Ибсен генрик: биография, произведения автора и интересные факты

Оглавление

Генрик Ибсен, «Привидения»: краткое содержание

Хочется остановиться на одном из его лучших произведений. Генрик Ибсен «Привидения», как уже говорилось, создал в 1881 году. В сюжете речь идет о постоянно открывающихся тайнах. Главная героиня – вдова капитана Алвинга – фру Алвинг. В городке, где они жили, мнение об их супружеской паре было просто идеальное. Как вдруг она делится с пастором Мандерсом правдой о своей семейной жизни, которая была так умело замаскирована. Ведь ее муж по правде был развратником и пьяницей. Ей даже приходилось иногда выпивать с ним за компанию, чтобы только он не выходил из дома. Это она делала для того, чтобы на их сына не легло пятно позора. И вот казалось, она добилась, чего хотела. Муж умер, люди говорят о нем как о достопочтимом человеке, и беспокоиться уже ей не о чем. Однако именно сейчас она начинает очень сильно сомневаться в том, правильно ли она поступает.

Библиография[ | ]

  • Собрание сочинений Генрика Ибсена : в 6 т. / Пер. с датск.-норв. П. И. Вейнберга, И. Н. Юровского, К. Д. Бальмонта. — СПб. : Издательство И. Юровского, 1896—1897.
  • Полное собрание драматических произведений Генрика Ибсена : в 8 т. / Пер. с датск.-норв. М. В. Лучицкой. — К.—Х. : Южно-русское книгоиздательство Ф. Л. Иогансона, 1900.
  • Полное собрание сочинений Генрика Ибсена : в 8 т. / Пер. с датск.-норв. А. В. Ганзена, П. Г. Ганзена. — СПб. : Издательство товарищества «Знание», 1903—1906.
  • Полное собрание сочинений Генрика Ибсена : в 4 т. / Пер. с датск.-норв. А. В. Ганзена, П. Г. Ганзена. — СПб. : Издательство товарищества А. Ф. Маркс, 1909. — (Приложение к журналу «Нива»).
  • Ибсен Г. Собрание сочинений : в 4 т.. — М. : «Искусство», 1956—1958.
  • Ибсен Х. Кесарь и Галилеянин. Росмерсхольм = Kejser og Galilæer. Rosmersholm / Пер. с датск.-норв. Ф. Х. Золотаревской, А. В. Ганзена, П. Г. Ганзена; изд. подг. А. А. Юрьев; отв. ред. И. П. Куприянова. — СПб.: «Наука», 2006. — 744 с. — (Литературные памятники). — 2000 экз. — ISBN 5-02-027022-9.

Интересные факты[ | ]

  • Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом (1859 — 1930), внук Танкред Ибсен (1893 — 1978) режиссером.
  • В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.
  • С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.
  • В городе Шиен действует Театр Ибсена.
  • Генрик Ибсен был очень молчаливым человеком. Отказываясь из-за этого от частых приглашений на званые обеды, он говорил:
  • Лечащий врач Ибсена, доктор Эдвард Булл, рассказывал, что семья Ибсена собралась у постели писателя перед его смертью. Видимо, чтобы успокоить родственников, сиделка заметила, что Ибсен сегодня выглядит немного лучше. При этом Ибсен, привстав, сказал ясно и чётко: «Напротив!» — и умер.
  • Один из черновых вариантов вступления (написан 16 марта 1892 г.) к пьесе Ибсена «Строитель Сольнес», более известный как «В этом доме они тихо жили вдвоём…» в переводе Анны Ахматовой, послужил текстом одноимённой песни украинской мелодик-хардкор группы Date Rape.

Детство драматурга

В семье состоятельного норвежского коммерсанта Ибсена, проживающего на юге страны, в городке Скиен, в 1828 году появляется сын Генрик. Но проходит всего восемь лет, и семья разоряется. Жизнь выпадает из привычного круга общения, они терпят лишения во всем и насмешки окружающих. Маленький Ибсен Генрик болезненно воспринимает происходящие изменения. Однако уже в школе он начинает удивлять учителей своими сочинениями. Детство закончилось в 16 лет, когда он переехал в соседний городок и стал учеником аптекаря. Он работает в аптеке пять лет и все эти годы мечтает перебраться в столицу.

Действие 2[ред.]

