Оглавление
Энергомаш вновь примет «Большие вызовы»
Научно-производственное объединение «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») вновь примет участие в проектной смене «Большие вызовы», которая стартует с 5 июля в Образовательном научно-технологическом центре «Сириус», г. Сочи и продлится до 28 июля 2021 года.
Несмотря на ограничения, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией, будет проведена очная проектная смена, где НПО Энергомаш представит рабочая группа в составе: инженеров-конструкторов Сергея Кузьмичева и Ивана Бурцева, слесаря-инструментальщика 5 разряда цеха подготовки производства Дмитрия Кротова и начальника сектора схем и проектов конструкторского отдела Дмитрия Пушкарева.
Команда НПО Энергомаш решила выйти за рамки основной деятельности предприятия и с помощью юных изобретателей создать ни много ни мало — аппарат для передвижения по Марсу.
Сергей Кузьмичев, инженер-конструктор 1 категории проектно-конструкторского отдела: «Наш проект называется GasHopper, и придумать его, на самом деле, было достаточно тяжело. С одной стороны хотелось, чтобы это было что-то новое, что находится в „тренде“, а с другой — чтобы проект был понятен детям и им было ясно, как его реализовывать. Школьникам не очень интересно слушать лекции, гораздо интереснее что-нибудь сделать своими руками. Эта возможность — для них главный критерий „крутизны“ проекта. А если можно целиком сделать своими руками готовую конструкцию понятного назначения и применения — это просто супер!»
Иван Бурцев, инженер-конструктор 1 категории конструкторского отдела: «Сложностей, конечно, будет много — дети все-таки не обладают специальными знаниями
Поэтому важно объяснить так, чтобы все было понятно. Мы дадим школьникам базовые знания, основную теорию, а потом будем просто помогать реализовывать проект
Они будут знать принципы реактивного движения, управления аппаратом, изготовления элементов с помощью 3D-печати и т.д. Уверен, что идеи, которые возникнут у ребят, они смогут апробировать в данном проекте, а некоторые использовать в дальнейшем».
В 2020 году образовательная программа «Большие вызовы», для которой и создавался проект GasHopper, из-за коронавируса перенесена на нынешний 2021 год. Это дало предприятиям-участникам возможности для лучшей отработки технических решений и время для подготовки образовательного проекта, который будет представлен школьникам и экспертам в городе Сочи.
Дмитрий Пушкарев, начальник сектора схем и проектов конструкторского отдела: «За „дополнительное“ время подготовки проекта в первоначальную конструкцию аппарата, созданного в качестве прототипа командой Энергомаша, внесены существенные изменения. Мы столкнулись с тем, что изготовленный баллон для сжатого газа, используемого в качестве рабочего тела для создания реактивной тяги, в 3 раза превышает планируемую изначально массу в связи с технологическими особенностями его производства. Поэтому потребовалась полная переделка рамы аппарата, посадочных опор.
Основная сложность — вписаться в первоначальную суммарную массу аппарата, изменив конструкцию с точки зрения минимизации массы, не затронув при этом его работоспособность. В итоге с проблемой справились. Но сразу ребятам мы показывать нашу конструкцию не планируем, надеемся на их мысли, воображение. Они должны будут спроектировать GasHopper самостоятельно. А по завершении проекта, надеюсь, удастся сравнить оба варианта».
Впервые команда Энергомаша представила свой проект «Оптимизация рабочего колеса турбины ракетного двигателя» в «Сириусе» в 2019 году. В течение трех недель шестеро талантливых школьников, отобранных «Сириусом» для участия в программе, под руководством специалистов НПО Энергомаш и Протон-ПМ (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») осваивали производство одной из важных частей ракетного двигателя — рабочего колеса турбины. Благодаря слаженной команде, в которую вошли взрослые профессионалы-двигателисты и технически одаренные школьники, проект НПО Энергомаш был успешно выполнен и защищен.
Руководитель советской пилотируемой космической программы (1974-1989).
