Iv вещи, которые превратят твоих крестьян в победоносное войско

Причины гуситских войн. Зарождение гуситского движения.

Само название «гуситы» происходит от имени выдающегося чешского проповедника и мыслителя Яна Гуса. Биография этого человека очень интересна. По сути, труды Яна Гуса стали предтечей Реформации, положившей конец гегемонии католической церкви в Западной Европе. Будучи настоятелем Вифлеемской часовни в старой части Праги, а также профессором знаменитого Пражского университета, Ян Гус сделал перевод Библии на чешский язык. Он же первым из священников стал читать проповеди на чешском языке (до этого они читались исключительно на латыни), а в самих проповедях затрагивал насущные проблемы обычных людей, своих современников. Не удивительно, что проповеди Яна Гуса имели огромный успех, а сам проповедник пользовался большим уважением и почетом в чешском обществе.

Но что еще более примечательно, Ян Гус стал критиковать саму католическую церковь, которая к тому времени погрязла в коррупции и мздоимстве: церковные должности продавались и покупались, высшее духовенство: епископы и архиепископы купались в роскоши, а за любой, даже самый тяжелый грех можно было получить искупление, купив индульгенцию. Именно порочная практика торговли индульгенциями наиболее сильно критиковалась Яном Гусом.

Разумеется, кипучая деятельность чешского проповедника не осталась незамеченной высшими иерархами католической церкви. И вот в 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц объявляет Яна Гуса еретиком (а это очень серьезное обвинение по меркам средневековья). Но Яна Гуса на первых порах поддерживает король Чехии Вацлав IV, но вот уже и сам папа грозится наложить на Гуса интердикт (отлучение от церкви), а с ним и на всю Прагу, поэтому проповедник вынужден бежать в Южную Чехию, где папские решения и так не в почете у местной шляхты.

Точку между противостоянием Гуса и Католической церкви поставил собор в Констанце (1414 год), куда Гуса вызвали защитить свои взгляды. При этом Сигизмунд І Люксембург, король Венгрии и Хорватии, ставший к тому времени и германским королем гарантировал проповеднику безопасность и даже выдал специальную охранную грамоту. Но вскоре после прибытия на Константский собор Ян Гус был арестован по обвинению в ереси. Что же касается охранной грамоты, то король заявил, что она касалась только безопасного проезда Гуса.

Его вероломный арест вызвал большое возмущение в чешском обществе, но еще большее возмущение, даже кипение и бурление вызвало то, что после полугода заточения, Ян Гус был осужден как еретик и приговорен к смертной казни посредством сожжения, которая и была приведена в исполнение 6 Июля 1415 года.

Сожжение Яна Гуса.

Сразу после этого в Праге состоялся многолюдный сейм, на котором был составлен протест против сожжения Гуса, подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии. В ответ на это Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших этот протест, а вдобавок осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иеронима Пражского. Это было последней каплей, после которой по всему королевству Богемия (как в средние века называли Чехию) начались массовые беспорядки. Возмущенные чехи стали нападать на католические монастыри, изгонять верных папе священников из церквей. А на горе Табор (по-чешски Фавор), в 100 километрах от Праги появился вооруженный лагерь сторонников Яна Гуса, впоследствии давший название самому радикальному крылу гуситов – табориты.

Тем временем король Чехии Вацлав IV потребовал вернуть приходы изгнанным священникам, но как понимаете, его авторитет после сожжения Яна Гуса был ниже плинтуса (из-за того, что не смог его отстоять) и все это вылилось в массовое восстание уже в самой Праге. В ходе бунта слабовольный король умер от сердечного приступа, а бунтовщики захватили городскую ратушу и весь город. Вскоре восставшую Прагу поддержали Плезень, Табор и другие чешские города, вся Чехия была охвачена восстанием. Так начались гуситские войны.

Если подвести итоги, то главной причиной начала гуситским войн был общий кризис католической церкви, всеобщее недовольство тогдашними церковными порядками привело к тому, что проповеди Яна Гуса получили огромный успех среди чехов. Католическая церковь же вместо того, чтобы попытаться решить свои внутренние проблемы, пошла по пути эскалации конфликта, казнив «неудобного» проповедника, говорившего о «неудобных вещах», что вызвало массовое возмущение чехов, считающих Яна Гуса своим национальным героем.