Бракк приходит к Тесманам, чтобы пригласить Йоргена на холостяцкую вечеринку, которую он устраивает, но не застаёт его дома. В беседе с Бракком, Гедда признаётся, что скучала во время их путешествия. Муж проводил всё время в библиотеке, а она не видела никого из их круга.

Гедда сама не знает, зачем она вышла за него замуж, возможно, рассчитывала, что он даст ей больше, чем другие её поклонники. Бракк намекает ей, что готов её развлечь. Гедда намёками отвечает, что не против.

Гедду раздражают мизерные условия жизни, скука. Бракк намекает, что, возможно, у неё появятся «святые обязанности», которые её встряхнут, но Гедда и слышать об этом не хочет, она не создана для этого.

Домой возвращается Йорген и тут же приходит Левборг, которого он ждёт. Левборг принёс вторую книгу, которую он написал, но ещё не отдал в печать. Бракк приглашает Левборга на свою вечеринку, Йорген поддерживает приглашение, но Гедда настаивает, чтобы Левборг поужинал с ней, тем более, что скоро должна прийти Теа.

Левборг сообщает, что хочет соревноваться с Йоргеном только в общественном мнении, а в конкурсе он участвовать не будет. Улучшив момент, Левборг гневно говорит Гедде, что она загубила себя, выйдя замуж за Йоргена. Может, она его любит? Гедда отрицает. А, его, Левборга, она любила? Гедда уклончива.

К Тесманам приходит Теа. Гедда узнаёт, что Теа вдохновила Левборга на написание второй книги.

Несмотря на протесты Гедды, Левборг уходит. Гедда намекает Теа, что она богачка, если с ней Левборг. Обе женщины уверены, что вторая книга Левборга будет иметь успех.

Библиография

  • 1850 – «Катилина»
  • 1850 – «Богатырский курган»
  • 1852 – «Норма, или Любовь политика»
  • 1853 – «Иванова ночь»
  • 1855 – «Фру Ингер из Эстрота»
  • 1856 – «Пир в Сульхауге»
  • 1856 – «Воители в Хельгеланде»
  • 1857 – «Улаф Лильекранс»
  • 1862 – «Комедия любви»
  • 1863 – «Борьба за престол»
  • 1866 – «Бранд»
  • 1867 – «Пер Гюнт»
  • 1869 – «Союз молодежи»
  • 1873 – дилогия «Кесарь и галилеянин»
  • 1877 – «Столпы общества»
  • 1879 – «Кукольный дом»
  • 1881 – «Привидения»
  • 1882 – «Враг народа»
  • 1884 – «Дикая утка»
  • 1886 – «Росмерсхольм»
  • 1888 – «Женщина с моря»
  • 1890 – «Гедда Габлер»
  • 1892 – «Строитель Сольнес»
  • 1894 – «Маленький Эйольфе»
  • 1896 – «Йун Габриель Боркман»
  • 1899 – «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»

Постановки

Первая постановка осуществлена скандинавской труппой в Чикаго в 1882 году. В Дании первое представление пьесы состоялось лишь в 1903 году. Сценографом берлинской постановки 1906 года выступил Эдвард Мунк .

В России пьеса была долгое время запрещена (ввиду критического освещения роли церкви) и в итоге поставлена только 7 января 1904 года в Санкт-Петербурге в театре Неметти. 24 октября того же года состоялось представление «Привидений» в драматическом театре Веры Фёдоровны Комиссаржевской . Во Художественном театре премьера состоялась 31 марта 1905 года под художественным руководством

