Конец третьего крестового похода и его итоги

Оглавление

Ричард Львиное Сердце и Саладин заключают перемирие

Вынужденный доверять одному только своему мечу, он думал теперь лишь о том, как бы возобновить переговоры с Саладином. И христиане, и сарацины, казалось, были одинаково утомлены войной. Саладин, покинутый многими союзниками, опасался смут и восстания в своем государстве. Для султана, как и для английского короля, мир был желателен, и потому они заключили перемирие на три года и восемь месяцев.

Доступ в Иерусалим был открыт для христианских паломников, и, сверх того, христианам предоставлялось владение морским берегом от Яффы до Тира. Крепость Аскалон, на которую заявляли свои притязания и крестоносцы, и мусульмане, решено было разрушить.

О древе Честного Креста, для востребования которого Ричард прежде отправлял к Саладину многих послов, теперь не упоминалось. Главные вожди обеих армий поклялись, одни Кораном, другие Евангелием, соблюдать условия договора. Султан и король Английский ограничились взаимным честным словом и пожатием руки посланников.

Имени Ги Люсиньяна не было упомянуто в трактате, лишенный своего королевства, он получилкоролевство Кипрское. Обладание Кипром представляло более существенное значение, но за него еще следовало уплатить храмовникам, которым Ричард продал его или заложил. Палестина была уступлена Генриху, графу Шампаньскому. Прежде чем возвратиться в Европу, крестоносцы, разделившись на несколько караванов, отправились поклониться Гробу Иисуса Христа.

Французы, оставшиеся в Тире, не захотели воспользоваться доступом в Иерусалим, который был открыт для них Ричардом: предубеждения и зависть оказались сильнее, чем усердие к Святым местам. Герцог Бургундский умер в то самое время, когда уже готовился к отъезду на Запад.

1192

Мусульмане завоевывают Дели, а затем и всю Северную и Восточную Индию, создавая Дели султанат. Индусы перенесли бы много периодов преследования со стороны мусульманских правителей.

20 января 1192 г .:Решив, что осада Иерусалима в зимнюю погоду будет неразумной, крестоносные войска Ричарда Львиное Сердце движутся в разрушенный город Аскалон, снесенный Саладином в прошлом году, чтобы отказать крестоносцам.

Апрель 1192 г .:Население Кипра восстает против своих правителей, тамплиеров. Ричард Львиное Сердце продал им Кипр, но они были жестокими повелителями, известными своими высокими налогами.

20 апреля 1192 г .: Конрад Монтеферратский узнает, что король Ричард теперь поддержал его притязания на Иерусалимский трон. Ричард ранее поддерживал Гая из Лузиньяна, но когда он узнал, что ни один из местных баронов никоим образом не поддерживал Гая, он решил не противиться им. Чтобы предотвратить гражданскую войну, Ричард позже продаст остров Кипр Гаю, чьи потомки будут править им еще два столетия.

28 апреля 1192 г .: Конрад Монферратский был убит двумя членами секты ассасинов, которые в предыдущие два месяца выдавали себя за монахов, чтобы завоевать его доверие. Ассасины не приняли сторону Саладина против крестоносцев — вместо этого они платили Конраду за то, что он захватил груз сокровищ ассасина годом ранее. Поскольку Конрад был мертв, а его соперник Гай из Лузиньяна уже был свергнут, трон Латинского королевства Иерусалим теперь пустовал.

5 мая 1192 г .: Изабелла, королева Иерусалима и жена ныне покойного Конрада Монферрата (убитого убийцами за месяц до этого), выходит замуж за Генри из Шампани. Местные бароны призвали к быстрому браку, чтобы обеспечить политическую и социальную стабильность среди христианских крестоносцев.

Июнь 1192 г .:Крестоносцы под командованием Ричарда Львиное Сердце маршируют по Иерусалиму. но они повернуты назад. Усилиям крестоносцев серьезно препятствовала тактика выжженной земли Саладина, которая отказывала крестоносцам в еде и воде во время их кампании.

