Храм богини артемиды в эфесе

Оглавление

Александрия Египетская

Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.

От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.

Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.

Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов. В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.

Литература

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Персоналии IV века до н. э.
  • Персоналии:Древняя Греция
  • Родившиеся в Греции
  • Вандалы
  • Метафоры

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы

Смотреть что такое «Герострат» в других словарях:

Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа — Александра — ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: «Кто сжег

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.
В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.

Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Постройка храма Артемиды

По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:

  • VIII века до н. э.
  • середины VII века до н. э.
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Поджег храма Геростратом

В 356 году до нашей эры родился Александр Македонский. В этом же году Герострат поджог храм Артемиды. Этот поступок объяснялся тем, что Герострат жаждал славы и хотел войти в историю как самый могущественный разрушитель.

К сожалению, здание не смогли спасти. Благодаря тому, что внутренние работы храма были выполнены из дерева, огонь быстро распространился. Сразу потушить огонь не представлялось возможным, так как здание было слишком больших размеров. Поэтому от величественного храма остались только колонны и стены из белого мрамора.

Представители власти хотели наказать Герострата и решили вычеркнуть его имя из всей документации, а также запретили жителям упоминать о Герострате. Но, несмотря на это, он смог войти в истории благодаря упоминанию в трудах историка Феопомпа.

Экскурсии


Туристы на месте развалин в Эфесе

  • Место, где когда-то находился величественный храм, находится в границах городка Сельчук. Недалеко от автовокзала – не более 700 метров.
  • А вот ближайший популярный курорт находится в 20 километрах. Это Кушадасы. От него до достопримечательности лучше всего добираться на местной маршрутке – долмуше. Такой транспорт удобнее и быстрее автобуса и дешевле, чем такси. Посещение территории бесплатное.
  • Кроме того, посещение священного места входит в экскурсионную программу прогулки по историческому городу Эфесу.

Античный город, благодаря немалым финансовым вложениям, постоянно хорошеет. А объект «Храм Артемиды» не перестает пользоваться популярностью у туристов.

Иногда перед посетителями предстает удивительное и трогательное зрелище. К Болоту приходит мальчик и начинает играть на дудочке. Национальные турецкие мотивы в сочетании с атмосферой местности создают потрясающее ощущение. Слушатели как будто переносятся на несколько тысячелетий назад и ощущают дух античного времени. Музыкант же, в свою очередь заслуженно претендует на щедрое вознаграждение.

Наследие

Имя Герострата сохранилось в классической литературе и перешло в современные языки как термин для обозначения того, кто совершает преступное деяние, чтобы добиться известности и, таким образом, снискать геростратическую славу. Согласно Джулии Х. Фосетт, Герострат «является примером фигуры, отстаивающей свое право на самоопределение, человека, который выступает против истории, которой он не известен, возвращаясь в эту историю — любыми необходимыми средствами».

В СМИ

  • Чосер ссылается на Герострата в «Доме славы» : «Я есмь тот ylke shrewe, ywis, / Это brende храм Исидиса / В Афинах, loo, этот цитируй». / «И почему ты так решил?» quod she. / «Клянусь моей бережливостью, — сказал он, — мадам, / Я прославилась вольде файн хан, / Как и другие народы в тоун …»
  • Многие авторы из Испании 16-17 веков ссылаются на Герострата как на человека, который сделает все, чтобы добиться известности. Он обсуждается в главе 8 второй части Мигель де Сервантес » Дон Кихот (1615), вместе с Юлием Цезарем и Эрнана Кортеса . Дон Гарсия, главный герой Руис де Аларкон «ы La Verdad sospechosa ( Suspect Истины ), сравнивает его подвиги с древним характером.
  • В « Ричарде III» Колли Сиббера (1699) есть часто цитируемая фраза: «Честолюбивый юноша, который зажег Эфесский купол / Жертвует славой благочестивого дурака, поднявшего его ».
  • В главе «Сны» в романе Германа Мелвилла « Марди и путешествие туда» (1849) главный герой заявляет: « hoso меня побьет камнями, будет как Эрострат, который зажег храм …»
  • Ярослав Гашек в предисловии к своему последнему роману «Бравый солдат Швейк» сравнил Герострата со Швейком (главным героем) и хвалил последнего.
  • В своей речи 6 октября 1939 года в берлинском рейхстаге Адольф Гитлер сослался на Герострата, сделав современное сравнение: «Мне ясно, что существует некий еврейский международный капитализм и журналистика, которые не имеют никакого чувства общего с люди, интересы которых они якобы представляют, но которые, подобно Герострату в былые времена, считают поджог величайшим успехом в своей жизни «.
  • Главный герой фильма 1967 года Герострат нанимает маркетинговую компанию, чтобы превратить его самоубийство через прыжок в спектакль для СМИ.
  • В романе Гора Видаля « Две сестры» 1970 года реальная история Герострата выступает в качестве вспомогательного сюжета.
  • В пьесе Григория Горина 1972 года « Забудь Герострата!» в которой «театральный деятель» из настоящего наблюдает за приговором Герострата, чтобы понять источник бедствия, поразившего человечество.
  • Рассказ Жан-Поля Сартра « » напрямую основан на рассказе Герострата.
  • В фильме Андрея Тарковского » Сталкер » 1979 года упоминается Герострат.
  • Сказка о Герострата непосредственно упоминается в двух песнях из Если эти деревья могли говорить альбом Над Землей, Под небом .
  • У The Better Maker есть песня под названием «Ærostratus» на их альбоме 2012 года Wissenschaft , которая проводит параллель между историей Герострата и искуплением короля Мидаса.
  • В фильме Сэма Левинсона 2018 года « Нация убийств» хакер под ником «Er0str4tus» утекает половину личной информации города Салема « для лулзов », отправляя город в безумие насилия.

