в Италию. Побывав в Риме и Венеции, он отправился в Св. Землю. С 4 по 22.09.1523 находился в Иерусалиме, а затем вернулся в Барселону, где в 1524-25 гг. изучал лат. язык. В июле 1526 г. отбыл в Алькалу, чтобы изучать «свободные искусства». Там проповеди Л
привлекли к себе внимание инквизиции, следствием чего стали три судебных процесса и тюремное заключение, продлившееся ок. двух месяцев
В итоге И. запретили проповедовать, пока он не получит надлежащего образования.
2.02.1528 Л. приехал в Париж, где продолжал изучать гуманитарные науки и богословие, живя подаянием и преподавая духовные упражнения. Неск. раз Л. побывал во Фландрии, один раз — в Лондоне. К нему присоединились Франциск Ксаверий, Пьер Фавр, Диего Лайнес, Симон Родригес, Николас Бобадилья и Альфонсо Сальмерон. 15.08.1534 в часовне Богоматери на Монмартре они принесли обеты бедности, целомудрия и апост. служения в Св. Земле, а в случае невозможности туда отправиться — в другом месте, в соответствии с волей Папы Римского. Это событие считается моментом основания Общества Иисуса.
14.03.1535 Л. получил диплом магистра «свободных искусств». Лето 1535 г. он провел у себя на родине, в Стране Басков, а в нач. зимы 1535 г. отплыл из Валенсии в Италию. В апр. 1537 г. в Риме Л. и его сподвижники получили разрешение на паломничество в Св. Землю, однако не смогли им воспользоваться в связи с ухудшением отношений между Венецианской республикой и Османской империей. В течение года Л. и его товарищи гл. обр. проповедовали и ухаживали за больными. 24.06.1537 Л. был рукоположен в священники. В нояб. 1537 г. он пережил у храма Ла Сторта (неподалеку от Рима) еще одно мистическое видение, укрепившее его жизненные устремления.
27.09.1540 буллой Regimini militantis Ecclesiae папа Павел III утвердил Об-во Иисуса. 8.04.1541 Л. был избран ген. настоятелем иезуитов. 22.04.1541 он вместе с первыми иезуитами принес торжественные обеты в часовне Пресвятой Девы Марии в рим. базилике Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура).
Л. возглавлял Об-во Иисуса в течение 15 лет, вплоть до своей кончины. За это время он лишь дважды выезжал из Рима, в Неаполь и в Орвието. Его деятельность в эти годы была напряженной и разнообразной. 7.02.1541 он учредил Братство детей-сирот; в янв. 1544 г. открыл Дом св. Марты для падших женщин, желавших начать новую жизнь; в апр. 1546 г. учредил благотворительное об-во в защиту молодых девушек, подвергающихся опасности быть вовлеченными в проституцию. Л. принадлежала инициатива создания Рим. коллегии (впоследствии Григорианский ун-т), осн. 22.02.1551, и Герм. коллегии, осн. 31.08.1552. В 1546-56 гг. Л. учредил ок. 10 провинций Об-ва Иисуса. Хотя попытка Л. проповедовать в Св. Земле не удалась, миссион. деятельность иезуитов еще при жизни И. развернулась необычайно широко — от Индии до Бразилии. Л. из Рима руководил миссионерами и помогал им (в одной из своих записей он отметил, что «за последние дни» составил ок. 250 писем).
1528—1534 гг. Годы учения. Париж
В 1528 году, когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 37 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 года. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 году, после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 года Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 году, на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.
1528—1534 гг. Годы учения. Париж
В 1528 году, когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 37 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 года. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 году, после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 года Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 году, на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.
1526—1528 гг. Годы учения. Проблемы с инквизицией. Барселона, Алькала, Саламанка
Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 года Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в пятистах километрах от Барселоны.
В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.
Игнатий Лойола в Париже
В 1528 году в возрасте 35 лет Игнатий Лойола прибывает в Париж, где возобновляет свои занятия латынью, сначала в школе Монтегю, а затем в школе Святой Варвары, где уже приступил к изучению философии.
Четыре года Игнатий Лойола упорно изучал различные науки и предметы и вот в 1532 году, в канун Рождества он, наконец-то, сдал экзамен и получил ученую степень. А затем, в феврале следующего года сдал еще несколько экзаменов и после публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, ему выдали диплом магистра.
Но на этом Игнатий Лойола не остановился, а прослушал еще дополнительные курсы по богословию у доминиканцев, что позволило ему в 1534 году получить степень доктора.
Утверждение иезуитского ордена папой
В июне 1537 Лойола и его товарищи были посвящены в священнический сан, в конце года они явились в Рим, и двое из них были назначены профессорами богословия в римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение, скоро, однако, прекратившееся. Тогдашний папа, Павел III, долго колебался согласиться на их просьбу утвердить новый орден. Он находил странности в поведении Лойолы и не соглашался с некоторыми пунктами проектированного устава. Папу отговаривали от согласия и представители других орденов, ревниво относившихся друг к другу. Однако, будущие иезуиты, живя в Риме, своим аскетизмом, проповедничеством, делами благотворения из собираемой милостыни, успели уже настолько прославиться, что португальский король просил у Лойолы миссионеров для Индии, и в Португалию на этот зов отправились Ксавьер и Родригес. Лойола добился личного свидания с папой, продолжавшегося целый час и совершенно обеспечившего его положение. Представляя папе проект своего ордена, Лойола к трем обычным монашеским обетам — целомудрие, бедность, послушание — присоединил четвертый: постоянное служение Христу и папе. Осенью 1540 Павел III, увидевший в конце концов во всем этом перст Божий («digitus Dei hic est»), буллою «Regimini militantis» утвердил орден, первым пожизненным генералом которого вскоре был избран сам Лойола, еще ранее принявший сан священника.
Ранние годы
Игнатий Лойола, по-испански Сан-Игнасио де Лойола, крещеный Иньиго, родился в родовом замке Лойолов в баскской провинции Гипускоа. Он был младшим, тринадцатым ребенком знатной и богатой семьи, имевшей древние корни. Его мать умерла, когда ему было всего семь лет, и его воспитывала Мария де Гарин, жена кузнеца. Несмотря на несчастье, связанное с потерей матери, он все еще принадлежал к местной аристократии и был воспитан соответствующим образом. Игнатий был честолюбивым молодым человеком, который мечтал стать великим лидером. В первые годы жизни Игнатий не очень интересовался религией. В 1506 году он поступил пажом на службу у своего родственника Хуана Веласкеса де Куэльяра, казначея Кастильского королевства. В 1517 году Игнатий стал рыцарем на службе у другого родственника, Антонио Манрике де Лара, герцога Наджеры и вице-короля Наварры, который нанял его на военные предприятия и дипломатическую миссию.
При обороне Памплонской крепости от французов Игнатий был ранен пушечным ядром 20 мая 1521 года, получив сильный перелом правой ноги и повреждение левой. Это событие завершило первый период его жизни, в течение которого он был, по его собственному признанию, «человеком, отдавшимся суете мира, чье главное наслаждение состояло в боевых упражнениях, с великим и тщетным желанием добиться славы». Он перенес несколько хирургических операций, которые были очень болезненными, так как не было никаких анестетиков. Во время лечения и после него Игнатий искал душевного покоя и утешения в религии. Он обожал музыку, особенно священные песнопения.
1521—1522 гг. Замок Лойола
Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну — очень тяжёлую — операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось — в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».
Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иньиго заметил — и был поражён, — что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога». Он отправляет слугу в Бургос, чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.