Московский исторический музей

Оглавление

Архив Баухауса / Bauhaus Archiv

Местоположение: Германия, Берлин

Адрес: Berlin, Charlottenburg, Knesebeckstr. 1 – 2

Стиль здания:

Сайт:

Этот комплекс хранит коллекцию архивных материалов самой влиятельной в мире . Также здесь есть постоянная экспозиция, где среди прочего можно увидеть работы Василия Кандинского и Пауля Клее.

Впервые собрать коллекцию, рассказывающую историю Баухауса, предложил немецкий историк искусства Ганс Мария Винглер в 1960 году. Так он хотел популяризировать идеи закрывшейся в 1933 году школы. В формировании фондов участвовал — основатель Баухауса.

Коллекция расположилась в здании Эрнста Людвига в Дармштадте. Со временем предметов стало слишком много, и тогда Гропиус создал проект архива, чей внешний вид вступал бы в диалог с работами Баухауса. Местные власти не дали построить это сооружение, зато проект нашел отклик у муниципалитета Западного Берлина.

Здание архива было закончено только в 1979 году, через десять лет после смерти Гропиуса. В процессе строительства проект сильно изменился, однако некоторые черты видения архитектора остались. Например, рисунок крыши сохранился в том виде, каким его придумал Гропиус.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7. Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.

Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского. Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы, хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Залы и экспозиции

Чтобы увидеть хотя бы часть постоянной экспозиции, сюда стоит прийти на целый день, а лучше — несколько раз. Площадь музея весьма внушительна — 4000 м². Несмотря на то, что здесь всегда представлено как минимум 22 000 экспонатов, эта цифра составляет всего лишь половину процента от общих запасов музея.

В общей сложности на двух этажах расположено 39 залов, каждый из которых представляет особую эпоху в истории России. Всё начинается с древних находок, посвящённых первым людям на этих землях, и заканчивается современностью.

Здесь очень много личных вещей легендарных правителей, полководцев, политических фигур и общественных деятелей, таких как Пётр І, Николай ІІ, Владимир Ленин. История условно разделена на две части.

На первом этаже — всё, что связано с допетровскими временами, на втором этаже экспозиция посвящена России после того, как самодержец прорубил окно в Европу. И даже если вы считаете себя знатоком отечественной истории, после знакомства с гигантской коллекцией Государственного исторического музея вы откроете для себя её новые страницы.

Залы первого этажа являются ценными экспонатами и произведениями искусства. При оформлении многих из них были сделаны копии памятников истории и архитектуры, многие из которых были впоследствии утрачены. Современный облик интерьеров музея был восстановлен в ходе реконструкции 2001 года, все залы обрели вид согласно изначальным эскизам Шервуда и Попова.

Парадные сени — первое помещение, куда входят посетители. На потолке находится генеалогическое древо императорской семьи, роспись артели Фомы Торопова. В композицию входят 68 ростовых портретов российских государей.

В основании древа стоят князь Владимир и княгиня Ольга, они символически поливают его корни из алавастров. Последними в ряду государей изображены Александр III и Мария Фёдоровна, при которых был открыт музей.

От Парадных сеней налево уходит ряд залов первого этажа — с 1‑го по 21‑й. Экспозиция посвящена истории России от древнейших времён до начала правления Петра I. Прямо через сени находятся литерные залы, где показаны выдающиеся изделия из золота разных времён и народов.

Правее от них расположен небольшой зал, в котором воссоздан рабочий кабинет основателей музея — Забелина и Уварова.

На втором этаже находятся залы под номерами от 22 до 36, в них представлена история России от Петра I до Александра III. На третьем этаже проводятся временные выставки.

В современной экспозиции музея литерные залы отведены под выставку изделий из золота, каждый посвящён определённой области применения драгоценного металла.

  • Зал «А», Металл богов — изначально назывался «Византийский зал», выполнен в подражание собору Святой Софии в Стамбуле. В настоящее время разделён на две части: в первой показаны предметы церковного искусства православной Руси. Во второй части зала выставлены памятники XII—XIX веков других христианских конфессий.
  • Зал «Б», Металл царей и символ власти — в этом зале представлены самородки, государственные эталоны веса и длины, монеты и медали, полковое серебро, ордена, наградное оружие.
  • Зал «В», Символ богатства и роскоши — здесь представлены золотые ювелирные изделия с античных времён до конца XX века. Параллельный показ предметов разных культур и эпох демонстрирует общие тенденции и взаимовлияние златокузнечного дела разных стран.

