Почему ссср не получил положенных репараций с германии после второй мировой войны

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс — больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Великое переселение заводов

По данным историка М. И. Семиряги, за несколько лет, в течение которых СССР взимал репарации, было демонтировано и отправлено на Восток 2885 разных фабрик и заводов, 96 электростанций, около 340 тыс. различных станков, 200 тыс. электромоторов, различное научное и лабораторное оборудование (к примеру, телескопы из университетской обсерватории в Берлине), оборудование бассейнов, вагоны и паровозы, гражданские и военные корабли, технику для Центральной телефонной станции Москвы (прослужившую до 1980-х гг.). Было демонтировано также 1337 немецких предприятий в Польше, 206 в Австрии, 54 в Чехословакии и 11 в Венгрии. Всего получено 1 118 000 тыс. единиц оборудования.


Погрузка станков. (kp.ru)

Прежде всего, забирали заводы военного и смежного назначения: производства отравляющих веществ, синтетических материалов, химические и металлообрабатывающие заводы, вагоностроительные и ремонтные. Но прихватили и предприятия мирного назначения — машины для производства грампластинок, деревообраатывающие и сыроваренные, шпагатные и крахмальные, ткацкие и цементные производства. Еще несколько десятков заводов удалось получить из западной зоны, но далеко не все, что планировалось, так как бывшие союзники всеми способами саботировали передачу советской доли репараций.


Трофейные станки. (wwii.space)

Огромную часть вывезенного так и не довезли в надлежащем состоянии, по пути многое было сломано, потеряно или украдено. Демонтированный в Йене прекрасный завод оптики Carl Zeiss, оказавшись в СССР без своих оставшихся в Германии специалистов, еще долго приносил одни убытки.

Трофейный телефон. (tpluspobeda.ru)

Всего (включая Германию и ее союзников) СССР полностью или частично демонтировал 4389 предприятий. Много это или мало? Как оценить значение вывоза промышленного оборудования для восстановления экономики Советского Союза? Если сравнивать с тем, что разрушили в СССР немцы (а это 32 тыс. предприятий), то репарации небольшие. Но если сравнить станочный парк СССР до войны и после, то мы получим несколько другую оценку. Вячеслав Молотов как-то назвал репарации «мелочью». «Государство-то колоссальное у нас, — говорил он, — эти репарации были на старом оборудовании, само оборудование устарело». Как считает М. И. Семиряга (сам служивший в Германии после войны), Молотов намеренно преуменьшал значение репараций. «Мелочью» они не были. В 1945 г. в СССР имелось 570−580 тыс. станков (до войны 710), значительная часть — устаревшие и изношенные. Когда к ним добавили немецкие, в том же году парк составил уже 928 тыс. станков. Рост парка за счет репараций продолжался до начала 1950-х гг.: сам СССР произвел в 1946—1950-е гг. только 290 тыс. станков, но их число в 1951 г. достигло 1 млн 507 штук. Репарации даже позволяли выбирать — то, что для Советского Союза было устаревшим или лишним, отдали Китаю.


Трофейный сверлильный станок. (tpluspobeda.ru)

Так что репарации «натурой» обеспечили ускоренное восстановление СССР, обновление технической базы промышленности, рост производительности и успехи в военном и гражданском производстве. Особенно много оборудования из Германии было доставлено в разрушенную немцами Белоруссию. До сих пор можно в сети найти информацию, что на том или ином предприятии Белоруссии или России работает какой-то трофейный станок.

Сколько нам заплатила Германия

Как уже было сказано, в Ялте победившие страны решили взыскать с Германии 20 миллиардов долларов, из которых половина должна была поступить СССР, а остальные 10 миллиардов делили межу собой наши союзники.

Но основной торг шел на Потсдамской конференции в июле 1945 года. Делегация США настаивала на том, что каждая страна должна взимать репарации в своей оккупированной зоне Германии. СССР такой вариант категорически не устраивал, поскольку восточная часть страны была намного менее развита в промышленном отношении, чем западные зоны, куда вошли союзные войска. Нарком иностранных дел Молотов в ходе личной встречи с президентом США Трумэном добился того, что СССР получит 25% от всего репатриированного в богатейшей Рурской области.