Первый крестовый поход против гуситов [ править ]

Битва при Витковом холме

Ян Жижка с гуситским священником осматривают Прагу после битвы на Витковом холме

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеКрестовые походы
На Святой Земле (1095–1291)
  • Первый
  • 1101
  • норвежский язык
  • Венецианский
  • 1129
  • Второй
  • В третьих
  • 1197
  • Четвертый
  • Пятый
  • Шестой
  • Баронов
  • Седьмой
  • 1267
  • Восьмой
  • Лорда Эдварда

После 1291 г.

  • Смирниоте 1343–1351
  • Александрийский 1365
  • Барбэри 1390

Северные крестовые походы (1147–1410)

  • Кальмар 1123
  • Вендиш 1147
  • Шведский
    • 1150
    • 1249
    • 1293
  • Ливонский 1198–1290
  • Прусский 1217–1274 гг.
  • Новгород 1241–1242
  • Литовский 1283–1410

Популярные крестовые походы

  • Народная 1096
  • Детская 1212
  • 1251 пастухов
  • Плохо 1309
  • 1320 пастухов

Против еретиков

  • Альбигойцы 1209–1229 гг.
  • Дренте, 1228–1232 гг.
  • Stedinger 1233–1234
  • Боснийский 1235–1241
  • Арагонский 1284/5
  • Богемный 1340
  • Диспенсер 1382/3
  • Гуситы 1419–1434 гг.

Против османов

  • Савойя 1366
  • Никополис 1396
  • Варна 1443
  • Португальский 1481

Реконкиста (718–1492)

  • Барбастро 1063
  • Майорка 1113–1115
  • Лас-Навас-де-Толоса 1212
  • Книга: Крестовые походы
  •  Военный портал
vтеГуситские войны (1419–1434 гг.) И впоследствии
  • Ivohoště
  • Некмирж
  • Судомерж
  • Витков Холм
  • Вышеград
  • Брюкс
  • Кутна Гора
  • Небовиды
  • Deutschbrod
  • Горжице
  • Австралийский
  • Тахов
  • Крацау
  • Трнава
  • Домажлице
  • Waidhofen
  • Илава
  • Hiltersried
  • Пльзень
  • Липаны
  • Креч
  • Зельниц
  • Гротники

После смерти своего бездетного брата Вацлава Сигизмунд унаследовал право на богемскую корону, хотя это было тогда и оставалось гораздо позже, вопрос о том, была ли Богемия наследственной или выборной монархией, особенно в том, что касается линии, по которой Сигизмунд претендовал на власть. престол признал, что Королевство Богемия было выборной монархией, избранной дворянами, и, таким образом, регент королевства (Ченек из Вартенберга) также прямо заявил, что Сигизмунд не был избран в качестве причины для отказа Сигизмунда быть принятым. Твердому приверженцу Римской церкви, Сигизмунду помогал Папа Мартин V , который 17 марта 1420 года издал буллу, провозгласившую крестовый поход «на уничтожение виклифитов, гуситов и всех других еретиков. в Богемии ». Сигизмунд и многие немецкие князья прибыли к Праге 30 июня во главе огромной армии крестоносцев со всех частей Европы, в основном состоящей из авантюристов, привлеченных надеждой на грабеж. Они немедленно начали осаду города. от которого, однако, вскоре пришлось отказаться. Состоялись переговоры об урегулировании религиозных разногласий.

Объединенные гуситы сформулировали свои требования в заявлении, известном как « Четыре пражские статьи »

В этом документе, самом важном для гуситского периода, в формулировке современного летописца Лаврентия Брезовского говорилось следующее:. Побег короля Сигизмунда из Кутной Горы

Побег короля Сигизмунда из Кутной Горы

Эти статьи, содержащие суть гуситской доктрины, были отвергнуты королем Сигизмундом, главным образом из-за влияния папских легатов , которые считали их наносящими ущерб авторитету папы. Поэтому боевые действия продолжались. Однако Сигизмунд потерпел поражение в битве при Витковом холме в июле 1420 года.