Литература

  • Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. — М.: «Художественная литература», 1956. — 274 с. — 10 000 экз.
  • Гарде А. Основная мысль в творчестве Г. Ибсена / Пер. с нем. Е. Д. Авдаковой. — Х.: Типография Г. Б. Молчадского, 1905. — 48 с.
  • Гейер Р. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения / Пер. с фр. Г. Р. — М.: Типография А. П. Волкова, 1903. — 70 с.
  • Горбунов А. М. Генрик Ибсен (1828—1906): Памятка читателю. — М.: Государственная библиотекака им. В. И. Ленина, 1956. — 48 с. — 8500 экз.
  • Лотар Р. Генрих Ибсен / Пер. с нем. О. А. Волькенштейн. — СПб.: Типография О. Н. Попова, 1903. — 166 с. — (Образовательная библиотека. Серия 5. № 1).
  • Минский Н. М. Генрих Ибсен: Его жизнь и литературная деятельность. — СПб.: Издательство товарищества «Общественная польза», 1896. — 92 с. — (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте . — СПб.: «Пушкинский Дом», 2007. — 272 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91476-003-5.
  • Хейберг Х. Генрик Ибсен / Пер. с норв. В. Якуба. — М.: «Искусство», 1975. — 274 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  • Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. — М.: Издательство Московского государственного педагогического института, 1979. — 90 с. — 1500 экз.
  • Чулков Г. И. Анархические идеи в драмах Ибсена. — СПб.: «Шиповник», 1907. — 64 с.
  • Шайкевич В. А. Драматургия Ибсена в России: (Ибсен и МХАТ). — К.: Издательство Киевского университета, 1968. — 177 с.
  • Шайкевич В. А. Ибсен и русская культура: Очерки. — К.: «Вища школа», 1974. — 142 с. — 2600 экз.
  • Юрьев А. А. Мистериальная традиция в театре Хенрика Ибсена. — СПб.: Издательство Академии театрального искусства, 2013. — 185 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88689-085-3.

Детство и юность

В зажиточной семье Ибсенов 20 марта 1828 года родился мальчик, которому родители дали имя Генрик. В 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, пришлось заложить все имущество, чтобы расплатиться с кредиторами.

Драматург Генрик Ибсен

Такая перемена социального положения больно ударила по маленькому Генрику. И раньше не отличавшийся общительностью, мальчик и вовсе замкнулся в собственном мирке. Тем ярче проявился талант – еще в гимназии Ибсен начал облекать фантазии, порой жутковато-сказочные, в слова.

В Норвегии, пусть она и была 400 лет датской колонией, учиться могли даже бедняки. Но Генрику пришлось вместо учебы зарабатывать на жизнь. Пятнадцатилетнего парня родители в 1843 году отправили в соседний город Гримстад, где тот стал учеником аптекаря.

Бюст Генрика Ибсена

Работа в аптеке не мешала творчеству, наоборот, душа требовала самореализации. Благодаря стихам, эпиграммам и карикатурам на горожан к 1847-му Генрик обрел популярность у радикально настроенной молодежи Гримстада.

После революционных событий в Европе 1848 года Ибсен взялся за политическую лирику и написал первую пьесу «Катилина», которая не пользовалась популярностью.

Генрик Ибсен: книги и особенности его литературы

Его труды вообще можно трактовать чрезвычайно многообразно из-за подспудного релятивизма Ибсена Генрика в симбиозе с «железной» и несколько тенденциозной логикой сюжетного развития. В мире он признан как драматург реалистического направления, однако символисты отнесли его творчество к своему направлению и сделали его основоположником эстетического течения. Ибсен даже получил название «Фрейд в драматургии». Писателя также отличает исполинская сила, которая и позволила ему сочетать в своем репертуаре самые разнообразные и даже полярные темы, средства художественного выражения, идеи и проблематику.

Действие 3[ред.]

Утром Гедда с Теа ждут возвращения мужчин с вечеринки. Служанка приносит письмо от тёти Юлле. Гедда отправляет Теа спать в свою комнату.

Домой возвращается Йорген. Он восхищён книгой Левборга, сам бы он никогда бы так не написал.

По дороге домой Левборг потерял рукопись и Йорген её нашёл. Йорген просит жену никому не говорить о своей находке, сейчас он пойдёт её вернуть. Гедда просит сначала дать ей почитать, но Йорген отказывается: рукопись нужно срочно вернуть.

Йорген замечает письмо: тётя Рина при смерти и тётя Юлле просит срочно прийти. Гедда отказывается с ним идти, она не хочет видеть болезни и смерть и расстраиваться. Йорген спешит, но тут приходит Бракк. Гедда поспешно прячет рукопись, Йорген убегает.

Оставшись с Геддой, Бракк сообщает, что после холостяцкой вечеринки Левборг отправился в салон известной рыжей певицы. Там он обвинил её в краже бумажника, дело дошло до рукоприкладства и пришлось вызвать полицию. Левборга арестовали. Бракк переживает: во-первых он не хочет, чтобы выяснилось, что Левберг отправился к певице от него, во-вторых он беспокоится о чести семьи Тесман. Левборг встречается с Теа у них дома.