Взамен Сталин на следующий день сделал заявление о том, что СССР отказывается от конкретных цифр, соглашаясь на проценты, и намерен придерживаться в дальнейшем принципа «зональных изъятий», предложенных союзниками. Таким образом, конкретный объем репараций, возложенных на Германию, более нигде и никогда в послевоенной истории не фигурировал.

СССР в этом вопросе продолжал придерживаться щадящей политики, и согласился на возмещение ущерба не в денежном эквиваленте, а в натуральном виде. В побежденной Германии демонтировались заводы, станки и оборудование которых было вывезено в нашу страну, к нам шли эшелоны с материальными ценностями, на восстановлении разрушенных городов и предприятий работали граждане Германии. Всего было демонтировано и вывезено 4389 немецких заводов, 96 электростанций, в СССР поступили 72 тысячи вагонов с древесиной, кирпичом, цементом и другими стройматериалами, почти 450 тысяч тонн черного и 174 тысячи тонн драгоценных металлов и т.д. Однако, эти внушительные объемы не покрыли и 15% от того, что было разрушено в нашей стране.

Демонтаж и вывоз заводов с территории Восточной Германии привел к безработице и остановке производства. Поэтому к 1947 году советское правительство приняло решение свернуть эту форму взимания репараций. На базе восточногерманских фабрик и заводов было создано 31 акционерное общество с участием СССР.

Репарации и контрибуция — в чём разница

Контрибуция также относится к формам международно-правовой ответственности. Из-за небольшого количества отличий, репарации часто путают с контрибуциями. Отличить их можно по таким признакам как:

  • Размер компенсации. В рамках Парижской мирной конференции, участниками был поставлен вопрос о материальном возмещении и именно он был ключевым. По мнению экспертов, сумма должна быть не более той, которую Германия сможет осилить. В противном случае есть риск обрушения экономики страны. По итогам, в Версальском мирном договоре была установлена сумма в размере 269 млрд злотых марок. В золоте, на тот момент это примерно 100 тыс. тонн. Говоря о контрибуции, здесь нет каких-либо ограничений, поэтому размер компенсации может быть любым, независимо от финансового состояния государства.
  • Субъект ответственности. Если речь идёт о выплатах контрибуций, их может выплачивать любое государство, независимо от того, являлось ли оно виновником военного конфликта или нет. Даже если такой участник конфликта оказывает минимальную помощь агрессору, в дальнейшем ему также придется выплачивать контрибуции. Когда речь идёт о репарациях, их может выплачивать только агрессор.
  • Мотивы. Контрибуции появились практически одновременно с войнами. Но, на тот момент они не имели каких-либо отличий от грабежей. Государство или народ, которые побеждали в конфликтах, использовали возможность быстрого обогащения за счёт богатств (денег и ресурсов) побеждённой стороны. Касательно репараций, речь идёт о том, чтобы компенсировать нанесённый ущерб пострадавшему государству в тех сферах, которые пострадали больше всего. Например, это может быть передача сырья, строительных материалов и других ценностей. Объёмы стоит оговорить заранее. Кроме этого репарации могут быть выплачены в виде принудительных работ в интересах пострадавшей ранее стороны.

В современном мире контрибуция является недопустимым явлением. Поэтому на неё введёт запрет на правовом международном уровне. Это связано с тем, что победа над агрессором стала вызывать у стран желание покрыть полностью все издержки, которые были связаны с военными действиями. На данный момент, если победитель хочет получить что-либо от мирного населения, он должен предложить за это вознаграждение.

Но, несмотря на это, контрибуция даёт знать о себе и в современном мире. Она существует в виде взысканий, которые существуют как законные в международном праве. Речь идёт о следующем:

  • Выплаты вместо налогов, которые ранее оплачивались правительству;
  • Штрафы за содеянное преступление. Такая форма выплат может перекрыть положенное по закону уголовное наказание;
  • Другие выплаты на нужды военных.

Также существует такая разновидность материально-правовой ответственности, как реституция. Это означает, что агрессор должен заняться восстановлением материальных и нематериальных активов пострадавшей стороны. Здесь полностью отсутствует дополнительная выгода. Но, такая форма ответственности применяется крайне редко, так как большая часть активов после войны уже не является пригодной для восстановления.