В 1974 году, воспользовавшись неоднократными неудачами Мичина, особенно с N-1, Глушко удалось добиться назначения на его место. Теперь он отвечает за всю советскую пилотируемую космическую программу, от двигателей до космических кораблей и ракет-носителей. Это останавливает разработку Н-1 и всех остальных компонентов лунной программы Королева. В частности, он просит Кузнецова прекратить разработку двигателей НК-33 и уничтожить уже построенные машины, пока этот двигатель достиг финальной стадии испытаний и имеет большие перспективы. НК-33 уцелели и скрыты под замаскированным инвентарным номером. Впоследствии парк этих двигателей будет частично выкуплен производителями американских пусковых установок. НК-33 был выбран для питания американской ракеты-носителя Antares , первый полет которой ожидается в 2012 году.
Модель РД-171 с тягой 800 т, вариант РД-170.
Глушко приступает к разработке нового семейства модульных пусковых установок. Выбранный двигатель с тягой 1200 тонн должен использовать криогенное топливо, что противоречит предыдущим рекомендациям производителя. Глушко оправдывает свой переворот техническим прогрессом, достигнутым за последние 15 лет. Первые полеты ракеты-носителя RLA-135 запланированы на 1980 год, и Глушко предусматривает размещение постоянных баз на Луне в 1980-х годах, а также пилотируемые полеты на Марс. Стоимость проекта оценивается в 12,5 млрд рублей, но эти планы советские чиновники отвергают.
В начале 1970 — х годов , NASA приступили к разработке космического челнока . Советское руководство просит Глушко доработать его проект, чтобы иметь пусковую установку с возможностями, аналогичными американской машине. Они также просят его разработать в этом контексте двигатели, работающие на криогенной кислородно-водородной смеси. Глушко приступает к созданию ракеты- носителя » Энергия» и шаттла » Буран» . Для пусковой установки «Энергия» он разрабатывает двигатель РД-170 с тягой 800 тонн, сжигающий смесь керозин / кислород в четырех камерах сгорания с одним и тем же турбонасосом, используя его предпочтительную архитектуру, а также двигатель РД-0120 с характеристиками, близкими к SSME. и горение смеси жидкого водорода и жидкого кислорода. Разработка этих двигателей особенно сложна, и стоимость проекта недалеко от того, чтобы вызвать его отмену. Наконец, шаттл «Буран» и пусковая установка «Энергия» совершают первый полет, который идеально проходит на15 ноября 1988 г.. Больной и частично парализованный Глушко не смог приехать на запуск. Но дальнейших полетов не будет, так как Советский Союз находится на грани распада.
Глушко умер незадолго до распада Советского Союза , то10 января 1989 г., в возрасте 80 лет. Он был одним из основных участников советской космической программы . Его двигатели или их производные версии продолжают использоваться сегодня в большом количестве ракет-носителей, находящихся в производстве или разработке в России и Украине ( Союз , Протон , Зенит , Циклон-3 , Стрела , Рокот , Ангара ), США ( Атлас V , Антарес ) и Южная Корея
KSLV .
Довоенная работа
Ракетный двигатель ОРМ 65.
С года Валентин Глушко работал в Лаборатории газовой динамики (ЛГД) в Ленинграде под руководством Николая Тихомирова . Эта структура была создана в 1921 году, первоначально в Москве , для проведения исследований по реактивным снарядам. Он быстро стал одним из главных лидеров в области жидкостных ракетных двигателей , специалистом в которых стал. Он начинает разработку серии экспериментальных двигателей ORM4 для ORM-22, ORM-23 для ORM-52 и ORM-53 для серии экспериментальных двигателей ORM-66, которые будут приводить в движение ракеты серии RLA. Некоторые советские солдаты, в частности маршал Михаил Тухачевский, осознали потенциал ракет. Тухачевский работает над объединением ГДЛ и московского отделения ГИРД , конструкторского бюро, возглавляемого Сергеем Королевым, работающим над пусковыми установками. ВСентябрь 1933 г.две структуры объединены в Институт научных исследований реактивных двигателей ( Reaktiwny Nautschno Issledowatjelski Institut или РНИИ). Новую группу возглавил бывший глава ВКЛ Иван Клейменов , сменивший Тихомирова, с Королевым в качестве заместителя. Глушко назначен ответственным за ЖРД. В 30-е годы прошлого века в РНИИ были созданы ракеты на жидком и твердом топливе. Главное достижение конструкторского бюро — планер РП-318 конструкции Королёва с ракетным двигателем ОРМ-65 тягой 175 кг разработки Глушко. Начинаются испытания на испытательном стенде вНоябрь 1936 г..