Бракк уходит, но в дом приходит Левборг. Встретясь с Теа, он сообщает, что она ему больше не нужна, их дороги расходятся. Теа в растерянности: как же их книга? Левборг сообщает, что книгу он порвал. Теа уходит, говоря, что у неё впереди только мрак.

Оставшись с Геддой, Левборг объясняет, что он книгу не порвал, а потерял. Теа жила этой книгой, это был их ребёнок, а теперь всё кончено и у них нет будущего.

Левборг уходит, получив от Гедды на прощание револьвер, которым она когда-то хотела его убить в порыве страсти. Гедда сжигает рукопись.

История жизни Генрика Ибсена

В последнем произведении писателя, холоду искусства противопоставляется человеческая доброта. Искусство, здесь, — тюрьма, от которой человек не может и не хочет бежать. 

Одна из главных тем в творчестве Ибсена, — человек, преследующий свои цели и не обращающий при этом внимания на людей, окружающих его. В психологических анализах, автор показывает негативные силы), называет их «демонами» и «троллями»), таящиеся в сознании этих людей. Последние драмы писателя объединяет то, что духовный портрет человека в них очень сложен. За это Ибсена иногда называют «театральным Фрейдом».

Фрейд и многие другие психологи, использовали героев норвежского писателя, для обоснования своих теорий. Так, известно описание Фрейдом Ребекки, — героини произведения «Росмесхолм». Влияние таких людей, как Зигмунд Фрейд, привело к возникновению еще большего интереса к творчеству Хенрика Ибсена. 

Постепенно, с течением времени, Ибсен был признан не только в Скандинавии, но и во всей Европе. Благодаря «Столпам общества», его творчество принимают в Германии, а «Кукольный дом» открывает для него всю Европу. 

Этому успеху предшествовала долгая и кропотливая работа. Еще с 1850-х, Ибсен в течение 11 лет был занят сценической работой. Это позволило хорошо знать, самые последние веяния в театральном искусстве. Он работал над сценариями новых пьес, что и предопределило его судьбу как писателя-драматурга. В те годы, он познакомился с двумя писателями, оказавшими значительное влияние на все его творчество: французом Ю. Скрайбом и немцем Ф. Хеббелем.

Скрайб показал Ибсену, как должен строиться сюжет театральной пьесы. Творчество Хеббеля, помогло норвежскому писателю понять, каким образом в драме можно использовать как современные черты общества, так и традиции театрального древнегреческого искусства. Шесть лет, проведенных Хенриком Ибсеном в театре Бергена (1851-57) и пять — в театре Кристиании (с 1857г) не были легки. Однако они позволили драматургу приобрести необходимый театральный опыт. 

В 1859г Ибсен вместе с другим норвежским писателем Бьёрстерне Бьернсоном, основал «Норвежскую Компанию» — деятельность которой была посвящена норвежскому искусству и культуре. В понимании Ибсена, норвежскому театру должна была отводиться значительная роль, в формировании самобытной норвежской культуры. Этим он и занимался — собирал материалы средневековой истории Норвегии, чтобы впоследствии показать их в своих исторических драмах. Среди таких произведений можно отметить произведения «Бранд» и «Пер Гюнт». 

Для Ибсена было очень нелегко вернуться домой. Годы, потраченные на борьбу за то, чтобы его признало общество, заставили потратить норвежского драматурга много сил. Он чувствовал себя бездомным даже в своей родной стране. Однажды, он сказал о том, что жалеет о той фантастической жизни, которую прожил. 

Действие 1[ред.]

После долгой поездки домой возвращается Йорган Тесман с молодой женой Геддой. За время поездки, которая была ещё и свадебным путешествием, Йорган собрал научный материал и стал доктором наук.

Гедда Габлер — дочь генерала, двадцать девять лет, благородное лицо, изящная фигура, осанка горделивая.

Йорган Тесман — среднего роста, очень моложавый на вид человек лет тридцати трёх, аспирант на кафедре истории культуры.

К их приезду тётя Йоргана, Юлле, заменившая ему рано умерших родителей, готовит дом. На её попечении находится больная сестра Рина, ещё одна тётя Йоргана. Юлле счастлива, что утончённая красавица Гедда, у которой было множество поклонников, выбрала Йоргена. Юлле даже специально купила себе нарядную шляпку, чтобы Гедде было не стыдно показаться с ней на улице.