На момент открытия в 1881 году в музее из 47 запланированных были закончены только 11 залов первого этажа. Именно они получили самое богатое декоративное оформление. Здесь представлена эпох праобщины, раннепервобытной общины, первое тысячелетие до нашей эры, скифская эпоха, Восточная Европа и античный мир, Эпоха Великого переселения народов.

В залах №№ 8, 9, 10, 11 представлены экспонаты из эпох формирования Древнерусского государства, Древнерусского города, жизни Древнерусского государства в период феодальной раздробленности, а Культура Древней Руси IX — первой половины XIII века.

В зале № 12 выставлены памятники Ростова Великого и Ярославля, а в зале № 13 представлена экспозиция образования единого Российского государства.

На втором этаже находятся залы с 25-го по 36‑й. Их оформление проводилось значительно позже открытия музея и отличается от первого этажа значительно более сдержанным видом. В 25‑м зале находится вход в читальный зал отдела рукописей, в 28‑м — в отдел изобразительных материалов.

Экспозиция Исторического музея в Москве

Выставочная площадь музея составляет 4 000 кв.м., размещается на двух этажах и делится на 39 экспозиционных залов. Доступные публике коллекции насчитывают свыше 22 000 экспонатов, охватывающих все этапы развития России.

Это позволяет посетителям узнать больше о быте, культуре и истории страны в разные периоды ее существования. Фонды музея хранят более 15 миллионов редких письменных источников из истории России XVI–XX веков. Наиболее значимыми из них считаются одна из старейших рукописных книг Древней Руси — «Изборник» Святослава, Московский Кодекс II и Хлудовская псалтырь — одна из трех сохранившихся в мире псалтырей IX века.

Виртуальный тур по Государственному историческому музею Москвы

Принцип формирования экспозиций все тот же, что и в момент открытия музея в 1873 году. Чтобы «служить наглядной историей», нужно собрать в строгом хронологическом порядке «все памятники знаменательных событий» из истории Русского государства. По словам музейных смотрителей, менталитет ГИМ отличен от музеев Западной Европы. Его цель — просвещение, а не удивление, а метод — не забава, а серьезное изучение, призванное дать точку опоры в прошлом и создать правильное будущее.

Официальная группа Facebook

В музейных выставках порой отыскиваются настоящие сокровища: например, монументальная кованая решетка от ворот Новодвинской крепости Петровских времен, власяница Ивана Грозного, маскарадные сани русской императрицы, украшенные резными позолоченными орлами, и загадочный Галичский клад — уникальная находка, полная таинственных культовых предметов. Коллекции продолжают расти. Основную часть музейных пополнений составляют результаты работы археологов, меньшую — специальные закупки и дары меценатов.

Наука и исследования

Художественно-исторический музей — крупнейшее научно-исследовательское учреждение Австрии. Как научное учреждение, одна из основных задач музея, помимо сбора и сохранения, — это исследование фондов. Научные знания о создании и функциях объектов, их материалах и технологиях производства являются основным требованием для реставрации музейных предметов и их профилактической консервации. Таким образом, музейные исследования дают знания, необходимые для выполнения центральных музейных задач, в частности, для сохранения предметов искусства.

Коллекции Художественно-исторического музея и связанных с ними реставрационных мастерских являются краеугольным камнем музейных, предметных исследований. Кроме того, естественнонаучная лаборатория KHM проводит аналитические исследования и фундаментальные исследования. ХМ также имеет архив и музейную библиотеку. Они вносят свой вклад в исследование происхождения и документирование истории коллекции. Научные проекты KHM охватывают области искусства и истории культуры, египтологии , археологии и нумизматики . В результате разнообразия музейных коллекций и предметных областей междисциплинарный обмен является основной компетенцией музейных исследований. Результаты такой исследовательской работы поддерживают современные коммуникативные работы, такие как рентгеновские снимки картин на интерактивном сайте выставки «Внутри Брейгеля».

Партнерами по научному сотрудничеству Художественно-исторического музея являются международные исследовательские институты, другие музеи, университеты и неуниверситетские исследовательские институты.

Художественно-исторический музей регулярно принимает участие в « Долгой ночи исследований» .

Исторический музей

Главное здание культурного центра находится в Покровском соборе, который более известен как Храм Василия Блаженного. Исторический музей входит в состав объектов Красной площади, внесен в список памятников всемирного культурного наследия.