Невосполнимый ущерб

Согласно докладу, подготовленному польским Бюро военных репараций в 1947 году, в результате действий Германии Польша потеряла 6 млн своих граждан, из которых более 600 тыс. погибли непосредственно во время военных действий, а остальные — в период оккупации. В это число входит и почти три миллиона евреев. Население Польской Республики в 1939 году составляло около 34 млн человек.

Германия проводила целенаправленную политику по уничтожению польской культуры и образования. Тысячи представителей польской интеллигенции стали жертвами действий оккупантов. За годы войны было уничтожено около 43% всей образовательной и исследовательской инфраструктуры страны, а также 14% музеев.

Почти три миллиона поляков были вывезены на работы в Германию. В Польшу же нацистское руководство направило 700 тыс. немецких колонистов, которые получили от оккупационных властей в собственность торговые и промышленные объекты, сельскохозяйственные угодья.

В результате боевых действий и неудачного восстания, которое предприняла польская Армия крайова в 1944 году, 85% зданий Варшавы были уничтожены. Практически стёртым с лица земли оказался исторический центр города.

  • Немецкие солдаты во время подавления Варшавского восстания в сентябре 1944 года

Вопрос репараций Польше решался в 1945 году на Потсдамской конференции. Тогда участники антигитлеровской коалиции пришли к соглашению, что Варшава получит компенсацию из доли СССР, которая поступала из восточной части Германии. В 1953 году Варшава отказалась от дальнейших претензий на выплаты со стороны ГДР.

Коммунистическая партия Германии

Расчет на захват власти в первую очередь питала группа Спартак — это революционная организация по большому счету стала ядром коммунистической партии Германии. Его возглавляли два известных коммуниста — это были Карл Либкнехт и Роза Люксембург. 30 декабря 1918 года состоялся учредительный съезд коммунистической партии Германии. Именно этот съезд, именно это событие стало толчковым моментом, как для группы Спартак, так и для Эберта и новых властей Германии.

Уже в январе 1919 года спартаковцы попытались поднять в Германии вооруженное восстание, но оно провалилось. Оно по сути было подавлено членами фрейкора. 15 января 1919 года Карл Либкнехт и Роза Люксембург были захвачены фрейкоровцами и зверски убиты. Тело Люксембург вообще было обнаружено примерно через полгода. Это было крахом революции в Германии и крахом всех надежд коммунистов на приход к власти в этой стране.

Опыт октябрьской революции 17 года оказался для них здесь бесполезным. В принципе Эберт и его сторонники учитывали тоже опыт российского государства. Они прекрасно понимали, что для того, чтобы задушить подобную революцию ее надо обезглавить. После того, как Либкнехт погиб, между членами коммунистической партии началась, как это обычно бывает, борьба, если не за власть, то за влияние, и поэтому место коммунистических партий заняли другие партии крайнего толка, призывавшие к тому, чтобы взять власть в Германии в свои руки.

Впрочем, коммунисты неоднократно еще пытались получить власть в странах центральной Европы. Так, к примеру в Баварии 13 апреля 1919 года была провозглашена Баварская Советская Республика. Впрочем, просуществовала она совсем недолго, только до 1 мая. Подобные же республики попытались установить также в Венгрии и Словакии, а в Австрии даже чуть не произошла самая настоящая социалистическая революция.

Однако, все эти революции закончились ничем и довольно быстро были подавлены.

Потсдамская конференция

После капитуляции Германии 8 мая 1945 года, обсуждение проблемы репараций продолжалось еще три месяца. Итогом, стали переговоры на высшем уровне в рамках Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа в Берлине. В ходе обсуждения американцы и англичане предложили новую схему распределения репараций: если ранее предполагалось разделение общей суммы в процентном соотношении, то теперь западные союзники настаивали на распределении трофейного имущества в соответствии с зонами оккупации, определенными еще в 1944 году. Этот план был невыгоден СССР, так как восточная зона оккупации больше всего пострадала от военных действий, а также не располагала таким большим количеством полезных ресурсов и промышленных предприятий, как зоны оккупаций союзников.