Тётя с племянником надеются, что вскоре Йорген станет профессором и будет получать соответствующее жалование, а пока, чтобы молодая семья ни в чём не нуждалась, Юлле предлагает ему деньги. Йоргену неловко: на что будут жить тёти?

Но надменная Гедда не собирается сближаться с родственниками мужа.

Семью Тесман навещает фру Теа Эльвстед, которой Йорган когда-то давно симпатизировал и которая училась вместе с Геддой. Теа работала гувернанткой и после смерти хозяйки дома, вышла замуж за хозяина. Давний поклонник Гедды, Эйлерт Левборг, учил детей её мужа. Почувствовав, что муж относится к ней как к экономке, Теа ушла от него.

Теа сообщает Гедде, что Левборг собрал обширный исторический материал и издал книгу в той же отрасли, что и Йорген. Теа просит Йоргена помочь Левборгу. Гедда, тайно в него влюблённая, поддерживает Теа. Прежде пренебрежительно к ней настроенная, Гедда разыгрывает искреннюю подругу.

Ничего не подозревающая Теа сообщает, что ушла от мужа, чтобы быть с Левборгом, но он влюблён в другую женщину, которая всё время ходит с пистолетом. Теа предполагает, что эта женщина какая-то рыжая певица и она сейчас находится в их городе.

К Тесманам приходит асессор Бракк и сообщает, что назначение Йоргена профессором откладывается. Объявлен конкурс и конкурент Йоргена — Левборг. Йорген приходит в ужас. Он хочет, чтобы его жена, которая любит роскошь, ни в чём не нуждалась, а он живёт на деньги тёти и рассчитывает на должность профессора.

Неожиданно Йорген узнаёт, что у Гедды есть два пистолета её отца.

Переезд в Германию

Пожив в Триесте, Дрездене, Г. Ибсен окончательно останавливается в Мюнхене. В 1867 году выходит еще одно стихотворное произведение – полная противоположность пьесе о безумном священнике «Пер Гюнт». Действие этой романтической поэмы происходит Норвегии, в Марокко, в Сахаре, в Египте и вновь в Норвегии.


В маленькой деревушке, где живет молодой парень, его считают пустобрехом, драчуном, который и не думает о том, чтобы помогать матери. Он понравился скромной красивой девушке Сольвейг, но она отказывает ему, потому что слишком плохая у него репутация. Пер уходит в леса и там встречает дочь Лесного короля, на которой он готов жениться, но для этого ему надо превратиться в безобразного тролля. С трудом вырвавшись из лап лесных чудищ, он встречается с умирающей на его руках матерью. После этого он много лет путешествует по свету и наконец, совершенно старый и седой, возвращается в родную деревушку. Его никто не узнает, кроме волшебника Пуговичника, который готов переплавить его душу в пуговицу. Пер выпрашивает отсрочку, чтобы доказать чародею, что он цельный человек, а не безликость. И тут он, перекати-поле, встречает верную ему постаревшую Сольвейг. Тогда-то он и понимает, что его спасла вера и любовь женщины, так долго ждавшей его. Это совершенно фантастическая история, которую создал Генрик Ибсен. Произведения же в целом строятся, исходя из того, что какая-то цельная личность борется с безволием и безнравственностью ничтожных людей.

Литература

В 1850 году молодой человек поехал в Христианию (так до 1924 года называли Осло), чтобы поступить в университет, но место учебы заняла околополитическая деятельность: преподавание в воскресной школе рабочего объединения, демонстрации протеста, сотрудничество с рабочей газетой и студенческим журналом.

Писатель Генрик Ибсен

За три года написаны три пьесы, и тогда же состоялось знакомство с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном – драматургом, театральным и общественным деятелем. С ним Ибсен быстро сошелся, так как оба верили в необходимость национального самосознания норвежцев.

В 1852 году удача повернулась лицом к молодому драматургу – Ибсена пригласили в Берген, в первый Норвежский национальный театр, где тот и прослужил художественным руководителем до 1857 года. Свежие пьесы Ибсена сразу обретали сценическое воплощение, а еще появилась возможность изучить театральную кухню, что однозначно позволило вырасти драматургическому мастерству.