Двигатели для баллистических и космических ракет
С 1946 года Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 в Химках (сейчас НПО «Энергомаш» — главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей — прим. ТАСС). Здесь под его руководством созданы двигатели для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5.
В 1954–1957 годах коллектив ОКБ-456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД-107, которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р-7, сконструированную коллективом ОКБ-1 под руководством Королева, так называемую королевскую семерку. Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом мощностью 3 мегатонны. Первый запуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960-го.
Жидкостный ракетный двигатель «РД-107» бокового блока ракеты-носителя «Восток»
Черединцев Валентин/ТАСС
На базе Р-7 был создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый «Восток», на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин. Модификации этой ракеты используются до сих пор — с грузовыми кораблями и спутниками в космос стартуют ракеты серии «Союз-2», с пилотируемыми — «Союз-ФГ» (со следующего года запуски космонавтов будут переведены на «Союз-2»). До сих пор на этих ракетах используются модификации двигателей, разработанных Глушко: версии РД-107 для боковых и центрального блока первой ступени и варианты РД-108 — для второй ступени.
Также сотрудники ОКБ-456 под руководством Глушко создали двигатель РД-253, который с изменениями и сейчас используется в самой массовой серии советских и российских тяжелых грузовых ракет «Протон». Последний вариант — «Протон-М» — использует на первой ступени шесть двигателей РД-276, которые являются глубокой модернизацией РД-253 Глушко.
Параллельно известный конструктор работал над двигателями для советских баллистических ракет, появившихся после Р-7. В частности, самая мощная на сегодняшний день и стоящая на вооружении РВСН тяжелая межконтинентальная ракета «Воевода» использует на первой ступени двигатель РД-264, разработанный при непосредственном участии Глушко.
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. ВАЛЕНТИН ГЛУШКО – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
2 сентября 2016 года исполняется 108 лет со дня рождения выдающегося советского ученого, конструктора и основоположника отечественного жидкостного ракетного двигателестроения Валентина Петровича ГЛУШКО.
В.П.ГЛУШКО родился 2 сентября 1908 года в Одессе. По окончании Ленинградского университета в 1929 г. Валентин Петрович стал руководителем подразделения по разработке двигателей и ракет в составе Газодинамической лаборатории в Ленинграде, а затем продолжил работы в составе РНИИ в Москве. В 1938 году был необоснованно арестован и приговорен в 8 годам заключения. Работал в 4-ом Спецотделе НКВД в Тушино, затем в Казани, где возглавил конструкторское бюро по ЖРД. Досрочно освобожден со снятием судимости в 1944 году, продолжив работы в ОКБ-СД.
В дальнейшем Валентин ГЛУШКО возглавлял разработку многих отечественных ракетных двигателей, будучи главным конструктором, руководителем КБ Энергомаш, НПО «Энергия».
Валентин Петрович ГЛУШКО — основоположник отечественного ракетного двигателестроения, пионер и творец отечественной ракетно-космической техники. Он стал конструктором первого в мире электротермического ракетного двигателя (1928–1933), первых советских жидкостных ракетных двигателей ОРМ (1930–1931), семейства ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933), мощных жидкостных ракетных двигателей, установленных практически на всех отечественных ракетах, летавших до настоящего времени в космос.