Хотя Сигизмунд ушел из Праги, его войска удерживали замки Вышеград и Градчаны . Жители Праги осадили Вышеград (см. Вышеградская битва ), и к концу октября (1420 г.) гарнизон был готов капитулировать из-за голода. Сигизмунд попытался освободить крепость, но 1 ноября был разгромлен гуситами у деревни Панкрац . Замки Вышеград и Градчаны теперь капитулировали, а вскоре после этого почти вся Чехия попала в руки гуситов.

Гуситы переходят в наступление.

После смерти — Яна Жижки новые талантливые  полководцы возглавили гуситские войска. Табориты перешли от обороны своей страны к наступлению. Они совершали победоносные походы в Польшу, Венгрию, далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Народные воины громили замки феодалов и монастыри, но не трогали хижин бедняков. Они распространяли письма, в которых объясняли цели своей борьбы

В одном из них говорилось: «Ради самого важного — защиты родины — мы решили в славной борьбе окончить свою жизнь».

Идеи таборитов, которые феодалы и духовенство называли «чешским ядом», распространялись по всей Европе. В Германии и Польше начались восстания крестьян и городских бедняков.

Пятый крестовый поход против гуситов

Гуситы преследуют немецких солдат после Битва при Домажлице, романтическая картина

1 августа 1431 г. большое войско крестоносцев под командованием Фридрих I, курфюрст Бранденбургскогов сопровождении кардинала Чезарини в качестве папский легат, пересек чешскую границу. 8 августа крестоносцы достигли города Домажлице и начал его осаждать. 14 августа прибыла гуситская вспомогательная армия, усиленная примерно 6000 польских гуситов под командованием Прокопа Великого, и она полностью разгромила крестоносцев на последнем месте. Битва при Домажлице. Согласно легенде, увидев гуситские знамена и услышав их боевой гимн «Ktož jsú boží bojovníci«(« Вы, Воины Бога »), вторгшиеся папские силы немедленно обратились в бегство.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту

Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Гуситская армия

По образцу раннего христианства у таборитов создавали общества, имевшие единое имущество и проповедующие аскетический образ жизни. Они изобрели опасное оружие, называемое «молотилом». Оно было цепом, окованным железом, от его тяжелого толчка вооруженный всадник падал с лошади. Такую же цель преследовали, применяя продолговатую пику с крюком. У гуситов имелось на вооружении огнестрельное оружие в виде бомбард и аркебуз. Низшей тактической единицей была повозка, называвшаяся вагеном, в ее составе было 10 воинов. Гуситы создавали укрепления из тяжелых возов, для их соединения использовали цепи и ремни. Артиллерия размещалась между возами, за ними прятались всадники и пехотинцы. Рыцарям приходилось спешиваться для атаки врага в невыгодных для себя условиях. Жижка умел побеждать даже в условиях численного преимущества врага.

Новые переговоры и поражение радикальных гуситов

Битва при Липанах , романтическая картина

15 октября 1431 года Базельский совет официально пригласил хуситов принять участие в его обсуждениях. Последовали продолжительные переговоры, но 4 января 1433 года в Базель прибыло гуситское посольство во главе с Прокопом, в которое входили Иоанн Рокиканский , таборитский епископ Николас Пелгржимовский , «английский гусит» Питер Пейн и многие другие. но переговоры не были прерваны, и изменение политической ситуации в Богемии, наконец, привело к урегулированию.

В 1434 году снова вспыхнула война между утраквистами и таборитами. 30 мая 1434 года армия таборитов во главе с Прокопом Великим и Прокопом Меньшим , которые оба пали в битве, была полностью разбита и почти уничтожена в битве при Липанах .

Польское гуситское движение также подошло к концу. Польские королевские войска под командованием Владислава III Варненского нанесли поражение гуситам в битве при Гротниках в 1439 году, положив конец гуситским войнам.

Последствия

Битва при Венценбахе между войсками императора Максимилиана I и чешскими утраквистами в 1504 году

Кредо утраквистов, часто меняющееся в деталях, продолжало принадлежать к установленной церкви Богемии до тех пор, пока все некатолические религиозные службы не были запрещены вскоре после битвы на Белой горе в 1620 году. Партия таборитов так и не оправилась от своего поражения при Липанах. , а после того, как город Табор был захвачен Георгием Подебрадским в 1452 году, здесь было установлено религиозное культовое право утраквистов. Богемские братья ( Unitas Fratrum ), чей интеллектуальный возбудитель был Петр Chelčický , но чьи фактические основатели были брат Грегори, племянник архиепископа Рокицанах, и Майкл, викарий Жамберка , в определенной степени продолжает традиции таборитов, и в 15 — м и 16 — м веков включал в себя большинство сильнейших противников Рима в Богемии.