Сведения античных авторов[править | править код]

Модель храма Артемиды в Турции в парке Миниатюрк

Хотя труды Феопомпа сохранились лишь во фрагментах, на него ссылается римский писатель-моралист I века н. э. Валерий Максим, чей рассказ наиболее подробен.

Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу. Уже Валерий Максим включает рассказ о нём в главу «О желании славы» (De cupiditate gloriae), в одном ряду с Фемистоклом, Александром Великим и Аристотелем. А римский писатель Элиан в сочинении «О природе животных» упоминает Герострата в перечне врагов божеств вместе с философами Гиппоном и Диагором.

Авл Геллий не называет имя поджигателя, но ссылается не на постановление эфесцев, а на «решение всей Азии».

Согласно Страбону, на месте сожжённого Геростратом храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфесской, включённый в число «чудес света».

Историк Тимей и вслед за ним Марк Туллий Цицерон и Плутарх утверждали, что храм Артемиды сгорел в ту самую ночь, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский.

Наследие

Имя Герострата сохранилось в классической литературе и перешло в современные языки как термин для обозначения того, кто совершает преступное деяние, чтобы добиться известности и, таким образом, снискать геростратическую славу. Согласно Джулии Х. Фосетт, Герострат «является примером фигуры, отстаивающей свое право на самоопределение, человека, который выступает против истории, которой он не известен, возвращаясь в эту историю — любыми необходимыми средствами».:33

В СМИ

  • Чосер ссылается на Герострата в Дом славы: «Я тот ylke shrewe, ywis, / Это brende храм Исидис / В Афинах, послушайте, этот цитируемый. / «И почему ты так поступаешь?» — молвила она. / «Благодаря моей бережливости, — сказал он, — мадам, / — Я прославился, / Как и другие люди. тун … «
  • Многие авторы из Испании 16-17 веков ссылаются на Герострата как на человека, который сделает все, чтобы добиться известности. Он обсуждается в главе 8 второй части книги. Мигель де Сервантес’ Дон Кихот (1615), вместе с Юлий Цезарь и Эрнан Кортес. Дон Гарсия, главный герой Руис де Аларконс La Verdad Sospechosa (Подозреваемая правда), сравнивает свои подвиги с древним персонажем.
  • Колли Сибберс Ричард III (1699) содержит часто цитируемую строку, «Честолюбивая молодежь, которая зажгла Эфесский купол / Outlives в славе благочестивый дурак, который поднял это.»:33
  • В главе «Сны» в Герман Мелвиллс Марди и путешествие туда (1849 г.), главный герой заявляет: « hoso побьет меня камнями, будет как Эрострат, который зажег храм …»
  • Ярослав Гашек, в предисловии к своему последнему роману, Бравый солдат Швейк, сравнил Герострата со Швейком (главным героем) и похвалил последнего.
  • В своей речи 6 октября 1939 года в берлинском рейхстаге Адольф Гитлер упомянул Герострата, сделав современное сравнение: «Мне ясно, что существует определенный еврейский международный капитализм и журналистика, которые не имеют ничего общего с людьми, интересы которых они якобы представляют, но которые, как Герострат в древности, считают поджог как величайший успех своих жизни.»
  • Главный герой фильма 1967 года Герострат нанимает маркетинговую компанию, чтобы превратить его самоубийство с помощью прыжка в спектакль для СМИ.
  • В Гор ВидалРоман 1970 года Две сестры реальная история Герострата появляется как вспомогательный сюжет.
  • В Григорий Горинпьеса 1972 года Забудьте о Герострате! в которой «театральный деятель» из настоящего наблюдает за приговором Герострата, чтобы понять источник бедствия, поразившего человечество.
  • Жан-Поль Сартррассказ «»прямо основан на рассказе Герострата.
  • Андрей Тарковскийфильм 1979 года Сталкер ссылается на Герострата.
  • Сказание о Герострате прямо упоминается в двух песнях из Если бы эти деревья могли говорить альбом Над землей, под небом.
  • У Better Maker есть песня под названием «Ærostratus» на их альбоме 2012 года. Wissenschaft, который параллелен истории Герострата с искуплением царя Мидаса.
  • В Сэм Левинсонфильм 2018 года Нация убийц хакер под ником «Er0str4tus» утекает половину личной информации города Салема «для лулзов», что привело город в неистовство насилия.