Заключительное обсуждение вопроса состоялось 31 июля 1945 года. Сталин пошел на уступки, и согласился на предложения делегаций США и Великобритании. В протоколе Потсдамской конференции от 1 августа зафиксирован зональный принцип распределения репараций. Также СССР отказывался от акций промышленных предприятий Германии в западных зонах и претензий на захваченное союзниками германское золото. В обмен на это западные страны обязаны были признать новые границы Польши, которая теперь включала ряд бывших германских земель, а также признание ООН новообразованных социалистических государств.

Несмотря на уступки, объем репараций полученных СССР по итогам Второй мировой войны существенно повлиял на послевоенное восстановление страны. Согласно историку Р. Басырову только за первый послевоенный год с территории Германии было вывезено около 3000 промышленных предприятий. Вывезенное оборудование позволило быстро восстановить гражданское и военное производство по всей стране, а научные разработки легли в основу создания новых вооружений и укрепления обороноспособности СССР.

Молодой план

Тезка плана Юнга Оуэн Д. Янг (справа) в 1924 году в Берлине.

В 1926 году министр иностранных дел Франции Аристид Бриан и его немецкий коллега Густав Штреземанн обсуждали в Туари, среди прочего, эвакуацию оккупированного Рейнской области и досрочную выплату репараций, что дало Франции возможность бороться с финансовым кризисом . В частности, Бриан не смог реализовать свои идеи дома.

В 1929 году План Янга установил продолжительность выплаты репараций на уровне 59 лет (т.е. до 1988 года). Согласно этому плану к 1988 году Германия должна была выплатить 112 миллиардов золотых марок. Правые пытались помешать плану Янга с помощью референдума . Референдум помог Адольфу Гитлеру вернуться в политику и завоевать популярность среди населения, но сам референдум в конечном итоге не увенчался успехом. Густав Штреземанн не упоминался на праздновании эвакуации Рейнской области (ранняя эвакуация была частью плана Юнга).

Авторы Гайдпарка

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

Первые требования

Версальский договор изначально предусматривал, что Германия должна выплатить 20 миллиардов золотых марок — в то время это соответствовало более 7000 тонн золота — частями в течение 1919, 1920 годов и до апреля 1921 года включительно. В апреле 1920 года Высший союзный совет обнаружил, что Германия отстает от графика поставок и платежей угля. В июне 1920 года на Булонской конференции союзники потребовали 269 ​​миллиардов золотых марок 42 ежегодными платежами.

Натуральные поставки на репарационный счет во Францию ​​(1920 г.)

В 1920 году состоялось несколько конференций ( Сан-Ремо в апреле, Хит и Булонь-сюр-Мер в июне), на которых обсуждался вопрос о репарациях. На спа-конференции в июле 1920 года впервые были допущены к участию представители Германии. На этой конференции был установлен ключ распределения, чтобы уточнить, какую долю различные страны должны получить от компенсационных выплат. В соответствии с этим, Франция должна получить 52%, Англия — 22%, Италия — 10% и Бельгия — 8%. Союзники продолжали угрожать оккупацией Рурской области, если требования не будут выполнены. В декабре эксперты встретились в Брюсселе, чтобы обсудить вопрос о репарациях .

В 1921 году победители потребовали также , что две новые DELAG — транспорт дирижабли LZ 120 и LZ 121 поставляются. Частично из-за прямого запрета союзников, немецкая авиация дирижаблей временно остановилась. В 1924 году Германия поставила американский дирижабль в США — также в качестве репарации.

29 января 1921 года союзники в Париже снова потребовали 269 ​​миллиардов золотых марок 42 ежегодными платежами, из которых 226 миллиардов были неизменной основной суммой, и Германии пришлось отказаться от 12% стоимости своего годового экспорта. Лондонский план выплат последовал 27 апреля 1921 года . Рейхстаг отверг эти требования и, после отклонения предложения Германии 50 миллиардов в Лондоне, союзники заняли Рурорт , Дуйсбург и Дюссельдорф на 8 марта .

Не только золотые марки, но и промышленные товары , такие как дорожный локомотив Kemna EM (единичная машина, производимая по всей Германии), были отправлены победившим державам в Европе в качестве репараций.