Постановка пьесы Генрика Ибсена «Привидения»

С 1857 по 1862 годы Ибсен руководил Норвежским театром в Христиании и боролся с Христианийским театром, в котором спектакли ставились на датском, а актеры были сплошь датчане. Ну и, конечно, не прекращал творить, при написании пьес беря за основу норвежские саги. В 1863 году, когда Генрик Ибсен уже оставил пост руководителя, два театра слились в один, и спектакли теперь шли только на норвежском.

Генрик Ибсен за работой

Бурная деятельность драматурга имела под собой желание жить в достатке, обладая должным социальным уровнем, в том числе — общественным признанием. Тут, несомненно, сказалось тяжелое детство. Полтора года Ибсен добивался писательской стипендии от стортинга (парламент Норвегии).

Наконец получив желаемое в 1864 году, с помощью друзей Ибсен с семьей покинул родину и обосновался в Италии. Там за два года создал две пьесы, «Бранд» и «Пер Гюнт», вложив в них всю душу, весь накопленный опыт, как жизненный, так и литературный.

Музыка Эдварда Грига к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

«Пера Гюнта» датчане и норвежцы восприняли отрицательно. Ганс Христиан Андерсен отзывался о пьесе как о худшем произведении, какое когда-либо читал. Спасла ситуацию Сольвейг. А еще – Эдвард Григ, написавший музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе драматурга.

Дальнейшее творчество Ибсена попало из сетей норвежских саг в русло реализма. О социальных проблемах говорят шедевры драматургии «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка», «Строитель Сольнес» и другие пьесы.

Постановка пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»

Например, в основу драмы «Кукольный дом» легли реальные события. Основная тема произведения – «женский вопрос», но затрагивается не только положение женщин в обществе. Речь идет и о свободе личности в целом. А прототипом главной героини стала Лаура Килер – писательница, дружившая с Ибсеном, который, собственно, и посоветовал юной 19-летней девице заниматься литературой.

В библиографии Генрика Ибсена читатель не найдет ни романов, ни рассказов – только поэмы, стихи и пьесы. Не оставил драматург и дневники. Зато пьесы вошли в «золотой фонд» мировой драматургии. Книги с произведениями Ибсена издаются на разных языках, а его афоризмы давно ушли в народ.

Назад в Норвегию

В 1891 году Ибсен вернулся в Норвегию как литературный герой. Возможно, он ушел как расстроенный артист, но вернулся как всемирно известный драматург. Большую часть своей жизниИбсен жил почти скрытным существованием. Но он, казалось, процветал в центре внимания в последующие годы, становясь своего рода туристической достопримечательностью в Кристиании. Он также наслаждался событиями, проведенными в его честь в 1898 году в ознаменование его семидесятилетия.

Его более поздние работы, кажется, имеют более саморефлексивное качество со зрелыми ведущими героями, оглядывающимися назад и живущими с последствиями своих предыдущих жизненный выбор. И каждая драма, кажется, заканчивается темной нотой. Первой пьесой, написанной после его возвращения в Норвегию, был «Мастер-строитель». Титульный персонаж встречает женщину из своего прошлого, которая призывает его выполнить обещание. В «Когда мы мертвы просыпаемся», написанном в 1899 году, старый скульптор сталкивается с одной из своих бывших моделей и пытается вернуть утраченную творческую искру. Это оказалось его последней игрой.

Биография

Генрик Юхан появился на свет в 1828 году в провинциальном норвежском городке Шиене в богатой семье. Но почти через десять лет его отец обанкротился, и положение их семьи резко переменилось. Оказавшись в социальных низах, мальчик получил тяжелейшую психологическую травму. Все это потом отразится на его дальнейшем творчестве.

Он начал работать с 15 лет, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 1843 году Ибсен уехал в городишко Гримстад, где нашел работу ученика-аптекаря. Зарплата была мизерной, поэтому юноша искал разные пути заработков и самореализации. Тогда Ибсен Генрик пробует писать стихи, сатирические эпиграммы и рисует карикатуры на буржуа Гримстада. И он не ошибся – к 1847 году он становится очень популярным в среде прогрессивно и радикально настроенной молодежи городка.

А потом, впечатлившись революцией, охватившей всю Западную Европу в 1848 году, Ибсент вносит в свое поэтическое творчество политическую лирику и вдохновляется на написание пьесы «Катилина» (1849 г.), которую насквозь пропитывает тираноборческими мотивами. Эта пьеса не имела никакого успеха, но зато укрепила его в желании заниматься литературой, искусством и политикой.