Двигатели В.П.ГЛУШКО вывели на орбиту первые и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием ГАГАРИНЫМ и другими космонавтами, а также обеспечили полёты космических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы. Под руководством В.П.ГЛУШКО была создана уникальная многоразовая космическая система «Энергия-Буран», базовый блок долговременной орбитальной станции «Мир» и т.д. Наряду с всемирно известной деятельностью В.П.ГЛУШКО в области практической космонавтики, как главного и генерального конструктора ракетных двигателей и ракетных систем, он внёс и громадный личный вклад в мировую науку: его многолетние работы по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ высоко оценены во всём мире. В.П.ГЛУШКО несколько десятилетий возглавлял Научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме «Жидкое ракетное топливо».
Имя ГЛУШКО как пионера и творца отечественного ракетного двигателестроения в августе 1994 г. было присвоено кратеру на видимой стороне Луны. Сегодня имя Валентина ГЛУШКО носит ведущее предприятие по разработке и производству жидкостных ракетных двигателей НПО Энергомаш.
Противостояние с Королёвым
Два послевоенных десятилетия, вошедших в историю триумфом советской космической программы, прошли под знаком жесткого профессионального и личностного противостояния Глушко и Королёва.
Историки космонавтики, занимавшиеся этой темой, считают, что в основе всего лежали особенности характеров обоих конструкторов: амбициозность, честолюбие, желание быть первым, стремление к превосходству как над соперником, так и над окружающими, властолюбие, нетерпимость к чужому мнению. Каждый из этих двоих, «был не только романтиком, влюбленным в свое дело, но и достаточно твердо ориентировался в земных реалиях, был крупным организатором отрасли». Люди, близко знавшие Королёва и Глушко, вспоминали, что между ними существовала тотальная конкуренция, распространявшаяся и на служебные машины. У одного — «Чайка», зато у другого — «Шевроле‑Каприз»!
Люди, близко знавшие Королёва и Глушко, вспоминали, что между ними существовала тотальная конкуренция, распространявшаяся и на служебные машины. У одного — «Чайка», зато у другого — «Шевроле‑Каприз»!
Все это приводило к множеству мелких стычек между ними, которые, в свою очередь, перерастали в конфликты по тем или иным рабочим вопросам. Пожалуй, наиболее принципиальный спор возник по поводу топлива для перспективных ракетных двигателей. Королёв считал, что должны использоваться кислород и водород, нужно добиваться повышения их максимальной тяги. Глушко же настаивал, что лучшим компонентом топлива будет гептил — вещество очень ядовитое и опасное для всего живого, но способное обеспечить лучшие технические характеристики при сгорании в ЖРД. В 1962 году специальная комиссия АН СССР в вопросе по топливу поддержала Королёва.
Правомерность этого решения подтвердила сама жизнь: Глушко, уже после смерти Сергея Павловича в 1966 году, в своих новых разработках стал использовать горючее, предложенное Королёвым.
В начале 1960-х споры обострились уже по другим вопросам: Глушко считал, что управлять полетом баллистических ракет с помощью подвижных камер сгорания нельзя, а вот с помощью газоструйных рулей — можно. Поскольку Королёв придерживался противоположной позиции, то ему самому пришлось заниматься созданием двигателей с векторной тягой.
Совет Главных конструкторов. Слева направо: В. П. Бармин, В. П. Глушко, С. П. Королев, Н. А. Пилюгин, М. С. Рязанский, А. Ф. Богомолов. Байконур. 1957 год
Wikipedia
Фиаско в лунной гонке
Весьма пагубно сказалось противостояние двух великих конструкторов на советской лунной программе. Королёв предложил Глушко сотрудничество в создании двигателя для сверхтяжелой ракеты Н1, с помощью которой планировалось осуществить пилотируемую экспедицию с высадкой космонавтов на Луну, но общего видения проекта достичь не удалось. Королёву пришлось искать других специалистов по двигателям. Силовую установку Н1 было поручено делать авиационному КБ Кузнецова из Самары, вообще не имевшему опыта разработки ракетных двигателей, равно как и стендов для их испытаний.