Произошел серьезный правительственный кризис , который 4 мая завершился отставкой правительства Ференбаха . Ференбах отверг лондонский план выплат как неприемлемый и расчистил путь для правительства-преемника, которое могло подписать соглашение. 5 мая 1921 года Дэвид Ллойд Джордж представил германскому послу в Лондоне новые требования союзников. Германия должна согласиться выплатить в общей сложности 132 миллиарда золотых марок и выплатить проценты. Вопрос о том, нужно ли обслуживать так называемые C-облигации, которые на 82 миллиарда золотых марок составляли большую часть репарационного долга, зависело от голосования репарационной комиссии по результатам Германии. В аннуитетах составили 2 млрд золотых марок, и Германии пришлось заплатить дополнительно 26% от стоимости ее экспорта. Требования сопровождались ультиматумом союзников в Лондоне . Если требования не будут приняты в течение шести дней, союзники пригрозят оккупировать Рурскую область. В ультиматуме также содержится призыв к экстрадиции военных преступников и демилитаризации , как это предусмотрено Версальским договором .

Правительство во главе с канцлером Джозефом Виртом было вынуждено принять требования через день после вступления в должность 11 мая 1921 года. Эта « политика соответствия » подверглась резкой критике со стороны правых. Таким образом, Вирт опирался на усилия Матиаса Эрцбергера , который провел финансовую и налоговую реформу 1919/20 гг., Чтобы справиться с ожидаемым бременем платежей, и, благодаря сопутствующей унитаризации , значительно укрепил фискальное положение империи по отношению к ней. федеральные земли. Erzberger был убит в 1921 году членами организации консулом в качестве исполнения политик.

Советский Союз с мирным договором 1951 года не согласен

Выступая на конференции в Сан-Франциско, где подписывался мирный договор, первый заместитель министра иностранных дел СССР А.А. Громыко заявил, что Советский Союз не подпишет американо-британскую версию договора по той причине, что:

Проект не содержит никаких гарантий против восстановления японского милитаризма, превращения Японии в агрессивное государство. Проект не содержит гарантий обеспечения безопасности стран, пострадавших от агрессии милитаристской Японии. Проект создаёт условия для возрождения японского милитаризма, угрозу повторения японской агрессии;
Проект договора фактически не предусматривает вывода оккупационных иностранных войск. Наоборот, он закрепляет пребывание на территории Японии иностранных вооружённых сил и содержание иностранных военных баз в Японии и после подписания мирного договора. Под предлогом самообороны Японии проект предусматривает участие Японии в агрессивном военном союзе с Соединёнными Штатами.

Также Громыко вскрыл экономическую подоплёку политики США в отношении Японии и выразил несогласие с освобождением Японии от репараций.

Германия после Второй мировой войны заплатила победителям, по разным оценкам, от 20 до 30 млрд долларов в виде репараций. Впрочем, это сущие копейки, если сравнивать с ущербом, реально понесённым странами-победительницами. Так, германские репарации покрыли лишь 3-4% всего ущерба СССР. Даже по итогам Первой мировой Германия должна была заплатить намного больше. Но и на этом фоне японские репарации выглядят мизерными.

К 1964 году общий объём репараций Японии, полученных странами Юго-Восточной Азии, едва достиг 1 млрд долларов. К настоящему времени, по моим оценкам, японские репарации и приравненные к ним компенсации в виде льготных условий займов азиатским странам едва ли превысили в совокупности 2 млрд долларов.

Многие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) на несколько десятилетий затаили свою обиду по поводу того, что Япония «забыла» им заплатить за войну и оккупацию. Сегодня эта обида всё чаще прорывается наружу, страны ЮВА сравнивают Германию и Японию и делают для себя выводы.

Если Германия постоянно извиняется за войну (даже продолжает, не афишируя, выплачивать компенсации «жертвам холокоста»), то Япония никаких извинений не приносит и никаких компенсаций не выплачивает. Она даже не желает возвращаться к теме репараций, ссылаясь на мирный договор 1951 года. Более того, наблюдается оправдание японского милитаризма, даже героизация военного прошлого Японии. Неудивительно, что некоторые страны ЮВА считают договор 1951 года «несправедливым», навязанным Соединёнными Штатами, да и не имеющим реальной силы ввиду отсутствия подписей представителей СССР и фактической власти Китая (к тому моменту коммунисты Мао Цзэдуна уже контролировали весь материковый Китай, но США считали законным правительством сбежавших на Тайвань гоминдановцев).