2 сентября 1192 г .:Яффский договор положил конец военным действиям третьего крестового похода. По договоренности между Ричардом I, Львиным сердцем и Саладином, христианским паломникам предоставляются особые права на передвижение по Палестине и Иерусалиму. Ричарду также удалось захватить города Дарон, Яффо, Акко и Аскалон — улучшение по сравнению с ситуацией, когда Ричард только появился, но не так много. Хотя Царство Иерусалимское никогда не было большим или безопасным, оно все еще было очень слабым и не достигло внутренних районов более 10 миль в любой точке.

9 октября 1192 г .:Ричард I, Львиное Сердце, правитель Англии, покидает Святую Землю для дома. На обратном пути он взят в заложники австрийским Леопольдом и больше не увидит Англию до 1194 года.

Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба

Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.

При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.

Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим

Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.

Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.

В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.

Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.

Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.

Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.

Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.

Причины Третьего крестового похода

Левант в начале Третьего крестового похода.

После провала второго крестового похода , то государства крестоносцы пришли под нарастающим давлением.

В 1154 году Нур ад-Дин , эмир Мосула из династии Зенгидов , завоевал эмират Дамаск , куда переместил свою штаб-квартиру. В 1169 году Нур ад-Дин отправил сарацинского генерала Саладина и его дядю в Египет, чтобы возглавить кампанию против крестоносцев . Кампания завершилась ликвидацией шиитских Фатимидов — Халифат в Каире Саладин в 1171 году после того, как халиф умер. Саладин провозгласил себя султаном Египта и основал династию Айюбидов . Это привело к серьезным конфликтам с Нур ад-Дином, который умер в 1174 году. Затем Саладин оккупировал Дамаск и большую часть Сирии . В 1183 году ему удалось взять Алеппо , через три года — Мосул. После победы над своими мусульманскими врагами Саладин обратился к государствам крестоносцев, которые теперь были в его руках.

С большим войском он отправился в Палестину , где 4 июля 1187 года разбил армию крестоносцев в битве при Хаттине . После этой битвы Саладин почти беспрепятственно отвоевал такие города, как Акко, у крестоносцев и завоевал большую часть Иерусалимского королевства. 2 октября 1187 года войска Саладина захватили Иерусалим после непродолжительной осады , освободив всех, кто мог собрать выкуп, и поработив остальных. Крестоносцы теперь контролировали только Тир , Триполи и Антиохию , на которые Саладин напал в следующем году.

Известие о завоевании Палестины Саладином вызвало большой ужас в Европе, что также стало причиной смерти Папы Урбана III. должно было. Спрос на новый крестовый поход быстро стал громким. 29 октября 1187 года папа Григорий VIII призвал к общему перемирию в Европе и для третьего крестового похода с быком « AUDITA tremendi ». Когда Грегори умер всего через два месяца понтификата , его преемник Клеменс III вступил во владение . продвижение крестового похода.

Контекст

Христиане эвакуируют Иерусалим под взором Саладина — Альфонса де Невиля .

После смерти Нур ад-Дина в г.1174 мая, Саладин тогда визирь Египта, провозгласил себя султаном Египта и возобновил программу объединения сирийских и египетских арабов затем бороться с захватчиками в Сирии, отвоевать свои государства и изгнать их из Сирии. Он начинается с уничтожения сына Нур ад-Дина, вскоре захватившего Дамаск.Ноябрь 1174, затем из Алеппо вИюнь 1183. Он предпринял несколько попыток вторжений в Иерусалимское королевство , но последнее защищал король Болдуин IV Прокаженный , чей тактический и дипломатический дух преуспел в отражении атак Саладина или сведении к минимуму поражений франков.

Все изменилось между 1185 и 1186 годами со смертью Бодуэна Прокаженного и приходом на трон Ги де Лузиньяна , короля, лишенного всякого политического чутья и без особой власти над баронами. Когда Гай доказывает, что неспособен подчинить себе Рено де Шатийон и положить конец его грабежам, Саладин вторгается в королевство и сокрушает франкское рыцарство в Хаттин ле.4 июля 1187 г..

После победы в Хаттине Саладин обязуется отвоевать Иерусалимское королевство, чтобы изгнать захватчиков из Сирии и Палестины. Продолжая свое завоевание,2 октября 1187 г.Тем временем Саладину удается взять Иерусалим, защищаемый Балианом д’Ибеленом .