Я. А. Коменский ( Коменский ), член Братьев, утверждал, что члены его церкви являются подлинными наследниками доктрин Гуса. После начала немецкой Реформации многие утраквисты в значительной степени восприняли доктрины Мартина Лютера и Жана Кальвина и в 1567 году добились отмены Соглашений, которые уже не казались достаточно далеко идущими. С конца 16 века наследники гуситской традиции в Богемии были включены в более общее название «протестанты», которое носили сторонники Реформации.

В конце гуситских войн в 1431 году земли Богемии были полностью разорены. По некоторым оценкам, население чешских земель, оцениваемое в 2,80–3,37 миллиона около 1400 человек, упало до 1,50–1,85 миллиона к 1526 году. Соседнее епископство Вюрцбург в Германии оставалось в таком плохом состоянии после гуситских войн, что Обнищание людей все еще было очевидным в 1476 году. Плохие условия непосредственно способствовали крестьянскому заговору, который разразился в том же году в Вюрцбурге.

Истоки конфликта[править | править код]

Карта Гуситских войн (1419—1434 гг.).

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни Яна Гуса, — на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.

Гус отправился в Констанц по приглашению императора Сигизмунда, гарантировавшего ему безопасность, — для того, «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси». Таким образом, в заключении и осуждении Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в умеренных и справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора — за то, что он нарушил данную им Гусу охранную грамоту.

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против сожжения Гуса (известный как protestatio Bohemorum), подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии и Моравии и направленный Констанцскому собору; в протесте заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников». Ещё решительней рыцари и знать высказались во внутреннем сеймском соглашении, подписанном участниками сейма 5 сентября, в котором они обязывались «покоряться папе и епископам лишь насколько их требования согласны со святым Писанием», «допускать в своих владениях свободную проповедь слова Божия», а в случае противоречий между Святым Писанием, свободой проповеди и требованиями римской иерархии предоставлять решение на усмотрение особой коллегии Пражского университета.

Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иepoнима Пражского. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Богемии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой, в то время как пригублять из чаши, — по обычаю, установившемуся в Церкви пару сотен лет назад, — позволялось только священникам.

Возмущение этими решениями Собора, созванного, чтобы положить конец беспорядкам в Церкви, стало выливаться в беспорядки в Богемском королевстве. Пользуясь установленной сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», — то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, — призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из храмов. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в богемской церкви, а позже — и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом «гуситскую ересь». Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам.

Когда король Чехии Вацлав IV, повинуясь требованию императора Сигизмунда, приказал в 1419 году восстановить на места католических священников, гуситские проповедники городка Сезимово-Усти укрылись невдалеке от города, в пещерах на холме, который позже прозвали горой Фавор (по-чешски, Табор). Гора располагалась километрах в ста от Праги. Там они продолжили свои проповеди, привлекая всё больше людей. Проповеди становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру. Вскоре на горе Табор появилось укреплённое поселение сторонников Яна Гуса и его сподвижников — город Табор, давший название радикальному крылу гуситского движения — таборитам.

В Праге указ Вацлава IV о возвращении приходов в конце концов привёл к мятежу. Бунтовщики взяли приступом Новоместскую ратушу, 7 ратманов были выброшены в окна и растерзаны толпой. 16 августа 1419 года король Вацлав умер и власть над пражскими городами оказалась в руках гуситов. Пражан поддержали Пльзень и Табор. Вскоре восстанием была охвачена вся Чехия.

Наследником умершего чешского короля стал его брат император Сигизмунд. Отказываться от своих прав на корону Чехии он не собирался. Война была неизбежна.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника – английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

Армию Жижки вскоре тоже ждал раскол.