Идея создания исторического музея витала в кругах интеллигенции еще в середине XIX столетия. Первым толчком к ее воплощению послужил успех промышленной выставки, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра Великого. Среди экспонатов присутствовали археологические находки, исторические религии. Они не вписывались в общую концепцию. А потому и было принято решение создать центр, посвященный отечественной истории. Музей основан в 1872 году.

Как добраться до Государственного исторического музея

Красное сооружение с башенками и кирпичной кладкой нельзя не заметить даже издалека. Найти его легко, ведь оно расположено в самом сердце столицы, на Красной площади, и выглядит весьма приметно. Добраться до местной достопримечательности самостоятельно не составит особого труда, так как здесь хорошо развита сеть подземного транспорта.

Точный адрес: Красная площадь, дом 1, Москва, Россия.

Как добраться от ж/д вокзала Москва Курская:

  • Вариант 1

    Метро:спуститься на станцию Курская, проехать 1 остановку до Площади Революции (синяя ветка). Время в пути — 53 мин.

    Пешком:770 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:ехать на север по площади Курского Вокзала через набережную Москворецкая. Время в пути — 38 мин. Расстояние — 5,2 км.

  • Вариант 3

    Автобус:маршрутом М3 проехать 7 остановок от пл. Цезаря Куникова. Время в пути — 48 мин. Выйти на пл. Театральная.

    Пешком:1950 м.

Как добраться от ж/д вокзала Москва Ленинградская:

  • Вариант 1

    Метро:спуститься на станцию Комсомольская, проехать 4 остановки до Охотного ряда (красная ветка). Время в пути — 22 мин.

    Пешком:490 м.

    Автомобиль:ехать на юго-запад по площади Комсомольская через Садовое Кольцо. Время в пути — 41 мин. Расстояние — 7,5 км.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутом №122 проехать 5 остановок от пл. Комсомольская, затем пересесть на ст. м. Лубянка на автобус М27. Время в пути — 37 мин. Выйти на пл. Театральная.

Интерактивная история

В Государственном Историческом музее вы сможете не только узнать об истории России, слушая обычные или авторские экскурсии. У вас есть удивительная возможность погрузиться в различные эпохи с помощью таких необычных мероприятий как:

  • «Путешествие на поезде времени» — серия интерактивных образовательных программ. Здесь школьники и семейная аудитория смогут почувствовать себя настоящими историками и исследователями, открывающими для себя и для мира новое и неизведанное.
  • Театрализованные экскурсии, во время которых история обретёт кровь и плоть – ваш путь будут сопровождать талантливые актёры в исторических костюмах. Во время маршрута экскурсии вы «познакомитесь» с представителями некоторых слоёв общества разных эпох, сможете задать им интересующие вас вопросы, принять участие в старинных обрядах и забавах.
  • «Музейный сувенир – своими руками». Эти интересные мастер-классы по лепке из глины и росписи фарфора помогут вам изнутри понять, что чувствовали мастера прошлого и почувствовать себя на их месте. С каждого такого мастер-класса вы унесёте с собой памятный сувенир, сделанный своими руками.
  • «Прочтём историю руками». Этот цикл мероприятий разработан для незрячих и слабовидящих детей. Здесь они смогут через осязание копий музейных экспонатов «увидеть» историю древнего мира и историю Древней Руси.
  • Мастер-класс по исторической реконструкции (для детей). Во время мастер-класса ваш ребёнок узнает всё о рыцарстве, разучит средневековый танец, пройдёт «обряд посвящения в рыцари» и на память о волшебном уроке истории унесёт сувенир, сделанный своими руками. Среди музеев Москвы для детей, исторический музей занимает почетное место
  • Мастер-класс по историческому танцу (для взрослых и студентов). Это цикл интерактивных образовательных программ, придуманный для тех, кто хочет углубиться в быт и нравы прошлого через танец. Во время мастер-классов проводятся демонстрации одежды и предметов быта.
  • «Где музыка берёт начало…» Посетив, одно из этих музейных занятий, вы поймёте, что историю можно услышать – она живёт в исторических музыкальных инструментах. На занятиях вам удастся смастерить простейшие древние музыкальные инструменты и унести с собой «оживший голос истории», сделанный своими руками.

Как видите, изучение истории стало многогранным и безумно интересным. Это делает Московский исторический музей одним из самых необычных музеев в Москве. Обо всех уникальных мероприятиях, если вы хотите их посетить, нужно узнавать заранее на сайте музея.