В 13 июля 1187 г.Корабль под командованием крестоносца Конрада де Монферрата прибывает в поле зрения Сен-Жан-д’Акр, откуда он не может высадиться, поскольку порт находится в руках мусульман. В самом деле, Саладин в своих планах завоевания обязался отбивать прибрежные города один за другим. Затем Конрад едет в Тир и высаживается там, поскольку город осаждают арабы, и крестоносцы обсуждают условия капитуляции. Его присутствие поднимает боевой дух тех, кто положил конец переговорам. Конрад берет на себя защиту города от арабов, которые в конечном итоге снимают осаду.2 января 1188 г., позволяя крестоносцам удерживать плацдарм в Палестине.

Чтобы нейтрализовать эффективного Конрада де Монферрата, Саладин освобождается во время весна 1188 (или в июль), призыв Ги де Лузиньяна, который он взял в плен в Хаттине. Но Монферрат отказывает Гаю в доступе в Тир, которого поддерживает большая часть французской знати, обвиняющей Лузиньяна в поражении. Затем Ги де Лузиньян решает:Август 1189 г.чтобы осадить Акко с горсткой рыцарей. Саладин, занятый завоеванием графства Триполи и княжества Антиохия, позволяет ему это сделать, зная, что он уверен в сопротивлении Сен-Жан-д’Акр. Франкские владения вскоре были уменьшены до Антиохии , Триполи , Тира , Крак-де-Шевалье и крепости Маргат .

Результаты крестовых походов

В результате крестовых походов началось, как это ни парадоксально, сближение культур Запада и Востока

Они были как неблагоприятные, так и положительные для Европы. К первым относится гибель огромного количества людей, а также ослабление Византии, которое в итоге привело к её падению. К положительным для Европы результатам крестовых походов является сопутствовавшее им развитие наук и медицины, а также постепенное отмирание средневековых форм правления. На протяжении нескольких столетий огромное количество рыцарей-крестоносцев уходило на Восток, что облегчило правителям централизацию власти и поспособствовало зарождению централизованных государств в Западной Европе, тем самым укрепив их. Множество крепостных также обрели свободу – одни получали её, записываясь в крестоносное войско, другие же выкупались из зависимости, так как землевладельцы нуждались в деньгах для участия в крестовых походах, а потому охотно заключали такие сделки.

Культура Древнего мира кратко. Религия, история, развитие.
События Отечественной войны 1812 года. Суть кратко.

Одновременно с этим продвигалось вперёд морское дело, так как большинство крестоносцев отправлялось на Восток именно морским путём. Из восточных стран в Европу были завезены новые культурные растения, которые нашли своё применение, а столкновение рыцарей-католиков с христианами востока поспособствовало ослаблению религиозных предрассудков. Всё это также оказало огромное влияние на развитие торговли, так как западные и восточные государства поняли, что торговать друг с другом очень выгодно. К другим положительным результатам крестовых походов можно отнести то, что две культуры, европейская и восточная, обогатили друг друга в самых разных областях, от архитектуры и сельского хозяйства до различных искусств.

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Крестоносцы шли не освобождать гроб Господень, а грабить

Византийский император Алексей I Комнин отчаянно нуждался в союзниках, чтобы противостоять сельджукам, которые после битвы при Манцикерте захватили Малую Азию. Именно на его просьбу откликнулся папа Урбан II, который для этого собрал Клермонский собор. Однако этот призывавший к походу папа был тогда не единственным главой католической церкви. В Риме тогда правилантипапа» Климент III, и он был не в восторге от идеи.

Проповедник начал призывать к походу на Иерусалим ещё до собора в Клермоне. Возможно, идея обсуждалась в окружении папы, и когда Пётр услышал её, то сразу же озвучил. Deus Vult!

Почему же идея получила большой отклик? Тут сыграл целый ряд факторов.