Некогда единое войско разделилось на таборитов и чашников. Чашники желали компромисса с католической церковью. Узнав об расколе чешской армии, Сигизмунд начал второй крестовый поход и приступил к осаде города Жатец. Жижка бросился на помощь осаждаемым, хоть ему и получилось ввезти в город обоз с продовольствием, но снять осаду не получилось. Армия полководца отступила к Праге, но в итоге город всё-таки не был захвачен. На горе Валдарь, недалеко от Жлутеца, табориты поставили вагенбург или вагенфорт (передвижной форт-расположенные кольцом повозки,из которых табориты вели огонь, с «палаточным» лагерем в центре. ) В итоге польско-венгерское войско было отражено и осада Жлутеца была снята. К концу 1421 года крестоносцы вновь вошли в Чехию.Война шла с переменным успехом, и в 1422 году,неожиданно на помощь таборитам пришла армия от Витовта, великого князя Литовского, которые ещё долго будут сражаться за таборитов, около 8-ми лет. Благодаря помощи, враг был выдворен из Чехии. Жижка начал Венгерский поход, но он оказался неудачным из-за внутренних разногласий с чашниками. В результате началась короткая гражданская война и чашники потерпели поражение. Жижка скончался от чумы 11 октября 1424 года и власть перешла к бывшему священнику — Прокопу Большому(по прозвищу -«голый»).

Затем было ещё 3 крестовых похода на гуситов, в которых они сначала разгромили австрийское войско эрцгерцога Альбрехта,затем -курфюрста Бранденбурга -Фридриха I, и войска германских княжеств.Также гуситы вели и наступательные походы — на немецких князей и на помощь польскому королю Ягайло против тевтонского ордена. Но вскоре из-за внутренних разногласий, опять между таборитами и чашниками, вновь разразилась гражданская война. 30 мая 1434 года состоялось решающее сражение под Липанами (Центральная Богемия), в которой чашники, поддерживаемые католиками, одержали победу. Чехия приняла условия Сигизмунда I и был подписан мирный договор.Так закончились «Гуситские войны» (30 июля 1419 — 30 мая 1434 гг.)

«Страшный слепец» во главе армии

Папа Римский объявил крестовый поход против чешских еретиков. В ответ те собирали армию добровольцев для обороны. С мая 1420 г. её фактически возглавил Ян Жижка — один из четырёх гуситских гетманов. С ним было много и закалённых в боях рыцарей, и солдат — простых крестьян, хоть и воодушевлённых. Понадобилась изрядная изобретательность, чтобы сколотить из этих пехотинцев победоносную армию. Для начала Жижка нашёл тактический приём против тяжёлой кавалерии противника — фланги колонн на марше прикрывали повозки, которые в случае нападения выстраивались в так называемый «вагенбург», импровизированную крепость (у русских аналог этой конструкции назывался «гуляй-городом»).


Построение вагенбурга, рисунок ок. 1500 г. (pinterest.com)

Жижка первым стал широко использовать вагенбурги и модернизировал их: повозки сцеплялись между собой цепями или ремнями, ставились ряд за рядом, а самое главное — наделялись отдельными экипажами до 15 человек (командир, возничий, стрелки, пикинеры, щитники). Повозки, как танки, прикрывали пехоту, кавалерию и орудия, а в ряде случаев могли и давить врагов. Очень быстро вагенбург доказал свою эффективность: в первом же серьёзном бою, битве при Судомерже 25 марта 1420 г., около 400 гуситов при 12 повозках заставили понести тяжёлые потери и отступить не менее 700 католических всадников. Впоследствии в сражениях участвовали сотни возов.


Вагенбург в бою. (yiddishbranzhe.com)

Одноглазый, среднего роста, но крепкий и с железным шестопёром в руках, Жижка после нескольких небольших побед стал лидером, вокруг которого сплотились все воины-гуситы. Он использовал их доверие с умом. Полководец написал первый в Европе армейский полевой устав, первым начал широко применять огнестрельное оружие, установил жесточайшую и равную для всех дисциплину (даже проституток изгнали из войск!).

Не раз Жижка казнил провинившихся. Кроме того, он отлично умел использовать особенности ландшафта и выбирал лучшие позиции для сражений. Гетман не забывал и о политике (хотя лишь когда это касалось армии, так как политикой как таковой или богатствами он не интересовался): он жестоко подавлял сектантство, чтобы предотвратить раскол гуситов. При этом Жижка не жалел и себя — в 1421 г. при осаде замка Раби он потерял второй глаз. Тем не менее полководец остался во главе армии и вёл людей, а попутно учил своих будущих преемников видеть так, как всё видит полководец, ведь ему приходилось пользоваться их зрением.