В лабиринтах истории Московского исторического музея

По историческим меркам музей молод, но место, которое своим решением выделила Московская городская дума для строительства музея, самое что ни на есть историческое – Красная площадь. Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России, от древнейших времён, до современности.

  • Закладка здания музея состоялась в 1875 году в присутствии императора Александра III.
  • Проект фасадов был разработан содружеством инженера А.А. Семёнова и художника В.О. Шервуда.
  • С мая 1883 года музей открыт для посещения.
  • Со всей страны свозили сюда лучшие антропологические и археологические коллекции, библиотеки.
  • Император и его окружение щедро жертвовали вновь образованному Музею свои ценные коллекции, подавая пример другим богатым меценатам.
  • Большие деньги выделялись на приобретение памятников древности, слепков и других исторических свидетельств. Так постепенно расширялась собственная коллекция Музея.
  • При этом продолжалась внутренняя отделка помещений, также представляющая историческую ценность, ведь в оформлении экспозиционных залов принимали участие выдающиеся русские живописцы и зодчие И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Бондаренко, а позже И.Е. Репин, В.А. Серов, С.А. Коровин.
  • После революции музейные фонды пополнились экспонатами расформированных Румянцевского и Военно-исторического музеев, музея «Старая Москва» и Государственного музейного фонда.
  • В 1920-х годах филиалами музея стали закрытые и национализированные церкви и другие здания: Музей дворянского быта 40-х годов «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря».
  • В 1930-х к Музею присоединились палаты бояр Романовых, а затем Новодевичий монастырь.

Советские археологи и палеонтологи передавали найденные на местах раскопок материалы в музейную коллекцию.

  • 18 декабря 1991 года Указом Президента России Государственный исторический музей был признан особо ценным объектом культурного наследия России.
  • В 1994 году постановлением правительства музей получил статус научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. Теперь Государственный исторический музей стал головным центром для всех исторических и краеведческих музеев России.
  • Научно-исследовательская деятельность Государственного исторического музея вызывает интерес не только у учёных и историков, изучение фондов и коллекций даёт бесценный материал для работы культурологов, художников, реставраторов и исследователей костюмов и мебели.

Музей архитектуры Тойо Ито / Toyo Ito Museum of Architecture

Местоположение: Япония, остров Омисима

Адрес: 2418 Omishimacho Urado, Imabari, Ehime 794-1308, Japan

Стиль здания:

Сайт музея:

Всемирно известный японский архитектор Тойо Ито построил одноименный музей на острове Омисима. Это первый в Японии музей, посвященный творчеству частного архитектора. С участка открывается вид на Внутреннее Японское море, а сама постройка имитирует палубу корабля.

Музей состоит из двух строений. Первое называется «Стальная хижина». Оно облицовано листами стали и спроектировано как трехмерный графический объект. Рядом с ним находится еще один павильон — «Серебряная хижина». Это реконструкция собственного дома Тойо Ито, построенного в Токио в 1984 году. 

Дом состоит из маленьких жилых единиц, соединенных патио и покрытых сводами разного размера. Ито рассказывал: «Прежде всего, я подумал о разных вещах, которыми мы занимаемся дома, например, готовка, еда, отдых, сон. Например, кухня это рабочее пространство, наполненное приборами для приготовления пищи «…» Когда я думаю об архитектуре, я думаю о ней как о предмете одежды, который должен обернуться вокруг людей». Ито наделил свой городской дом элементами примитивной архитектуры, такими, как дома на воде в Юго-Западной Азии или индейские типи.

Архитектор с командой задумали музей как пространство для различных активностей, которые вернут к жизни местное сообщество. Музей должен привлечь местных жителей и возродить почти забытые локальные ценности. Тойо Ито считает, что архитектура «за рамками модернизма» может возникнуть из местных сообществ, таких, как Омисима.

Музейный комплекс Мэйдзи-Мура / The Museum Meijimura

Местоположение: Япония, Инуяма

Адрес: 1 Uchiyama, Inuyama, Aichi 484-0000, Japan

Стиль здания: Мэйдзи

Сайт музея:

Еще один классический музей архитектуры — комплекс под открытым небом в японской Инуяме, посвященный постройкам эпохи . Его основали архитектор Ёсиро Танигути и вице-президент железнодорожной компании Nagoya Railroad Мотоо Цутикава.