Силовую установку Н1 было поручено делать авиационному КБ Кузнецова из Самары, вообще не имевшему опыта разработки ракетных двигателей, равно как и стендов для их испытаний
Все четыре экспериментальных пуска «царь-ракеты» Н1 в 1968–1972 годах закончились неудачно. Заместитель Королёва Борис Черток в четырехтомнике своих блестящих мемуаров «Ракеты и люди» в качестве главной причины провальных пусков называет неудачную инженерную компоновку силовой установки первой ступени из 32 двигателей, синхронной работы которых добиться так и не удалось. Попытка решить эту проблему с помощью КОРД — специальной системы контроля за работой двигателей, которая должна была выключать последние в случае отклонения определенных параметров от нормы, провалилась. Но «недостаточная система алгоритмов выявления предаварийного состояния двигателей и невысокая помехозащищенность», имевшиеся у КОРД, привели к срыву уже первого пуска Н1 — она отключила два двигателя, из-за чего перестали работать и остальные.
Тем не менее после каждого пуска Н1 совершенствовалась. У команды разработчиков была уверенность, что пятый или шестой пуски закончатся штатной работы ракеты. Но насколько близко была лунная программа СССР к успеху, мы никогда не узнаем. В мае 1974 года Глушко сменяет заместителя Королёва Василия Мишина на посту генконструктора королёвского ОКБ-1 (сегодня это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева). Одним из первых своих приказов Валентин Глушко прекратил все работы по лунной программе и ее носителю. Два уже готовых к испытаниям экземпляра Н1 были уничтожены, а вся инженерная документация по программе и ракете оказалась засекречена на долгие пятнадцать лет.
Все четыре экспериментальных пуска советской лунной «Царь-ракеты» Н1 в 1968–1972 годах закончились неудачно
Минобщемаш и Политбюро молча согласились с решением нового генконструктора советской космической программы. В июле 1969 года американские астронавты, члены экспедиции «Аполлон-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми в истории человечества ступили на поверхность спутника Земли. СССР проиграл лунную гонку. Америка взяла реванш за спутник и Гагарина. Мотивов защищать «хромую утку» Н1 у политического руководства страны не нашлось.
Его консультировал Циолковский
В 1925 году Валентин поступает в Ленинградский государственный университет на физическое отделение физико-математического факультета. Там он занимается исследованиями, связанными с ракетами и космонавтикой, попутно разрабатывая проект гелиоракетоплана — космического корабля, с двигателем, использующим в качестве топлива электрическую энергию. В апреле 1929-го Глушко был приглашен на беседу в Комитет по делам изобретательства. Там Уполномоченный начальник вооружений РККА по Ленинграду и Ленинградской области Ильин сообщил ему, что принято решение о начале опытных работ по разработке электрических ракетных двигателей (ЭРД), для чего в составе Газодинамической лаборатории создается специальная группа. Глушко зачисляют в штат лаборатории и сразу назначают ее руководителем. Как и значилось в плане работ, первоначально было дано задание на разработку электрического двигателя, однако сразу же выяснилось, что нормальная работа ЭРД станет возможной только после выхода космического корабля на орбиту, запуск и разгон которого, в свою очередь, потребует наличия жидкостно-реактивного двигателя (ЖРД).
На физмате ЛГУ Глушко занимается исследованиями, связанными с ракетами и космонавтикой, попутно разрабатывая проект гелиоракетоплана — космического корабля с двигателем, использующим в качестве топлива электрическую энергию
Камнем преткновения стал вопрос, что будет выступать в качестве горючего и окислителя для будущего ЖРД. В поисках ответа на него Глушко возобновил отношения с Циолковским и другими светилами нарождающейся ракетно-космической отрасли. В итоге, после серии различных экспериментов и испытаний, летом 1931 года был построен первый советский реактивный двигатель ОРМ-1, «опытный ракетный мотор», как его тогда называли. В качестве топлива использовался бензин, в качестве окислителя — жидкий кислород. В камере двигателя применялось теплозащитное керамическое покрытие из диоксида циркония, а также внутреннее охлаждение для внутренней стенки камеры сгорания. По образу и подобию ОРМ-1 в течение следующих двух лет была создана целая серия ЖРД, венцом которой стали ОРМ-50 и ОРМ-52 с тягой 1500 и 3000 Н соответственно — самые мощные на тот момент реактивные двигатели в мире.