Во-первых, было кому воевать. В конце XI века в Европе сформировалось рыцарство. На первые роли в армии вышла тяжёлая конница, практикующая таранный удар копьём(такой удар, судя по гобелену из Байе, в войске Вильгельма Завоевателя ещё не использовался). Но тактика боя и комплекс вооружения и снаряжения — это ещё не всё

Важно, что появился и определённый кодекс поведения. Правда, такие привычные нам атрибуты рыцарской культуры, каккуртуазная поэзия» и геральдика развились несколько позже

В это же время резко выросло и количество замков.

Во-вторых, XI–XII века — это период, когда в Европе начала расти набожность. А паломники, посещавшие святые места, рассказывали, как сарацины притесняют христиан.

Однозначно мотивацию крестоносцев определить нельзя. Кто-то шёл за добычей, кто-то за славой. Кому-то было нужно отпущение грехов, обещанное папой. Как это бывает и в современных войнах, в одном человеке могли сочетаться самые различные мотивы.

Низкая дисциплина, постоянные свары между командирами и отрядами плохо сказывались на результатах. Поэтому в походе 1270 года, который проводил Людовик IX, не было никакоймахновщины». Все рыцари были связаны контрактами. Орднунг и только орднунг.

Последствия крестового похода

Латинские государства Востока в чужие времена

Успехи третьего крестового похода, взятия Сен-Жан-д’Акр , завоевание части побережья, которое будет завершено правлением Генриха II Шампанского и Эмери II Лузиньяна, заверили латиняне Восточного государства , находившийся на грани уничтожения в 1189 году, пережиток века. Но необходимо сделать несколько наблюдений относительно будущего этих латинских колоний на Востоке.

Во-первых, сирийские бароны считают себя недостаточно укомплектованными после гекатомбы Хаттина , чтобы контролировать и господствовать над всей территорией бывшего Иерусалимского королевства , и отмечают, что немногие крестоносцы планируют поселиться на Востоке. В течение следующих десятилетий это положение вещей ухудшится с захватом Четвертого крестового похода на Византию и организацией Альбигойского крестового похода , который захватит ряд крестоносцев с Востока. Эта численная слабость побудит аристократов Востока посвятить себя побережью, оставив внутреннюю территорию мусульманам. Экономическое богатство королевства больше не будет происходить из земельных владений, а из торговли, что сделает Иерусалимское королевство морским и торговым государством, экономически зависимым от итальянских республик ( Венеция , Генуя и Пиза ) и заставляющее его терять свои вооруженные силы. призвание.

Второе наблюдение заключается в том, что соперничество за власть между Ги де Лузиньяном и Конрадом де Монферратом создало прецедент для королевства: арбитраж наследования был урегулирован европейским сувереном и иностранцем королевства, тогда как ранее бароны королевства назначали своего короля. . Все чаще и чаще королем становится суверен, назначаемый европейским двором, а в Иерусалимском королевстве, в котором экономически доминируют итальянские республики, политически будут европейские дворы.

Третье наблюдение: удержание христиан на Святой Земле зависело не только от оружия, но и от дипломатии. Дружба между Ричардом Львиное Сердце и Аль-Адель объявляет о дружбе Фридриха II Гогенштауфенского с Аль-Камилем , что позволит вернуть Иерусалим христианам в 1229 году. До 1250 года отношения между крестоносцами и мусульманами будут находиться под знаком переговоров, несмотря на прибытие нескольких крестовых походов.

Запасная территория: Королевство Кипр

Завоевание Кипра королем Англии — совершенно непредвиденный акт с точки зрения целей крестового похода. Временное назначение Роберта де Сабле и его тамплиеров, а затем Ги де Лузиньяна в качестве суверена, позволяет создать новое латинское государство на Востоке, островной характер которого готовится служить убежищем перед лицом завоеваний мамлюков в конце XIX века. 13 век.  Век. Но у этой ситуации есть два основных недостатка:

  • с одной стороны, для контроля над островом, населенным греческим и православным населением, которое уже восстало против тамплиеров в 1191 году, необходимо было разместить там войска и рыцарей, что усугубило депопуляцию Палестины.
  • с другой стороны, бароны, владеющие Кипром, будут все более и более сопротивляться военному вмешательству в Палестину. Они предпочтут наслаждаться своими кипрскими доменами, а не тратить свое время на защиту своих сирийских владений. В 1273 году большая часть кипрской знати даже отказалась следовать за королем Кипра Хью III , утверждая, что военная служба должна быть только королю внутри королевства.