Жижка в походе. (pinterest.com)

Раз за разом гуситы разбивали многочисленные войска императора, которые тот посылал в Богемию: в 1421 г. разгромили армию Сигизмунда под Прагой, затем разбили ещё один отряд и взяли Вышеград, в 1422 г. победили католиков у Габра и при Немецком Броде. Немцы, австрийцы, венгры и итальянцы — никто не мог одолеть гуситов под командованием Яна Жижки — «Страшного слепца». В конце концов чехи даже вторглись в немецкие княжества и совершили там опустошительный набег. Император оказался совершенно не властен над Чехией, а папа, должно быть, рвал и метал, так как лишился всех церковных владений в этой стране. Гуситы пожгли и разграбили немало монастырей и храмов, так как их роскошь считали символом церковного грехопадения.

Возможно, гуситы и добились бы целей своей войны, если бы не чума. Она сильно потрепала армию, но хуже всего — убила непобедимого Яна Жижку. Он заразился во время осады Пржибыслава и скончался 11 октября 1424 г. Об этом хронист Эней Сильвий сочинил (или повторил) ещё одну легенду — будто бы перед смертью гетман просил изготовить из его кожи военный барабан, чтобы и дальше вдохновлять воинов в бою. В эту историю верили многие, а Фридрих II даже писал, будто нашёл и купил в Праге тот самый барабан.


Битва у Липан, 1434 г., Josef Mathauser. (ao-institut.cz)

Гуситские войны продолжались ещё много лет, и империя не могла одолеть «еретиков», пока они не сделали это сами. Войны закончились в 1434 г. поражением радикальных гуситов в битве у Липан — в союзе с католиками их разбили свои же, умеренные гуситы, которые желали переговоров и мира, пусть даже на компромиссных условиях. Так и получилось. Гуситы не добились Реформации, но получили право исповедовать свой вариант христианства. Им пришлось признать королём Сигизмунда, и Чехия осталась в основном католической страной, но церковь так и не вернула свои земли. А «Страшный слепец» стал героем, который воодушевлял чехов и внушал страх их врагам ещё много столетий.

Народное Войско

В чем причины успехов Гуситов?

С феодальными армиями убийц и грабителей боролось народное войско, состоявшее из крестьян, ремесленников и городских бедняков. Они героически сражалось за правое дело. Отряды таборитов отличались от армий крестоносцев стойкостью и дисциплиной. В рядах народного войска не было места грабителям и ворам.

Табориты не имели боевых коней и рыцарского вооружения основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, окованными железом, косами, переделанными на пики, топорами, палками с железными наконечниками. Этим крестьянским оружием табориты били опытных в военном деле феодалов и наёмников. Они стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты использовали в сражениях артиллерию. Они впервые стали применять небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках. Из этих пушек табориты стреляли по рыцарям в сражениях на открытой местности.

Чтобы усилить себя в боях с рыцарской конницей, пехота таборитов сооружала укрепления из крестьянских возов. Подвижные крепости таборитов ни разу не были сокрушены армиями крестоносцев. 

Народные массы Чехии вели справедливую войну — войну за независимость: родины, войну против угнетателей. Потому они побеждали многотысячные армии крестоносцев.

Противостояние чашников и таборитов

Чашники и табориты относились друг к другу неприязненно, но поодиночке победить не смогли бы — это осознавали оба лагеря. Однако чашники, в массе своей образованные, влиятельные и подкованные в политических играх люди, смогли забрать власть в свои руки. В 1421 году на гуситском сейме было образовано временное правительство, в котором из двадцати директоров таборитам было отдано лишь два места.

Одновременно чашники начали поиски нового правителя для Чехии, который объединил бы страну перед угрозой нового крестового похода императора Сигизмунда и усмирил таборитов. Претендентов было двое — польский король Владислав II Ягайло и великий князь литовский Витовт. После недолгих переговоров объединенные польско-литовские войска прибыли на территорию Чехии, но под нажимом Рима приняли сторону Сигизмунда, а не чашников.