Освальд

И вот приезжает из Франции их сын – бедный художник Освальд, внешне похожий на своего отца и также большой любитель выпить что-нибудь погорячее. Однажды мать увидела, как Освальд пристает к служанке. С первого взгляда ей показалось, что это был ее покойный муж, который также когда-то приставал к служанке. Она сильно испугалась и вскрикнула…

Вскоре открывается еще одна страшная тайна – Освальд болен тяжелой психологической болезнью. На глазах матери он сходит с ума и таким образом расплачивается за грехи отца. Как автор, Ибсен был уверен, что в жизни существует такой закон. Если кара не постигает человека при жизни, то за это расплачиваются его дети и внуки.

Современность

На театральных подмостках и до сих пор актуален, любим и популярен Генрик Ибсен. «Вернувшиеся» — пьеса, в точности повторяющая содержание «Привидения», в сюжете которой символизируется возвращение в наш мир мертвых, которые управляют живыми. Спектакль показывается во многих театрах, но особого внимания заслуживает постановка, где одни и те же актеры постоянно меняют маски, которые олицетворяют собой совершенно разные стороны человеческой сущности. Кстати, стоит отметить, что пьеса Генрика Ибсена «Привидения» до сих пор в мире почитается как один из самых непревзойденных шедевров драматургии.

https://stuki-druki.com/authors/Ibsen.php https://www.wisdoms.one/biografiya_genrik_ibsen.html https://www.syl.ru/article/300350/ibsen-genrik-biografiya-proizvedeniya-avtora-i-interesnyie-faktyi

Краткая биография

  • В 1848 году Европу потрясли революционные события в нескольких странах, которые позже получили название «Весна народов». Ибсен откликается на происходящее стихотворениями на политическую тематику. Этот год считается началом творческой деятельности писателя.
  • 1849 год – окончание начавшихся революций. Ибсен в это время готовится поступать в медицинскую академию и в перерыве между занятиями пишет свою первую пьесу – драму «Катилина». Опубликована она была под псевдонимом. Критики же встретили эту пьесу достаточно холодно. Увлеченное занятие писательством или недостаточно хорошая подготовка не позволили Генрику поступить в медицинскую академию.
  • В этом же году 28 апреля 1850 года писатель перебирается в Христианию, так тогда назывался город Осло, где начинает готовиться к поступлению в университет. Именно там в сентябре того же года состоялась первая постановка пьесы, и это была не «Катилина». Национально-романтическое произведение «Богатырский курган» отвечало потребностям и стремлениям норвежской молодежи середины 19 века. Однако театр в Христиании ставил в основном произведения датских драматургов, и зритель не откликался на ибсеновские сюжеты.
  • Генрик начинает писать много общественно-политических статей и очерков, а в 1951 году принимает участие в издании оппозиционного листка Manden».
  • Вскоре писатель становится штатным драматургом и режиссёром театра в богатом городе Бергене, где стремились развивать и поддерживать национальный норвежское искусство. Он был обязан писать не менее одной пьесы в год, которую ставили бы на сцене этого театра. С 1852 года драматурга назначают руководителем театра в Бергене. Начался период расцвета художественного мастерства Ибсена, время его увлечения норвежским и скандинавским фольклором.
  • В 1853 году пьеса «Ночь на Иванов день», которая была создана годом ранее, ставится в Бергене. Произведению, которое так и осталось неопубликованным, было суждено с треском провалиться. Действие, происходящее в современной зрителю Норвегии, было переполнено фантастикой, вымыслом и иронией, и публика не поняла такой постановки.
  • Ибсен очень переживал за свой провал и через год 1954 выходит пьеса в прозе «Фру Ингер из Эстрота». Трагический сюжет рассказывает о борьбе Норвегии против Дании в 16 веке. И хотя, в отличие от предыдущей пьесы, эта работа была более понятной с интересным закрученным сюжетом и интригами, она также провалилась.
  • В период с 1855 по 1856 годы Генрик Ибсен создает «Пир в Сульхауге». За основу сюжета были взяты народные баллады средневековья, прозаические диалоги гармонично сменялись балладными напевами. Успешная постановка вывела Ибсена в ряды известных драматургов Норвегии. В 1856 году состоялась постановка еще одной «средневековой» пьесы писателя «Улаф Лилиенкранс».
  • Ибсен оставался в Бергене в качестве руководителя театра вплоть до 1957 г. Он успел срежиссировать ещё одну свою работу «Воители в Хельгеланде». После этого писатель покидает Берген и возвращается в Христианию, где становится режиссером и руководителем недавно появившегося в городе Национального норвежского театра. Заняв руководящий пост, Ибсен, создавая работы на основе национального фольклора, старается бороться с тенденцией театра ставить датские пьесы с датскими актерами и на датском языке.
  • В 1862 году он пишет сатирическую пьесу «Комедия любви» о норвежских мещанах, которая была разгромлена критиками. В этом же году Ибсен покидает пост руководителя театра, однако стоит сказать, что его деятельность не осталась бесплодной. Через год театр пришел к решению ставить пьесы только на норвежском языке.
  • Материальное положение писателя оставляло желать лучшего. В 1864 году он высказывает идею о едином норвежском народе в исторической драме «Борьба за престол». Однако разочарование в окружающей действительности, жесткая реакция критиков на его работы и желание увидеть иное, побуждают его отправиться за границу. В этом же 1864, спустя полтора года ожиданий, Ибсен получает писательскую стипендию от норвежского парламента и со своей женой и маленьким сыном уезжает в Рим.
  • В 1865 году из-под пера Ибсена выходит пятиактная драма в стихах «Бранд», повествующая о священнике-идеалисте.