В эпоху Мэйдзи Япония пережила самые серьезные изменения за всю свою историю: выйдя из многовековой изоляции, страна открылась идеям Запада. Заимствовали в том числе архитектурные стили и техники строительства. Эта практика сформировала облик архитектуры эпохи Мэйдзи.

Проезжая по трамвайной линии Яманоте в Токио, Ёсиру Танигути тосковал из-за сноса дворца Рокумейкан, символа архитектуры Мэйдзи. Он уговорил своего однокурсника Мотоо Цутикаву присоединиться к его работе по сохранению зданий Мэйдзи. 18 марта 1965 года на берегу озера Ирука открылся музей Мэйдзи-Мура из 15 построек.

Цель музея — сохранить ранние образцы архитектуры, возникшей под влиянием Запада. Многие постройки уцелели только благодаря счастливому стечению обстоятельств. 

Самый заметный объект комплекса — здание отеля «Империал», построенное для центра Токио в 1923 году. В 1967 – 1985 годах постройку перенесли в музей, а на ее месте построили более обширное здание. От «Империала» остались только входная композиция и лобби, но это все равно самый большой экспонат Мэйдзи-Мура.

Дополнительная информация

Часы работы Государственного исторического музея с 1 сентября по 31 мая:

Дни недели Режим работы
Понедельник 10:00-18:00
Вторник выходной
Среда 10:00-18:00
Четверг 10:00-18:00
Пятница 10:00-21:00
Суббота 10:00-21:00
Воскресенье 10:00-18:00

С 1 июня по 31 августа музей работает ежедневно с 10.00 до 21.00. Билетные кассы закрываются за 1 час до закрытия музея.

Стоимость посещения и дополнительных услуг для разных категорий посетителей:

Стоимость Категории граждан/дополнительные услуги
600 руб.
500 руб.
400 руб.
  • взрослые (для граждан России и ЕАЭС);
  • аренда аудиогида
150 руб.
  • подростки от 16 до 18 лет (независимо от гражданства);
  • студенты дневных форм обучения (для граждан России);
  • пенсионеры (для граждан России и ЕАЭС);
  • инвалиды III группы (для граждан России и ЕАЭС);
  • другие льготные категории граждан (для граждан России);
  • владельцы международных карт ISIC и IYTC
Бесплатно
  • дети и подростки до 16 лет (независимо от гражданства);
  • инвалиды I и II группы с сопровождающим (независимо от гражданства);
  • любительская фото- и видеосъемка без дополнительного оборудования

Граждане, претендующие на бесплатное посещение музея, обязаны предъявить в кассе подтверждающие льготу документы. Телефон для справок и заказа экскурсий: +7 (495) 692-37-31, часы работы в соответствии с графиком музея.

Мне нравитсяНе нравится

Коллекции

Художественно-исторический музей также включает коллекции в Neue Burg , Австрийский театральный музей во дворце Лобковиц , Weltmuseum Wien , Храм Тесея в Фольксгартене, сокровищницу в Хофбурге и Музей императорских карет во флигеле дворца Шенбрунн . Филиал находится в замке Амбрас в Инсбруке.

Художественно-исторический музей (главное здание)

  • Картинная галерея
  • Египетско-восточная коллекция
  • Коллекция древностей
  • Кунсткамера Вены
  • Монетный шкаф
  • библиотека

Хофбург

Императорская корона в казну

Оружейная палата в замке Амбрас

Императорское казначейство Вены

  1. Знак австрийского наследственного почтения
  2. Знаки отличия Австрийской империи
  3. Знаки отличия Священной Римской империи
  4. Бургундское наследие и Орден Золотого Руна
  5. Дом Габсбургов- Лотрингианское сокровище
  6. Духовная сокровищница

Как добраться до Исторического музея в Москве

Осмотр Исторического музея является частью основного экскурсионного маршрута по центру Москвы — он расположен по соседству со зданием Музея Отечественной войны 1812 года между Манежной и Красной площадями. Сюда можно дойти пешком от главных достопримечательностей столицы возле Красной площади.

Если вы едете на метро (схема Московского метрополитена), ближайшей станцией является «Охотный ряд» с выходом на Манежной площади. Станции «Площадь Революции», «Библиотека имени Ленина», «Театральная» и «Александровский сад» также находятся недалеко. Если вы добираетесь в музей на автобусе, нужная вам остановка «Метро „Охотный Ряд“» или «Театральная площадь».