Осенью 1421 года состоялся второй крестовый поход, но табориты под руководством Яна Жижки в начале 1422 года вновь одержали убедительную победу над немецкими феодалами и епископами. Это вызвало тревогу среди чашников и они попытались укрепить свои позиции с помощью убийства лидера пражских таборитов Яна Желивского.

Эта смерть не принесла особой выгоды, однако показала, насколько велика пропасть между интересами чешских крестьян и бюргеров. Последние видели в революционно настроенных народных массах огромную опасность для государства и общества, а табориты были уверены в своих силах и не собирались останавливаться.

7 июня 1424 года у города Матешов сошлись две противоборствующие партии гуситов. Табориты одержали победу и были готовы выступить за пределы Чехии, но в эти амбициозные планы внесла коррективы эпидемия чумы. Чешское войско было ослаблено, а в октябре умер Жижка, полководческому таланту которого табориты обязаны были большинством побед.

Военная тактика гуситов

Военная тактика гуситов была не просто инновационной по меркам их времени, более того она совершила настоящий переворот в военном деле средневековья. Некоторые историки даже считают, что именно гуситские войны стали тем условным рубежом, разделившим средневековье и «новое время». А для современников тех событий, то что произошло в Чехии 1420-х годов было просто невероятным – армия, состоящая из городского и крестьянского ополчения наголову разбила профессиональных рыцарей.

А самим рыцарям наверняка было очень и очень обидно, еще бы, когда ты, будучи рыцарем, всю жизнь совершенствовался в ратном деле, когда на тебе дорогущий доспех стоящий баснословное состояние, и тут тебя побеждает простолюдин, еще вчера пасший коров, или ремесленник, недавно мастерящий сапоги. Что же придумали такое гуситы, в чем секрет их феноменального военного успеха.

Во-первых, они первыми стали массово употреблять огнестрельное оружие. Хотя на то время оно было еще очень не совершенным, тем не менее, прицельный и умелый выстрел из мушкета пробивал броню рыцаря насквозь, какой бы прочной она не была.

Во-вторых, гуситы придумали вагенбург, ставший важной составной частью их побед. Вагенбург – это укрепленный лагерь, образованный из сцепленных друг с другом повозок

На этих же повозках гуситы перевозили легкую артиллерию, которую успешно применяли в боях.

Вот так выглядел вагенбург гуситов.

Или вот еще картинка, как видите это такой «средневековый бронепоезд», обладающий еще и к тому же отличной мобильностью, в случае чего повозки всегда можно было удобно переместить на другое место. За повозками укрывались стрелки с мушкетами и пушкари с пушками, обстреливающие вражеское войско еще на подходе. Для еще большего укрепления перед вагенбургом вырывался ров, а когда неприятельское войско подходило вплотную к нему, защитники вооружались древковым оружием: алебардами, пиками, которыми умело стаскивали рыцарей с коней. А уже оказавшись на земле, тяжеловооруженный рыцарь ставал легкой добычей.

Как до этого воевали средневековые рыцари? Их тактика была проста и бесхитростна – атакой тяжелой конницы пробить строй неприятеля, окружить его и покрошить в капусту. В случае же с гуситским вагенбургом эта тактика обернулась полным провалом, первая же атака тяжелой рыцарской конницы на укрепленный гуситский лагерь обернулась тем, что это гуситы накрошили рыцарей в капусту. Даже в чистом поле, где рыцари чувствовали себя в своей стихии, и казалось ничто не может их остановить, даже там они ничего не могли поделать против хорошо укрепленного гуситского вагенбурга.

Интересный факт: позднее гуситскую тактику вагенбургов успешно переняли наши украинские казаки, которые также образовывали мобильные укрепленные лагеря из своих повозок.

И в-третьих, не последнюю роль сыграла хорошая организованность и слаженность гуситов, а также их командиров.

Лидер гуситов Ян Жижка был действительно талантливым полководцем, к тому же он был слепым на один глаз, а вскоре и вовсе потерял зрения, но даже будучи полностью слепым, он продолжал умело руководить гуситским войском.

Памятник Яну Жижке в Праге.

В своем войске Ян Жижка ввел суровые порядки, пьянство, обжорство, азартные игры, сурово наказывались.