Одна из старейших фотографий Ибсена ок. 1863/64, примерно в то время, когда он начал писать «Бранд»

Через два года появляется пьеса «Пер Гюнт», где главный герой – молодой человек, не стремящийся поступать добропорядочно, в отличие от героя «Бранда». Эти две пьесы закрепили славу норвежца. Он становится в один ряд с известными драматургами своего времени.

Генрик Ибсен (крайний слева) с друзьями в Риме, ок. 1867 г.

Жители туманных фьордов

Норвегия, несомненно, отличается своей особой самобытной культурой. Суровые скандинавы, отправляющиеся в долгие завоевательские походы, не отличались пустословием. Главным было показать себя в делах – смело сражаться и вернуться с богатой добычей. Также и в пьесах Ибсена человек показывает себя в поступках, преодолевает внутренние метания и идет наперекор всем во имя своих целей и принципов. Наряду с реализмом, присущему творчеству драматурга с его северным темпераментом, ему не чужд и символизм.

Таинственность, неясность, сказочность, все то к чему его тянуло с детства, нашло отражение в его произведениях. Скандинавские страны всегда обладали множеством мифов и легенд, бережно хранившихся их жителями. Не странно что в начале своего творчества Генрик Ибсен создавал исторические пьесы, вдохновленный древними героическими преданиями. Однако он не был консервативным хранителем старых традиций. Прагматические взгляды привели его к пониманию того, что ничто не вечно и все меняется. Он принимал все новые веяния – анархизм, теории Дарвина, женская эмансипация. Он принимал все новое в мире, а новый мир благосклонно принимал его творчество, отражавшее дух своего времени.

https://youtube.com/watch?v=c73k1sbaG64

Произведения Диккенса

Чарльз Диккенс быстро привлек внимание читателей. Окрыленный первым успехом, он решил попробовать себя в качестве писателя


Чарльз Диккенс в молодости

В 1836 г. он опубликовал свои нравоописательные очерки, вышедшие под названием «Очерки Боза».

Британцы по достоинству оценили его произведения, что позволило ему продолжить писательскую деятельность.

Интересен факт, что Федор Достоевский называл Диккенса мастером пера, умеющим великолепно отражать объективную реальность.

В 1837 г. был издан роман Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», который стал дебютным в его творческой биографии. В нем Чарльз прекрасно описывал старую Англию, а также ее жителей.

Это произведение получило большую популярность и вызвало необычайный интерес у читателей.

Каждый новый роман или рассказ, выходивший из-под пера Чарльза Диккенса, в буквальном смысле вызывал общественный резонанс.

Его слава росла с каждым днем, в результате чего он стал самым известным и издаваемым при жизни англоязычным писателем.

Наиболее знаменитыми произведениями Чарльза Диккенса считаются «Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби», Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Большие надежды» и «Наш общий друг».