Устройство второго храма

Второй храм, построенный на месте первого, по сути был не восстановленным святилищем, а совсем новым зданием. Размеры его тоже стали больше. Проект был создан примерно в 550 году до н. э. Через два века его завершили архитекторы Деметрий и Пеоний. Начали же строительство архитектор Херсифрон и его сын Метаген.

Второй храм Артемиды в Эфесе был, предположительно, самым первым греческим храмом, который был возведён из мрамора.

С выбором именно этого материала была связана интересная легенда. Именно перед тем, как храм был воссоздан, эфесцы обнаружили рядом с городом собственные залежи мрамора. Но перед этим во время обсуждения строительства храма горожане хотели привезти материал из других мест, где были его месторождения.

В это же время пастух по имени Пиксодар пас своё стадо овец рядом с городом. Два барана затеяли драку, но, когда понеслись друг на друга, не столкнулись, разминувшись на пути. Одно из животных ударилось с силой рогами о скалу. Отколовшийся кусок был ослепительно белого цвета. Это был осколок мрамора. Пастух поспешил с находкой в город, и судьба древнего храма была решена. Здание решили возвести из мрамора, что начали добывать прямо рядом с Эфесом.

В центре храма находилась целла, внутреннее помещение, где непосредственно устанавливалась статуя божества. Ещё одним важным элементом сооружения стали колонны. Они возвышались на 13 метров и стояли в два ряда. В результате эти сооружения опоясывали храм и составляли церемониальный проход к самому святилищу. Многие колонны являлись сами по себе украшениями, ведь на них изображались прекрасные барельефы.

Предыдущий храм не сгинул бесследно. Раскопки показали, что самое первое здание было частично использовано для строительства нового. Так, археологи, изучая низ колонн, обнаружили, что они и правда раньше стояли в разрушенном святилище. Каждая колонна была изменена так, чтобы подходить под второй храм. Поэтому даже писатели древности не знали об этом.

Эфес быстро прославился благодаря этому великолепному храму. Святилище стало достопримечательностью, куда стекались все гости города. И это были не только путешественники и купцы. Правители других государств тоже посещали храм, подносили в качестве даров драгоценности и товары. В некоторых текстах упоминается, что здание также служило и убежищем. Там можно было укрыться от преследования или наказания.

Храм в реконструкции.

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э

Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Строительство


Украшения храма

Ученые предполагают, что первый храм был разрушен Киммерийцами. В 450-550 годах до н.э. был возведен новый храм.

Набожные жители города решили таким образом почтить великую богиню. Для того, чтобы построить святилище небывалого масштаба и красоты, был приглашен православный зодчий из Кносса Хейрсифрон.