Основание Тевтонского ордена

Ряд германских рыцарей, оставшихся на Святой Земле после крестового похода, присоединились к части Ордена Святого Иоанна, уже состоявшей из германских рыцарей

Затем эта фракция становится настолько важной внутри порядка, что отделяется от него, образуя Тевтонский орден. Призванные Конрадом Мазовецким , тевтонские рыцари постепенно покинули Святую Землю, чтобы достичь берегов Балтийского моря и проповедовать странам Балтии во время Балтийских крестовых походов .

литература

  • Арнольд Бюлер (ред.): Крестовый поход Фридриха Барбаросса — сообщение очевидца . Thorbecke, Штутгарт 2002, ISBN 3-7995-0612-8 .
  • Эккехард Айкхофф : Фридрих Барбаросса на Востоке. Крестовый поход и смерть Фридриха I. Эрнста Васмута, Тюбинген 1977, ISBN 3-8030-1716-5 .
  • Джеймс Рестон-младший: Воины Бога — Ричард Львиное Сердце и Саладин в Третьем крестовом походе . Якорные книги, Нью-Йорк 2002, ISBN 0-385-49562-5 .
  • Амин Маалуф : Священная война варваров. Крестовые походы глазами арабов. Deutscher Taschenbuch-Verlag, Мюнхен 2003, ISBN 3-4233-4018-5 .
  • Кэрол Хилленбранд: Крестовые походы. Исламские перспективы. Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург 1999, ISBN 0-7486-0630-0 .
  • Ганс Эберхард Майер: История крестовых походов. Кольхаммер, Штутгарт 2005, ISBN 3-1701-8679-5 .
  • Кристофер Тайерман: Божья война. Новая история крестовых походов . Penguin Books, Лондон 2007, ISBN 978-0-14-026980-2 .
  • Ханнес Меринг : Саладин и Третий крестовый поход. Стратегия и дипломатия Айюбидов в сравнении в основном арабских с латинскими источниками (= Frankfurter Historische Abhandlungen. Том 21). Франц Штайнер, Висбаден 1980, ISBN 3-515-02895-1 .

Поход германских крестоносцев

Первым в Святую землю выступил германский император Барбаросса. Это был человек преклонного возраста. Родился он в 1122 году, а в Третий крестовый поход отправился в возрасте 66 лет. Но вначале 27 марта 1188 года он возложил на себя обет крестоносца в соборе Майнца. После этого император собрал армию, которая по словам летописцев насчитывала 100 тыс. человек. Из этой массы людей 20 тыс. приходилось на рыцарскую конницу.

В Палестину германская армия двинулась в мае 1189 года. Но столь мощная сила напугала византийского императора Исаака II Ангела. Он даже заключил тайный союз с Саладином, а вот Султанат Рума, наоборот, пообещал Фридриху I всяческую поддержку. То есть каждый властитель старался обезопасить себя, видя силу и многочисленность германского войска.

В марте месяце 1190 года Барбаросса со своим воинством переправился в Малую Азию, двинулся в юго-восточном направлении и к началу июня вышел к прибрежным горам Тавр, от которых уже рукой было подать до Палестины. Но видимо Бог отвернулся от германцев, так как 10 июня 1190 года при переправе через реку Салеф лошадь императора поскользнулась на камнях и сбросила седока в воду. Одетый в доспехи Фридрих тут же утонул.

После этого трагического события часть обезглавленной германской армии повернула обратно, а другая часть дошла до Антиохии. Это воинство возглавил сын императора герцог Фридрих Швабский. В Антиохии тело погибшего императора было погребено в церкви Святого Петра. Что же касается крестоносцев, то их количество ещё больше уменьшилось. Многие сели на корабли и отплыли в родные земли, а оставшиеся 5 тыс. рыцарей дошли до Триполи, где большая их часть заболела малярией.