Разработка двигателя для Р7 Семёрка (1946-1956)
Силовая установка R7 Semiorka, от которой непосредственно заимствована ракета-носитель «Союз» (показанная здесь), используется большим количеством двигателей, чтобы обойти проблему нестабильности в камере сгорания.
Разрабатывая ракету V2 , немецкие инженеры совершили огромный скачок в области силовой установки и наведения ракет. После поражения нацистской Германии Глушко и большинство советских специалистов по ракетному оружию (в том числе Королев) были отправлены в Германию для сбора информации, попытки перезапуска производственных мощностей V2 и возобновления работы производственных мощностей V2. Немецкие специалисты и техники.
В Май 1946 г.Сталин решает приступить к разработке баллистических ракет. Орудие производства V2 репатриировано на территорию Советского Союза. Учреждение под названием ОКБ-456, специализирующееся на создании ракетных двигателей на жидком топливе, было создано на территории бывшего авиационного завода в Химках , в пригороде Москвы, и Глушко возглавил его конструкторское бюро. Задача ОКБ — изготовить копию ракетного двигателя V2 с помощью немецких специалистов и техников, которые более или менее добровольно перебрались из Германии. В начале 1950- х годов советские инженеры освоили немецкий опыт и теперь могут разработать собственный двигатель. Глушко сконструировал двигатель ЭД-140 тягой 7 тонн, который должен был служить основой всей его работы в течение следующих пятнадцати лет. Для первой баллистической ракеты конструкции Королёва Глушко предлагает разработать двигатель тягой 100 тонн, камера сгорания которого снабжается 19 форкамерами, производными от ЭД-140. Но проблемы нестабильности в камере сгорания привели к отказу от Р-3.
Королев решил сконцентрироваться на создании межконтинентальной ракеты Р-7 «Семёрка », не занимаясь разработкой ракет средней дальности. Разработка последнего теперь поручена новому специализированному конструкторскому бюро, возглавляемому одним из его заместителей Михаилом Янгуелем . Для продвижения Р-7 Глушко решил разработать вариант, почти в 10 раз более мощный (тяга 65 тонн) ЭД-140. Но разработка двигателя, который будет называться РД 105 / РД-106 , снова наталкивается на проблемы нестабильности горения. С другой стороны, масса ядерной боевой части ракеты прибавила в весе и достигла 5,4 тонны, что требует увеличения ожидаемых характеристик двигателя. Ракета должна быть введена в строй в 1956 году. Обойти проблему создавали размеры камеры сгорания. Глушко решает разработать двигатель РД 107 / РД-108 с четырьмя камерами сгорания и четырьмя соплами с общим турбонасосом . Это решение, однако, увеличивает сложность ракеты, которая включает не менее 20 узлов камеры сгорания / сопла и 12 двигателей с нониусом .
Первый электрический реактивный двигатель
Под руководством Глушко был разработан первый в мире электротермический реактивный двигатель. Опытный образец был создан в СССР — в Газодинамической лаборатории в Ленинграде, которой заведовал Глушко, в 1929 году.
В двигателе в камеру сгорания устанавливались специальные проводники (из железа, палладия других металлов), на эти проводники подавались кратковременные, но мощные импульсы электрического тока с определенной частотой. Сам процесс назывался «электрическим взрывом» — при прохождении разряда проводники в прямом смысле разрушались, выделяя водород, который истекал из сопла двигателя и создавал тягу. Позже работы по этим двигателям были свернуты из-за низкой мощности.
Впервые в советской космической промышленности электрореактивные двигатели (ЭРД), но с иным принципом, были применены значительно позже — в 1964 году в космос был отправлен спутник «Зонд-2», с шестью установленными плазменными двигателями ориентации.
В современной космической технике применяются различные ЭРД, например, ионный (ионизированный газ разгоняется в электрическом поле). Такие модели, как и первый двигатель Глушко, имеют малую тягу, но могут работать за счет низкого расхода рабочего тела чрезвычайно долго — до нескольких лет. В качестве маршевого ЭРД был, например, установлен на японском космическом аппарате «Хаябуса», запущенном для изучения астероида Итокава. ЭРД широко применяются на спутниках в качестве двигателей коррекции траектории.