  • Для возведения Артемисиона, так раньше называли храм, архитектор выбрал болотистую низменность в устье реки на окраине города. Такой выбор был сделан неспроста. Дело в том, что данная территория часто подвергалась землетрясениям. Чтобы снизить риск разрушения, было принято решение выкопать глубокий котлован и засыпать его древесным углем вперемешку с хлопком. На эту пружинистую «подушку», способную гасить подземные толчки, решили уже закладывать фундамент будущего строения.
  • Строительство масштабного святилища продолжалось 120 лет. В нем участвовали практически все государства и города малой Азии. Например, Кирийский царь, который прославился своими несметными богатствами, прислал красивейшие мраморные колонны. Каждая была украшена рельефными образами богов. Об этом свидетельствуют записи, сохранившиеся на колоннах.
  • Когда строительство завершилось, все, кто только мог дойти до города, приходили сюда, чтобы посмотреть на великий храм. Такого величественного строения из мрамора не видали даже самые состоятельные жители. Фасады были украшены барельефами и искусно изготовленными скульптурами. Над деталями трудились самые знаменитые скульпторы и архитекторы того времени.

Часто задаваемые вопросы
За что почитали Артемиду? Она была богиней плодородия и земледелия. Ей поклонялись охотники и воинственные амазонки. Еще у Артемиды просили помощи беременные женщины.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

литература

История исследований
  • Трауте Волерс-Шарф: История исследований Эфеса. Открытия, раскопки и личности. Lang, Франкфурт а. М. 1995, ISBN 3-631-30577-X , стр 51-70. 229-237.
Храм и святилище
  • Фриц Кришен : Архитектурное чудо света в Вавилонии и Йониене. Э. Васмут, Тюбинген, 1956.
  • Вильфрид Шабер: архаический храм Артемиды Эфесской. Принципы проектирования и реконструкции. Stiftland-Verlag, Вальдзассен, 1982.
  • Антон Баммер : Святилище Артемиды из Эфеса. Академическая типография и издательская компания, Грац 1984, ISBN 3-201-01260-2 .
  • Антон Баммер, Ульрике Мусс : Артемизация Эфеса. Мировое чудо Ионии в архаические и классические времена . Заберн, Майнц 1996, ISBN 3-8053-1816-2 .
  • Готфрид Грубен : греческие храмы и святилища. Издание 5-е, переработанное и дополненное. Hirmer, Мюнхен 2001, ISBN 3-7774-8460-1 , стр. 380 и далее.
  • Ульрике Мусс, Антон Баммер: Алтарь Артемидии Эфесский (= исследование в Эфесе. Том 12, 2). Издательство Австрийской Академии Наук, Вена 2001, ISBN 3-7001-2979-3 .
  • Энне Онесорг : Храм Кройсос. Новое исследование архаического Диптера Артемиды Эфесской (= исследование в Эфесе. Том 12, 4). Издательство Австрийской академии наук, Вена 2007, ISBN 978-3-7001-3477-0 .
  • Ульрике Мусс (ред.): Археология Эфесской Артемиды. Форма и ритуал святилища . Phoibos-Verlag, Вена 2008, ISBN 978-3-901232-91-6 .
  • Вильфрид Зайпель (ред.): Артемизация Эфеса. Святое место богини. Выставка Художественно-исторического музея Вены в сотрудничестве с Археологическим музеем Стамбула и Эфесским музеем Сельчук . Phoibos-Verlag, Вена 2008, ISBN 978-3-85497-137-5 .
  • Майкл Кершнер: Происхождение Эфесской Артемидии как природного заповедника. Природные знаки как культовые ориентиры в великих святилищах Ионии . В кн . : Природа — Культ — Космос. Материалы международного коллоквиума, Париж-Лодрон-Университет Зальцбурга, 20. — 22. Январь 2012 г.
  • Майкл Кершнер: Архаические храмы в Эфесской Артемизии и археология «Центрального Базиса» . В: Питер ван Альфен, Уте Вартенберг (Ред.): Белое золото. Исследования в области ранней чеканки Electrum . Американское нумизматическое общество 2020, ISBN 978-0-89722-349-2 , стр. 191-262.
Пост-древнее развитие
  • Сабина Ладштеттер : Türbe in the Artemision. Раннее османское захоронение в Аясулуке / Сельчуке и его культурно-историческая среда (= специальные публикации Австрийского археологического института 53). Австрийский археологический институт, Вена 2015, ISBN 978-3-900305-77-2 .

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.

Кто сжег Александрийскую библиотеку?

История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.

Первая дата — 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.

В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной — египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами. Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.

В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему «язычеством». Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.

В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.

Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.