Лишь с небольшим отрядом герцог Фридрих Швабский в октябре 1190 года прибыл к осаждённой крестоносцами Акре. Здесь он основал Тевтонский орден и умер от малярии 20 января 1191 года. После его кончины все германские крестоносцы отправились на родину. Так бесславно закончило Третий крестовый поход германское войско. Что же касается англичан и французов, то здесь события развивались совсем иначе.


Между английским и французским королями не было единства во взглядах

Последствия крестового похода

Третий крестовый поход не смог достичь своей цели — вернуть Иерусалим. Присутствие крестоносцев на Ближнем Востоке было временно обеспечено созданием государства и воссозданием Иерусалимского королевства с Акко в качестве новой столицы. В то время, когда Саладин был на пике своего могущества, ему удалось предотвратить угрозу полного уничтожения государств крестоносцев. Саладин умер еще в 1193 году, и суматоха, окружавшая его преемника, дала государствам крестоносцев еще одну передышку.

Во время осады Акко немецкие крестоносцы основали братство по уходу за больными, из которого в 1198 году развился Тевтонский орден со штаб-квартирой в Акко.

Третий крестовый поход ясно показал, что индивидуальные интересы участвующих правителей не могут сочетаться с идеей общей борьбы христиан. Начиная с Третьего крестового похода, многие крестоносцы считали, что завоевание айюбидского центра Египта необходимо для устойчивого освобождения Иерусалима от мусульманского владычества. Из-за напряженности в отношениях с Византией сухопутный путь был фактически исключен как возможный путь для армии крестоносцев на Святую Землю. Модель Фридриха Барбаросса также мотивировала его старшего сына Генриха VI. 1197, чтобы предпринять свой немецкий крестовый поход , который также потерпел неудачу из-за ранней смерти Генриха.

Монета находка связана с крестовым походом.

Взятие Антиохии и чудо святого копья

Осада Антиохии

Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.

Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.

Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.

Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)

После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.

В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде. И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа. Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.

Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.

Итоги Третьего Крестового похода

Таков был этот Третий Крестовый поход, в котором германцы потеряли одного из величайших своих императоров и лучшую из своих армий, а Франция и Англия лишились множества людей, составлявших цвет их воинственного дворянства. Весь вооружившийся Запад не смог достигнуть большего успеха, как только взятия Птолемаиды и разрушения Аскалона.

Но несмотря на несчастный исход этого Крестового похода, он не возбудил в Европе такого ропота, как поход св. Бернара, так как воспоминание о нем было соединено с воспоминаниями о подвигах, прославивших крестоносцев.

На Востоке узнали тогда двух великих монархов, которые могли вести войну между собой, не переставая уважать друг друга. Казалось, что оба народа отрешились отчасти от своего варварства.

Эмиры сарацинские бывали приглашаемы иногда к столу Ричарда, а крестоносцы обедали за столом Саладина. Сообщаясь между собой, христиане и мусульмане могли позаимствовать друг у друга некоторые хорошие обычаи, познания и даже добродетели. Страсть к славе была для спутников Ричарда таким же могущественным двигателем, как и религиозный энтузиазм.

Одним из самых важных последствий Третьего Крестового похода было то, о котором христиане и не помышляли, а именно основание Кипрского королевства. На острове Кипр, самом значительном из островов Средиземного моря, были цветущие города, плодоносные равнины, и он славился своим вином. Гавани его давали убежище судам, идущим с Запада в Азию и возвращавшимся из Сирии в Европу.

Королевство завоеванное Ричардом было полезным соседом для христианских колоний. Когда мусульмане разрушили латинские владения, то на острове Кипре сосредоточились остатки их. Из латинских государей одни только никозийские сохранили ассизы королевства Иерусалимского, учрежденные Готфридом и его преемниками.

Крестовый поход разорил Англию. Филиппу-Августу он доставил средства ослабить знатнейших вассалов и присоединить к короне Нормандию. Пользуясь бедствием своих соседей, Франция усилилась увеличением территории и укрплением королевской власти.

Источник – Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, “История крестовых походов”, и других материалов находящихся в свободном доступе Выложил – Мэлфис К.