Соавторство «Протона»
В то время как Королёв пытался вытолкнуть Н1 в космос, Глушко занимался своим привычным делом — создавал двигатели. Под его руководством ОКБ-456 разработало двигатели РД-107 и РД-108 для ракетоносителя «Восток». Кроме того, был сконструирован ряд ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах — для ракет военного и гражданского назначения. Совместно с ОКБ-51 в подмосковном Реутове во главе с академиком Владимиром Челомеем была создана ракета «Протон» грузоподъемностью 20 тонн — один из самых успешных и долговечных «космических извозчиков», летающих и поныне.
Одним из первых приказов на посту главы королёвского КБ Глушко прекратил все работы по лунной программе и ее носителю. Два уже готовых к испытаниям экземпляра Н1 были уничтожены, а вся инженерная документация по программе и ракете оказалась засекречена на долгие пятнадцать лет
В октябре 1974 года Глушко представил комплексный план работ НПО «Энергия» на ближайшие годы, по нескольким основным направлениям. Одним из них было продолжение программы «Салют» — создание серии околоземных орбитальных станций. Глушко считал, что это одна из намечающихся тенденций космонавтики, в которой «дальнейшее развитие получат долговременные орбитальные станции. В ближайшее десятилетие, видимо, будет производиться сборка станций на орбите, на них начнут работать узкие специалисты. Такие станции могут летать много лет». При жизни Глушко в космос было отправлено шесть таких станций.
Двигатель РД-108, созданный в КБ В. П. Глушко, был установлен на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957 год) на ракетах-носителях, осуществивших выведение на орбиты искусственных спутников Земли и Луны, запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, запуск пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз»
selena.sai.msu.ru
Кроме того, Валентин Петрович предложил создать на Луне долговременную научно-исследовательскую базу. Для доставки туда людей и грузов он собирался создать ЛЭК — лунный экспедиционный корабль, состоявший из посадочной ступени с мощным основным и четырьмя рулевыми ЖРД. Носителем стала бы новая сверхмощная РН «Вулкан» со стартовой тягой 73 800 кН, способная выводить на низкую околоземную орбиту объекты массой 200 тонн (полезная нагрузка королёвской Н1 не превышала 100 тонн; кажется, спор с извечным коллегой-соперником не утих и после смерти последнего).
Но советское руководство, уже потерявшее интерес к Луне, средства на это так и не выделило, тем более что, по словам специалистов, в тех деньгах на это потребовалось бы около 50 млрд рублей (80 млрд долларов). К тому же тем временем приобретало все более явные очертания новое амбициозное противостояние в космосе с вечными соперниками — американцами.
Биография
2 сентября 1908 г., город Одесса – 10 января 1989 г., город Москва.
В 1929 г. окончил физико-математический факультет Ленинградского университета, до 1933 г. работал в Газодинамической лаборатории (Ленинград), сформировал и руководил подразделением по разработке электроракетных, жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
В 1934 г. организовал Ракетный научно-исследовательский институт (Москва), где был создан и испытан двигатель ОРМ-65 (1936 г.) для использования на крылатой ракете конструкции С.П.Королева.
В 1938 г. В.П.Глушко был репрессирован. В 1939–1940 гг. – в специальной тюрьме при Тушинском авиационном машиностроительном заводе №82, в 1940–1941 гг. – в специальном отделе №28 на Казанском авиационном моторостроительном заводе №16 (ныне Казанское моторостроительное производственное объединение), где под руководством В.П.Глушко был принят проект установки ЖРД на самолеты Военно-воздушных сил страны.
Работал главным конструктором конструкторского бюро по разработке самолетных ЖРД (1941–1944 гг.), главным конструктором опытно-конструкторского бюро спецдвигателей (1944–1946 гг.), заведующим кафедрой ракетных двигателей Казанского авиационного института (1945 г.).