Если есть необходимость, воспользуйтесь любым из удобных приложений такси: Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi или Maxim. В этом случае вам не придется беспокоиться о стоимости проезда: она известна сразу при оформлении заказа.

Выход из метро «Охотный ряд» на Манежной площади перед зданием ГИМ — панорама Яндекс Карты

Виды

Что такое музей? Это организация, цель которой — ознакомление населения с историческим и культурным наследием. Музеи бывают различные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по типу хранимого наследия. Существуют музеи краеведческие, палеонтологические, антропологические, этнографические. Почти в каждом крупном городе имеется выставка восковых фигур. Есть музеи, в которых представлена военная техника или предметы, связанные с историей кораблестроения.

Музеи бывают частными и государственными. Они различаются также по способу знакомства с экспонатами. Так, самый современный тип – виртуальный. Тематика музея может быть какой угодно. По сути, каждый может создать собственный музей. Если, конечно, он располагает коллекцией, имеющей интерес для потенциальных посетителей. В мире действует ряд необычных музеев-выставок. Один из них находится в Загребе. Называется эта небольшая выставка Музей разводов. Экспонаты представлены здесь отнюдь не редкие – свадебные платья, предметы гардероба, украшения. Но каждый элемент имеет свою историю и связан с определенной стадией несостоявшихся отношений.

История создания

Идея открытия подобного учреждения давно существовала среди российской интеллигенции. Экспозиция была собрана в крайне короткие сроки. Собирателей исторических реликвий вдохновил успех выставки в честь 200-летию Петра I.

Свою лепту внесли ветераны Крымской войны. В большом количестве они передавали памятные вещи, которые в дальнейшем вошли в отдел обороны Севастополя. Для хранения всех этих экспонатов и организации будущей выставки требовалось здание. Все сложилось как нельзя удачно, когда ходатайство с предложением о создании музея было представлено императору, которому эта идея пришлась по душе.

Датой его основания считается 21 февраля 1872 года, когда по велению императора Александра II началось возведение нового здания. Авторами постройки стали знаменитый архитектор Владимир Шервуд и инженер Александр Семенов. Городская дума Москвы решила отдать под снос здание Главной аптеки, а освободившийся участок выделить под строительство. В течение семи лет Шервуд менял проект четыре раза. Семенов занимался внутренней расстановкой комнат и библиотеки. Здание удачно воплотило стиль древнерусского зодчества в сочетании с красным кирпичом. Постройка гармонично вписалась в общий ансамбль Красной площади.

В 1883-м музей принял своих первых посетителей. Долгое время ученые спорили о характере экспозиции. Одни считали, что она должна состоять исключительно из предметов истории, другие хотели экспонировать связанные с историей произведения искусства. Однако после того, как учреждение перешло на содержание из государственной казны, центральной темой стала идея самодержавия. Первое, что встречало посетителей, было генеалогическое дерево, состоящее из 68 портретов членов семьи императора. Экспозицию планировалось разместить в 47 залах, но к моменту открытия готовы оказались только 11, остальные были открыты в более позднее время. В залах появились десятки окон с уникальным рисунком и двери, выполненные по особому заказу из дуба и сосны. В украшении каждого помещения использовали мозаику, скульптуры с геральдическими символами, малые архитектурные формы.

Тяжелые времена пережил исторический музей в 1917-м, когда невежественные солдаты кричали, что в здании необходимо обустроить фабрику, а «весь этот навоз нужно выбросить вон». Только благодаря стараниям Луначарского и Ленина удалось избежать уничтожения экспозиции. В самом начале войны было решено эвакуировать часть ценностей в казахский город Костанай. Государственный исторический музей, несмотря на регулярные бомбежки и трещину в фундаменте здания, был единственным в столице, продолжавшим работать даже во время осады города. В 1957-м открылась экспедиция на втором этаже ГИМ, освещающая события до Октябрьской революции.

В советское время здание долго не ремонтировалось. За четыре десятилетия оно обветшало, нарушилась работа электропроводки, и появились трещины, поразившие большую часть перегородок. Кроме этого, пострадали детали оформления и росписи на стенах. С приходом перестройки начался глобальный ремонт здания, который завершился только в 2002 году. В 1990-м здание Государственного исторического музея на Красной площади включили в Список памятников культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день работу 40 залов учреждения обеспечивает штат сотрудников 800 человек.