В 1946–1966 гг. главный конструктор ОКБ-456, ныне Конструкторское бюро «Энергомаш» (г. Химки Московской области).
С 1974 г. директор и генеральный конструктор Научно-производственного объединения «Энергия» (г. Калининград Московской области, ныне г. Королёв).
Почести
- В 1953 г. он был избран членом-корреспондентом, а в 1958 г. — действительным членом Академии наук СССР .
- Именем Глушко был назван астероид (6357) Глушко , открытый Николаем Чернычем в 1976 году.
- В 1994 году его именем был назван кратер на Луне Глушко .
- Именем Глушко названа улица в украинской столице Киеве.
- Почта Украины выпустила специальную марку в 2003 году, а Почта России выпустила специальную марку в 2008 году по случаю его 100-летия.
Глушко был почетным гражданином Калуги (1975), Одессы (1975), Королева и Химок (1979), Байконура (1984), Казани (1987), Приморска и Элисты (1988).
Награды
- Орден Трудового Красного Знамени (1945 г.)
- Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
- Орден Ленина (1956, 1958, 1968, 1975, 1978)
- Ленинская премия (1957).
- Государственная премия СССР (1967, 1984).
- Юбилейная медаль «В память 100-летия Владимира Ильича Ленина» (1970).
- Орден Октябрьской революции (1971 г.)
- Медаль «За героический труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.).
- Медаль «30. Юбилей Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. » (1975 г.)
- Медаль «Ветеран труда» (1984).
Личность
Когда в начале 1990-х годов стали известны закулисные взгляды на советскую космическую программу, историки до некоторой степени демонизировали Глушко как виновного в противостоянии Королеву в 1960 году и в личном участии в выходе из строя ракеты-носителя N1 и остановке пилотируемой лунной программы. Если человек действительно ошибся в суждениях, эта оценка, несомненно, завышена. Он разделял те же мечты о межпланетных путешествиях, что и Королёв. Его противодействие Королеву, которое обычно преподносится как конфликт личностей, вероятно, было вызвано техническими различиями во мнениях, основанными на рациональных аргументах. Глушко был прекрасным человеком, искусствоведом, свободно говорил на пяти языках. Всегда хорошо одет, он никогда не был знаком со своими сотрудниками. Согласно им, он умел находить элегантные решения и разбирался в деталях. В отличие от Королева, который охотно передавал на аутсорсинг аспекты, которые он не считал стратегическими, своим сотрудникам, Глушко хотел все контролировать. Больше всего на свете он хотел оставить неизгладимый след в потомстве. Он является автором 250 научных статей и книги по теории ракет в 40 томах, написанной за 7 лет для Академии наук Советского Союза. Был женат несколько раз, у него было четверо детей. Перед смертью он попросил, чтобы его прах хранился в урне, чтобы позже его можно было развеять на земле планеты Венера .
Научное творчество
Основные работы В.П.Глушко посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и космических аппаратов. В.П.Глушко является конструктором первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД.
В 1930 г. предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и способ теплоизоляции камеры сгорания двуокисью циркония.
В 1931 г. предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты.
В 1932–1933 гг. разработал поршневые, турбонасосные с центробежными насосами агрегаты для подачи топлива в ЖРД. Испытаны ЖРД с камерой сгорания из двуокиси циркония, называвшиеся в то время «опытными ракетными моторами».
Под руководством В.П.Глушко разработаны мощные ЖРД, используемые на всех отечественных ракетах-носителях и многих боевых ракетах:
- РД100 – РД-103 и РД-108 для ракет-носителей «Восток», «Восход», «Молния», «Союз»;
- РД119 и РД-214 для ракет-носителей «Космос»;
- РД253 для ракет-носителей «Протон»;
- РД301, РД-120 и РД-171 для ракет-носителей «Зенит»;
- самый мощный ЖРД в мире РД170 для ракет носителей «Энергия»–«Буран».
Под его руководством были изданы энциклопедия «Космонавтика» и многотомные энциклопедические справочники по теплофизическим свойствам многих классов веществ (1971–1985 гг.).